• Цели курса
  • Задачи курса
  • Прогнозируемый результат
  • Программа элективного курса “Сочинение: законы и секреты мастерства”. Учебно-тематический план



  • страница1/4
    Дата14.01.2018
    Размер0.69 Mb.
    ТипПояснительная записка

    Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности


      1   2   3   4


    Пояснительная записка

    Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка. Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов осмысливаются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности. В этих условиях в современной школе, когда приоритеты отданы культурно-развивающему потенциалу среды, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составление плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов.

    Образовательная программа, входящая как основной компонент в структуру Государственного Стандарта общего образования, относит обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Очевидным является и то, что обучение созданию разнообразных речевых жанров есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее ее интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор, развивающее самостоятельность, инициативность, готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права.

    Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Известный дореволюционный методист А. Д. Алферов писал, что сочинение – это “естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных”. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

    Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. В современной школе большинство учащихся не любят писать сочинения, потому, что “они трудны”, а “главное не пригодятся в будущем”. Вместе с тем, как бы это не звучало парадоксально, но сочинение – это вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов – то же сочинение, самостоятельное составление завершенных и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендации, деловая записка – это тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст, вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные.

    Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.



    Цели курса :

    • подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку и литературе;

    • гуманитарное развитие школьников; овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);

    • развитие творческих способностей учащихся.

    Задачи курса :

    • формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;

    • формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика;

    • овладение нормами русского литературного языка;

    • обучение умению связно излагать свои мысли в устой и письменной форме;

    • обучение работе над сочинением;

    • развитие коммуникабельности обучающихся;

    • воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова.

    Прогнозируемый результат

    К концу курса учащиеся должны:



    • уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки сочинений;

    • на конкретных примерах видеть особенности каждого жанра сочинений, уметь отличать их друг от друга;

    • анализировать творческие образцы художественных произведений, работы самих учащихся и рецензировать их;

    • уметь создавать собственные творческие работы в различных жанрах;

    • обогащение речевого багажа учащихся и уметь их применять в различных формах выражения мысли.


    Программа элективного курса “Сочинение: законы и секреты мастерства”.

    Учебно-тематический план

    п/п

    Тема

    Количество часов

    Дата

    I. Вводные занятия

    1

    Прежде чем писать сочинение

    1

     11.01

    2

    Основные требования при написании сочинений

    1

     18.01

    II Пишем сочинение

    3

    Тема сочинения: выбор, осмысление, раскрытие;
    текст: тема, проблема, позиция автора

    1

     25.01

    4

    Композиция сочинения или как начать и завершить сочинение

    1

     1.02

    5

    Анализ предложенного учителем сочинения

    1

     8.02

    6

    Средства художественной выразительности : тропы,

    фигуры речи



    1

     15.02

    III Сочинение разных жанров

    7

    1.Сочинение разных жанров: доклад, обзор, отзыв, статья.

    2.Характеристика, читательский дневник, письмо, интервью.



    2

     22.02
    29.02


    8

    Саморедактирование сочинения

    1

     14.03

    9

    Сочинение – рецензия

    1. Этапы работы над рецензией и требования, предъявляемые к рецензии

    2. Оценочные слова и речевые клише

    3. Аналитическая работа по тексту Д.С. Лихачева “ Память…”

    4. Подготовка к написанию рецензии

    4

     
    4.04
    11.04

    18.04
    25.04



    10

    Типичные ошибки и недочеты в написании сочинений

    1

     16.05

    11

    Оформление и оценивание сочинений

    1

     23.05

     

    Итого :

    15

     
      1   2   3   4

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности