• ОКРЕСТНОСТИ ГОРОДА ВЫТЕГРЫ
  • К. Петровъ. Петров К. Окрестности города Вытегры // Олонецкие губернские ведомости. 1860. № 21. С. 75 ‒ 77. С. 75 ОКРЕСТНОСТИ ГОРОДА ВЫТЕГРЫ
  • 2. По бечевнику рѣки Вытегры отъ города до Вытегорскаго погоста.
  • К. Петровъ Окрестности города Вытегры // Олонецкие губернские ведомости. 1860. № 51. С. 219 ‒ 220. С. 219 ОКРЕСТНОСТИ ГОРОДА ВЫТЕГРЫ
  • О ТЪ Г. В ЫТЕГРЫ ДО В ЫТЕГОРСКАГО ПОГОСТА, ПО ПОЧТОВОЙ ДОРОГѢ

  • Скачать 204.42 Kb.


    Дата08.09.2017
    Размер204.42 Kb.

    Скачать 204.42 Kb.

    Окрестности города вытегры



    Петров К. Окрестности города Вытегры // Олонецкие губернские ведомости. 1860. № 13. С. 50 ‒ 52; № 21. С. 75 ‒ 77; № 51. С. 219 ‒ 220; № 52. С. 223 ‒ 224.

    Петров К.  Окрестности города Вытегры // Олонецкие губернские ведомости. 1860. № 13. С. 50 ‒ 52.

    С. 50
    ОКРЕСТНОСТИ ГОРОДА ВЫТЕГРЫ .


    I. Тагажмозеро.
    Вблизи почти каждаго изъ уѣздныхъ городовъ есть такiя мѣста, которыя постоянно, или въ извѣстное время года, посѣщаются набожными сосѣдями. Это монастыри, пустыни, или, наконецъ, часовни, въ которыхъ находятся св. иконы, мѣсто-чтимыя чудотворными. Близь Вытегры такихъ часовенъ двѣ: одна въ 8 верстахъ отъ города, въ сторонѣ отъ Пудожскаго тракта, въ бору Пятницкомъ, а другая въ 26 верстахъ отъ города, въ сторонѣ отъ Архангельскаго тракта, на берегу озера Тагажмозера. Нѣсколько разъ я бывалъ въ этихъ мѣстахъ; въ настоящее время скажу нѣсколько словъ о послѣдней часовнѣ, которую я посѣтилъ еще недавно.

    Февраля 20-го, съ однимъ изъ родныхъ своихъ, я поѣхалъ, какъ говорятъ здѣсь, къ «Николѣ, на Тагажмозеро». День былъ ясный, морозный. Свѣжесть воздуха, яркая бѣлизна снѣга, по которому бѣгали какъ-бы мирiады свѣтящихся точекъ; деревья, опушенныя инеемъ и отражающiя на морозѣ радужными цвѣтами солнечные лучи; наконецъ, быстрота ѣзды,  все это прiятно дѣйствовало на насъ и заставляло развлекаться и думать о многомъ, послѣ однообразной жизни въ городѣ, гдѣ все дѣлается какъ-бы по заведеному порядку, одинаково въ каждый день.

    Можетъ быть, инымъ покажется страннымъ такое начало моего описанiя; думайте, какъ хотите, а, по крайней мѣрѣ, я и мой спутникъ чувствовали на себѣ и въ эту небольшую поѣздку то удовольствiе, которое всегда производитъ на насъ природа и перемѣна обстановки, постоянно насъ окружающей. Незамѣтно проѣхали мы 6 верстъ по почтовой архангельской дорогѣ до Вытегорскаго погоста, гдѣ у самой церкви, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, поворотили на проселокъ и переѣхали чрезъ рѣку Вытегру. Дорога шла по полямъ, расположеннымъ въ огромной долинѣ, посрединѣ которой змѣилась рѣка Вытегра, скрытая теперь подъ ледяною корою. Въ одной сторонѣ виднѣлся шлюзъ, поля и деревни, красиво расположенныя по скатамъ горъ; въ другой  поля и деревни окружалъ густой сосновый боръ, оканчивающiйся при другомъ шлюзѣ; однимъ словомъ, мѣстность, по которой мы ѣхали теперь, находилась между двумя шлюзами, которые краснорѣчиво говорятъ сами о себѣ: «Слава», «Россiи». Нельзя было дать лучшаго названiя этимъ шлюзамъ, нѣкогда замыкавшимъ собою цѣлый рядъ шлюзовъ знаменитой Марiинской системы. «Слава», «Россiи»  какое прекрасное сочетанiе названiй въ такомъ гигантскомъ сооруженiи, мысль котораго созрѣла еще въ умѣ Петра Великаго и осуществлена Императрицею Марiею Ѳеодоровною, по имени которой вся система названа Марiинскою. Вѣроятно, строители этой системы, давая такое названiе двумъ шлюзамъ, думали: «Слава Россiи, Марiинская система окончена; сколько она принесетъ богатства, и какъ возвеличитъ Россiю!» Вѣроятно, такъ они предполагали, подумаетъ всякiй, когда сравнитъ только цифры судовъ, проходящихъ теперь по Марiинской системѣ, съ тѣми, какiя были въ началѣ ея сооруженiя. 


    С. 51

    Въ размышленiи о быстротѣ развитiя здѣшняго судоходства, я не замѣтилъ, какъ мы проѣхали поле, деревеньку Котельниково и вступили въ другое поле, столь же обширное, какъ первое; пожалуй, я долго бы размышлялъ еще, если бы ямщикъ не выскочилъ изъ саней и не сказалъ: «ишь круть какая; надо не вывалить господъ». И точно, мы начали подниматься на гору, по дорогѣ, то занесенной въ иныхъ мѣстахъ снѣгомъ недавно бывшей метели, то разъѣзженной до такой степени, что страшно было сидѣть въ саняхъ, изъ опасенiя, чтобъ на раскатѣ не опрокинуться въ оврагъ. Переѣхавъ и это поле и другую небольшую деревню, Зеленину, мы свернули въ лѣсъ, вверхъ по косогору; но какая была здѣсь дорога! Въ полтора аршина ширины, занесенная снѣжными сугробами, такъ-что въ иныхъ мѣстахъ нельзя было разъѣхаться двумъ санямъ. Такъ случилось и съ нами. Невдалекѣ отъ дер. Житное, на которую былъ нашъ путь, повстрѣчалось нѣсколько ѣздоковъ; лошадь наша по брюхо ушла въ снѣгъ и стояла такъ, пока не протискались мимо насъ встрѣчныя подводы. Однакожъ, наконецъ такая дорога кончилась; мы прiѣхали въ Житное  небольшую деревушку, на вершинѣ высокой горы, съ которой открывался прекрасный видъ. У подошвы горы разбросано нѣсколько деревень; вдали видна сельская церковь Вытегорскаго погоста, съ бѣлыми стѣнами и множествомъ главъ, горѣвшихъ отъ лучей заходящаго солнца; еще дальше такимъ же свѣтомъ блисталъ крестъ городской колокольни, а по сторонамъ виднѣлось нѣсколько деревушекъ съ чистенькими домиками и курными избами. Изъ Житнаго дорога шла сквозь густой лѣсъ до самаго Тагажмозера, за исключенiемъ переѣзда чрезъ озера  Кудамозеро и Тагажмозеро. Объ этой дорогѣ, проложенной по дремучему бору, говорить нечего; всякiй знаетъ, каковы лѣсныя дороги. Замѣчу только, что чѣмъ ближе мы подвигались къ мѣсту нашего путешествiя, тѣмъ чувствительнѣе было, что поднимаемся на гору. Эта гора, или, правильнѣе, хребетъ носитъ названiе Чекши; онъ начинается отъ береговъ Онежскаго озера и идетъ по Вытегорскому уѣзду, паралельно рѣкѣ Вытегрѣ, раздѣляясь въ то же время на нѣсколько отроговъ; въ иныхъ мѣстахъ Чекша достигаетъ значительной высоты, преимущественно, между селенiемъ Девятины и озеромъ Маткозеромъ. Это послѣднее есть самая возвышенная точка хребта, служащая раздѣльнымъ пунктомъ бассейновъ Вытегры и Ковжи, или, правильнѣе, Волги и Ладожскаго озера.

    Уже смерклось, когда мы прiѣхали на Тагажмозеро. Не буду говорить о томъ впечатлѣнiи, какое испытываетъ всякiй по прiѣздѣ къ цѣли своего путешествiя. Вечеромъ же мы посѣтили часовню и исполнили данный обѣтъ въ молитвѣ предъ иконою Святителя Божiя.  Теперь скажу нѣсколько словъ о мѣстѣ нашего посѣщенiя.

    Тагажмозеромъ называется собственно деревенька у озера того же имени; черезъ поле отъ нея, одиноко стоитъ домъ для пристанища богомольцевъ (келья), и возлѣ него часовня, въ которой находится икона Святителя и Чудотворца Николая. Часовня эта нисколько не отличается отъ другихъ сельскихъ часовенъ, построенныхъ въ такихъ деревняхъ, гдѣ нѣтъ церквей: она довольно обширна и состоитъ изъ двухъ частей  сѣней и самой часовни. Внутренность ея украшена образами, которые расположены въ видѣ иконостаса; по этому съ перваго взгляда при входѣ въ часовню она многимъ можетъ показаться церковью. Образа въ иконостасѣ расположены въ два яруса: въ верхнемъ изображенiя событiй изъ новозавѣтной исторiи; въ нижнемъ  въ самой срединѣ икона Чудотворца Николая; по правую отъ нея сторону иконы: Преображенiя Господня, Пророка Илiи, Николая Чудотворца (вторая) и Распятiя Господня, а по лѣвую: Знаменiя Божiей Матери, Фрола и Лавра, Великомученицы Парасковiи и Божiей Матери. Вотъ и все убранство часовни.  Икона Чудотворца Николая Греческаго письма, почернѣвшая отъ времени; ширина ея полъаршина, а высота немного болѣе. О томъ, съ котораго времени она находится на Тагажмозерѣ, не сохранилось въ народѣ ни какихъ преданiй; говорятъ только, что икона была найдена на деревѣ, которое и теперь стоитъ вблизи часовни. Никто не запомнитъ также, съ котораго времяни это мѣсто посѣщается набожными людьми, приходящими сюда даже изъ дальныхъ мѣстъ Олонецкой Губернiи.  Другая икона, обращающая на себя вниманiе, изображаетъ Архангела Михаила, вручающаго конское стадо святымъ мученикамъ Фролу и Лавру, которые почитаются въ народѣ, какъ охранители стадъ, преимущественно, конскихъ; подъ святыми мучениками, какъ бы ѣдущими стоя на лошадяхъ, написаны, въ восточныхъ костюмахъ всадники: Егасифъ, Елисифъ и Сифъ.  Часовня построена на берегу озера, въ небольшой рощѣ, обнесенной деревянною оградою. Роща годъ отъ году рѣдѣетъ; иныя деревья повалило вихремъ, свирѣпствовавшимъ на канунѣ Свѣтлаго Воскресенiя въ 1858 году, а иныя сами свалились отъ времени. По дорогѣ отъ часовни, на берегу озера, построена купальня, въ которой, по обычаю, мѣстно установившемуся, богомольцы должны всегда купаться, разумѣется, исключая зимы.  Жители окрестныхъ мѣстъ постоянно посѣщаютъ Тагажмозеро, но, преимущественно, 6 Декабря и въ пятницу передъ 9 Мая, или передъ вешнимъ Николой.


    С. 52

    Говоря объ извѣстности Тагажмозера, нельзя умолчать объ общемъ желанiи богомольцевъ, чтобы здѣсь, вмѣсто часовни, была устроена церковь и основанъ особый приходъ. Теперь эта деревня принадлежитъ къ приходу Вытегорскаго погоста, находящагося отсюда въ 20 верстахъ. Въ настоящемъ своемъ положенiи, Вытегорскiй приходъ очень обширенъ; иныя деревни отстоятъ отъ погоста верстъ за 30 и болѣе, и находятся въ такой глуши, куда не во всякое время года возможенъ проѣздъ. Тагажмозеро, съ лежащими вблизи деревнями, легко можетъ составить особый приходъ, на который, можно сказать безъ ошибки, придется болѣе 250 душъ прихожанъ; слѣдовательно, церковный причтъ будетъ въ состоянiи содержать себя безбѣдно; окрестности этаго мѣста заселятся скорѣе, а богомольцы еще охотнѣе станутъ посѣщать храмъ Святителя, гдѣ будетъ находится мѣстно-чтимая его икона. Многiе говорятъ, что это предположенiе уже имѣется въ виду епархiальнаго начальства. Полагаютъ на первый разъ, чтобы не строить новой церкви, придѣлать къ нынѣшней часовнѣ олтарь; но надобно сказать, судя по усердiю жителей къ Угоднику Божiю, что сооруженiе особаго новаго храма не встрѣтитъ остановки. Душевно желаемъ скорѣйшаго осуществленiя такой благочестивой мысли нашего народа, ревнующаго о распространенiи и украшенiи храмовъ Божiихъ.

    Мѣстоположенiе Тагажмозера очень живописно. Вотъ здѣсь-то та невозмутимая тишь, то совершенное спокойствiе, которымъ пользуются мѣста, удаленныя отъ большихъ трактовъ во глубину нашихъ сѣверныхъ лѣсовъ. Здѣсь человѣкъ способнѣе оцѣнить всю прелесть пустыннаго безмолвiя, которую вливаетъ въ душу его окрестная, дико-величественная природа, и настроенный ея обаянiемъ, онъ получаетъ и особенное чувство благоговѣнiя; простая, сердечная молитва чаще и теплѣе возносится здѣсь, при посредствѣ угодника Божiя, къ престолу Господню, чѣмъ въ такихъ мѣстахъ, гдѣ человѣкъ постоянно окруженъ свѣтскими развлеченiями, вносящими въ душу одну только пустоту суетнаго мiра. Простота и свобода молиться въ тихомъ уединенiи всегда привлекаютъ сюда большое число богомольцевъ, не смотря на отдаленность и неудобство дороги.

    Недолго мы оставались на Тагажмозерѣ; надобно было спѣшить домой, куда и прибыли послѣ двухъ-съ половиною-часовой ѣзды.  Отъ Вытегры до Тагажмозера считаютъ 20 верстъ, но, судя по времени, которое необходимо для путешествiя, надобно полагать, что будетъ болѣе 25 верстъ.
    К. Петровъ.

    Петров К. Окрестности города Вытегры // Олонецкие губернские ведомости. 1860. № 21. С. 75 ‒ 77.

    С. 75
    ОКРЕСТНОСТИ ГОРОДА ВЫТЕГРЫ


    2. По бечевнику рѣки Вытегры отъ города до Вытегорскаго погоста.
    Въ г. Вытегрѣ, при шлюзѣ Св. Сергiя, кончается шлюзованная часть рѣки Вытегры, длину которой отъ соединительнаго канала составляютъ 571/2 в. На этомъ разстоянiи 22 шлюза, изъ числа которыхъ вблизи города два: Св. Дмитрiя и Россiи. Потрудитесь, читатели, обратить вниманiе ваше на эти шлюзы и окружающую ихъ мѣстность.

    Рѣка Вытегра, между городовымъ шлюзомъ и шлюзомъ Св. Дмитрiя, протекаетъ въ крутыхъ, а въ иныхъ мѣстахъ обрывистыхъ берегахъ. Правый берегъ глинистый, лѣвый же мѣстами


    С. 76

    суглинокъ, а мѣстами чистый песокъ. Все пространство (съ небольшимъ 11/2 версты) по обоимъ берегамъ рѣки занято полями и пашнями, дающими всегда хорошiй урожай. На поляхъ около Вытегры сѣютъ рожь, овесъ, отчасти ячьмень, но были случаи, что сѣяли и пшеницу; урожай ея, хотя и не слишкомъ значительный, (чему причиной, вѣроятно, были плохiя сѣмена), доказываетъ, что этотъ родъ хлѣба можетъ быть здѣсь разводимъ съ пользою. Съ нѣкотораго времени въ Вытегрѣ начали сѣять траву, примѣръ чему положилъ бывшiй Начальникъ II округа Путей Сообщенiя Николай Ивановичъ Богдановичь. Примѣру его послѣдовали не многiе, потому что нашъ народъ какъ-то мало находитъ пользы въ нововведенiяхъ. Изъ горожанъ, собственно купцовъ и мѣщанъ, еще никто не сѣялъ травы, а между тѣмъ посѣвъ ея былъ бы большимъ подспорьемъ въ домашнемъ обиходѣ. Въ прошедшее лѣто Г. Аптекарь Фрейадлингъ съ одного поля взялъ хлѣбъ и два раза клеверъ. Но обращаюсь къ цѣли своего разсказа.

    На первомъ поворотѣ Вытегры отъ шлюза Св. Сергiя, на горѣ, съ которой открывается прекрасный видъ на окрестность, прежде лѣтомъ бывали гулянья и стояла бесѣдка; но общество нашло это излишнимъ, потому что около бесѣдки пропадало за ничто большое поле. Бесѣдку разобрали, а поле отдали въ аренду. Невдалекѣ отъ этого мѣста, въ 1858 году, на другомъ полѣ, Н. И. Богдановичь построилъ новую бесѣдку, для удовольствiя своего семейства, а на полѣ, около нея лежащемъ, хотѣлъ показать, что въ Вытегрѣ можно ввести полезнаго для сельскаго хозяйства: посѣялъ клеверъ, тимоѳееву траву и люцерну. Клеверъ уродился превосходно, тимоѳеева трава  плохо, а люцерна оказалась несвойственною климату.

    Далѣе по бечевнику, подъ самою горою, находится старое Вытегорское кладбище, на которомъ, по основанiи города, была построена небольшая деревянная церковь; но она отъ ветхости давно уже разрушилась. Стѣны зданiя только свидѣтельствуютъ о существованiи на этомъ мѣстѣ храма Божiя. Около развалинъ церкви находится кладбище, обнесенное изгородью. Кладбище это было, говорятъ, обширно, но вода подмыла и снесла большую часть берега, такъ что нынѣшнiй бечевникъ проложенъ уже по могиламъ. За кладбищемъ, на горѣ и то же по бечевнику, находится другое кладбище  Еврейское, окопанное рвами и обнесенное землянымъ валомъ. Отъ Еврейскаго кладбища до города, Вытегра течетъ очень быстро, отъ чего по временамъ берега ея размываются и осыпаются, что особенно замѣтно въ горѣ на лѣвомъ берегу. Невдалекѣ отъ кладбища, при деревнѣ Денисовой, на рѣкѣ построенъ шлюзъ Св. Дмитрiя и при немъ водоудержательная плотина. Для отдѣленiя напора струи, изливающейся черезъ плотину, отъ воды, проходящей черезъ шлюзъ, построена небольшая дамба, а для перехода отъ шлюза на бечевникъ  мостъ. Въ томъ мѣстѣ, гдѣ теперь плотина, прежде былъ лѣсопильный заводъ Г. Фока, уничтоженный при построенiи шлюза. Берегъ около плотины гористый, глинистый и, надо замѣтить, глина въ иныхъ мѣстахъ лежитъ небольшими пластами краснаго и изъ сѣра-голубаго цвѣта.

    За шлюзомъ Св. Дмитрiя, по обоимъ берегамъ рѣки расположено нѣсколько деревень, построенныхъ на возвышенныхъ мѣстахъ, потому что берега Вытегры отъ горъ имѣютъ значительные уступы, которые по веснѣ поднимаются водою, а она въ иныхъ мѣстахъ не высыхаетъ во весь годъ. Эти низменности поросли травою, а потому даютъ возможность становать въ нихъ водянымъ птицамъ: уткамъ и куликамъ.

    Деревни отъ Денисова до шлюза Россiи слѣдующiя: по правому берегу  Воршева, Щетинина, Шестова и Порогъ; по лѣвому  Брусова, Тучкова, Мѣлова, Островъ и Тятина. О деревняхъ этихъ особеннаго сказать нечего: развѣ только то, что вблизи деревни Острова сдѣланъ перекопъ въ рѣкѣ, для сокращенiя пути около большаго изгиба Вытегры; а на полѣ между деревнями Брусовой и Тучковой стоитъ одиноко огромная сосна, о которой есть преданiе, что подъ ней скрытъ кладъ, во время набѣга на нашъ край Пановъ.  Разсказываютъ, что кладъ этотъ являлся въ видѣ досокъ, собакъ и мертвецовъ, въ слѣдующихъ подробностяхъ. Одинъ крестьянинъ проходя по полю, увидѣлъ у дерева покойника и, догадавшись, что это не спроста, зааминилъ его. Покойникъ разсыпался кладомъ, а мужикъ, собравъ часть его, принесъ домой, но чрезъ 3 года умеръ. Смерть его, по суевѣрному повѣрью не разсказывать ни кому о подобныхъ находкахъ, приписана тому, что онъ будто бы разсказалъ о кладѣ. Другое преданiе: въ Вытегрѣ былъ какой-то чиновникъ; ему однажды во снѣ явилось нѣсколько вооруженныхъ пановъ, которые сказали: если ты въ Денисовѣ построишь на полѣ часовню, то получишь изъ нея преогромный кладъ; если же нѣтъ, то въ скоромъ времени утонешь. Чиновникъ не исполнилъ приказанiя, а потому, говорятъ, и сбылось надъ нимъ обѣщанiе пановъ.  Объ этомъ же кладѣ разсказываютъ еще такъ: будто бы сосѣди замѣчали иногда на соснѣ, подъ которой онъ скрытъ, множество горящихъ свѣчей, которыя исчезали, если кто осмѣливался приблизиться къ дереву, и что дерево это пытались срубить, но трудъ былъ напрасенъ, потому что топоры не могли взять его и тотчасъ ломались.

    Вверхъ по Вытегрѣ, отъ шлюза Св. Дмитрiя въ 41/2 вер., находится въ копаномъ руслѣ шлюзъ Россiи, а почти въ верстѣ отъ него въ природномъ руслѣ  плотина. Шлюзъ Россiи двухъ-камерный. Посмотримъ, какъ черезъ него пропускаютъ суда, но прежде позвольте сказать, для чего устроенъ шлюзъ. Шлюзы строятся обыкновенно въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ рѣка мелководна и имѣетъ значительное паденiе. Такъ разность горизонтовъ воды выше и ниже шлюза Россiи составляютъ 161/2 фут.


    С. 77

    А потому, чтобы пропустить безопасно судно съ этой высоты, и устроенъ шлюзъ. По приходѣ судна къ шлюзу, въ воротахъ его открываютъ клинкетныя отверстiя и черезъ нихъ наполняютъ камеру до тѣхъ поръ, пока вода въ шлюзѣ и за шлюзомъ не выровняется; потомъ ворота откатываютъ, а судно вводятъ въ камеру. Чтобы пропустить судно во вторую камеру, опять выравниваютъ воду верхней камеры съ нижнею, отворяютъ вторыя ворота и пропускаютъ судно въ нижнюю камеру; изъ нея опять выпускаютъ воду до тѣхъ поръ, пока она не сравняется съ водою ниже шлюза; тогда откатываютъ третьи ворота и судно идетъ свободно до слѣдующаго шлюза.

    Интересно смотрѣть, какъ впускаютъ воду въ камеру и выпускаютъ изъ нея. Въ то время какъ открываютъ въ воротахъ отверстiя, вода вдругъ начинаетъ струиться фонтанами, которые все дѣлаются болѣе и болѣе; вода шумитъ въ камерѣ какъ въ порогѣ, волнуется, потомъ шумъ становится тише и тише, волны исчезаютъ и наконецъ поверхность дѣлается ровною и гладкою, какъ стекло. Вотъ рѣзкiй переходъ отъ бури къ затишью. Интересно также смотрѣть, какъ судно, по мѣрѣ истеченiя воды изъ камеры, начинаетъ понижаться.

    Плотина шлюза Россiи построена, какъ я говорилъ, въ природномъ руслѣ рѣки, по которому прежде производилось даже судоходство, но значительный порогъ (вблизи самой плотины) заставилъ бросить природное русло, устроить искусственное и запереть его шлюзомъ.

    Шлюзъ Россiи имѣетъ двѣ камеры и значительное паденiе воды, а потому и пропускъ черезъ него судовъ требуетъ болѣе времени, чѣмъ шлюзы Св. Дмитрiя и Св. Сергiя. Замѣчено, что черезъ шлюзъ Св. Сергiя можетъ пройти въ день 80 судовъ, съ употребленiемъ на пропускъ каждаго по 171/2 минутъ: черезъ шлюзъ же Россiи проходитъ только половина (40 с.) и времени на пропускъ одного судна требуется вдвойнѣ (35 минутъ).

    Кстати надо замѣтить, что всѣ поименованные шлюзы перестроены изъ полушлюзовъ, по открытiи уже судоходства по Марiинской системѣ.

    Возлѣ шлюза Россiи находится деревня Мѣльница, а на противъ плотины  Кошелева; далѣе до Вытегорскаго погоста нѣтъ жилья; мѣстность же, по которой протекаетъ рѣка, ровная. Разстоянiе отъ города до Вытегорскаго погоста, по бечевнику 93/4 в.

    Въ слѣдующей статьѣ я поговорю о дорогѣ отъ Вытегры до Вытегорскаго погоста.
    К. Петровъ

    Окрестности города Вытегры // Олонецкие губернские ведомости. 1860. № 51. С. 219 ‒ 220.

    С. 219
    ОКРЕСТНОСТИ ГОРОДА ВЫТЕГРЫ


    3. ОТЪ Г. ВЫТЕГРЫ ДО ВЫТЕГОРСКАГО ПОГОСТА, ПО ПОЧТОВОЙ ДОРОГѢ .
    Дорога отъ города до Вытегорскаго погоста гладкая и твердая, такъ что нисколько не уступаетъ шоссейной; такое состоянiе ея зависитъ болѣе отъ грунта земли и мѣстности по которой она проведена. Грунтъ земли за городомъ до самаго Вытегорскаго погоста чуроватый, а мѣстность холмистая; во время дождей, вода, скатываясь съ холмовъ, нисколько не портитъ полотна дороги<.> За погостомъ мѣстность уже другая: здѣсь начинаются пески и за тѣмъ высокiя песчаныя горы. Отъ города до погоста считаютъ 7 верстъ; большая часть этого пространства, вблизи дороги, занята полями горожанъ и подгороднихъ крестьянъ, за полями по одну сторону тянется мелкiй лѣсъ, по другую  между пологими берегами змѣится рѣка Вытегра. Для жителя Вытегры не интересна уже кажется эта дорога, но проѣзжающiй здѣсь въ первый разъ не можетъ безъ удовольствiя посмотрѣть на окружающую его мѣстность и особенно на сторонѣ къ рѣкѣ, на которой постоянная работа, постоянная дѣятельность. Толпы бурлаковъ тянутъ тяжелое судно; тамъ варятъ незатѣйливый дорожный обѣдъ; несется звонкая пѣсня… Отъ рѣки взоръ каждаго бросается на горы, синеющiя на горизонтѣ, на множество деревень, мелькающихъ тамъ и сямъ, на широкiя поля, засѣянныя хлѣбомъ,  однимъ словомъ, есть чѣмъ развлечься, есть на чемъ остановиться мысли вашей.

    На половинѣ пути къ погосту, на краю почтовой дороги и рѣки выстроена небольшая деревня Шестова, по преданiю народному извѣстная своею торговлею; за тѣмъ начинаются опять поля. Не вдалекѣ отъ Шестова, указываютъ на одиноко стоящiй деревянный крестъ, гдѣ отдыхалъ Петръ Великiй и гдѣ у него изъ-подъ изголовья украли камзолъ, оставившiй по себѣ память въ присловьѣ: «Вытегоры  воры. Иные же старожилы говорятъ, что Петръ I-й отдыхалъ не на этомъ мѣстѣ, а въ полуверстѣ отъ него, на горкѣ, называемой и теперь бѣсѣдною. О соснахъ же, въ тѣни которыхъ стоитъ крестъ, существуетъ преданiе, что подъ ними скрытъ кладъ во время набѣга Пановъ, и что онъ достанется тому, кто взойдетъ на вершину одной изъ сосенъ внизъ головою. На бесѣдной


    С. 220

    горкѣ стоитъ часовня во имя Святаго Духа, построенная, какъ говорятъ, изъ колокольни, прежде стоявшей на Вытегорскомъ погостѣ. Названiе горки бесѣдною оправдываетъ само себя: на ней постоянно останавливаются, для отдохновенiя, пѣшеходы, которыхъ лѣтомъ здѣсь проходитъ очень много: они или богомольцы, идущiе черезъ Каргополь въ Соловецкiй монастырь, или бурлаки, доведшiе суда до Вытегры и возвращающiеся домой. На бесѣдной горкѣ, въ день праздника Сошествiя Святаго Духа бываетъ большое стеченiе народа; сюда изъ Вытегорскаго погоста совершается крестный ходъ, установленный очень давно, но неизвѣстно, по какому случаю. Говорятъ, что прежде крестный ходъ на это мѣсто былъ совершаемъ изъ города и изъ погоста, потому что здѣсь была межа городской и крестьянской земли: но когда, по межеванiю, граница была отнесена ближе къ городу,  крестный ходъ изъ Вытегры прекратился.

    Въ верстѣ отъ бесѣдной горки, по обѣимъ сторонамъ дороги, расположена деревня Вытегорскiй погостъ; въ ней двѣ церкви, каменная и деревянная, и 38 дворовъ.  Церкви Вытегорскаго погоста отличаются своимъ наружнымъ видомъ и старинною русскою системою устройства.

    Покровская церковь построена въ царствованiе Петра Великаго, что свидѣтельствуетъ надпись надъ иконами въ деревянной церкви: «А прежде сего сiи храмы построены и освящены были въ 1708 году при державѣ Благочестивѣйшаго Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексѣевича, по благословенiю Преосвященнаго Венiамина, Епископа Архангельскаго и Олонецкаго. А святили того прихода Вытегорскаго погоста Священники, Закащики Иванъ Степановъ, Гаврiилъ Филипповъ, Iаковъ Ивановъ. Перестроены и освящены въ 1793 году Октября въ 1 день Покрова Пресвятыя Богородицы, 2 день Святаго Iоанна Богослова, 3 день Святаго Великомученика Георгiя, при державѣ Благочестивѣйшiя, Самодержавнѣйшiя и Великiя Государыни нашей и Императрицѣ Екатеринѣ Алексѣевнѣ…. Церковь Покрова Божiей Матери построена, какъ надо полагать, на сумму, пожертвованную крестьянами окружныхъ деревень, существовавшихъ здѣсь очень давно, что видно изъ надписи на мраморной доскѣ подъ иконою покрова Богородицы: «въ царствованiе Михаила Ѳеодоровича, всея Великiя, Малыя и Бѣлыя Россiи Самодержца, на Дмитровой горѣ деревня Гозина, а Невзорова то жъ, лѣта Господня 1628; въ ней крестьянинъ Петръ Невзоровъ, Бунякъ Зеленинской», а далѣе идетъ родословная ихъ.


    (Оконч. въ слѣд. №)

    Петров К. Окрестности города Вытегры // Олонецкие губернские ведомости. 1860. № 52. С. 223 ‒ 224.

    С. 223
    ОКРЕСТНОСТИ ГОРОДА ВЫТЕГРЫ


    (Оконч. См. № 51)
    Образа въ церкви стариннаго греческаго письма, почернѣвшiе отъ времени. Изъ нихъ икона Покрова Божiей Матери мѣстно почитается чудотворною. По фантазiи художника, особенное вниманiе обращаютъ на себя: икона Iоанна Предтечи (въ придѣлѣ Георгiя Побѣдоносца), изображеннаго съ крыльями и съ вѣнцемъ на главѣ; другая икона  въ придѣлѣ Покрова Божiей Матери. На этой иконѣ изображены: Господь Саваофъ, внизу Его Предвѣчный Младенецъ Iисусъ Христосъ, съ боковъ солнце и луна; далѣе по сторонамъ два ангела съ чашами въ рукахъ; подъ ними на лѣвой сторонѣ крестъ, попирающiй дiавола, а на крестѣ изображенъ сѣдящiй Спаситель въ воинскихъ латахъ, съ ружьемъ, направленнымъ противъ дiавола; по правую сторону  дiаволъ и смерть съ колчаномъ стрѣлъ. Икона эта сверху и съ лѣвой стороны подписана слѣдующими словами: сверху  «Единородный Сыне и Слове Божiй безсмертенъ сый, безначальный и соприсносущный Отцу, Духъ Святый, во истину Духъ животворя всяку тварь»; противъ ангела  «Гряды во имя Господне, чаша Господня вина неростворенна исполнь растворенiя»; у креста  «Смертiю на смерть наступи, единъ сый Святыя Троицы, опрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси насъ». Съ правой стороны иконы также есть надписи, но ихъ нельзя было прочитать, потому что онѣ закрыты другою иконой.  Образа въ этой церкви заслуживаютъ


    С. 224

    болѣе подробнаго обозрѣнiя; очень сожалѣю, что мнѣ не случилось разсмотрѣть и описать ихъ подробнѣе<.>  Церковь покрова Богородицы имѣетъ осьмиугольное основанiе и увѣнчана главами, расположенными вокругъ средней большой главы на выдающихся уступами ярусахъ церковной кровли; фронтоны уступовъ имѣютъ византiйскую форму. Главы ея, позолоченныя лучами солнца, и бѣлизна стѣнъ имѣютъ невыразимую прелесть. Церковь имѣетъ видъ ковчега, а потому справедливо многiе сравниваютъ ее съ кораблемъ, несущимся по волнамъ моря житейскаго, на всѣхъ парусахъ.

    Другая церковь на погостѣ  каменная, по постройкѣ новѣе Покровской и архитектура ея  общая архитектурѣ русскихъ церквей новаго времени. Она состоитъ изъ двухъ отдѣленiй. Въ первомъ придѣлъ во имя Нерукотвореннаго Образа, въ другомъ  во имя Благовѣщенiя Пресвятыя Богородицы и Николая Чудотворца. Образа въ церкви новѣйшаго письма; изъ нихъ особенно обращаетъ на себя вниманiе икона, въ придѣлѣ Благовѣщенiя, написанная послучаю покоренiя Азова и по заключенiи съ Турками мира. Вверху изображенъ Господь Саваофъ и вокругъ его слова: «Господь благослови люди своя миромъ», съ боковъ  «на землѣ миръ въ человѣцѣхъ благоволѣнiе»<.> Далѣе  справа: «благодать и миръ да умножатся имъ»; съ лѣва: «да будетъ миръ многъ любящимъ законъ его». За симъ по срединѣ: «знаменiе множества мира», а по бокамъ изображенiя Св. Апостола Петра и Алексiя человѣка Божiя. Ниже  въ срединѣ Россiйскiй двухглавый орелъ съ распущенными крыльями и съ надписью на нихъ: «даны быша женѣ два крыла орла великаго». На орлѣ возсѣдаетъ Матерь Божiя; внизу орла надписи съ боковъ: «благодаренiе Господеви о ниспосланномъ дарѣ его» и «благодаренiе Богородицѣ Марiѣ о данномъ намъ мирѣ». Далѣе справа  изображенiя Св. Евѳимiя и Антонiя Печерскаго и надпись: «буди миръ въ силѣ твоей»; слѣва  Сергiй Радонежскiй и Ѳеодосiй Печерскiй и надпись: «и благословитъ Господь руки ваша въ мирѣ воздержанiя». Подъ изображенiями Св. Угодниковъ, на правой сторонѣ надпись: «наступиши и попереши льва и змiя», а подъ нею ангелъ на конѣ, поражающiй дiавола; на лѣвой сторонѣ слова: «благодаренiе Господу, давшему намъ побѣду» и подъ ними воины пѣшiе и конные. Подъ ангеломъ изображенъ разрушенный городъ, съ надписью: «паде, паде великiй градъ Вавилонъ Азовъ»; подъ воинами то же городъ и слова: «и ты Капернаумъ до небеси возвысился, низверженъ еси Кизикъ Армень». Въ заключенiе на краю иконы подписано: «1729 года Марта въ 30 день писалъ сей образъ попъ Климентъ Макарьевъ».  Въ этой же церкви, въ стеклянномъ шкафу, представляющемъ темницу, находится рѣзное изображенiе Спасителя въ терновой вѣнцѣ и хитонѣ.

    Церкви окружены деревянною оградой, внутри которой находится кладбище; въ срединѣ ограды, отдѣльно отъ церквей, стоитъ колокольня. Церкви построены на крутой песчаной горѣ, вблизи отъ р. Вытегры.

    На Вытегорскомъ погостѣ, какъ я уже сказалъ, 38 дворовъ; крестьяне, кромѣ хлѣбопашества, занимаются мелочною торговлей, а потому и живутъ безбѣдно.  Здѣсь, въ праздникъ Нерукотвореннаго Спаса, бываетъ ярмарка, установленная въ 1776 году; другая ярмарка  Покровская, существовала до построенiя въ Вытегрѣ Воскресенскаго собора, т. е. почти до 1779 года. Изъ дѣлъ Вытегорскаго Магистрата видно, что городъ Вытегра въ духовномъ отношенiи зависѣлъ прежде отъ Вытегорскаго погоста, но когда въ Вытегрѣ построили каменную церковь, тогда и составился отдѣльный приходъ, на долю котораго досталось такъ много пространства во всѣ стороны отъ города.

    Кстати скажу еще, что было предположенiе городъ Вытегру построить на мѣстѣ Вытегорскаго погоста, но почему оно не состоялось  объяснить трудно.

    К. Петровъ.


     Подъ этимъ названiемъ, я доставлю, со временемъ, нѣсколько статей. Авт.

    Редакцiя Губ. Вѣд., помѣщая съ душевнымъ удовольствiемъ настоящую статью нашего усерднаго и, надобно сознаться, единственнаго у нея корреспондента въ губернiи, долгомъ считаетъ принести ему искреннюю благодарность за цѣлый рядъ статей, которыя или сообщены уже въ нашей газетѣ, или же хранятся еще въ Редакцiи до первой возможности къ напечатанiю. Ред.



     Въ первые два года по открытiи Марiинской системы, т. е. 1811 и 1812, прошло по ней судовъ, вмѣщающихъ груза отъ 2,500 до 10,000 пудовъ, 939, а въ 1856 году это число возрасло уже до 3,744. Вѣст. Промышл. 1858 г. № 2, и Олон. ГубВ. 1858 г. № 45.

     Въ день памяти Фрола и Лавра, 18 Августа, во многихъ деревняхъ лошади пригоняются къ церквамъ и послѣ молебна окропляются святою водою. Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ, напр. въ Лодейномъ Полѣ, 18 Августа замѣняется 23 Апрѣля.

    Мѣсто, на которомъ находится кладбище, называется Лейково.

     Печатается съ одобрѣнiя С. Петербургскаго Духовно-Ценсурнаго Комитета.

     См. Олон. Губ. Вѣд. № 3.

     Разсказываютъ также, что Паны были на мѣстѣ нынѣшняго города Вытегры и оттуда прошли до сел<а> Андомы (въ 30 в. по Пудожскому тракту). Набѣгъ Пановъ былъ во время жатвы, а потому они застали крестьянъ на поляхъ. Когда Паны подошли къ Андомѣ, снопы сжатаго хлѣба показались имъ за людей; поле же было обширное, а потому и сноповъ было много;  а вѣдь у страха глаза велики  Паны испугались и побѣжали по той же дорогѣ, по которой пришли.

     На канунѣ 16 Августа, здѣсь приносятъ въ церковь, для освященiя и въ даръ священникамъ, хлѣбы изъ свѣжей муки. Число этихъ хлѣбовъ бываетъ очень значительно. Этотъ обычай называютъ приношенiемъ Спасу челпоновъ съ нови, т. е. хлѣбовъ со свѣжей муки настоящаго урожая.

     Дѣло по описи Вытегорскаго Магистрата, 1776 г. № 4077.

     Исправленная опечатка. Было: «понимаются». Исправлено на: «поднимаются» – ред.

     Исправленная опечатка. Было: «…но проѣзжающiй здѣсь въ первый не можетъ…» Исправлено на: «…но проѣзжающiй здѣсь въ первый разъ не можетъ…»   ред.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Окрестности города вытегры

    Скачать 204.42 Kb.