Скачать 90.33 Kb.


Дата02.08.2017
Размер90.33 Kb.

Скачать 90.33 Kb.

Оленные тропы эвенов Камчатки Первые сведения об эвенах, пришедших на Камчатку, мы встречаем в дневнике исследователя Карла Дитмара «Поездки и пребывание в Камчатке в 1851-1855г г.»



Беляева Мария Евгеньевна

Зав.отделом СНКН

КГБУ «Камчатский центр народного творчества»
Оленные тропы эвенов Камчатки

Первые сведения об эвенах, пришедших на Камчатку, мы встречаем в дневнике исследователя Карла Дитмара «Поездки и пребывание в Камчатке в 1851-1855г.г.». Он писал о том, что они появились около Большерецка и освоили склоны Срединного хребта задолго до их появления в Петропавловске у губернатора Завойко [3].

Предки камчатских эвенов переселились на полуостров в середине XIX века. До XYIII века они занимали территорию Восточной Сибири, в бассейне р.Лены. В период освоения Сибири русскими, эвены в поисках новых мест устремились на территории, где проживали другие народы. Продвигаясь все дальше на север, они пришли на земли, где проживали юкагиры, эскимосы, чукчи, коряки [6].

Осваивая обширные просторы Камчатки, они двигались небольшими группами. Об этом свидетельствуют отчеты чиновников, собиравших с местных народностей ясак. Путь следования их родов по полуострову мы можем отследить сейчас по местам расселения: Пенжинский, Олюторский, Тигильский районы. Наиболее компактное проживание – это Быстринский район села Эссо и Анавгай. Кузаков К.Г. в статье «Заметки об эвенах быстринцах» выделяет их в особую группу эвенского этноса «эвены-быстринцы» [6, с.69].

В настоящее время эвены проживают в Республике Саха (Якутия), Магаданской области, Хабаровском крае, Чукотском автономном округе, в Камчатском крае.

В официальных документах, научных исследованиях эвены, как народность, известны под наименованиями: эвены, ламуты, орочи, тунгусы, орочоны (орочены). Основное наименование этноса – «эвены».

Они входят в тунгусо-маньчжурскую группу народов, соответственно язык относится к тунгусо-маньчжурской ветви алтайской языковой семьи. В качестве литературного языка используется диалект эвенов Магаданской области, имеющий достаточно широкое распространение. Диалект эвенов Камчатки относится к восточному наречию, также как эвенов Чукотки, Магаданской области и части Хабаровского края.

Эвены – это одна из уникальных этнических групп, которая длительное время и частично до наших дней сохранила кочевой образ жизни. Их традиционные занятия в прошлом – охота и содержание оленей, которых они использовали для верховой езды и под вьюк. Эвены вывели свою породу домашнего оленя, отличающуюся большим ростом, силой и выносливостью. Их небольшие стада находились на вольном выпасе. В хозяйственной деятельности эвенов сочетались кочевое оленеводство, охота на мясного и пушного зверя, рыболовство [10].

За период своего путешествия по огромной северной территории, эвены контактировали со многими народностями. Это оказало значительное влияние на их культуру и образ жизни.

Проникнув на территорию нашего полуострова, они расселились по ней. Эвены, проживающие в Пенжинском, Олюторском, Тигильском районах быстро ассимилировали с коряками, чукчами. Они практически перешли к корякскому типу оленеводства, интенсивно вступали в браки с этими народами, переняли черты в хозяйстве и укладе жизни. И только группа быстринских эвенов долгое время жила обособленно. Эти эвены сохранили многие черты традиционной культуры.

Начиная с 2009 года и по настоящее время специалисты Камчатского центра народного творчества выезжают в фольклорно-этнографические экспедиции по национальным селам Камчатского края. Побывали мы и в тех районах, где проживают камчатские эвены.

Целую неделю специалисты центра народного творчества жили в эвенском стойбище в юртах. Сотрудники этнокультурного центра «Мэнэдек» рассказывали нам о традиционном быте, жизни быстринских эвенов. Они провели экскурсию по стойбищу, рассказали о домашней утвари, научили ставить эвенские юрты.

Очень полезную информацию мы получили об оленеводстве. Эвены единственный народ, который ездил верхом на оленях. Нам показали седла, которые использовали раньше, детские люльки. Сегодня оленеводы ездят на лошадях.

В Быстринском районе сохранилась распашная одежда (парка, фартук) сейчас она используется на концертной сцене, во время проведения обрядов национальными ансамблями. Мастера по пошиву национальной одежды, используют эвенские методы обработки шкуры и пошива одежды и обуви. Учились мы вышивать орнаменты из подшейного волоса оленя.

Надо сказать, что работники этнокультурного центра «Мэнэдек», старожилы села стараются восстановить традиционные ремесла, обряды, праздники. Они активно привлекают молодежь. На территории «эвенского стойбища «Мэнэдек» (реконструированного) проходят летние лагеря для детей не только Камчатского края, но и России. Они проводят большую просветительскую работу по пропаганде эвенской культуре, традиционного образа жизни. На базе этнокультурного центра проходят практику студенты психологи, культурологи, филологи КАМГУ им.Витуса Беринга.

Проводя беседы с носителями традиционных знаний, жителями сел Анавгай и Эссо, можно сделать вывод, что быстринские эвены сохранили многие черты традиционной культуры. То, что было утеряно когда-то, они сейчас пытаются восстановить, хотя бы частично.

Нами были сделаны записи горлового пения, песен и сказок на эвенском языке, воспоминаний о прошлой жизни. Старейшина села Анавгай Инданова О.Н. 1934 года рождения поведала нам о том, что ее мама по рассказам бабушки помнит, что раньше хоронили умерших на деревьях. Действительно у эвенов до XVIII—XIX вв. практиковалось воздушное захоронение на деревьях или свайных помостах. После принятия православия, эвены начали хоронить умерших в земле, ставя над могилой кресты.

Помнят они и большие праздники, когда собирались люди со всех родов в одном месте и танцевали по нескольку суток хороводный танец “Кын'гылн'ы”. На этих встречах делились новостями, парни искали себе невест. Остался в памяти людей и традиционный танец «Нургэли» (Норгали), который у эвенов переняли коряки и ительмены.

А при опросе информантов в Пенжинском и Олюторском районах мы уже практически ничего не могли узнать о традиционной культуре эвенов в этих районах. О праздниках они говорили только о тех, которые проводят коряки и чукчи. Из одежды они предпочитают глухую корякскую кухлянку. Единственное, что по мелким элементам можно определить, что она эвенская: орнаменты из бисера, впереди вышиваются контуры фартука, навешивается много металлических предметов.

Но в с.Хаилино Олюторского района мы смогли записать песни на эвенском языке. Одна из них повествует о том, чтобы эвены не забывали свой язык, культуру, традиции и помнили, что они пришли сюда издалека, откуда летят гуси. Эту песню отца нам спела Долганская Валентина Афанасьевна.

В этом селе нам удалось отснять эвенскую парку и фартук. Здесь еще остались пару мастериц: Долганская В.А., Уягинская В.А. и др., которые раньше шили традиционную одежду. Именно в Хаилино нам показали шаманскую одежду: парку, три шапки и бубен. Позднее эти раритеты выкупил краевой художественный музей. Можно сказать, что для будущих потомков мы сохранили старинную одежду народа, который в начале XIX века пришел на эту землю. Жители села рассказали нам о шамане, его звали Буринча (Белый камень), которого похоронили, как и положено на свайном помосте, на священном месте недалеко от села Хаилино.

Если северные эвены Камчатки многое сохранили в памяти, то в Быстринском районе ведется активная работа по возрождению праздников, обрядов. Дружная команда этнокультурного центра во главе с Диной Кучеренко, Лилией Банакановой, Надеждой и Николаем Индановыми старается сохранить и пропагандировать традиционную культуру быстринских эвенов. В этом их поддерживают земляки.

С 1989 года в маленьком селе Анавгай проходит фольклорный праздник «Нургэнэк». Длится он не менее 3-х дней. В программу входят мероприятия: детский фольклорный праздник «Нургэнэкэкэн» в детском саду «Родничок» с различными темами («Веселая камлеечка», «Здравствуй, Нюльтен! (Солнце)», «Колокольчики детства», «Цветы жизни», «Папа, мама плюс Я», конкурс воспитанников «Мут дю» (Мой дом), выставка изделий декоративно-прикладного искусства, национальные танцевальные марафоны, командные состязания («Дюлипки», конкурс костровищ, семейные конкурсы и т.д.) и обязательное угощение ухой или оленьим супом и чаем с лепешками.

На это мероприятия съезжается очень много людей. Уже не первый раз в гости к анавгайцам приезжают эвены из Якутии.

И в 2001 году работники этнокультурного центра «Мэнэдек» решили возродить на Быстринской земле обряд встречи Нового Солнца и Нового Года.

В дни летнего солнцестояния с 21 по 24 июня эвены проводили главный календарный праздник «Эвидек» - праздник Нового Солнца и Нового года. Этот цикл обрядов связан с их хозяйственно-бытовой деятельностью: рыболовство, оленеводство. Ритуальные действия обряда: танец по кругу (по солнцу) «Кын'гылн'ы», ритуальные действия с огнем (очищение). В этот период эвены встречались со своими родичами, угощали друг друга ритуальными блюдами, веселились, проводили различные ритуальные игры. В процессе празднества девушки приглядывали себе женихов, а юноши невест, часто после этого праздника совершали свадьбы.

Нам тоже посчастливилось побывать на этом празднике. Он начинается с проведения обряда очищения. Раньше его по эвенскому обычаю проводили шаманы. Их задачей было очистить, отделить души соплеменников от различных болезней и скверны. Каждый человек должен предстать перед новым Солнцем и Верховным божеством с чистой душой. Для этого поджигают веточку можжевельника, и окуривает себя, затем веточку бросают в огонь, перешагивают его и отряхиваются. Только в этом случае у него, у членов его семьи и рода все будет благополучно. Можжевельник, по представлениям эвенов способен изгонять болезни, злой дух, нехорошие помыслы из человека.

Надо сказать, что в религиозных представлениях эвенов существовал культ "хозяев" природы и стихий: тайги, огня, воды и т.д. Особое место занимал культ огня. По древним верованиям эвенов, огонь является воплощением доброго духа, семейного счастья и благополучия. Функции очага – тепло и свет, пища, защита от диких зверей – обусловили особое отношение к нему как к сакральному центру жилища.

Сейчас этот обряд очищения огнем проводят старейшины села Анавгай. После прохождения обряда под звуки бубнов все участники направляются к большой поляне, где начинается празднество.

В полночь начинается ритуал встречи Нового Солнца и Нового года.

Для проведения обряда на «эвенском стойбище «Мэнэдек» выбрано место, где рядом стоят две лиственницы. Два дерева символизируют священных птицу-мать и птицу-отца. Возле них разжигают два ритуальных костра, пройдя которые человек прощался со старым годом и встречал новый с надеждами на лучшее. Затем все подходили к священным деревьям, между которыми натягивается веревка – гилбэр, на которую прежде чем привязать разноцветный лоскуток материи надо загадать самое заветное желание с надеждой его исполнения в Новом году и оно должно обязательно исполниться.

Именно в дни солнцестояний, открывались двери в верхний мир. Это свидетельствуют о развитом культе солнца у эвенов.

По их представлениям, эти две лиственницы и гилбэр символизируют небесные ворота, которые открываются только с 21 по 24 июня – в дни солнцестояния.

После прохождения всех ритуальных действий все участники выходят на поляну, становятся в огромный круг и начинают круговой танец “Кын'гылн'ы”, имеющий религиозно-обрядовый характер. Такие коллективные танцы раньше проводились весной и летом при ежегодных традиционных встречах. Они вселяли небольшим этногруппам эвенов чувство единения, коллективного разума, уверенность в преодолении невзгод, веру в добро.

На рассвете «гилбэр» с желаниями обвивали вокруг ствола лиственницы, так как сила и энергия дерева будет способствовать исполнению заветных желаний участников ритуала.

Надо отметить, что большую работу по возрождению эвенской культуры ведет этнокультурный центр «Мэнэдек», эвенский народный ансамбль «Нургэнэк», носители традиционных знаний Быстринского района. Сейчас к ним за помощью и консультациями обращаются работники и специалисты культуры Пенжинского и Олюторского районов. В эвенском селе Оклан и с.Каменском Пенжинского района энтузиасты уже взялись за возрождение эвенских праздников. Этнокультурный центр «Дорова» активно ведет работу с детьми и молодежью по изучению эвенского языка, развитию декоративно-прикладного творчества.

Источником хранения традиционной народной культуры у нас сегодня являются сёла. Именно там, еще сильна преемственность поколений, связь с исторической памятью, сохраняются уникальные жанры народного творчества. И важно сейчас, успеть записать носителей нашей самобытной культуры, поддержать их. Интерес коренных народов Камчатки к своим национальным обрядам и обрядовой практике в конце XX в. заметно усилился. И это понятно, ведь в нашем меняющемся мире человек начинает осознавать значимость своего места, боязнь полного забвения своих корней, своей культуры, исчезновения из истории памяти человечества.

Библиографический список:

1. Антропова В.В. Культура и быт коряков. – Л., 1971.

2. Гурвич И.С. Эвены Камчатской области.//Современное хозяйство, культура и быт малых народов Севера. – М.:Наука, 1960.

3. Дитмар К. Поездки и пребывание в Камчатке в 1851-1855гг. Ч.1: Исторический отчет по путевым дневникам. – Петропавловск-Камчатский: Нов.книга, 2009 – 566с.

4. История и культура эвенов: историко-этнографические очерки – С-Пб.: «Наука», 1997 – 179 с.

5. Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. – Л., 1949.

6. Кузаков К.Г. Заметки об эвенах-быстринцах//Краеведческие записки. Камчатский областной краеведческий музей.,1981. Вып.1

7. Николаев С.И. Эвены и эвенки Юго-Восточной Якутии. – Якутск, 1983.

8. Новикова К.А. Эвенский фольклор. – Магадан, 1958

9. Попова У.Г. Эвены Магаданской области. – М., 1981.

10.Спеваковский А.Б. Традиционная и современная культура эвенов: Автореферат. Кандид.дисс. Л.,1981.

11. Туголуков В.А. Эвены//Вопросы истории. – 1971. - №3.

12. Эвенские обрядовые праздники: Хэбденек, Бакылдыдяк, Холиа, Чайрудяк / Упр. культуры администрации Магадан.обл., Гос. учреждение культуры «Магадан. обл. центр нар. творчества и досуга»; ред.-сост. Л.А. Савельева. – Магадан, 2002 – 67с.



13. Этнография народов Сибири. – Новосибирск, 1989.

14.Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Оленные тропы эвенов Камчатки Первые сведения об эвенах, пришедших на Камчатку, мы встречаем в дневнике исследователя Карла Дитмара «Поездки и пребывание в Камчатке в 1851-1855г г.»

Скачать 90.33 Kb.