• Климова Тамара

  • Скачать 54.76 Kb.


    Дата03.05.2018
    Размер54.76 Kb.

    Скачать 54.76 Kb.

    Он всех приветствовал людей. Билеты даст, в вагон проводит



    Волжская рокада

    (очерк)


    «Рокада — железная дорога, проходящая

    параллельно линии фронта,

    предназначенная для манёвра и перегруппировки войск,

    снабжения их материальными средствами,

    при необходимости— для эвакуации или

    ложных перевозок с целью дезинформации противника.»

    Каждый день по дороге в школу я перехожу через железнодорожные пути на станции Тарханы, где я родилась, где живет моя семья, мои бабушка и дедушка. Я всегда знала, что отец дедушки был начальником этой станции в первые годы ее существования, но не придавала этому большого значения. Он умер еще до моего рождения, и я никогда не разговаривала с ним. Но однажды я случайно прочитала стихотворение одного старого жителя нашего поселка и с удивлением увидела слова о своем прадеде. Вот эти строки.

    Июнь 41-й. Война, тревога

    По всей стране куда не глянь.

    Срочно строилась дорога

    из Сталинграда на Казань.

    Дорогу строили стройбаты

    зимой — мороз, летом — жара.

    Долбили киркою, лопатой.

    Была и тачка им нужна.

    По плану станцию строить стали:

    подъезд, разъезды так нужны.

    И этой стройке названье дали

    дорожная станция Тарханы.

    Вокзал -землянка был. Осеннюю порою

    видны два маленьких окна

    и крыша, крытая землею.

    И из окна торчит труба.

    Зайти в землянку было круто,

    а выходить еще трудней.

    Начальник станции был Лутов,

    он всех приветствовал людей.

    Билеты даст, в вагон проводит.

    Пойдет назад — кричат все вслед:

    -Спасибо вам, Борис Петрович,

    жить бы вам до сотни лет!

    Борис Петрович Лутов и есть мой прадедушка. Конечно, в 1942 году, когда поезда пошли через станцию Тарханы, он еще не был ее начальником. Вместе с семьей, в которой было трое детей, а четвертый — мой дед — должен был вот-вот родиться, он прибыл сюда в 1944 году. Но оказалось, что не менее интересна, чем история моей семьи, история нашей небольшой станции.

    В этом году ей ровно 70 лет.

    Виктор Дмитриевич Зимин, который написал стихотворение, не только поэт, он еще и настоящий историк. Здесь точно описаны события, современником которых он был.

    В 1942 году во время Сталинградской битвы срочно понадобилась эта дорога, чтобы доставлять войска и все необходимое в Сталинград. Стоительство действительно велось в очень тяжелых условиях и очень быстро. По воспоминаниям Петруниной А.Н., жительницы деревни Тарханы, которая и дала название новой станции, строители дороги гибли «как мухи», их зарывали тут же у прокладываемых путей. Об этом же вспоминала Данилова Т.В., жительница села Шевыревка, в котором тоже располагались строители дороги. Взрослые жители, бывшие в 70-е годы прошлого века были школьниками, рассказывали, что часто видели вдоль путей размытые могилки, из которых торчали доски гробов.

    «Лопата, кирка, тачка, носилки - вот главные орудия труда. Труд от первых лучей солнца до его захода, отсутствие теплой одежды, обуви. Мутная миска баланды раз в сутки, часто без всякого хлеба. И так изо дня в день. Осенние дожди, сырые землянки, где негде обсушиться, где согреваются, прижавшись мокрыми телами друг к другу», - так вспоминал те дни один из очевидцев эпопеи В.Пажитнов.

    В своих воспоминаниях А.Ф. Мюллер — ветврач из поволжских немцев, отравленный в мае 1942 г. в Свияжск на строительство этой дороги пишет:

    «... я увидел, как бульдозер (а они были наперечет) формирует гигантскую гору из окоченевших, обледеневших трупов. Рядом на холодном ветру, понукаемые лагерной вохрой, с лопатами и ломами уже готовили землю несколько десятков полураздетых людей. При свете прожектора бульдозера я увидел, как просвечивали местами голые спины сквозь ветхие одежки несчастных. Сыпала снежная крупа, и я подумал, что и эти обречены остаться здесь навсегда».

    Кто же были эти безвестные строители столь необходимой стране дороги?

    Зеки ГУЛАГа - это, в основном, политические заключенные, блатные, державшиеся особняком, а также "трудармия", созданная из мужской части трудоспособного населения немцев Поволжья, калмыков и крымских татар. Данилова Т.В. называла строителей дороги «солдатиками», по некоторым сведениям здесь также работали строительные батальоны и штрафники.

    О том, что это был поистине нечеловеческий труд косвенно свидетельствует то, что строителей этой дороги арестовывали и отправляли в лагеря. Так случайно в списках репрессированных на сайте «Советский союз», я увидела такую запись:

    «Ванин Федор Петрович 1905 года рождения, уроженец с. Николаевка Красавского района Саратовской области. Проживал в д. Боковка Ворошиловского района Саратовской области. До ареста - рабочий 2-го стройучастка строительства НКПС №60. Арестован 25.07.1942г. Осужден приговором Военного Трибунала РУ ж.д. от 03.11.1942г. к 10 годам лишения свободы за а/с агитацию. Реабилитирован 08.05.1992г. прокуратурой Саратовской области. (Арх. уголовное дело №ОФ-31948).»

    Небольшая деревня Боковка была рядом со строительством. Там были на постое строители дороги. Я узнала, что из-за тяжелый условий труда рабочие на участке ближе к Сталинграду летом 1942 года поднимали восстание. Возможно на нашем участке дороги восстания не было, но недовольные, конечно были.

    Т.В. Данилова говорила, что в их доме в Шевыревке на постое был начальник строительства (она называла его «генерал»), которого потом арестовали как «вредителя». Она помнила, как постояльцы по ночам «шушукались» о чем-то. Возможно недовольство было и в среде военных.

    По воспоминаниям уроженки деревни Боковка Борзовой А.П., рядом с деревней строили узкоколейку военнопленные немцы. Возможно эта узкоклейка была какой-то вспомогательной веткой при строительстве основной дороги. От нее следов не осталось. До начала 70-х годов были хорошо видны землянки, в которых жили военнопленные. И Анна Прокофьевна Борзова и некоторые старожилы Шевыревки, вспоминали, что дети бегали к лагерю пленных менять на хлеб и сало разные вещи (например, перочинные ножички).

    Как бы то ни было, а дорога была построена в несколько месяцев и станция заработала. Первый поезд от Петрова Вала до Саратова прошел 11 сентября 1942 года. По всей трассе движение открыли 15 октября.

    Конечно, эта дорога сыграла важнейшую роль в Сталинградской битве. Она обеспечила войсками и оружием знаменитую операцию «Уран».

    Сталинград был освобожден, а станция Тарханы зажила своей жизнью. До декабря 1944 года, когда закрылся Приволжский ИТЛ, наверное, главными здесь были военные. А затем приехал прадедушка. Он со своей большой семьей поселился в землянке рядом со станцией. Других строений просто не было.

    Вокзал-землянка точно описан в стихотворении. Одна из старейших работников станции А.Я. Учаева вспоминала, что когда прибыла сюда на работу в конце 1945 года, она не могла найти станцию и пошла на огонек. Это светилось маленькое окошко землянки.

    Прадедушка работал начальником станции до 1949 года. В 1949 году его сняли с должности за то, что неподалеку от станции сошел с рельсов эшелон. Тогда он переехал работать в с. Медяниково, а затем с. Синодское Воскресенского района. Но добрую славу о себе он оставил среди местных жителей. В 1954 году его наградили орденом Ленина. Наверно и за его труд в годы войны.

    Скорее всего, те самые первые рельсы, которые положили 70 лет назад не сохранились, но все равно, когда я шагаю через них сегодня, я думаю о сотнях жизней, отданных для того, чтобы стояла наша станция, чтобы шли через нее поезда. Мои друзья почти ничего об этом не знают и очень удивляются, когда слышат об этом. А для меня теперь слово «рокада» наполнено особым смыслом.


    Климова Тамара

    уч-ся 11 а клссса СОШ ст. Тарханы Саратовского р-на Саратовской обл.



    руководитель: учитель истории Кисина Наталья Анатольевна.

    В работе использованы материалы краеведческого музея МОУ «СОШ ст. Тарханы Саратовского р-на Саратовской обл.»

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Он всех приветствовал людей. Билеты даст, в вагон проводит

    Скачать 54.76 Kb.