Скачать 32.68 Kb.


Дата31.05.2017
Размер32.68 Kb.

Скачать 32.68 Kb.

Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках предпрофильной подготовки учащихся основной школы



Дудина Т.С., учитель биологии и химии МБОУ «Сюзьвяковская основная общеобразовательная школа»

"Исследовательская деятельность по биологии и химии в рамках предпрофильной подготовки обучающихся"
В 9 классе перед школьником возникает проблема: выбор своего профессионального пути, который самостоятельно в большинстве случаев он осуществить не может. Подросток нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи и социума.

В чем он успешен? Где достигает наилучших результатов? Как организовать среду его развития, чтобы он максимально раскрыл свои способности?

С самых малых лет, ребенок -это маленький исследователь, маленький почемучка, которому надо знать ВСЕ. И задача школы- создать такие условия, чтобы это "почему" не зачахло, а росло и развивалось, чтобы азарт ученых -первооткрывателей не угас.
Один из путей решения этой проблемы - организация исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Эта деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы; изучение теории, посвященной данной проблематике; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала; его анализ и обобщение; научный комментарий; собственные выводы.

Организация этого процесса для обучающихся в нашей школе строится поэтапно: 1) подготовительный (4-5 классы) 2) развивающийся (6-7 классы 3. собственно исследовательский (8-9 класс). Предпрофиль.

В рамках предметов биология и химия, организация такой деятельности, особенно в сельской местности, на мой взгляд, должна иметь одно первоочередных значений.

Организуя ее на уроке, приходиться делать выбор между качеством знаний и освоением новых способов действий обучающимися.. Поэтому исследовательскую деятельность наиболее результативно лучше организовывать во внеурочное время, а проблему для изучения находить на уроке.

В 8-9 классах организацию исследовательской деятельности я осуществляю на факультативных занятиях ( "Без химии нам никак", "Биология и мы", "Занимательная физиология"), курсах по выбору ("Биология на службе медицины", "Химия глазами агронома", "Биология и сельское хозяйство"), а также на занятиях творческого объединения "Росинка". Основными задачи организуемых занятий являются: формирование интереса к исследовательской деятельности и приобретение умения выдвигать гипотезы, находить средства для их адекватного изучения, ориентация в информационном пространстве, развитие их творческих способностей, умений и навыков, повышение их мотивации к изучению преподаваемых наук, подготовки обучающихся к обучению в Ссузе или средней школе. Выбор профессионального пути.

Результат совместной работы с подростками нашел выход в следующих исследовательских работах: "Изучение качества воды Агафоновского ключика" , "Анализ содержания аскорбиновой кислоты в соках разных марок , "Анализ чистоты воздуха методом лихеоиндикации", "Оценивание чистоты клевера по фенотипам клевера", "Влияние удобрение на рост и развитие растений", "Оценка качества молока".

Анализируя выбор профессии моими выпускниками, можно проследить, что многие выбрали профессию так или иначе, связанную с темой их исследовательской работы:






Название работы

Выбор профессии

1

"Оценка качества молока"

ветеринар

2

"Кошка - индикатор погоды", "Дрессировка собаки"

ветеринар

3

"Оценка чистоты воздуха методом лихеоиндикации"

лесничий

4

"Влияние погоды на состояние здоровья человека"

медсестра

5

"Влияние удобрений на рост и развитие растений"

агроном

6

"Оценка древостоя соснового бора"

лесничий

Применяя метод организации исследовательской деятельности обучающихся на протяжении нескольких лет, я пришла к выводу, что эта форма деятельности возможна только на добровольной основе, как и всякое творчество. Именно соблюдение принципа добровольности занятий обучающихся исследовательской деятельностью, добровольного выбора области и темы исследования, максимальная самостоятельность ученика в процессе исследования позволяют выйти на индивидуальную траекторию обучения и личностного развития.




  1. Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая академия наук». - Волгоград: Учитель, 2007. – 154с.

  2. Татьянкин Б.А., Макаренков О.Ю., Иванникова Т.В., Мартынова И.С., Зуева Л.В. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. – М.: 5 за знания, 2007. – 272 с. – («Электив»).



Коьрта
Контакты

    Главная страница


Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках предпрофильной подготовки учащихся основной школы

Скачать 32.68 Kb.