• ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОБИЛИЗАЦИИ
  • Формулировка вопросов в приглашении оказывает влияние на встречу
  • КОГДА БОЛЬШИЕ ВСТРЕЧИ СТАНОВЯТСЯ НЕНУЖНЫМИ
  • КАК УБЕДИТЬ ЛЮДЕЙ ПРИЙТИ НА ВСТРЕЧУ При разговоре с мамой
  • При разговоре с отцом (если он не живет с семьей)
  • При разговоре со старшими братом или сестрой
  • При разговоре с соседями
  • При разговоре с бабушкой или дедушкой
  • КАК УБЕДИТЬ ЛЮДЕЙ ПРИЙТИ НА ВСТРЕЧУ

  • Скачать 126.23 Kb.


    Дата12.03.2019
    Размер126.23 Kb.

    Скачать 126.23 Kb.

    Организация сетевых встреч, мотивация и мобилизация участников подготовка – процесс мобилизации




    Организация сетевых встреч, мотивация и мобилизация участников



    ПОДГОТОВКА – ПРОЦЕСС МОБИЛИЗАЦИИ

    Первым шагом в организации сетевой встречи, как вам уже известно, является совместное с ребенком или подростком составление карты социальных связей, дающей представление о том, кто входит в его окружение и как он описывает свои отношения с каждым из этих лиц. Совместно производится и анализ социальной сети, который теоретически указывает на имеющиеся возможности и ограничения.

    Сетевой терапевт, отвечающий за мобилизацию, связывается людьми, которые придут на сетевую встречу (остальные же члены команды продумывают тему и могут обсудить свои мысли и идеи с ним).

    Подготовка к встрече зависит от типа кризиса и от того, насколько сильна сеть социальных контактов. Если связи между людьми в сети социальных контактов крепкие, то при возникновении проблемы, которую можно решить на сетевой встрече, ведущему встречи достаточно лишь проинформировать людей о формах встречи, времени и месте ее проведения и разъяснить постановку вопросов на встрече. Сеть социальных контактов в этом случае мобилизует себя сама.

    В сетях контактов с более слабыми связями между людьми ведущие должны принимать более деятельное участие в процессе мобилизации. В таких случаях есть необходимость в проведении нескольких подготовительных встреч со всеми участниками. Целью таких встреч может быть объяснение что такое сетевая встреча, и почему так важно, чтобы именно этот человек принял в ней участие. Это могут быть и встречи с небольшими группами по отдельности, для того, чтобы разобраться с их внутренними конфликтам. Может быть, мама отказывается находиться в одном помещении с бабушкой (мамой отца) ребенка. Если они заранее выяснят все свои противоречия, то им будет легче отложить конфликты в сторону и сосредоточиться на самой встрече, а именно, на том, как улучшить ситуацию для ребенка. Можно также пригласить тех, кто хочет участвовать в сетевой встрече, на предварительную встречу и рассказать о том, что такое сетевая встреча:

    - сетевая встреча обычно проходит долго - 3-4 часа;

    - должно быть разрешено открыто говорить обо всем, что имеет значение для решения проблемы, и после этого не использовать информацию, услышанную на встрече, во вред людям (это означает, что ведущий должен получить у присутствующих право на время встречи выйти за рамки «обязательств по неразглашению служебной или профессиональной тайны» людей, попавших в сложную жизненную ситуацию).

    - роль сетевой команды заключается только в том, чтобы встреча прошла как можно лучше;

    - после завершения встречи прекращаются полномочия ведущих.

    ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОБИЛИЗАЦИИ

    По опыту мы знаем, что существует три главных принципа мобилизации людей на сетевую встречу:

    1. Чем лучше мобилизация, тем лучше встреча


    1. Независимому человеку легче провести мобилизацию в сети контактов с поляризацией мнений, чем человеку, каким-либо образом связанному с сетью контактов (так же, как и человеку, вовлеченному в конфликты, сложнее вести сетевую встречу, чем человеку извне).

    2. С детьми и подростками надо беседовать отдельно и найти взрослых, которые будут представлять их интересы, быть их «голосом» на встрече.

    Приглашение на встречу

    Обычно член команды, отвечающий за мобилизацию сети, составляет письменное приглашение на встречу, в котором содержится следующая информация: описание проблемы, для обсуждения которой собирается встреча, время и место ее проведения, длительность встречи, список приглашенных людей и слова о необходимости присутствия данного человека на встрече. В письме также говорится, что можно взять собой и других людей в качестве поддержки или если они могут чем-то помочь.

    Приглашение может быть отослано по почте, сообщено по телефону, либо же доставлено «из рук в руки». Все зависит от степени участия приглашаемого в судьбе ребенка. Но по нашему опыту мы знаем, что если на встречу приглашают в письменном виде, это сильнее подчеркивает серьезность ситуации. Кому нужна эта встреча и о чем пойдет речь? Наверняка приглашение читается несколько раз. Поэтому лучше все таки написать приглашение, чем звонить по телефону.

    Очень часто, получая приглашение, люди начинают связываться друг с другом (ведь в нем указан список участников): они могут обсудить разные вопросы перед встречей и вместе решить, пойдут ли они на встречу или нет. И если они пойдут - что они скажут на встрече?

    Проблема, которая возникает с приглашениями, в том, что почти всегда сразу видно, что текст составлял специалист. Тот, кто получает такое письмо, начинает сомневаться: «А хочет ли сам Кирилл, чтобы я пришел?». Эту проблему можно решить, заранее поговорив с приглашенными и попросив их самих сформулировать, почему они хотят встретиться, и как описать их проблему. А в пригласительном письме точно процитировать их слова. Тогда уже перед началом встречи все поймут, что к их голосам прислушиваются.

    Вместе с тем поляризация и мобилизация начнется задолго до встречи.

    Приведем несколько примеров приглашения на встречу из нашей практики.

    Однажды был случай, когда родные девочки давали согласие прийти на встречу при условии, если придет мама ребенка. Сложность заключалась в том, что мама устроилась на работу с испытательным сроком и работала каждый день без выходных с 8-00 до 20-00. По телефону связаться с ней было невозможно. Нужно было ехать к маме на работу с письмом-приглашением и беседовать прямо на рабочем месте, в том числе и с ее руководством.

    Чтобы убедить маму Леры прийти на встречу, достаточно было рассказать ей об условиях нахождения Леры в приюте - с какого числа Лера в приюте, как долго она сможет находиться в нем, о том, что сейчас Леру окружает новая для нее обстановка (контекст) и о том, что нам хотелось бы собрать тех, кто хорошо знает Леру, видел, как она росла, чтобы узнать их мнение о сложившейся ситуации и о том, как нам помочь улучшить жизненную ситуацию Леры.

    А вот в разговоре с другой мамой (Еленой) убедить ее прийти на сетевую встречу было очень сложно: понимание того, что ей предстоит столкнуться на этой встрече с собственной матерью, бабушкой ее дочерей, отношения с которой были остроконфликтные, пугало и раздражало Елену. Понадобилась не одна предварительная встреча, чтобы убедить Елену в том, что ее дочерям нужна мама и что они ждут ее шага навстречу к ним.

    Часто именно уязвимость родителей и невозможность самим справиться со своими проблемами оказывается причиной конфликтов с детьми. В таких случаях родители нуждаются в дополнительной психологической поддержке, иначе на сетевой встрече их голос не будет звучать равноправно наряду с другими голосами. Недостаточная готовность родственников принять участие во встрече приводит обычно к тому, что они не приходят или же покидают встречу в самом ее начале. Чем больше готовность того или иного приглашенного к участию во встрече, тем экологичнее ее воздействие на него.

    Формулировка вопросов в приглашении оказывает влияние на встречу

    Очень важно уже в приглашении правильно поставить вопрос или четко сформулировать проблему. Чем яснее вопрос, адресованный участникам встречи, тем выше мотивация высказывания ими собственной позиции. Например, цель сетевой встречи по поводу 11-ти летней девочки, матери которой по состоянию здоровья было отказано в возможности заниматься воспитанием ребенка, была сформулирована следующим образом: «Лера в течение нескольких месяцев пребывает в приюте, и ситуация такова, что если не будет предпринято никаких действий, она вынуждена будет перейти в детский дом. Мы пригласили ближайшее окружение девочки прийти на встречу, чтобы поделиться своим мнением о сложившейся ситуации». В результате такой постановки вопроса встреча превратилась не столько в обсуждение ситуации самой Леры, сколько о том, какие трудности могут ожидать каждого, если они возьмут на себя ответственность за Лерино воспитание. Если бы вопрос был поставлен иначе, например: «Где жить Лере?», то возможно, такой, более конкретно сформулированный вопрос, задал бы встрече другой тон.

    Если заранее известно, что человек не сможет по объективным причинам принять участие во встрече, можно попросить его оставить какое-то послание всем ее участникам. Это может быть как письмо, где он выражает свое мнение по данной проблеме и путях ее решения, как он их видит, так и аудиозапись – главное, чтобы у человека была возможность быть услышанным.

    КОГДА БОЛЬШИЕ ВСТРЕЧИ СТАНОВЯТСЯ НЕНУЖНЫМИ

    Нельзя не отметить и тот факт, что иногда проведение большого количества маленьких встреч дает такой же результат, как и одна большая сетевая встреча с ближайшим окружением, т.е. то, что с самого начала рассматривалось, как подготовка к большой встрече, также становится действенным методом работы. Когда в разных маленьких группах развязываются узлы проблем, мы называем это поэтапной мобилизацией сети контактов.1

    Проведение большой сетевой встречи не является самоцелью. Есть, безусловно, и преимущества, например, присутствующие свидетельствуют, что «теперь они снова разговаривают друг с другом». Мы считаем, что мобилизация, проводимая сетевым терапевтом, делает возможной использование этой формы в ситуациях, когда требуется затратить много энергии, чтобы активизировать сеть контактов. Это касается, например, работы с лицами постоянно возвращающимися в кризисные ситуации (злоупотребление алкоголем, насилие и т.д.). Может быть и так, что сеть контактов находится в состоянии сильной поляризации и существует риск, что одна из сторон не придет на встречу, как, например, бывает в случаях разбирательств по поводу прав на воспитание и общение с ребенком. Такая модель подходит и для решения конфликтов, связанных с разными культурами, когда необходима сильная предварительная мобилизация.

    Баланс – предпосылка проведения хорошей сетевой встречи

    Еще один важный вопрос, на котором хотелось бы заострить внимание при подготовке встречи, это равновесие представительства различных групп людей. Планируя состав приглашенных на сетевую встречу, важно пытаться найти баланс в составе тех или иных представителей окружения ребенка (чтобы мнение, допустим, представителей «родственников» не «перевешивало» мнение представителей семьи ребенка, приюта или других значимых лиц). Так, на одну из сетевых встреч, которая была созвана, чтобы обсудить действия со стороны ближайшего окружения девочки Леры (11 лет) в связи с тем, что она осталась без родительского попечения, пришло очень много родственников2, которые считали лучшим решением – жизнь Леры в приюте или детском доме. Мнение одного из родственников (дяди – брата отца) о том, что жизнь в детском доме влечет негативные последствия, не нашло должной поддержки, поскольку для остальных родственников важнее было сохранить собственное спокойствие внутри своих семей, нежели озадачиваться дальнейшей судьбой Леры. Ход встречи мог повернуться совершенно иначе, если бы «голос» о том, что жизнь ребенка в детском доме негативно отразиться в будущем для девочки, звучал бы сильнее, если бы он встретил поддержку со стороны других участников. В этом главная задача координатора встречи – заранее продумать и пригласить больше людей, которые будут выступать «во благо ребенка»

    (в данном случае Леры). Так же немаловажно подумать, как достичь баланса между людьми с проблемами и теми, кто будет их поддерживать на встрече.

    Баланс участников

    Здесь важно следовать следующим критериям3:

    1. Для каждого человека, эмоционально вовлеченного в проблему, должна существовать поддержка.

    2. Должно быть равновесие (баланс) между важными людьми, которые эмоционально вовлечены в проблему, и периферийными персонами, которые эмоционально в нее менее вовлечены.



    3. Личная, частная сеть контактов не должна находится в менее выгодном положении в отношении профессиональной сети (органов власти).

    КАК УБЕДИТЬ ЛЮДЕЙ ПРИЙТИ НА ВСТРЕЧУ

    При разговоре с мамой:

      • Сказать, что это ребенок хочет, чтобы мама пришла.

      • Сказать, что это будет встреча, где будут собраны все важные люди для ребенка

      • Встреча может быть полезной для самой матери, помочь в решении ее собственных проблем (поговорить о помощи, которую сама мама могла бы получить на встрече). Убедить, что встреча направлена и на помощь матери

      • Рассказать, кого сам ребенок хотел бы увидеть на встрече. Спросить, кого бы хотела видеть на встрече сама мама, выразить интерес к ее желанию

      • Объяснить значение голоса матери для благоприятного исхода встречи

      • Взять ребенка с собой на разговор с мамой

      • Убедить отложить на время долгие конфликты с другими родственниками.

      • Удивить, привлечь внимание чем-то необычным

      • Сказать, что она может взять с собой кого-то с собой на встречу в качестве поддержки (например, подругу)

      • Организовать доставку до места проведения сетевой встречи.

    При разговоре с отцом (если он не живет с семьей):

      • Рассказать о сыне (дочке), по возможности, показать фотографии, прежде чем упоминать о проблемах ребенка

      • Рассказать, в какой ситуации находится его ребенок на данный момент

      • Рассказать о том положительном, что ребенок говорит об отце (показать фотографии, где они сняты вместе с отцом)

      • Дать понять, что мнение отца очень важно для этого ребенка.

      • Поговорить о том, что несмотря ни на что, отец остается отцом (биологическое – это данность, которую не изменить), затронуть будущее: важно ли для отца сохранить хорошие отношения с ребенком; показать перспективу: пройдут годы, но он все равно останется отцом этому ребенку

    При разговоре со старшими братом или сестрой:

      • Убедить брата/сестру, что на данный момент, он/она является единственной опорой, надеждой для своего/ей брата/сестры (можно показать ему/ей карту социальных связей, где он/она обозначена ближе всего)

      • Отметить, что братья/сестры часто проводят больше времени друг с другом – следовательно, знают и понимают друг друга лучше. Связь между братьями/сестрами является самой продолжительной родственной связью (длиннее брака и даже жизни родителей)

      • Обратиться к брату/сестре как ко взрослому человеку (выразить доверие)

    При разговоре с соседями:

      • Сначала представиться, рассказать о себе, об учреждении, где сейчас находится ребенок

      • Узнать отношение соседа к ситуации, сложившейся в данной семье

      • Проявить интерес к тому, как они ощущают себя в качестве соседей семьи (как давно они являются соседями, какие соседи их окружают вообще)

      • Рассказать о том, что хорошего вспоминал ребенок о соседях (конкретные эпизоды из жизни)

      • Убедить, что присутствие на сетевой встрече властей поможет изменить ситуацию соседей, если они выскажут свое мнение на встрече

      • Если со стороны соседей поступали анонимные звонки в адрес этой семьи, то заинтересовать их прийти на сетевую встречу тем, что их беспокойство сложившейся в этой семье ситуацией может найти более эффективное разрешение при их присутствии (переформулировать критическое отношение соседей в их обеспокоенность, небезразличность к данной ситуации и судьбе семьи)

    При разговоре с бабушкой или дедушкой:

      • Провести беседу за чаем (лучше позаботиться о чае заранее, захватив что-то с собой), уделить больше внимания бабушке или дедушке, отвести больше времени на разговор о них

      • Обратиться к жизненному опыту бабушки или дедушки

      • Обратиться к положительным воспоминаниям, когда мать или отец этого ребенка сами были детьми

      • Рассказать о риске потерять внучку или внука (у бабушек/дедушек/ со стороны папы риск потерять внука/внучку больше)

      • Поговорить о транспорте, который будет обеспечен для поездки на сетевую встречу.

    Если эти критерии выполнены, то размер сети социальных контактов не имеет большого значения. Тогда можно работать с процессами даже на маленьких встречах.

    Сетевой команде во время проведения сетевой встречи также нужно все время находить баланс. Профессионалы ожидают, что сетевая команда на их стороне («Мы же коллеги!») Сама же команда видит нарушение равновесия в том, что органы власти авторитетнее и сильнее, и часто команда должна вести себя так, чтобы частные лица не боялись сказать, что они думают.



    КАК УБЕДИТЬ ЛЮДЕЙ ПРИЙТИ НА ВСТРЕЧУ

    Организация сетевых встреч поначалу может быть сопряжена с трудностями. Приглашая то или иное значимое лицо на сетевую встречу, важно понимать, что те аргументы, которые вы приводили в беседе с мамой, возможно, не будут убедительными при беседе, например, с бабушкой или с представителем муниципалитета. Каждому человеку требуются особые аргументы (способы убеждения). Так, беседа с бабушкой может занять гораздо больше времени, потому что необходимо считаться с желанием пожилого человека поделиться своим личным опытом, переживаниями, советами. Убеждая подругу ребенка прийти на встречу, нужно учитывать ее смущение и тревогу оказаться в незнакомой обстановке среди преимущественно людей намного старше ее.



    • 1 52 В конце1990-х годов в одном из районов Стокгольма было проведено исследование сетевых встреч, которые не состоялись. В процессе подготовки больших сетевых встреч член сетевой команды, проводящий мобилизацию, связывался с важными людьми из сети социальных контактов, чтобы подготовить пригласительное письмо. Эта работа запускала процесс, который приводил к тому, что когда наступало время проведения больших встреч, в них уже не было необходимости. У нас есть два определения этой работы, направленной на изменения:«Рытье каналов», или создание новых контактов между важными лицами в окружении ребенка

    • «Прочистка каналов» отношений, которые раннее существовали, но теперь «засорились». Способствовать началу диалога между людьми, которые не разговаривают друг с другом.




    2 Участниками встречи были: 7 родственников, мама, Лера, 2 сотрудника приюта и 1 представитель муниципалитета

    3 Первые два критерия описаны сетевой командой из Mount tom, Holy Oak, USA


    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Организация сетевых встреч, мотивация и мобилизация участников подготовка – процесс мобилизации

    Скачать 126.23 Kb.