страница1/18
Дата08.01.2018
Размер2.77 Mb.

Основы технологии группового тренинга м: Издательство "Ось-89", 1999


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

И.В.Вачков
ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА

М: Издательство "Ось-89", 1999

Аннотация

Введение

Часть I

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ:

НЕМНОГО ОБ ОСНОВАХ

Глава 1.1 Краткая история развития групповых методов психотерапии и практической психологии

Теория "животного магнетизма" Ф. А. Месмера. Групповая психотерапия и гипноз. Социально-психологические аспекты групповых методов. Групповые методы в психоанализе и других психологических школах Запада. Групповые методы работы психологов и психотерапевтов в России. Современные групповые методы и развитие самосознания.

Глава 1.2 Психологический тренинг как метод практической психологии

Соотношение понятий "групповая психотерапия", "групповая психокоррекция" и "групповой тренинг". Общее представление о психологическом тренинге. Специфические черты и основные парадигмы тренинга.

Глава 1.3 Психологические особенности тренинговой группы

Цели тренинговой группы. Преимущества групповой формы психологической работы. Групповые нормы. Ролевые позиции в группе. Понятие о групповой сплоченности. Гомогенность и гетерогенность тренинговых групп. Качественный состав тренинговых групп. Количественный состав тренинговых групп.

Глава 1.4 Общие тренинговые методы

Глава 1.5 Классификация и основные виды тренинговых групп

Критерии классификации тренинговых групп. Гештальт-подход. Групп-аналитический подход. Трансакционный анализ в группе. Психодраматический подход. Телесно-ориентированный подход. Методы групповой работы в нейролингвистическом программировании (НЛП).

Глава 1.6 Основные этапы развития группы в тренинге

Общее представление о стадиях развития группы в тренинге. Первая стадия – подготовка. Кризис в развитии тренинговой группы. Вторая стадия – осознание. Третья стадия – переоценка.

Глава 1.7 Ведущий тренинговой группы

Основные роли ведущего группы. Стили руководства группой. Характеристика личности группового тренера. Подготовка ведущих тренинговых групп.
Часть II

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ПЕДАГОГА:

ОЧЕРК АВТОРСКОГО ОПЫТА

Глава 2.1 Условия развития профессионального педагогического самосознания в тренинге

Переход самосознания на более высокий уровень как условие профессионального развития. Развитие самосознания как цель тренинга. Организационные аспекты комплектования групп и проведения занятий. Содержательные аспекты тренинговой программы развития профессионального самосознания.

Глава 2.2 Психологические и методические аспекты применения видеосъемки в тренинге

Этические проблемы видеосъемки в тренинге. Методические аспекты видеосъемки. Видеосъемка на тренинге и развитие самосознания.


ЧАСТЬ III

НЕКОТОРЫЕ СЕКРЕТЫ ТРЕНИНГОВОЙ КУХНИ:

О РЕЦЕПТАХ И СЕРВИРОВКЕ БЛЮД

Глава 3.1 Практическая психология тренинга как искусство

Сценарии тренинговых занятий. Алгоритмы и тренинговая работа.

Глава 3.2 Игровой элемент в психологическом тренинге

Игра: ее атрибуты и значение. Игровые процедуры на тренинговых занятиях.

Глава 3.3 Западни для ведущего

Глава 3.4 Немного о практической философии тренинга

Философия как методология психологического тренинга. Психотехническая мифология и тренинг. Активное добывание субъективной истины.

Глава 3.5 Ритуалы

Связь ритуалов и мифологем. Ритуалы и бессознательные механизмы психики. Примеры ритуалов.

Глава 3.6 Медитативные техники

Общее представление о медитации. Медитации-визуализации как метод психологического тренинга. Общие правила применения медитативных техник.


Часть IV

АРСЕНАЛ ДЛЯ ВЕДУЩЕГО ТРЕНИНГОВ:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Глава 4.1 Разогревающие игры и психотехники

Знакомство. Надувная кукла. Спутанные цепочки. Чемпионат борьбы на пальцах. Шестерка. Встреча взглядами. Коллективный счет. Любое число. Выбор траектории. Краткая психологическая характеристика основных форм личности на основе предпочтения геометрических фигур

Глава 4.2 Игры, ориентированные на получение обратной связи

Мой портрет глазами группы. Первая проба на роль. Дискуссия в ролях друг друга. Ответы за другого. Молчащее и говорящее зеркало. Рекламный ролик. Самосуд. От сумы да от тюрьмы Страшноватый суд. Стул откровений.

Глава 4.3 Игры социально-перцептивной направленности

Я знаю, что тебе приснилось. Зубы дареного коня. Личный герб и девиз. Белые маги – Черные маги. Шахматы.

Глава 4.4 Коммуникативные игры

Катастрофа в пустыне. Ищу друга. Альтернатива.

Глава 4.5 Психотехники, направленные на помощь в решении проблем

Разговор со сменой позиции. Несказочные проблемы. Метафора проблемы.

Глава 4.6 Медитации-визуализации

Судно, на котором я плыву. Мудрец из храма. Горная вершина.

Словарь


Литература

Аннотация


Книга представляет собой учебное пособие, обобщающее практику использования современных методов развития самосознания в тренинговых группах. Психотехники, игры и упражнения приведены с конкретными рекомендациями по методике их проведения и анализу результатов. Каждая глава снабжена вопросами и заданиями для самоконтроля.
Рекомендуется преподавателям психологии, педагогики, социальным работникам, студентам психологических факультетов, специалистам в области групповых методов тренинга и всем интересующимся современными технологиями развития самосознания.
ББК 88.8

ISBN 5-86894-274-4


© И. В. Вачков, 1999

© Издательство "Ось-89", 1999


Введение
Однажды некий мужчина двадцать лет спустя после окончания университета приехал в город, в котором провел студенческие годы. С радостью узнал он, что его ближайший друг тех лет ныне преподает в этом университете. Конечно же, он не упустил возможность навестить своего старого приятеля прямо на рабочем месте. Тот как раз готовился принимать экзамены у студентов и раскладывал на столе билеты. Приехавший бывший его сокурсник взял наугад несколько билетов и, прочтя их, воскликнул:
— А вопросы все те же!
На что его приятель, преподаватель университета, откликнулся с улыбкой:
— Вопросы те же. Ответы другие...
Эта известная притча, на наш взгляд, хорошо отражает ситуацию во многих науках и в психологии особенно. Душевные проблемы, трудности общения и взаимопонимания, сакраментальный вопрос о смысле собственного существования и тому подобные волнуют людей не одно тысячелетие. Великие умы человечества искали и находили ответы на эти вопросы, но каждое новое поколение все равно продолжает мучиться и искать. Может быть, потому, что каждый человек должен сам для себя найти эти ответы, прожив свою жизнь, получив собственный, индивидуальный опыт. Иными словами, лишь пройдя свой путь самосознания...
Группы психологического тренинга, о которых идет речь в этой книге, создают для человека условия получения личностного опыта и тем самым облегчают развитие самосознания. Это современный ответ на вечные вопросы человеческой души. Он не единственный и не абсолютный. Но кому-то он поможет. Во всяком случае, люди, прошедшие хороший психологический тренинг, всегда становятся немного другими. Более мудрыми, наверное, потому что они лучше познали себя.
Интерес к психологическому тренингу в последние годы не только не угасает, но, напротив, захватывает людей, даже далеких от психологии. Достаточно часто приходится объяснять людям самых разных профессий и возрастов, что такое тренинг, чем там занимаются. Практически всегда даже самые пространные объяснения кажутся убогими. Чтобы передать опыт переживаний, надо быть Толстым или Достоевским. Чтобы понять, что такое тренинг, надо побывать на тренинге.
Эта книга написана для тех, кому психологические тренинги интересны – не только для студентов психологических факультетов (хотя, конечно, прежде всего для них), но и для специалистов, уже ведущих тренинговые группы, для преподавателей психологии, педагогов, социологов, социальных работников. В этой работе акцент сделан прежде всего на психологических тренингах, нацеленных на развитие самосознания. Как нам представляется, именно высокий уровень самосознания выступает важнейшим условием личностного развития человека.
Материал, излагаемый в книге, вполне может быть использован в учебно-воспитательном процессе школ, гимназий, лицеев, колледжей, педагогических училищ, вузов, факультетов и курсов повышения квалификации работников образования, руководителей и менеджеров разных уровней.
Тот, кто хочет разобраться в теоретических основах психологических тренингов и не боится нырнуть в пучину специальных терминов, ссылок, имен, цитат, найдет то, что ему по вкусу, в первой части книги. Тот же, кого теория не привлекает, может не пугаться: большая часть книги написана совсем другим языком и совсем в ином стиле. Описание авторского опыта разработки и применения тренинга представлено во второй части пособия. Популярное изложение некоторых методических нюансов "кухни" тренинга вы обнаружите в третьей части. Ну а тем, кого в первую очередь интересует пополнение багажа средств, приемов и методов практической работы, рекомендуем внимательно ознакомиться с четвертой частью пособия. Именно здесь помещены и подробно описаны психологические игры и психотехники. Большинство приводимых игр являются либо оригинальными разработками, либо авторскими модификациями уже известных упражнений.
Хочется надеяться, что предлагаемая вашему вниманию книга окажется нужной и полезной для вас

Часть I


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ –

НЕМНОГО ОБ ОСНОВАХ

Глава 1.1

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

ГРУППОВЫХ МЕТОДОВ ПСИХОТЕРАПИИ

И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Теория "животного магнетизма" Ф. А. Месмера

Групповая психотерапия и гипноз

Социально-психологические аспекты групповых методов

Групповые методы в психоанализе и других психологических школах Запада

Групповые методы работы психологов и психотерапевтов в России



Современные групповые методы и развитие самосознания
Тот факт, что воздействовать на группу – в целях лечения, в частности – бывает иногда эффективнее, чем на одного человека, знали, пожалуй, даже наши пещерные предки. Шаманская практика также показала успешность публичного применения обрядовых и ритуальных процедур для излечения больных. Разнообразного толка целители и знахари на протяжении всей человеческой истории использовали эффект эмоционального возбуждения и заражения, проявляющийся в группе. Семья, племя, род, совместно участвовавшие в лечебных (колдовских, шаманских) мероприятиях, обнаруживали большую податливость к воздействию первобытного психолога. Резко усиливалась вера в необычайные возможности и умения целителя – особенно в результате внушения, когда воздействие было направлено на аффективную сферу. Некритическое восприятие информации и эмоциональная реакция на непонятные манипуляции, помноженные на безусловную уверенность в себе самого целителя, приводили к положительным результатам и еще более усиливали эффективность последующих воздействий.
Теория "животного магнетизма" Ф. А. Месмера
Первой попыткой дать научно-теоретическое объяснение происходящим в группе процессам излечения следует считать теорию "животного магнетизма" Франца Антона Месмера австрийского врача, практиковавшего в Париже в конце XVIII века. Суть этой теории заключалась в следующем: существует некий магнетический флюид, который в случае неравномерного распределения внутри организма человека порождает болезнь; задача врача – с помощью специальных манипуляций гармонично перераспределить флюиды и тем самым излечить больного (Л. Шерток, Р. де Соссюр, 1991). Как же происходил сеанс групповой терапии?
В одном из залов дворца располагался знаменитый месмеровский чан, наполненный водой, в котором находились камни, осколки стекла и прочее. Из воды выступали прутья. Больные (чаще всего женщины) держались за эти прутья. Между собой они были соединены веревками. Месмер, закутанный в мантию, как средневековый алхимик, совершал пассы, прикасался специальной стеклянной палочкой к больным, совершал другие манипуляции, с помощью которых, по его мнению, передавались флюиды, циркулирующие посредством чана в организмах больных. Следует заметить, что мистическая атмосфера происходящего, сила внушения Месмера способствовали тому, что многие больные исцелялись. Однако учрежденные Людовиком XVI для оценки деятельности Месмера две комиссии Академии наук осудили теорию "животного магнетизма" и полностью отвергли идею существования каких-либо флюидов. Никто из ученых в то время не обратил внимание на обнаружившиеся в работе Месмера социально-психологические эффекты, связанные с межличностным взаимодействием врача и больного, с целебным влиянием группы (по Л. Шертоку и Р. де Соссюру, 1991).
Групповая психотерапия и гипноз
Фактически до середины XIX века эти эффекты не изучались исследователями. Шотландский врач Дж. Брейд (1843) предложил вместо термина "животный магнетизм", вызывавшего так много жарких словесных баталий, термин "гипнотизм", увязывая психологический механизм месмеровского излечения со сном (по-гречески hypnos – сон). Гипнотические явления в этот период вызывали огромнейший интерес психиатров, интерпретировавших происходящие при гипнозе процессы порой совершенно по-разному. Хорошо известна дискуссия между Сальпетриерской и Нансийской психиатрическими школами о значении и психологических механизмах гипноза (1880-1890 годы). В этой дискуссии победа осталась за точкой зрения И. Бернгейма, утверждавшим, что гипнотическое состояние – это сужение сознания в результате концентрации внимания под воздействием внушения. Причем внушение является общим психологическим феноменом, проявляющимся в межличностных отношениях; в форме гетеро- и аутосуггестии внушение приводит к некритическому усвоению определенных убеждений, суждений, чувств (Т. Высокиньска-Гонсер, 1990).
Хотя в официальной медицинской науке отношение к гипнозу оставалось довольно скептическим, практики активно применяли его. Примером может служить О. Веттерстранд, использовавший гипноз при групповом лечении алкоголиков. Среди отечественных специалистов, применявших гипноз для психотерапевтической работы с неврозами, умственным недоразвитием, некоторыми соматическими заболеваниями, следует назвать В. М. Бехтерева.
Во время первой мировой войны в немецкой армии гипноз применялся для лечения солдат с симптомами "военного невроза", вызванного истерией.
Сказанное выше указывает нам один из важнейших факторов, оказавших влияние на возникновение групповых форм психологической работы, – психотерапию, базирующуюся на использовании гипнотических воздействий. Однако существуют и другие источники групповых психологических методов исследования социологов и социальных психологов.
Социально-психологические аспекты групповых методов
Первыми социологами, предпринявшими изучение групповых методов, их функций и механизмов на рубеже XIX и XX веков были Э. Дюркгейм и Г. Зиммель. Результаты их исследований в той или иной форме использовались в групповой психотерапии, впрочем, до сих пор нельзя сказать абсолютно уверенно, что психологические механизмы и особенности функционирования групп здоровых людей и психотерапевтических групп идентичны. Что же касается тренинговых групп развития самосознания, являющихся предметом рассмотрения в этой книге, то, по-видимому, психологические особенности малой группы, изучаемые в социальной психологии, вполне приложимы к ним. Собственно термин "тренинг" возник все же не в клинической психотерапии, а в практической работе со здоровыми людьми и вплоть до настоящего времени использовался (и используется) многими психологами в сочетании с прилагательным "социально-психологический".
Тем не менее современное понимание тренинга включает в себя многие традиционные методы групповой психотерапии и психокоррекции, что вынуждает искать его истоки в разнообразных направлениях клинической психотерапии в группах.
Групповые методы в психоанализе других психологических школах Запада
Хотя сам Зигмунд Фрейд никогда даже не пытался проводить групповую психотерапию, целый ряд его последователей активно использовали психоаналитическое лечение в группах. В первую очередь нужно назвать Альфреда Адлера, ближайшего ученика Фрейда, который в отличие от своего учителя придавал большое значение социальному контексту развития личности и формирования ее ценностей и жизненных целей: именно группа, по его мнению, оказывает воздействие на цели и ценности и помогает их модифицировать. Адлер, возможно, под влиянием собственных левых убеждений создает центры групповых занятий, ориентированные не на элитарную психоаналитическую работу (как это было распространено в Европе), а на лечение представителей пролетариата – больных алкоголизмом, неврозами, людей с сексуальными нарушениями. Он организовал детские терапевтические группы, в которых применялись методы общей дискуссии и обсуждения проблем с участием родителей.
Психотерапевтами, использовавшими психоанализ в группе, были Л. Уэндер, П. Шильдер, Т. Барроу (он, кстати, первым предложил термин "групповой анализ"), А. Вольф (в пику Барроу считал более верным термин "анализ в группе", он же ввел альтернативное собрание группы, проводившееся без психотерапевта) и другие. В американской психотерапии психоаналитики активно применяли групповые методы в частной медицинской практике в отличие от своих европейских коллег, вынужденных обратиться к групповой психотерапии только во время второй мировой войны ввиду необходимости лечения большого количества пациентов с психическими нарушениями. Стали активно применяться методы эмоционального отреагирования в группе, кроме того, проявилась тенденция к демократизации отношений пациентов и персонала, приведшая к концепции "терапевтического сообщества".*
* По поводу авторства концепции "терапевтического сообщества" до сих пор существуют разногласия между последователями С. Славсона и психодраматистами приверженцами идей Дж. Морено. Последние напоминают о том факте, что еще до первой мировой войны Морено организовывал группы самопомощи девочек-делинквентов и высказывал мысль о том, что человечество в целом должно стать терапевтическим сообществом.
Активными апологетами групп-анализа выступили З. Фоулкс, В. Бион, Т. Майн. Известный практик – групповой психотерапевт С. Славсон организовал психоаналитические группы для детей и подростков; важной идеей, определявшей их функционирование, было положение о "групповой психотерапии через активность" – лечении через участие во взаимодействии (С. Ледер, Т. Высокиньска-Гонсер, 1990).
Большое значение для групповой психотерапии и групп тренинга имели идеи школы Курта Левина: именно они лежали в основе концепции лабораторного тренинга в США, именно "теория поля" определила развитие представлений о групповой динамике и других групповых феноменах, именно Левину принадлежат знаменательные слова о том, что "обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности" (цит. по К. Рудестам, 1993, с. 22).
Из недр бихевиоризма родились группы тренинга умений, ориентированные на поведенческие модели обучения. Ведущие этих групп, как правило, демонстрируют большую директивность и стремление жестко алгоритмизировать групповые процессы.
Говоря об истории групповых методов в психотерапии и психологии, нельзя не вспомнить о Джекобе Морено, легендарном человеке, создавшем психодраму, организовавшем первую профессиональную ассоциацию групповых психотерапевтов, основавшем первый профессиональный журнал по групповой психотерапии. Неспроста последователи Морено считают его отцом групповой психотерапии (что, впрочем, не совсем справедливо, как мы могли убедиться выше – групповые методы лечения психических расстройств возникли задолго до него).
Заметим, что большинство школ групповой психотерапии и тренингов возникли в русле основных направлений мировой психологической науки – психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, гуманистической психологии – или в результате причудливого сочетания различных теоретических подходов (так, например, гештальттерапию Ф. Перлза можно считать гармоничным соединением и развитием идей психоанализа, гештальтпсихологии и феноменологического подхода). Телесно-ориентированная терапия В. Райха имеет свои корни в классическом психоанализе, нейролингвистические программисты – плоть от плоти современного необихевиоризма, клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса совершенно очевидно базируется на гуманистических идеях экзистенциальной философии. Однако академическая наука долго не воспринимала групповые формы психологической работы всерьез, считая более важными фундаментальные исследования.
Рассмотрение именно зарубежных подходов к тренинговым группам, предлагаемое в нашей книге далее, связано с тем фактом, что групповое движение стало развиваться в нашей стране только в последние двадцать лет (особенно активно в 90-е годы). Почти все отечественные школы тренинга опираются на теоретические концепции, пришедшие к нам с Запада, да и сами формы групповой психологической работы в большинстве случаев до сих пор являются модификациями зарубежных моделей. Справедливости ради отметим, что в последнее время и в нашей стране появились специалисты-практики мирового уровня, уже начавшие учить собственных западных учителей.
Групповые методы работы психологов и психотерапевтов в России
Несмотря на то что в развитии конкретных тренинговых методов российские психологи-практики шли по стопам своих западных коллег, нельзя не заметить: групповая психологическая работа имеет в России собственные глубокие традиции. Можно, пожалуй, утверждать, что элементы методов, получивших впоследствии наименование тренинговых, активно использовались в нашей стране еще в двадцатые-тридцатые годы. Речь идет прежде всего о своеобразном "психотехническом буме" первых послереволюционных десятилетий, когда изучались и внедрялись в практику методы профотбора и профконсультаций, психологической рационализации профессионального образования, создавались специальные тренажеры и разрабатывались приемы психологического воздействия на группу. Были созданы первые деловые игры, ставшие гораздо позже составными элементами многих тренингов.
Другим направлением, реализовывавшим групповые методы в социальной практике, выступила педология, претендовавшая на роль "метапсихологии". Педологические лаборатории и секции вполне в духе времени пытались разрабатывать методы и приемы развития школьных коллективов в соответствии с целями коммунистического воспитания.
Многие воспитательные системы тех лет буквально пестрят примерами психотехнологий, оказавшихся впоследствии востребованными (правда, в несколько иной форме) в психологических тренингах. Яркой иллюстрацией сказанного служит целый ряд методик, применявшихся в групповой работе с беспризорниками А. С. Макаренко. (Анализ разработанной значительно позже "коммунарской методики" позволяет легко вычленить и в ней элементы группового тренинга.)
Советская психология на ранних этапах своего развития оказалась очень восприимчивой к идеям зарубежных исследователей. Одной из наиболее привлекательных концепций в то время безусловно являлся фрейдизм. Отечественные психологи пытались применять групповые методы, творчески используя психоаналитические идеи в работе с детьми (Вульф, Ермаков). Однако и педология, и работа в рамках концепции Фрейда не сумели получить своего развития в отечественной науке в связи с фактическим запретом властей и гонениями на ученых и практиков. Долгие годы психология в России была лишена возможности изучать и развивать методы групповой работы с целью психологической помощи и знакомиться с опытом зарубежных коллег. Впрочем, в советской педагогике разрабатывались формы группового воздействия (например, В. А. Сухомлинский и другие педагоги).
Групповые методы нашли свое применение в психотерапии. У нас в стране наиболее разработанной является патогенетическая психотерапия неврозов, в основе которой лежат принципы психологии отношений В. Н. Мясищева (С. С. Либих, Г. Л. Исурина, Б. Д. Карвасарский, А. М. Свядощ, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий и др.).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Основы технологии группового тренинга м: Издательство "Ось-89", 1999