Скачать 110.45 Kb.


Дата30.01.2018
Размер110.45 Kb.

Скачать 110.45 Kb.

Основная часть. История создания Благовещенской церкви. Архитектурный облик церкви. Внутреннее убранство церкви. Истории престольных праздников. Современное состояние церкви



Оглавление.


  1. Введение.

  2. Основная часть.

1). История создания Благовещенской церкви.

2). Архитектурный облик церкви.

3). Внутреннее убранство церкви.

4). Истории престольных праздников.

5). Современное состояние церкви.

3. Заключение.

4. Список использованной литературы.


  1. Введение.

Актуальность темы исследования.

Русская культура является видимым отражением, проявлением духовной жизни русского народа. Стержнем этой духовной жизни на протяжении многих веков являлось православное христианство. Христианство учило людей уважительному отношению к каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию, чего так не хватает сейчас людям. Христианские ценности будут актуальны во все времена, так как только через них человек постигает истину бытия. Изучение памятников духовной культуры помогает нам понять идеалы наших предков, традиции их жизни. Не зная этого невозможно понять ни русской культуры, ни отечественной истории.

Поэтому целью моего проекта является изучение истории создания церквей Зарайского края и изучить историю церквей Масловского сельского территориального округа, как моей малой Родины.

Задачи исследования:


  1. Выделить населенные пункты, которые принадлежат Масловскому территориальному управлению;

  2. Изучить истории создания церквей в выделенных населенных пунктах;

  3. Изучить архитектурный облик церквей;

  4. Изучить внутреннее убранство церквей;

  5. Изучить события, которым посвящены престольные праздники;

  6. Изучить современное состояние церквей.

В Масловский сельский территориальный округ входят следующие населенные пункты: д.Астрамьево, д.Бавыкино, д.Жилконцы, д.Клин-Бельдин, пос.Масловский, д.Рассохты, д.Ситьково, д.Старо-Подастрамьево, д.Филипповичи, д.Черьяково, из них в следующих четырех находились церкви: д.Астрамьево - Казанская церковь ( 1826 г), Жилконцы – Введенская церковь (1676г), Клин-Бельдин – Благовещенская церковь (1616г), Ситьково – Никольская церковь (1790г).1

В этом году каменному чуду – зданию старинной Благовещеской церкви села Клин-Бельдин исполняется сто лет, поэтому свою исследовательскую работу мы решили начать с изучения Благовещенской церкви с. Клин-Бельдин.




  1. Основная часть.

1). История создания Благовещенской церкви.

Село от деревни отличается тем, что в нем есть церковь. Обычно ее ставили на возвышенном месте так, чтобы было видно издали. Нашу Благовещенскую церковь с.Клин-Бельдин видно более чем за три километра. Стоящая на холме она подобна стражу или высокой свече, и кажется, будто она царит над всем пространством, и уже невозможно отвести восхищенный взор от взметнувшейся ввысь колокольни. Архивные документы донесли до нас сведения о возникновении Благовещенского храма.

В « Историко-статистическом описании церквей и монастырей Рязанской епархии», составленной зарайским священником Иоанном Добролюбовым в 1880-х годах читаем: Село Бельдино на речке Пилесе упоминается в платежных книгах 1595 года в числе вотчин Солотчинского монастыря. Находившаяся в с.Бильдине церковь в приправочных книгах значится Благовещенскою с приделом Никольским, в которой все строение было мирское – приходных людей, в притче 2 священника, диакон и пономарь, приходских дворов 131, в том числе 1 двор монастырский».2 Солотчинский монастырь был основан Великим князем Рязанским Олегом Ивановичем в честь Рождества Богородицы. Вероятно, поэтому и зарайская церковь также посвящена Матери Божией и названа в честь Ее Благовещения. В сельской церкви, кроме Никольского придела – в честь небесного покровителя зарайской земли, появился и Покровский придел, скорее всего – в память о Покровском монастырском храме. Построенная из дерева, церковь не раз страдала от пожаров и в XVIII столетии дважды ( 1731 и 1795г) перестраивалась.

К началу XX столетия храм в Зарайском уезде потребовал новой пересторойки.

Решено было выложить его из кирпича, сделать более вместительным и благолепным. Это удалось благодаря щедрым пожертвованиям прихожан и благодетелей, не жалевших ни сил, ни средств ради святого дела. Новое здание было освящено 23 сентября 1907г. Преосвященным Никодимом, епископом Рязанским. Приход объединял селения Клин, Бельдино, Городищи, Филипповичи, Волохово и Лучконцы, с общим количеством жителей более 2600 человек. На территории церковного прихода тогда действовало три школы: две церковно-приходские в селе Бильдине и Лучконцах, и земская в деревне Филипповичи.

«Послужные списки священно-церковно-служителей» дают возможность узнать о тех, кто нес слово Божье местным крестьянам. Настоятелем храма в то время был священник Василий Серебров. В 1914г. ему исполнилось 55 лет, из них три десятилетия он служил в Бильдинской церкви. Отец Василий был вдовцом, и потому все силы и время отдавал родной церкви. Не только совершал богослужения и выполнял требы по обширному приходу, но выстроил великолепный храм, которым мы любуемся и поныне, организовал и руководил церковно-приходской школой. Приобретенная с годами житейская мудрость, богатый пастырский опыт позволили назначить его духовником 3-его благочиннического уездного округа. По перечню обязанностей и благодарностей от епархиального начальства можно понять, что о.Василий был деятельным, разносторонне одаренным и весьма уважаемым человеком. Самыми высокими из его многочисленных наград стали наперстный крест и орден Св. Анны 3-ей степени.

Начиная с 1890 года, дьяконствовал в храме Александр Николаевич Бургов. За усердную службу отца Александра наградили грамотой от Священного Синода.

Псаломщиком в храме служил Иван Семенович Рождественский, он также преподавал в школе, учил детей Закону Божьему.

Церковным старостой состоял 59-летний крестьянин Григорий Логинович Макаров, который за труды на благо родного храма получил серебряную медаль.

2). Архитектурный облик церкви.

Величественный пятиглавый Благовещенский храм с массивной трехярусной колокольней представляет собой великолепный памятник архитектуры.

По-видимому, «образцовый» проект развивает традиции «тоновской» архитектуры3. Квадратный в основании четырехстолпный одноабсидный храм имеет ярусную композицию. Его повышенная центральная ячейка перекрытая парусным сводом, образует четверик второго яруса, увенчанный компактным пятиглавием с мощным главным куполом. Массивный центральный барабан – световой, угловые малые – глухие деревянные с железной обшивкой. Удлиненное помещение на месте трапезной соединял храм с колокольней в пять ярусов, из которых верхний служил резонатором звона. Внешние художественные формы здания основаны на сочетании приемов ордерной архитектуры с мотивами древнерусского зодчества: килевидными кокошниками и архивольтами, луковицами глав.

Рельефная кладка, умелое сочетание белого камня и красного кирпича, множественных художественных элементов сделали здание необычайно нарядным и торжественным.

Остается только предполагать, сколько трудов и стараний вложили в возрождение церкви тогдашний настоятель храма, церковный староста, доброхоты. Возможно, высказывает предположение краевед Ольга Владимировна Полянчева, здесь не обошлось и без поддержки Солотчинского монастыря, поскольку размеры и архитектурный облик Благовещенского храма больше напоминает величавые монастырские постройки, нежели скромные сельские церквушки. И с этим доводом трудно поспорить.
3). Внутреннее убранство церкви.

Память местных жителей сохраняет облик и внутреннее убранство их святыни: арочные своды украшал растительный орнамент, солнечный свет проникал через цветные витражи на окнах, пол устилала узорчатая плитка. Подлинным произведением искусства был прекрасный липовый резной иконостас с иконами в золотых окладах. Присмотримся к остаткам росписи в храме, тонкому письму, богатому убранству и одухотворенным ликам на сохранившихся иконах. Можно утвердительно сказать, что это плоды трудов не провинциальных «богомазов», а высококлассных иконописцев, которые обычно выполняли заказы крупных монастырей.



4). Истории престольных праздников.

Церковный приход Благовещенской церкви отмечает следующие престольные праздники:, 7 апреля Благовещение Пресвятой Богородицы, 19 декабря – Святого Чудотворца Николая, и 14 октября Покрова Пресвятой Богородицы.

О чем рассказывают истории престольных праздников?

В весенний день ангел принес юной Марии благую весть о том, что она станет матерью Бога. В честь этого события 7 апреля празднуется праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В Благовещение – солнце на рассвете «играет», радуясь весне, а из теплых стран начинали возвращаться птицы. Наши предки верили: они приносят на своих крыльях весну. На Благовещение пели песни-веснянки, жгли костры, в огне которых должны были сгореть все болезни. В этот праздник существовал строгий запрет на работу. «На Благовещенье и птица гнезда не вьет, и девушка косу не плетет»,- так говорили на селе в этот день.

В 910 году жители Константинополя потеряли всякую надежду на спасение: враги окружили их город. Оставалось только молиться Богородице. И вдруг вот время ночной службы во Влахернском храме в воздухе появилась Богородица Мария и, сняв с головы покров, простерла его над людьми, будто говоря им: «Не бойтесь, я с вами!»4 Поверив в победу, жители города прогнали врагов. В память об этом событии и был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

В наших сёлах крестьяне заметили, что в этот день уставшую землю Богородица покрывает первым снегом, кутает, баюкает её… и нет больше осенней грязи - земля становится белой, чистой. «До обеда осень, а после обеда зима», - говорили они.

В этот день они первый раз растапливали в домах печи: сжигали в них старые соломенные матрасы и лапти, приговаривая:

Батюшко-Покров,

Натопи нашу хату без дров.

Потом все мыли и чистили, а чтобы отогнать болезни, ребятишек обливали на пороге дома водой. На Покров играли свадьбы: урожай убран, в хозяйстве достаток, появилось свободное время. Так что в день Покрова девушки пораньше бежали в церковь и ставили Богоматери праздничную свечу. Какая раньше других поставит, та первой и замуж выйдет. По Покровской погоде приметливый русский крестьянин определял, какой будет грядущая зима: если ветер дует с юга - к тёплой зиме, если с севера - больших морозов не миновать.

19 декабря отмечает церковный приход Благовещенской церкви престольный праздник Святителя Николая Чудотворца.

Кто такой Святитель Николай Чудотворец и как он связан с историей нашей земли?

Святитель Николай, который не оставил своим благословением наш край, - один из самых почитаемых в христианстве святых. Праздники в его честь-22 мая и 19 декабря-пользуются особой популярностью у зарайцев, ибо во многих приходах они престольные. Выходец из богатой малоазиатской семьи Николай Мирликийский после смерти родителей раздал своё наследство бедным и отправился паломником в Палестину. Возвратившись на родину, стал священником, а впоследствии архимандритом г. Миры в Ликийской области. Слыл среди верующих великим чудотворцем и защитником бедных и неимущих.

29 июля 1225 г, чудотворная икона с изображением Св. Николая Мирликийского была принесена священником Евстафием старшим из Корсуни в город Красный и передана князю Фёдору Юрьевичу. Так Святитель Николай Чудотворец стал небесным покровителем нашего края. Позже после возникновения Зарайска икона стала именоваться Николы Зарайского.



5). Современное состояние церкви.

Со временем два селения Клин и Бильдино объединили в одно село и назвали его «Клин-Бельдин». В 1929г в Клин-Бельдине был организован колхоз «Новая жизнь», который объединил 160 крестьян из 62 дворов, а в 1950г было присоединено еще 5 окрестных деревень. Церковная жизнь храма оказалась сравнительно благополучной – богослужения тут совершались до начала 1960-х годов. В 1960г. Советом Министров РСФСР колхоз «Новая жизнь» был присоединен к совхозу «Маслово». В разгар очередных гонений, 2 июня 1961 года Исполком Мособлсовета принял решение: «разрешить исполкому Зарайского райсовета передать здание церкви на баланс совхоза «Маслово» для использования его под хозяйственные нужды». После этого храм опустел и стал превращаться в руины.

Большая часть икон и священных сосудов были отправлены в Загорский и местный музеи, медную утварь (напольные подсвечники, паникадила, купель, лампады) отправили в Коломну на переплавку.5 Удалось спасти лишь часть святых образов, которые настоятель городской Благовещенской церкви, отец Георгий Щеглов, тогда сам перевез в свой храм. После этого в оскверненный храм въезжали на тракторах, на резном иконостасе вывешивались ободранные телячьи шкуры. Вскоре и иконостас, и плиточный пол были разобраны, а от былого великолепия остались лишь фрагменты настенных росписей.

В 1991 году храм был передан верующим.

27 сентября 2001г, после долгих лет забвения, в Благовещенской церкви произошло знаменательное событие – была совершена первая Божественная литургия, которую служил протоиерей Михаил Рыжов, благочинный церквей Зарайского округа.6 К долгожданному празднику – первой Божественной Литургии – прихожане готовились заранее: выполняли посильный ремонт, изготавливали нехитрую утварь, благоукрашали храм. Литургия собрала прихожан со всей округи, многие из которых впервые в своей жизни исповедались и причастились Святых Христовых Таинств.

В настоящее время церковь реставрируется на средства прихожан. В храме совершаются эпизодические службы, так, например, 4 ноября 2007г в празднование Казанской иконы Божьей Матери, отец Петр, благочинный церквей Зарайского округа, и отец Валерий, настоятель городской Благовещенской церкви, совершили молебен, а также освящение крестов, которые будут помещены на 4 малых главы купола храма.

Очень хочется надеяться, что совсем скоро силами прихожан, храм будет восстановлен, и будет радовать нас своим величием и красотой. Да поможет нам в этом нелегком труде Бог!


  1. Заключение.

К церкви в деревне относились как к Божьему дому, где очищаются от всяческой скверны. И, осветленные, приобщаются к Господу, вечной жизни. Сотворить храм в своей душе – цель более трудная, чем просто построить церковь в своем селе и ходить туда на молитвы. К этой трудной работе – над своей душой – прихожане приобщались с детства. Даже малый ребенок знал сроки постов и старался, по примеру взрослых, соблюдать их. Так с ранней поры воспитывалась воля, духовная сила, способная обуздать плотские желания, заглушить крик: «Я хочу!». Даже дети приходили в церковь на исповедь и рассказывали батюшке о своих грехах. Легко и радостно становилось тогда на душе. Поэтому, сегодня, очень тяжело смотреть на разрушенные сельские церкви, ведь нашему поколению так трудно удержать свои плотские желания, которые навязываются нам рекламой по радио и телевидению, современными популярными песнями и клипами, крутыми боевиками, различными модными журналами и т. п. В современном мире не прекращается рост преступности среди несовершеннолетних. Сейчас очень многие молодые люди стремятся к богатству и власти, на зависть всем, не задумываясь о том, что своей властью и богатством они могут послужить людям, которые нуждаются в помощи, и своей Родине.

Поэтому я считаю, что восстановление храмов и православных традиций это наша общая очень важная задача.


  1. Список использованной литературы.

1) В.И.Полянчев. Зарайская энциклопедия. Москва, 1995.

2) В. Волков. Русская деревня. Москва, 2005.

3) Евстафий. Альманах исторического общества.№1.Зарайск, 2001.

4) Евстафий. Альманах исторического общества.№2.Зарайск, 2003.

5) Личный архив протоиереея Петра Спиридонова благочинного церквей Зарайского округа.

6) М.Рыжов. Первая литургия.//За новую жизнь № 110 от 27 сентября 2001.

7) М.Межиева. Праздники на Руси. Москва, 2007.

8) О.Полянчева. На восточной окраине.// Никольские листки №5 от 14 марта 2007.



9) Памятники архитектуры Московской области. Вып.2. Москва,1999.



1 В.И.Полянчев. Зарайская энциклопедия. М; 1995.

2 О.Полянчева. На восточной окраине.// Никольские листки. №5 от 14 марта 2007.

3 Памятники архитектуры Московской области.Вып.2. М; 1999.

4 М.Межиева.Праздники на Руси.М; 2007.

5 О.Полянчева. На восточной окраине.// Никольские листки. №5 от 14 марта 2007.


6 М.Рыжов. Первая Литургия.// Никольские листки.№17. от 27 сентября 2001г.



Коьрта
Контакты

    Главная страница


Основная часть. История создания Благовещенской церкви. Архитектурный облик церкви. Внутреннее убранство церкви. Истории престольных праздников. Современное состояние церкви

Скачать 110.45 Kb.