• Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»
  • Оглавление
  • Введение



  • страница1/9
    Дата14.09.2017
    Размер0.82 Mb.
    ТипОсновная образовательная программа

    Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» выпускная квалификационная работа медиаискусство в социокультурном пространстве современного мегаполиса


      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    c:\users\texho\desktop\финишная прямая\coa_medium_whitebg.png

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Основная образовательная программа бакалавриата
    по направлению подготовки 040100 «Социология»



    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



    МЕДИАИСКУССТВО В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО МЕГАПОЛИСА



    Выполнил(а):
    Студент(ка)
    IV курса II группы
    Направления «Общая социология»
    Равина Любовь Ивановна

    Научный руководитель:


    Профессор кафедры
    социологии политических и социальных процессов,
    Доктор политических наук,
    Милецкий В.П.

    Санкт-Петербург

    2016

    Оглавление


    1

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 1

    Основная образовательная программа бакалавриата
    по направлению подготовки 040100 «Социология» 1

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 1

    Выполнил(а):
    Студент(ка) IV курса II группы
    Направления «Общая социология»
    Равина Любовь Ивановна 1

    Научный руководитель: 1

    Введение 3

    Глава I. Теоретическо-методологические основания изучения медиаискусства в социокультурном пространстве современного мегаполиса 11

    1.2.Методологические подходы к изучению функционирования культуры и искусства современного общества 23

    1.3.Город как социокультурное пространство 36

    Глава II. Социодинамика медиа-искусства в современном российском мегаполисе 44

    2.1. Медиа-искусство как инструмент преобразования социокультурного пространства современного мегаполиса 44

    2.2. Эмпирическое исследование ключевых тенденций и особенностей социодинамики медиаискусства в Санкт-Петербурге 55

    Заключение 73

    Список используемой литературы 76

    Приложение №1 82

    Приложение №2 84




    Введение


    Актуальность проблемы исследования

    Возникновение новых творческих практик, рождение нового вида искусства, внедрение принципиально новых методов работы и творческого инструментария – всё это значительные и заслуживающие самого пристального внимания явления культуры. Двадцатый век был богат на художественные новации, которые могут быть названы революционными в искусстве: «Мощный скачок научно-технического прогресса XX в., приведший к современной техногенной цивилизации, оказал беспрецедентное воздействие на художественную культуру в целом, на все виды традиционного искусства и вызвал к жизни новейшие разновидности арт-практик, формирующиеся исключительно на технологической основе»1.



    New media art (искусство новых медиа) — это искусство или ряд художественных стратегий, созданных или опирающихся на современные коммуникационные технологии, а именно: интернет, телефонную связь, аудио и видео запись, а также любой другой вид и формат передачи/кодирования информации по проводам или через эфир; инструментарий художника данного вида художественного направления — абсолютно новые компьютерные/цифровые способы передачи данных и языки программирования. В последнее время чаще всего используется термин new media art (искусство новых медиа), что подчёркивает процесс постоянного обновления в этой области и включения в неё таких видов и жанров искусства, которые могли бы рассматриваться и отдельно; если попытаться выделить характерные признаки искусства медиа, то главным будет наличие электронной обработки материала2. Термин показывает отличие получаемых культурных объектов, противопоставляя себя произведениям старого визуального искусства (традиционной живописи, скульптуре и т.д.). Данный вид современного искусства ставит перед обществом множество задач и вопросов: включённость не только художника, но и самого цифрового медиума в действие, создание образа, существующего вне определённого места – всё это является новейшими открытиями в рамках искусства.

    В социологическом знании на протяжении XX в. появляется тенденция постулирования пространства не столько как общественной составляющей, но также и культурной, что вытекает в новую категорию – «социокультурное пространство». Особенно это проявляется в рамках городской среды, занявшей играющую роль в развитии человеческой цивилизации, формировании вопросов общественной сферы и культуры, которая не в малой степени диктует свои ценностей и формирует запросы самих горожан. Российские крупные города сегодня также безоговорочно включены в общемировой коммуникативный процесс, что позволяет их гражданам вовлекаться в круг множества областей общественной жизни, в том числе и в сфере искусства. Однако история искусства новых медиа, насчитывающая на Западе более пятидесяти лет, в нашей стране начала формироваться лишь двадцать лет назад и только в последнее десятилетие были созданы собственные наработки и открытия, позволяющие единицам российских медиа художников претендовать на включение в крупные мировые художественные проекты. Таким образом, вопрос о роли медиаискусства в социокультурном пространстве Санкт-Петербурга нуждается в дальнейшем рассмотрении.

    Степень научной разработанности проблемы

    Многогранность изучаемого феномена чётко прослеживается в исследовательском вопросе, требующего рассмотрения в области искусства и культуры, а также в его взаимосвязи с городским пространством. Освоение вопроса влияния новых технологий на современное общество и культуру можно проследить у таких социологов как Э. Гидденс и Д. Белл, рассматривающих общество на его принципиально новом этапе технологического развития и трансформации всех сфер жизни, включая безусловно и культурную. О создании же «новых медиа» и их влиянии на человеческое восприятие действительности были описаны М. Маклюэном. Также стоит выделить и А. Моля, рассматривающего появление технологической культуры, как интеллектуальный аспект искусственной среды, создаваемый человеком в ходе своей социальной деятельности. Среди соотечественников тема «новых медиа» и его влияния на общество, и, в том числе, на искусство может быть рассмотрена, в первую очередь, в трудах таких авторов, как Л. Мановича, Б. Гройса, С.В. Ерохина.



    Важнейшим социологическим подходом к пониманию и функционированию культуры и искусства в наше время является парадигма производства культуру, заложенная такими американскими социологами, как Р. Петерсон и Г. Беккер, и разработанная в последствие французским мыслителем П. Бурдье, чьё положение о «культурном поле» является основополагающим. Городское социокультурное пространство в данном контексте безусловно является решающим для понимания современной культуры и актуального искусства в целом, т.к. представляется неотрывным в связи с техногенным характером и мировыми тенденциями современного общества. Данная проблематика являлась предметом изучения таких классиков социологии, как Г. Зиммель, П. Бурдье, П. Сорокин. Также особое внимание этому явлению уделяют и представители социологии города – М. Вебер, Э. Бёрджесс, Р. Парк. В современной отечественной науке проблемы социокультурного пространства города освещалась такими исследователями, как и другими учёными.

    Объектом исследования выступает медиаискусство как новая форма репрезентации творчества.

    Предметом исследования является место и роль медиаискусства в социокультурном пространстве современного мегаполиса.

    Целью исследования является изучение и выявление особенностей и тенденций социодинамики медиаискусства в социокультурном пространстве современного мегаполиса на примере Санкт-Петербурга.

    В соответствие с междисциплинарностью предмета и цели работы были поставлены следующие задачи:

    1. Рассмотреть специфику медиа-искусства, как ответ на глобализацию и информатизацию общества с опорой на концепции Э. Гидденса, Д. Белла и М. Маклюэна, а также выявить основные положения влияния «новых медиа» на общество и сферу искусства у Л. Мановича, Б. Гройса и С.В. Ерохина;

    2. Проанализировать подходы к изучению взаимообусловленности функционирования культуры современного общества и новых форм искусства в исследованиях западных и отечественных социологов конца XX – начала XXI вв., таких как В. Беньямина, П. Сорокина, Р. Петерсона, П. Бурдье, Г. Беккера, В. Грисвольд и В. Александер;

    3. Изучить социокультурное пространство мегаполиса как наивысшую форму развития города с позиций П. Сорокина, а также представителей социологии города – М. Вебера, Э. Бёрджесса, Р. Парка;

    4. Наконец, проанализировать актуальные социологические исследования о современном искусстве в России, и на основание данного изучения составить и провести опрос экспертов в области медиаискусства – кураторов выставок, мероприятий и медиа-арт художников. Таким образом, на этой основе необходимо выявить актуальные тенденции и особенности развития данного вида искусства в социокультурном пространстве Санкт-Петербурге.

    Теоретико-методологической основой исследования явился подход, опирающийся на парадигму культурного производства и потребления П. Бурдье, в частности, разработанная им концепция «поля» в аспекте культурной сферы общества, на положения концепта «культурного алмаза» В. Грисвольд, а также на идеи Р. Петерсона и Г. Беккера. В ходе изучения вышеуказанной литературы стало бесспорным положение о том, что культурная сфера на протяжение XX в. изменилась под влиянием множества социальных, а также техногенных факторов, прямо пропорциональным общественному развитию, что порождает новые формы и виды репрезентации творчества. Искусство новых медиа здесь выступает как передовой инструмент отражения общественного прогресса, так и, равным образом, механизмом для преображения сознания граждан в принципе. В связи с тенденциями постмодернистского общества, вышеуказанные концепции представляются наиболее значимыми для понимания предмета.

    Необходимо отметить, что в рамках данной работы должным образом предстоит подтвердить или опровергнуть гипотезу об обусловленности функционирования медиа-арта как новой формы искусства и социокультурного пространства современного мегаполиса на примере Санкт-Петербурга.



    Методы исследования. Для разработки поставленной проблематики с теоретической стороны в основу лёг метод перехода от общего положения к частному и наоборот: индукция и дедукция. Непосредственно для сбора эмпирического материала были применены метод анализа вторичных данных (исследований в области тенденций актуального искусства в России), а также метод экспертного опроса непосредственно у самих участников медиа-арт сообщества для углубленного изучения данного феномена.

    Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
    Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе рассматриваются основные положения медиа-арта, как нового направления современного искусства, обусловленного общемировыми тенденциями общественного развития, изучение функционирования культуры и искусства современного общества в рамках производственной парадигмы культуры, а также выявление социокультурного аспекта современного крупного города:

    Во второй главе раскрываются характеристики медиаискусства, как инструмента преобразования социокультурного пространства современного мегаполиса, проводится эмпирическое исследование ключевых тенденций и особенностей социодинамики медиа-искусства в Санкт-Петербурге и формулируются следующие выводы:

    1. Искусство новых медиа и в принципе внедрение новых технологий в творческий процесс в условиях современного общества является главенствующим перспективным направлением в рамках развития социокультурного пространства мегаполиса и его возникающих проблем за счёт освещения острых социальных проблем;

    2. Аудитория производства и потребления данного вида современного искусства в наше время не ограничиваются только молодыми специалистами в этой узкой области знания – приобретаемая популярность искусства новых медиа притягивает к себе всё новых сторонников, что в немалой степени обусловлено междисциплинарным характером искусства новых медиа;

    3. Поддержка интеграции медиаискусства в городское социокультурное пространство должна осуществляться на уровне институций, что позволит сделать данный вид искусства более технически и организационно развитым, что, в свою очередь, повысит качество производимого искусства.

    В заключении подводятся итоги исследования и формулируются выводы по рассматриваемой теме.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» выпускная квалификационная работа медиаискусство в социокультурном пространстве современного мегаполиса