• ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • 2. Содержательный раздел
  • 3. Организационный раздел
  • I . ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. 1.1. Пояснительная записка
  • В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход.
  • 1.2. Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования
  • разрешения проблем
  • коммуникации
  • рефлексии
  • ИКТ-компетентности учащихся
  • Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты В результате изучения всех без исключения предметов
  • Иностранный язык (на примере английского языка)
  • Второй иностранный язык (на примере английского языка)



  • страница1/27
    Дата22.01.2019
    Размер6.81 Mb.
    ТипОсновная образовательная программа

    Основная образовательная программа основного общего образования


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

    Утверждена

    приказом директора школы

    от 31 августа 2016 г. №380-О

    Рассмотрена

    на педагогическом совете

    протокол №11

    от 30 августа 2016 г.






    ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

    ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ЗАВОДОУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

    (МАОУ «СОШ №1»)

    Заводоуковск, 2016 г.




    Содержание:
    1. Целевой раздел
    1.1.Пояснительная записка.
    1.2. Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования
    1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
    2. Содержательный раздел
    2.1. Программа развития универсальных учебных действий на уровне основного общего образования, включающая формирование компетенций учащихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
    2.2.Программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных
    2.3. Программа воспитания и социализации учащихся на уровне основного общего образования, включающая направления: духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
    2.4. Программа коррекционной работы.
    3. Организационный раздел
    3.1. Учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы
    3.2. Система условий реализации основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.


    стр. 3-4
    стр. 4-80

    стр. 80-83

    стр. 84-96

    стр. 96-261


    стр. 261-275
    стр. 275-285

    стр. 285-297

    стр. 298-299



    I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

    1.1. Пояснительная записка

        Основная образовательная программа основного общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заводоуковского городского округа «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №1», разработана в соответствии  со ст.11, 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, уставом МАОУ «СОШ №1», социальным заказом родителей (законных представителей) учащихся.

    Основная образовательная программа основного общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне основного общего образования и направлена на формирование общей культуры учащихся, на их духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья учащихся.

    Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

    Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

    - создание открытой развивающей среды, обеспечивающей удовлетворение образовательных запросов социума;

    - предоставление учащимся равных возможностей для освоения современных  знаний  и  применения их в практической деятельности;

    -  формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активной учебно-познавательной деятельности посредством реализации системно-деятельностного подхода;

    - формирование личности, соизмеряющей свои поступки с нравственными ценностями, уважающей правопорядок, осознанно выполняющей правила  здорового образа жизни, экологической безопасности;

    - формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

    - воспитание  российской гражданской идентичности.

     В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход.

    Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:

    — с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом и под руководством учителя,  к овладению этой учебной деятельностью  на уровне основного общего образования, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции учащегося,  направленной на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий;

    — с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) перехода от самостоятельной постановки учащимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;

    — с формированием у учащегося научного типа мышления;

    — с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества;

    — с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

       Построение образовательного процесса и выбор условий и методик обучения осуществляется с учётом особенностей подросткового возраста и этапов подросткового развития (11—13 лет, 5—7 классы; 14—15 лет, 8—9 классы).
    1.2. Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования

    Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.

    В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) устанавливает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения:

    1) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний;

    2) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний;

    3) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций;

    4) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества;

    5) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации;

    6) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции;

    7) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии;

    8) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок;

    9) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности учащихся.

    Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для каждого учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных).

     На уровне основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

    -четырёх междисциплинарных учебных программ  — «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работа с текстом»;

    учебных программ по всем предметам — «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География», «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика и ИКТ», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».

     

                Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты



     В результате изучения всех без исключения предметов уровня основного общего образования получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность учащихся.

    В ходе изучения средствами всех предметов у выпускников будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии, что будет способствовать:

    - порождению нового типа познавательных интересов (интереса не только к фактам, но и к закономерностям);

    -  расширению и переориентации рефлексивной оценки собственных возможностей за пределы учебной деятельности в сферу самосознания;

    - формированию способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности.

    В ходе изучения всех учебных предметов и курса «Основы проектной деятельности» в 5-х, 6-х классах учащиеся приобретут опыт проектной деятельности.

    В основной школе на всех предметах продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

    Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

    В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:

    - основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

    -основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

    - готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

    В частности, формированию готовности и способности к выбору направления профильного образования способствуют:

    - целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;

    - реализация уровневого подхода как в преподавании (на основе дифференциации требований к освоению учебных программ и достижению планируемых результатов), так и в оценочных процедурах (на основе дифференциации содержания проверочных заданий и/или критериев оценки достижения планируемых результатов на базовом и повышенных уровнях);

    -формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки;

    - целенаправленное формирование в курсе технологии представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика;

    - приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.

    В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

    Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.

    В сфере развития  коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

    -формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

    - практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

    - развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

    В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

    - практическому освоению учащимися  основ проектно-исследовательской деятельности;

    - развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

    - практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

    При изучении учебных предметов учащиеся усовершенствуют приобретённые на уровне начального общего образования навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

    - систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

    - выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

    -заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

    Учащиеся усовершенствуют навык поиска информации  в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.

    Учащиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.

    Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).

    Учащиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.

    Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.

    Русский язык

    Выпускник научится:

    владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

    владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

    владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

    адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

    участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

    создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

    анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

    использовать знание алфавита при поиске информации;

    различать значимые и незначимые единицы языка;

    проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

    классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

    членить слова на слоги и правильно их переносить;

    определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

    опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

    проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

    проводить лексический анализ слова;

    опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

    опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

    проводить морфологический анализ слова;

    применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

    опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

    анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

    находить грамматическую основу предложения;

    распознавать главные и второстепенные члены предложения;

    опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

    проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

    соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

    опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;

    опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

    использовать орфографические словари.

    Выпускник получит возможность научиться:

    анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

    оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

    опознавать различные выразительные средства языка;

    писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

    осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

    участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

    характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

    использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

    самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

    самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
    Литература

    В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

    осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

    восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

    обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

    воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

    развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

    овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

    Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

    определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);

    владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);

    характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);

    находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);

    определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);

    объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);

    выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);

    выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

    пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

    представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);

    собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

    выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

    выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

    произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

    ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

    При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.

    При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.

    I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.

    К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

    Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

    выразительно прочтите следующий фрагмент;

    определите, какие события в произведении являются центральными;

    определите, где и когда происходят описываемые события;

    опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;

    выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;

    ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;

    определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

    II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют

    У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читатель этого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?», умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.

    К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).

    Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

    выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;

    покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;

    покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека);

    проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);

    сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);

    определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;

    дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.

    Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.

    III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».

    К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.

    Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

    выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

    определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;

    определите позицию автора и способы ее выражения;

    проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;

    объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;

    озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);

    напишите сочинение-интерпретацию;

    напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы..

    Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе «распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного» (естественным языком и специфическими художественными средствами1).

    Разумеется, ни один из перечисленных уровней читательской культуры не реализуется в чистом виде, тем не менее, условно можно считать, что читательское развитие школьников, обучающихся в 5–6 классах, соответствует первому уровню; в процессе литературного образования учеников 7–8 классов формируется второй ее уровень; читательская культура учеников 9 класса характеризуется появлением элементов третьего уровня. Это следует иметь в виду при осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода к обучению, а также при проверке качества его результатов.

    Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням читательской культуры, и способность демонстрировать их во время экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы. Определяя степень подготовленности, следует учесть условный характер соотнесения описанных заданий и разных уровней читательской культуры. Показателем достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий, сколько качество их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания (определите тематику, проблематику и позицию автора и докажите своё мнение) и, в зависимости от того, какие именно доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской культуры и выстраивает уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень (работает в «зоне ближайшего развития»).


    Иностранный язык (на примере английского языка)

    Коммуникативные умения

    Говорение. Диалогическая речь

    Выпускник научится:

    вести диалог (диалог этикетного характера, диалог–-расспрос, диалог побуждение к действию; комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.

    Выпускник получит возможность научиться:

    вести диалог-обмен мнениями;

    брать и давать интервью;

    вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т. д.).

    Говорение. Монологическая речь

    Выпускник научится:

    строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики;

    описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы);

    давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;

    передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/ план/ вопросы;

    описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/ план/ вопросы.

    Выпускник получит возможность научиться:

    делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;

    комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному;

    кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;

    кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т. п.);

    кратко излагать результаты выполненной проектной работы.

    Аудирование

    Выпускник научится:

    воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;

    воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.

    Выпускник получит возможность научиться:

    выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;

    использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.

    Чтение


    Выпускник научится:

    читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие отдельные неизученные языковые явления;

    читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде;

    читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале;

    выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.

    Выпускник получит возможность научиться:

    устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте;

    восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов.

    Письменная речь

    Выпускник научится:

    заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.);

    писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать пожелания (объемом 30–40 слов, включая адрес);

    писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 100–120 слов, включая адрес);

    писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план.

    Выпускник получит возможность научиться:

    делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;

    писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул;

    составлять план/ тезисы устного или письменного сообщения;

    кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности;

    писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. п.).

    Языковые навыки и средства оперирования ими

    Орфография и пунктуация

    Выпускник научится:

    правильно писать изученные слова;

    правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения;

    расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.

    Выпускник получит возможность научиться:

    сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию.

    Фонетическая сторона речи

    Выпускник научится:

    различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова изучаемого иностранного языка;

    соблюдать правильное ударение в изученных словах;

    различать коммуникативные типы предложений по их интонации;

    членить предложение на смысловые группы;

    адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), в том числе, соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах.

    Выпускник получит возможность научиться:

    выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;

    различать британские и американские варианты английского языка в прослушанных высказываниях.

    Лексическая сторона речи

    Выпускник научится:

    узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы;

    употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;

    соблюдать существующие в английском языке нормы лексической сочетаемости;

    распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения и конверсии в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;

    распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей:

    глаголы при помощи аффиксов dis-, mis-, re-, -ze/-ise;

    имена существительные при помощи суффиксов -or/ -er, -ist , -sion/-tion, -nce/-ence, -ment, -ity , -ness, -ship, -ing;

    имена прилагательные при помощи аффиксов inter-; -y, -ly, -ful , -al , -ic, -ian/an, -ing; -ous, -able/ible, -less, -ive;

    наречия при помощи суффикса -ly;

    имена существительные, имена прилагательные, наречия при помощи отрицательных префиксов un-, im-/in-;

    числительные при помощи суффиксов -teen, -ty; -th.

    Выпускник получит возможность научиться:

    распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;

    знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;

    распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы;

    распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;

    распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (firstly, to begin with, however, as for me, finally, at last, etc.);

    использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/ родным языком, по словообразовательным элементам.

    Грамматическая сторона речи

    Выпускник научится:

    оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте:

    распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные;

    распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке;

    распознавать и употреблять в речи предложения с начальным It;

    распознавать и употреблять в речи предложения с начальным There + to be;

    распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами and, but, or;

    распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами because, if, that, who, which, what, when, where, how, why;

    использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени;

    распознавать и употреблять в речи условные предложения реального характера (Conditional I – If I see Jim, I’ll invite him to our school party) и нереального характера (Conditional II – If I were you, I would start learning French);

    распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения;

    распознавать и употреблять в речи существительные с определенным/ неопределенным/нулевым артиклем;

    распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в именительном и объектном падежах, в абсолютной форме), притяжательные, возвратные, указательные, неопределенные и их производные, относительные, вопросительные;

    распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения;

    распознавать и употреблять в речи наречия времени и образа действия и слова, выражающие количество (many/much, few/a few, little/a little); наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу и исключения;

    распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные;

    распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present Perfect;

    распознавать и употреблять в речи различные грамматические средства для выражения будущего времени: Simple Future, to be going to, Present Continuous;

    распознавать и употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты (may, can, could, be able to, must, have to, should);

    распознавать и употреблять в речи глаголы в следующих формах страдательного залога: Present Simple Passive, Past Simple Passive;

    распознавать и употреблять в речи предлоги места, времени, направления; предлоги, употребляемые при глаголах в страдательном залоге.

    Выпускник получит возможность научиться:

    распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными: времени с союзом since; цели с союзом so that; условия с союзом unless; определительными с союзами who, which, that;

    распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами whoever, whatever, however, whenever;

    распознавать и употреблять в речи предложения с конструкциями as … as; not so … as; either … or; neither … nor;

    распознавать и употреблять в речи предложения с конструкцией I wish;

    распознавать и употреблять в речи конструкции с глаголами на -ing: to love/hate doing something; Stop talking;

    распознавать и употреблять в речи конструкции It takes me …to do something; to look / feel / be happy;

    распознавать и употреблять в речи определения, выраженные прилагательными, в правильном порядке их следования;

    распознавать и употреблять в речи глаголы во временных формах действительного залога: Past Perfect, Present Perfect Continuous, Future-in-the-Past;

    распознавать и употреблять в речи глаголы в формах страдательного залога Future Simple Passive, Present Perfect Passive;

    распознавать и употреблять в речи модальные глаголы need, shall, might, would;

    распознавать по формальным признакам и понимать значение неличных форм глагола (инфинитива, герундия, причастия I и II, отглагольного существительного) без различения их функций и употреблять их в речи;

    распознавать и употреблять в речи словосочетания «Причастие I+существительное» (a playing child) и «Причастие II+существительное» (a written poem).

    Социокультурные знания и умения

    Выпускник научится:

    употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;

    представлять родную страну и культуру на английском языке;

    понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала.

    Выпускник получит возможность научиться:

    использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;

    находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран изучаемого языка.

    Компенсаторные умения

    Выпускник научится:

    выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при говорении.

    Выпускник получит возможность научиться:

    использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;

    пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
    Второй иностранный язык (на примере английского языка)

    Коммуникативные умения

    Говорение. Диалогическая речь

    Выпускник научится:

    вести диалог (диалог этикетного характер, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию; комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.

    Выпускник получит возможность научиться:

    вести диалог-обмен мнениями;

    брать и давать интервью;

    вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т. д.)

    Говорение. Монологическая речь

    Выпускник научится:

    строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики;

    описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы);

    давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;

    передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/план/вопросы;

    описывать картинку/фото с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы.

    Выпускник получит возможность научиться:

    делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;

    комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/прослушанному;

    кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;

    кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т. п.)

    кратко излагать результаты выполненной проектной работы.

    Аудирование

    Выпускник научится:

    воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;

    воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.

    Выпускник получит возможность научиться:

    выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;

    использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.

    Чтение


    Выпускник научится:

    читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие отдельные неизученные языковые явления;

    читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде;

    читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале;

    выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.

    Выпускник получит возможность научиться:

    устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте;

    восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов.

    Письменная речь

    Выпускник научится:

    заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.);

    писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать пожелания (объемом 30–40 слов, включая адрес);

    писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 120 слов, включая адрес);

    писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/план.

    Выпускник получит возможность научиться:

    делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;

    писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул;

    составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;

    кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности;

    писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. п.).

    Языковые навыки и средства оперирования ими

    Орфография и пунктуация

    Выпускник научится:

    правильно писать изученные слова;

    правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения;

    расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.

    Выпускник получит возможность научиться:

    сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию.

    Фонетическая сторона речи

    Выпускник научится:

    различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова изучаемого иностранного языка;

    соблюдать правильное ударение в изученных словах;

    различать коммуникативные типы предложений по их интонации;

    членить предложение на смысловые группы;

    адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), в том числе, соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах.

    Выпускник получит возможность научиться:

    выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;

    различать британские и американские варианты английского языка в прослушанных высказываниях.

    Лексическая сторона речи

    Выпускник научится:

    узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы;

    употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;

    соблюдать существующие в английском языке нормы лексической сочетаемости;

    распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения и конверсии в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;

    распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей:

    глаголы при помощи аффиксов dis-, mis-, re-, -ze/-ise;

    имена существительные при помощи суффиксов -or/-er, -ist , -sion/-tion, -nce/-ence, -ment, -ity , -ness, -ship, -ing;

    имена прилагательные при помощи аффиксов inter-; -y, -ly, -ful , -al , -ic, -ian/an, -ing; -ous, -able/ible, -less, -ive;

    наречия при помощи суффикса -ly;

    имена существительные, имена прилагательные, наречия при помощи отрицательных префиксов un-, im-/in-;

    числительные при помощи суффиксов -teen, -ty; -th.

    Выпускник получит возможность научиться:

    распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;

    знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;

    распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы;

    распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;

    распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (firstly, to begin with, however, as for me, finally, at last, etc.);

    использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/ родным языком, по словообразовательным элементам.

    Грамматическая сторона речи

    Выпускник научится:

    оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте:

    распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные;

    распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке;

    распознавать и употреблять в речи предложения с начальным It;

    распознавать и употреблять в речи предложения с начальным There+to be;

    распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами and, but, or;

    распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами because, if, that, who, which, what, when, where, how, why;

    использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени;

    распознавать и употреблять в речи условные предложения реального характера (Conditional I – If I see Jim, I’ll invite him to our school party) и нереального характера (Conditional II – If I were you, I would start learning French);

    распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения;

    распознавать и употреблять в речи существительные с определенным/неопределенным/нулевым артиклем;

    распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в именительном и объектном падежах, в абсолютной форме), притяжательные, возвратные, указательные, неопределенные и их производные, относительные, вопросительные;

    распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения;

    распознавать и употреблять в речи наречия времени и образа действия и слова, выражающие количество (many/much, few/a few, little/a little); наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу и исключения;

    распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные;

    распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present Perfect;

    распознавать и употреблять в речи различные грамматические средства для выражения будущего времени: Simple Future, to be going to, Present Continuous;

    распознавать и употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты (may, can, could, be able to, must, have to, should);

    распознавать и употреблять в речи глаголы в следующих формах страдательного залога: Present Simple Passive, Past Simple Passive;

    распознавать и употреблять в речи предлоги места, времени, направления; предлоги, употребляемые при глаголах в страдательном залоге.

    Выпускник получит возможность научиться:

    распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными: времени с союзом since; цели с союзом so that; условия с союзом unless; определительными с союзами who, which, that;

    распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами whoever, whatever, however, whenever;

    распознавать и употреблять в речи предложения с конструкциями as … as; not so … as; either … or; neither … nor;

    распознавать и употреблять в речи предложения с конструкцией I wish;

    распознавать и употреблять в речи конструкции с глаголами на -ing: to love/hate doing something; Stop talking;

    распознавать и употреблять в речи конструкции It takes me … to do something; to look/feel/be happy;

    распознавать и употреблять в речи определения, выраженные прилагательными, в правильном порядке их следования;

    распознавать и употреблять в речи глаголы во временных формах действительного залога: Past Perfect, Present Perfect Continuous, Future-in-the-Past;

    распознавать и употреблять в речи глаголы в формах страдательного залога Future Simple Passive, Present Perfect Passive;

    распознавать и употреблять в речи модальные глаголы need, shall, might, would;

    распознавать по формальным признакам и понимать значение неличных форм глагола (инфинитива, герундия, причастия I и II, отглагольного существительного) без различения их функций и употреблять их в речи;

    распознавать и употреблять в речи словосочетания «Причастие I+существительное» (a playing child) и «Причастие II+существительное» (a written poem).

    Социокультурные знания и умения

    Выпускник научится:

    употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;

    представлять родную страну и культуру на английском языке;

    понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала

    Выпускник получит возможность научиться:

    использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;

    находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран изучаемого языка.

    Компенсаторные умения

    Выпускник научится:

    выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при говорении.

    Выпускник получит возможность научиться:

    использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;

    пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Основная образовательная программа основного общего образования