• Основная образовательная программа высшего образования
  • (Бакалавр)
  • 1. Общие положения. ООП
  • 1.1. Нормативные документы для разработки ООП ВО по направлению подготовки (специальности) Филология.
  • 1.2. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности).
  • 1.3. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ООП ВО.
  • 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника. 2.1. Область профессиональной деятельности выпускника.
  • 2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
  • 2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.
  • 2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
  • 3. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ООП ВО.
  • 4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП ВПО.
  • 4.1. Календарный учебный график.
  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чеченский государственный университет» КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК



  • страница1/35
    Дата03.11.2018
    Размер7.11 Mb.
    ТипОсновная образовательная программа

    Основная образовательная программа высшего образования Направление подготовки (специальность) 45. 03. 01 Филология Профиль подготовки


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «Чеченский государственный университет»




    Утверждаю:

    Ректор (проректор)

    _________________Саидов З.А.

    «____»__________2014 г.








    Основная образовательная программа высшего образования

    Направление подготовки (специальность)



    45.03.01 Филология
    Профиль подготовки

    Отечественная филология
    Квалификация (степень)
    (Бакалавр)

    Форма обучения



    Очная, заочная

    Грозный 2014



    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Общие положения.

    1.1. Нормативные документы для разработки ООП ВО по направлению подготовки (специальности) 45.03.01Филология, профиль «Отечественная филология» (чеченский язык и чеченская литература, русский язык и русская литература)

    1.2. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки (специальности) 45.03.01 Филология, профиль «Отечественная филология»

    1.3. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ООП ВО.

    2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника.

    2.1. Область профессиональной деятельности выпускника.

    2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.

    2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.

    2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.

    3. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ООП ВО.

    4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП ВО.

    4.1. Календарный учебный график.

    4.2. Учебный план.

    4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

    4.4. Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся.

    5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП ВО.

    6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников.

    7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП ВО.

    7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

    7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников.

    8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.

    Приложения.

    1. Общие положения.

    ООП бакалавриата реализуемая в ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» по направлению подготовки 45.03.01 Филология, профиль «Отечественная филология» (чеченский язык и литература, русский язык и литература) представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом требований рынка труда на основе ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования.

    ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственных практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.



    1.1. Нормативные документы для разработки ООП ВО по направлению подготовки (специальности) Филология.

    Нормативную правовую базу разработки ООП составляют:

    Федеральный закон Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ);

    Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки 45.03.01 – Филология высшего образования (ВО) (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014 года № 947;

    Примерная основная образовательная программа по направлению подготовки, 032700.62 – Филология утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337 (носит рекомендательный характер)

    Нормативно-методические документы Минобрнауки России.

    Устав ФГБОУ ВПО «Чеченский Государственный университет».

    Локальные акты ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет».



    1.2. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности).

    Основная образовательная программа высшего образования бакалавриат разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология профиль «Отечественная филология» (чеченский язык и литература, русский язык и литература), представляет собой совокупность требований, реализуемых образовательным учреждением ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет».

    Цель (миссия) ООП бакалавриата по профилю подготовки «Отечественная филология» (чеченский язык и литература, русский язык и литература) – получение фундаментального классического филологического образования на базе чеченского и русского языков, формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО. Изучение обширного комплекса лингвистических, литературоведческих и культурологических дисциплин готовит выпускника к исследовательской деятельности с преимущественным продолжением обучения в магистратуре и аспирантуре; к литературно-критической деятельности и работе по сохранению и пропаганде государственных языков РФ.

    ООП ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология, профиль «Отечественная филология» ориентирована на реализацию следующих принципов:

    готовность выпускника к педагогической деятельности, ориентированной на единство обучения и воспитания;

    готовность выпускника к научно-исследовательской деятельности в области филологии с применением полученных теоретических и практических знаний;

    формирование потребности к постоянному развитию и инновационной деятельности в профессиональной сфере;

    готовность к литературно-критической деятельности;

    готовность выпускника к самостоятельному обучению и освоению новых профессиональных знаний и умений, непрерывному профессиональному самосовершенствованию;

    умение филолога работать с любыми видами текстов – письменных, устных и виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов); знание иностранных и русского языков, мировой литературы и мировой художественной культуры и умение применять их в своей научно-исследовательской, практическо-прикладной и проектной деятельности; способность осуществлять различные виды устной и письменной коммуникации;

    демонстрировать понимание многогранной функциональной природы языка как основного инструмента деятельности в различных профессиональных сферах – образования, издательской, рекламной, переводческой деятельности, в сферах социальных услуг и связи с общественностью.

    Данный профиль предназначен для подготовки преподавателей чеченского и русского языков и чеченской и русской литературы, а также иных филологических дисциплин в учреждениях среднего общего и среднего профессионального образования. В рамках данного профиля изучение фундаментальных лингвистических и литературоведческих дисциплин сопровождается освоением методик преподавания филологических дисциплин и прохождением педагогической практики.

    Профиль предусматривает подготовку выпускников для работы в области коммуникации, рекламы, связей с общественностью, издательской деятельности, в СМИ, учреждениях культуры и управления. Профиль обеспечивает приобретение профессиональных навыков многоаспектной работы с различными типами текстов (создание, интерпретация, экспертиза, трансформация, распространение художественных, публицистических, официально-деловых, научных и т.п. текстов) и осуществления языковой, межличностной и межнациональной письменной и устной коммуникации.

    Объем программы составляет 240 зачетных единиц.

    Срок освоения программы бакалавра составляет при очной форме обучения - 4 (четыре) года, объем программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год составляет 60 з.е. При заочной форме обучения – 5 (пять) лет, объем программы бакалавриата в заочной форме обучения, реализуемый за один учебный год составляет не более 75 з.е.

    Общая трудоемкость программы бакалавра, включая теоретическое обучение, сессии, практики, ИГА и каникулы, составляет 240 зачетных единиц (208 недель).



    1.3. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ООП ВО.

    Абитуриент, поступающий на основную образовательную программу по направлению 45.03.01 Филология профиль «Отечественная филология», должен иметь документ государственного образца о полном среднем (общем или профессиональном) образовании и в соответствии с правилами приема в высшее учебное заведение, сдать необходимые вступительные испытания и/или представить сертификат о сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

    Абитуриент должен владеть знаниями о сфере будущей профессиональной деятельности, условиях труда, основных функциях, требованиях, предъявляемых к квалификации бакалавра филологии.
    2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника.

    2.1. Область профессиональной деятельности выпускника.

    Профессиональная деятельность бакалавров по направлению подготовки 45.03.01 Филология, профиль «Отечественная филология» осуществляется в области филологии и гуманитарного знания, языковой, межличностной, межкультурной и массовой коммуникации в устной, письменной и виртуальной форме.



    2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.

    Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 45.03.01 Филология профиль «Отечественная филология» являются:

    языки в их теоретическом и практическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном и диалектологическом аспектах;

    художественная литература и устное народное творчество в их историческом и теоретическом аспектах с учетом закономерностей бытования в разных странах и регионах;

    различные типы текстов – письменных, устных и виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы, мультимедийных объектов);

    устная и письменная и виртуальная коммуникация.



    2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.

    Бакалавр по направлению подготовки 45.03.01 Филология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:



    научно-исследовательская в научных и научно-педагогических учреждениях, организациях и подразделениях;

    педагогическая в системе среднего общего и среднего специального образования;

    прикладная например, переводческая, редакторская, экспертная, аналитическая) в учреждениях образования, культуры, управления, средств массовой информации, социально-гуманитарной деятельности;

    проектная и организационно-управленческая деятельности в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, литературных и литературно-художественных музеях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной областях

    Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей



    2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.

    Бакалавр по направлению подготовки 45.03.01 Филология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:



    научно-исследовательская деятельность

    научные исследования в области филологии с применением полученных теоретических и практических знаний;

    анализ и интерпретация на основе существующих филологических концепций и методик отдельных языковых, литературных и коммуникативных явлений и процессов, текстов различного типа, включая художественные, с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;

    сбор научной информации, подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований;

    участие в научных дискуссиях и процедуры защиты научных работ различного уровня; выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;

    устное, письменное и виртуальное (размещение в информационных сетях) представление материалов собственных исследований;

    педагогическая деятельность:

    проведение учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных учреждениях и профессиональных образовательных организациях;

    подготовка учебно-методических материалов для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик;

    распространение и популяризация филологических знаний и воспитательная работа с обучащимися;

    прикладная деятельность:

    сбор и обработка (в том числе организация, переработка, хранение, трансформация и обобщение) языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;

    создание на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (например, устное выступление, обзор, аннотация, реферат, докладная записка, отчет; официально-деловой, публицистический рекламный текст); работа с документами в учреждении, организации или на предприятии;

    доработка и обработка (корректура, редактирование, комментирование, систематизирование, обобщение, реферирование) различных типов текстов;

    подготовка обзоров;

    участие в составление словарей и энциклопедий, разработке и создании языковых и литературных справочников, выпуске периодических изданий, обработке и описании архивных материалов, литературно-критическом процессе;

    перевод различных типов текстов (в основном научных и публицистических, а также документов) с иностранных языков и на иностранные языки;

    аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений на иностранных языках;

    осуществление устной, письменной и виртуальной коммуникации, как межличностной, так и массовой, в том числе межкультурной (общение языковых личностей, принадлежащих различным лингвокультурным сообществам) и межнациональной, реализующейся между народами (лингвокультурными сообществами) Российской Федерации;



    проектная и организационно-управленческая деятельность:

    участие в разработке и реализации:

    научных проектов в области филологии и гуманитарного знания;

    образовательных проектов, в том числе связанных с организацией творческой деятельности обучающихся;

    проектов по созданию экспозиций для литературных и литературно-художественных музеев;

    проектов, связанных с поддержанием речевой культуры населения;

    филологических проектов для рекламных и пиар-кампаний;

    подготовка необходимых средств и материалов для организации самостоятельного трудового процесса в профессиональной сфере;

    участие в организации и проведении различных типов семинаров, конференций, деловых и официальных встреч, консультаций, переговоров, в подготовке материалов к публикации.



    3. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ООП ВО.

    Результаты освоения ООП ВО определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, то есть его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

    Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

    способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

    способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

    способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);

    способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

    способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

    способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

    способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

    способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

    способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9);



    способностью использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук (наук об обществе и человеке), в том числе психологии и педагогики, в различных сферах жизнедеятельности (ОК-10).

    Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

    способностью демонстрировать представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной (профильной) области (ОПК-1);

    способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации (ОПК-2);

    способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3);

    владением базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста (ОПК-4);

    свободным владением основным изучаемым языком в его литературной форме, базовыми методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на данном языке (ОПК-5);

    способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6).

    Выпускник программы бакалавриата должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:



    научно-исследовательская деятельность:

    способностью применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-1);

    способностью проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-2);

    владением навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-3);



    владением навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-4);

    педагогическая деятельность:

    способностью к проведению учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в организациях основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования (ПК-5);

    умением готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик (ПК-6);

    готовностью к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с обучающимися (ПК-7);



    прикладная деятельность:

    владением базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (ПК-8);

    владением базовыми навыками доработки и обработки (например, корректура, редактирование, комментирование, реферирование, информационно-словарное описание) различных типов текстов (ПК-9);



    владением навыками перевода различных типов текстов (в основном научных и публицистических, а также документов) с иностранных языков и на иностранные языки; аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений на иностранных языках (ПК-10);

    проектная и организационно-управленческая деятельность:

    владением навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных, научных, и культурно-просветительских организациях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК-11);

    способностью организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах; способностью обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности (ПК-12).

    4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП ВПО.

    Содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП ВО регламентируется учебным планом бакалавра с учётом его специализации; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.




    4.1. Календарный учебный график.

    В годовом календарном учебном графике представлена последовательность реализации ООП направления подготовки 45.03.01 Филология, профиль «Отечественная филология» (чеченский язык и чеченская литература, русский язык и русская литература), включая теоретическое обучение, практику, промежуточную и итоговую аттестации, а также каникулы.


    У Т В Е Р Ж Д А Ю

    Ректор (проректор)

    ___________________

    (дата, подпись)


    МИНОБРНАУКИ РОССИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чеченский государственный университет»
    КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

    Направление подготовки (специальность):

    45.03.01 Филология

    Профиль: Отечественная филология

    Квалификация (степень): бакалавр



    Срок обучения: 4 года
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Основная образовательная программа высшего образования Направление подготовки (специальность) 45. 03. 01 Филология Профиль подготовки