• I . Целевой раздел. Пояснительная записка
  • Задачи
  • Для достижения цели и задач ООП первостепенное
  • 1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
  • 1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
  • 1.3.1.Общие сведения о коллективе детей, работников, родителей
  • 1.3.2. Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста



  • страница1/16
    Дата03.01.2019
    Размер3.85 Mb.
    ТипПояснительная записка

    Основная общеобразовательная программа – образовательная программа


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    Основная общеобразовательная программа – образовательная программа

    дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения “Детский сад комбинированного вида №5” г. Лениногорска муниципального образования “Лениногорский муниципальный район” Республики Татарстан
    I.Целевой раздел.

    1. Пояснительная записка

    Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования (далее ООП) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №5» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан – это нормативный акт, программа, разработанная в соответствии со следующими нормативными документами:

    • Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    • Законом Республики Татарстан от 22.07.2013 №68-ЗРТ «Об образовании»;

    • Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

    • Конвенцией о правах ребенка ООН;

    • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

    • Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;

    • Постановление кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010г. №1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Киләчәк»- «Будущее»;

    • Законом Республики Татарстан от 03.03.2012 №16 «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»;

    • Приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 29.06.2001 «О мерах по улучшению изучения родного, татарского, русского языков»;

    • Письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан от 06.02. 2012г. №1279/12 «Об обеспечении ДОУ новыми УМК».

    Основная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования и представляет собой модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника.

    Программа формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности. Учитываются приоритетные направления деятельности, выступающие в качестве региональных проектов и особенностей учреждения:

    • реализация новых подходов к обучению родному языку в дошкольных учреждениях в рамках стратегии развития образования РТ на 2010 – 2015 г.г. «Киләчәк» - «Будущее»: реализация новых УМК по обучению детей дошкольного возраста двум государственным языкам;

    • деятельность по приоритетным направлениям учреждения: квалифицированная коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей с нарушениями в развитии речи; физическое развитие;

    • деятельность по реализации дополнительного образования по программам художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, социально-педагогической направленности (на основе полученной лицензии).

    Исходя из специфики работы детского сада, в основной образовательной программы отражено содержание детей в возрасте от 2 до 8 лет, а также содержание коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи.

    Воспитание и обучение в МБДОУ осуществляется на двух государственных языках (русский и татарский).



    Программа направлена на:

    • создание условий развития дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности;

    • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

    Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее образовательные области):

    • социально-коммуникативное развитие;

    • познавательное развитие;

    • речевое развитие;

    • художественно-эстетическое развитие;

    • физическое развитие.

    Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

    Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

    Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

    Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

    Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами ООП, реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).



    Основная образовательная программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Соответственно, духовно-нравственные и социокультурные ценности и принятые в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества сквозной линией проходят через все содержание образовательной программы.

    Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими.



    1.1. Цели и задачи реализации программы

    Цели программы:

    - позитивная социализация и индивидуализация, личностное развитие детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;



    - реализация новых УМК по обучению детей дошкольного возраста двум государственным языкам (русскому и татарскому) на основе современных эффективных образовательных технологий.

    Задачи:

    • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

    • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

    • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

    • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

    • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

    • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;

    • обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

    • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

    • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.



    Задачи в части, формируемой участниками образовательных отношений:

    • обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения, изучения двух государственных языков (татарского и русского);

    • коррекция недостатков в развитии детей с нарушениями речи;

    • поддержка способных и одаренных детей через вовлечение в образовательный процесс системы дополнительного образования, расширение спектра предоставляемых дополнительных образовательных услуг.
      Для достижения цели и задач ООП первостепенное значение имеют:

    • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка, развитие их двигательной культуры;

    • создание развивающей предметно-пространственной среды, обогащение речевой среды материалами УМК, атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам: растить их общительными, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

    • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

    • единство подходов к воспитанию детей в условиях детского сада и семьи;

    • соблюдение в работе преемственности с начальной школой.

    1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

    Программа разработана на основе Конституции Российской Федерации, законодательства РФ и РТ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:

    1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; самоценность детства - понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

    2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников учреждения) и детей;

    3) уважение личности ребенка;

    4) реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности, которая обеспечивает художественно-эстетическое развитие ребенка.

    В соответствии с ФГОС ДО основная образовательная программа формируется на основе принципов дошкольного образования:

    1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

    2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (принцип индивидуализации образования);

    3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

    4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

    5) сотрудничество детского сада с семьей;

    6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

    7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

    8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

    9) учет этнокультурной ситуации развития детей (принцип культуросообразности).



    В ООП на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориенти­рующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности до­школьного периода детства. Программа основана на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении и на научном положении Л. С. Вы­готского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).

    Основная образовательная программа:

    соответствует принципу развивающего образования, целью которо­го является развитие ребенка;

    • сочетает принципы научной обоснованности и практической приме­нимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

    • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разум­ного «минимума» материала);

    • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

    • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

    • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

    • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятель­ности дошкольников не только в рамках непосредственно образователь­ной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответс­твии со спецификой дошкольного образования;

    • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

    • допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

    • строится с учетом соблюдения преемственности между всеми воз­растными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

    Данным принципам соответствуют подходы:

    • культурно-исторический подход к развитию психики ребенка (передача взрослым ребенку культурных образцов поведения, общения, деятельности; зона актуального уровня развития и зона ближайшего развития);

    • системно - деятельностный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности;

    • личностно-ориентированный подход (учёт возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка; признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений; основные принципы: самоактуализация, индивидуальность, субъективность, выбор, творчество и успех, доверия и поддержка);

    • средовой и компетентностный подходы к организации развивающего взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

    1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

    1.3.1.Общие сведения о коллективе детей, работников, родителей

    Основные участники реализации программы: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.



    Социальный статус родителей. Социальными заказчиками реализации программы как комплекса образовательных услуг выступают, в первую очередь, родители воспитанников как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.

    Сведения о семьях воспитанников

    Критерии

    Параметры

    Количество / %

    Особенности семьи

    полная семья

    207 / 82,8

    неполная семья:

    - одинокие;

    - в разводе;

    - вдовы/ вдовцы



    43 / 17,2

    11 / 4,4

    29 / 11,6

    3 / 1,2

    опекуны

    2 / 0,8

    многодетные

    20 / 8,0

    Жилищные условия

    имеют собственное жилье

    208 / 83,2

    живут с родителями

    23 / 9,2

    снимают жилье

    19 / 7,6

    Образование

    высшее

    170 / 37,2

    неполное высшее

    16 / 3,5

    среднее

    17 / 3,7

    среднее профессиональное

    254 / 55,6

    неполное среднее

    0

    Социальный состав

    интелегенция

    19 / 4,1

    рабочие

    217 / 47,5

    служащие

    147 / 32,1

    домохозяйки

    62 / 13,6

    предприниматели

    12 / 2,7


    Кадровое обеспечение. Штатами дошкольное образовательное учреждение укомплектовано полностью. Педагогических работников - 29: заведующая, заместитель заведующей по воспитательно-методической работе, 22 воспитателя, в том числе 2 воспитателя по обучению татарскому и русскому языкам, 5 специалистов (инструктор по физическому воспитанию, 2 музыкальных руководителя, педагог-психолог, учитель-логопед).

    Сведения о педагогическом коллективе

    Характеристика кадрового состава

    Количество / %

    По образованию

    высшее профессиональное педагогическое

    23 / 79,3

    среднее профессиональное педагогическое

    6 / 20,7

    другое

    0

    По стажу

    до 5 лет

    1 / 3,4

    от 5 до 10 лет

    9 / 31,0

    от 10 до 15 лет

    8 / 27,6

    свыше 15 лет

    11 / 38,0

    По результатам аттестации

    высшая квалификационная категория

    2 / 6,9

    первая квалификационная категория

    12 / 41,4

    вторая квалификационная категория

    6 / 20,7

    не имеют квалификационной категории

    10 / 34,5

    соответствует занимаемой должности

    2 / 6,9


    Уровень качества кадровых ресурсов: с высшим образованием 23 педагога (79,3%). Прослеживается положительная динамика повышения образовательного уровня. Охват курсовой подготовкой - 100%.

    По итогам аттестации 20 (69%) педагогических работников имеют категории. С высшей квалификационной категорией - 2 человека (6,9 %), с первой - 12 (41,4%), со второй – 6 человек (20,7%).

    Среди педагогов 4 человека награждены отраслевыми наградами: «Отличник народного просвещения»-1, в том числе Почетной грамотой МО и Н РТ -1; Почетной грамотой МО и Н РФ - 1, в т.ч. «За заслуги в образовании» Республики Татарстан-1; Почетной грамотой МО и Н РТ -2.



    Сведения о воспитанниках.

    Количество дошкольных групп 12. Из них 11 групп общеразвивающей (в т.ч. 2 группы с татарским языком воспитания и обучения) и 1 группа компенсирующей направленности (логопедическая группа для детей с фонетико – фонематическим нарушениями речи). Группы комплектованы по одновозрастному принципу. Численность воспитанников - 252.

    Структура групп:

    п/п

    Возраст

    Кол-во групп

    Время пребывания

    Списочный состав

    1

    Ранний (первая младшая)

    3

    12 часов

    60

    2

    Дошкольный

    Из них количество групп:

    - общеразвивающих

    - компенсирующих



    8

    1



    12 часов


    12 часов

    192
    174

    18


    Возрастная категория и направленность групп:

    Возрастная категория

    Направленность групп

    Количество

    Групп

    Детей

    От 2 до 3 лет

    общеразвивающая

    3

    60

    От 3 до 4 лет

    общеразвивающая

    2

    44

    От 4 до 5 лет

    общеразвивающая

    2

    46

    От 5 до 6 лет

    Из них:

    - общеразвивающая,

    - компенсирующая



    3

    2

    1

    61

    43

    18

    От 6 до 7 лет

    общеразвивающая

    2

    41


    Учебный план сформирован в соответствии ФГОС ДО и  с учётом следующих позиций: 
    • соблюдение гигиенических норм учебной нагрузки; 
    • сохранение базисного компонента; 
    • реальное соотношение инвариативного и вариативного компонентов.

    Как вариативный компонент реализуются новые учебно-методические комплекты (УМК) по обучению детей двум государственным языкам:

    - первый комплект – по обучению татароязычных детей русскому языку «Изучаем русский язык» (творческая группа под руководством С.М. Гаффаровой);

    - второй комплект – по обучению русскоязычных детей татарскому языку «Татарча сөйләшәбез»- «Говорим по-татарски» (творческая группа под руководством З.М.Зариповой);

    - третий комплект – по обучению татароязычных детей родному языку по новому учебно-методическому комплекту (УМК) «Туган телдә сөйләшәбез» (творческая группа под руководством Ф.В. Хазратовой).

    В соответствии с Законом Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан» и других языках в Республике Татарстан» осуществляется обучение родному (татарскому) языку с первой младшей группы (с двух лет) и проводится воспитателем по обучению татарскому языку 3 раза в неделю в форме игры в рамках режима дня. Начиная со средней группы, вводится обучение татарскому (русскому) языку, которое проводится 3 раза в неделю.

    Эффективность процесса обучения татарскому (русскому) языку определяется тем, насколько последовательно реализуются его основные закономерности:

    – весь курс обучения должен быть сориентирован не только на формирование практических навыков и умений, но и на более полную реализацию воспитательно-образовательного развивающего потенциала татарского (русского) языка, уже на первом году обучения детям предлагаются материал и задания, способствующие развитию воображения, воспитанию навыков культуры;

    – в процессе обучения татарскому (русскому) языку важно научить ребенка сопереживать, жалеть, сочувствовать, понимать, помогать, поэтому во многих ситуациях, моделируемых с помощью УМК дети должны помогать сказочным героям, друг другу, т.е. они ставятся в условия выбора положительного морального действия;

    – процесс обучения характеризуется коммуникативной направленностью, которая осуществляется за счет введения сказочных персонажей, использования ролевых игр.

    Процесс обучения татарскому (русскому) языку в детском саду представляет собой совместную деятельность воспитателя и детей. Задача воспитателя: сделать все возможное, чтобы заинтересовать ребенка и поддерживать его на протяжении всех лет обучения, путем использования естественной среды и разнообразия коммуникативных задач.



    Учебная нагрузка соответствует требованиям максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения. Расписание образовательной деятельности разработано согласно учебному плану, с учетом возрастных психофизических возможностей детей, наличия узких специалистов.

    МБДОУ осуществляет образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам, реализация которых не является основной целью деятельности. Дополнительное образование ориентировано на самореализацию личности дошкольника и педагога. Занятия по дополнительному образованию не проводятся за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон; их продолжительность регламентируется требованиями СанПин 2.4.1.3049-13 для каждой возрастной группы.



    1.3.2. Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

    Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

    На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжа­ют развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребен­ка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в кон­це года появляются основы наглядно-образного мышления.

    Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соот­носящие и орудийные действия.

    Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

    В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжа­ет развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приоб­ретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.

    Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенству­ется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, ко­торый начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

    Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов.

    К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

    Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реаль­ности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.

    Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

    На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; раз­личать мелодии; петь.

    Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонемати­ческий слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

    Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка про­блемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

    К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно­образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.

    Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, им­пульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обус­ловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосо­знания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может про­должаться от нескольких месяцев до двух лет.

    Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)



    В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейно­го круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной об­щественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это проти­воречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

    Главной особенностью игры является ее условность: выполнение од­них действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместите- лями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ог­раничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формиро­ваться.

    Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представле­ний о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

    Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

    Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на разви­тие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппли­кации.

    Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте огра­ничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

    В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятель­ность. Дети от использования предэталонов - индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам - культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации об­разовательного процесса - и в помещении учреждения.

    Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего до­школьного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

    Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целе­направленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

    В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты вы­ступают в качестве заместителей других.

    Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В ре­зультате целенаправленного воздействия они могут усвоить относитель­но большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

    Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избиратель­ные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущес­твенно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

    В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом пове­дение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Про­должает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

    Средняя группа (от 4 до 5 лет)



    В игровой деятельности появляют­ся ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игро­вые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

    Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рису­нок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобрази­тельной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигу­ры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

    Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 дета­лей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

    Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изме­нениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, коорди­нация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольни­ки, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

    К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на кото­рую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — ве­личине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

    Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предме­тов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут вы­учить небольшое стихотворение и т.д.

    Начинает развиваться образное мышление. Дети способны исполь­зовать простые схематизированные изображения для решения неслож­ных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного рас­положения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразова­ние образа.

    Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, ес­ли им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких боль­ше - белых или бумажных?», ответ будет таким же - больше белых.

    Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его осо­бенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоя­тельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

    Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступ­ной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

    В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

    Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимают­ся словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при обще­нии с взрослым становится внеситуативной.

    Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно вы­ходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ре­бенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

    У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

    Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются посто­янные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появля­ются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

    Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятель­ности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изоб­разительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и вооб­ражения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентнос­ти, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

    Старшая группа (от 5 до 6 лет)

    Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимо­действие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социаль­ные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлека­тельными, чем другие. При распределении ролей могут возникать кон­фликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

    Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст на­иболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержа­нию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном со­стоянии изображенного человека.

    Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обоб­щенным способом обследования образца. Дети способны выделять ос­новные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

    Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художест­венному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целост­ного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый мате­риал, чтобы воплотить образ).

    Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величи­ны, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возраста­нию или убыванию - до 10 различных предметов.

    Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространс­твенного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием фор­мы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников из­вестные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

    В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательнос­ти объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схема­тизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представ­ления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): пред­ставления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном воз­расте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

    Как показали исследования отечественных психологов, дети стар­шего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

    Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять до­статочно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

    Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произволь­ному вниманию.

    Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразитель­ность речи.

    Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Бо­гаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

    Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

    Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщен­ного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

    Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыс­лительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

    Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

    В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие ха­рактерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т.д.

    Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т.п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрово­го пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

    Образы из окружающей жизни и литературных произведений, пере­даваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунка­ми мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: при­нцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.

    Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, бро­ви, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

    При правильном педагогическом подходе у дошкольников формиру­ются художественно-творческие способности в изобразительной деятель­ности.

    К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и пос­троек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со зна­комыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляет­ся на основе зрительной ориентировки.

    Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее вы­полнения; способны выполнять различные по степени сложности пост­ройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

    В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специ­ально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

    Усложняется конструирование из природного материала. Дошколь­никам уже доступны целостные композиции по предварительному за­мыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

    У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

    Развивается образное мышление, однако воспроизведение метри­ческих отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не вос­производят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

    Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

    Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится кон­статировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

    Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

    У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказы­ваниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, при­лагательные и т. д.

    В результате правильно организованной образовательной работы у де­тей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

    В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

    К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальней­шем успешно учиться в школе.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Основная общеобразовательная программа – образовательная программа