• Изложение программного материала
  • Ветер
  • Всякий ветер характеризуется
  • Тема: «Причины возникновения ураганов, бурь, смерчей».
  • Изложение программного материала.
  • Циклон
  • Тема: «Поражающие факторы и последствия бурь, ураганов, смерчей».
  • Тема: «Действия населения

  • Скачать 149.82 Kb.


    Дата19.10.2018
    Размер149.82 Kb.
    ТипИзложение

    Скачать 149.82 Kb.

    «Основные понятия и классификация ураганов, бурь, смерчей»




    Тема: «Основные понятия и классификация ураганов, бурь, смерчей».

    Цель: объяснить обучающимся природу появления и классификацию ураганов, бурь, смерчей.

    I. Актуализация знаний.

    А.С. Пушкин «Мертвый всадник»

    Осада! Приступ! Злые волны,

    Как воры, лезут в окна. Челны

    С разбега стекла бьют кормой.

    Лотки под мокрой пеленою,

    Обломки хижин, бревна, кровли,

    Товар запасливой торговки,

    Пожитки бледной нищеты,

    Грозой снесенные мосты,

    Гроба с разбитого кладбища

    Плывут по улицам! Народ

    Зрит божий гнев и казни ждет.

    Увы! Все гибнет: кров и пища!..
    Изложение программного материала.

    Ураганы, бури, смерчи - это опасные ветровые метеорологиче­ские явления.



    - Что такое ветер? (Ответы учеников.)

    Ветер - это движение воздуха относительно земной поверхности, возникающее в результате неравномерного распределения атмосферного давления и направленное из зоны высокого давления в зону низкого давления.

    Всякий ветер характеризуется:

    - направлением (измеряется в градусах);

    - скоростью (измеряется в м/с, км/час или по шкале Бофор­та);
    силой ветра (измеряется давлением ветра на 1 м2поверх­ности).

    Сила ветра определяется в баллах по шкале Бофорта от 0 до 12.

    Для обозначения движения ветра используют много названий:



    ураган;

    буря;

    смерч;

    тайфун;

    торнадо;

    циклон;

    шторм и т.д.

    Предложить обучающимся определить название движения ветра в зависимости от скорости.

    Рассмотрим наиболее распространенные явления движения ветра.

    Ураган - это необыкновенной силы буря, в которой беснуются по бы закрученные в спираль ветры, дующие со скоростью 120 км/ч, а порою и быстрее.

    Различают:

    ураганы- 120- 140 км/час;

    сильные ураганы - 140 - 170 км/час;

    жестокие ураганы - более 170 км/час.



    Ураганы, которые метеорологи часто называют тропическими циклонами, берут свое начало над теплыми морями. Они двигаются над морем со скоростью примерно 20 километров в час, принося с собой обильные ливни и поднимая высокие волны. Ураганы сеют разрушение, вырывая с корнем деревья и поднимая кверху целые дома. Огромные океанские волны обрушиваются на города и поселки, пре­вращая улицы в реки, которые становятся еще более полноводными из-за сильного непрекращающегося ливня.

    В самом центре урагана находится область спокойствия «ОКО циклона». Когда око циклона проходит над землей, на какое-то время бешеный ветер стихает. Но уже вскоре тишина вновь сменяется поры­вами урагана и струями ливня. Когда ураган движется над прохлад­ным участком суши, сила его постепенно убывает.

    На протяжении истории человечества ураганы не раз станови­лись причинами ужасных катастроф. Сегодня ученые хорошо изучили это грозное явление природы, но останавливать ураганы люди до сих пор не умеют и вряд ли научатся в будущем.

    Смерч (торнадо) имеет вид гигантского столба диаметром от десятков до сотен метров с воронкообразными расширениями сверху и снизу.

    Смерчи рождаются и над водой, и над сушей. Смерчи на суше в Европе называют тромбами, а в Америке - торнадо. Вихри над морем называют водяными смерчами..

    Воздух в смерче вращается против часовой стрелки со скоростью до 100 м/с, одновременно поднимаясь вверх..
    При движении над местностью со скоростью несколько десят­ков километров в час смерч производит разрушения, вызываемые не только огромной скоростью воздуха внутри самого вихря, но и мгно­венным скачком атмосферного давления. Дома с запертыми дверями и окнами «взрываются» в момент прохождения над ними смерча, целые стены вываливаются наружу, жидкость из сосудов высасывается и разбрызгивается. Были случаи, когда куры, попавшие в полосу прохо­ждения смерча, мгновенно оказывались голыми, как будто их кто-то] ощипал.

    Большую опасность при смерчах над сушей представляют поднятые в воздух и разлетающиеся в разные стороны твердые пред­меты - доски, щепки, обломки зданий, листы железной кровли и пр. Описаны случаи, когда соломины, подхваченные смерчем, протыкали стволы деревьев.

    Энергия смерча колоссальна: он способен сорвать и опроки­нуть железнодорожный мост, тяжелый грузовой автомобиль или под­нять в воздух и затем бросить на землю самолет весом десять тонн.

    > Привести примеры смерчей, которые наблюдались на терри­тории нашей страны.
    В районе Москвы смерчи были отмечены в 1904, 1945, 1951, 1956, 1957 и 1984 годах. В 1904 году в Москве при прохождении смерча над Москвой-рекой вода из последней была на некотором про­тяжении полностью высосана воздушным вихрем и на какое-то время дно оголилось. Аналогичный случай имел место в Гомельской области у деревень Беседка и Птичь в июле 1985 года.

    Появление смерчей:
    на горизонте появляется грозовое облако;

    нарастает влажный зной (становится трудно дышать);

    начинает моросить дождь;

    резко падает температура;

    из туч опускается гигантский хобот с большой скоростью вращения;

    навстречу ему с земли появляется другой столб.
    Продолжаются смерчи от нескольких минут до нескольких часов.
    Смерч всегда хорошо виден и слышен (оглушительный гул).

    IV. Закрепление.

    Как появляется ветер?



    Какими показаниями характеризуется ветер?

    V. Итог урока.

    Тема: «Причины возникновения ураганов, бурь, смерчей».

    Цель: ознакомить обучающихся с причинами возникновения ци­клонов и антициклонов.

    I.Актуализация знаний.

    Расскажите, как зарождаются смерчи.

    В чем заключается главная опасность смерча?
    Сообщение темы и цели урока.

    Изложение программного материала.

    Основной причиной возникновения урагана, бури, смерча яв­ляются процессы образования и перемещения возмущений в атмосфе­ре и называются они циклон и антициклон.

    Циклон - область пониженного давления в атмосфере с минимумом в центре.

    Ураганные ветры в циклонах дуют против часовой стрелки в

    северном полушарии и по часовой стрелке в южном полушарии.

    Поперечник циклона может достигать 1000 км.

    Чаще всего тропические циклоны возникают в начале осени или в самом конце лета, когда температура воды на поверхности океа­на самая высокая. Они редко бывают зимой и практически не встре­чаются весной.

    Антициклон - область повышенного давления с максимумом в центре.

    Ветры дуют по часовой стрелке в северном полушарии и против часовой стрелки в южном полушарии.

    Циклоны приносят с собой дождливую, пасмурную погоду, ветер. Антициклоны - тихую, малооблачную погоду без осадков.

    В центре циклона возникают восходящие потоки воздуха, а в центре антициклона - воздушные потоки, направленные вниз.

    Строение циклона:

    центр (слабая облачность и слабые ветры) называют гла­зом - бури, ураганы;

    внешняя часть - стена циклона (максимальная скорость прощения воздушных масс).

    Чем ярче выражен «глаз урагана», тем выше в нем температура (на Ю- 12°С), тем свирепее ураган.

    Смерч (торнадо) - вихревое образование меньшего размера, но с большими скоростями ветра.

    Циклоны Атлантического океана — ураганы, Тихого - тайфуны.

    Зона действия ураганов - от 20 до 200 км, продолжительность 9-12 суток.

    Области пониженного давления на территории РФ появляются в местах встречи теплого и холодного воздуха, который как более тяжелый подползает» под более легкий, теплый, который поднимается в верх и создает зону пониженного давления, куда и устремляется окружающий воздух..

    Под влиянием вращения Земли этот воздух закруживается в северном полушарии против часовой стрелки, в южном полушарии – по часовой.

    Тайфуны обычно называют человеческими именами. Вначале это были только женские имена, теперь, когда их стало не хватать, в ход пошли мужские. Эта традиция возникла в начале 40-х годов нашего столетия.

    Например, тропический шторм «Жанна» на Гаити в 2004 году, в результате которого число погибших достигло 2,4 тыс. человек; тропический ураган «Дэвид», пронесшийся в начале осени

    1979 года в районе Карибского моря, нанес серьезный ущерб нескольким государ­ствам этого региона

    На территории России ураганы как правило возникают летом

    IV. Закрепление.

    - Каково различие между циклоном и антициклоном?

    -Чем характеризуется «глаз циклона» и «стена циклона»?



    V. Итог урока.


    Тема: «Поражающие факторы

    и последствия бурь, ураганов, смерчей».

    Меры по защите и снижению последствий от бурь, ураганов, смерчей.

    Цель: изучить поражающие факторы бурь, ураганов и смерчей; оз­накомить обучающихся с основными мероприятиями по защи­те жизни и объектов от воздействия бурь, ураганов, смерчей.



    I. Актуализация знаний.

    Назовите главное отличие циклона от антициклона.

    Расскажите схему зарождения урагана.

    II.Сообщение темы и цели урока.

    III.Изложение программного материала.

    Поражающие факторы ураганов делятся на первичные и вто­ричные.

    Первичные - это скоростной нанос ветра, который срывает крыши домов, обрывает линии электропередач, разрушают легкие по­стройки и др.

    Могут переносится на большие расстояния автомобили, легкие дома, животные и люди.



    Вторичные - оползни, сели, обвалы, наводнения, пожары.

    Поражающие факторы бурь и штормов при меньших скоростях ветра приводят к меньшим разрушениям, но, перенося большое количество песка, снега, пыли наносят большой ущерб сельскому хозяйству транспортным артериям.

    Характерны для России снежные бури.
    Поражающие факторы смерчей:

    ♦ . огромная скорость вращения его стенок - до 115 м/с;

    переход давления (до десятков тонн на 1 м2) - даже не­
    большие щепки, набрав огромные скорости способны про­
    ткнуть стволы деревьев. ;й

    Для защиты от смерчей, бурь, ураганов



    Заблаговременные меры:

    ограничение землепользования;

    ограничение размещения объектов с опасными производ­ствами; S сокращение объемов хранения запасов взрыво- пожаро- и

    химически опасных веществ;



    демонтаж устаревших и непрочных зданий; I

    укрепление зданий;

    определение безопасных режимов работы предприятий;

    создание материальных резервов;

    подготовка населения и спасательных служб к действия в условиях бурь, ураганов, смерчей.



    Оперативные меры:

    прогнозирование путей прохождения;

    оповещение и информирование населения;

    переход к безопасным режимам работ производств;

    подготовка убежищ, подвалов для защиты населения;

    частичная эвакуация населения.

    IV. Закрепление.

    - Что является первичным поражающим фактором бури?

    - В чем заключается главная разрушительная сила смерча?

    V. Итог урока.

    Тема: «Действия населения

    при угрозе возникновения и во время ураганов, бурь, смерчей»

    Цель: ознакомить обучающихся с основными действиями при угрозе и во время ураганов, бурь, смерчей.

    . Актуализация знаний.

    Какие последствия влекут за собой снежные и пыльные бури?



    Перечислите вторичные поражающие факторы ураганов, бурь, смерчей.

    II. Сообщение темы и цели урока.

    . Изложение программного материала.

    Первичную информацию о надвигающемся урагане, его силе, пути следования и времени прихода население получает из информации,

    передаваемой по телевидению, радио, после подачи сигнала «Внимание всем!».

    Население приступает к работе по обеспечению своей безопасности

    .

    В зависимости от времени подхода урагана, необходимо придерживаться рекомендаций (см. схему 4).



    Если ураган застал вас в здании, необходимо выбрать наиболее безопасное место подальше от окон, у капитальной стены.

    Если ураган застал вас на улице, необходимо спрятаться в кювете, яме, подальше от рекламных щитов, ларьков, киосков.

    Если ураган застал вас в автомобиле, не покидайте машину, закройте окна и двери и остановитесь (см. схему 5).

    После окончания урагана при возвращении домой нельзя под­ходить к оборванным проводам и пользоваться открытым огнем.


    Схема 4
    Правила поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана
    Услышав звуки сирен, внимательно прослушайте по имеющимся приемным средствам информацию о времени и направлении прихода урагана.

    Закройте двери и окна с наветренной стороны и откройте с подветренной. Оклейте стекла окон или защитите окна ставнями или щитами.


    Подготовьте запас продуктов, воды и медикаментов, фонари, керосинки или примусы.


    Уберите вещи с балконов и подоконников. Погасите огонь в печи, закройте газовые и водопроводные краны.

    При приближении урагана возьмите с собой подготовленный запас продуктов, воды, медикаментов, документы, ценности и займите место в надежном укрытии.

    Схема 5

    Правила поведения людей, находящихся при внезапном приходе урагана в помещении.



    Отойдите от окон, заняв места в нишах стен или в дверном проеме. Используйте для защиты прочную мебель, матрасы.


    При снижении силы ветра быстро отключите газ, электричество, воду и перейдите в более надежное укрытие.
    Правила поведения людей, находящихся

    при внезапном приходе урагана на улице

    Займите для защиты овраг, яму, кювет дороги: лягте на дно и прижмитесь к земле. Держитесь подальше от линий электропередачи, опасных объектов, трубопроводов.

    При снижении силы ветра постарайтесь перейти в более надежное укрытие.


    Если буря закончилась, соблюдайте меры предосторожности при возвращении домой. Не дотрагивайтесь до оборванных проводов.
    После окончания урагана, бури, смерча проводятся аварийно-спасательные работы:

    разборка завалов;

    поиск живых, раненых, погибших;

    оказание помощи пострадавшим;

    восстановление жилья, дорог, предприятий.



    Закрепление.
    Какие из поражающих факторов представляют наибольшую
    опасность для человека, а какие для его хозяйства?

    Какие меры предосторожности следует соблюдать при возвра­щении домой после урагана?

    Итог урока.



    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «Основные понятия и классификация ураганов, бурь, смерчей»

    Скачать 149.82 Kb.