• От издателя.
  • I. Творение.



  • страница1/22
    Дата14.01.2018
    Размер1.69 Mb.

    От издателя


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22




    прот. Иоанн (Мейендорф)

    Византийское богословие

    Догматические Вопросы

    Перевод: Владимир Сократилин

    Санкт- Петербург, 2000
    © John Meyendorff, "Bysantine theology", Copyright 1975, 1979 by Fordham University Press.

    © Перевод и набор: Владимир СОКРАТИЛИН. 1998 г.

    © Российский православный информационно-издательский центр «ОРТОДОКС»



    От издателя.

    I. Творение.

    1. Творец и тварь.

    2. Божественный план.

    3. Динамизм творения.

    4. Освящение природы.

    II. Человек.

    1. Человек и Бог.

    2. Человек и мир.

    3. Наследственная греховность.

    4. Новая Ева.



    III. Иисус Христос.

    1. Бог и человек.

    2. Искупление и обожение.

    3. Богородица.



    IV. Святой Дух.

    1. Святой Дух в творении.

    2. Святой Дух и Искупление человека.

    3. Святой Дух и Церковь.

    4. Святой Дух и свобода человека.

    V. Триединый Бог.

    1. Единство и Троичность.

    2. Ипостась, существо и энергия.

    3. Живой Бог.



    VI Богословие таинств: течение жизни.

    1. Число таинств.

    2. Крещение и миропомазание.

    3. Покаяние.

    4. Брак.

    5. Елеосвящение.



    VII. Святая Евхаристия.

    1...Символы, образы и действительность.

    2. Евхаристия и Церковь.

    VIII. Церковь в мире.

    1. Церковь и общество.

    2. Миссия Церкви.

    3. Эсхатология.



    Антиномии.

    ОГЛАВЛЕНИЕ




    От издателя.


    "Как православный богослов, великую традицию нераздельной Церкви я вижу продолжающейся в Византии и через Византию сообщающуюся до наших дней", - эти слова выдающегося православного богослова современности, покойного профессора и ректора Свято-Владимирской Академии в Нью-Йорке, протоиерея Иоанна Мейендорфа, как нельзя лучше выражают суть предлагаемого его труда. Автор, все творчество которого было посвящено осмыслению двухтысячелетней традиции Православной Церкви в современном ее значении, в этим трудом стремиться сделать доступным современному человеку весь многовековой опыт православной христианской веры и богословских исканий, как некоего целого. Широта и грандиозность поставленных задач делают книгу исключительно захватывающей для чтения и необходимой для правильного осознания православным христианином своего места в современном секулярном обществе. Православная церковная традиция на страницах этого труда живо предстает перед читателем во всем ее многообразии и актуальности.

    Область исследования данного труда может быть определена как сфера православного догматического богословия, однако выгодным преимуществом данного труда, который делает его, с одной стороны, уникальным (русскоязычная богословская литература не знает ему аналогов), а с другой стороны, гораздо более доступным для читателя-неспециалиста, являются как яркий, образный язык автора, так и принцип положенный им в основу этого исследования. До сих пор русский читатель имел некоторую возможность познакомиться с немногочисленными трудами по систематической православной догматике, ставшей негласным образцом в исследовании догматического наследия Церкви. К сожалению, многие православные авторы-догматисты, видели и видят свою задачу в наиболее полном и адекватном выражении существа православных догматов и их объяснении современному читателю, при этом практически всегда упуская из виду их подлинную взаимосвязь между собой. Потому большинство сочинений по православному догматическому богословию представляются сухими, потерявшими либо полностью, либо отчасти свою жизненность, практическую необходимость и, попросту, доступность, ввиду уже предполагаемого знакомства читателя с многими аспектами церковной жизни, истории и веры. О.Иоанн на страницах этого издания последовательно придерживается совершенно иного принципа - принципа догматики исторической, дающей целостное представление о возникновении, становлении и содержании вероучения Православной Церкви в их историческом контексте. Другими словами, прочитавший этот труд о.Иоанна Мейендорфа получит ясную картину целостного православного христианского мировоззрения, отсутствие которого у людей верующих сегодня может быть названо одним из самых общих симптомов удаленности церковной традиции из повседневной жизни. Подобного рода секуляризация является трагедией нашего века, и изжить эту трагедию на личностном уровне помогает эта книга.

    Написанная доступным и образным языком эта книга отвечает самым жестким требованиям профессионализма и исследовательской глубины и основательности. Название же труда "Византийское богословие" не должно вводить в заблуждение относительно цели исследования автора. Византинизм рассматриваемого о.Иоанном богословия отнюдь не выражается в узконациональных чертах или местных обычаях и богословских исканиях Византийской Церкви. Речь идет о достоянии Церкви Вселенской - богословии великой эпохи Вселенских Соборов, которая географически и культурно оказалась связана с Византийской империей. Проблематика, изложенная о.Иаонном сохраняет свою актуальность для каждого православного христианина.

    Издавая этот труд, переводчик стремился максимально следовать тексту оригинала, за исключением случаев необходимой стилистической правки, и пытался передать всю широту оттенков авторской мысли. С целью достижения большей ясности и доступности перевод святоотеческих цитат и текстов молитв и богослужебных песнопений был осуществлен на русский язык.

    Надеемся, что Ваше знакомство с этим сочинением о.Иоанна Мейендорфа окажется интересным, полезным и, кроме того, доставит вас много приятных мгновений.



    I. Творение.


    Представление византийских отцов о творении формировалось в процессе длительной полемики против богословия Оригена. Причиной споров было противоречие между античным представлением о вечном космосе и библейским представлении о линейной истории, утверждающему, что история получила свое начало в акте творения (fiat). Ориген же основывал свое учение о рождении мира на том, что событие творения есть явление божественной сущности. Поскольку же Его природа неизменна, то никогда не может случиться того, чтобы Бог не продолжил Своей творческой деятельности. Отсюда следует, что мир существовал вечно, так как Божественная благость всегда нуждалась в объекте. Согласно богословию Оригена, вечность твари, на самом деле, онтологически неотделима от вечности Слова, Логоса. Оба имеют своим вечным источником Бога. Это отождествление, в случае Ария, привело к тому, что отвергая представление о вечно продолжающемся творении, он вынужден был предположить, что и Логос также произошел во времени. Св.Афанасий Великий, самый значительный представитель александрийской школы богословия, в своем антиарианском богословствовании определил ту категорию, которой позднее суждено было стать нормой византийского богословия - разницу между происхождением (вечным рождением) и тварностью.



      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22