• (Первая систематизация материалов по истории Богоявленской церкви села Верхораменье Орловского уезда)
  • Полушина Игоря
  • Глава 1. Анализ историко – краеведческой литературы и источников
  • Глава 2. «И был храм…» (Первая систематизация материалов по истории Богоявленской церкви села Верхораменье Мурашинского района )
  • 2.1 Возникновение населенного пункта и история прихода Богоявленской церкви
  • 2.2. Занятия, быт и культура жителей прихода Богоявленской церкви Орловского уезда
  • 2.3. Священнослужители Богоявленской церкви села Верхораменье
  • Используемые источники
  • Печатные источники

  • Скачать 176.74 Kb.


    Дата23.12.2017
    Размер176.74 Kb.
    ТипИсследовательская работа

    Скачать 176.74 Kb.

    Открытая научно-практическая конференция




    Открытая научно-практическая конференция

    для учащихся 6 – 11 классов «Вышгород – 2012»

    Маркеловские чтения

    «И был храм…»

    (Первая систематизация материалов по истории Богоявленской церкви

    села Верхораменье Орловского уезда)
    Исследовательская работа ученика 10 класса

    муниципального общеобразовательного казенного учреждения

    средняя общеобразовательная школа п. Безбожник

    Мурашинского района Кировской области



    Полушина Игоря

    Научный руководитель:

    Михеева Ирина Владимировна,

    зам. директора по ВР, учитель краеведения

    высшей квалификационной категории,

    руководитель музея «История поселка Безбожник»

    МОКУ СОШ п. Безбожник

    Консультанты:

    к. п. н. Головизнина Наталья Леонидовна,

    директор областного музея истории

    народного образования г. Кирова

    к.и.н. Кряжевских Андрей Леонидович

    зам. директора КОГАУК НПЦ

    2012
    Оглавление


    Введение…………………………………………………………………………3

    Глава 1. Анализ историко – краеведческой литературы и источников …….4

    Глава 2. «И был храм…» (Первая систематизация материалов по истории

    Богоявленской церкви села Верхораменье Орловского уезда

    2.1. Возникновение населённого пункта и история прихода

    Богоявленской церкви села Верхораменье ……………………………7

    2.2. Занятия, быт и культура жителей прихода Богоявленской церкви

    села Верхораменье

    2.3. Священнослужители Богоявленской церкви села Верхораменье

    Заключение………………………………………………………………………8

    Список источников……………………………………………………………...9

    Приложения



    Введение

    Сегодня в нашей стране активно идёт возрождение церквей, разрушенных в XX-ом веке. Одна из неуцелевших до наших дней - Богоявленская церковь в селе Верхораменье, которое находится в 20-и км от города Мураши (от поселка Безбожник – 40 км). Автор, находясь в Верхораменье в период летних каникул, узнал о храме от родственников, проживающих в селе [30].

    Нас заинтересовала судьба Богоявленской церкви села Верхораменье, и мы решили познакомиться с ее историей. Обратившись в краеведческий отдел районной библиотеки, выяснили, что никаких сведений по истории храма нет.

    Перед автором встала проблема: выявить источники информации, изучить их, собрать материал и систематизировать его. В ходе работы мы столкнулись с трудностями: недостаточное количество информации, отсутствие храмового здания на данный период, нет очевидцев того времени.

    Объект исследования – история православия в Мурашинском районе, предмет – история Богоявленской церкви.

    Цель исследования – восстановление истории Богоявленской церкви села Верхораменье.

    Гипотеза: мы допускаем возможность восстановления истории Богоявленской церкви если:


    1. в Государственном архиве Кировской области будут найдены документы, связанные с ее историей, чертежи храмового здания;

    2. получим достоверную информацию от респондентов и квалифицированную консультацию специалистов;

    3. установим особенности православия и старообрядчества на территории прихода Богоявленской церкви;

    4. материалы поисковой экспедиции с места нахождения храма будут достаточно информационные;

    5. получим материальную поддержку от прихода Пателеимоновской церкви Мурашинского благочиния, администрации Мурашинского раойна, спонсоров.

    Исходя из поставленных цели и гипотезы, задачами нашего исследования являются:

    • Изучить историко-краеведческую литературу и источники (архивные документы, мемораты, экспедиционные материалы) по теме исследования.

    • Описать историю Богоявленской церкви села Верхораменье Орловского уезда.

    Особенно полезными для нас стали энциклопедии и справочники по православию, работы В.В. Машковцевой о конфессиональной политике в отношении старообрядчества на территории губернии, А.Л. Кряжевских о старообрядчестве Вятки, Книга Памяти жертв политических репрессий, интернет - сайты.

    В ходе исследования использовались следующие методы: интервью, устный опрос, анализ, историческая реконструкция, изучение архивных документов. Фотоматериалы предоставлены личными архивами жителей и автора. Мемораты собраны при встречах с бывшими жителями села Верхораменье.

    Исследование начали в 2008 году. На первом этапе (конец 2008 - 2009 годы) – определились с темой исследования, начали создавать исследовательский архив, совершили поездку в село Верхораменье.

    Второй этап (лето 2009 - 2010 годы) – изучали литературу, первоисточники, создавали черновой вариант исследовательской работы.

    Третий этап (2010 – 2011 годы) – состоялась презентация работы на конференции областной очно-заочной историко-краеведческой школы.

    В настоящее время работа над темой продолжается: исследуются новые факты и источники.

    Данная тема разрабатывается впервые и должна восполнить утраченные страницы в истории православия и старообрядчества края.

    Наша работа состоит из введения, 2 глав и 15 приложений.


    Глава 1. Анализ историко – краеведческой литературы и источников

    Обратившись к Энциклопедии земли Вятской, том 1, книга 2 «Села. Деревни», выяснили, что там дается географическое описание населенного пункта и очень незначительные сведения о том, что была церковь, несмотря на то, что данное издание претендовало на полноту раскрытия всех исторических событий конца XIX - начала XX века.

    Изучив книгу Захарова «Серебряная Вятка», уточнили этимологию слова «Верхораменье».

    В энциклопедии по православию мы нашли информацию о старообрядцах и причинах раскола в православной церкви.

    Изучая дипломную работу А.Л. Кряжевских «Старообрядцы в южной вятке в первой половине XIX века», уточнили особенности старообрядчества Вятской губернии, наиболее распространенные их толки на юге губернии. Сравнили со старообрядческими толками, которые были распространены на севере Вятской губернии (на территории проводимого исследования).

    Исследуя монографию В.В. Машковцевой «Конфессиональная политика государства по отношению к старообрядцам во второй половине XIX – начале XX века (на материалах Вятской губернии)», выяснили, как государство, власти относились к старообрядчеству в конце XIX - начале XX века, какие предпринимались меры в отношении старообрядцев. Несмотря на то, что монография опирается на исследования южных и центральных уездов Вятской губернии, данные по Орловскому уезду незначительны и то по той его части, которая не относится к территории современного Мурашинского района. Мы только можем предполагать, что и на территории нашего исследования проводились подобные мероприятия в отношении старообрядчества.

    В книге Олега Виноградова «Церкви Орловского уезда» (научно-проектная документация), том 8, нашли фотографию деревянной церкви села Верхораменье и краткую историческую справку о появлении прихода. Электронная версия энциклопедии более конкретных сведений не дала.

    Изучение «Православного словаря школьника» под редакцией священника Я. Шипова позволило нам ориентироваться в терминологии исследования, в результате был составлен свой словарь.

    В районной газете «Знамя труда» есть заметка Л.С Сусловой о том, как разрушали церковь при строительстве новой школы в селе Верхораменье.

    К сожалению, поиск опубликованных источников дал следующие результаты: история Богоявленской церкви изучена недостаточно, печатных материалов мало. Поэтому мы были вынуждены обратиться к первоисточникам и материалам Государственного архива Кировской области. Более подробно был изучен фонд 237, а именно: клировые ведомости Богоявленской церкви за 20 лет - 1840, 1847, 1849, 1850, 1870, 1877, 1880, 1885, 1890, 1891,1893, 1895, 1896, 1899, 1900, 1901, 1905, 1908, 1913, 1915 годы. Изучая эти документы, выяснили год основания церкви, имена священнослужителей. Смогли составить описание храма. Узнали о часовнях и приписанной к храму церкви.

    Побывав в селе Верхораменье в 2008 году, в сельской библиотеке нашли макет Богоявленской церкви, выполненный в 80-е годы XX века Шубиным Анатолием Лазаревичем, но, к сожалению, самого жителя уже нет [Приложение 1].

    В работе использованы воспоминания, они незначительны, так как уже нет тех, кто мог бы рассказать о церкви, когда она была действующей. Респонденты помнят, что в селе Верхораменье была церковь, а какая она была, как называлась, кто служил, об этом не может рассказать никто.



    Глава 2. «И был храм…» (Первая систематизация материалов по истории

    Богоявленской церкви села Верхораменье Мурашинского района)

      1. 2.1 Возникновение населенного пункта и история прихода Богоявленской церкви

    Село расположено от губернского города Вятки в 130 верстах, от уездного города Орлов в 110 верстах, от благочинного - в 100 верстах [25].

    Село образовано слиянием деревень Павличенки и Валова раменье, расположено на небольшой возвышенности, окружено лесами, реки при селе нет.[26]

    «В языковом смысле происхождение слова рамень (раменье) имеет два основных толкования: во-первых, его возводят к рамен «сильный, огромный», рамянный «обильный», «сильный», а во-вторых – к орать «пахать», так что в этом случае имеется ввиду орамень в значении «поле», «пашня». Названия типа Раменье, Верхораменье можно обнаружить почти в любом районе Кировской области, пашню наши предки орали, в основном, из-под леса» [27].

    Таким образом, можно предположить, что населенный пункт возникает на месте, расчищенном от леса нашими предками для занятия хлебопашеством. Главное занятие жителей - хлебопашество; плодородность земли довольно невысокая, а потому жители в большинстве случаев принуждены бывают покупать хлеб с середины зимы. Ремесла мало развиты.

    Приход был открыт по указу Синода от 28 февраля 1847 года за № 1270, выделился из деревень Боровицкого и Белозерского приходов и состоял из 14 селений.

    «Предположено перенести церковь (деревянную), упраздненную из села Боровицкого, но прихожане оной еще не перенесли. Здание крепкое, кроме крыши. Престолов должно быть два, но в честь кого неизвестно. Утвари нет, нет и иконостаса. Есть здания, принадлежащие церкви – две часовни». [1]

    По описи церковных вещей, отделенных от Боровицкой Троицкой церкви к Верхораменской Богоявленской, значится 47 позиций, все в основном ветхое, а сверх вещей перевезена бывшая церковь деревянная без крыши.

    Некоторое время сохранялись напряженные отношения между боровицкими и верхораменскими жителями. Последние обижались, что не получили в достаточной мере помощи от жителей села Боровицы при перевозе деревянной церкви. Благочинный села Великорецкого Преображенской церкви протоиерей Зотик Нагорничный 29 декабря 1855 года составил прошение об отдаче имущества и колоколов из Троицкой церкви в Богоявленскую Верхораменскую. «Отданы были колокола частично (только пятую часть). Должно было быть отдано 26 пудов 14 фунтов, а отдали 5 пудов 12 фунтов. В заведении колоколов Боровицкой церкви участвовали и жители села Верхораменского. Они считали, что достаточно помогали боровицким в построении и устройстве каменной церкви своими вкладами и трудами и что совершенно справедливо и безобидно отделить еще два колокола: первый весом 2 пуда и 11/2 фунта, а второй – 1 пуд 19 фунтов…» [2].

    Первая деревянная церковь была построена в 1849 году при починке Валово - раменском, с двумя престолами: в холодном – в честь Богоявления Господня, освящен в 1854 году, в теплом – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящен в 1849 году. К 1879 году эта церковь приходит в ветхость и срочно нуждается в «поправке». Священно-церковнослужители и церковный староста обращаются с прошением к Преосвященному Нафанаилу, Епископу Сарапульскому, о «беспошлинном отпуске сырорастущего лесу из казенных дач для поправки Верхораменской церкви», потому что «приход, зараженный расколом, церковь стоит среди раскольников, которые в церковь не ходят и церковной казне от них доходов не поступает, а посему в церковной казне денег нет и платить пошлину за лес нечем»[3].

    Деревянная церковь существовала до 1899 года [Приложение 2] .

    С 1886 года начинается строительство каменного храма. «В течение весны и лета 1892 года кладка окончена выводом сводов и из-за недостаточности средств. В 1893 году был перерыв в строительстве» [4]. Позднее каменный храм был достроен и освящен для богослужения в 1899 году. «Каменная Богоявленская церковь без колокольни, теплая, построена на 2 престола: один - Богоявления Господня и второй – Покрова Божией Матери. Новая, каменная Богоявленская церковь очень красивая, покрыта железной кровлей, на главном куполе, над алтарём, стоял большой вызолоченный крест. Утвари достаточно. При стройке использовалась особая обработка. Стены были очень толстые в 5 кирпичей» [5,6].

    Старый деревянный храм по указу Вятской Духовной Консистории был закрыт в 1899 году. В 1903 году - сломан. Деревянные материалы от храма в 1895 году употреблены на постройку деревянного здания под женскую церковно – приходскую школу при селе Верхораменском [7].

    На территории прихода было две часовни, время постройки их неизвестно. В клировой ведомости за 1840 год они значились в приходе Троицкой церкви села Боровица. В связи с открытием прихода в селе Верхораменье, часовни были приписаны к Богоявленской церкви[8,9].

    Первая - во имя воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня построена при починке Райском (с начала XX века – деревня Бовыкины). Здание деревянное: длина - 9, ширина – 4, высота - 4 аршина. Утвари нет, во время праздника 14 сентября все необходимое приносят священнослужители, совершают один молебен. Дохода часовня приносит 80 копеек серебром [10].

    Вторая - во имя Покрова Пресвятой Богородицы построена при займище Иерусалимском (с начала XX века – деревня Бехтеревская). Здание деревянное: длина - 9, ширина – 4, высота - 4 аршина. Утвари нет, во время праздника 1 октября все необходимое приносят священнослужители, совершают один молебен. Дохода часовня приносит 40 копеек серебром [10, Там же].

    При Богоявленской церкви в 1878 году открыто церковно-приходское попечительство, состоящее из священнослужителей и крестьян. [11]

    Председателем был священник А. Петропавлоский. Всего членов было шесть: четверо – от прихожан, другие – диакон Василий Вихарев, церковный староста – крестьянин Самсон Шубин.

    В ведение попечительства входила благотворительная единовременная или постоянная помощь нуждающимся.

    «Здание, приносящее доход 120 рублей в год, было отдано церковно-приходским попечительством в аренду на 10 лет Орловскому земству 26 ноября 1892 года».

    Деятельность попечительства в 1905 году: выстроено новое деревянное здание под церковно – приходскую школу, поставлена баня и поветь для диакона, предоставлено для церковно-приходской школы отопление, освещение и прислуга [12] .



    2.2. Занятия, быт и культура жителей прихода Богоявленской церкви Орловского уезда

    На территории прихода проживали православные отставные солдаты с женами и детьми, государственные крестьяне (352 двора, 1405 мужчин, 1551 женщины), раскольники – старообрядцы даниловского (поморского) толка [13] (128 дворов, 573 мужчины, 565 женщин) [14]. Анализируя данные клировых ведомостей видим, что в приходе Богоявленской церкви всегда жили старообрядцы.

    Из рапорта о благосостоянии церкви и причта из разных сел, находящихся в ведении 2-го благочиннического округа Орловского уезда за 1864 год, узнаем, что «10 марта 1864 года, с сего месяца ученики в частной школе, находящейся в доме дьячка Василия Иванова, начали обучаться грамоте под руководством дьячка Иванова, в настоящую пору собралось 11 человек. О чем и … рапортуем». « На литургии отсутствовал дьячок, так как занимался обучением мальчиков…» [15]

    Из документов государственного архива выясняем, что в 1873 году в Верхораменском церковно-приходском училище обучением занимались церковнослужители.

    В 1899 году в приходе села Верхораменского существовало четыре школы: с 1873 года земская; с 1878 по 1895 год в церковном доме размещалась школа Вятского братства, а с 1896 года эта школа в Березовских починках; с 1896 года школа грамоты в деревне Шубинской; с 1897 года в селе открыта женская школа грамоты [16].

    В 1906 году школ в приходе шесть: земская; школа Братства Святителя и Чудотворца Николая в Березовских починках; школа грамоты в деревне Шубинской; женская школа грамоты в 1905 году преобразована в церковно-приходскую школу; земская в Березовских починках с 1903 года; школа Вятского Братства в Шубрюгской местности [17].

    В 1908 году в приходе Богоявленской церкви существовало 7 школ: 3 – земских. 2 – братства Святителя и Чудотворца Николая[18], 2 – церковно-приходские, одна из них – школа грамоты.

    В приходе всегда проживало большое количество раскольников, поэтому именно здесь была открыта одна из первых противораскольнических школ Братства Святителя и Чудотворца Николая. «Священник А. Петропавловский с 1883 года безвозмездно исполняет должность законоучителя в противораскольнической школе, основанной Вятским Братством. Содержит эту школу в собственной квартире» [19].

    Все изменилось после Октябрьской революции 1917 года. Можем предположить, что храм в селе Верхораменье был действующим до середины 30-х – начала 40-х годов XX века. Стали доступными следующие документы: заявления граждан (91 человек) для совместного удовлетворения религиозных потребностей, об оставлении церкви верующим [20]; о решении вопроса о закрытии Верхораменской церкви, который заслушивался на Президиуме Всероссийского Центрального исполнительного комитета. «Постановили: постановление президиума Кировской области от 25.10.1937 года отменить. Церковь оставить в пользу верующих. Председатель ВЦИК - Михаил Калинин» [21].

    По списку недействующих церквей по Мурашинскому району на 15 марта 1948 года под номером один значится:

    «1. Верхораменская (кирпичная) - село Верхораменье, деревня Валовщина Верхораменского сельского совета; верх сломан, используется под склад заготзерно, для ссыпки зерна» [22].

    2.3. Священнослужители Богоявленской церкви села Верхораменье

    В клировой ведомости за 1847 году: священник Василий Агафонович Стефанов. Дьячок Василий Иоаннович Иванов. Указной пономарь Алексей Иоанович Дьячковский.

    [16].

    В 1850 году: священник Симеон Григорьевич Сычугов - священнический сын, 26 лет. Дьячок Василий Иоаннович Иванов, дьяческий сын, 25 лет. Пономарь Стефан Димитриевич Анцигин, дьяческий сын, 25 лет [17].



    В 1870 году: священник Симеон Сычугов, 46 лет, священнический сын (есть семья). Дьячок Василий Иоаннович Иванов, 47 лет, дьяческий сын, в 1865 году за труды по обучению поселянских детей исправлено одобрение. Пономарь Михаил Яковлевич Авраамов, дьяческий сын [18].

    В 1877 году: священник Симеон Григорьевич Сычугов, псаломщик Михаил Яковлевич Авраамов. Исполняющий должность псаломщика Иоанн Васильевич Лопатин. [19].

    В 1885 году: священник Александр Иоаннович Петропавловский, 40 лет. С 1882 года законоучитель в народном земском училище. За труды по школе имеет грамоту. Состоял членом Православного Миссионерского Общества. Награжден набедренником (1887 году) и скуфьею (1896 году). Старшие дочери - помощники учителей в земских училищах в Верхораменье и Белозерье.

    Псаломщик Михаил Яковлевич Авраамов; псаломщик Иоанн Васильевич Лопатин; просвирница Пульхерия Сычугова[27].

    В 1890 году: священник Иоанн Иоаннович Россихин, 37 лет, диаконский сын. Псаломщик Иоанн Васильевич Лопатин, пономарский сын, 40 лет [20].

    В 1895 году: священник Павел Стефанович Селивановский, псаломщик Иоанн Васильевич Лопатин [24].

    В 1899 году - священник Александр Иоаннович Петропавловский, 54 года Перемещен вновь.

    В 1900 году: диакон Василий Михайлович Вихарев, псаломщик Иоанн Васильевич Лопатин [21].

    В 1905 году: Ваганов…

    В 1908 году: священник Александр Иоаннович Петропавловский, 1845 года рождения, законоучитель. Награжден 1900 году камилавкою [21].

    В 1909 году: священник Александр Иоаннович Селивановский, сын псаломщика, 35 лет. Получает жалованье 300 рублей, по кружке 491 рубль, за преподавание Закона Божия 165 рублей. 12 апреля 1909 года рукоположен в сан иерея в Верхораменскую церковь. Являлся заведующим школы с 1 сентября 1909 года. Имеет жену и двоих детей. Поведения отличного и усердного в устройстве храма [21].

    Одним из последних священнослужителей был Лутошкин Александр Филиппович, 1882г.р. Уроженец города Яранска, проживал в селе Верхораменье. В «Книге Памяти жертв политических репрессий Кировской области» читаем: «Лутошкин Александр Филиппович., священник церкви в с. Верхораменье. 9 декабря 1937г. Особой тройкой при УНКВД Кировской области по ст.58 п.10 УКРСФСР подвергнут высшей мере наказания. 19.12.1937 – расстрелян в г. Кирове. Реабилитирован в 25.01.1989г.» [28], [Приложение 3]



    Заключение

    Церковь – носитель глубоких исторических событий. История страны отразилась на жизни наших храмов и их служителей. Данное исследование подтверждает это и вносит свой вклад в возрождение духовной жизни на Мурашинской земле.

    В ходе обучения в областной краеведческой школе автору стали доступны документы Государственного архива Кировской области, а именно: материалы фонда № 237 - клировые ведомости [Приложения 4, 5] за 20 лет существования храма. Их изучение позволило нам реконструировать историю церкви, выделить основные этапы истории храма: 1847 - 1849 годы – открытие прихода и постройка первой деревянной церкви; 1849 – 1899 годы – существование деревянной церкви; 1886 – 1899 годы – строительство новой каменной церкви и ее освящение для богослужения; 1948 год – Богоявленская церковь – недействующий храм в Мурашинском районе; 80-е годы XX века – храм уничтожен, на месте храма строится Верхораменская средняя школа.

    Установили, что среди жителей населенного пункта проживали старообрядцы даниловского (поморского) толка. В приходе Богоявленской церкви села Верхораменье велась миссионерская деятельность. Священник А. Петропавловский содержал на свои средства антираскольническую школу в своем доме.

    Узнали имена 19 священнослужителей. Последний священник храма Лутошкин А.Ф. репрессирован в 1937 году XX века. Восстановление истории жизни репрессированного священника может стать продолжением данного исследования.

    Автором была предпринята попытка изучить архитектуру Богоявленской церкви села Верхораменье. На встрече - консультации с кандидатом архитектуры, руководителем архитектурно – студенческого центра при ВятГУ Безверховой Л.Б. [Приложение 6] выяснили, что для изучения архитектурных особенностей храма документов недостаточно, нужны планы и чертежи здания. Этими документами мы не располагаем. Их нет и в Мурашинском районе, что выяснилось при встрече с архитектором района Мочаловым В.П.

    В архивных документах, православной литературе столкнулись с множеством церковных терминов, которые объединили в словарь исследования [Приложение 7].

    Практическая значимость исследования: восстановлена еще одна страничка в истории православия Мурашинского района. Работа будет полезна тем, кто интересуется историей родного края.

    Автор планирует:


    • продолжить работу в Государственном архиве Кировской области, изучая другие его фонды, относящиеся к тематике исследования;

    • изучить материалы архива Вятской епархии, которые могли бы дополнить историю Богоявленской церкви села Верхораменье;

    • провести отдельное исследование истории жизни репрессированного священника, для этого обратиться в Государственный архив социально-политической истории Кировской области с целью ознакомления и изучения дела репрессированного;

    • встретиться с представителями Кировской общественной организации жертв политических репрессий с целью внесения имени Лутошкина А.Ф., репрессированного священника, на памятную плиту от Вятской епархии в мемориальном комплексе Мезринского кладбища;

    • подготовить статью для районной газеты «Знамя труда»;

    • передать собранный материал в районный краеведческий музей;

    • встретиться с настоятелем Пантелеимоновской церкви города Мураши протоиереем Стефаном и представителями администрации населенного пункта для разрешения вопроса об установлении памятного знака, указывающего на место нахождения церкви;

    • выступить перед учащимися МОКУ СОШ п. Безбожник и на районной краеведческой конференции.


    Используемые источники:

    Архивные источники:



    1. ГАКО. Ф.237. Оп.70. Д1009. Л.207.

    2. ГАКО. Ф.237. Оп.158. Д1086. Л.3,4.

    3. ГАКО. Ф.237. Оп.182. Д217.Л1,2.

    4. ГАКО. Ф.237. Оп.70. Д1053. Л.567.

    5. ГАКО. Ф.237. Оп.70. Д1065. Л.481.

    6. ГАКО. Ф.237. Оп.70. Д1009. Л.210

    7. ГАКО. Ф.237. Оп.70. Д1009. Л.210

    8. ГАКО. Ф.237. Оп.70. д 1046.л. 290.

    9. ГАКО. Ф.237. Оп.70. Д1065. Л.496.

    10. ГАКО. Ф.237. Оп.70. 1065. Л. 498.

    11. ГАКО. Ф.237. Оп.77. Д. 106.

    12. ГАКО. Ф.237. Оп.70. 1065. Л. 480.

    13. ГАКО. Ф.237. Оп.70. 1065. Л. 483.

    14. ГАКО. Ф.2169. Оп.44. Д. 291. Лл.43,45,52,78

    15. ГАКО. Ф.2169. Оп.45. Д. 58. Л. 49.

    16. ГАКО. Ф.237. Оп.70. Д. 1009. Л.207.

    17. ГАКО. Ф.237. Оп.70. Д. 1012. Л.239.

    18. ГАКО. Ф.237. Оп.70. Д. 1031. Л.326..

    19. ГАКО. Ф.237. Оп.70. Д. 1038. Л.385-390.

    20. ГАКО. Ф.237. Оп.70. Д. 1260. Л.125.

    21. ГАКО. Ф.237. Оп.70. Д. 1060. Л.467.

    22. ГАКО. Ф.237. Оп.70. Д. 1065. Л.486,487.

    23. ГАКО. Ф.237. Оп.70. Д. 1068. Л.207.

    24. ГАКО. Ф.237. Оп.70. Д. 1055. Л.442.

    Печатные источники:

    25. Вятская епархия. Историко-географо-статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка: Типо-литография М.М. Шкляевой, 1912.

    26. Настольная книга о церквях и духовенстве Вятской епархии за 1908 год/сост. В Шабалин.1909.

    27. Захаров Д.М. Серебряная Вятка. Киров: Волго-Вятское кн.изд-во, Кировское отд., 1990. 208 с.

    28. Книга Памяти жертв политических репрессий Кировской области Кировская областная типография, 2000г. Том 2.

    29. Шипов, Я.А. Православие: словарь школьника/Священник Ярослав Шипов – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН –ПРЕСС», 2004. – 320с., ил.



    30. Меморат Полушиной Надежды Николаевны. 2009 (Личный архив автора. 1л.)

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Открытая научно-практическая конференция

    Скачать 176.74 Kb.