• Оборудование: портрет писателя, наглядный материал: иллюстрации к повестям сборника Содержание урока
  • Учитель
  • 1 Современник (Пантейлемон Александрович Кулиш, историк-этнограф)
  • 2 Современник (Любич-Романович)
  • Выступления учеников .
  • Учитель (итоги урока)
  • Тест к уроку

  • Скачать 78.38 Kb.


    Дата29.05.2019
    Размер78.38 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 78.38 Kb.

    Открытый урок литературы в 5-м классе по теме Николай Васильевич Гоголь


    Открытый урок литературы в 5-м классе по теме "Николай Васильевич Гоголь. Начало творческого пути. «Вечера на хуторе близ Диканьки"


    Цели и задачи:

    • Знакомство уч-ся с личностью Гоголя

    • Знакомство с сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки»

    • Добиться системности в знаниях уч-ся

    • Формирование умения себя творчески подать

    • Осуществление контроля знаний уч-ся

    • Побуждение интереса к личности и творчеству писателя

    • Способствовать развитию познавательных процессов

    • Способствовать воспитанию чувства прекрасного, любви к слову, к литературе как к учебному предмету.

    Оборудование:

    • портрет писателя,

    • наглядный материал: иллюстрации к повестям сборника

    Содержание урока

    Орг.момент

    Слово учителя:

    Эпиграф


    «Мы не знаем, как могла бы Россия обойтись без Гоголя…»

    Н.Г Чернышевский

    - Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с личностью Н.В. Гоголя, с детскими годами и начальным периодом его творчества. Просьба слушать внимательно, в конце работы вам будет представлен тест, определяющий ваши знания.

    Запишите в тетради: имя , годы жизни Н.В. Гоголя, эпиграф к уроку

    Н.В. Гоголь родился в небольшом имении Васильевке Миргородского уезда. Родители, мелкопоместные дворяне, не имели средств, чтобы дать сыну всестороннее образование. Всем наукам мальчика обучал семинарист, который предоставлял мальчику полную свободу.

    1 Ученик:

    Из всех гостей, какие приезжали в Васильевку, Никоша любил только одного. Он загорался счастьем, когда еще издали слышал бубенчики его коляски. Хлопчик тотчас выбегал на дорогу, цеплялся за коляску, помогал гостю сойти на землю, принимал шляпу, целовал руку. И, сияя от удовольствия, бежал рядом. Большой загадкой была для Василия Афанасьевича эта дружба маленького ребенка с 60-летним стариком, прославленным сочинителем Василием Васильевичем Капнистом.



    2 Ученик:

    Все началось с шутки…Василий Афанасьевич, отец Никоши, сказал, что, чего доброго появится трагедия, которую напишет его сынок…Капнист, засмеявшись, всплеснул руками. Где же этот милый малыш, собрат по вдохновению? В эту минуту собрат по вдохновению сидел за столом в соседней комнате. Левой рукой он нервно теребил свои волосы, в правой же руке красовалось судорожно сжатое перо.



    3 Ученик:

    Василий Афанасьевич и Капнист на цыпочках подошли к Никоше. И тут старый поэт негромко проскандировал: “На чем запнулся, о поэт?” испуганный Никоша вскочил со стула. Капнист ласково ему сказал: “Нет, хлопче, ты не должен прятаться со своим вдохновением: ведь ты же вверял его бумаге для того, чтобы сказать людям слово. Ну-ка покажи нам свою триумфальную песню”. Никоша еще крепче прижал листок к своей груди. Василий Васильевич Капнист, усмехнувшись, промолвил:

    - Понимаю. Стало быть ты стыдишься простых смертных? Но ведь мы с тобой родные братья по музе.

    4 Ученик:

    Исписанный листок слегка дрогнул в руке Никоши. И тут старый поэт понял, что коснулся нужной струны.

    - Конечно, ты не привык еще к большой аудитории. Но мы с тобой пойдем туда, где нас будет только трое: ты, я, и муза нашей поэзии…

    Капнист взял его под руку и , сияя улыбкой, удалился с ним в соседнюю комнату. Наконец двери отворились…Старый поэт молчал. И только поднимаясь в коляску, неожиданно сказал почти шепотом:

    - А ведь у хлопца, пожалуй, талант. Кажется, напрасно мы с вами шутили. Но кто бы мог подумать!

    Учитель:

    - А теперь, ребята, давайте послушаем исповедь самого автора.



    Н.В. Гоголь:

    - В те годы, когда я стал задумываться о моем будущем (а задумываться я стал рано, в те поры, когда мои сверстники думали об играх), мысль о писателе мне никогда не всходила на ум, хотя мне всегда казалось, что я сделаюсь человеком известным. Первые мои опыты, первые упражнения в сочинении в школе были почти все в лирическом и серьезном роде. Никто не думал, что я стану писателем комическим. Говорили, что я могу угадать человека, угадать то, что он хочет сказать. Причина моей веселости в моих сочинениях заключалась в некоторой душевной потребности. Я придумывал смешное, чтобы себя развлекать. Пушкин заставил меня взглянуть на дело серьезно.



    Учитель: В мае 1821 г. Гоголь успешно поступает в гимназию в Нежине. Послушайте выступления гоголевских современников:

    1 Современник (Пантейлемон Александрович Кулиш, историк-этнограф):

    - Гоголь представлялся нам красивым белокурым мальчиком, в густой зелени сада нежинской гимназии, у вод, поросшей камышом речки, над которой взлетают чайки. Он - любимец своих товарищей, которых привлекала к нему его неистощимая шутливость. Речь его отличалась словами малоупотребительными, старинными, насмешливыми. Он любил своих товарищей, даже школьные враги ему были дороги до конца жизни…



    2 Современник (Любич-Романович):

    Гоголь постоянно косился на нас, держался в стороне, смотрел букою. Он редко когда мыл себе лицо и руки по утрам каждого дня, ходил всегда в выпачканном платье. В карманах его брюк у него постоянно имелся значительный запас всяких сладостей - конфет, пряников. Он жевал, не переставая. Для этого он забивался куда-нибудь в угол и там поедал свое лакомство. Чтобы занять место в классе, где бы его никто не видел, он приходил первым или последним, засев на задних рядах, так же и уходил, чтобы не подлежать осмеянию.



    5 Ученик:

    В последних классах гимназии Гоголь завел “Книгу всякой всячины”. В эту толстую тетрадь в коричневом кожаном переплете он в алфавитном порядке заносил разнообразные полезные сведения, были здесь и словарь украинских слов с переводом на русский, описание игр и увеселений малороссиян, их обрядов, обычаев, запись песен, загадок, пословиц, названия малороссийских кушаний. Все это Гоголь собирал в Васильевке, Нежине.



    6 Ученик:

    Приехав в Петербург, он с изумлением увидел, как велик интерес в столице ко всему украинскому. В столичных журналах печатали сочинения украинских писателей, издавались сборники песен, книги по истории Украины.



    Учитель:

    20 мая 1831 года состоялось знакомство Гоголя с Пушкиным. Летом 1831 г. они жили в Царском Селе и часто встречались. Гоголь заканчивал 1 часть “Вечеров на хуторе…”. Пушкин был восхищен: “Сейчас прочел “Вечера…”. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя непринужденность, без жиманства. А местами какая поэзия! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился”.



    7 Ученик:

    “Здесь занимает всех все малороссийское” - писал Гоголь матери и просил сообщить ему все, что она знает интересного о нравах и обычаях малороссиян. “ Это мне очень- очень нужно. Если есть, кроме того, какие духи или домовые, то о них поподробнее с их названиями и делами, поверий, преданий, анекдотов. Он просил прислать мать ему описание полного наряда сельского дьячка, названия платья украинских девушек, замужних женщин и мужиков, описание свадьбы.



    8 Ученик:

    Мария Ивановна вместе со старшей дочерью Машей, призвав на помощь родственников, соседей, исполнила просьбу сына. Возвращаясь из департамента, наскоро проглотив состряпанный Якимом обед, Гоголь принялся за дело. Он писал свою первую повесть, озаглавив ее “Бисаврюк или Вечер накануне Ивана Купалы”. Гоголь писал… работая, забывал обо всем на свете.

    Учитель: В 1831 — 1832 годах повести вышли в свет в двух сборниках под общим заглавием «Вечера на хуторе близ Диканьки». И в предисловии к первому сборнику, и во всей книге, написанной от имени пасечника Рудого Панька, Гоголь сознательно противопоставил светской, «панской» литературе с её чопорностью и жеманством свои повести, как произведения, созданные народом и отражающие его жизнь и его поэзию. И они действительно были таковыми. Давайте послушаем презентацию сборника, подготовленную учениками. Итак, знакомимся с первой частью.

    Выступления учеников.

    Следующая группа учеников познакомит нас со 2 частью.



    Выступления учеников.

    С четвертой повестью 2 части мы познакомимся на следующем уроке.

    Запишите домашнее задание к следующему уроку..Прочесть повесть «Заколдованное место»

    Учитель:


    Создавая свои повести, Гоголь искусно и широко использовал народное творчество, почерпнув оттуда не только сюжеты, но и многие образы (смешного чёрта, злой бабы, мужика-простака, цыгана-пройдохи), характер и приёмы народного юмора, меткие народные слова, самый склад речи.
         «Вечера» ценны тем, что в них Гоголь показал душевную силу народа, его глубокую человечность, глубину и полноту его чувств, богатство его языка.
         Прекрасны парубки и девушки, живущие простой и целостной жизнью. Живым воплощением народной силы, истинного патриотизма являются смелые, решительные борцы за родину, вроде Данилы Бурульбаша из повести «Страшная месть».
         Но жизнь народа не течёт ровно и счастливо. Естественному стремлению народа к полноте жизни на родной земле препятствуют враждебные силы. Они воплощены у Гоголя в страшных образах. Таковы, например, Басаврюк и ведьма в повести «Вечер накануне Ивана Купала», силой золота погубившие трудового человека — батрака Петруся, колдун, продающий свою родину врагам («Страшная месть»).
         И пока существуют в мире злые силы, не может быть для народа подлинного счастья и безоблачной жизни, настоящего веселья. Окружающая Гоголя крепостническая действительность ясно говорила ему о тяжкой судьбе человека в этом жестоком мире, о жизненных невзгодах, о человеческом горе. Вот почему даже в таких весёлых повестях «Вечеров», как «Сорочинская ярмарка», слышатся нотки грусти, горести. «И тяжело и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему» — такими словами заканчивает Гоголь повесть «Сорочинская ярмарка».
         И не случайно в конце второй части «Вечеров» помещён рассказ «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», по своей тематике и строго реалистическому характеру совершенно непохожий на сказочно-поэтические повести «Вечеров». Здесь Гоголь впервые выступает в качестве сатирика, разоблачающего духовное убожество и крепостнические нравы помещиков.
         «Вечера на хуторе близ Диканьки» явились важным этапом на творческом пути Гоголя. Они стали тем зерном, из которого выросли последующие произведения великого писателя. Здесь определилась идейная направленность Гоголя: любовь к народу, источнику красоты и полноты жизни, и ненависть к «пошлости пошлого человека», «небокоптителя», «существователя».

    - Я предлагаю вам ответить правильно на вопросы теста:



    Учитель (итоги урока):

    Мы познакомились с интересной личностью писателя, с его детством, с первыми шагами в литературе, узнали о сборнике»Вечера на хуторе близ Диканьки» , который Гоголь написал, о том, кто оказал на писателя большое влияние. Я думаю, что вы каждый сегодня себя проявили замечательно. Всем Спасибо!!! (выставление отметок)



    Тест к уроку

    1. Даты жизни Гоголя

    • 1799 - 1837

    • 1809 - 1852

    1. Где родился Гоголь?

    • Васильевка

    • Михайловское

    1. Кто друг детства Гоголя?

    • Капнист

    • Тургенев

    1. Где учился Гоголь?

    • Лицей

    • Гимназия

    1. Первая книга Гоголя какая?

    • “Пропавшая грамота”

    • “Книга всякой всячины”

    1. “Вечера на хуторе…” - это

    • сборник

    • рассказ

    1. Кто помогал собирать материал для произведений?

    • мать

    • друзья

    1. Сколько повестей в «Вечерах на хуторе…»?

    • 6

    • 8

    1. От чьего имени ведется повествование в «Вечерах на хуторе..»?

    • Рудый Панько

    • Н.В. Гоголь

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Открытый урок литературы в 5-м классе по теме Николай Васильевич Гоголь

    Скачать 78.38 Kb.