• Ознакомление с культурой народа Саха.
  • Примерный тематический план на 2012-2013 учебный год.
  • Примерное содержание дополнительного образования: «Место проживания предков, предметы быта, одежда»



  • страница1/12
    Дата11.07.2018
    Размер3.53 Mb.

    Ознакомление с культурой народа Саха


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    МБДОУ - ЦРР - д/с «Колокольчик», Горный улус, с. Дикимдя. РС(Я).

    Воспитатель, высшей категории - Николаева Елизавета Семеновна.


    Дополнительное образование детей дошкольного возраста.

    Кружковая работа.



    Ознакомление с культурой народа Саха.

    Народ, который не знает своей культуры и истории,-

    презренен и легкомыслен.

    Н.М.Карамзин.

    Изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности - актуальная задача современного образования. Именно народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных, и эстетических взглядов и идеалов. Национальная культура-достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего народа.

    Народы Якутии, живя в экстремальных условиях северного края, успешно занимались скотоводством, земледелием, охотничьими промыслами, владели технологией изготовления предметов из железа, золота, серебра, меди, глины, кости, дерева, выделка кожи и меха, приготовление пищи из молочных, мясных и иных продуктов.

    Древние Саха имели свои понятия и представления о тайнах мироздания Земли, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование. Продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное- они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.

    На основании закона «О языках, о Республике Саха (Якутия)» якутский язык считается государственным. Изучение якутского языка представителями всех национальностей является вполне закономерным. Радует введение предметов «Русской национальной культуры», «Якутской национальной культуры» с дошкольного возраста.

    Приобщение детей к национальной культуре, обычаям, обрядам и лучшим традициям стало нынче еще актуальным. В традиционной культуре и искусстве наиболее ярко и выразительно проявляется жизненный опыт народа, его творческий потенциал, отражается мировоззрение и художественный вкус. Только обратившись к живительным народным истокам, можно передать детям добрый дух культурных традиций народа.

    Содержание образования сегодня ориентировано не только на приобретение знаний, но и на развитие личности, где выступает средством ее становления, усвоения ребенком способов познания, саморазвития, ориентации в окружающем мире культуры, в первую очередь, культуры самобытной, культуры национальной. Именно это определяет направление и содержание деятельности детского сада: возрождение и сохранение, передачу детям смыслов и ценностей родной культуры, родного языка, чувство любви к природе родного края, в котором они живут и развиваются.

    Дошкольный возраст-это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности, патриотические чувства и развитие духовности.

    Приобщаясь к своей культуре, фольклору каждый народ богат и силен и духовно обогащен. Имея желание и талант пении, рисовании я второй год занимаюсь с дополнительным образованием и веду фольклорный кружок «Мин сахачааммын». В основном подбираю детей со старшего возраста по желанию родителей .

    Цель кружковой работы:

    - приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;

    - формировать у детей интерес к истории культуры;

    - воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта предков, любовь к родному краю.

    Для реализации поставленных целей мне необходимо решить следующие задачи:

    - изучить этнографическую, этнопедагогическую и научно-художественную литературу;

    - составить план кружковой работы, разработать проект для создания развивающей среды;

    - формировать уважение к традициям и обычаям, сохранить и соблюдать неписанные правила в отношении природе, духов и верований;

    - обучать к народным национальным играм, народному пению, танцам и владению народными инструментами.

    Используя программу «Тосхол», как национальный компонент мы придерживаемся следующих приоритетов:



    1. Создание насыщенного образовательного пространство, т.е «Мини- музей предков», «Мини - библиотека», «Уголок народных инструментов» в котором дети впервые знакомятся бытом, занятием, искусствой и культурой своих предков.

    2. Широкое знакомство с фольклором, с жанрами фольклора (сказки, олонхо, тойук, былины, пословицы, скороговорки, хороводные песни- осуохай, hээдьэ, народные песни, народные инструменты) В устном народном творчестве якутских произведений дети знакомятся особенными чертами характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, зле, силы могущества, красоты, трудолюбии и ума. Знакомя детей со всеми жанрами фольклора, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

    3. Большую роль в приобщении к народной культуре должны занимать народные праздники («Танха-сэбэрэйдэнии»- рождественские вечера,гадании), «Кыhыны атаарыы»- проводы зимы, «Ньукуолун»-всреча красного лета, «Ыhыах»-ысыах (окропление)-праздник предков), традиции и обычаи. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями (зимой -50-60 градусов мороза, густой туман, летом + 30-32 градусов тепла), прилет перелетных птиц , оживления насекомых, природы от долгой зимней спячки.

    4. Очень важно ознакомить детей декоративно-прикладным искусством, промыслами, мастерами, художниками и видами изделий и их разновидностями.

    5. Большое внимание уделяется знакомстве народными настольными играми («Сонор –ходьба фигурками зайцев и волка по полю», «Тыксаан-щелчок», «Хаамыска-игра, состоящая в подбрасывании и подхватывании 5-ти кубиков», «Хабылык-игра , состоящая в подбрасывании и подхватывании палочек», «Тырыынка-вытыскивание лучинок по одному») , подвижными и национальными спортивными играми («Мас тардыhыы- перетягивание палки «Халбас хара аты миинии- умение садиться верхом на резвого коня», «Бэhирик cуурдуу- катание на чурке», «Северное многогорье» и.т.д.).



    Примерный тематический план на 2012-2013 учебный год.

    Месяц,

    неделя


    Тема

    Цель

    Форма работы

    Октябрь
    1-2 неделя

    3 неделя


    Ноябрь

    1 неделя
    2 неделя


    3 неделя

    Декабрь


    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    Январь


    3-4 неделя
    Февраль

    1 неделя


    2-3 неделя


    4 неделя

    Март

    1-2 неделя



    3-4 неделя

    Апрель


    1 неделя

    2-3 неделя

    Май

    1 неделя


    2 неделя

    «Где и как жили наши предки, чем занимались?»

    «Изделия из бересты»


    «Изделия из металла и из дерева»


    «Чороон, кытыйа, хамыйах»

    «Якутские орнаменты»

    «Чем питались и как добывали пищу наши предки»

    «Наши национальные блюда»


    «Одежда и наряд предков»

    Обычаи, верование, «шаманизм».

    «Какие мы мастера»

    (изготовление оберега от злых духов)

    Настольные игры «Тыксаан», «Хабылык»

    Состязание игр «Тырыынкай», «Хабылык», «Тыксаан»

    Народные инструменты

    Эрчимэн Бэргэн- олонхо.

    Постановка олонхо Эрчимэн Бэргэн


    Праздники якутского народа

    Подготовка к докладу «Я горд, что я родился в Якутии»


    Конкурс на защиту доклада с презентацией «Я горд, что я родился в Якутии»

    -познакомить с бытом и занятием предков

    -привить чувство восхищения от мастерства предков


    - обогатить знание о пользе бересты

    -познакомить структурой и разработкой бересты
    - расширить знание о бытовых предметах

    -обратить внимание детей над кропотливостью работы каждого предмета , сделанным вручную

    - формировать уважение и ценность труда
    - обратить внимание детей на используемые узоры, орнаменты, познакомить их значенями

    - дать возможность самим быть художниками

    - повысить интерес творчеству, научить пользоваться выжиганием
    -познакомить едой и добычей питания предков

    - рассказать, как и какие блюда готовили из мяса, рыбы и молока


    - познакомить национальными блюдами, закрепить знание о блюдах (мясных, рыбных, молочных)

    - знакомить детей с теплыми вещами, шитые женщинами, бабушками из разных мехов.

    - привить восхищение мастерству и трудолюбию.

    - рассказать какие же обычаи и почему придерживались наши предки.

    - познакомить деятельностью шаманов, знахарей и целителей.


    - научить работать с клеем ПВА.

    - повысить интерес к творчеству, научить самостоятельности.

    - познакомить с национальными играми якутов.

    - познакомить с правилами игр.

    - обратить внимание на изготовление настольных игр.
    - построить детей на сосредоточенность, на ловкость пальцев, на внимание и соблюдение правил во время игры.

    - повысить интерес к победе.

    - приобщать к народной культуре.

    - научить аккомпанировать инструментом, следить за ритмикой музыки.


    - закрепить знание, дать обширное понятие об олонхо.

    - обогатить словарный запас, работать над выразительностью образа.

    - повысить интерес к актерскому мастерству.

    - формировать любовь к произведению, своему образу.
    - расширить знания о традициях и о праздниках своего народа

    - дать обширную значимость о проведении праздника.

    - закрепить знание о национальных блюдах, национальных костюмах, украшениях.
    - пробудить ответственность предстоящему докладу

    - обогатить словарный запас и выразительность речи

    - научить выступать перед аудиторией

    - воспитывать любовь к своей родной земле, к родным людям.

    - воспитывать гордость, привить патриотические чувства.


    1 Беседа

    2 Игра «Найди и назови»

    3 Заучивание песни «Ыа5ыйабар»

    1 Работа с наглядным материалом

    2 Пересказ

    3 «Дорисуй узоры»


    1 Игра «Назовите предметы быта»

    2 Беседа

    3 Игра «Этим что?»

    (лопатой-копаем, иголкой-шьем, пилой-пилим…)

    1 Работа с наглядным материалом

    2 Самостоятельная деятельность детей (выжигание по дереву)



    1. Игра на запоминание


    1. Беседа

    2. Нарисуй, что ты очень любишь поесть?

    3. Игра «Повара» (что мы готовим из мяса- котлеты, суп, пирожки, шашлык

    Из рыбы- уху, пирог, котлеты, щука в сметане , и др.)


    1. Работа с наглядным материалом

    2. «Назови блюдо».

    3. У нас в гостях бабушка Маарыйа (приготовление куерчэхэ)

    4. Угощение куерчэхем.




    1. Работа с наглядным материалом. Беседа

    2. Пересказ детей

    3. Игра на запоминание «Из чего шили?»



    1. Беседа

    2. Работа с наглядным материалом.

    3. Ознакомление с деятельностью шамана, лекаря, знахаря.

    1. Показ последовательности работы над заготовкой

    2. Самостоятельная деятельность.


    1. Показ и объяснение правила игры

    2. Организовать игру состязания между собой.


    1. Состязание с детьми подготовительной группы

    2. Награждение


    1. Знакомить с инструментами

    2. Слушание звучания инструментов

    3. Показ видео ролика «Концерт Хатылаевых»

    4. Заучивание песни «Ьыт-тыа»

    5. Игра детей на инструментах.




    1. Знакомство с произведением

    2. Смотр видеозаписи

    3. Работа над выразительностью

    4. Инсценировка по ролям



    1. Постановка олонхо перед аудиторией.


    1. Какие праздники ты любишь?

    2. Заучивание песни «Кымыстаах чороон»

    3. «Дорисуй узоры»



    1. Знакомство с достопримечательностями и культурой народа саха.

    2. Просмотр слайда «Экспонаты Якутии»



    1. Слушание и смотр докладов

    2. Награждение.




    Примерное содержание дополнительного образования:

    «Место проживания предков, предметы быта, одежда»

    Наши предки жили по аласам. В каждом аласе имелся водоем-озеро. Семья владела собственными угодьями, где имелись отдельные жилища для летнего и зимнего проживания, содержался домашний скот. Весь уклад жизни был связан с суровыми климатическими условиями- очень холодная зима и очень жаркое лето. . Скотоводство – основное занятие якутов. Чтобы прокормить скот. Все короткое лето население занимается заготовкой сена. Сенокос- тяжелый и очень ответственный труд, который обеспечивает благополучную зимовку.



    В долгие и суровые зимние дни требовалась теплая одежда из кожи, меха, которую шили женщины сидя у камелька при свете огня.

    У якутов издревле были крепки родственные связи и развито почитание предков, что помогало сохранять национальное самосознание.



      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Ознакомление с культурой народа Саха