• «Пальчиковые игры для старших дошкольников»

  • Скачать 273.29 Kb.


    Дата12.03.2019
    Размер273.29 Kb.

    Скачать 273.29 Kb.

    «Пальчиковые игры для старших дошкольников»



    «Пальчиковые игры для старших дошкольников»
    О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.

    «Если руки неумелы,

    Если пальчики несмелы,

    Трудно ручку удержать,

    Буквы ровно написать

    Не удержишь карандаш –

    Не получится пейзаж».

                  В. Лирясова.

    Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного  мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

    «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые  питают источник творческой мысли».

    В. А. Сухомлинский
    «Мышка»


    Маленькая мышка
    По городу бежит,

    Глядит ко всем в окошки,

    И пальчиком грозит:

    "А кто не лёг в кроватку?


    А кто не хочет спать?
    Такого непослушного
    Я буду щекотать!"

    Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям.

    Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него или в два окошка

    Грозим пальчиком
    Руки прижать ладонями друг к другу и положить под щеку

    Переворачиваем руки на другой "бок", под другую щечку

    Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.

    «Десять птичек»

    Десять птичек – стайка

    Пой-ка, подпевай-ка:


    Эта птичка – соловей,
    Эта птичка – воробей,
    Эта птичка – совушка,
    Сонная головушка.
    Эта птичка – свиристель,
    Эта птичка – коростель,
    Эта птичка – скворушка,
    Серенькое перышко.
    Эта – зяблик, эта – стриж,
    Эта – развеселый чиж.
    Ну, а эта – злой орлан.
    Птички, птички – по домам!

    Сжимаем-разжимаем кулачки.
    Перечисляем, показываем пальчики-птички по очереди, последним должен остаться большой пальчик «орлан», показываем его.

    Ручки прячем за спину.

    «Три кота»

    Тритатушки, тритата

    Убежали три кота

    Белый, черный, рыжий

    Все сидят на крыше!



    Хлопаем в ладоши,
    Зажимаем кулачки:
    один за другим поднимаем пальцы вверх
    Сложить «крышу» из пальчиков обеих рук.


    «Листья »

    Листья желтые летят

    и под ножками шуршат.

    Вшик, вшик, вшик.

    Вшик, вшик, вшик

    Листья желтые летят

    и под ножками шуршат

    Вшик, вшик, вшик.

    Вшик, вшик, вшик.

    Листья желтые летят

    и под ножками шуршат


    Вшик, вшик, вшик.

    Вшик, вшик, вшик.



    Руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изобр. падающие листья

    Шаркаем ладонью об ладонь


    Шаркаем ножками




    Указательные пальцы шаркают друг об друга

    «Зёрнышко»

    В теплую землю вложил я зерно

    Легкое, будто пушинка оно

    Зернышко-крошка лежало в земле,

    Лежало, промокло, согрелось в земле.

    Сначала набухло, потом проросло.

    Тонкой былинкой над пашней взошло.



    Правой рукой вкладываем воображаемое зерно в раскрытую ладонь левой руки

    Раскрытыми ладонями, повернутыми от себя, делаем небольшой полукруг, разводя руки в стороны

    Округлые ладони прижимаем друг к другу, соприкасаясь пальцами и основаниями ладоней

    Большие пальцы поочередно прижимать, не отрывая оснований ладоней друг от друга

    Постепенно разжимать руки, затем распрямить пальцы

    Поднять соединенные руки вверх над головой

    «Снежок»

    Раз, два, три, четыре,

    Мы с тобой снежок слепили

    Круглый, крепкий, очень гладкий.

    Раз – подбросим,

    Два – поймаем.

    Три – уроним

    И … сломаем!


    Загибают пальчики

    «Лепят», меняя положение ладоней

    Показывают круг, гладят ладони друг о друга
    «Подбрасывают», смотрят вверх

    «Ловят», приседают

    Встают, «роняют»

    Топают

    «Гости»

    К Жене гости прибежали,

    Все друг другу руки жали.

    Здравствуй Жора,

    Здравствуй Жанна,

    Рад Сережа,

    И Снежана.

    Не хотите ль пирожок?

    Может коржик

    Иль рожок

    Вот драже вам на дорожку

    Вы берите понемножку

    Все стряхнули быстро крошки

    И захлопали в ладошки!


    Бежим пальчиками по столу или по полу
    Соединяем большой и указательные пальцы

    большой и средний

    большой и безымянный

    большой и мизинец

    Ладошки складываем вместе

    Показываем 2 открытые ладошки

    2 кулачка ставим друг на дружку

    Пальцем тычем в открытую ладошку

    Несколько раз сгибаем ладошки в кулачки

    Встряхиваем кисти рук

    Хлопаем в ладоши

    «Шел один я по дорожке»

    Шел один я по дорожке,

    Шли со мной мои две ножки,

    Вдруг на встречу три мышонка,

    Ой, мы видели котенка!

    У него четыре лапки,

    На лапках - острые царапки,

    Один, два, три, четыре, пять,

    Нужно быстро убегать!



    Показывает один пальчик

    Показывает два пальчика

    Показывает три пальчика

    Хлопает себя ладошками по щечкам

    Показывает четыре пальчика

    Царапает ноготками

    На каждый счет показыв. соотв-щее число пальчиков

    Двумя пальчиками убегает по поверхности

    «Червячки»

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Червячки пошли гулять

    Вдруг, ворона выбегает,

    Каркает: "Вот и обед"

    Глядь,

    а червячков уж нет.



    Ручки лежат на столе, ладошками вниз. Сгибаем и разгибаем пальчики.

    2 пальчика "бегут" по столу.

    Указательный и большой пальчики "каркают".

    Разводим ручками

    Сжимаем пальчики в кулачки

    «Комар»

    Летит муха вокруг уха, жжж

    Летят осы вокруг носа, сссс

    Летит комар, на лоб - оп

    А мы его - хлоп

    И к уху, зззз

    Отпустим комара? отпустим!-



    Водим пальцем вокруг уха.

    Водим пальцем вокруг носа.

    Пальцем дотрагиваемся до лба.

    Ладошкой по лбу.

    Зажимаем кулачок, подносим его к уху.

    Подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжим. ладошку.

    «Мишка»

    Как на горке

    снег, снег


    И под горкой снег, снег

    А под горкой спит медведь

    Тихо-тихо, не шуметь! Тссс


    Показать руками жест – горку

    Постукивающие дв-ия пальч. в воздухе, в то время как кисти рук разводятся в стороны «рисуя» горку

    Те же дв-ния пальцами, кисти рук разводятся по прямой

    Приложить кулачки к макушке, «ушки у медведя»

    Погрозить указательным пальцем и приложить палец ко рту

    «Еж»

    Под березой,
    на пригорке

    Старый еж

    устроил норку
    А под листьями шуршат

    пять


    малюсеньких

    ежат


    Тянемся вверх, «раскрыв» как листья, ладони и растопырив пальчики

    Показать руками жест – горку

    Сложить руками замок, но растопырить пальчики – иголки

    Сложить кулачки, руки в локтях, покрутить каждым кулачком вокруг другой руки
    Показать пять пальчиков

    Сложить ладошки лодочкой

    Сложить руками замок, растопырив пальчики

    «Рыбка в озере живет»

    Рыбка в озере живет

    Рыбка в озере плывет

    Хвостиком ударит вдруг

    И услышим мы – плюх, плюх



    Ладошки соединены и делают плавные движения
    Ладошки разъединить и ударить по коленкам

    Ладошки соединить у основания и так похлопать

    «Капуста»

    Мы капусту рубим, рубим

    Мы морковку трем, трем

    Мы капусту солим, солим

    Мы капусту жмем, жмем



    Ладошки движутся параллельно друг другу

    Кулачки трут друг друга

    «Солим» щепоткой

    Пальчики сжимаем и разжимаем

    «Тесто»

    Тесто мы месили

    Мы пирог лепили

    Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп

    Слепим мы большой пирог!



    Сжимаем кисти рук

    Ладошки «лепят»
    Разводим руки

    «Сороконожки»

    Две сороконожки

    Бежали по дорожке.

    Встретились,

    Обнялись,

    Насилу расстались –

    И – попрощались!



    Средний и указательный пальчики перемещаются
    Ладошки друг напротив друга

    Ладошки переплелись

    Ладошки разжались

    Ладошки машут, прощаясь

    «Черепаха»

    Шла по полю черепаха

    И дрожала вся от страха

    Говорит она: «Кусь, кусь!

    Никого я не боюсь!»



    Идем пальчиками

    Руки в кулачках, кулачки дрожат

    Большой и указательный пальцы «кусаются»)

    Отрицание –указательным пальцем

    «Семья»

    Знаю я, что у меня

    Дома дружная семья:

    Это — мама, это — я,

    Это — бабушка моя,

    Это — папа, это — дед.

    И у нас разлада нет.



    Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

    «Две синички»

    Сначала воспитатель читает выразительно весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить. Педагог показывает, как сделать руки «гнёздышком», и просит представить, что там, в гнёздышке, живут маленькие, дрожащие синички. Ими можно полюбоваться, поднести к лицу и согреть своим дыханием, прижать к себе, а затем вместе с воспитателем произносить слова и повторять движения.



    Сидят в гнезде две птички,

    Две маленьких синички.

    Сидят, прижавшись тесно:

    Тепло в гнезде им вместе.

    Но вот одна проснулась.

    Проснулась, встрепенулась,

    И песенку запела,

    И к солнышку взлетела.

    Вторая вот проснулась,

    Проснулась, встрепенулась,

    И песенку запела,

    И к солнышку взлетела.

    И вот синички вместе

    Под солнышком летают.

    Их солнышко своими

    Лучами согревает.

    Вот вечер наступает,

    И солнышко садится.

    Пора домой синичкам

    Под вечер возвратиться.

    Сидят в гнезде две птички,

    Две маленьких синички.

    Сидят, прижавшись тесно:

    Тепло в гнезде им вместе.



    Руки детей, изображающие гнёздышко, прижаты к груди, они согревают птичек, которых полюбили.
    Одна рука изображает пальцами движения крыльев, затем взлетает «вверх». Вторая – у груди.
    Вторая рука повторяет движения первой.


    Руки с пальцами-крыльями двигаются над головой, изображая полёт птиц навстречу друг другу.
    Руки плавно опускаются. Дети могут присесть на корточки («солнце село»).

    Руки снова складываются гнёздышком и прижимаются к груди.


    «В гости»

    В гости к пальчику большому

    Приходили прямо к дому

    Указательный и средний,

    Безымянный и последний —

    Сам мизинчик-малышок

    Постучался на порог.

    Вместе пальчики — друзья,

    Друг без друга им нельзя.



    Выставляются вверх большие пальцы обеих рук

    «дом»

    Поочередно называемые пальцы соединяются с

    большими на обеих руках одновременно

    Пальцы сжаты в кулак, вверх выстав-ся только мизинцы

    Кулаки стучат друг о друга

    Ритмичное сжимание пальцев в кулаки


    «Домик»

    Раз, два, три, четыре, пять

    Вышли пальчики гулять.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    В домик спрятались опять.



    Разжимание пальцев, по одному, начиная с большого

    Ритмичное разжимание всех пальцев одноврем.

    Сжимание широко расставлен. пальцев, начин. с мизинца

    Ритмичное сжимание всех пальцев одновременно

    «Прогулка»

    При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук.



    Пошли пальчики гулять,
    А вторые — догонять,

    Третьи пальчики — бегом,

    А четвертые—пешком.
    Пятый пальчик поскакал

    И в конце пути упал.



    Пальцы сжаты в кулаки, больш. пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу

    Ритмичные движения по столу указ. пальцев

    Движение средних пальцев в быстром темпе

    Медленное движ-ие безымянных пальцев по поверхности стола

    Ритмичное касание стола мизинцами

    Стук кулаками по поверхности стола

    «Весёлый гном»

    Жил да был весёлый гном

    С круглыми ушами.

    Он на сахарной горе
    Спал под воротами.

    Вдруг откуда ни возьмись великан явился,

    Съесть он гору захотел,

    Только подавился!

    Ну а что ж весёлый гном?

    Так и спит глубоким сном!



    Соединяют руки над головой, изображ. колпачок

    Описывают руками большие круги вокруг ушей

    Локти на столе, руки прямо, ладони сложены так, что образуется треугольник

    Пальцы изображают ворота

    Руки высоко подняты над головой
    Подносят руки ко рту

    Дети смеются
    Дети изображают спящего гнома

    «Дни недели»

    В понедельник я стирала, 

    Пол во вторник подметала. 


    В среду я пекла калач, 

    Весь четверг искала мяч, 

    Чашки в пятницу помыла, 
    А в субботу торт купила. 

    Всех подружек в воскресенье


    Позвала на день рождения. 

    Кулачки трём друг о друга

    Кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу

    Печём "пирожки"

    Правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк"

    Пальцы л. р. полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указат. пальцем пр. р. водим по кругу внутри лев. р.

    Ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев

    Машем ладошками к себе


    «Горох»

    Пять маленьких горошин
    Заперты в стручке. 

    Вот выросла одна,


    И тесно ей уже. 

    Но вот растёт вторая,


    И третья, а потом
    Четвёртая, пятая... 

    Сказал стручок: "Бом!". 



    Переплетя пальцы, сжимаем руки вместе
    Выпрямляем большие пальцы
    Выпрямляем пальцы поочерёдно

    Хлопаем

    «Зима»

    Раз, два, три, четыре, пять, 

    Мы во двор пошли гулять.

    Бабу снежную лепили,

    Птичек крошками кормили, 

    С горки мы потом катались, 

    А еще в снегу валялись. 

    Все в снегу домой пришли, 

    Съели суп и спать легли. 



    Загибаем пальчики по одному
    Имитируем лепку комков

    "крошим хлебушек" всеми пальчиками

    Ведем ладошкой пр. руки по ладони лев. руки

    Кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной

    Отряхиваем ладошки

    «Едим» ложкой, кладем руки под щеку

    «Дом на горе»

    На горе мы видим дом:

    Много зелени кругом.

    Вот деревья, вот - кусты,

    Вот душистые цветы.

    Окружает всё забор,

    За забором – чистый двор.

    Мы ворота открываем,
    К дому быстро подбегаем,

    В дверь стучимся: «Тук-тук тук!»

    Кто-то к нам идёт на стук…


    Кистями рук сложить «домик» (крышу)

    Волнообразные движения кистями рук.

    Руками сделать «деревья», «кусты»

    Пальцами показать «бутон» распускающегося цветка

    Пальцами показать «забор»

    Погладить ладонями пол

    Кистями рук показать «ворота», ворота открываются

    Пальцами «пробежаться» по полу

    Постучать кулаками по полу
    Ладонь приставить к правому уху, прислушаться

    «Осьминожки»

    И.п. – пальцы сжаты в кулак.



    Плыли, плыли осьминожки,

    Опустились на дорожку,

    Быстро-быстро побежали

    И три ножки потеряли.

    Но зато осталось пять –

    Можно все пересчитать!



    Резко и ритмично выбрасывать пальцы из кулачка

    Поставить пальцы на подушечки на колени

    Пальцы «бегают» по коленям
    На слово «пять» показать раскрытую ладонь

    Поочередно загнуть все пальцы снова в кулак

    «Свиристели»

    Прилетели свиристели

    И на веточки присели

    Стали зёрнышки клевать:

    Раз-два-три-четыре-пять.

    Хохолки расправили,
    Песни петь заставили.

    Ти-ри-ра, ти-ри-ра.

    Птицам прочь лететь пора.


    Машут скрещенными кистями рук

    Сложить руки «полочкой»

    Постучать пальчиком по одной ладошке, затем поменять

    Соединить большой и указательный пальцы, остальные расправить, как хохолок

    Щелкать пальцами

    2 хлопка в ладоши, 1-по коленям / 2 раза

    Машут скрещенными кистями рук

    «Весна»

    Стучат все громче дятлы,

    Синички стали петь.

    Встаёт пораньше солнце,

    Чтоб землю нашу греть.


    Бегут ручьи под горку,

    Растаял весь снежок,

    А из-под старой травки

    Уже глядит цветок…

    Раскрылся колокольчик

    В тени там, где сосна,


    Динь-динь, звенит тихонько,

    Динь-динь, пришла весна



    Пальцы сложить щепоткой «клювики», качать ими

    Ладони сомкнуты «ковшом». Поднимать руки вверх, раскрывая ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены

    Выполнять волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повернуты вниз)

    Пальцы рук прижаты друг к другу (бутон). Ладони раскрываются, боковые стороны рук остаются сомкнутыми, пальцы раскрыты (чашечка цветка)

    Локти опущены вниз, пальцы сжаты в кулак. Постепенно пальцы разжимаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика)

    Качать кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь»

    «Дом»

    Мы хотим построить дом,

    Чтоб окошко было в нем,


    Чтоб у дома дверь была,
    Рядом чтоб сосна росла.
    Чтоб вокруг забор стоял,

    Пёс ворота охранял.


    Солнце было,

    Дождик шёл,

    И тюльпан в саду расцвел.


    Руки над головой «домиком»

    Руки перед глазами, концы пальцев сомкнуты в «окошко»

    Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями

    Руки сомкнуты, тянутся вверх, пальцы растопырены

    Руки перед собой кольцом, пальцы соединены

    Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев

    Скрестить кисти рук, пальцы растопырены

    «Стряхивающие» движения рук

    Пальцы смотрят вверх, соединить в бутон

    «Паучок»

    Паучок ходил по ветке,

    А за ним ходили детки.

    Дождик с неба вдруг полил,
    Паучков на землю

    смыл.


    Солнце стало пригревать,
    Паучок ползёт опять,

    А за ним ползут все детки,



    Чтобы погулять на ветке.

    Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки

    Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик)
    Хлопок ладонями по коленям/столу

    Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками

    Действия аналогичны первоначальным

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «Пальчиковые игры для старших дошкольников»

    Скачать 273.29 Kb.