• (Фото 1). Немного из биографии.
  • (Фото 2).
  • (Фото 4).
  • (Фото 13-17).
  • (Фото 22-23).
  • (Фото 29-30)
  • (Фото 35-38).
  • (Фото 39, 40).
  • (Фото 43).
  • Библиографический список.

  • Скачать 140.29 Kb.


    Дата10.05.2018
    Размер140.29 Kb.

    Скачать 140.29 Kb.

    «Памяти лётчиков»


    Экскурсионный маршрут



    «Памяти лётчиков»

    Балаева Ирина Борисовна,

    педагог-организатор,

    руководитель Музея истории родного края

    МБУ ДО «Большеболдинский ДДТ»

    Большеболдинский район

    Село Большое Болдино

    с.Большое Болдино

    2016 г.

    Оглавление.


    1. Вводная часть.

    2. Основная часть.

      1. Владимир Александрович Грехов.

      2. Катастрофа.

      3. Памятник.

      4. Памяти погибших летчиков.

    3. Заключение.



    Вводная часть.

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения – неотъемлемая часть воспитания на современном этапе. Чувство гражданственности и патриотизма, любви к Родине необходимо воспитывать в детях на примерах жизни людей, защитивших нашу страну от фашистских захватчиков. Изучая историю родного края, они знакомятся с героями войны, которые отстояли свободу и независимость нашей страны в Великой Отечественной войне.

    В каждом городе, поселке, селе нашей огромной Родины поставлены обелиски и памятники воинам, погибшим в той страшной и кровопролитной войне. Ежегодно здесь проводятся митинги, парады, торжественные события в жизни людей.

    Поэтому актуальным в наши дни является сохранение этих захоронений, памятников и обелисков, как объектов исторического значения для воспитания подрастающего поколения.



    Целью нашего экскурсионного маршрута является посещение могилы В.А.Грехова и памятных знаков, связанных с событиями 1941 года.

    Задачи:


    1. Познакомить детей с объектами исторического и культурного наследия.

    2. Расширить и углубить знания по краеведению Большеболдинского района.

    3. Воспитывать чувства гражданства и патриотизма на примере героизма летчиков, погибших на территории Большеболдинского района.

    Основная часть.

    1. Музей истории родного края МБУ ДО «Большеболдинский ДДТ».

    Великая Отечественная война 1941-1945 годов.

    Битва под Москвой в конце 1941 года разбила миф о непобедимости гитлеровского вермахта, ликвидировала план молниеносной войны. В боях за Москву наша авиация сыграла большую роль. На московском направлении гитлеровцы потеряли 1400 самолетов, из них около 1200 – от действий нашей авиации. И все же активность воздушных сил противника в этом районе была высокой. Командование наших войск использовало бомбардировщики для нанесения упреждающих ударов по вражеским аэродромам, по местам скопления боевой техники.

    По свидетельству А.Федорова, бывшего командира 9-го отдельного бомбардировочного авиационного полка, действовавшего в это время в Подмосковье, «конец сорок первого года для авиаторов был очень трудным. Плохая погода. Частая пурга при ничтожной видимости и низкой облачности. Но мы вылетали всякий раз, как только появлялась возможность…».

    Все это имеет прямое отношение к событию, которое произошло более 70-ти лет назад в декабре 1941 года в селе Большое Болдино, родовом имении Александра Сергеевича Пушкина. В глубоком тылу, за тысячу километров от линии фронта, выполняя боевое задание, погиб военный летчик, капитан Владимир Александрович Грехов. (Фото 1).
    Немного из биографии.

    Владимир Александрович Грехов родился в 1915 г. в с.Спасском, Котельнического района, Кировской области в семье крестьянина-середняка Грехова Александра Михайловича. В семье было 7 детей (5 сыновей и 2 дочери).

    В 1930 году семья вступила в колхоз. Детей в семье не баловали, они сами обслуживали себя, работали в поле, в лесу, дома. Вся семья жила очень дружно.

    Владимир в 8 лет пошел в 1-й класс Спасской средней школы. Учился прилежно, успешно переходил из класса в класс. Был очень скромным, но живым, энергичным в делах. Очень ответственно относился к поручениям. В 4-м классе был принят в пионеры, а в 1931 году – в комсомол, где проявил себя активным организатором по ликвидации неграмотности взрослого населения, распространения художественной литературы, выписки газет трудящимися.

    Владимир имел хороший голос. Он принимал активное участие в художественной самодеятельности; участвовал в «живой» газете «Красная рубаха». (Фото 2).

    В 1932 году Грехова избирают секретарем школьной комсомольской организации. (Фото 3). В 1933 году он окончил Спасскую семилетку и поступил в Ленинградскую школу связи. (Фото 4). После окончания этой школы его направляют в школу авиаторов. (Фото 5). В 1940 году он работает летчиком в Забайкалье. (Фото 6, 7). В 1941 году, в звании капитана направлен на фронт на защиту Москвы. (Фото 8). Более 40 боевых вылетов совершил экипаж самолёта во главе с командиром Греховым. (Фото 9). Возвращаясь с боевого задания, случилась авария самолета при вынужденной посадке.

    Теперь мы проследуем к роще Лучинник, к памятному знаку на предполагаемом месте аварии. По свидетельству очевидцев, именно на этом месте произошла катастрофа. 23 сентября 2011 года состоялось открытие памятного знака на месте крушения самолёта, пилотируемого лётчиком В.А.Греховым.


    1. Памятный знак на месте катастрофы самолета капитана Грехова В.А.

    Как мы знаем, в годы Великой Отечественной войны фронт проходил далеко от Большого Болдина, и воздушных боев в нашем районе не было. Но то, что самолет Владимира Александровича Грехова разбился недалеко от рощи Лучинник – верно. (Фото 10).

    Следопыты Большеболдинской средней школы решили узнать о месте падения самолета и причинах его гибели. Вот что стало известно.

    По воспоминаниям жителей с. Б.Болдино, этот день был пасмурным, туманным. Низкие плотные облака нависали над селом, когда примерно в полдень послышался гул самолёта и над селом на небольшой высоте появился самолёт со звёздами на крыльях и стал кружить. Потом он отвернул к роще Лучинник и стал садиться на заснеженное поле.

    Экипаж среднего бомбардировщика «СБ» выполнял боевое задание в районе Орла. В бою было повреждено навигационное оборудование. В условиях плохой видимости самолёт сбился с курса, так самолёт оказался в районе Большого Болдина. Когда бензин был на исходе, экипаж решил идти на вынужденную посадку в незнакомом месте. На всякий случай, если приземление произойдёт на оккупированной территории, командир приказал приготовить оружие. Облетая село, лётчики заметили красный флаг на пожарной каланче, но сесть решили подальше близ лесочка. Заснеженный овраг ночью казался ровным, как стол.

    При посадке самолет врезался в крутой склон оврага и развалился, но не загорелся, так как бензин кончился. Это и спасло экипаж.

    Вот так вспоминает этот момент Нина Ивановна Сорокина (Смолина): «… мы услышали гул военного самолёта, который делал над селом круг за кругом. Вдруг он свернул в сторону поля. Вот самолёта не стало видно, замолк его двигатель, запахло бензином. Потом он снова загудел, поднялся вверх, потом свернул влево и пошёл на посадку. Вслед за этим послышался грохот. Когда мы подбежали, то увидел на поле черную борозду с километр длиной и разбросанные по сторонам обломки самолёта, боеприпасы и продовольствие. Переднюю часть самолёта мы обнаружили воткнувшейся в крутой склон оврага».

    «Лётчик лежал на берегу оврага. Около него валялся распущенный парашют. Я подошла и хотела подложить парашют ему под голову, потому что из носа его текла кровь. Он сказал мне: «Не тревожьте меня, пожалуйста». Другие лётчики лежали в овраге. У одного были переломы, у другого – сильные ушибы». (Н.М.Чиженкова).

    «В это время из Лучинника по дороге через поле шли три подводы с дровами. Мы вышли на дорогу, остановили их. Дрова сбросили на обочину, а лошадей с санями направили к самолету. Я расправила на санях сено, собрала парашют, положила под голову, а ребята положили командира вместе с лётчиками на сани и повезли в больницу. Первым увезли капитана Грехова. Мне было 17 лет и я хорошо его запомнила». (Н.И.Сорокина (Смолина).

    «В те дни я работала санитаркой в районной больнице. В час дня экипаж доставили к нам. Лётчики были обморожены, с перебитыми ногами и руками. А командир Грехов Владимир находился в тяжелом стоянии. Меня попросили быть около него. Володя ничего не говорил, только тяжело дышал. Видимо грудь сильно придавило штурвалом. Его окружали врачи, работники военкомата и милиции. Возле него были старшая медсестра Тоня Крестова и я, – пишет бывшая санитарка В.А. Дворникова. – Все попытки спасти его жизнь не увенчались успехом. В 8 часов вечера сердце Владимира Грехова перестало биться. Вспоминаю о нем как о родном сыне… Остальные летчики вылечились и уехали».

    «Летчиков было четверо. Кроме Грехова, один из них был тяжело ранен. Ему в Болдине хотели ампутировать обе ноги, но он отказался. Позднее был отправлен в Читу. Потом я узнала, что он выздоровел и снова ушел на фронт». (Н.И.Сорокина (Смолина).

    «Мы работали в мебельной мастерской, и нас попросили сделать гроб капитану Грехову. Делали мы его втроем, обили красным материалом». (И.О.Крючков).

    «Я, как и все и все участники похорон, на всю жизнь запомнил черты этого юного лица, человека в военной форме, который должен был жить и работать, творить и созидать, – пишет И. К. Чивкунов. – Гроб, обшитый красным, сутки стоял в районном Доме Культуры. Попрощаться с летчиком пришли буквально все жители села. Ведь у каждого кто-то погиб или был ранен…».

    «... когда опускали в могилу, дали залп из четырех винтовок. Все ребята сняли шапки, а я заплакала». – Вспоминает Нина Ивановна Сорокина (Смолина). Очень сожалели, что его старенькие родители не смогли приехать в Болдино.

    Все эти факты стали известны благодаря воспоминаниям болдинцев, которые собирали учащиеся Большеболдинской школы под руководством учителя Галины Михайловны Котовой.

    Пройдемте к могиле летчика.




    1. Большеболдинское кладбище.

    Случилось так, что той же зимой коренная болдинка Елена Ивановна Смолина (Фото 11) похоронила родственницу рядом с могилкой летчика. Ухаживала долгие годы за той и другой. А когда в год 20-летия Победы началась кампания по розыску пропавших без вести, стала ходить по инстанциям, добиваясь, чтобы на заросшей и забытой всеми могилке воина поставили памятник с надписью. Подняли документы, убедились, что всё – правда, и поручили шефствовать над захоронением Большеболдинской школе им. А.С.Пушкина.

    9 мая 1967 года был установлен белый металлический памятник с пятиконечной красной звездой и надписью: «Здесь похоронен летчик – капитан Грехов Владимир Александрович». (Фото 12). Елена Ивановна посадила цветы, кустики и любовно ухаживала за могилками вплоть до своей кончины 2 ноября 1982 года.

    «Нельзя не поклониться еще раз Елене Ивановне Смолиной, скромной, милой и удивительно доброй русской женщине. Её в Большом Болдине знали все и как мать-героиню, солдатскую вдову, вырастившую без мужа десятерых детей. И как участницу знаменитого Болдинского хора ветеранов с красивым голосом. И звали её в селе любовно Алёнкой. При встрече с ней я поразился внешнему сходству этой женщины с моей бабушкой Анной Иосифовной, матерью дяди Володи», – писал Лев Михайлович Грехов, племянник Владимира Александровича, который побывал в Большом Болдино в 1970 году. (Фото 13-17).

    Ежегодно в День Победы сельские школьники стали проводить здесь торжественные линейки. (Фото 18-21). А с 1982 года учащиеся Большеболдинской средней школы ухаживали за памятником. (Фото 22-23). Затем они передали эстафету Детско-юношескому центру. (Фото 24-27). В 2005 году на памятнике появился металлокерамический портрет летчика с надписью. (Фото 28).

    Юные краеведы Дома детского творчества, ухаживая за могилой капитана Владимира Александровича Грехова (красили памятник, приносили цветы на могилу, убирали мусор), видели, что памятник, который был поставлен в 1967 году, уже обветшал. Всем очень хотелось, чтобы к 65-летию Победы на могиле летчика стоял новый памятник.

    Создав проект «Памятник», ребята с воодушевлением занялись делом. С предложением поставить новый памятник летчику Грехову ребята обратились в сельскую администрацию, Совет ветеранов, райвоенкомат, Земское собрание, к жителям района. Попутно члены детского объединения возобновили переписку со Спасской школой Котельничского района Кировской области, где учился Владимир Грехов, встретились с бывшими учениками Большеболдинской школы и их классным руководителем Галиной Михайловной Котовой (Фото 29-30), сделали запросы в архивы Нижегородской области и Министерства обороны на уточнение сведений о воине. (Фото 31-34). На инициативу детей откликнулось районное отделение партии «Единая Россия», предприниматели.

    В канун 65-летия Великой Победы на старом кладбище Большого Болдино состоялось открытие памятника военному лётчику капитану Владимиру Александровичу Грехову, 27-летнему парню из Кировской области, нашедшего покой и память вдали от родной земли. (Фото 35-38).

    После открытия памятника на могиле летчика Грехова и опубликования в районной и газете статьи об этом событии к нам в музей Боевой славы стали приходить люди, поступать дополнительные материалы, связанные с самим фактом гибели летчика и его могилой. (Фото 39, 40).

    А два молодых человека, уроженца Б-Болдина, поделились своими воспоминаниями 20-летней давности. (Фото 41). 12-летними мальчишками с небольшой группой ровесников они заменили старый памятник на могиле летчика (конусообразной формы со звездой на вершине) на другой.

    Ребята вспомнили, как летом на велосипедах поехали на болдинское кладбище на могилу погибшего одноклассника, а потом решили зайти на старое кладбище и посмотреть, кто из погребенных родился в XVIII-XIX веках. За оградой одной из могил они увидели пожилую женщину, которая полола сорняки. Попросив помощи, эта женщина рассказала о Грехове. Увидев прогнивший и покосившийся памятник на могиле героя, друзья решили помочь в уходе за могилой. Так как памятник ремонту не подлежал, после обсуждения, ребята решили найти за забором кладбища «ненужный памятник получше» и заменить им старый. С трудом поменяв памятники, ребята остались довольны и горды тем, что сделали благое дело. Дня через два ребята снова были на могиле летчика Грехова. Привезли коловорот, отвертку и кисти с краской. Привернули табличку, покрасили памятник и ограду.

    Это был, может быть, дерзкий, но добросердечный и искренний порыв почтения погибшего, но не забытого бойца. Таким образом, эти юные ребята внесли свою посильную лепту в увековечение памяти о летчике Грехове в нашем селе.

    Давайте почтим память летчика минутой молчания.

    (Возложение цветов).

    Сейчас мы отправимся в Большое Болдино к памятному знаку, посвященному памяти летчиков, погибших на территории нашего района.


    1. Стела «Погибшим летчикам».

    Этот памятный знак был установлен в канун празднования также в сентябре 2011 года. Мемориальная доска гласит: «Вечная память военным летчикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны на территории Большеболдинского района. Экипажи самолетов «ДК-3А» (05.09.1941г.) и «СБ» (30.12.1941г.)». (Фото 42).

    Вы видите название еще одного самолета – «ДК-3А», так как в 1941 году близ поселка Новороссийский так же разбился военный самолет и в районе давно жила полулегенда-полубыль, что в язовском лесу со времен войны существует безымянная могила летчиков разбившегося в этих местах военного самолета. По найденным документам определили фамилии и имена погибших летчиков, а их останки схоронили на месте. Могилу огородили и потом ухаживали за ней.

    Со временем имена погибших летчиков подзабыли и их могила затерялась.

    Новым толчком для установления исторической правды о судьбе погибшего экипажа стала история, связанная с именем лётчика Грехова Владимира Александровича, самолет которого, как нам уже известно, разбился у Большого Болдина.

    Инициатором поиска стала районная газета «Болдинский вестник», предпринявшая попытку восстановить имена погибших летчиков и может быть что-то узнать об этих воинах.

    5 сентября 1941 года в 13 часов самолёт «ДК-3А» попал в дождь и туман. Сделав круг над селом, при заходе на вынужденную посадку, самолет врезался в лес, расположенный в 3 км от поля на высоте примерно 20 м над уровнем поля. Командовал экипажем летчик-испытатель второго класса майор Василий Иосифович Борисов, кавалер ордена Красной Звезды. Вместе с командиром погибли бортмеханик Запекин и бортрадист Бухтаров.

    На призыв районной газеты об увековечении памяти погибшего экипажа и установке памятника на месте катастрофы откликнулись простые жители Большеболдинского района, трудовые коллективы, собравшие более 100 тысяч рублей.

    Открытие памятника состоялось 22 июня 2011 года. (Фото 43).

    Давайте почтим память летчиков минутой молчания.



    Заключение.

    Мы сейчас живём в мире, где всё быстротечно. Спешим, боясь опоздать куда-то, не успеть что-то сделать, решить, сказать, увидеть. В этой суете мы иногда забываем о чем-то очень важном. Так проходят годы. Поколение сменяет поколение. Мне и моим друзьям о Великой Отечественной войне рассказывали бабушки и дедушки. Они были очевидцами тех событий. К сожалению, их остаётся всё меньше и меньше. Теперь мы должны передать это нашим детям и внукам, чтоб они знали, какой ценой дана им жизнь. Ведь мы – последнее поколение, которое видело живыми ветеранов.

    Нельзя допустить, чтобы повторилась эта страшная война, чтобы жизнь на земле содрогнулась от разрывов бомб, снарядов, чтобы плакали матери. Поэтому, сколько бы времени ни прошло, мы должны помнить воинов, оставшихся навсегда на той войне.

    Никто не забыт и ничто не забыто!


    Благодарю Вас за внимание!

    Библиографический список.

    1. «Котельничский вестник». Статья Л.Грехова «Нет у памяти предела».

    2. «Колхозная трибуна», 1968 год. Статья Л.Грехова «Память о нем живет».

    3. ОБД «Мемориал».

    4. АО «Издательство «Просвещение» и ООО «Издательский дом «Первое сентября». Статья В.Шилиной «Никто не забыт и ничто не забыто».

    5. «Нижегородская правда», 1999 год. Статья Л.Грехова «И породнилась вятская земля с болдинской».

    6. Журнал «Юность» № 2, 1972 год.

    7. «Колхозная трибуна» от 19 октября 1994 год. Статья «Помнить капитана».

    8. «Болдинский вестник» № 23, 30 мая – 5 июня 2010. Статья Р.Метелкиной «Открыт памятник лётчику Грехову».

    9. «Болдинский вестник» № 43, 17-23 октября 2010. Статья О.Абрамовой «Внесли свою лепту».

    10. «Нижегородская правда» от 28 октября 2010 год. Статья Т.Кудрявцевой «Памятник летчику Грехову».

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «Памяти лётчиков»

    Скачать 140.29 Kb.