• РЖД АСУ ПРОЕЗДНОЙ
  • ПЛЮСЫ

  • Скачать 206.33 Kb.


    Дата15.09.2017
    Размер206.33 Kb.

    Скачать 206.33 Kb.

    Пассивный лексический запас русского языка: архаизмы, историзмы, диалектизмы, неологизмы



    Тема: Пассивный лексический запас русского языка: архаизмы, историзмы, диалектизмы, неологизмы.

    Цели:

    1) Обучающая: формировать знания учащихся о пассивном словарном запасе русского языка: архаизмах, историзмах, диалектизмах, неологизмах.

    2) Развивающая: совершенствовать умение видеть в тексте слова, относящиеся к пассивному словарному запасу РЯ, пополнить лексический состав учащихся.

    3)Воспитательная: воспитание культуры учебной деятельности, внимания к художественному слову, толерантности и коллективизма; воспитание любви к русскому языку.


    В ходе урока обучающимися формируются:
    ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.
    Оборудование: детская железная дорога (с указанием станций), игрушечный поезд, раздаточный материал, проектор.

    К конспекту прилагается презентация.


    Обучающиеся заходят в кабинет, на парте разложены билеты с указанием ФИО каждого студента. Студенты берут свой билет, на котором уже написано, «в каком вагоне поедет обучающийся». Парты совмещены таким образом, чтобы было удобно работать в группах. На партах стоят таблички с указанием номера вагона («Вагон 1»). Соответственно, пользуясь билетами, студенты быстро рассаживаются по группам.
    Пример лицевой стороны билета:



    РЖД АСУ ПРОЕЗДНОЙ СЖ 2007014727987-034

    «ЭКСПРЕСС» ДОКУМЕНТ
    ПОСАДОЧНЫЙ КУПОН ЭЛ.БИЛЕТ 463827409238-95

    ПОЕЗД
    № шифр

    ОТПРАВЛЕНИЕ
    число месяц

    ВАГОН
    № тип

    ЦЕНА

    кол-во

    человек


    ВИД ДОКУМЕНТА

    Ч3Ч СА 26. 10 1 П 0.00 01 ПОЛНЫЙ
    ИТЖТ – ст. Архаизмы – ст. Историзмы – ст. Диалектизмы – ст. Неологизмы – ИТЖТ
    МЕСТА _____ ФПК ГОРЬКОВСКИЙ

    АВЕРИН=ВЛАДИСЛАВ=СТАНИСЛАВОВИЧ

    ОТПРАВЛЕНИЕ 29.10.14




    Ход урока:
    - Здравствуйте! Давайте вспомним, какой раздел языкознания мы изучали на предыдущих занятиях. (Лексика)

    - А что изучает лексика? (Словарный состав языка).

    - Правильно! Лексика-раздел языкознания, который изучает словарный состав языка. Лексический запас русского языка делится на активный и пассивный. Сегодня мы с вами рассмотрим пассивный словарный запас русского языка. Откройте тетради, запишите тему.

    На паре мы совершим с вами маленькое путешествие по стране под названием Пассивная Лексика. Маршрут, по которому мы будем двигаться, указан на ваших билетах. Цель нашего занятия – познакомиться с понятиями архаизм, историзм, неологизм, диалектизм, знать, что значит этот термин, уметь находить примеры пассивной лексики в тексте.

    Посмотрите, место отправления – ИТЖТ. Как расшифровывается эта аббревиатура? (Ижевский техникум железнодорожного транспорта).

    -Правильно! Поэтому в наше путешествие мы, как истинные железнодорожники, отправимся на поезде по железной дороге. Все сели в свои вагоны – их у нашего поезда 6. Итак, в путь!



    Первая наша станция – Архаизмы. Но до станции еще далеко, поэтому чтобы скоротать время в пути, займемся разгадыванием кроссворда. Тема его – материал двух предыдущих занятий: 1) Лексика 2) Синонимы. Антонимы. Паронимы.

    Разгадывают кроссворд.

























    1




























    2






































































    3























































    4





































    5



































































    6























































    7


































    8





























































    9

















































    10























































    11






































    Вопросы:

    1. «Многозначность» другим словом.

    2. Синонимы, сближающиеся по значению только в определенном контексте.

    3. Слова одной части речи с противоположным значением.

    4. Вторичное значение слова, которое возникло в результате переноса названия с одного предмета на другой.

    5. Однокорневой антоним к слову «Проигрыш».

    6. Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка.

    7. Слова с близким или одинаковым значением.

    8. Такое значение слова, которое обозначает обобщенное значение, принадлежащее целому классу слов как определенной части речи.

    9. Основная единица языка.

    10. Слова одной части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но различные лексические значения.

    11. Как по-другому можно назвать лексическое значение слова?

    - Проверим, все ли слова вы смогли угадать. Первый вагон, зачитайте, пожалуйста. Сначала вопрос, затем – ответ.

    И какое же ключевое слово получилось? (Путешествие).

    -Молодцы!

    Вот мы и подъехали к станции Архаизмы. Для того чтобы познакомиться с этим термином, вспомним, что такое устаревшие слова. Запишите определение в тетрадь «Устаревшие слова - это слова, вышедшие из активного употребления». Устаревшие слова делятся на архаизмы и историзмы.

    Итак, архаизмы – слова, устаревшие после вытеснения их новыми словами-синонимами. Запишем это определение. Соответственно, архаизмы имеют синонимы среди слов современного русского языка. Например, аэроплан – самолет, опочивальня – спальня, око – глаз.

    Выполним задание. Проверим, насколько вы знаете, устаревшую лексику, а именно архаизмы. Вам дана таблица. В первом столбике дан архаизм, нужно записать во второй столбик его современный синоним. Например, первое слово «Ведать». Каким словом можно его заменить в наше время? (Знать).

    - Правильно! Записываем во второй столбик слово «знать». Заполняем таблицу полностью.


    Станция «Архаизмы»


    Архаизм

    Современное значение

    ве́дать

    знать

    глас




    длань




    ежели




    живо́т




    зело́




    зла́то




    лани́ты




    лепота́




    о́ко, о́чи




    перст




    сей



    -Проверим, что у вас получилось. Второй вагон, прочитайте. Если вы чего-то не знаете, остальные вагончики вам помогут.

    Молодцы! Теперь мы смело можем следовать на следующую станцию – Историзмы.

    Запишем, историзмы – это слова, устаревшие с исчезновением предметов, которые они обозначали. Например, кокошник, бояре.

    -Исходя из определений архаизмов и историзмов, скажите, какая между ними разница, как легко отличить их друг от друга?

    - Проверим ваши знания на практике. Вам даны десять предложений. В каждом из них встречается устаревшая лексика. Ваша задача – найти эти слова и подписать над ними – историзм это или архаизм.



    Станция «Историзмы»
    1) Не хочу быть столбовою дворянкой. А хочу быть вольною царицей.

    2) Перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он.

    3) Унылая пора! Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса –

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и золото одетые леса…

    4) Второй нумер концерта Левин уже не мог слушать.

    5) Я бледные вижу ланиты и поступь лебяжью ловлю.

    6) Ты почто боярыню обидел, холоп?

    7) Название «кокошник» дано по сходству головного убора с гребнем курицы.

    8) Подчиняя отдельные племена, князья облагали их данью.

    9) Длина сюртука, а также положение талии определялись модой.

    10) Там царь Кощей над златом чахнет...
    - Попросим третий вагон озвучить, что у них получилось. Читаем предложение, называем устаревшее слово и поясняем – историзм это или архаизм.

    - Спасибо. Молодцы!

    - Если у вас нет вопросов, двигаемся дальше. На какой станции у нас следующая остановка? (Диалектизмы).

    - Запишем в тетрадку определение диалектизмов. Диалектизмы – это слова, употребляемые только жителями определенной местности. Например, кочет – петух, дюже - очень.

    На ваших листочках есть маленький диалектический словарик. Почитайте его и выполните творческое задание.

    Придумайте рассказ (сказку, стихотворение) о том, как студент ИТЖТ поехал на каникулы к бабушке в деревню. Используйте при этом как можно больше диалектизмов.


    Диалектный словарик.


    Бульба - картофель

    Бейбас - балбес

    Бирюк – волк

    Видмидь – медведь

    Волошский орех – грецкий орех

    Вытребеньки – выдумки, причуды

    Горелка - водка

    Добре - хорошо

    Деревий - тысячелистник, кашка.

    Золототысячник – растение «слёзки», турецкая гвоздика

    Кочет - петух

    Летось – прошлым летом

    Мазунчик – маменькин сынок

    Махотка - горшок

    Медовик – медовый пряник

    Могутный – непоседливый

    Мушкатный - мускатный

    Не видала – не видела

    Не слыхать – не видно

    Нежба - отдых

    Нынчи – в этом году

    Парцменки - домашние тапочки

    Поташки - помидоры

    Почеломкаемся – поцелуемся

    Пригрубок - печка

    Пундик – сласть, лакомство

    Рогач - ухват

    Рушник – полотенце для гостей

    Рябуха - курица

    Серушка – плотва

    Спервака – сначала

    Сынку - сын

    Травянки – грибы

    Тузить – бить

    Урда – выжимки из семян конопли или мака для начинки пирогов или вареников

    Усякии – всякие

    Усынка – узкое место в реке

    Утиральник – полотенце для рук

    Хаварят – говорят

    Чекамас – окунь

    Чирики – обувь любая

    Щарба – уха


    Послушаем два рассказа. Пожалуйста, четвертый и пятый вагоны, прочитайте, что у вас получилось.

    -До возвращения в техникум у нас осталась последняя станция с непонятным названием «Неологизмы».

    Что же значит этот термин? Неологизм – слово, недавно появившееся в языке. Например, имиджмейкер, айфон.

    Задание на этой станции следующее – перед вами таблица и список неологизмов. Вы должны прочитать эти неологизмы и подумать, на какие три группы можно их разделить. Названия групп запишите в названия колонок, а сами слова распределите по соответствующим столбикам.
    Станция «Неологизмы»
    Снэки, блендер, канапе,миксер, йогурт, хот-дог, микроволновка, суши, хинкали, визажист, сэндвич, пилинг, люля-кебаб, профитроли, скраб, хачапури, мусс, крекер, роллы, лифтинг, фастфуд.




















    Проверим, что получилось у 6 вагона.


    Вот мы и вернулись в ИТЖТ. С возвращением Вас! Скажите, какие понятия мы с вами сегодня вспомнили? (Архаизмы, Историзмы, Диалектизмы, Неологизмы).

    -Что означают эти понятия?


    Мы вернулись обратно в техникум, а значит, пришло время записывать номер домашнего задания – упр. 69 (Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд.). Выполняем упражнение по заданию, в котором все понятно написано.

    Последнее, что я вас попрошу сделать, написать свое мнение о сегодняшнем уроке на обратной стороне ваших билетов. Посмотрите, там три столбика, в которых сказано, что нужно записать. Подумайте, пожалуйста, и заполните эту таблицу.

    Пример оборотной стороны билета:


    ПЛЮСЫ

    (записывается все, что понравилось на занятии: информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции)



    МИНУСЫ

    (записывается все то, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь; информация, которая вызвала неприязнь)



    ИНТЕРЕСНО

    (записываются все любопытные факты, о которых узнали на занятии, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к преподавателю)












    После занятия сдают тетради с дз и билеты с рефлексией.

    Спасибо за урок! (оценки будут стоят у всех за домашнее задание).



    Приложение 1. Билеты для распределения по группам:




    РЖД АСУ ПРОЕЗДНОЙ СЖ 2007014727987-034

    «ЭКСПРЕСС» ДОКУМЕНТ
    ПОСАДОЧНЫЙ КУПОН ЭЛ.БИЛЕТ 463827409238-95

    ПОЕЗД
    № шифр

    ОТПРАВЛЕНИЕ
    число месяц

    ВАГОН
    № тип

    ЦЕНА

    кол-во

    человек


    ВИД ДОКУМЕНТА

    РЯ 205 26. 10 5 П 0.00 01 ПОЛНЫЙ
    ИТЖТ – ст. Архаизмы – ст. Историзмы – ст. Диалектизмы – ст. Неологизмы – ИТЖТ
    МЕСТА __01___ ФПК ГОРЬКОВСКИЙ

    НАГОВИЦЫН=СЕРГЕЙ=АЛЕКСАНДРОВИЧ
    ОТПРАВЛЕНИЕ 29.10.14



    ПЛЮСЫ

    (записывается все, что понравилось на занятии: информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции)



    МИНУСЫ

    (записывается все то, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь; информация, которая вызвала неприязнь)



    ИНТЕРЕСНО

    (записываются все любопытные факты, о которых узнали на занятии, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к преподавателю)













    Приложение 2. Ответы к кроссворду


























    1

    п

    о

    л

    и

    с

    е

    м

    и

    я

    2

    к

    о

    н

    т

    е

    к

    с

    т

    у

    а

    л

    ь

    н

    ы

    е

























    3

    а

    н

    т

    о

    н

    и

    м


































    4

    п

    е

    р

    е

    н

    о

    с

    н

    о

    е







    5

    в

    ы

    и

    г

    р

    ы

    ш














































    6

    л

    е

    к

    с

    и

    к

    а


































    7

    с

    и

    н

    о

    н

    и

    м













    8

    г

    р

    а

    м

    м

    а

    т

    и

    ч

    е

    с

    к

    о

    е



















    9

    с

    л

    о

    в

    о


































    10

    о

    м

    о

    н

    и

    м





































    11

    с

    о

    д

    е

    р

    ж

    а

    н

    и

    е








    Приложение 3. Ответы к станции «Архаизмы»



    Архаизм

    Современное значение

    ве́дать

    знать (производные: неведение, неведомый, ведьма)

    глас

    голос («глас вопиющего в пустыне», «глас народа — глас божий»; производные слова: согласие, согласный, полногласие, единогласный, провозглашать/провозгласить, глашатай)

    длань


    —ладонь

    ежели

    если («ежели вы вежливы»)

    живо́т

    в значении «жизнь» («не щадя живота своего», «не на живот, а на смерть»)

    зело́

    очень

    зла́то


    золото («Там царь Кащей над златом чахнет»)

    лани́ты


    щёки

    лепота́

    красота, великолепие

    о́ко, о́чи


    глаз, глаза («в мгновение ока», «очи чёрные», «дни и ночи у мартеновских печей не смыкала наша Родина очей» (см. День Победы (песня), «око за око, зуб за зуб», «око Саурона»; производные слова: очевидный, очевидец, воочию, очный/заочный, очки)

    перст


    палец («перст указующий»; производные: перстень, напёрсток, двенадцатиперстная кишка, наперстянка (дигиталис), перчатки)

    сей


    —этот, эта, это («сию же секунду!», «сей момент!», «что сие значит?»)

    Список использованной литературы:



    1. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб.для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 350 с.

    2. Справочник школьника: 5-11 классы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 768 с.


    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Пассивный лексический запас русского языка: архаизмы, историзмы, диалектизмы, неологизмы

    Скачать 206.33 Kb.