• Содержание компетентности родителей в воспитании самостоятельности ребенка дошкольного возраста
  • Компоненты Содержание компонентов Гностический
  • Мотивационно-личностный Проявляется в
  • Компетентностный опыт Предполагает
  • I. ЦЕЛЕВОЙ БЛОК Цель
  • Компоненты компетентности: Мотивационно- личностный
  • II. ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
  • III. ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК
  • Модель формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей

  • Скачать 154.15 Kb.


    Дата11.09.2017
    Размер154.15 Kb.
    ТипДоклад

    Скачать 154.15 Kb.

    Педагогическая компетентность родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста



    Педагогическая компетентность родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста
    Минина Анна Владимировна, методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ
    В докладе представлены взгляды современных исследователей на понятие педагогическая компетентность родителей, раскрывается её сущность, рассматриваются условия успешного воспитания самостоятельности ребенка дошкольного возраста как интегративного личностного качества. На основе проведенного теоретического анализа предложено определение педагогиче­ской компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста, определена ее структура и раскрыто содержание каждого из компонентов, представлена модель формирования педагогами педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста.

    Сегодня в условиях компетентностной парадигмы особую актуальность для науки и практики приобретают исследования, изучающие компетентность, её структуру и условия формирования.

    В современной педагогической науке выполнено немало исследований, посвященных проблеме формирования компетентности (Т.Н. Данилова, Б.С. Гершунский, Ю.Н. Кулюткин, Н.Н. Лобанова, А.К. Маркова, А.А. Майер, Л.Н. Митина, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобельская, А.В.Хуторской). В них раскрывается сущность, содержание и структура данного понятия, отражены вопросы становления профессиональной, педагогической, социальной, личностной компетентности. Процесс формирования компетентности изучается у преподавателей и педагогов образовательных учреждений, студентов ВУЗов, учащихся, детей дошкольного возраста. Педагогическая компетентность родителей стала самостоятельным предметом иccледования относительно недавно. Но в существующих работах вопросы формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста не изучались.

    Анализ теоретического материала свидетельствует о том, что педагогическая компетентность рассматривается учеными с позиций системного, культурологического, деятельностного и других подходов. Данная категория тесно связана с психологическими, социологическими, философскими понятиями. Многие ученые раскрывают его сущность на основе анализа и отождествления следующих категорий: педагогическая культура, психолого-педагогическая культура, родительская рефлек­сия, педагогическая под­готовленность(Е.П. Арнаутова, Т.В. Бахуташвили, Е.В. Бондаревская, Ю.А. Гладкова, И.В.Гребенников,А.Т. Кокоева, Т.А. Куликова, Т.В. Лодкина, О.С. Нестерова, Е.А. Овсянникова и др.).Характеристика данных понятий важна для определения сущности педагогической компетентности родителей.

    Современные ученые определяют педагогическую компетентность родителей:


    1. Как широкое общекультурное понятие, составляющее часть педагогической культуры (Т.В. Бахуташвили, Е.В. Бондаревская, Ю.А. Гладкова, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.);

    2. интегративное, системное, личностное образование, совокупность личностных и деятельностных характеристик, обусловли­вающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье (С.С. Пиюкова, В.В. Селина);

    3. единство теоретической и практической готовности родителей к осуществлению педагогической деятельности, способность понять потребности детей и создать условия для их удовлетворения (Е.П.Арнаутова, В.П.Дуброва, О.Л.Зверева).

    Особо ценным является утверждение, что педагогическая компетентность родителей выступает залогом развития социально-значимых качеств личности ребенка, удовлетворения его жизненных, социальных, духовных потребностей, эмоционального благополучия в условиях семьи [1; 3; 4].

    Исследования, основанные на культурологической парадигме, позволяют считать педагогическую компетентность родителей частью их педагогической культуры. Выделим особенности педагогической культуры, которые будут характеризовать педагогическую компетентность.

    Т.А. Куликова понимает педагогическую культуру как компонент общей культуры, которая является основой воспитательной деятельности родителей и включает в себя такие компоненты, как «ответственное родительство»; знания о развитии, обучении и воспитании детей; практические умения в организации жизни и деятельности ребенка в семье.

    Похожую точку зрения можно найти в работах Е.В. Бондаревской, которая рассматривает педагогическую культуру родителей как способность к воспитанию ребенка с учетом его интересов. В структуру педагогической культуры автор, помимо личностных качеств родителей, их образованности, педагогических знаний и опыта, традиций семьи включает и их гуманную педагогическую позицию. О ценностно-гуманном отношении к ребенку, как важной черте педагогической культуры говорят исследования О.С. Нестеровой и Т.В. Бахуташвили.

    Согласимся с учеными, которые в содержании педагогической культуры выделяют ее психологический аспект, подразумевающий наличие психологических позиций (целеполагание, определенный уровень развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, способность к рефлексии и саморегуляции).

    И.В. Гребенников, Т.Н.Доронова, О.Л.Зверева и Т.В. Кротова ведущим компонентом педагогической культуры родителей считают их педагогиче­скую подготовленность, которая помимо определенной суммы пси­холого-педагогических знаний, уме­ний и навыков родителей, выработанных в процессе практики воспитания детей, характеризуется рефлексивным отношением к себе как к педагогам. Необходимо отметить, что педагогическая рефлексия рассматривается учеными и как компонент педагогической культуры, и как компонент педагогической ком­петентности.

    Мы будем руководствоваться определением Е.П. Арнаутовой, в котором педагогическая рефлексия трактуется как умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность»[1].Рефлексивные умения включают: самоанализ, самоконтроль, саморегуля­цию и позволяют родителю осуществлять контрольно-оценочную дея­тельность, направленную на себя.

    По мнению Л. С. Колмогоровой, для развития личности своих детей, удовлетворения потребности ребёнка в выражении самостоятельности, индивидуальности, творчества и самовыражении, родителям необходимо создать благоприятные условия. Для этого важно, утверждает автор, развивать представление о себе как о реальном и идеальном родителе, формировать отношение к собственному ребёнку как к безусловной ценности, совершенствовать владение различными продуктивными стратегиями взаимодействия с ребёнком

    Все вышесказанное дает нам основание для включения педагогической рефлексии в содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей.

    Многие исследователи в структуре педагогической компетентности родителей, выделяют разные компоненты: мотивационный, личностный, гностический (когнитивный), конструктивный, организаторский, ком­муникативный, рефлексивный, эмоционально-ценностный и другие. Мы полагаем, что содержание данных компонентов целесообразно объединить в три основные группы, выделив мотивационно-личностный, гностический, коммуникативно-деятельностный компоненты.

    Интересным представляется подход А.В.Хуторского и Л.Н.Хуторской к определению составляющих компетентности, в котором особое значение отводится опытной компоненте. Авторы называют его компетентностным опытом и выделяют в отдельный структурный компонент компетентности[8].

    Для нашего исследования важно утверждение А.В. Хуторского, что именно опытная деятельность, а не знания, умения и навыки (т.е. информационная и деятельностная компоненты) понимается как основная компонента в общей модели компетентности.

    Разделяя позицию А.В.Хуторского, мы полагаем, что компетентностный опыт, подкрепленный теоретическими знаниями, будет способствовать развитию компетентности родителей. Поэтому считаем необходимым включить его в структуру компетентности.

    На основании вышесказанного выделим те компоненты, которые, на наш взгляд, наиболее полно раскрывают содержание педагогической компетентности родителей:



    • мотивационно-личностный (заинтересованность родителей в успешном результате воспитания детей, совокупность психологических позиций по отношению к ребенку и самому себе (эмпатия, педагогическая рефлексия), личный опыт воспитания);

    • гностический компонент связан со знаниевой сферой родителя, поиском, восприятием и отбором информации;

    • коммуникативно-деятельностный (коммуникативные, организаторские, практические навыки и умения);

    • компетентностный опыт (педагогические знания, умения, навыки, способности, апробированные в действии и освоенные родителями).

    Анализ исследований по изучаемой проблеме позволил нам предложить следующую структуру педагогической компетентности родителей (рис.1).

    Таким образом, педагогическую компетентность родителей в воспитании самостоятельности детей мы рассматриваем как интегративное личностное образование, выражающееся в ценностно-гуманном отношении к ребенку, представленное совокупностью взаимосвязанных компонентов (мотивационно-личностный, гностический, коммуникативно-деятельностный, компетентностный опыт), включающих систему знаний, педагогических умений, психологических позиций, личностных качеств и опыта, не­обходимых для эффективного воспитания детей в семье.

    Анализ литературы позволил обнаружить различные подходы авторов к выделению сущностных характеристик содержания обобщенной модели педагогической компетентности родителей:


    • готовность и способность принимать ре­бенка как ценность, овладевать базовыми психолого-педагогическими зна­ниями (В.В. Селина);

    • мировоззрение, ориентированное на ребенка, тактичность, спокойствие и уверенность в себе, личностная зрелость, совокупность конструктивных умений, позволяющих устанавливать педагогически целесообразные отношения с ребенком, выбирать правильный стиль и тип обращения с ним, умение родителей строить развивающую среду жизнедеятельности ребенка, стимулировать развитие социально-значимых качеств его личности в процессе совме­стной деятельности (С.С. Пиюкова);

    • умение ставить воспитательные задачи, владение эффективными приемами воспитания ребенка; умение анализировать свой опыт вос­питания детей, прогнозировать результаты применения воспитательных стратегий; умение создавать обстановку доверия, психологической безопас­ности и равноправного сотрудничества с детьми; устойчивое психоэмоциональ­ное состояние родителей и адекватная самооценка (Л.К. Адамова).

    Для определения содержания педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности анализировалась психолого-педагогическая литература по проблеме воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.

    Следует отметить, что в исследованиях подчеркивается огромная роль самостоятельности в развитии личности. Дошкольный возраст, являясь сензитивным периодом для формирования нравственно-волевых качеств личности ребенка, наиболее благоприятен для формирования основ самостоятельности (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн). Именно в этот период происходит интенсивное развитие личности, форми­рование первоначальных основ знаний и умений, становле­ние разных видов деятельности [2].

    Определяя содержание компонентов педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности, мы опирались на фундаментальные ос­новы дошкольной педагогики и психологии, теоретические основы воспитания самостоятельности у детей (общие закономерности развития ребенка и особенности его развития в разных видах деятельности; сущность самостоятельности дошкольника, особенности ее генезиса; условия оптимального развития активной самостоятельной личности и др.).

    Результаты конструирования содержания компетентности родителей в вопросах формирования самостоятельности дошкольников представлены в таблице 1.



    Таблица 1. Содержание компетентности родителей в воспитании самостоятельности ребенка дошкольного возраста


    Компоненты

    Содержание компонентов

    Гностический

    Знания о

    • самостоятельности как интегративном качестве личности;

    • разных проявлениях самостоятельности в младшем и старшем дошкольном возрасте;

    • особенностях становления самостоятельности в разных видах деятельности;

    • методах и приемах воспитания самостоятельности.

    Коммуникативно-деятельностный

    Умения:

    • развивать положительное отношение и интерес ребенка к разным видам деятельности;

    • стимулировать проявление самостоятельности ребенка в деятельности;

    • применять эффективные методы воспитания самостоятельности;

    • способствовать появлению эмоционального предвосхищения результатов детской деятельности;

    • строить взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики;

    Мотивационно-личностный

    Проявляется в

    • заинтересованности в успешном результате воспитания самостоятельности у детей;

    • осознании роли и функций самостоятельности ребенка для самореализации;

    • стремлении понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы;

    • способности родителей к эмпатии, педагогической рефлексии, самоконтролю.

    Компетентностный опыт

    Предполагает

    педагогические знания, умения, навыки воспитания самостоятельности, апробированные в действии, приобретенные через решение спонтанных или специально-организованных компетентностных задач-ситуаций, и освоенные родителем.



    Таким образом, содержание каждого из компонентов педагогической компетентности родителя в воспитании самостоятельности детей научно обосновано и опирается на теоретические основы воспитания самостоятельности у детей.

    Содержание компонентов педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей составляет основу взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, что является решающим фактором повышения педагогической компетентности родителей. Теоретический анализ литературы и личный практический опыт позволили осуществить дифференциацию форм и методов взаимодействия с семьей, адекватных целям и задачам формирования каждого из компонентов компетентности родителя.

    Процесс формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей представлен нами научно-обоснованной моделью (рис.2).


    I. ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

    Цель:

    Формирование педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей

    Компоненты компетентности:

    Мотивационно-

    личностный

    Гностический

    Коммуникативно-деятельностный

    Компетентностный опыт

    Задачи:

    Повышение заинтересованности родителя в воспитания самостоятельности у ребенка; развитие эмпатии, педагогической рефлексии, самоконтроля

    Повышение уровня психолого-педагогических знаний основ воспитания самостоятельности ребенка в семье

    Овладение средствами, методами и приемами воспитания самостоятельности ребенка

    Закрепление приобретенных педагогических знаний, умений, навыков в практике семейного воспитания



    II. ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

    • Разработка содержания мероприятий, методических и практических материалов, адекватных индивидуальным особенностям участников образовательных отношений, образовательным потребностям родителей и уровню их педагогической компетентности в воспитании самостоятельности у детей

    Формы:

    Тренинги;

    деловые игры;

    открытый показ детской деятельности;

    «площадка успешности»;

    опосредованные формы (интервью и видео-беседы с детьми) и др.


    Консультации;

    дистанционные формы;

    «семейная шкатулка» и др.


    Тренинг коммуникативных навыков;

    мастер-класс;

    игровое моделирование;

    проектная деятельность и др.



    Самообразование;

    записная книжка «Тренинг самостоятельности».



    Методы:

    Обсуждение опыта воспитания, педагогических ситуаций; анализ мотивов детского и родительского поведения.

    Дискуссионные вопросы;

    апелляция к авторитетному мнению специалистов и др.



    Упражнения;

    метод «замена»;

    моделирование эффективных способов общения с ребенком и др.


    Игровые задания для домашнего общения;

    самотестирование;



    самонаблюдение и др.




    III. ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК

    • Проведение мониторинга процесса формирования педагогической компетенции родителей в воспитании самостоятельности детей, необходимая коррекция задач, содержания, форм и методов работы

    • Оценка результативности процесса формирования компетентности родителей (выявление динамики уровня педагогической компетентности родителей и развития самостоятельности у детей)

    Результат:

    Достижение достаточного уровня педагогической компетентности родителя, позволяющего эффективно воспитывать самостоятельность у детей



    Условия реализации модели

    • Обеспечивается повышение готовности педагогов

    • Используются дифференцированные формы и активные методы взаимодействия с родителями

    • Осуществляется информационно-методическое сопровождение процесса формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей


    Рис. 2.Модель формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей
    Внедрение в практику образовательных организаций данной модели формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возрастапозволит снятьпротиворечия

    • между необходимостью, потенциальной возможностью воспитания самостоятельности детей и недостаточным уровнем компетентности родителей в этом вопросе;

    • между наличием у родителей высокой заинтересованности и отсутствием компетентностного опыта в воспитании самостоятельности у ребенка;

    • между возможностью дошкольной образовательной организации стать источником формирования родительской компетентности в воспитании самостоятельности у детей и недостаточной разработанностью информационно-методического и практического аспекта данной проблемы.


    Литература

    1. Городская программа «Московская семья – компетентные родители». Составители Е.П.Арнаутова, К.Ю.Белая. – М., 2007.

    2. Буре Р.С. Современные проблемы социального становления личности дошкольника. Монография. - М., 2009.

    3. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: учебное пособие. — Минск, 1997.

    4. Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников: Монография./О.Л. Зверева. – М., 2011.

    5. Минина, А.В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста / Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2013. - № 2 (28). - С. 93-98.

    6. Минина, А.В. Компетентность современных родителей в воспитании самостоятельности у дошкольников / Дискуссия. – Январь. - 2014. - №1 (42) – С.131-137.

    7. Минина, А.В. Формирование педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста / Теория и практика общественного развития. – 2014. - № 13. – С.100-104.

    8. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. А.А.Орлова. - Тула, 2008.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Педагогическая компетентность родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста

    Скачать 154.15 Kb.