• Образовательная: формирование представления о жизни первых святых Руси Бориса и Глеба, их роль в истории России.
  • Развивающая: развивать умения правильного поведения и общения.
  • Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся

  • Скачать 166.74 Kb.


    Дата29.08.2018
    Размер166.74 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 166.74 Kb.

    «Первые святые Руси»



    Урок основ православной культуры в 6 классе (№4)
    Тема: «Первые святые Руси»


    Цель: создание условий для осознания и осмысления обучающимися нравственных понятий:, любовь к Родине, братская любовь, смирение, милосердие

    Задачи:

    1. Образовательная: формирование представления о жизни первых святых Руси Бориса и Глеба, их роль в истории России.

    2. Воспитательная: формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности (осознание отношения к учению), умение общаться, договариваться, работать в группе, паре, слушать и понимать речь других, умение демонстрировать свои знания, доводы, мысли.

    3. Развивающая: развивать умения правильного поведения и общения.


    Для проведения урока парты в классе расставлены так, чтобы можно было работать в трех группах (примерно по 7 человек)

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Примечания




    - Добрый день, ребята! И он действительно добрый. И вообще каждый день не только добрый, но и радостный. Попробую вам это доказать. Вы уже не первый год изучаете основы православной культуры и успели заметить, что в православии много праздников, почти каждый день. Вот, например, сегодня 22 сентября, день святых праведных Иоакима и Анны. А кто помнит, что это за святые? (родители Богородицы). А какое одно из главных событий Православная Церковь отмечала вчера 21 сентября? (Рождество Пресвятой Богородицы).
    -Верно. Родилась имена Та, которой суждено стать Матерью Самого Бога, которая подарила радость всему миру, через Которую пришло в мир спасение для каждого человека. И эта радость постоянна, вечна, потому каждый день радостный и добрый.

    - И то, что то действительно так, я увидела в ваших рисунках, которые вы нарисовали дома по теме «святая Русь».

    -Может кто-то прокомментирует свой рисунок? (1-2 человека комментируют свои рисунки)





    Введение в тему, постановка проблемы

    Демонстрация картины М. Нестерова «Святая Русь»

    А русский художник конца 19 начала 20 века Михаил Васильевич Нестерова вот как видит «Святау Русь», написанная им в 1905 году. Посмотрите на нее внимательно и ответьте на вопросы:


    - Кого вы видите на картине?
    - Где происходит встреча людей со Христом и святыми?

    -Зачем и почему они к Нему пришли?


    -Что необычного изобразил художник?
    - Как вы думаете, почему Нестеров написал картину именно так , что он хотел сказать?

    - Все верно. Поэтому и получила название картина «Святая Русь». Но у нее есть еще и второй вариант названия «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы». Именно эти Евангельские строки выражают смысл того пути, который прошел наш народ, прежде ем христианство стало основной верой русского народа и произошло это, как вам известно только в 10 веке. Христиане считают, что Бог, принимая всех приходящих к Нему людей, Сам определял и наилучшие пути, и подходящие времена спасения.

    - Почему наша страна называется святой – Святая Русь?


    Смотрят на картину и отвечают на вопросы учителя
    Предполагаемые ответы:

    -Иисус Христос, святые: Николай Чудотворец, Сергий Радонежский, Георгий Победоносец, странники, монахи, дети.


    - На Руси.
    - У каждого свои беды и они пришли за помощью.
    - Христос во время своей земной жизни никогда не был на нашей земле, да и Руси еще не было. Николай Чудотворец – тоже никогда не был в России, он родился в Италии. Все святые на иконе жили в разное время
    - Что на Руси любят этих святых, считают своими и верят в помощь Христа.

    -Потому что наша страна богата святыми, которые ее проставили.








    Формирование новых знаний

    - Да, святых у нас действительно очень много. Как вы считаете, с чего нам следует начать на сегодняшнем уроке?

    - Именно так и звучит тема нашего урока: Первые

    святые Руси.

    Прежде чем мы узнаем их имена и познакомимся с их подвигами, я

    предлагаю вам вспомнить материалы прошлых уроков и восстановить цепочку первых русских князей, расставив их имена в хронологическом порядке.

    Нам предстоит сегодня узнать новые слова и имена. Я предлагаю трем человекам из предложенных букв составить слова.


    -Используя данные слова. Можно ли назвать имя (имена) святых, их чин земной и чин святости?

    - так сколько все же их и как их звали? Найдите ответ в учебнике на стр. 20

    -Тогда, при чем здесь Роман и Давид?
    Откройте учебник на стр.22 и прочитайте, найдите ответ на вопрос:
    -Кто они приходились друг другу и какое отношение они имеют к первым русским князьям?

    -Помимо что они были благоверными князьями, Православная Церковь чтит их как страстотерпцев. Давайте разберемся с этим словом.

    -Найдите на стр 24, кто такие страстотерпцы?

    и подвигом.


    -Кто хочет собрать это слово на доске?

    - Кто был первыми святыми на Руси?

    - Какой подвиг они совершили?

    - Какой пример можно нам взять с них сегодня?


    Один обучающийся с комментарием работает у доски с интерактивным приложением «Первые русские князья»


    одновременно:

    Три обучающийся из букв на доске собирают слова (самостоятельно)

    -Их двое (трое, четверо): Борис и Глеб (Роман и Давид, и т.п.), они князья, благоверные
    Находят: Борис и Глеб
    Ответ зачитывают со слайда на экране (в крещении Роман и Давид)


    - Читают: «Борис и Глеб были младшими сыновьями великого князя Владимира».

    Читают на стр. 24: «Страстотерпцы – это христиане, которые приняли страдания и смерть ради исполнения Заповедей Божиих»

    Желающий обучающийся собирает слово




    Ссылка для интерактивного приложения «Первые русские князья» http://learningapps.org/display?v
    =pnuyoa76101

    Работа в паре. Буквы на магнитах. Разобрать буквы по цветам и составить 7 слов: князь, благоверный, Борис, Глеб, Роман, Давид

    На доске появляется слово из карточек «Страстотерпцы»


    Исследовательская работа в группах

    - Именно Борис и Глеб первыми прославлены как святые Русской Православной Церковью.
    Давайте подробнее познакомимся с их жизнью Предлагаю вам посмотреть небольшой фильм о жизни святых князей. Используя информацию из фильма, а также текст учебника на стр. 22-24 и дополнительный материал для каждой группы, который лежит на ваших партах каждая из трех групп должна по предлагаемому найти факты о которых вы не узнали из просмотренного фильма.

    Перед работой к группе, напомню вам, чтобы работа была эффективнее, распределите, кто с каким источником работает, и кто будет отвечать за группу.


    - Что же мы видим? Через много сотен лет снова повторяется история братоубийства. Давайте сравним их и попробуем найти общее. ФИ выполнил задание, попросим его прокомментировать



    Добавить: от своих соотечественников или кровных родственников

    Смотрят фильм «Святые благоверные князья Борис и Глеб»

    Работают в группах над проблемами.

    1 группа: Почему Князь Борис прославлен как страстотерпец?

    2 группа: почему князь Глеб проставлен как страстотерпец?

    3 группа: Почему князь Святополк назван окаянным?



    Для 3 группы: Индивидуальное задание для ИФ. (работа с интерактивной моделью «Братоубийство»

    Отвечают по группам


    Один обучающийся самостоятельно работает с интерактивным упражнением «Братоубийство»
    Индивидуальный ответ обучающегося по интерактивному упражнению.

    Фильм «Святые благоверные князья Борис и Глеб» 3 минуты

    На парты по группам раздать дополнительный материал. (Приложение №1) Для 3 группы Стихотворение М. Белика «Борис и Глеб»




    Примерно по 2 минуты на группу.

    Интерактивное упражнение «Братоубийство» http://learningapps.org/
    display?v=psbe1c7j201





    -Почему зависть считается одним из главных пороков человека? 10 заповедь предупреждает: «Не завидуй…». Давайте попробуем в этом разобраться.

    В Азии живет очковая змея - ехидна. Когда она рождается, то прогрызает живот своей родительницы и уползает, а мать умирает. Так и зависть пожирает душу, которая пускает в себя.

    Закончите предложения:
    1)Завистливый человек, желая погубить другого, губит…

    2) Завистливый человек кому больше вредит себе или кому завидует?

    3) Завидуя, получим ли мы то, чему завидуем?

    4) Зависть способна человека только….

    Я буду называть последствия зависти для человека, а вы должны подтвердить это их жизни Бориса и Глеба.

    1)Зависть завидует, что родители тебя любят


    2) Зависть зовет гнев.


    3) Через гнев приходит гордыня. «Я хороший, меня просто не понимают»

    4) Но все это ложь и клевета: родители всегда любят своих детей
    5) Зависть убивает в сердце любовь к родителям, такой человек не может полюбить никого и никогда: в сердце его нет любви, любить нечем.

    … самого себя


    … себе.
    … нет


    … мучить

    -Святополк завидовал Борису, что отец его больше любит и сделал его правителем в Киеве.


    - Святополк считал, кто его отец не любит и поступил с ним не правильно
    - Святополк был уверен в своей правоте и пылал ненавистью к своим братьям и отцу.
    -Князь Владимир любил всей своих детей.

    -Святополк не любил никого, кроме себя, считал что он поступает правильно, убивая своих братьев.


    -Пятая: «Чти отца своего и матерь…»

    Чтение наизусть притчи в стихах «Братская любовь»



    Формирование нравственных понятий

    6) Какая же еще заповедь, кроме заповеди «не завидуй», была нарушена братом Святополком?

    7) ФИ прочитает притчу-стихотворение Натальи Багдановой «Братская любовь». После просушивания ответьте на вопросы: чему могли бы позавидовать братья? Почему этого не произошло?

    Такие качества как зависть и властолюбие заставили способствовали братоубийству. А какие какую христианскую добродетель проявили святые князья, не захотев славы мира? Разгадайте ребус.

    Если ме




    Коцыло Артем читает притчу

    Разгадывают ребус:




    С море (2 букву заменяем на и)- мире – один (наоборот, нидо, минус две последние буквы – ни) е





    Приложение №2 «Притча Братская любовь»

    На доске – магнитная карточка «Смирение»



    Физкультминутка

    Под музыку Моцарта встают со своих мест и выполняют упражнения по словам учителя:
    Наш урок начался о разговоре о радости. Улыбнитесь друг другу. Возьмитесь в группе за руки, образую круг, голову назад, закройте глаза.

    Примите исходное положение

    Поднимите руки вверх, опустите.

    Руки на поясе и приподнимитесь на носочках как можно выше.

    Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и садитесь


    Звучит музыка Моцарта «Душа»

    Примечание: по мнению психологов музыка Моцарта укрепляем психику детей.

    Жизнь (или как принято говорить, житие) русских святых показывают, как глубоко на Руси Евангельские Заповеди вошли в жизнь христиан. Житие Бориса и Глеба обращает наше внимание к одному их Евангельских эпизодов. Он помогает понять подвиг святых страстотерпцев, подражающих в кротости и смирению самому Христу. Что же это за событие. Посмотрите на картину М. Нестерова и назовите его.

    Что же за событие из уже Нового Завета здесь произошло? Что делал Христос?

    -О чем просил?
    -Кто и как предаст Христа?

    -К на предательство отреагировали те кто был со Христом?

    -Как к этому отнесся Христос?
    Объясните эти слова Христа.

    Как связана эта история с Борисом и Глебом?

    Всем: На стр. 27 прочитать отрывок «Княжич Глеб» В. Вадимова и ответить на вопросы после текста
    Одновременно рабата в паре за компьютером: Вставить пропущенные слова в тексте



    Смотрят на картину М. Нестерова «Моление о Чаше» и называют Евангельский сюжет «В Гефсиманском саду»
    Отвечают: «Последняя ночь перед казнью Христа»

    Молился.

    Читают в учебнике: «Отче мой…» стр 25

    Его ученик Иуда, поцелуем

    Читают: «И вот один из бывших…»
    Читают: «Возврати меч твой…»
    Не надо отвечать злом на зло, зло к тебе и же вернется
    Борис и Глеб в своем подвиге подражали самому Христу.
    1 ученик читает вслух
    Отвечают на вопросы после стихотворения стр 28

    Проверка текста через слайд


    Приложение №4 «Вставить слова»

    Посмотрите на доску. Перед вами «Распятие» Дионисия. Посмотрите на экран. Перед вами «Распятие» М. Нестерова. Будучи на Кресте, Христос сказал «Отче» Прости их, не ведают что творят». Каким словам князя Бориса можно сопоставить слова Спасителя? Найдите в учебнике стр. 23.

    Находят и читают « Умираю не от врагов, а от брата. Господи, не поставь ему этого во грех….»






    В начале урока мы поставили ряд вопросов, на которые должны были получить ответы.

    - Кто был первыми святыми на Руси?

    - Какой подвиг они совершили?

    - Какой пример можно нам взять с них сегодня?

    На первые два мы нашли ответы. А как бы вы ответили на последний вопрос?

    Ответы обучающихся.






    Предлагаю блиц-опрос из шести вопросов. Нужно выбрать только один верный ответ.

    Один желающий отвечает на вопросы.

    Вопросы в презентации

    Рефлексия

    Главная жизненная мудрость.

    (постарайтесь выразить основную мысль сегодняшнего урока тремя фразами. Причем главную фразу поставьте на первое место)



    Дети высказываются вслух. Например: Первые русские святые. Братская любовь. Умение прощать. И т.п.




    Я думаю что слова из Евангелия, которые вы видите на слайде по праву могут стать словами, которые обобщать все то, о чем вы сейчас сказали «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» Евангелие от Матфея, глава 10, стих 28.







     На парте у каждого ребёнка лежат три цветочка разных цветов. Учитель объясняет детям:

    - ЖЕЛТЫЙ цветочек вы дарите самому активному и сообразительному вежливому в уроке (кому хочется сказать сегодня спасибо); КРАСНЫЙ – самому находчивому, ФИОЛЕТОВЫЙ – самому скромному, с вашей точки зрения.

       

    - Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?


    Дети встают со своих мест, находясь в группе, встают в круг, дарят цветочки и отвечают на вопросы учителя.


    Расходятся по своим местам






    Домашнее задание

    Тема 2. (стр.20- стр.29)+ творческие задания на выбор обучающихся:

    1) Монастыри, храмы России, посвященные Борису и Глебу

    2) Народные приметы в день памяти Бориса и Глеба.

    3) стр. 27 выучить отрывок «Княжич Глеб» или любой другой, найденный самостоятельно.



    Слушают, записывают в дневники







    Всем спасибо за урок, до свидания.










    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «Первые святые Руси»

    Скачать 166.74 Kb.