• Второй экскурсовод
  • Третий экскурсовод
  • Кочерга
  • Четвертый экскурсовод

  • Скачать 148.24 Kb.


    Дата19.05.2018
    Размер148.24 Kb.

    Скачать 148.24 Kb.

    Первый экскурсовод: Нашу экскурсию начнем с исследования слова



    К нам гости пришли, дорогие пришли;

    Мы не зря квас варили, каравай пекли;

    Отведайте гости дорогие наши хлеб, соль!

    Первый экскурсовод:

    Нашу экскурсию начнем с исследования слова «изба».: «Изба (избенка, изобка, шенка, истопка) – русское крестьянское жилище, обычно рубленое из бревен разной конструкции. Русская печь в крестьянской избе имела форму куба. Верхняя часть печи плоская, удобная для лежания. В состав избы, кроме 1-2 жилых помещений, входили сени (прихожую около 2 м шириной). Иногда, впрочем, сени значительно расширяли и устраивали в них хлев для скота. Использовали сени и по-другому. В обширных, опрятных сенях держали имущество, мастерили что-нибудь в непогоду, а летом могли, например, уложить там, спать госте. Еще - клеть с подклетом- не отапливаемые пристройки. Клеть служила летней спальней, круглогодичной кладовой, а зимой -  своеобразным "холодильником".

    В избе различали красный угол, где находилась божница( подарок Прокофьевой А д.Блажи) и стол – напротив входа по диагонали от печи, бабий угол или кут – напротив печи, мужской угол или коник – у входа. И закут – за печью. К печи около входа пристраивался голбец, из которого шел лаз в пол. Над входом и боковой стеной настилали полати. По стенам шли лавки, вделанные в стены полки. Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу.

    Всё лучшее, что мы есть в природе


    И всюду где мы не найдем,
    Как в русском повелось народе,
    Мы красным искони зовём.
    Есть в каждом доме красный угол,
    Почётный праздничный, для тех,
    Кто честь имеет быть нам другом ,
    С кем делим горе и успех!

    Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол. В красном углу совершались ежедневные  моления, с которых начиналось любое важное дело. Он является самым почетным местом в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название "красный" означает "красивый", "хороший", "светлый". Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы. Повсеместно у русских был распространен обычай при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причем под красный угол клали более крупную монету. Сравнительно небольшое пространство избы, около 20 – 25 кв. м, было организовано таким образом, что в нём с большим или меньшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член знал своё место в общем пространстве. Мужчины обычно работали, отдыхали днём на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днём на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодёжь – под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в тёплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное – на лавке под полатями или на помосте около печи. Каждый член семьи знал своё место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын – по левую, третий – рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз  заведённый порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человека, их нарушившего, могли строго наказать. Второе жилое помещение называлось горницей, она отделялась дощатым посудником». Крестьяне владели навыками плотничного дела, но строительство изб передоверялось специалистам-плотникам из бродячих артелей. Вновь построенная изба освещалась, и совершался обряд новоселья.




    Второй экскурсовод

    Для праздничного убранства избы использовалось полотенце - рушник -полотнище белой ткани домашнего или реже фабричного производства, отделанное вышивкой, тканым цветным узором, лентами, полосами цветного ситца, кружевом, блестками, позументом, тесьмой, бахромой. (подарено Бурмистровой А, ШрубО, Алексеевой Н) Оно украшалось, как правило, на концах в трех полосках. Они олицетворяли детство, зрелость и старость. Полотнище полотенца орнаментовалось редко. Характер и количество украшений, расположение их, цвет, материал - это все определялось местной традицией, а также назначением полотенца. Белый цвет в вышивке олицетворял женское начало, связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе.Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.Вышитые символы-геометрический орнамент, ромбы, свастика, фигура богини Макошь-говорят что полотенце предназначалось для обрядов осеннего сбора урожая. У нас есть такие полотенца, а еще полотенца с растительным орнаментом. На стенде представлены виды орнаментов, встречающихся в русской народной культуре. Полотенце было важным атрибутом свадебного, родинного, погребально-поминального ритуалов. Когда рождался ребенок, его заворачивали в полотенце. Полотенце вывешивались на стены, иконы к большим праздникам, таким как Пасха, Рождество Христово, Троица. Кроме того, полотенца вывешивались во время свадеб, на крестинном обеде, в день трапезы по случаю возвращения с воинской службы сына или приезда долгожданной родни. Полотенца развешивали на стенах, составляющих красный угол избы, и в самом красном углу. Их надевали на деревянные гвозди - "крюки", "спички", вбитые в стены. По обычаю, полотенца являлись необходимой частью девичьего приданого. Их было принято демонстрировать родственникам мужа на второй день свадебного пира. Молодуха развешивала полотенца в избе поверх полотенец свекрови, чтобы все могли полюбоваться на ее работу. Количество полотенец, качество полотна, мастерство вышивки - все это позволяло оценить трудолюбие, аккуратность, вкус молодой женщины. Полотенце – блинник – закрывали хлеб, молоко. Полотенце было от 2 до 4 метров.

    Полотенце – подорожник – выдавались на дорогу, к свадебному поезду.

    Полотенце – маленькое - использовалось в свадебном наряде как носовой платок, цветок вышивался в углу.

    Полотенце - бельевое, без рисунка, предназначалось для бани.

    Полотенце – рушник – рукомойник всегда висел рядом с умывальником. Только это полотенце часто менялось в хозяйстве.

    Интересна судьба рубелей из коллекции нашего музея . Их у нас 7 и собраны они во время экспедиции по деревням Зарецкой волости в 2005 году. Этот предмет домашнего обихода использовался для глажения, «катания» изделий из ткани. Он представлял собой плоский деревянный брусок с ребристой рабочей поверхностью. Ткань, накатанная на круглую палку-скалку, с помощью рубеля каталась по столу, что требовало значительных усилий, и глажение было тяжелой хозяйственной работой.

    На смену ему пришел «утюг» -железная или чугунная остроносая плашка с ручкой, накаляемая для глажения.

    Влез на столик из под лавки

    Осмотрелся на подставки

    Гибким хвостиком вильнул

    Складки со штанов слизнул

    Верхняя часть угольного утюга поднимается, в полость утюга закладываются угли. В боковых стенках были отверстия для улучшения тяги.В 18-м веке утюги в России изготавливались в основном на Демидовских заводах.. Цельнолитной утюг выпускался в России до середины 60-х гг 20 века.
    Третий экскурсовод

    Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака, зерна. (ПОКАЗЫВАЕТ).Предметами первой необходимости в крестьянской семье можно назвать ухват и чугуны. ( экспедиция д. Блажи, Кашино).Ухват можно было искать возле печи. Предмет так назван по его функции: буквально то, с помощью чего ухватывают, берут. А вот чугуны (крестьянский бытовой сосуд, повторяющий форму глиняного горшка) стояли в каждой русской печи. Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. При помощи хлебной лопаты ( экспедиция 2006 год , д. Дедовцы) в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда.

    Есть в нашем музее несколько старинных крынок (кринок). Крынка(д. Беляи. Она представляет собой глиняный поливной сосуд емкостью 2-3 литра с высокой узкой горловиной, раструбом для хранения кваса, молока и пр. На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был горшок - утварь для приготовления пищи в виде глиняного сосуда с широким открытым верхом. В крестьянском доме было около десятка и более горшков разных размеров. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если он давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов. Было известно, что вода и молоко долго останутся холодными в керамических крынках. При еде использовали деревянные ложки. Крестьянские дети приговаривали:

    «Мышка, мышка, вылей воду на дубовую колоду,

    Вымой чашки - для Наташки,

    Вымой ложки - для Сережки,

    Вымой кружки - для Андрюшки».

    Еще один предмет. Для заготовки впрок солений, квашений, мочений, кваса, воды, для хранения муки, крупы использовались кадки. Как правило, кадки были бондарной работы, т.е. делались из деревянных дощечек - клепок, стянутых обручами. они делались в форме усеченного конуса или цилиндра. они могли иметь три ножки, являвшиеся продолжением клепок.



    Лукошком ( Васильева П -дар музею 2007 год) называлась открытая цилиндрическая емкость из луба, дно плоское, из деревянных досочек или коры. Делалось с ручкой-ложкой или без нее. Размеры лукошка определялись назначением и назывались соответственно: "набирка","мостинка","ягодница", "грибница", и т.п. Если лукошко предназначалось для хранения сыпучих продуктов, то закрывалось надевающейся сверху плоской крышкой.

    А сейчас, дорогие гости, я загадаю Вам загадку:
    «Стоит толстячок

    Подбочинивши бочек,

    Шипит и кипит,

    Всем чай пить велит».

    Правильно! Это русский красавец - самовар. В коллекции нашего музея имеется медный самовар. ( дар музею Щураковой Т) Название «самовар» исконно русское по происхождению. Образовано сложением двух основ – сам и –вар. (от «варить» в значении «кипятить»).

    Наличие самовара в крестьянской семье говорило о зажиточности. Самоваром гордились, выставляли его напоказ. При продаже имущества, за неуплату податей, в первую очередь продавали самовар. Время появления самоваров неизвестно, но в 18 веке ими уже пользовались на Урале. Наиболее известны Тульские самовары. Изготавливались самовары ручным способом из меди, латуни или томпака, иногда из серебра.




    Четвертый экскурсовод

    Познакомимся теперь поподробнее с некоторыми предметами, которые употреблялись в быту наших предков. В центре экспозиции русская прялки.(подаренные музею Ивановым В, Кущеной А, Цветковым И, Никифоровой И д. Нифаки) В нашем музее имеется прялка (самопрялка). Прялка – это хозяйственная утварь, служившая для прядения ниток из пеньки, льна или шерсти.





    В прялке различались лопасть – широкая плоская верхняя часть, доска для привязывания кудели, ножка и донце, узкое, длинное и плоское, которым прялка ставилась на лавку и на которое садилась пряха, прижимая прялку тяжестью своего тела. Пряха, вытягивая из пучка вычесанной кудели несколько волокон, пальцами одной руки скручивала их, а другой окончательно ссучивала, наматывая нить на вращающееся веретено. Прялка с ножным приводом, в котором нить равномерно наматывалась на бобину благодаря вращающейся вилке с зубцами; однако более дорогая самопрялка не смогла окончательно вытеснить прялку, особенно в деревне. Прялки обильно украшались резьбой и росписью, богато украшенные прялки служили украшением избы, женихи дарили их своим невестам, и они передавались от матери к дочери. Девушки сидя за прялкой напевали:

    Я пряду, пряду кудель,

    Я качаю колыбель.

    Прялка, прялка, не гуди,

    Мою Свету не буди

    Ты тянись, тянись мой лен

    Ты сойди на Свету сон



    Также мне хотелось бы обратить ваше внимание на традиционную крестьянскую обувь - детские лапти и лапти для взрослых. Лапти – обувь простого народа известная еще со времен язычества. ( Бельков Алексей - выпускник школы 2009 год) Для ее изготовления весной или в начале лета драли лыко. Для плетения лаптей использовали кору липы, вяза, ивы. По числу полос лыка различали лапти пятерики, шестерики, семерики. После изготовления лапти опускали в горячую воду, где они приобретали свой желтоватый цвет. Хороший лапотник на заказ мог изготовить две-три пары лаптей за день. Надевали лапоть на специальный кусок ткани – онуч, который обматывали вокруг ноги и подвязывали оборами – веревками из лыка или шерсти. Зимой для крестьянина лаптей хватало на десять дней; летом, в страду – на четыре. В связи с этим была поговорка: «В дорогу идти – пятеры лапти сплести». Лапти носились во всех обстоятельствах и в любую погоду, потому что они были крайне дешевы, хотя и недолговечны.

    В центре музейной комнаты находится сундук кованый. ( подарок музею Сергеевой Ю 2008 год) Сундук (скрыня) – популярнейший в России, особенно среди простого народа, вид мебели в виде ящика с крышкой, иногда на низеньких ножках. Часто оковывался железом с узорами на нем, расписывался красками, имел навесной или внутренний замок, кованые ручки по бокам. Крышки изнутри нередко оклеивались яркими картинками, лубками, в них могли быть вделаны зеркальца, так что раскрытый сундук позволял и одеваться перед ним. Наш сундук украшают полотенца и вязанные вещи , сплетенные Тимофеевой Лидии Федоровны учительницы д. Зимари. Есть в нашей коллекции и настоящий дорожная сумка 30-х годов 20 века.




    Пятый экскурсовод

    Я хочу познакомить вас с русскими игрушками. Это прежде всего матрешки. Матрешка остается символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Мы – веселые матрешки.

    Ладушки, ладушки!

    На ногах у нас сапожки.

    Ладушки, ладушки!

    В сарафанах наших пестрых.

    Ладушки, ладушки!

    Мы похожи, словно сестры.

    Ладушки, ладушки!

    Завязали мы платочки.

    Ладушки, ладушки!

    Раскраснелись наши щечки.

    Ладушки, ладушки!

    О других мне рассказала бабушка. «Раньше все игрушки мы называли бабушки, бабушечки. Если просишь чего-нибудь у родителей, они говорили: «Да иди играй бабушечками своими». Игрушек в магазинах не было, да и денег у родителей тоже не было. Мячики, например, делали из свиного мочевого пузыря. Его хорошо мыли и сушили. Ну, а девочки, конечно, играли в куколки. Делали из больших платков прямоугольник. Сгибали так, чтобы все рубцы были в серединке. Скатывали валик и перевязывали ниточкой, но можно и без ниточки. А чтобы головка у куклы больше выделялась, делали с одной стороны потолще. Надевали платочек. Вот тебе кукла и готова! Мне папа бывало привёз куклу, настоящую, но я всё время такими тряпичными играла.



    Здесь представлены орудия труда, применяемые для различных хозяйственных целей.

    Ботало - вешалось на шею домашним животным в качестве колокольчика. К домашним животным относились с любовью и лаской.

    «Уж как я ль мою коровушку люблю!

    Уж как я ль то ей крапивушки нажну.

    Кушай вволюшку, коровушка моя!

    Ешь ты досыта буренушка моя!»

    Украшением «Русской избы» является коромысло( из д. Носово) – приспособление для ношения ведер. Плоский, дугообразный изогнутый деревянный брусок с крючками на концах, лежавший на плечах; за крючки цеплялись дужки ведер, корзин.

    «— Красна девица,

    Сходи за водицей!

    - Волка боюся, медведя страшуся.

    - Волк на работе,

    Медведь на заботе».

    Еще одним интереснейшим экспонатом нашего музея является ручная медогонка конца XIX века, подаренная нам Клеменковой Н из д. Нифаки. Медогонка , машина центробежного действия для откачивания мёда из сотов. Изобретена в 1865 чешским пчеловодом-конструктором Грушкой (до этого мёд извлекали прессованием сотов). Она состоят из наружного бака, внутреннего барабана — ротора, в который вставляют соты (рамки) с мёдом, и привода. Мёд при вращении ротора выбрызгивается под действием центробежной силы и по стенкам бака стекает на его дно, откуда через кран вытекает наружу. Различают хордиальные М. (рамки устанавливаются по хорде, то есть боком к стенке бака), радиальные (рамки располагаются по радиусам) и комбинированные медогонки. По легенде Грушка вырезал полный мёда незапечатанный сот и положил его в корзину. После этого осматривал улей дальше, а корзину попросил своего ребёнка отнести домой. Однако тот с заданием затянул и весь сот облепили пчёлы. Чтоб прогнать пчёл ребёнок начал кружить корзину вокруг себя держа в руке. Франтишек придя домой вдруг увидел, что точно бывший полным сот с одной стороны стал пустым. Долгие размышления над этим фактом помогли ему придумать первую в истории  медогонку . На стенде представлена история медогонки. Я покажу вам как она работала.



    Шестой экскурсовод
    Еще мы собираем материал о традициях, праздниках, фольклоре нашего края. Материалы об этом оформлены в альбомах. Нам удалось познакомиться с интересной книгой «Сказки и легенды пушкинских мест» Записаны на местах наблюдения и исследования Члена -крресподента

    АН СССР В.И.Чернышова записи 1927-1929. Эта книга храниться в фондах научно-культурного центра музея «Михайловское» С одной из них я вас познакомлю.....



    Закончить нашу экскурсию мы хотим игрой- песней ансамбля «Святогоринка».

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Первый экскурсовод: Нашу экскурсию начнем с исследования слова

    Скачать 148.24 Kb.