• 2. Правовые основы инвестиционной деятельности в Республике Хакасия
  • Законы Республики Хакасия
  • Постановления Правительства Республики Хакасия
  • Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия
  • Постановления Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия
  • 3. Основные приоритеты и направления инвестиционной политики в Республике Хакасия
  • - Стимулирование развития территорий, образующих Абакано-Черногорскую агломерацию.
  • - Формирование и развитие кластеров (территориально-производственных, туристско-рекреационных, автотуристских).
  • - Реализация индустриальных парковых проектов.
  • - Комплексное инвестиционное планирование развития муниципальных образований.
  • - Институты регионального развития.
  • - Проекты инвестиционного развития Республики Хакасия.
  • 4. Государственная поддержка инвестиционных проектов, реализуемых в республике
  • 5. Основные макроэкономические показатели Республики Хакасия
  • Всего 176 92551,4 87
  • Проекты производственной сферы
  • Инфраструктурные проекты
  • Проекты социально-экономической сферы



  • Дата27.08.2018
    Размер0.68 Mb.
    ТипДоклад

    Первое, о чём хочу сказать, это инвестиционный климат



    Доклад Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия В.М. Зимина об инвестиционном климате в Республике Хакасия и её инвестиционной политике за 2014 год.

    1. Введение
    Основной целью инвестиционной политики Республики Хакасия на долгосрочную перспективу с учетом основных задач, определенных Президентом России, является создание благоприятного климата, способствующего привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды региона.

    Задачами инвестиционной политики республики являются:

    1. Совершенствование нормативной правовой базы Республики Хакасия, способствующей обеспечению прав, разделению рисков инвесторов и созданию условий для развития государственно-частного партнерства и инвестиционных площадок с готовой инфраструктурой для размещения новых производственных объектов.

    2. Формирование позитивного инвестиционного имиджа Республики Хакасия.

    3. Развитие партнерских отношений с институциональными инвесторами.

    4. Снижение инфраструктурных ограничений в республике с использованием инструментов государственно-частного партнерства.

    В республике реализуется План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Республике Хакасия, представляющий собой свод ключевых объектов инфраструктуры, строительство и реконструкция, которых зафиксированы в действующих планах и программах Российской Федерации, Республики Хакасия, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов.

    Общий объем бюджетных инвестиций, осуществленных в объекты государственной собственности Республики Хакасия в 2014 году за счет средств республиканского бюджета и привлеченных в Республику средств из федерального бюджета в соответствии с законом о республиканском бюджете Республики Хакасия на 2014 год составил 1175,5 млн. рублей.


    2. Правовые основы инвестиционной деятельности в Республике Хакасия
    В Хакасии продолжает совершенствоваться законодательное обеспечение инвестиционной деятельности, созданы институты развития региона и поддержки инвесторов, разработаны инструменты оказания государственной поддержки.

    На территории Республики Хакасия действуют следующие основные нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную сферу и направленные на поддержку инвестиционной деятельности, улучшение инвестиционного климата в Республике Хакасия.



    Законы Республики Хакасия:

    от 02.04.2010 № 27-ЗРХ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Республики Хакасия» (с последующими изменениями); *

    от 02.04.2010 № 28-ЗРХ «О порядке предоставления государственных гарантий Республики Хакасия» (с последующими изменениями), Закон устанавливает порядок предоставления государственных гарантий Республики Хакасия;

    от 12.05.2011 № 42-ЗРХ «Об участии Республики Хакасия в государственно-частных партнерствах»;

    от 07.11.2014 № 92-ЗРХ «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности».

    * В закон внесены изменения, которые были обусловлены вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 418-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Кроме того, во исполнение поручения Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия, данного по итогам заседания Правительства Республики Хакасия от 14 января 2014 года (пункт 8 Перечня поручений от 14.01.2014 № ПР-01), была изменена формулировка пункта 5 части 1 статьи 5 Закона 27-ЗРХ, в соответствии с которой инвестор должен обеспечить уровень среднемесячной заработной платы на одного работника не ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в Республике Хакасия.


    Постановления Правительства Республики Хакасия:

    от 24.12.2008 № 495 «Об утверждении Перечня документов, представляемых юридическими лицами и муниципальными образованиями Республики Хакасия в целях получения государственной гарантии Республики Хакасия» (с последующими изменениями);

    от 14.04.2010 № 160 «О предоставлении государственной поддержки инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Республики Хакасия» (с последующими изменениями);

    от 14.04.2010 № 161 «О Порядке оценки инвестиционных проектов, заявленных на получение государственной поддержки инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Республики Хакасия» (с последующими изменениями);

    от 14.04.2010 № 162 «О Порядке мониторинга инвестиционных проектов, получивших государственную поддержку инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Республики Хакасия» (с последующими изменениями);

    от 27.04.2010 № 212 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам кредитных организаций, привлекаемым предприятиями реального сектора экономики для осуществления инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Республики Хакасия»;

    от 11.05.2010 № 241 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия лизингополучателям на возмещение части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Республики Хакасия» (с последующими изменениями);

    от 23.11.2010 № 597 «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Развитие инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности в Республике Хакасия (2011–2015 годы)»;

    от 10.06.2011 № 348 «Об утверждении региональной программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Республику Хакасия на 2011–2015 годы»;

    от 31.10.2014 № 558 «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Хакасия (2015 - 2020 годы)» и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Хакасия;

    от 26.07.2011 № 467 «О Координационном совете по государственно-частному партнерству при Правительстве Республики Хакасия»;

    от 08.11.2011 № 743 «Об утверждении Положения об Инвестиционном фонде Республики Хакасия»;

    от 28.02.2012 № 107 «О разработке проектов государственно-частного партнерства в Республике Хакасия»;

    от 19.11.2012 № 781 «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе 2013–2020 годы»;

    04.04.2014 № 157 «Об утверждении Порядка предоставления государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия в 2014 году в виде грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам»;

    от 13.11.2013 № 610 «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2014-2016 годы)»;

    от 02.12.2013 № 671 «О некоторых вопросах в сфере осуществления оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности»;

    от 11.03.2014 № 97 «Об организации разработки комплексных инвестиционных планов муниципальных образований Республики Хакасия»;

    от 30.06.2014 № 296 «О распределении субсидий бюджетам муниципальных образований на создание и (или) развитие промышленных (индустриальных) парков на территории монопрофильных муниципальных образований Республики Хакасия на 2014 год».
    Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия:

    от 21.05.2013 № 37-п «Об утверждении Концепции развития Абакано-Черногорской агломерации на период до 2020 года»;

    от 24.12.2013 № 127-п «Об утверждении Инвестиционной стратегии Республики Хакасия на период до 2020 года»;

    от 03.06.2014 № 47-п «О создании некоммерческой организации «Фонд развития Республики Хакасия»;

    от 26.09.2014 № 97-п «Об утверждении Плана подготовки документов стратегического планирования Республики Хакасия».
    Постановления Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия:

    от 28.05.2012 № 22-ПП «О создании Совета развития Республики Хакасия» (с последующими изменениями);

    от 19.06.2013 № 34-ПП «Об Инвестиционной декларации Республики Хакасия».
    В рамках реализация положений Регионального инвестиционного стандарта в 2014 году разработаны документы:

    План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры за 2014 год, в разрезе муниципальных образований (утвержден протоколом заседания президиума Совета по экономическому развитию Республики Хакасия от 07.11.2014 № 10).

    Постановлением Главы Республики Хакасия – председателя Правительства Республики Хакасия от 30.01.2015 № 09-ПП утвержден План мониторинга реализации Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике Хакасия на 2014-2018 годы.

    Протоколом президиума Совета развития Республик Хакасия от 07.11.2014 № 10 утвержден План мероприятий («дорожная карта») по реализации проекта развития Абакано-Черногоркой агломерации до 2020 года и на перспективу до 2030 года

    В целях приведения документов долгосрочного стратегического планирования в соответствии с федеральным и республиканским законодательством, постановлением Правительства Республики Хакасия от 03.06.2014 № 254 были внесены изменения в действующую Стратегию социально-экономического развития Республики Хакасия (далее Стратегия).

    Распоряжением Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия от 29.10.2014 № 163-рп была утверждена рабочая группа для участия в реализации проекта «Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации».


    3. Основные приоритеты и направления инвестиционной политики в Республике Хакасия
    Приоритеты инвестиционного развития Республики Хакасия сосредоточены в следующих направлениях:
    - Стимулирование развития территорий, образующих Абакано-Черногорскую агломерацию.

    В республике реализуется межмуниципальный проект «Развитие Абакано-Черногорской агломерации на период до 2020 года», направленный на выгодное позиционирование республики относительно крупных сибирских городов в целях обеспечения высоких темпов социально-экономического развития и привлечения инвестиций.

    Разработана и утверждена постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 21.05.2013 № 37-п Концепция развития Абакано-Черногорской агломерации на период до 2020 года.

    Для обеспечения комплексного подхода к реализации основных направлений концепции были внесены изменения в документы стратегического и территориального планирования, подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между Правительством Республики Хакасия и муниципальными образованиями, входящими в агломерацию (от 29.03.2013 № 14-д).

    В мае 2014 года проект одобрен Межведомственной рабочей группой по социально-экономическому развитию городских агломераций Министерства регионального развития Российской Федерации и признан пилотным проектом по апробации и совершенствованию механизмов управления развитием городских агломераций в Российской Федерации (приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.09.2014 № 263).

    Протоколом президиума Совета развития Республики Хакасия от 07.11.2014 № 10 утвержден План мероприятий («дорожная карта») по реализации проекта развития Абакано-Черногоркой агломерации до 2020 года и на перспективу до 2030 года.

    Данный План мероприятий по реализации проекта развития Абакано-Черногорской агломерации предполагает подготовку предложений по обоснованию включения населенных пунктов Красноярского края и Республики Хакасия в состав Абакано-Черногорско-Минусинской агломерации, в том числе города Минусинска, части Минусинского, Шушенского и Курагинского районов Красноярского края, а также населенных пунктов Республики Хакасия, попадающих в зону ближней и дальней транспортной доступности – Саяногорск, части территорий Бейского, Алтайского и Усть-Абаканского районов.
    - Формирование и развитие кластеров (территориально-производственных, туристско-рекреационных, автотуристских).

    Исходя из конкурентных преимуществ, оценки потенциала базовых отраслей экономики региона, проблем экономического и социального развития, а также проводимой политики регионального развития в рамках реализации комплексного межмуниципального проекта «Развитие Абакано-Черногорской агломерации», выделены для формирования и развития следующие кластеры:



    • строительно-индустриальный;

    • агропромышленный;

    • топливно-энергетический;

    • машиностроительный;

    • транспортно-логистический.

    Специализация создаваемых кластеров определена, исходя из анализа баланса производства и потребления продукции основных отраслей промышленности. Поэтому в качестве основных приоритетных кластеров перспективного развития выбраны строительно-индустриальный и агропромышленный. Именно на продукцию данных отраслей в республике существует платежеспособный спрос. Остальные кластеры определены как поддерживающие.

    С целью развития сферы туризма в Республике Хакасия проработан вопрос создания туристско-рекреационного и автотуристского кластеров с привлечением федерального субсидирования в рамках программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»:

    - автотуристский кластер «Сердце Хакасии»;

    - автотуристский кластер «Боградский»;

    - туристско-рекреационный кластер «Ивановские озера»;

    - туристский кластер «Стержень Хакасии»;

    - туристский кластер «Ширинский»;

    - туристский кластер «Центральный».


    - Реализация индустриальных парковых проектов.

    Одним из инструментов стимулирования производственной деятельности, рационального использования научно-промышленного потенциала, земельных, природных и трудовых ресурсов региона является создание сети индустриальных парков.

    На сегодняшний день создание индустриальных парков – это оптимальный способ привлечения в регион инвестиций. Инвестору предлагают не просто промышленную площадку, а площадку, изначально ориентированную на развитие определённого производства.

    В настоящее время на территории Республики Хакасия для размещения новых производственных объектов создаются три индустриальных парка (промышленный парк «Черногорский», агропромышленный парк «Алтайский», Аскизский индустриальный парк).



    Проект «Создание и развитие промышленного парка «Черногорский» реализуется в рамках развития строительно-индустриального кластера Абакано-Черногорской агломерации.

    Стоимость проекта – 3278,7 млн рублей, срок реализации - 2012-2022 годы, количество создаваемых рабочих мест – 972. Профинансировано по проекту на 31.12.2014 – 717 млн рублей (с учетом средств резидента ООО «ЖБК-1 Хакасия»).

    На реализацию проекта выделено 25,3 млн рублей (федеральный бюджет), 3,8 млн рублей (республиканский бюджет), 0,194 млн рублей (местный бюджет), на 2015 год планируется из бюджетов всех уровней: 15,351 млн рублей, 3,803 млн рублей и 0,194 млн рублей соответственно.

    Проект находится в стадии реализации с высокой степенью готовности. Земельные участки сформированы, площадка разделена на 13 участков площадью от 1,3 га до 6,3 га, к границам каждого участка проведена инженерная инфраструктура (электросети, водоснабжение и водоотведение). К парку проложена асфальтированная 2-х полосная автодорога.

    Завершено строительство следующей инфраструктуры: линии электроснабжения, водоотведения, водоснабжения, асфальтовой дороги. Определена управляющая компания, в функции которой входит предоставление услуг резидентам парка. Заключены соглашения о сотрудничестве при реализации инвестиционных проектов с 5 якорными резидентами.

    Действующим резидентом является ООО «ЖБК-1 Хакасия» с проектом «Реконструкция производственных мощностей и организация нового производства элементов крупнопанельного домостроения». Срок реализации – 2012-2018 годы. Объем инвестиций 1070 млн рублей.



    Проект «Создание и развитие агропромышленного парка «Алтайский» реализуется в рамках развития агропромышленного кластера Абакано-Черногорской агломерации.

    Стоимость проекта – 971,6 млн рублей, срок реализации - 2013-2020 годы, количество создаваемых рабочих мест – 370 (с учетом проекта «Баранина Хакасии»).

    Проект находится в начальной стадии – разработана Концепция создания и развития агропромышленного парка «Алтайский», в разработке проектно-сметная документация инфраструктуры парка (в 2014 году выделено 4,0 млн рублей из республиканского бюджета Республики Хакасия). Площадь парка 109 га с развитой инженерной и транспортной инфраструктурой для размещения до 20 малых и средних производственных предприятий. Участки выделены и поставлены на кадастровый учет. Парк имеет преимущества: близость к административному центру региона и развитые транспортные развязки (отсюда облегченный выход на другие регионы).

    В настоящее время оформляются документы по предоставлению земельных участков в аренду. Резидентами парка разрабатывается проектно-сметная документация.

    Одним из основных резидентов агропромышленного парка выступает ООО «Баранина Хакасии» с инвестиционным проектом по организации производственного комплекса по переработке баранины. Проект имеет особую значимость, так как направлен на развитие овцеводства в Республике Хакасия с помощью внедрения современных производственных стандартов в овцеводстве, которые включают в себя описание всех требований к стадиям производства продукта (выращивание, транспортировка, забой, стандарт разделки «Баранина Хакасии», переработка, упаковка, хранение, реализация продукции). Проект предполагает формирование регионального бренда с продвижением на российский уровень. Объем инвестиций в проект составит 436,8 млн рублей. Запуск производственного комплекса планируется на сентябрь 2015 года.

    Проект «Создание и развитие Аскизского индустриального парка» реализуется в рамках развития территории Аскизского района.

    Проект находится в начальной стадии – разработка концепции парка. Объем инвестиций – 903,63 млн рублей. Срок реализации проекта 2014-2020 годы. Особенность парка: наличие железнодорожного тупика в зоне «Промышленная» (расстояние до тупика 0,3 км.).

    Индустриальный парк состоит из двух обособленных территорий (зона «Промышленная» и зона «Развитие») с развитой инженерной и транспортной инфраструктурой для размещения до 20 малых и средних производственных предприятий общей площадью 59 га, находящейся в собственности Аскизского района.

    В 2014 году проведены межевые работы, регистрация права собственности за счет муниципального бюджета, на 2015 год запланирована разработка проектно-сметной документации (100 тыс. рублей).

    Действующим резидентом парка является ИП Миндибекова Л.В. с проектом «Организация производственного комплекса по переработке мясной продукции в Аскизском районе», в рамках проекта осуществлено строительство цеха по убою скота, запуск – 2015 год.

    В зоне «Промышленная» предполагается создание производства по обогащению горной руды, мобильной фабрики по обогащению угля, асфальтового завода, мини-завода по производству ЖБИ, стояночных и ремонтных боксов для грузовой и специальной техники, строительство кирпичного завода, цеха по деревообработке.

    В зоне «Развитие» предполагается переработка сельскохозяйственной продукции (организация производственного комплекса по переработке мясной продукции, цеха по производству талгана, строительство завода по переработке молока до 1000 литров в сутки, цеха по переработке шерсти и шкур овец и КРС, цеха по производству комбикормов и отрубей, цеха по производству хлеба и хлебобулочных изделий, овощехранилища, СТО для легковых автомобилей).
    - Комплексное инвестиционное планирование развития муниципальных образований.

    В 2014 году муниципальными образованиями Республики Хакасия совместно с исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия разработаны комплексные инвестиционные планы муниципальных образований (постановление Правительства Республики Хакасия от 11.03.2014 № 97 «Об организации разработки комплексных инвестиционных планов муниципальных образований Республики Хакасия»).

    Комплексный инвестиционный план муниципального образования – это взаимоувязанный и обоснованный документ по комплексному развитию территории муниципального образования, в том числе по развитию необходимой инфраструктуры, обеспечивающей снижение ограничений для экономического роста региона, формируемый с учетом документов стратегического и территориального планирования Российской Федерации, Республики Хакасия, приоритетов развития муниципального образования.

    Комплексные инвестиционные планы развития муниципальных образований Республики Хакасия ( далее – КИП) включили в себя:

    План создания объектов инфраструктуры;

    Перечень инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории муниципального образования;

    Перечень инвестиционных предложений;

    Перечень инвестиционных площадок муниципального образования;

    Целевые показатели КИП;

    Сводная информация по финансированию программ и проектов КИП.

    По предварительной оценке потребность в финансировании инвестиционных проектов (объектов инфраструктуры) Комплексных инвестиционных планов муниципальных образований Республики Хакасия составит:

    - в инвестиционные проекты 157 878 млн рублей;

    - в инвестиционные предложения 23 639 млн рублей;

    - в объекты инфраструктуры 27 698,07 млн рублей, из них:

    в объекты ЖКХ 6 993,61 млн рублей;

    в объекты транспортной инфраструктуры 4 923,6 млн рублей;

    в объекты энергетической инфраструктуры .1 339,19 млн рублей;

    в объекты социальной инфраструктуры 14 441,67 млн рублей;

    Количество планируемых к реализации инвестиционных проектов – 148 ед.

    Количество инвестиционных предложений, возможных к реализации в качестве инвестиционных проектов – 92 ед.

    Информация по инвестиционным проектам, предложениям, площадкам, отраженным в Комплексных инвестиционных планах муниципальных образований Республики Хакасия, представлена в приложении 1.
    - Институты регионального развития.

    Региональные институты развития являются инструментом реализации инвестиционной политики в регионе, нацелены на привлечение и поддержку инвесторов.

    В Республике Хакасия созданы и осуществляют деятельность следующие региональные институты развития: ГКУ РХ «Республиканский центр поддержки предпринимательства»; НО «Гарантийный фонд Республики Хакасия»; НО «Фонд «Молодежный центр стратегических инициатив и проектов» (далее – Фонд), НО «Фонд развития Республики Хакасия».

    Фонд развития Хакасии Республики Хакасия является специализированной организацией в Республике Хакасия для обеспечения решения задач по концентрации ресурсов, направляемых на реализацию комплексных инвестиционных проектов (включая реализацию межмуниципальных инвестиционных проектов) из всех источников финансирования, участие в формировании условий по привлечению инвестиций и реализации комплексных инвестиционных проектов, в том числе проектов, реализуемых на условиях государственно-частного партнерства.


    - Проекты инвестиционного развития Республики Хакасия.

    Крупные инвестиционные проекты Республики Хакасия включены в Программу «Социально-экономическое развитие Республики Хакасия на 2011–2016 годы», утвержденную Законом Республики Хакасия от 29.12.2011 № 143-ЗРХ.

    Протоколом от 12.01.2015 № 1 Совета развития Республики Хакасия при Главе Республики Хакасия – Председателе Правительства Республики Хакасия утвержден перечень приоритетных инвестиционных проектов для социально-экономического развития Республики Хакасия.

    С учетом инвестиционных проектов и предложений, представленных исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия и отраженных в комплексных инвестиционных планах муниципальных образований, перечень инвестиционных проектов, направленных на стимулирование развития отраслей экономики, представлен в приложении 2.


    4. Государственная поддержка инвестиционных проектов, реализуемых в республике
    На территории Республики Хакасия действует Закон Республики Хакасия от 02.04.2010 № 27-ЗРХ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Республики Хакасия», на основании которого инвестор, реализующий инвестиционный проект на территории Республики Хакасия, вправе претендовать на получение государственной поддержки в соответствии с установленными формами. Формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, установленные законом:

    1) предоставление бюджетных инвестиций инвесторам, не являющимся государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями, за счёт средств республиканского бюджета Республики Хакасия;

    2) предоставление субсидий инвесторам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, в том числе на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам;

    3) предоставление государственных гарантий Республики Хакасия;

    4) предоставление налоговых льгот инвесторам;

    5) предоставление инвестиционных налоговых кредитов;

    6) предоставление инвесторам в аренду объектов государственной собственности Республики Хакасия на льготных условиях.

    Анализ обращений инвесторов показывает, что наиболее востребованными видами поддержки являются налоговые льготы и предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.

    В целях реализации государственной политики, направленной на создание благоприятных условий для обеспечения устойчивого роста экономики Республики Хакасия, Правительством Республики Хакасия утверждена государственная программа Республики Хакасия «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2014 - 2016 годы)», в составе которой реализуется подпрограмма «Формирование благоприятной инвестиционной среды в Республике Хакасия в 2014 - 2016 годах». В течение 2014 года в рамках подпрограммы осуществлялось финансирование субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам кредитных организаций, привлекаемым предприятиями реального сектора экономики для осуществления инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Республики Хакасия.

    Всего в течение 2014 года в соответствии с вышеназванным законом осуществлялась государственная поддержка пяти инвестиционных проектов в области электроэнергетики, добычи полезных ископаемых, строительной индустрии. Общая стоимость проектов составляет 62 384,8 млн рублей (с НДС).

    За 2014 год объем государственной поддержки, предоставленной предприятиям-инвесторам (заключившим договоры о государственной поддержке инвестиционной деятельности) составил (по видам):

    - льгота по налогу на имущество – 103,2 млн рублей (по данным инвесторов);

    - льгота по налогу на прибыль организаций – 38,1 млн рублей (по данным инвесторов);

    - субсидии на возмещение части затрат по кредитам – 0,6 млн рублей.

    Также был сокращен перечень документов, представляемых в уполномоченный орган инвестором, претендующим на получение государственной поддержки инвестиционной деятельности.

    Все вышеперечисленные мероприятия направлены на стимулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, улучшение инвестиционного климата и обеспечение стабильных условий деятельности инвесторов на территории Республики Хакасия.

    Также, Правительством Республики Хакасия в 2014 году продолжена реализация адресной инвестиционной программы, предусматривающей строительство и реконструкцию объектов капитального строительства государственной собственности Республики Хакасия.

    В рамках реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Хакасия в 2014 году осуществлены следующие мероприятия:

    1. Продолжено строительство крупных объектов капитального строительства республиканской собственности Республики Хакасия:

    1.1. Лечебный корпус № 2 ГБУЗ РХ «РКБ имени Г.Я. Ремишевской» сметной стоимостью 3 338,6 млн рублей.

    1.2. Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова сметной стоимостью 1 516,7 млн рублей.

    1.3. Региональный центр спортивной подготовки в рп. Вершина-Тёи в Аскизском районе сметной стоимостью 1 124,8 млн рублей.

    2. Начато строительство и реконструкция важнейших объектов здравоохранения:

    2.1. Перинатальный центр на 150 коек в г. Абакане.

    Сметная стоимость объекта составляет 3 538,7 млн рублей.

    2.2. Здание для размещения магнитно-резонансного томографа с теплым переходом по ул. Чертыгашева, 57а.

    Сметная стоимость объекта 18,2 млн рублей.

    2.3. Реконструкция здания лечебного корпуса (размещение на 1 этаже регионального сосудистого центра) ГБУЗ РХ «Республиканская клиническая больница имени Г.Я. Ремишевской».

    Сметная стоимость объекта 20,5 млн рублей.

    3. Продолжены работы по реконструкции участков автомобильной дороги Абакан – Саяногорск, а так же реконструкции автомобильных дорог в Орджоникидзевском, Усть-Абаканском, Аскизском и Таштыпском районах республики.


    5. Основные макроэкономические показатели Республики Хакасия
    Объем валового регионального продукта (далее - ВРП) на душу населения за 2014 год составил 279,9 тыс. рублей, увеличившись к предыдущему года на 18,4%.

    Рисунок 1. Структура ВРП Республики Хакасия в 2014 году
    Что касается отраслевого фокуса, то ведущая роль в формировании структуры ВРП Республики Хакасия принадлежит промышленному производству, где сформировано порядка 34% ВРП, а именно:

    - добыча полезных ископаемых (10,9%);

    - производство и распределение электроэнергии, газа и воды (9,2%);

    - обрабатывающие производства (14,0%).

    Анализ структуры ВРП и показателей промышленного производства показывает ведущие (перспективные) отрасли промышленности Республики Хакасия, которые влияют на инвестиционное развитие региона, цветная металлургия и топливная промышленность.

    С точки зрения структуры инвестиций в основной капитал (данные по крупным и средним организациям) основная доля инвестиционных вложений приходится на производство и распределение электроэнергии газа и воды (50,6%). Это связано, прежде всего, с реализацией крупных инвестиционных проектов, направленных на модернизацию градообразующих предприятий отрасли.


    Рисунок 2. Структура инвестиций в основной капитал на 01.01.2015 по крупным и средним организациям


    Инвестиции в основной капитал за счёт всех источников финансирования в 2014 году составили 36311,792 млн рублей (индекс физического объема 113,0% к уровню 2013 года) и возросли на 13%, что в абсолютном выражении составляет 4195,9 млн рублей.

    Увеличение инвестиций на 13% по отношению к 2013 году связано со строительством нового энергоблока филиалом «Абаканская ТЭЦ» ОАО «Енисейская ТГК» (ТГК 13), обогатительных фабрик на угольных предприятиях ОАО «СУЭК», комплексным развитием добывающих мощностей ООО «Восточно-Бейский разрез».

    В структуре видов экономической деятельности большая доля инвестиций в основной капитал в январе – декабре 2014 года приходилась на: «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (50,6%), «Транспорт и связь» (11,1%), «Добыча полезных ископаемых» (9,5%), «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» (7,8%) и «Обрабатывающие производства» (6,9%).

    Расчет отношения объема инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту произведен из оценочных данных социально-экономических показателей и составляет 23,8%, при этом в экономике наблюдается падение объемов промышленного производства относительно аналогичного периода прошлого года на 6,6%. Спад объёмов промышленного производства за отчетный период связан, прежде всего, с уменьшением объёмов добычи полезных ископаемых на 6,4%, сокращением производства обрабатывающих отраслей (99,3%) по всем основным видам экономической деятельности, за исключением - металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - 113,2% (девальвация рубля и рост экспорта алюминия). Спад наблюдается в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды на 13%, за счет снижения объемов выработки электроэнергии на введенных в эксплуатацию гидроагрегатах  Саяно-Шушенской ГЭС -  87,2%.

    Экономика Республики Хакасия отличается высокой долей базовых отраслей экономики, включающих промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговлю и транспорт.

    Промышленное производство как ведущий сектор экономики республики формирует порядка 34% валового регионального продукта. Основной вклад в обеспечение промышленного производства вносят крупные и средние предприятия, на долю которых приходится 96% всего объема производства.

    В 2014 году промышленными предприятиями реализовано товаров, выполнено работ и услуг собственными силами на общую сумму 131,1 млрд рублей. Структура промышленности республики в течение многих лет остается стабильной, основную долю в которой занимают предприятия обрабатывающей сферы деятельности (около 53%).

    Темпы роста промышленного производства по сравнению с 2013 годом снизились (93,4%) вследствие изменения рыночной конъюнктуры в сторону увеличения стоимости сырья и материалов, что привело к росту цен на выпускаемый конечный товар и снижению потребительского спроса.

    Горнодобывающими предприятиями в 2014 году добыто более 15 млн тонн угля, что на 11,4% больше, чем в 2013 году. Значительно выросло производство молибденовых концентратов и ферромолибдена на 18,9% и 13,5% соответственно, обогащение железной руды – на 4,6%, что обусловлено модернизацией производства горнодобывающих предприятий и возросшего потребительского спроса.

    В обрабатывающей промышленности объемы производства увеличили местные предприятия, специализирующиеся на изготовлении изделий из дерева (на 11,1%), электронного и оптического оборудования (на 1,4%). Положительную динамику демонстрировал металлургический комплекс, производство которого за год выросло на 13,2%, в том числе изготовление стали – на 1,1%, алюминия первичного – на 16,3%, фольги алюминиевой – на 12,3%, что объясняется ростом эффективности производства и положительными изменениями мировых цен.

    В 2014 году существенно выросла выработка тепловой энергии (на 55,2% по отношению к прошлому году) в результате ввода в эксплуатацию нового энергоблока Абаканской ТЭЦ. По причине маловодья Саяно-Шушенского водохранилища выработка электроэнергии гидроэлектростанциями снизилась на 18,1% к уровню 2013 года.

    В целом за 2014 год в республике произведено 22426,4 ГигаВт.ч электроэнергии, что составляет 85,6% к 2013 году, теплоэнергии – 3998,9 тыс. Гкал (90,2%).

    В Хакасии создаются условия для развития эффективного, конкурентоспособного индустриального сельского хозяйства, обеспечивающего высокое качество жизни сельских жителей, насыщение внутреннего рынка жизненно необходимыми, качественными и доступными для населения продуктами питания.

    Увеличение объемов сельскохозяйственной продукции достигается в основном за счет развития животноводства, на которое приходится порядка 70% всего агропромышленного комплекса. При этом с каждым годом возрастает роль фермерских хозяйств и хозяйств населения. В 2014 году удельный вес данных категорий хозяйств в общем объеме производства скота и птицы вырос до 80,6%, молока – до 81,2%.

    В личных подсобных и фермерских хозяйствах стабильно увеличивается поголовье крупного рогатого скота (2014 год к 2013 году – 102% и 103% соответственно), овец и коз (104% и 117,3%).

    В сфере растениеводства в 2014 году по сравнению с 2013 годом отмечен рост валового сбора зерна в весе после доработки на 24,8%, картофеля – на 10,1%, овощей – на 0,8%, урожайность увеличилась на 20,5%, 12,8% и 6,4% соответственно.

    В целом за год в регионе произведено сельскохозяйственной продукции на сумму 12014,7 млн рублей, что выше уровня 2013 года на 2,3%.

    Строительная отрасль играет особую роль в реализации стратегических задач развития республики, выполняет важнейшие социально-экономические функции, обеспечивая качество жизни населения.

    Объем работ и услуг по виду деятельности «Строительство» в 2014 году выполнен на 13339,6 млн рублей (92,8% к 2013 году).

    Организациями всех форм собственности и индивидуальными застройщиками за отчетный период введено в действие 261,4 тыс.кв.м общей площади жилья (129% к прошлому году), в том числе в сельской местности – 61,7 тыс.кв.м (146,6%). На долю жилья, построенного населением за счет собственных и заменых средств, приходится 60,9% (в 2013 году – 39,7%). По темпам роста ввода жилья в эксплуатацию Хакасия заняла лидирующую позицию среди регионов СФО, а среди регионов России – 17 место.

    На фоне высокого уровня инфляции, сложившейся в 2014 году, ситуация на потребительском рынке республики характеризовалась снижением темпов роста розничной торговли и объема платных услуг населению.

    Предприятиями торговли за 2014 год реализовано товаров на общую сумму 64080,5 млн рублей, что на 2% меньше 2013 года. Сокращение оборота розничной торговли объяснялось уменьшением объема продаж индивидуальных предпринимателей на 9,6%, т.к. данный сегмент занимает порядка 54% в общем формировании товарооборота.

    Схожая ситуация отмечалась на рынке платных услуг. В течение 2014 года населению оказано платных услуг на общую сумму 15456,2 млн рублей, что составляет к уровню 2013 года 99,9%.

    Приложение 1


    Информация по инвестиционным проектам, предложениям, площадкам, отраженным в Комплексных инвестиционных планах муниципальных образований Республики Хакасия

    № п/п

    Наименование муниципального образования

    Инвестиционные проекты

    Инвестиционные предложения

    Инвестиционные площадки

    количество, ед

    планируемый объем инвестиционных вложений, млн рублей

    количество проектов высокой степени реализации, ед.

    количество, ед

    планируемый объем инвестиционных вложений, млн рублей

    всего

    промышленно-производственного типа

    агропромышленного типа

    туристско-рекреационного типа

    прочие

    1

    г. Абакан

    51

    12160,2

    48

    13

    20628,1

    24

    18

    0

    2

    4

    2

    г. Абаза

    5

    84,5

    0

    5

    5421,5

    9

    4

    0

    1

    4

    3

    г. Саногорск

    7

    22084,3

    0

    2

    4200,2

    13

    4

    1

    3

    5

    4

    г. Сорск

    6

    51,2

    0

    8

    257,4

    8

    0

    1

    4

    3

    5

    г. Черногорск

    9

    15564,8

    10

    10

    1800,0

    10

    10

    0

    0

    0

    6

    Алтайский район

    12

    22227,2

    4

    6

    31,5

    11

    4

    3

    3

    1

    7

    Аскизский район

    15

    720,0

    2

    6

    1105,0

    13

    6

    3

    2

    2

    8

    Бейский район

    3

    27,4

    0

    18

    156,5

    13

    1

    3

    4

    5

    9

    Боградский район

    7

    110,0

    1

    2

    42,9

    7

    0

    0

    5

    2

    10

    Орджоникидзевский район

    7

    339,0

    0

    3

    350,1

    4

    0

    0

    4

    0

    11

    Таштыпский район

    22

    492,9

    8

    10

    5493,9

    10

    1

    4

    5

    0

    12

    Усть-Абаканский район

    23

    12103,6

    12

    12

    6412,3

    7

    4

    1

    0

    2

    13

    Ширинский район

    9

    6586,3

    2

    10

    177,0

    9

    1

    3

    3

    2

     

    Всего

    176

    92551,4

    87

    105

    46076,4

    138

    53

    19

    36

    30

    Приложение 2
    Приоритетные для социально-экономического развития Республики Хакасия инвестиционные проекты

    № п/п

    Наименование инвестиционного проекта

    Территория реализации проекта (муниципальное образование, организация)

    Срок реализации проекта

    Объем инвестиций, млн рублей

    Краткое описание проекта

     

    Парковые проекты

    1

    Создание и развитие промышленного парка "Черногорский"

    Муниципальное образование город Черногорск, Администрация города Черногорска

    2012-2022

    3278,7

    Создание промышленной площадки, оснащенной коммунальной и транспортной инфраструктурой для размещения промышленных предприятий субъектов малого и среднего бизнеса

    2

    Создание и развитие индустриального парка "Аскизский"

    Муниципальное образование Аскизский район, д. Луговая и п.Аскиз, Администрация Аскизского района

    2014-2020

    903,0

    Создание инфраструктуры, обеспечивающей развитие производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, пищевого сырья и продовольствия на территории Алтайского района.

    3

    Создание и развитие агропромышленного парка "Алтайский"

    Муниципальное образование Алтайский район, с. Белый Яр, Администрация Алтайского района

    2013-2020

    971,6

    Создание и развитие специализированных зон в целях создания предприятий промышленного и сельскохозяйственного производства, а также объектов инфраструктуры.


     

    Проекты производственной сферы

    4

    «Организация производственного комплекса по переработке мясной продукции «Баранина Хакасии»

    Муниципальное образование Алтайский район, ООО «Баранина Хакасии»

    2014-2015

    645,0

    Организация производственного комплекса с использованием натурального, экологически чистого мясного сырья, выращенного и переработанного в соответствии со стандартами качества ISO, HACCP

    5

    "Организация предприятия по производству электролитического металлического марганца (ЭММ) с производственной мощностью 80 тыс. тонн в год"

    Муниципальное образование Ширинский район, с. Туим, Администрация Ширинского района

    2015-2019

    500 млн долларов США

    Реализация проекта направлена на снижение зависимости российской металлургической промышленности от импортного марганцевого сырья и ферросплавов

    6

    Комплексное развитие добывающих и перерабатывающих мощностей ООО «СУЭК - Хакасия»

    Муниципальное образование город Черногорск, ООО «СУЭК - Хакасия»

    2012-2016

    8599,77

    Техническое перевооружение разреза с увеличением мощности предприятия

    7

    Комплексное развитие добывающих мощностей ООО «Восточно-Бейский разрез»

    Муниципальное образование Бейский район, ООО «Восточно-Бейский разрез»

    2011-2015

    1211,0

    Модернизация и техническое перевооружение с увеличением мощности разреза

    8

    Модернизация и расширение действующего производства ООО "УК "Разрез Степной"

    Муниципальное образование город Черногорск, ООО "УК "Разрез Степной"

    2012-2021

    3478,8

    Модернизация и техническое перевооружение с увеличением мощности разреза

    9

    Увеличение добывающих мощностей и комплексное развитие станции "Новая» ОАО «Разрез Изыхский"

    Муниципальное образование Алтайский район, ОАО «Разрез Изыхский"

    2012-2016

    904,0

    Техническое перевооружение разреза с увеличением мощности предприятия.

    10

    Разработка участка № 5 Изыхского каменноугольного месторождения, ООО "Разрез Белоярский"

    Муниципальное образование Алтайский район, ООО "Разрез Белоярский"

    2012-2017

    205,0

    Организация угледобывающего предприятия на Изыхском каменноугольном месторождении

    11

    Разработка участка Аршановский I Бейского каменноугольного месторождения, ООО "Разрез Аршановский"

    Муниципальное образование Бейский район, ООО "Разрез Аршановский"

    2012-2016

    6535,0

    Организация угледобывающего предприятия на Бейском каменноугольном месторождении

    12

    Строительство угледобывающего предприятия, ООО "Компания Востсибуголь- Хакасия"

    Муниципальное образование Алтайский район, ООО "Компания Востсибуголь- Хакасия"

    2014-2020

    2823,0

    Организация угледобывающего предприятия на Бейском каменноугольном месторождении

    13

    Строительство угледобывающего предприятия, ООО "УК "Разрез Майрыхский"

    Муниципальное образование Алтайский район, ООО "УК "Разрез Майрыхский"

    2014-2034

    750,0

    Организация угледобывающего предприятия на Бейском каменноугольном месторождении

    14

    Восстановление Саяно-Шушенской ГЭС, ОАО "РусГидро"

    Муниципальное образование г. Саяногорск, п. Черемушки, ОАО "РусГидро"

    2009-2015

    40000,0

    Модернизация и техническое перевооружение с обеспечением безопасности ГЭС

    15

    Техническое перевооружение и реконструкция гидроэнергетического комплекса

    Муниципальное образование г. Саяногорск, п. Черемушки, ОАО "РусГидро"

    2010-2019

    26000,2

    Обеспечение эффективности и безопасности гидроэнергетического комплекса Саяно-Шушенской и Майнской ГЭС

    16

    Строительство
    металлургического завода

    Муниципальное образование Аскизский район, ООО «Руда Хакасии

    2016-2018

    15000,0

    Строительство комплекса предприятий в районе железнодорожной станции Аскиз.

    17

    Техническое перевооружение
    ООО «Абаканский рудник»

    Муниципальное образование г. Абаза, ООО «Руда Хакасии»

    2014-2016

    2000,0

    Модернизация и техническое перевооружение с сохранением мощности предприятия

     

    Инфраструктурные проекты

    18

    Развитие железнодорожной инфраструктуры в рамках Абакано – Черногорской агломерации, 2011-2017 годы

    Муниципальные образования г. Абакан, г. Черногорск, Алтайский район, Усть-Абаканский район, ОАО "Российские железные дороги"

    2011-2016

    4114,8

    Модернизация железнодорожной инфраструктуры с увеличением транспортной доступности региона

    19

    Реконструкция аэропортового комплекса г. Абакан

    Муниципальные образования г. Абакан, ОАО "Аэропорт Абакан"

    2012-2018

    5429,0

    Реконструкция взлетно-посадочной полосы, здания аэропорта

    20

    Строительство автомобильной дороги Абакан-Большой Ортон-Таштагол с подъездом к г. Междуреченску

    Муниципальное образование Аскизский район, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия

    2014-2020

    3344,0

    Обеспечение транспортной доступности и транзитных возможностей региона

     

    Проекты социально-экономической сферы

    21

    Центр спортивной подготовки "Вершина Тёи"

    Муниципальное образование Аскизский район, Министерство спорта Республики Хакасия

    2011-2020

    1124,8

    Создание на территории Республики Хакасия зоны спортивного и лечебно-оздоровительного туризма.

    22

    Туристско-рекреационный кластер "Ивановские озера"

    Муниципальное образование Орджоникидзевский район, с. Приисковое, Государственный комитет по туризму Республики Хакасия

    2015-2018

    1010,0

    Создание горнолыжного комплекса

    23

    Строительство комплекса зданий "АБАКАН-СИТИ"

    Муниципальное образование город Абакан, Правительство Республики Хакасия

    2012-2017

    5000,0

    Создание зон деловой активности

    24

    Комплексная жилая застройка "Ново-Образцово"

    Муниципальное образование Усть-Абаканский район, Правительство Республики Хакасия

    2012-2020

    9370,0

    Строительство современного поселка в центральной части Абакано-Черногорской агломерации.




    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Первое, о чём хочу сказать, это инвестиционный климат