• ». Journal of Communication , December 2004. P . 722 - 750.)
  • "ОНЛАЙНОВЫЕ РЕСУРСЫ И ЖУРНАЛЫ ICA ДЛЯ РКА"

  • Скачать 72.86 Kb.


    Дата12.02.2018
    Размер72.86 Kb.
    ТипРеферат

    Скачать 72.86 Kb.

    Писаревская Дина, 5 курс pr



    «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ВЫЗОВЫ НОВОГО ВЕКА»

    (реферат)
    Элизабет Джонс, Бернадетт Ватсон, Джон Гарднер
    (Elizabeth Jones, Bernadette Watson и John Gardner. «Organizational Communication: Challenges for the New Century». Journal of Communication, December 2004. P. 722-750.)
    Исследования организационной коммуникации включает в себя широкий спектр подходов, методов и теорий, как сложившихся самостоятельно, так и позаимствованных из других научных дисциплин. В обзорной статье «Organizational Communication: Challenges for the New Century» рассматриваются различные подходы к пониманию организационной коммуникации, а также выделяются дальнейшие перспективы ее развития.

    Данная работа состоит из нескольких частей. Вначале проводится сравнение различных определения понятия «коммуникация» применительно к организациям. Затем выделяют шесть «вызовов», или направлений (challenges) развития организационной коммуникации. Далее подробно рассматривается каждое из направлений, кроме того авторы дают рекомендации по теории и методологии исследований, а также отмечают растущее разнообразие типов организаций, которое следует принимать во внимание исследователям.

    Прежде всего, авторы рассматривают три определения «организационная коммуникации». Изначально этот феномен понимался как средство, с помощью которого индивидуальная активность членов организации координируется и позволяет достичь организационных целей (Gardner, Paulsen и др.). Затем последовало определение организационной коммуникации как центрального процесса в организации (Weick). Новейшее понимание коммуникации находит выражение в ее трактовке как основания для создания организации (Iedema, Wodak, 1999). Организации постоянно адаптируются к изменяющимся экономическим условиям, перестраивая свои структуры, что отражается и на процессах коммуникации: они одновременно и следуют за новыми организационными структурами, и способствуют их созданию. Многообразие типов организаций приводит к широкому пониманию коммуникации - от внутриличностной до массовой, поэтому предметное поле организационной коммуникации столь же широко, как и поле коммуникации в целом, что создает сложности для его изучения. Подходы в данной области пересматривались чаще, чем в любой другой области коммуникации. Авторы упоминают различные работы, в которых были предприняты попытки систематизировать концептуально-теоретические основания исследований в области организационной коммуникации. К примеру, в конце 1980-х гг. вышли две книги – Goldhaber & Barnett и Jablin, Putnam, Roberts & Porter. В них рассмотрены основные теории, тематика исследований, а также методы и возможности их использования. Кроме того, организационная коммуникация исследовалась в контексте теории социальной идентичности (social identity theory), истории организационной определенности/неопределенности (explicit and implicit history) и др

    Авторы статьи, проанализировав широкую выборку работ (26 публикаций за последнее десятилетие – от 1993 до 2004 г.), утверждают, что, несмотря на различия, можно выделить шесть направлений развития исследований в области организационной коммуникации, которые представлены во всех современных работах. К этим направлениям относятся: актуализация инноваций в области теории и методологии; обращенность к этическим проблемам; переход в исследованиях от микроуровня, т. е. межличностной коммуникации, на более уровни социального и макросоциального порядков; исследования новых организационных структур и технологий; изучение коммуникации в условиях организационных перемен; рассмотрение разнообразия коммуникации и ее межгрупповых аспектов. Далее авторы рассматривают каждое направление в порядке очередности их появления в литературе.



    1. Актуализация инноваций в области теории и методологии (innovate in theory and methodology). Отмечается, что следует расширять понимание организационной коммуникации за счет обращения к различным дисциплинам и теоретическим основаниям. Необходимо сохранять исследовательскую методологию, которая соединяет в себе эмпирические и теоретические (interpretive) методы. Вместо обзорных исследований надо больше обращаться к конкретным ситуациям в организациях. И никогда не стоит забывать о том, что организации состоят из различных групп.

    2. Обращенность к этическим проблемам (acknowledge the role of ethics). В течение последнего десятилетия все больше исследователей стало фокусировать внимание на этике, которую Johannesen (2001) определяет как неотъемлемую часть процесса человеческой коммуникации. Deets предложил перейти от изучения управленческой основы организационной коммуникации к анализу альтернативных целей, в частности, социальных и политических последствий организационного поведения. Это проходит в рамках развивающейся в литературе об организациях дискуссии о социальной и корпоративной ответственности компаний. Кроме того, новые этические модели коммуникации должны рассматриваться во взаимосвязи с новыми организационными структурами, базирующимися на участии работников в принятии решений и др. Также перспективным является исследование взаимоотношений культурных, социальных ценностей организации и характерных для нее этических норм, в частности попытки выяснить, как процессы коммуникации влияют на соотношение культурных и организационных практик. Тут на одно из первых мест выходит кросскультурный аспект. Кроме того, авторы обращают внимание на переход от позитивистской парадигмы в исследовании организационной коммуникации к постмодернистской, которая сомневается, возможна ли независимая деятельность отдельных индивидов. Это делает еще более актуальными вопросы этики, проблемы разнообразия культурных практик.

    3. Переход с микро- на макроуровень (move from microlevel to macrolevel issues). Межличностные отношения – наиболее исследованная область организационной коммуникации. Особенно это касается отношений между начальниками и подчиненными (subordinate relations), отмечает Wert-Gray. В конце 1980-х гг. начался переход от изучения микроуровня (межличностной коммуникации) на макроуровень (насколько коммуникация определяет структуру организации и ее внешнее окружение). И хотя по-прежнему в ряде исследований сохраняется тенденция к рассмотрению организационной коммуникации только как межличностную, авторы статьи подчеркивают, что в настоящее время была проведена значительная работа макроуровнем организационное коммуникации, и сейчас наблюдается переход к еще более высоким макроуровням (в частности, межорганизационные дискурсы и практики). Таким образом, продолжается изучение и микроуровня, и макроуровня. На микроуровне все больше внимания уделяется организационной идеологии, властным отношениям (power relations), деятельности по поддержке имиджа. И для их анализа рекомендуется на практике изучать реальные организации, а не моделировать ситуации. Однако существует и другая крайность - исследователь Gardner (2001) отмечает, что если чрезмерный акцент делается на исследование коммуникативных навыков, то из-за этого меньше внимания уделяется проблемным областям коммуникации на микроуровне. Следует изучать реальные ситуации на микроуровне, а анализ их проводить на макроуровне (a dialectic of micro-practice and macro-thinking), должна учитываться синергия организации и коммуникации. Кроме того, многие исследования содержат либо только теоретические изыскания, либо case-studies. Соединение этих двух подходов позволяет ставить новые проблемы, в частности, проследить влияние структурных и технологических изменений на организационные изменения и оптимизировать управление ими.

    4. Исследования новых организационных структур и технологий (examine new organizational structures and technologies). Взаимосвязь коммуникации и новых технологий – одна из наиболее распространенных на настоящий момент областей научных исследований. Однако теории непосредственной коммуникации (face-to-face communication) обладают ограничениями, не позволяющими в полной мере раскрыть коммуникацию, опосредованную с помощью технологических новинок. В то же время, они позволяют сделать выводы о внедрении новых технологий в деятельность организаций и структурных переменах, которые оно вызывает. Менеджмент знаний, сетевые организации, коммуникация, опосредованная компьютером или Интернетом– изучение названных областей только выиграет, если будут использоваться теории межличностной и межгрупповой коммуникации.

    5. Изучение коммуникации в условиях организационных перемен (understand the communication of organizational change). Перемены – неотъемлемый атрибут любой организации, и коммуникация – центральное звено процесса перемен, поэтому работники организации должны быть вовлечены в данный процесс. Это позволяет эффективнее управлять изменениями, как утверждают Lewis и Seibold (1998). И здесь на первый план выходит изучение коммуникации между различными группами в организации. То, о чем работники разговаривают и как они, выполняя свои профессиональные обязанности, тем самым и управляют организационными изменениями, – вот что влияет на перемены в организации.

    6. Изучение коммуникации в условиях организационных перемен; рассмотрение разнообразия коммуникации и ее межгрупповых аспектов (examine diversity and intergroup communication). Значение внутри- и межгрупповой коммуникации возросло, когда организации перешли на органические или сетевые структуры, с большей ответственностью рабочих групп и многофункциональных проектных команд (task forces and cross-functional project teams). Было проведено много исследований универсальных групповых процессов, однако природа рабочих групп может быть как гомогенной, так и гетерогенной, зависящей от культурных и профессиональных характеристик участников. И круг работ, исследующих коммуникативные процессы с точки зрения внутригрупповой перспективы в контексте организации, достаточно узок (Gardner, 2001). Кроме того, так как группы являются связующими звеньями коммуникации в организациях, важен вопрос кросс-культурной коммуникации в них, и этот вопрос является одним из наименее изученных в организационной коммуникации. Также в дальнейшей разработке нуждается проблема организационной идентичности, позволяющая лучше понимать поведение занятых в организации.

    Подводя итоги проделанной работы по обзору различных точек зрения в рамках основных направлений развития организационной коммуникации, авторы статьи утверждают следующее. Рассмотрев каждое направление, авторы предлагали свои варианты видения перспективы исследований. Прежде всего, следует расширить теоретические и методологические основания исследований, в частности, внимательно изучать контекст, а также применять теорию и методологию ко всем уровням исследования (multilevel research in context). Кроме того, при изучении внутригрупповой динамики авторы рекомендуют учитывать мнение и поведение всех выгополучателей организации (stakeholders) и обратить внимание на людей, имеющих право принимать решения в данной организации, на их коммуникативную компетентность. Это позволяет понять, какие факторы влияют на развитие организации, на формирование новых типов организаций, например виртуальной организации. В завершение статьи авторы замечают, что не только теории и методы предшественников влияют на взгляды исследователей организационной коммуникации, но и актуальная методологическая культура. И чтобы не упустить новые проблемы и направления, которые могут возникнуть, важно это осознавать.
    Реферат подготовила: Дина Писаревская, Российский государственный гуманитарный университет
    Материал опубликован в рамках совместного проекта Российской коммуникативной ассоциации (РКА) и Международной коммуникативной ассоциации (ICA) "ОНЛАЙНОВЫЕ РЕСУРСЫ И ЖУРНАЛЫ ICA ДЛЯ РКА". Подробнее о проекте: http://russcomm.ru/rca_projects/ica/

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Писаревская Дина, 5 курс pr

    Скачать 72.86 Kb.