• Албания и кыпчакские племена
  • Хпчахаванк



  • страница1/24
    Дата15.05.2017
    Размер3.59 Mb.

    Письменное наследие Кавказских албан том 1


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

    Бахтияр Тунджай

    общий вид монастыря

    Письменное наследие Кавказских албан
    ТОМ 1
    (На правах рукописи)

    БАКУ 2012
    Кавказская Албания и Азербайджан
    Территории современной Азербайджанской Республики, а также нынешней Армении, значительной части Грузии и Дагестана в античных источниках значится как Албания. По утверждению этих же источников, название «Албания» произошло от названия населявшего эти территории народа - албан. Впервые наименование «Албания» встречается у Страбона (l в. до н. э.- l в.н.э). К той же традиции восходит и «Альвания» древнерусской летописи Xl в «Повесть временных лет» (М.- Л., 1950, стр. 205) и «Албания» в древнескандинавских сагах Xlll – XlV вв. (Мельников С.1986: 53).

    В современной топономике Грузии отражено форма «Алвания». Так, «Кахетинская Тушетия состоит из так называемой Алвании, которая простирается до Кахетинского Алазана. Алванское поле в Кахетии одна из плодородных местностей в западной части Кахетии» (Дорн. 1875: 336). В той же Грузии зафиксировано село Албани. Г. Гейбуллаев, исходя из грузинских источников, где везде вместо названия «Албания» фигурирует название «Рани», верно сделал вывод, что топонимы Албани и Алвания восходят к первоначальным жителям этих пунктов, т.е. к албанам (Гейбуллаев. 1991: 66). Село «Алпан» в Кубинском районе Азербайджана тоже восходит к этнониму албан.

    В «древнеармянских» источниках (имеются в виду источники, написанные армянским шрифтом, на среднеперсидском, т.е на татском языке) то же самое название отражено в форме «Агван», или же «Агуан», так как в персидском языке вплоть до Xl в. не было звука «л» и буквы для обозначения этого звука. Сами же эти источники связывали это название именем царя Албании Араном, который являлся благочестивым, а благочестие в албанском языке звучало как «агу», якобы отсюда и пошло название страны (Azəbaycan tarixi. 1995: 176).

    Древним персам, парфянам, сирийцам, византийцам и арабам не было известно название «Албания». Вместо этого имени они употребляли Аран, или Арран. Так называлась обширная область Азербайджана, население которой составляли в основном албаны, народ кыпчакского происхождения, и тюрки – огузы (туркмены).

    По мнению Г. Гейбуллаева, как и две тысячи лет тому назад, до сих пор среди азербайджанцев Кура - Араксинская низменность называется «аран» в значении «низменность», «местность с жарким климатом», «место зимовки». После образования Албанского государства слово «аран» стало именем собственным, и как названия царства было принято древними персами и от них перешло к парфянам, византийцам, сирийцам и арабам (Гейбуллаев. 1991: 58-59). Ю.Б. Юсифов тоже считал, что слово «Аран» сначало было названием равнины к югу от Куры, но потом стало обозначать страну (Юсифов Ю.Б. 1961:26). Существует и другое мнение о происхождении названия «Аран», которое связывает это название именем царя Албании Араном (ll в. до н.э.), основоположника царской династии Аранидов, или Араншахов (Azərbaycan Tarixi. 1995: 176-177).

    Генеалогическую легенду о происхождении царской династии Албании — Арраншахов (как называли себя албанские цари, от Аран — имя царя Албании и шах — царь, то есть царь Албании) рассказывает албанский историк Моисей Каганкатуйский. По словам Каганкатуйского, Аран был назначен править этой областью Парфянской империи парфянским наместником Валаршаком. Этот Аран, согласно легенде, был потомком Иафета - сына Ноя (Кн. 1, гл. 1). К.В. Тревер считает, что «первые цари Албании несомненно являлись представителями местной албанской знати из числа наиболее выдвинувшихся племенных вождей. Об этом говорят и их тюркские имена, такие как Ороз – Уруз, Зобер, Аран - Еран и т.д. (Гейбуллаев 1991: 75).

    То, что названиями «Арран» (или Аран) и «Албания» разные источники называли одну и ту же область, не вызывает никакого сомнения. Так, например, в победной надписи персидского царя Шапура l высеченной в местности «Кабейи-Зардушт» (262 г.), на трех языках в перечислении подвластных ему стран упоминается в греческом тексте как «Албания», а в парфянском как «Арран» (Ашурбейли С.Б. 1981: 17-20). Известный албанский (азербайджанский) историк и богослов Мхитар Гош в своей «Албанской хронике» (Католикосы и события Албанской страны в XII веке), тоже называет Албанию Арраном (Tuncay. 2010: 145-156). Вернее, у него эти имена употребляются параллельно:

    «И в первосвященство в стране нашей Албанской владыки Стефана, в сей стране Арранской, в области, которая именуется по матери городов Гянджа...» (Орбели 1968: Т.1,213).

    Благодаря арабским источникам сегодня в точности известны исторические (средневековые) границы Азербайджана, его областей, в том числе и области Арран или Албания, как его называли в древности греки. В этих источниках содержится обширная информация о городах и других географических пунктах данной страны и области. Например, автор X в. Ибн Хаукаль, переработавший и дополнивший по просьбе ал-Истахри его труд в число городов Аррана помимо таких азербайджанских городов как Шемахи, Шеки, Барда, Гянджа, Баку и др. включил также Баб-аль-Абваб, т.е. Дербент и Тифлис (Ал-Истахри. 1901:17). Он же в своем труде «Китаб-ал-Масалик в-ал-Мамалик» (Книга путей и царств), описывая Азербайджан, его границы, а также сообщая историко-географические сведения о столицах и других городах, писал:



    «Я помешаю карту Азербайджана, изображая на ней горы, дороги, пресные реки, как Аракс и Кура, до изображения озер Хилат и Кабузан.» (Ибн Хаукаль. 1908: 92).

    Ибн Хаукаль в числе городов Азербайджана перечислил и такие города Аррана как Мугань и Байлакан (Ибн Хаукаль. 1908: 93). Он же в своей карте, изображавшей Каспийское море (Бахр ал-Хазар) всю прибрежную территорию начиная от Дербента до Гилана называет Азербайджаном (Ибн Хаукаль. 1908: 111). Ал-Мукаддаси (946-1000 гг.) в книге «Китаб-ахсан ат-тагасим фи-марифат ал-агалим» (Самая лучшая книга по разделению климатов) тоже упомянул Мугань в числе городов Азербайджана (Ал - Мукаддаси. 1908: 12). Как писал ал-Йакуби, основной город Аррана Барда также находился в Азербайджане (Ал-Йакуби. 1908: 24). А, Ибн ал-Факих этот же город называл городом Верхнего Азербайджана (Ибн Хаукаль. 1908: 111). Йакут ал-Хамави в свою очередь писал, что Нахчивань находится в Азербайджане, в области Арран, недалеко от Армении. Он естественно, имел в виду историческую Армению, которая находилась в то время в юго-восточной Турции, в районе озера Ван и не имела никакого отношения к нынешней Армянской республике.

    Арабский географ первой половины X в. Ал-Истахри писал, что «границы Аррана от Баб-аль-Абваба (Дербента) до Тифлиса и до места, известного под именем Хаджиран близ реки Расса (Аракса)». Он же отметил, что «граница Азербайджана на юге тянется по горам Тарма, достигает передела Зенджана, затем проходит по горам Динавара, Хулвана и Шахразури, достигает территории близ реки Тигра, и наконец, окружает пределы Армении». (Ал-Истахри. 1901: 19). Тот же автор назвал Шемкир, который находился в Арране, азербайджанским городом (Ал-Истахри. 1901: 65). Шемкир был упомянут также Ал-Балазури в «Книге завоевания стран» (Ал-Балазури. 1927: 203).

    По словам Йакута ал-Хамави самым западным городом Азербайджана и Аррана являлся Эрзинджан, который сегодня находится на северо-востоке Турции, а юго-западные границы доходили до р. Тигра и охватывали область Дейлем (Йакут ал-Хамави. 1983). Автор первой половины X в. Кудама в книге «Китаб ал-Харадж» (Книга о расходах), перечисляя Азербайджанские провинции, отметил и Барду, имея в виду Арран. (Кудама. 1903: 84).

    Н.М.Велиханова безусловна была права, когда писала следующее:

    «Арабские авторы, фиксирующие события, связанные с завоеванием Закавказья, называют территорию Аррана - Албании также Азербайджаном. Обратимся к фактам. Согласно ал-Куфи, «ал-Адиййа отправился в страну Азербайджан (717-720гг.) и расположился в Байлакане...» «Ал-Харис ибн Амр (правитель после Адиййи) отправился в страну Азербайджан и расположился в Барде». Упоминая о пребывании ал-Джарраха ибн Абдаллаха ал-Хакама (правителя Азербайджана в 722-725, 729-730 гг.) в Шеки, ал-Куфи пишет: он приказал ал-Джарраху ибн Абдаллаху остаться в Азербайджане». По сообщениям ат-Табари и ал-Асира, в 91г. (709-710) Мсалама ибн Абд ал-Малик совершил новый поход против тюрок «и достиг ал-Баба в стране Азербайджан, где завоевал города и крепости»». (Велиханова.1987:80).

    В некоторых арабских источниках, когда речь идет об Арране, отмечают две половины Аррана, и говорится об «обоих Арранах». Так, например, Ибн Хаукаль, имея в виду князей Кабха (Большого Кавказа) писал:



    «На этих князях лежат постоянные налоги и повинности, доставленные ими царю Азербайджана. Налоги платятся ровные, не уменьшаясь и не задерживаясь, и владетели этих стран, находятся в подчинении у царя Азербайджана, который является одновременно и царем Армении и обоих Арранов». (Ибн Хаукаль. 1908: 99).

    Как верно отметил А.С. Сумбатзаде, это вполне соответствует исторической преемственности, что под первым из этих «Арранов» подразумевается вся равнинная полоса от Дербента до Тифлиса вдоль побережья Каспия и по левому берегу реки Куры, совпадающая с территорией левобережной Албании. А под вторым «Арраном» - равнины по правому берегу реки Куры от Каспийского побережья до отрогов Малого Кавказа, т.е. территория, соответствующая правобережной Албании. (Сумбатзаде.1990: 123-124).

    И так, как видно из арабских источников Vlll-X вв. Арран, т.е. Албания по античным источникам, являлся одной из многочисленных областей Азербайджана. То же самое говорят надписи на крепостных стенах Дербента (Vl в) на среднеперсидском языке. Во времена владычества Сасанидской Персии (lll – Vll вв.) Азербайджан, который в среднеперсидских источниках именуется Атурпатаканом, временами частично входил в состав Персидской империи. Однако, северная часть страны, т.е. Арран // Албания всегда стремился и часто добивался независимости.

    Что касается упомянутых выше надписей, они тоже однозначно доказывают принадлежность Албании (Аррана) Азербайджану, вопреки утверждениям армянских лжеученых, которые утверждают, что будто Албания была восточной областью Армении. Эти надписи, были замечены Д. Кантемиром еще при Петре l. К 1928 г. общее число выявленных на северных стенах Дербентской стене надписей были доведены до 20, и они были изданы Е.А. Похомовым в 1929 г. (Похомов. 1929: 9). Изучив эти надписи Г.С. Ниберг, в частности, прочел в них следующее:



    «Это и отсюда вверх Барзниш, амаркар Атурпатакана, (выполнил)». (Ниберг. 1929).

    Приведя эту надпись, К.В. Тревер пишет:



    «Термин «амаркар» официальный Сасанидский титул лица, на обязанности которого лежал сбор податей в определенной части государства, заведование местными финансами и производством строительных работ государственного значения».

    Ученый отметил, что здесь речь идет об армаркаре Атурпатакана, в ведение которого входила Албания. (Тревер 1959: 347).

    Известно, что сюнийы восстали против персидского царя, когда тот хотел подчинить эту албанскую область к Армении. Об этом сообщает армянский историк Себеос, который пишет:

    «Ваган, владетель Сюнийской земли, восстал и отделился от армян и просил персидского царя Хосрова, чтобы он архивы Сюнийской земли перенес из Двина в город Пайтакаран (дословно столица Аррана // Албании) и их город внес в границы Атурпатакана» (История епископа Себеоса. 1939: гл. VI, 28—29).

    Опираясь на сообщения автора l в. Гая Плиния Секунда (23-79 гг.), о том, что «Албания ограничивается с севера Сарматией», т.е. просторами северокавказских степей, С.В. Юшков пришел к вводу, что Албания включала в свой состав весь Кавказ, вплоть до Терека, или Сулака. (Алиев 1974:107). Ученый обосновал свое мнение, опираясь на сообщение Птоломея, о реке Соана, которая опоясывала северную границу Албании, а также на сообщение Вахушти, который реки Терек и Аргунь в Чечне обозначил, как «Сона».

    Это мнение, которое одно время утвердилось и в «Истории Азербайджана» (История Азербайджана. 1958: 51), а потом было отвергнуто, кажется нам убедительным, то же самое вытекает из сообщений некоторых арабских источников, которые включали Чечню, Абхазию и Аланию в состав Азербайджана. Например, Йакут ал-Хамави в книге «Моджем ал-Булдан» говоря о стихотворении Абу Таммама, который он посвятил Абу Саиду Сагарие, говорит и о стране Дурдз (дагестанцы до сих пор называют чеченцев дурдзуками), упомянутой в стихотворении, и называет ее одной из областей Азербайджана. (Сəид Нəфиси. 1990: 52). По ал-Истахри, Лан (Алания) и Абхаз (Абхазия) являлись провинциями Азербайджана.

    Эти сообщения не противоречат сообщениям античных авторов, по словам которых, границы Атропатены, - так назывался Азербайджан в античные времена, - простирались от Понтийского (Черного) моря до Гирканского (Каспийского). Так, например, Полибий, говоря о владениях царя Атропатены Артабазана, писал:

    «Гордый достигнутыми успехами царь пожелал пригрозить владыкам варваров, живущих над собственными сатрапами и в пограничных с ним, и напугать их, дабы впредь они не дерзали поддерживать мятежников доставкою припасов и войска, а потому решил идти на них войной, прежде всего на Артабазана. Этот последний почитался могущественнейшим и мудрейшим из владык и господствовал над так называемыми атропатиями и приграничными с ним народами… Когда решение было принято, войска перевалили через Загр и вторглись в страну Артабазана, которая лежит подле Мидии, отделяясь от нее промежуточными горами; некоторые части ее, что выше Фасида, господствует над Понтом, и область доходит до Гирканского моря.» (Алиев.1987: 16).

    Тот факт, что северные территории Азербайджана, т.е. территория Аррана с самого начала входила в состав Атропатены, нашло свое отражение и в книге «История древнего мира. Расцвет древних обществ» (История древнего мира… 1982: 412-413). Кроме этого, Миней Феликс Капелла в своей книге «О браке филологии и Меркурия (кн. 9, 691) пишет:



    «…За Ассирией в виду Каспийского моря, начинается Мидия, которая опоясывается Кавказскими горами».

    В данном случае речь идет о малой Мидии, т.е. об Атропатене. То обстоятельство, что Атропату – основоположнику государства Атропатена – подчинялись албаны и саки подтверждается многими источниками (Алиев 1988: 19).

    К.Ф. Смирнов, проводивший археологические раскопки в селе Тарки (между Махачкалой и селом Тарки в Дагестане), писал, что сарматизированное население Таркинского района входило в состав Албанского государства или, по крайней мере испытывало его политическое и культурное влияние (Смирнов 1954: 271). Это сообщение согласуется с сообщением Страбона, что «наиболее высокими частями настоящего Кавказа являются самые южные его части у Албании» (Страбон, Xl, 5, 6). По Тациту, южные отроги Большого Кавказа назывались «Албанскими горами». (Тацит. Летопись, Vl, 33).

    К имени «Арран» восходит «Рани», грузинское название данной области. В древнегрузинских источниках Рани имеет не только значение страны, но обозначает и ее население (Гейбуллаев. 1991: 58-59). Именно под этим названием (Рание) эта область упомянута и в ассирийских клинописных источниках ll тысячелетия до н. э, главным городом которой назван Щущарра (корень «Шушар» + суффикс «ра» ). Примечателен и тот факт, что основным этносом cей области в этих источниках названы турки (турукку ═ корень «турук» + суффикс «ку»). А в надписи ассирийского царя Ададнерари (XV в. до н.э.) этот этнос запечатлен под именем «турукии» (Ağasıoğlu. 2005:40).

    Самые ранние письменные источники, упоминающие имя тюрков, как это не выглядит странно, являются аккадские, ассирийские и урартские клинописные памятники, относящиеся к lll-l тысячелетиям до н. э. И упоминают эти источники их как обитателей древнего Азербайджана и юго-восточных районов Анатолии, т.е. нынешней Турции.

    В аккадских и ассирийских клинописных текстах относящихся ко ll тысячелетию до н. э. этноним тюрк писался как «турукку». Из этих источников становится ясно, что этот народ являлся основным этносом Аратты, древнейшего государства на территории Азербайджана (lll-ll тыс. до н. э.). А государство это было известно и древним шумерам, с которым они поддерживали тесные культурные, политические, дипломатические и торговые отношения. Становится ясным и то, что турукку, т. е. тюрки вели войны с ассирийцами за сопредельные страны и территории (Azərbaycan tarixi. 1995: 61-67, 73-78).

    Тот же этноним зафиксирован в аккадских источниках XXlll в. до н.э. под названием «тоурки», или «турки». А в урартских источниках l тысячилетия встречается этноним «турухи». (Ağasıoğlu. 2005: 39).

    Мнение об идентичности этнонимов «турукку», «трухи» и «тюрк» впервые было высказано З. Ямпольским еще в начале XX века (Ямпольский З. 1966). Это мнение в последствии нашло поддержку в научных трудах таких знаменитых азербайджанских ученых как Ю. Юсифов, Ф. Джалилов (Ф. Агасыоглу), Т. Гаджиев, С. Алияров, М. Х. Тантекин, Я. Махмудов, А. Тагирзаде, Н. Худиев, Г. Кязимов и т. д. (Ağasıoğlu. 2005:40).

    По мнению известного тюрколога и языковеда, доктора филологических наук, профессора Ф. Агасыоглу и видного специалиста по древним языкам Востока и по клинописи, доктора исторических наук, профессора, ныне покойного Ю. Юсифова «турукку» ассирийских источников нечто иное, как разночтение этнонима «тюрк» или «турок» на ассирийском языке. Этот этноним на разных языках звучит по-разному. Так в хотанских текстах этноним «тюрк» звучит как «ттррука», а в тибетских как «друг» и «друга». (Azərbaycan tarixi. 1995: 78; Ağasıoğlu. 2005:40 ).

    Ю. Юсифов, в своих научных трудах говоря об активных политических действиях тюрков на геополитической арене Ближнего и Среднего Востока возводит эти действия к началу ll тысячелетия до н.э. Ученый пишет по этому поводу:



    «…Тюрки, пройдя через горную цепь Загрос вступили на обширные просторы Мессопатамии, дошли до степи Рание, вышли к верховьям реки Нижний Заб и установили тесные контакты с хурритскими племенами, что противоречило интересам Ассирии. Именно и это послужило тому, что ассирийский царь Шамши-Адад l решил воевать с тюрками, но потерпел поражение. Тюрки захватили Шушарру.» (Azərbaycan tarixi. 1995: 73).

    Захватив Шушарру, тюрки стали угрозой для приграничных районов Ассирийской империи, что нашло свое отражение на камне с клинописью Ассирийского царя Ишме-Дагана l:

    Что касается Шушарры, мы не смогли защитить его и население этой страны в панике. Пусть посол объяснит ситуацию. Тюрки под предводительством Лидаи разрушили уже два города. Я отправил туда свежие силы, и тюрки отошли в горы и держат там оборону. Изменить, что-либо нам не удастся». (Azərbaycan tarixi. 1995: 74-75; Ağasıoğlu. 2005:40-43).

    То, что Азербайджан с незапамятных времен является страной тюрков, подтверждают и ранние арабские источники. Например, автор Vll в. Убейд ибн Шариййа ал-Джурхуми в книге «Ахбар» (Известия) сообщает, что халиф Муавия 1 (661-680) перед походом на Азербайджан спросил у своего военачальника, что тот знает об этой стране, на что тот ответил: «Азербайджан с незапамятных времен является страной тюрков, и там живут тюрки,» (Буниятов. 1964: 5.). То же самое говорится в анонимной персидской хронике 1126 г. (Буниятов. 1965: 183).

    В коллективном труде 120-и ученых, в многотомной «Всемирной истории», вышедшей на свет под общей редакцией профессора Хельмолта, в разделе «Атропатена» говорится, что территория Атропатены (Азербайджана) с незапамятных времен заселена тюрками (Azer, Senan. 1942: 23-24).

    Все эти факты нашли отражение в «Истории Азербайджана», в совместном труде ведущих ученых Института Истории Национальной Академии Наук Азербайджана (1995-й год). Несмотря на это, все же некоторые ученые остаются сторонниками старой советской концепции, которая гласит, что первые тюрки на территории Азербайджана появились, будто в V-Vll вв. Согласно этой давно уже устарелой концепции полное тюркизация азербайджанцев произошло в Xl веке, во времена завоеваний тюрков-Сельджуков. Но факты говорят о другом.

    Исследование древних клинописных текстов, относящихся к lll-l тысячелетиям до н.э. показали, что в них упоминаются не только собственно тюрки, но и такие древние тюркские роды как субары (сувары-предки чувашей), ку ( предки тюрко-алтайского рода ку – кижи), кумены (куманы-предки кумандинцев и всех тюрко-кыпчакских народов, в том числе балкарцев, карачайцев, кумыков, ногайцев, казахов, киргизов, алтайцев, хакасов и т.д.), каш (предки тюрков - качинцев), каски (казахи), саки (прямые предки якутов - саха и сагайцев). И все они упоминаются как древние этнические группы Азербайджана, которые сыграли непосредственную роль в этногенезе азербайджанского народа. Невозможно найти хотя бы один тюркский народ, в чьих жилах не протекала бы кровь вышеуказанных племен.

    О тюрках Аррана и Азербайджана говорят и более поздние письменные источники, в том числе и грузинские. Так, в анонимном грузинском источнике Xll в. говорится:



    «Зиму тюрки проводят в местности от Тифлиса до Барды, где все это время, как весною, высокая трава, где обильный лес и вода, где имеется много различной дичи и того, что надо для любого рода пользования. Там они разбивают свои палатки. Их лошади, бараны, мулы и верблюды бесчисленны. Весною они поднимаются в горы Сомкет и Арарат. Летом они также находят изобилие травы и источники в этих прекрасных местах» (Brosset 1849-1850: 358-359).

    То же самое говорится в анонимной персидской хронике начала Xlll в. «Аджаиб ад-Дунйа», изданной в 1859 г. Н.В. Ханыковым:



    «Арран. Эта плодородная земля богата всеми благами. Она некогда являлась зимовкой царей. Ни в одной стране нет столько дворцов, сколько можно встретить в Арране. И не в одной стране нет такого огромного количества тюрков. Говорят, там можно встретить 100 000 тюркских всадников...» (Ön və Orta Asiya türklərinin tarixinə dair dörd anonim mənbə. 2003: 126).

    Сказанному надо добавить и слова А.Е. Крымского, который писал:



    «Про сам же Арран сказано, что он служил местом перевосходных пастбищ туркменских племен с их изобильными стадами, побор, взятых с туркменских кочевьев в 1226 г. и угнанный в Байлакан к р. Араксу, составлял собой 30 000 голов скота. Число туркменов в Арране не названо в точной цифре, но приведено замечание одного соседного воеводы, что в Арране они – кишащий муравейник или расположившаяся саранча. При этом указано также, что туркменские эмиры в Арране стояли во главе местных крепостей» (Крымский 1981: 111-112).
    Албания и кыпчакские племена
    Как верно отметил Г. Гейбуллаев, еще в древности предпринимались попытки объяснения значения этнонима албан и происхождения названия страны – Албания. Например, Помпей Трог (l в.) происхождении этнонима албан связывал с Албанскими горами Италии. По его мнению, якобы албаны некогда следовали за Гераклом и прибыли на территорию Кавказа. По Плинию (l в.), этноним албан связан белым цветом кожи его носителей. Этого мнения придерживались Гай Юлий Солин (lll в.) и Исидор (Гейбуллаев. 1991: 59).

    О происхождении наименования Албания в научной литературе нет единого мнения. Так, некоторые ученые, такие как А. Яновский, Н. Я. Марр, К. В. Тревер, Р. М. Магомедов, З. И. Ямпольский считали, что это название латинского происхождения со значением «Страна гор». Именно, это мнение отражено в «Истории Дагестана» (История Дагестана. 1967: 107). Однако, то, что название «Албания» произвольное от этнонима албан, к сомнению не подлежит. А что касается самого этнонима, он связан с древнетюркским словом «албан», означающий «повинность» (Древнетюркский словарь. 1969: 34), так как, албаны были повинны, в разные времена обеспечить тюркскую (Туркестанскую) или персидскую армию всадниками и пехотой. В древнетюркском эпосе «Китаби – Деде Коркут» Газан хан, который называется «главою албан», одновременно называется «оплотом Туркестана» (Əлиjаров.1991: 142-143). По словам Страбона (l в.), албаны вооружали 60 000 пехотинцев и 22 000 всадников (Алиев. 1987: 20). Автор ll в. Арриан в «Походе Александра» сообщает об участии албан в составе персидской армии против войск Александра Македонского в битве при Гавгамелах. В этом плане вызывает интерес мнение К. В. Тревер, которая писала, что судя по тексту здесь наблюдается «какое-то привилегированное в военном отношении положение албанов, которые среди других могли быть рассмотрены в центре построения, в ближайшем окружении персидского царя и его гвардии» (1950: 53).

    Слово «албан» перед тем, как превратится в этноним, в смысле «повинный» впервые было применено в отношении к массагетам, которые, будучи одним из скифских племен, являлись аборигенами Азербайджана. Так, Аммиан Марцеллин писал, что Помпей прошел через страны массагетов, которых «мы теперь называем албанами» (Марцеллин. 1949: 2-5, 16). А то, что массагеты являлись одним из скифских племен, подтверждает сообщение Фавста Бузанда (История Армении Фавста Бузанда. 1953: 212). Интересн и тот факт, что в армянских и собственно албанских источниках царь массагетов, первый из династии албанских Арсакидов (Аршакидов) Санесан // Санатрук (298-338 гг.), называемый так же царем албан, одновременно считался предводителем «бесчисленных полчищей гуннов» (Azərbaycan tarixi. 1995: 179). Кроме этого, армянский историк V в. Агафенгел вместо этнонима «массагеты» употребил выражение «масаха – гунны» (Тревер. 1959: 193). Выходит, армяне не сомневались, в гуннском, т.е. тюркском происхождении массагетов, названные впоследствии албанами.

    Недаром в источнике (Xlll-XlV вв.) албаны под именем «елван» зафиксированы как одно из тюркских племен (Yınanç 1941: 173).

    Надо отмтить, что в Албании // Арране помимо албан, обитали и другие племена и народности, для которых со временем название «албаны» // «арранцы» стало общим собирательным именем. Часть из них, обитавшие в основном степных и предгорных районах, такие, как албаны, гаргары, саки, кангары, казахи, печенеги, куманы, савиры (сувары), кыпчаки, болгары, хазары, оногуры (он уйгуры), дондары, катаки и т.д. были тюркоязычными. Они играли определяющую роль в политической, экономической и культурной жизни страны. В северных, горных районах были расселены в основном кавказоязычные племена: леги, удины, силвы, джигбы, гаты, эры и т. д., а с V-Vll веков, также и ираноязычные таты.

    Благодаря исследованиям Г. Гейбуллаева (Гейбуллаев. 1991: 73-76), стало известно, что албаны, которые являлись одним из прямых предков азербайджанцев, одновременно сыграли огромную роль в этногенезе и других тюркских народов, таких как казахи, киргизы, узбеки, каракалпаки и туркмены. (Велиханов. lV: 326; Востров, Муканов. 1968: 46, 118; Абромзон. 1960: 82, 66; Кармышева. 1954: 16, табл. 2; Жданко. 1950: 41; Алиев. 1969).

    Когда и каким образом часть албан переселились в Среднюю Азию, мы узнаем у Иордана (Vl в.). Он в своей книге «О происхождении и деяниях готов» пишет:

    «Скифия похожа на гриб. Вначале она узкая, а затем широкая и круглая, доходя так далеко, как хунны, албаны и серес». (The Gothik history... 1960).

    Как видно из этого сообщения, албаны уже в ранние средние века жили и в Средней Азии. Выходит, именно тогда впервые появились на территории Казахыстана и сыграли одну из основных ролей в становлении казахского народа. Как пишет З. Гасанов, одной из главных загадок казахской истории остается выяснение обстоятельств, происхождения и времени образования специфической формы исторической общности казахского народа – жузов. У казахов известно три типа жузов: улу жуз (старший жуз), орта жуз (средний жуз) и киши жуз (младший). Улу жуз объединял казахские племена албан, канглов, дулатов и др. (Гасанов. 2000: 114).

    В.В. Востров и М.С. Муканов пишут, что среди казахов племена матай и албан считаются древними (Востров, Муканов. 1968: 46, 118). Что касается племени матай, оно впервые было зафиксировано в ассирийсих источниках 835 г. до н.э (Дьяконов. 1951: 34-35). По албанской версии, матайи являются потомками Матая, одного из сыновей Иафета, первого царя Албании (История албан: кн. 1, гл. 1). В античных источниках племя это называется мидийцами. Именно они являлись основоположниками Мидийского государства, на территории Азербайджана и современного Ирана в 637 г. до н.э. Именно на базе этого государства, вернее после его распада на две части (Великая и Малая Мидия), в 331 г. до н.э. образовалось государство Атропатена // Азербайджан (Дьяконов. 1956: 93). Страбон пишет:

    «Мидия делится на две части. Одну часть называют Великой Мидией, главный город которой Экбатаны, большой город и столица Мидийской державы…Вторая часть – это Атропатийская Мидия» (Страбон, Xl, 13, 1).

    Это племя считается одним из прямых предков азербайджанцев, так же как и албаны. И албаны, и матайи среди казахов были зафиксированы как племена, говорящие на кыпчакском наречии тюркского языка.

    Античные авторы вторым по значимости племенем Албании отметили гаргаров, которые также известны как «гергеры», или «хархары». Именно на основе языка гаргаров была создана новая письменность для албан, о чем поговорим чуть позже.

    Благодаря неустанным исследованиям замечательнейшего ученого Г. Гейбуллаева, сегодня наши знания о гаргарах и об их этнической принадлежности значительно расширились (Гейбуллаев. 1991:77-81, 349).

    Впервые этнотопоним Гаргар в форме «Хархар», как один из населенных пунктов Южного Кавказа, упомянут в древнеассирийском источнике Xll в. до н.э. (Tahirzadə 1991: 64; Ağasıoğlu 2005: 139). О гаргарах написал и Страбон (1 в.), который отметил, что они обитают в горах над Албанией, в соседстве с амазонками. Гаргаров соседями амазонок назвал и автор lll века Юстин. А Моисей Хоренский в связи событиями lll века отметил в Албании «поле гаргаров» и также «княжество гаргаров», что свидетельствует о компактности и расселения. Кроме того, Ипполит Портский (lll в.) перечислил гаргаров рядом с мидянами и албанами. Евсевий сын Памфила (lV в.) так же отметил:

    «…А сии суть племена от Иафета, третьего сына Ноя. От Мидии до Сперии, простираясь со стороны океана до Аквилона так: мидяне, албаны, гаргары… сарматы, меоты, скифы…». (Гейбуллаев. 1991: 77-78).

    Не смотря на все эти сведения, К.В. Тревер считала, что гаргары жили в северном Кавказе, а затем часть их с Северного Кавказа переселились в Албанию именно в lll в. (Тревер. 1959: 42). Однако, как верно отметил Г. Гейбуллаев, это не соответствует действительности. Анализ источников показывают, что гаргары были известны в l в. н.э. Кроме того, в «Истории албан» (кн. 1, гл. 4) гаргары вместе с албанами считаются потомками легендарного албанского правителя Арана. В этой же книге переселение этого племени в Албанию связывается с именем Александра Македонского (Гейбуллаев. 1991: 78).

    Как пишет Г. Гейбуллаев, гаргары, участвуя в этническом процессе в Албании в раннем средневековье, слились воедино с другими племенами, и сошли впоследствии с исторической арены, но этноним гаргар сохранился до сих пор в ряде топонимов, в частности отразился в Карабахе в двух топонимах Гаргарчай «река гаргаров» (Гейбуллаев. 1991: 79). Еще в XlX в. в Карабахе и в районе Кедабека насчитывалось несколько селений с названием Гаргар (Пагирев. 1913 : 56). Название одного из них имеет искаженную форму - Гергер, другого – Хархар. В бассейне реки Нахчиванчай находилось село Хархар, или Херхер. Рукав реки Джеирчайа в той же зоне называется Хархарчай, хотя упомянут в XlX в. как Каркарчай. В Нагорном Карабахе один горный хребет называется Гаргардаг – «Гора гаргаров» (Гейбуллаев. 1991: 79).

    Надо отметить, что часть гаргаров, по-видимому, обитала и в северо-восточной Албании. Арабский автор Ибн Хордадбех (lX в) мжду Шабраном и Баб ал-Абвавом (Дербентом) упоминает город Гаргар ( Велиханлы. 1986 : 109). По словам А. Бакиханова, этот город находился в Мюшкуре (Бакиханов. 1926). В «Истории албан» (кн. 1, гл. 27) гаргары упоминаются, где-то в северо-западной Албании, с чего Г. Гейбуллаев прищел к выводу, что это место находится в Кабалинском районе Азербайджана, где отмечан топоним «Хараба-Хархар», т.е. «Развалины Хархар» (Гейбуллаев. 1991: 80). Следует отметить, что населенные пункты Гергер и Гаргар с азербайджанским населением есть и в Иранском Азербайджане и в Турции (Гейбуллаев. 1991: 83).

    Гаргары обитали также и в западных территориях Албании, т.е. в Западном Азербайджане (с 1918 г. Армянская Республика). А. Акопян пишет:

    «Действительно, известен округ Каркар в Моске, две крепости в Цопке и в Востоьной Киликии, две деревни Каркар в Лори и Парисосе» (Акопян. 1987: 66-67).

    К сказанному надо добавить и монастырь гаргаров – Гергерванк (Григрорян. История Сюника: 322), на территории нынешней Армении.

    В XlX в. река Гаргар и гора Гаргарис отмечаны и в Тионетском и Ахалцихском уездах Тифлисской губернии (Каркар – мейдан, Каркар – Кутан, гора Каркар, Гаргарис и др.), что свидетельствует об обитании части гаргаров и в нынешней Грузии (Пагирев. 1913 : 122).

    К.В. Тревер отмечая, что, так как гаргары упоминаются у Моисея Хоренского (кн. 3, гл. 85) в числе потомков Арана, предположила, что они являлись одним из древнейших племен в составе Албанского союза (Тревер. 1959: 46).

    По мнению С.Т. Еремяна, гаргары жили в Милской равнине (Еремян. 1958: 304). Именно на этой равнине в V в., как показывают археологические исследования, возник город Байлакан (Гейбуллаев. 1991: 79).

    Г. Гейбуллаев пишет:



    «…Таким образом, «поле гаргарское» Моисея Хоренского, “Гаргарская равнина” у Гевонда (Vlll в.) и «область Гаргар» Вардана Великого (Xlll в.) – это современная часть Карабахской равнины. По-видимому, Гаргарскую равнину следует локализовать с той частью Карабахской равнины, череэ которую протекает река Гаргарчай и впадает в Куру, т.е. современная территория Агдамского района. Гаргарской равниной называлась, видимо, и часть Мильской степи. Такая локализация подтверждается Йакутом ал-Хамави (Xlll в.), согласно сообщению которого, недалеко от Байлакана (в Мильской степи) расположен город Каркар. (Буниятов. 1983 : 30) В древнегрузинском источнике упоминается Каркри (от Каркари) между Хаченом и Байдаканом. (История и восхваление… 1954: 54). Кирокос Ганзакеци (Ганзакеци. 1946) пункт Каркар помешает в Арцахе» (Гейбуллаев. 1991: 79).

    Гаргары обитали и в Средней Азии. Дионисий Перигет (ll в.) отмечает, что от горы Эмод до земли, орошенной Гангом, жил народ гаргариды. По сообщению Птоломея, горы Эмод проходил через Скифию и Серику (Гейбуллаев. 1991: 82). Позже в анонимном источнике Х в. упоминается Гаргархан – область, принадлежащая тюркскому народу кимакам в Средней Азии (Худуд ал-Алам. 1930:186). В.Ф. Минорский связывал топоним Гаргархан с городом Каркарли, находящимся на расстоянии 350 км к юго-востоку от Семипалатинска, в Казахыстыне ( Minorski. 1937: 309).

    В работах В.В. Бартольда упоминаются река Каркар в долине р. Или, топоним Каркар в Семиречье и Тянь-Шане (Бартольд 1968: ll, 1, 101, 536; Валиханов. l-lV: l, 235, 246). Кроме этого, один из горных участков в центральной части Казахыстана называется Каркарлинским. В прошлом на территории Туркмении имелись две реки Гаргар. Подразделение туркменского племени Эрсари называлось Гаргар. Река Гаргарчай отмечена и в зоне бывшего Бухарского ханства (Абдураимов. 1966: 289; Гейбуллаев. 1991: 81).

    «Истории албан» гаргары упоминаются рядом с гуннским племенем «ептал». Моисей (Мовсес) Каганкатуйский сообщает, что Месроп Маштоц распростронил свои проповеди и «…среди других племен, которые были уведены в плен Александром Македоским и поселены вокруг гор Кавказских, среди гаргаров и камичик - епталитов, обратив их в веру…» (кн. 1, гл. 27).

    Долгое время было принято считать гаргаров кавказоязычным народом. Однако, более глубокие исследование показали, что это мнение не соответствует истине. Так как, в одной рукописи XVl века, где описывается события имевшее место на Каракышлаке (Казахыстан), говорится о кыпчаках - гаргарах (Абромзон. 1960: 46). В.В. Бартольд писал, что народ, которому принадлежал Манас – герой киргизского эпоса «Манас», также назывался гаргар - кыпчак (Бартольд 1968: ll, 1, 541). А в том, что часть кыпчаков назывались гаргарами, нет ничего удивительного, так как название «гаргар» исходит от имени птицы гаргар (цапля), которая являлась онгоном у этой племени и эта птица была изображена на родовом флаге гаргаров (Итс. 1975: 20; Tantəkin. 2004: 6).

    И так кыпчакское происхождение гаргаров не вызывает сомнения. Ниже будет отмечено, что именно на основе языка гаргаров была создана новая письменность албан в V в. Именно на этом языке велась учеба в школах, и именно этот язык был официальным языком в Албании // Арране.

    Что касается собственно кыпчаков, надо отметить, что кыпчаки оставили свой глубокий след в топономике Азербайджана, в том числе и Западного Азербайджана (с 1918 г. Республика Армения). Так, в Кахском районе Азербайджана до сих пор существует село под названием «Кыпчак» (Алиев, Нуриев. 1978: 54). По данным источников XlX в., в Закатальском округе была река под названием «Гыпчагчай» (Кыпчакская река). Более того в Александропольском уезде (Ленинаканская обл. Армении) существовали «Гыпчагкенди» и «Гыпчагчай», т.е. «село кыпчаков» и «река кыпчаков» (Гейбуллаев. 1976: 82). Память о кыпчаках сохранилась в топономике Грузии и в грузинских преданиях (Анчабадзе. 1980: 243-244).

    Г. Гейбуллаев перечисляет ряд этнонимов кипчакских племен – джужан, гул, тог, гараборк, анджа и др., которые отложились в этнотопонимах Азербайджана – «Джужанлы» (названии деревни в Кдабекском районе), «Гуллар» (название многих деревень не только в Азербайджане, но даже в Дагестане и Грузии), «Тог» (название деревни в Нагорном Карабахе), «Инджилли» (название древни в Далилабадском районе) и т.д. (Гейбуллаев 1978: 389-391).

    По данным эпиграфики, которые исследовали Г. Алишан, Р. Ачарян и Э. Хуршудян, современное село Арич Артикского района Ширакской области Армении прежде носило название Кыпчаг, а в 12 веке в этом селе возник даже монастырь, который был назван Хпчахаванк (из этнонима хпчах “кыпчак" + ванк “монастырь, обитель") и который стоит до сих пор (Гаркавец 2002: 5).

    В научной литературе утвердилось ошибочное мнение о появлении впервые кыпчакских племен в Закавказье, в том числе в Азербайджане в Xl-Xll вв. Считается, что «в этот период на территорию Азербайджана хлынул поток тюркоязычных кочевых племен в лице тюрок-сельджуков с юго-востока, и немалое количество тюрок-кыпчаков с севера, известных в Европе под именем куманов, кунов, валанов, валвен, блавен, плавков и др. На востоке их называли кыпчаками» (Очерки Истории СССР. 1958: 200). А также говорится и о переселении Давидом lV Строителем выше 40 тыс. семей, которые оказались якобы в бедственном положении в результате усиления Киевской Руси (Лордкипанидзе. 1974: 97), хотя по утверждению самих же древнегрузинских источников большая часть территории нынешней Грузии называлась «Диди Туркоба», т.е. «Великая Тюркская страна».

    В. А. Гукасян, особо отмечая этот факт, пишет:

    «Не случайно грузинским историкам того периода Грузия была известна под двумя названиями: Картвелоба (букв. Грузиноба) и Диди Туркоба (Великая Туретчина). Вся восточная и западная части Грузии входили в «Диди Туркоба»» (Гукасян. 1980: 25).

    Конечно же, тут речь может идти о Верхней Албании (Арране), основное население, которого в то время, так же как и прежние века, составляли тюрки-кыпчаки. Именно на языке этого народа говорили при дворе царицы Тамары, которая принадлежала кыпчакскому племени гурджи. Речь идет о том племени, потомки которого в настоящее время живут в Крыму, в селе Гюрджи и говорят на кыпчакском языке. Древнегрузинские источники называют этот язык «хазарули», т.е. хазарский язык (Картлис Цховреба. 1955: 16). А. Крымский писал по этому поводу:



    «Тюркский язык при дворе Тамары, однако, не был исключен. Но это была речь не тех среднеазиатских тюрок - мусульман, которые пришли на Кавказ с первыми сельджукскими завоевателями Xl в. и поселились у самых границ Грузии, в частности в Арранской области у Гянджи… А при Тифлисском дворе пользовались любовью и честью другие тюрки, половцы, они же кыпчаки…» (Крымский. 1981: 72-73).

    Как видно из этой цитаты, Крымский не сочел нужным упомянуть тот факт, что в то время, как и прежде, Тифлис находился в составе Арранской области Азербайджана. Кроме этого, он утверждал, что якобы кыпчаки пришли на эту территорию с Северного Кавказа и Крыма в Xl-Xll вв. Конечно же, это утверждение не соответствует истине, так как, первое письменное упоминание кыпчаков – куманов на территории Передней Азии, Кавказа и в частности Азербайджана относится к Xlll в. до н.э.

    Сведения о войнах ассирийских царей с куманами запечатлены в надписях таких ассирийских царей, как Тукулти-Нинурта (Xlll в. до н.э.), l Тиглатпаласар (1115-1077 гг. до н.э.), ll Ададнерари (911-890 гг. до н.э.), Синнахериб (705-681 гг. до н.э.) и т.д. (Дьяконов. 1951: №№ 10, 14, 20, 21).

    Естественно, контакты ассирийцев с куманами не ограничивались только войнами, а так же охватывали и такие сферы, как политика, экономика и культура. Есть неоспоримые доказательства о взаимовлияниях в сфере культуры. Например, известно, что арамейское письмо, которое состояло из 22 букв, было создано в Ассирии (Фридрих. 1979: 106). Именно, этим письмом, вплоть до середины XX века, пользовались прямые потомки куманов и хазар – крымчаки, создав этим письмом шедевры кыпчакской литературы. То же самое можно сказать о хазарах, которые по сообщению Фахр ад-Дина Мубарак шаха, пользовались письмом, состоявших из 22 букв, которые между собой не соединялись (Бартольд 1968: 466). Есть все основания считать, что часть албанов тоже до принятия в V в. нового алфавита, пользовались именно этим письмом. Речь идет, о двух камнях, указывающих границы земельного участка албанского князья (мелика) Артаксия и найденных в Западном Азербайджане (с 1918 года Армянская Республика). На них на албанском (кыпчакском) языке арамейскими буквами выцарапаны нижеследующие слова:


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Письменное наследие Кавказских албан том 1