• «Кайрос» - основа контекстного планирования
  • 2. Человек, группа людей.
  • Инструменты контекстного планирования
  • Ежедневник.
  • Стикеры, закладки
  • Доски для контекстного планирования

  • Скачать 58.19 Kb.


    Дата17.09.2017
    Размер58.19 Kb.

    Скачать 58.19 Kb.

    Планирование


    Глеб Архангельский


    Контекстное планирование

    Источник: Архангельский Г.А., Бехтерев С.В., Лукашенко М.А., Телегина Т.В. Тайм-менеджмент: учеб. пособие. – М.: Маркет ДС, 2008. – 288 с.



    «Кайрос» - основа контекстного планирования

    Начав работу по составлению плана, мы сразу сталкиваемся с тем, что большинство задач очень трудно привязать к какому-то конкретно­му времени.



    • Если буду в магазине, нужно не забыть оплатить мобильный.

    • Встречу преподавателя — узнаю о времени консультации по ди­плому.

    • Буду на кафедре — уточню время и место проведения научной конференции.

    Под каким часом записать эти задачи в ежедневник, на какое время установить напоминалку в мобильном телефоне или Outlook? Как вспомнить о нужных делах в нужное время? Как определить наиболее благоприятное время для решения задачи, к определенному дню и часу не привязанной? Остается одно — надеяться на свою память, а этого де­лать не стоит: мозг наверняка будет тревожно и изматывающе напоми­нать о задаче весь день, кроме того единственного момента, когда вы будете проходить мимо деканата. И потом еще долго память будет изнурять вас чувством вины за упущенный шанс. Не поможет и стикер, налепленный на монитор — он не только затеряется в ворохе аналогич­ных стикеров, призванных напомнить о важном и неотложном, но еще и похоронит под собой запись о реферате, который преподаватель ждет от вас «к позавчера».

    <…>

    Разобраться с этой проблемой нам помогут древние греки, которые использовали два совершенно разных понятия для обозначения времени

    Первое — «хронос», привычное нам линейное, измеримое, механическое время. Именно для упорядочения этого времени приспособлены обычные ежедневники и органайзеры, содержащие, как правило, жесткие задачи. Жесткие задачи — задачи, привязанные к определенному времени.

    Второе обозначение времени — «кайрос», удобный момент; время подходящее для осуществления конкретного замысла. Именно с понятием «кайрос» связано большинство дел и задач, которые называются гибкими. Гибкие задачи — задачи, не привязанные жестко к определен­ному времени, а зависящие от контекста (условий, обстоятельств).

    «Кайросы», удобные моменты, создают то, что условно можно на­звать неоднородностью времени. И речь идет не о конкретном времени (день, час, минуты), а об определенных обстоятельствах, благоприят­ных для совершения того или иного дела. Эти обстоятельства мы будем называть контекстами.

    Контекст — это совокупность условий, обстоятельств, наиболее подходящих для со­вершения определенного дела, решения конкретной задачи.

    Каждому контексту соответствуют дела, которые наиболее уместно совершать именно в этот момент, в этих обстоятельствах. Все контексты условно можно разделить на четыре группы:

    1. Место. Решение задачи связано с определенным местом. Приме­ры: «если буду в банке», «когда буду в институте», «не забыть купить в магазине», «когда окажусь в офисе, дома».

    2. Человек, группа людей. Решение задачи связано с человеком группой людей. Примеры: «если увижу преподавателя», «когда зайдёт приятель».

    3. Внешние обстоятельства. Принять решение возможно, учитывая не зависящие от меня обстоятельства. Примеры: «если примут закон» «когда изменятся правила», «если будет хорошая погода», «если у шефа будет хорошее расположение духа».

    <…>

    4. Внутренние обстоятельства. Решение задачи, проблемы зависит от моего состояния. Примеры: «если будет прилив творческого вдохно­вения», «когда я чувствую себя больным/здоровым», «если будет на­строение», «когда почувствую в себе силы».



    Использование контекста «внутренние обстоятельства»

    Рассказывают, что когда Александр Сергеевич Пушкин читал разгромную рецензию на какое-нибудь из своих произведений, он выписывал имя автора и название рецензии на бумажку, которую клал в специальную хрустальную вазу. Когда наступал «кайрос» под названием «ехидное настроение», Пушкин доставал из вазы одну из таких бумажек и пи­сал на автора рецензии эпиграмму.

    Работая над собственным планом, важно выделить наиболее актуальные именно для вас контексты, и научиться эффективно пользоваться теми возможностями, которые они открывают.

    <…>

    Контекстное планирование — планирование, учитывающее не только временные рамки, но и определенные условия и обстоятельства, благоприятные для решения конкретной задачи.

    Наладить систему контекстного планирования достаточно просто. Для этого следует придерживаться следующей техники контекстного планирования, состоящей из трех основных шагов.

    Шаг 1. Выделить типовые личные контексты, наиболее актуальные для вашей повседневной жизни или рабочей деятельности (как прави­ло, достаточно 5-7).

    Шаг 2. Составить список задач под каждый контекст.

    Шаг 3. При приближении контекста — просмотреть список соот­ветствующих этому контексту задач.

    ПРИМЕР

    Выполнение алгоритма планирования кайросовых задач



    ■ Имеем раздел, соответствующий контексту «Институт».

    ■ Приехав на занятия, открываем соответствующий раздел ежедневника и просматрива­ем список задач, дел, вопросов, связанных с учебным процессом. Увидели задачу: «Буду в институте - зайти в деканат, взять список группы».

    ■ Перед началом лекции или на перемене идем в деканат и берем список.

    Точно так же можно поступать с любыми другими «кайросами», ха­рактерными именно для вас: «Курсы», «Офис», «Друзья», «Дом», «Се­мья» и др. Регулярное ведение контекстного планирования способству­ет выработке внутреннего чувства приближения нужного контекста и обеспечивает просмотр нужного раздела в подходящий момент, быст­ро входит в привычку.



    Инструменты контекстного планирования

    К основным инструментам, с помощью которых мы можем создать свою систему контекстного планирования, относятся:

    ■ ежедневник;

    ■ стикеры, закладки для гибких задач;

    ■ доска для контекстного планирования;

    ■ MS Outlook.



    Ежедневник. Система контекстного планирования может быть налажена в обычном ежедневнике. Для этого следует выявить основные контексты как в первом шаге контекстного планирования. В ежедневнике создаются категории или разделы, соответствующие этим контекстам, в которые записываются необходимые дела и задачи. При приближении како­го-либо контекста («кайроса») достаточно заглянуть в нужный раздел ежедневника или органайзера и просмотреть список дел.

    <…>

    Стикеры, закладки. Другой способ управления кайросовыми задача­ми — использование стикеров. Гибкие задачи выписываются на стакеры, которые приклеиваются либо на соответствующую страницу ежедневни­ка, либо на специальную закладку для кайросовых задач (рис. 3.4).

    Такая система позволяет определять приоритетность той или иной задачи, используя стикеры разных цветов. При этом вы избегаете необ­ходимости постоянного переписывания задач, переходящих изо дня в день в связи с отсутствием «кайроса», и вычеркиваний выполненных задач. Если задача переносится на другой день, достаточно переклеить стикер на нужную страницу или просто переложить закладку.





    Доски для контекстного планирования. Это наиболее наглядный ин­струмент планирования, особенно удобен для командной работы. Ма­териалом для доски может служить белая магнитная доска, лист ватма­на и др. Важно помнить, что доска планирования отлично подходит и для организации личного планирования. Участок стены, увешанный стикерами, рядом с вашим рабочим столом, пробковая доска над рабо­чим местом, дверца холодильника — это тоже доски планирования. При этом правила организации досок планирования для командной или индивидуальной работы будут одни и те же. Использование данно­го инструмента позволяет связать несколько контекстов. Чаще всего встречается структурирование задач по таким «кайросам», как «люди» и «задачи/ проекты».

    <…>

    MS Outlook. Контекстное планирование в MS Outlook удобно нала­живать с помощью категорий задач. Создавая задачу, ей можно присво­ить одну или несколько категорий. Преимущество контекстного плани­рования в MS Outlook — одну и ту же задачу можно видеть из совершенно разных категорий. Например, задачу «Обсудить с преподавателем вопросы по дипломному проекту» можно отнести к категориям «Преподаватель», «Диплом», «Институт». Таким образом, мы сможем видеть эту задачу и перед разговором с преподавателем, открыв категорию «Преподаватель», и при планировании работ по проекту, открыв категорию «Диплом> и приехав в здание института, открыв категорию «Институт». В этой особенности заключается главное преимущество электронного планирования перед бумажным. Более подробно техника контекстного планирования с помощью MS Outlook будет рассмотрена в главе 8 дан­ного учебного пособия.