страница1/14
Дата06.02.2018
Размер4.48 Mb.

Пленарное заседание


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



МАТЕРИАЛЫ

КРАЕВОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ,
ПОСВЯЩЕННОЙ ГОДУ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ



10 октября 2014 года

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕРМСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»,

ОТДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

МАТЕРИАЛЫ

КРАЕВОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ,
ПОСВЯЩЕННОЙ ГОДУ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ

10 октября 2014 года

Пермь

Материалы краевой экологической конференции, посвященной Году культуры в России/ Под ред. Прониной Н.А., Мевх А.В., Устюговой Е.Н. – Пермь, 2014 г. – с. 130
В издании представлены материалы краевой экологической конференции, посвященной Году культуры в России. В конференции приняли участие обучающиеся учреждений дополнительного образования детей, учащиеся школ, работники системы образования, специалисты природоохранных служб, представители СМИ, активисты общественных организаций.

В материалах сборника отражены вопросыистории экологического образования в регионе.Широко представлен опыт образовательных учреждений Пермского края по формированию экологической культуры населения и использованию регионального компонента в исследовательской деятельности учащихся. Также рассматриваются методические и дидактическиеаспекты экологического образования.

Издание адресовано педагогам дополнительного образования, учителям-предметникам, педагогам дошкольных образовательных учреждений.
©Краевая экологическая конференции, посвященная Году культуры в России, 2014.

© ГБПОУ «Пермский агропромышленный техникум», отделение дополнительного образования детей «Экологический центр».


СОДЕРЖАНИЕ

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

«ОПЫТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕРМСКОГО КРАЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКООГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ»

Давыдова И. Л. Использование цифровой лаборатории для исследования окружающей среды………………………………………………………………………………………………...6

Дикусар Т. В.Принципы экологической подготовки учащихся в условиях

реализации ФГОС……………………………………………………………………………….…7



Курганова Л. А.Формирование экологической культуры населения по вопросам энергосбережения……………………………………………………………………………….….9

Лобанова Е. С.Формирование экологической культуры обучающихся Пермского района в учреждении дополнительного образования……………………………………………………...10

Мартюшева С. В.Формирование экологической культуры на территории Суксунского района………………………………………………………………………………………………11

Новикова З. Ю.Формирование экологической культуры в процессе работы на базе платформы глобальной школьной лаборатории……………………………………………..….13

Реньжина С.В. Методическая разработка выступления экологического театра «ЭкoLife»....14
СЕКЦИЯ «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ»



Болотова М. А., Коньшина В. Н. Опыт формирования экологической культуры школьников в летнем лагере средней общеобразовательной школы п. Уральский…………..16

Гаврилова Н. В.Экологическая работа в начальной школе (из опыта работы)…………………………………………………………………………………………..….17

Гусева В. А.Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочной работе…..…………………………………………………………………………………………...19

Казакова Т. П.Организация природоохранной деятельности учащихся в Дубровской СОШ «МОЙ КРАЙ - МОЙ ДОМ»(из опыта работы)……………………………………………….20

Кучукбаева Р. М.Экологическое образование и воспитание учащихся одна из важнейших задач современной школы………………………………………………………………………...21

Падерина М. В.Учимся читать «волшебную книгу природы»………………………………..23

Паздникова Е. Е. Из опыта работы объединения «Мастерская природы» (г. Чёрмоз)……...24

Пермякова Л.Н. Экологическое краеведение в основе воспитания культуры и патриотизма юныхкунгуряков………………………………………………………………………………….25

Посохина Т. В.Если не они, то кто же?........................................................................................27

Пшеничникова Т.Г.От проектного задания к социальному проекту………………………..28

Сайкинова Л. Ю.Формирование экологической культуры школьников…………………….30

Склюева О. И.Система экологического воспитания и образования в Паклинской школе…31

Тетерина С. В.Воспитание экологической культуры у детей и подростков…………………33

Умпелева М. В.Экологическое образование учащихся на базе сельской школы………………………………………………………………………………………………34

Рожнёва И. В. К вопросу экологического воспитания в семье………………………………..36
СЕКЦИЯ «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Белик М. И.Музей-экспериментариум как форма работы по экологическому воспитанию обучающихся………………………………………………………………………………………37

Бобина С. С. Проект «Дорогою Добра» в системе работы образовательного учреждения…39

Борисова И. Г., Пушкарева Т. Б.Экологический комплекс «Живой мир» - фактор развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся…………………………………41

Веретенникова И. Н.Преемственность экологического воспитания школьников основного звена на уроках ОБЖ………………………………………………………………………………42

Зорина Е. И.Мир природы своими руками……………………………………………………..43

Макарова Е. В. Работа школы и семьи по воспитанию экологической культуры школьников………………………………………………………………………………………...43

Малышева О. В.Интеллектуальное экологическое лото «БО-ЛО-ТО!»……………………..46

Поповцева А. И.Надо спешить творить добро…………………………………………………48

Рязанова И. И.Формирование экологической и информационной компетентности учащихся через реализацию программы «ЭКОинформашка»……………………………………………..49

Трефилова Р. П.Природоохранная акция «Речная лента»……………………………………51

Федулова Л. К. Школа экожизни. Экологический след. ………………………………………51

Фуреева Е. И.Формирование экологической культуры у обучающихся в условиях реализации педагогических проектов……………………………………………………………54

Худеева И. А.Школьное лесничество действует (из опыта работы школьного лесничества «Север»)…………………………………………………………………………………………….55

Юшкова Л. К.Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования экологической компетентности…………………………………………………………………..57
СЕКЦИЯ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ»

Баянова С. Н.Сравнительная физиолого-гигиеническая оценка восприятия информации с электронного и бумажного носителей……………………………………………………………58

Валеева О. А. Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии в МОУ «Фроловская СОШ» Пермского района………………………………………………………….59

Кайгородова А. Н. Сохраним жизнь на планете Земля………………………………………...61

Каракулова Л. В. «Программа Google Планета Земля в социальных исследованиях школьников»……………………………………………………………………………………….62

Колегова К.Сортоизучение лилий и последующее размножение их чешуйками………………………………………………………………………………………….64

Посохина Е.ОйконимыТроельжанского сельского поселения Кунгурского района Пермского края…………………………………………………………………………………….66
ЗАОЧНОЕ УЧАСТИЕ

Бакилина Л. М.Как состояние атмосферного воздуха г. Перми влияет на здоровье человека? (Ролевая игра для 8 классов)………………………………………………………….67

Бартова Л. Г.Брейн-ринг для начальной школы по теме «Деревья-наши друзья»………….69

Белова В. М. Факторы риска развития наркомании среди старшеклассников………………70

Богданова Н. А. Воспитание экологической культуры обучающихся через уроки технологии и внеурочную деятельность……………………………………………………………………….71

Ваганова Л. Н.Исследование видового разнообразия раннецветущих растений окрестностей д. Лужки…………………………………………………………………………………………….73

Вахрушева А. М.Помогите пернатым…………………………………………………………..74

Вековшинина А. С.Биоиндикация почв с помощью дождевых червей……………………..75

Веселухина Ю. В., Сюткина Г. П.Опыт организации проекта по природоохранной деятельности на базе ДОУ………………………………………………………………………...73

Волегова Л. М. Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе «Что за чудесница водица – волшебница»…78

Долганова И. С.Экскурсия в парк………………………………………………………………80

Дьячкова Н. Б. Поход«Путешествие в лесную сказку»……………………………………….81

Ершова Н.Н. Проект «Сад развития чувств» как форма внеклассной работы по экологическому просвещению и здоровьесбережению…………………………………………82

Житникова Г. А. Экологические воспитание на уроках литературы. Из опыта работы……83

Калистратова М. Моя малая Родина – деревня Крохово……………………………………...85

Квасов К. А.Удивительный мир пруда…………………………………………………………86

Квасова М. Н.Интеллектуальная игра «Ресторан-кафе «СТРИЖ»…………………………...88

Кнурова Н. В.Экологическая акция «СИНИЦА» как способ развития экологических компетенций дошкольников в области орнитологии…………………………………………...89

Коротецкая А. Я.Исследование влияния экологических факторов на состояние зелёных насаждений с. Ленск……………………………………………………………………………….91

Кривощёкова Г. Ю., Томилова И. М. Организация тематических недель в сфере экологического воспитания детей дошкольного возраста……………………………………...92

Кужлева Е. В.Экологическая составляющая школьного курса «География» в Еловской школе……………………………………………………………………………………………….93

КузьминаИ.Н. Школьная акция «Покормите птиц»…………………………………………..94

Кустова Н. Н. Формирование у детей экологического миропонимания …………………….95

Лебедева С. В.Организация осенней прогулки с детьми старшего дошкольного возраста…96

Мажникова М. Л.Исследование видового разнообразия насекомых окрестностей

с. Ленск……………………………………………………………………………………………. 98



Негодяева С. Г.Природоохранная деятельность как необходимое условие формирования экологической культуры учащихся………………………………………………………………99

Никонова Л. Л.Эко-отряд как форма экологического образования младшего школьника (из опыта работы)…………………………………………………………………………………….101

Обвинцева И. С. «Игры-тренинги, как одна из инновационных форм работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста»…………………………………102

Павлюкова С. А.Применение дистанционных образовательных технологий для организации образовательной деятельности учащихся отделения «Экологи-флористы» Краевой заочной школы естественно-математических наук………………………………….103

Петрова Е. Е. Развитие экологической культуры через проектно-творческую деятельность обучающихся……………………………………………………………………………………..105

Пигасова А. А.Влияние твердых бытовых отходов на видовое разнообразие фитоценоза 105

Полушкина Н.В.Опыт работы МБОУ «Плехановская СОШ» по экологическому воспитанию школьников………………………………………………………………………...107

Пузырёва Т. Ю., Пузырёва Л. О.Виртуальные экологические конкурсы как новое направление в работе с молодежью……………………………………………………………..108

Рязанова А. И.Солнечный берег……………………………………………………………….110

Садыева Е. А.Формирование основ экологической культуры младших школьников……111

Сергеева А. С. «Как помочь ребенку подготовиться к публичному выступлению» (Методические рекомендации по подготовке ребёнка к публичному выступлению)………113

Собянина В. Н. Из опыта организации деятельности творческих объединений (Отделение дополнительного образования детей «Экологический центр»)……………………………….114

Струнина Ю. Г. Воспитание экологической культуры через исследовательскую и проектную деятельность…………………………………………………………………………116

Терехова Н. Ю. Искусство в нашей жизни……………………………………………………117

Устюгова Е. Н. Опыт краевой заочной школы естественно-математических наук в формировании экологической культуры учащихся……………………………………………119

Фуреев И. Л.Оценка микроклимата учебных кабинетов Гимназии №1 г. Соликамска и разработка многофункционального устройства по очистке и увлажнению воздуха……….121

Цейслер Н. Н. Мы строим город Экоград!.................................................................................122

Якунина Т. В.Народный праздник в помощь экологическому воспитанию (Из опыта работы лагеря с дневным пребыванием «Солнышко» на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Еловская средняя общеобразовательная школа»)…...123
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

«ОПЫТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕРМСКОГО КРАЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКООГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ЛАБОРАТОРИИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Давыдова Ирина Леонидовна,

учитель химииМОУ «Юго-Камская средняя

общеобразовательная школа»Пермского района

С 2010 года общеобразовательные учреждения переходят на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, в рамках которых школьники должны наряду с теорией получить как можно больше практических занятий. Под эту программу школы получили комплекты цифровой лаборатории «POLYTECHiLAB» для работ по химии, физике, биологии и других естественнонаучных предметов. Лаборатория предназначена для проведения широкого спектра исследований, демонстрационных опытов по данным предметам. В связи с этим возникла идея разработки системы дидактических и методических материалов по использованию цифровой лаборатории«POLYTECHiLAB» для получения метапредметных результатов обучения предметам естественнонаучного цикла, а также изучения состояния окружающей среды.

Для меня, как учителя химии, важно, что работа с использованием лаборатории способствует формированию познавательного интереса учащихся к предмету химия, формированию практических, прогностических навыков экспериментальной деятельности. Предусматривается знакомство учащихся с видами деятельности, необходимых для успешного изучения химии на профильном уровне, в профессиональных образовательных учреждениях, где в специализированном режиме изучается курс химии и ведется изучение или мониторинг природной среды поселений. Система работы с цифровой лабораторией позволяет изучить химические процессы, происходящие в воздухе, почве и воде, биогеохимические механизмы, обеспечивающие восстановление равновесия в кругообороте веществ в природе; антропогенные влияния, нарушающие замкнутость циклов; способы устранения или уменьшения последствий этих воздействий.

В освоении данного оборудования наблюдается неподдельный интерес как школьников, так и педагогического коллектива. Использование цифровых лабораторий способствует повышению эффективности учебного процесса, степени наглядности эксперимента и визуализации его результатов, формированию у обучающихся умений и навыков решения исследовательских задач, адаптации к условиям быстро меняющейся среды и увеличивающегося потока информации. С помощью цифровых измерительных приборов появляется возможность уменьшить время, затрачиваемое на организацию и проведение фронтального и демонстрационного эксперимента, расширить список экспериментов проводимых как в пределах учебного помещения, так и в полевых условиях, в том числе с использованием традиционного оборудования химической лаборатории, получать данные, недоступные в традиционных экспериментах (1).

Новое оборудование активно используется на уроках в 8-9 классах в рамках школьной программы и во внеурочной деятельности. Но временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать все возможности цифровой лаборатории. Поэтому были использованы возможности внеурочной деятельности - кружок, который рассчитан на учащихся 9 классов, заинтересованных в более глубоких знаниях по химии, а также желающих заниматься проектно-исследовательской деятельностью. Была разработана образовательная программа кружка, где разработано и апробировано 13 демонстрационных опытов с использованием лаборатории для 8-классников и 18 демонстрационных опытов для учеников 9 классов. В связи с практическим назначением «POLYTECHiLAB» лаборатория используется для написания исследовательских работ как по общеобразовательным предметам, так и в сфере экологических исследований и изучения состояния окружающей среды. Примером служат проведенные полевые работы по изучению состояния температурного режима, РН водных объектов поселения - родников, прудов, речек.

Таким образом, учащиеся смогут самостоятельно проводить доступные им исследования, планировать эксперимент, анализировать результаты опытов, увеличится интерес к вопросам применения знаний химии в повседневной жизни, моделировать способы устранения или уменьшения последствий экологических воздействий.

В процессе освоения «POLYTECHiLAB» учащиеся приобретут следующие умения и навыки:

- определять цель, выделять объект исследования;

- наблюдать и изучать явления и свойства;

- описывать результаты наблюдений;

- создавать необходимые приборы;

- представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;

- составлять отчет;

- делать выводы;

- обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;

- осуществлять проектную деятельность.

В современном мире компьютерные технологии проникли практически во все сферы жизнедеятельности, в том числе и в образование. Дети позитивно воспринимают новшества, связанные с цифровой техникой. Данный комплекс позволяет сделать шаг вперед к получению опыта пользования современными сложными техническими устройствами в условиях значимых исследований природных явлений и процессов.

Литература



  1. Громова Л.А. Демонстрационные работы по химии в основной школе с использованием цифровой лаборатории: методические рекомендации для учителей по использованию цифровой лаборатории на уроках химии в 8-9 классах общеобразовательных школ, М.: Просвещение, 2012. - 172с.


ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Дикусар Татьяна Владимировна,

учитель географии МАОУ «Гимназия № 8» г. Перми

Новые образовательные стандарты требуют от современного образования воспитать и сформировать креативную личность, понимающую суть экологии как науки, способную саморазвиваться и самосовершенствоваться, умеющую реализовать себя, адекватно относиться как к обществу, так и окружающей это общество среде. Для реализации новых ФГОС необходимо использовать принципы, на основании которых в условиях учебно-воспитательного процесса современной школы формируется экологическое сознание учащихся.

Что такое принцип? По определению В. И. Загвязинского, принцип – это исходное положение теории, инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции, это методологическое отражение познанных законов и закономерностей, это знания о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженные в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики (3). По мнению М. Н. Cкаткина, принципы обучения представляют нормативные положения, которыми следует руководствоваться, чтобы обучение было эффективным (5). При определении принципов обучения необходимо учесть: цели обучения, закономерности обучения, способы использования закономерностей, конкретные условия, в которых происходит обучение.

Под методическим принципом понимается исходное положение, лежащее в основе наиболее оптимальных методов, способов и средств организации учебно-познавательной деятельности учащихся с целью раскрытия и реализации содержания учебного предмета (2). Исходя из этого, выделяются принципы, на которые можно опереться с целью экологической подготовки учащихся в условиях реализации ФГОС.



1) Принцип системности – обеспечивает развитие экологического образования как системы. Принцип системности, который является одним из принципов биологического познания, позволяет реализовать потребность в целостном видении природы, это «принцип исследования, сориентированный на выяснение стабильности, устойчивости, соответствия явлений, их взаимодействия» (4).

Таким образом, данный принцип предполагает разработку системы методов, форм, средств организации учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование экологической культуры во взаимосвязи внешних и внутренних факторов образовательной среды.



2) Принцип интеграции и дифференциации.

Принцип интеграции обусловливает единство и взаимосвязь целей биологического и экологического образования; функциональную зависимость содержания от целей и задач; единство содержательной и процессуальной сторон образования; взаимосвязь биологического и экологического образования; единство обучения и воспитания.

Принцип интеграции является ведущим принципом, обеспечивающим взаимопроникновение новообразования в процессе усвоения знаний, ценностей, формирования умений, навыков и норм поведения. Интеграция как методологический и дидактический принцип оказывает влияние на все компоненты образовательного процесса: целевой, мотивационно-проектировочный, содержательный, организационно-управленческий, оценочно-результативный. Интеграция – один из принципов экологического познания, который необходим для включения экологических знаний, ценностей в систему мировоззрения личности школьника.

Принцип дифференциации диалектически противоположен интеграции. Дифференциация раскрывает веер возможностей для выбора индивидуальных образовательных траекторий достижения конечного результата, для удовлетворения интересов, склонностей и способностей обучающегося, для учёта его психофизиологических особенностей и уровня развития, что также требует максимального разнообразия образовательных условий и педагогических подходов (1).

В основу дифференциации могут быть положены различные критерии: уровень развития общества, его социальный заказ образовательному учреждению, интересы и склонности, возможности и способности учащихся и т.п.

3) Принцип региональностипозволяет ориентировать учащихся на решение актуальных для региона экологических проблем города, района, в котором он проживает.

4) Принцип самостоятельности выражается в инициативности, умении правильно спланировать, организовать и провести какой-либо экологический вид деятельности.

5) Принцип индивидуальной и коллективной деятельности. Этот принцип базируется на возрастных особенностях учащихся и решает проблему индивидуальной и коллективной форм организации учебных занятий. Сотрудничество и товарищеская взаимопомощь при этом создают приятную эмоциональную атмосферу, которая влияет на развитие интереса и продуктивность обучающего процесса.

Этот принцип определяет психологические требования к процессу организации учебно-познавательной деятельности: учёт индивидуальных особенностей каждого учащегося при работе в коллективе, небольших группах для решения общих целей и задач.

Литература


  1. Алексеев С.В. «К вопросу о разработке регионального компонента содержания школьного образования». Тезисы докл. в сб: «Проблемы Северо-Запада: экология и образование». – СПб, 1999. С.17.

  2. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. – М.: Высшая школа, 1991. – 208 с.

  3. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб.пособие / В.И. Загвязинский. – М.: «Академия», 2006. – 192 с.

  4. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М., 1991. – 160 с.

  5. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Учеб. пособие /Под ред.М.Н. Скаткина.- М.: Просвещение, 1982. – 319 с.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Пленарное заседание