• Плетение предметов быта из корней кедра у народа ханты
  • Объект исследования
  • Методологическая основа исследования
  • На защиту выносятся следующее положение
  • ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КЕДРА В ЖИЗНИ НАРОДА ХАНТЫ. История кедра
  • Кедр в мировоззрении ханты
  • Плетение как один из видов художественного ремесла
  • ГЛАВА 2. ПЛЕТЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ БЫТА ИЗ КОРНЕЙ КЕДРА У НАРОДА ХАНТЫ. 2.1. Заготовка корня кедра
  • 2.2. Технология плетения корневатиков у народа ханты



  • страница1/5
    Дата23.12.2018
    Размер3.31 Mb.
    ТипРеферат

    Плетение предметов быта из корней кедра у народа ханты


      1   2   3   4   5



    ПЛЕТЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ БЫТА ИЗ КОРНЕЙ КЕДРА

    У НАРОДА ХАНТЫ

    Автор:

    Покачева Алеся Николаевна

    ученица 9 «А» класса

    Интернат для детей из числа КМНС при МБОУ «Школа №1 имени В. И. Муравленко»


    Руководитель:
    Тукумбетова Гульгена Фахрисламовна

    воспитатель

    Интернат для детей из числа КМНС при МБОУ «Школа №1 имени В. И. Муравленко»



    Муравленко, 2016



    Плетение предметов быта из корней кедра у народа ханты
    Покачева Алеся Николаевна

    Ямало-Ненецкий автономный округ

    г. Муравленко

    интернат для детей из числа КМНС

    при МБОУ «Школа №1 имени В. И. Муравленко»

    9 «А» класс



    Краткая аннотация
    Подрастающая молодёжь народа ханты отходит от традиционного образа жизни, нарушается связь поколений, уходят из жизни пожилые люди, владеющие традиционными ремёслами.

    По изготовлению предметов быта народа ханты из корней кедра практически нет информации ни в книгах, ни в интернет источниках. Поэтому нашу исследовательскую работу мы проводили, основываясь на информацию, полученную в ходе интервьюирования Сопочиной Галины Степановны и Покачевой Нины Никитичны. Нам хотелось выявить технологию плетения из корней кедра и разработать технологическую карту. Мы надеемся, что получившаяся работа будет применяться педагогами школ и интернатов в кружках декоративно-прикладного творчества народов Севера.

    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4
    ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КЕДРА В ЖИЗНИ НАРОДА ХАНТЫ

    1.1. История кедра …………………………………………………………8

    1.2. Кедр в мировоззрении ханты .………………………………….…….9

    1.3. Плетение как один из видов художественного ремесла……………10


    ГЛАВА 2. ПЛЕТЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ БЫТА ИЗ КОРНЕЙ КЕДРА У НАРОДА ХАНТЫ

    2.1. Заготовка корней кедра ……………………………………………...14

    2.2. Технология плетения корневатиков у народа ханты..……...............16
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….19
    ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………….………..21
    ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….23


    ВВЕДЕНИЕ

    Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих, передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам.

    Ямало-ненецкий автономный округ — территория, где наиболее полно сохраняется традиционный уклад жизни ханты. Основа такого уклада — система природопользования, сложившаяся веками. Основные занятия народа ханты — оленеводство, охота и рыболовство. В то же время наш округ — это один из наиболее быстро развивающихся нефтедобывающих районов. Всё больше даёт о себе знать тенденция отхода национальной молодёжи от традиционного образа жизни. Теряется уникальность культуры северного народа, забываются обычаи, традиции, ремёсла. С развитием нефтяных и газовых месторождений нарушается традиционный уклад жизни коренного населения, ухудшается экологическое состояние - молодёжь отходит от традиционного образа жизни, происходит забвение и утрата формировавшихся веками духовных ценностей, нарушается связь поколений, уходят из жизни пожилые люди, владеющие традиционными ремёслами. Практически утрачена трудоемкая, технологически сложная традиция плетения корневатиков1[3].

    Кедр всегда занимал и занимает сейчас важное место в изготовлении предметов материальной культуры ханты [5]. В кедре ценно все: древесина, орехи и корни. Корни кедра эластичны, прочны и долговечны. Извлечённые несколько лет назад корни, если их замочить в воде, сохраняют свои свойства. Кедровые леса оберегались, и древесина кедра не использовалась как строительный материал, а только как поделочный и для изготовления лодок. Для этой цели разрешалась рубка неплодоносящих деревьев.

    Поклонение природе – характерная черта народа ханты. Ханты считают, что «… дерево встречает человека и провожает в неземной мир». Деревья являются одним из замечательнейших творений природы[9]. «Деревья – друзья, деревья – пища, деревья – красота, деревья – вчера и сегодня, деревья - много зим наперед». Так говорится в одной из хантыйских сказок.

    В то же время, как показал анализ литературы, по изготовлению изделий предметов быта народа ханты из корней кедра недостаточно информации, и эта проблема не являлась предметом специального исследования. На сегодняшний день среди народа ханты, ведущих традиционный образ жизни на территории, прилегающей к городу Муравленко, известно всего несколько человек, владеющих технологией изготовления корневатиков, ни для одного из которых это не является ремеслом.

    Потребность практики в целостном подходе к изучению использования корней кедра в прикладном искусстве народа ханты и неизученность данной проблемы послужили основанием для выбора темы исследования: «Плетение предметов быта из корней кедра у народа ханты».

    Проблема исследования: какие технологии плетения из корней кедра используются у народа ханты.

    Объект исследования: декоративно-прикладные ремесла народа ханты.

    Предмет исследования: технология плетения предметов быта из корней кедра у народа ханты.

    Цель исследования: изучить и определить технологию плетения из корней кедра, используемых у народа ханты.

    В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:



    1. Изучить историю кедра и раскрыть роль и значение кедра в мировоззрении ханты.

    2. Изучить литературу по использованию корней кедра при изготовлении предметов быта народом ханты.

    3. Выявить способы подготовки материала и технологии изготовления изделий из корней кедра.

    4. Изготовить корневатик из корней кедра и составить технологическую карту.

    Гипотеза исследования: Если разработать технологическую карту плетения из корней кедра у народа ханты, то данный вид ремесла будет сохраняться и возрождаться в культуре этого народа, так как подрастающее поколение не владеет технологией плетения и этот вид ремесла у народа ханты практически утерян.

    Методы исследования: теоретический анализ литературы, сбор и анализ информации для выявления способов обработки корней кедра и технологии изготовления предметов быта из корней кедра, беседа, интервьюирование.

    Методологическая основа исследования: известные способы обработки материала из корней кедра и технология плетения, используемая народом ханты.

    Практическая значимость исследования состоит в систематизации полученной информации, разработки технологической карты изготовления предметов быта из корней кедра, которые возможно будет использовать на кружке декоративно-прикладного творчества народа ханты «Верты-Ави» в интернате, с целью сохранения данного ремесла в культуре народы ханты.

    Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.



    Во введении обосновывается актуальность темы, определяются проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования, его практическая значимость.

    В первой главе проводиться анализ литературы, изучается история кедра, рассматривается роль и значение кедра в мировоззрении народа ханты, плетение из корней кедра как вид художественного ремесла.

    Во второй главе «Плетение предметов быта из корней кедра у народа ханты», представляются способы сбора и подготовки материала, технология плетения предметов быта народа ханты из корней кедра, приводятся разработанные технологические карты.

    В заключении изложены основные выводы по проведенному исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

    Общий объем исследовательской работы составляет 20 страниц машинописного текста, в работе приведены таблицы, рисунки. Список литературы включает 18 наименований.

    Приложение содержит материалы исследовательской работы.

    На защиту выносятся следующее положение:

    1. Традиции и ремёсла народа ханты надо изучать и использовать в воспитании подрастающего поколения.


    ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КЕДРА В ЖИЗНИ НАРОДА ХАНТЫ.

      1. История кедра

    Кедр - одно из самых красивых и величественных деревьев. Кедр издревле являлся составной частью духовной и практической жизни многих народов. Первые сведения о кедре теряются в глубине веков. Кедр считается священным, благородным деревом. В античные времена древесина кедра вместе с золотом и серебром считалась первоклассной военной добычей. Кедр - долгожитель, живет до 550 лет. За это время миллионы его иголок улавливают из космоса светлые излучения. Днем и ночью кедр принимает и накапливает в себе весь спектр энергии. Когда ее оказывается недостаточно в космосе или во всем живом на Земле, кедр отдает эту энергию.

    Еще когда в Британскую Колумбию приехали первые поселенцы (200 лет назад), они обнаружили древние индейские дома из кедра, которым было по 500 лет! Эти дома были в приличном состоянии, и там жили охотники.

    Древние египтяне использовали кедр в культовых обрядах (удивительно, что найденные спустя три тысячи лет изделия из гробницы фараона сохранили не только свой внешний вид, но и запах), царь Соломон выстроил из его древесины не только огромный храм в Иерусалиме, но и свой собственный дворец, а так, же корабли своего царского флота. Большим спросом пользовался кедр у ассирийцев, древних римлян, греков и других народов. Одним из главных атрибутов кельтских жрецов была чаша смолы кедра. Жители Урала, Сибири, европейского севера знали о целебных свойствах кедра и испокон веков использовали его для лечения многих хворей и недугов.

    Особый интерес к кедру возник на исходе 20-го столетия. Это было время, когда человек устал от непрерывного напряжения и борьбы с заболеваниями, экологическими проблемами, природными катаклизмами, жизненными неурядицами, именно тогда урбанизированный мир открыл для себя все достоинства кедра[16].




      1. Кедр в мировоззрении ханты

    Основное отличие хантыйского мировоззрения заключается в неразрывной связи человека со всем его окружающим миром: животными, растениями, водой, землёй, сторонами горизонта, небесными светилами, космосом. Материал, из которого ханты делали какие-то вещи, должен был удовлетворять символическим требованиям: гроб-колода делается из кедра (кедр – часть темного, нижнего мира), а детская колыбель – из березы (береза – часть светлого, верхнего мира, где нет болезней) [5].

    Прежде чем срубить нужное дерево, ханты обращались к нему и местному духу-хозяину с объяснением, что это не прихоть, а необходимость существования. Ханты полагают, что бывают люди, которые могут слышать едва уловимый разговор деревьев. Такой человек может общаться с деревом, не спрашивая разрешения у лесного хозяина. Деревья занимали очень большое место в традиционном мировоззрении: пары деревьев называли близнецами; деревья якобы могли мстить друг за друга, перешептываясь листвой; дерево, имеющее на вершине семь ветвей, считалось священным. Считалось, что черемуха привлекает к себе злых духов, а рябина, наоборот, отпугивает. Для духа жертвы привязывали на сосну, для духа голода – на осину (листья дрожат как человек от слабости). По существу нет дерева или растения, которое не занимало бы места в мировоззренческой системе ханты, хотя они не имели никакого практического значения. На территории Ханты-Мансийского округа кедр издревле считался священным деревом, рубить его было запрещено. Кедр у ханты и манси - символ мужества и вечности. Они верят, что бог неба сотворил кедр раньше других деревьев. Предки ханты искали поддержку и у деревьев. Пару растущих рядом больших деревьев называли бабушкой и дедушкой; кроме того, дерево мыслилось как лестница, которая связывала земной, подземный и небесный миры[9].

    Отношение народа ханты к дереву кедр прослеживается в народном фольклоре: мифах, легендах, сказках[15]. Также очень много стихотворений о кедре и кедровых лесах написано коренными жителями (Приложение 1).


      1. Плетение как один из видов художественного ремесла

    Плетеные изделия из различных материалов были известны людям древнего мира. Находки археологов в Египте, на Ближнем Востоке и в Европе показывают, что еще в период неолита изготовляли плетеные предметы из мягких растительных материалов: травы, тростника, папируса и других. Составляя из этих материалов жгуты, их последовательно накладывали друг на друга кольцами, спиралями или параллельно и скрепляли поперечными мягкими связками. В античную эпоху для плетения стали использовать ветки деревьев и кустарников (особенно ивы), корни деревьев и другие материалы[12].

    Ученые считают, что плетению человек научился гораздо раньше, чем гончарному делу. Из длинных гибких ветвей различной толщины плел он жилища и хозяйственные постройки, изгороди, мебель, кузова саней и повозок, а также корзины, имеющие самое разнообразное назначение. Без корзин, этих универсальных плетеных сосудов, трудно представить себе быт любого народа. В зависимости от назначения им придавали самые разнообразные формы, украшали плетеными узорами из окрашенных прутьев. Различные приемы плетения, передаваемые из поколения в поколение, постепенно совершенствовались, становясь более рациональными[17].

    В сравнительно недалеком прошлом плетеные изделия являлись предметами первой необходимости. Занимая большое место в быту многих народов, они обладали чертами яркого национального своеобразия.

    Ассортимент товаров в начале ХХ века (до первой мировой войны) был очень велик: всевозможная мебель (стулья, столы, кресла, диваны, кушетки, качалки, шезлонги, купальные будки, детские коляски и кровати, ширмы, этажерки, газетницы, цветочницы, нотницы), дорожные принадлежности (сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки), так называемый мелкий товар (корзиночки самого различного назначения – для бумаг, ключей, перчаток, рукоделия, цветов и фруктов, хлебницы, сухарницы, плетеные тарелочки, красивые коробочки для кондитерских изделий), а также игрушки (погремушки, разные машины, кукольные мебельные гарнитуры, посуда и пр.) [16].

    В наше время мало кто знает, о плетении из корней кедра. Ещё меньше осталось мастеров, профессионально владеющих художественной обработкой этого материала. Корень хвойных пород деревьев прочный, красивый. Его раньше чрезвычайно широко использовали в изготовлении различной домашней утвари.

    Однако большая трудоёмкость, сложность заготовки сырья, а главное, изменение быта населения и уход из него ставших не нужными современному человеку предметов резко уменьшили потребность в плетённых из корня вещах[10].

    Корень хвойных деревьев сосны, ели, пихты - применяются в плетении с глубокой древности. Плетёные из корня изделия - прочные и красивые корзины, короба - встречаются на обширной территории у разных народов нашей страны. Ещё не так давно из корня плели особой формы корзины - полусферические, с одной ручкой, как бы замыкающей эту сферу, или широкие, овальные, с двумя отверстиями-ручками на острых концах.

    Плетение из корня гораздо более трудоёмкое, но оно имеет преимущества по сравнению с плетением из других материалов, заключающиеся не только прочностью, но и в красоте материала, а также в особой фактуре плетения.

    Широко было распространено у обских угров плетение сосудов из корней кедра. Такие сосуды, с выпуклыми стенками и крышками , с ремешками, были водонепроницаемыми, в них грели воду[4].

    Кедр всегда занимал и занимает сейчас особое место в жизни ханты и манси - он дает ценные орехи, хорошую древесину, корень. Корень кедра, по сравнению с корнями других деревьев, эластичный и прочный. Одной из его особенностей является свойство долго сохранять свои качества: если материал, приготовленный даже несколько лет назад, замочить в воде, то через некоторое время с ним можно работать. Корень применялся и применяется при строительстве домов, в рыболовстве для изготовления ловушек. Из корня кедра делали предметы домашней утвари разной формы и объема в зависимости от назначения. Для плетения кедровый корень раскладывали и расщепляли на длинные ленты. Работа с корнем в традиционной среде считалась мужской работой – требовалась большая физическая сила[12].

    Размеры и формы корневатиков различаются существенно. По форме можно выделить два основных вида – круглые и прямоугольные, вариантов имеется множество. Стенки круглых коробочек расширяются, начиная от дна, а к крышке снова сужаются; у прямоугольных - стенки вертикальные и лишь в верхней части резко сужаются. Крышки накладные, плоские, конусовидные, четырехскатные или с уступами. Размеры плетеных коробок по районам варьируются. Стенки и крышка украшаются геометрическим узором, который получается при вплетении полосок, окрашенных естественным красителем, чаще всего из отвара коры лиственницы. Такие коробки применяют для хранения швейных принадлежностей. Различаются корневатики по назначению: для хранения мелких предметов – наконечников стрел, бляшек, кусков рога, небольших инструментов; для шкуры, камуса и под чайную посуду изготавливали большие. Для хранения ритуальных предметов изготавливали специальные корневатики [8].

    Изделия из корня кедра были рассчитаны на долгий срок службы, делали их в небольших количествах и тщательно. Это ремесло никогда не было товарным, добыча корня ценного дерева не была масштабной, кедры не уничтожались[12].

    Из рассказа Сопочиной Галины Степановны (бабушка Покачевой Алеси), Покачевой Нины Никитичны (мама Алеси) мы узнали, что кедровый корень применялся при строительстве жилища (корнем скрепляли между собой строительный материал), для изготовления орудий рыбной ловли (ловушек), лодок, домашней утвари, детских колыбелей. Работа с корнем считалась мужской, так как требовалась физическая сила. Галина Степановна раньше использовала большие корневатики в качестве коробок и сундука. Там она хранила шкурки пушных зверей, тряпочки и всякую мелочь, так же в них хранили наконечники стрел, игрушки, посуду[6].

    Исследования корневатиков начались ещё в XIX веке. Путешественники отмечали тонкости приготовления сарги (тонкая лента из кедрового корня или черёмуховой древесины) для работы и её применения при плетении верёвок, кручёных верёвок, которые употребляются исключительно при устройстве неводов, изготовлении корневатиков различной формы.

    У восточных ханты зафиксирован ещё один вид плетёных вместилищ — тарелки. О них есть лишь единичные данные [4].

    Сегодня корневатики утратили свое хозяйственное значение. Постепенно ремесло исчезло на бо́льшей части прежнего ареала. И, хотя корневатики хранятся в фондах большинства музеев Ханты-Мансийского округа, современных мастеров осталось очень мало. В 2010 году корневатик номинировался на одно из чудес финно-угорского мира[2].



    ГЛАВА 2. ПЛЕТЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ БЫТА ИЗ КОРНЕЙ КЕДРА У НАРОДА ХАНТЫ.

    2.1. Заготовка корня кедра

    Не каждый корень кедра годен для изготовления корневатика. Во-первых, кедр выбирали в сосновом бору. В смешанном лесу или хвойном бору часто можно встретить вывороченные с корнем деревья – выворотни. Обычно их много на полянах или ближе к опушке – здесь есть где разгуляться буре.

    Если приглядеться, то по краям лунки, оставшейся от вывороченного корневища, видны торчащие концы корней. Иной раз достаточно слегка потянуть – и на поверхности окажется длинный и тонкий, похожий на веревку корень. Некоторые из кедровых корней имеют длину до десяти метров.

    Если нет выворотней, или пней необходимо отыскать на лесосеке кедр и, отступив от него на несколько метров, выкопать небольшую канавку. В ней можно увидеть сразу несколько скрещивающихся корней, проходящих на разных уровнях. Подцепив крючком верхний, нужно потянуть его на себя. Если почва в лесу рыхлая, корень будет легко высвобождаться. Найденный корень бережно и аккуратно вырывают из земли. В производство шли только верхние корешки диаметром 0,5—1,0 см, растущие выше основного корневища. Длина их достигает 15—20 м. Они гибкие и прочные, не подвергаются воздействию влаги [13].

    Корень извлекали из земли тупым топором, чтобы не повредить корневище. Расстояние от ствола было не менее 2—2,5 м. Если вырытый корень по каким-либо параметрам не устраивал мастера, то он укладывал его обратно в землю и зарывал. Много корней с одного дерева не брали, чтобы не погубить его [6].

    Там, где деревья растут на тяжелых глинистых почвах, корни легче выкапывать после небольшого дождя. Когда корень полностью окажется на поверхности, нужно его обрезать и приступить к извлечению следующего. Не всегда верхний корень извлекается из почвы легко и быстро. На каком-то участке он может уйти вглубь, и, чтобы его освободить, нужно перерезать другие корни. Лучше такой корень на время оставить и приступить к извлечению следующего. Собранные корни необходимо отряхнуть от земли, затем связать пучком и промыть в реке или в озере. Дома корни лучше сразу же очистить от коры. После этого они становятся намного тоньше.



    Для плетения корневатиков заготавливается так называемая сарга - тонкая дранка, прутья, коренья для вязки и плетенья. Для этого тонкие кедровые корни раскалывают на четыре части и затем от наружной части древесины отделяют несколько тонких слоев (Рисунок 1). Эти ленты очищают от защепин и делят на более узкие ленты. Лента, свёрнутая в кружки, высушивается и хранится до надобности. Вымоченный в воде материал имеет те же свойства, что и свежий. Также из кедровой сарги раньше плели верёвки. Хранить корни в сухом помещении можно сколько угодно [13].

    Изделия из корня кедра были рассчитаны на долгий срок службы, делали их в небольших количествах и тщательно. Это ремесло никогда не было товарным, добыча корня ценного дерева не была масштабной, кедры не уничтожались [6], поэтому мы не ставим вопрос о производстве сувениров, а только стремимся восстановить технологию изготовления корневатика.


    Рисунок 1

    Беседуя с Сопочиной Галиной Степановны и Покачевой Ниной Никитичной, нам удалось собрать фактический материал и составить технологическую карту обработки корня кедра и плетения корневатиков (Приложение 2).



    2.2. Технология плетения корневатиков у народа ханты

    В изделиях некоторые мастера сочетали корневое плетение с другими материалами, например с берестой (Рисунок 2). Опытные мастера никогда не рисовали эскизов своих изделий, а плели свои корневатики «как красота и мера скажут». Но такой подход в работе доступен только очень опытным мастерам, а начинающему нужно разработать форму и пропорции изделия.

    При выделывании корневатиков применяли особую технику плетения – спиральную. Укладывая спиральными витками более толстый березовый прут – основу, последовательно обвивали виток за витком тонким корнем – оплеткой. Корневатики, выполненные в технике спирального плетения, можно разделить на три основных вида, отличающихся не только фактурой плетения, но также прочностью и плотностью.

      1   2   3   4   5

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Плетение предметов быта из корней кедра у народа ханты