• З.А.Рыжикова
  • Я.И. Кузьминов



  • страница1/5
    Дата24.09.2018
    Размер0.77 Mb.
    ТипДоклад

    По- моему то, что Гимпельсон показал, то в точности и показывает, это в большинстве и показывают, ничего удивительного в этом нет


      1   2   3   4   5

    Стенограмма заседания экспертной группы №7 «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика» от 9 апреля 2011 г.
    Я.И. Кузьминов: Сегодня мы решили собраться и поговорить о неформальной занятости, более предметно. У нас Зинаида Александровна Рыжикова сначала сделает доклад о методологии статистической оценки, как это делает Росстат. А потом Владимир Ефимович сделает доклад на основе исследования Центра, который возглавляет. Пожалуйста, Зинаида Александровна.
    З.А.Рыжикова: Тема достаточно сложная, и нас, Росстат критикуют со всех сторон: правильно ли мы все это измеряем? Но, тем не менее, такая методология существует, она согласована. В свое время, когда мы разрабатывали методологические положения о занятости в неформальном секторе, в Росстате были эксперты МОТ. Они просматривали, и выдана была такая резолюция, что те методологические подходы, которые применяет Россия в оценке занятости в неформальном секторе, находятся в рамках международных стандартов, которые приняты по данному вопросу.

    Какие на сегодняшний день существуют международные стандарты относительно оценки занятости в неформальном секторе, неформальной занятости? Это, прежде всего, резолюция о статистике занятости в неформальном секторе, которая была принята в 1993 году на XV Международной конференции статистиков труда. Второй документ: это Рекомендации группы экспертов ООН по статистике неформального сектора. Это Делийская группа, она так называется по месту, где она собирается. Она собирается в Дели. Эти рекомендации были приняты в 1999 году. Следующий документ, который был принят и где говорится о методологии измерения занятости в неформальном секторе, это руководство ОЭСР по измерению ненаблюдаемой экономики. Там целый раздел есть в этом руководстве, оно было принято и утверждено в 2002 году. И еще один документ в 2003 году, который принят на XVII Международной конференции статистиков труда, это рекомендации, касающиеся статистического определения неформальной занятости.

    Какие у нас стандарты, принятые в Резолюции о статистике занятости в неформальном секторе? Эта Резолюция была принята для того, чтобы оказать содействие национальным статистическим службам в разработке определений, классификаций, методов сбора данных по той части экономике, которая не наблюдалась обычными методами. И здесь предполагалось, что при определении границ неформального сектора в обязательном порядке должна быть связь с СНС. И поэтому раздел по занятости в неформальном секторе, он включен в устав СНС - 93. Резолюция по статистике занятости в неформальном секторе содержит определения неформального сектора, рекомендации по методам сбора данных. Значит, определение неформального сектора, которое принято в резолюции, дает возможность странам определять границы этого сектора с учетом национальных особенностей. Согласно Резолюции XV конференции, разграничение между формальным и неформальным сектором должно проводиться на основе характеристик предприятий, в которых работают люди, и их юридического статуса, также характера бухгалтерского учета и рыночной деятельности этих предприятий.
    Необходимо учитывать, что… Я, мне кажется, не совсем в этом месте поставила разграничение. Да. Немного дальше будет разграничение между неформальным сектором, теневой и скрытой экономикой. Согласно Резолюции, неформальный сектор, в широком плане, можно определить как совокупность единиц занятых производством товаров и услуг с основной целью, обеспечить работу и доход для тех, кто связан с этими единицами. Как говорится в Резолюции, эти единицы характеризуются низким уровнем заработной платы, уровнем организации, небольшими размерами и низкой капиталоемкостью. Трудовые отношения, если они там есть, базируются на привлечении случайных работников.

    Для определения единиц неформального сектора предлагается использовать один или два критерия, в зависимости от условий страны: юридический статус предприятия, размер предприятия по численности работников. И самое основное: это должно быть рыночное производство для того, чтобы включать в неформальный сектор. Для целей статистики неформальный сектор предлагается рассматривать как совокупность производственных единиц, которые, согласно определениям и классификациям СНС (систем национальных счетов), образуют часть сектора домашних хозяйств. Это уже налагает на данное определение и границы юридическую регистрацию предприятия. Согласно системе национальных счетов, предприятия домашних хозяйств – это предприятия, принадлежащие домашним хозяйствам; единицы, занятые производством товаров и услуг, не являющиеся самостоятельными юридическими образованиями, и для этих единиц не существует полного набора счетов и балансов и т.д. Эта производственная деятельность, в этих единицах, она не может быть отделена от деятельности, в общем, трудно отделить от деятельности самих владельцев и точно также движение дохода и капитала между предприятием и их владельцами. Термин «предприятие» применительно к предприятиям домашнего хозяйств используется в широком смысле. Он включает не только производственные единицы, использующие наемный труд, но также производственные единицы, которые находятся в собственности, управляются отдельными лицами, самостоятельно занятыми или помогающими членам семьи. Деятельность этих предприятий может осуществляться как внутри принадлежащего нанимателю дома, так и вне этого дома. Либо в конкретном помещении, либо без определенного места положения. И исходя из этих подходов при определении единиц неформального сектора и при учете количества предприятий неформального сектора. Хотя мы в своей статистике не учитываем количество предприятий неформального сектора. Уличные торговцы, водители такси, либо отдельные самостоятельные граждане, а также те, кто производит продукцию в домашнем хозяйстве для реализации, продажи или обмена, они будут рассматриваться как предприятие. В соответствии с подходами, которые приняты в Резолюции, даже если в одном домашнем хозяйстве есть два члена, которые работают, в собственном домашнем хозяйстве, производят собственную продукцию для продажи или обмена, но это разная продукция, они могут рассматриваться как два различных предприятия.

    Что касается населения, занятого в неформальном секторе, то для того чтобы определить круг этих лиц, необходимо, чтобы лица были заняты, по крайней мере, в одной единице неформального сектора, независимо от того, это у них основная работа, либо дополнительная.
    Понятие неформального сектора, которое принято в Резолюции, отличается от понятия теневой экономики и незаконного производства. Как в СНС определено незаконное производство? Это производство товаров и услуг для продажи, распространение, а также владение, которыми запрещено законом. И еще один вид, это производственная деятельность, обычно относящаяся к законной, которая при осуществлении не уполномоченными на то производителями, приобретает незаконный характер. Теневая экономика, согласно СНС, формируется производственными единицами, которые вовлечены в экономическую деятельность и, при этом, эта деятельность намеренно скрывается от государственных органов. Это может быть по различным причинам: как избежание уплаты подоходного налога либо НДС; избежание уплаты налогов на социальное обеспечение; использование незарегистрированных работников на предприятии; либо сокрытие и нарушение каких-либо предусмотренных стандартов: это минимальная заработная плата, продолжительность рабочего дня либо несоблюдение санитарных норм. А также деятельность, которая скрывается для того, чтобы избежать каких-либо административных процедур: представления отчетностей или каких-либо других административных норм.

    Что же касается неформального сектора, то он определяется как характеристика предприятия, а не как характеристика его деятельности или вовлеченных в него лиц. И деятельность единиц неформального сектора необязательно осуществляется с преднамеренным уклонением от уплаты налогов, хотя в последствии те, кто не регистрирует подобным образом свою деятельность индивидуального предпринимателя, их деятельность можно оценить как теневую. Но мы сейчас говорим о рамке неформального сектора, который соответствует сектору домашних хозяйств. Практическое применение этих понятий, которые были разработаны XV конференцией, давало странам довольно такое широкое поле, для того, чтобы разработать собственное понятие. И на международном уровне эти данные нельзя было свести, потому что страны применяли совершенно разные критерии, исходя из того набора, который был предусмотрен XV конференцией. Поэтому была созвана группа экспертов ООН по статистике неформального сектора, так называемая Делийская группа. Она была созвана в 1997 году, и в 1999 году она приняла рекомендации. В этих рекомендациях, было 10 рекомендаций. Набор определенных правил, которые позволяли странам разработать определенный набор данных статистических, и эти данные можно было сравнивать на международном уровне.

    Что это за рекомендации? Первая рекомендация: все страны должны использовать критерии законной регистрации: не корпоративные предприятия, типы счетов, отсутствие полного набора счетов и значение продукта. Это должен быть, по крайней мере, некоторый рыночный выпуск. Второе правило: установление предела занятости на предприятии оставляется на усмотрение стран. То есть, критерий, который был предусмотрен на XV конференции, предела занятости. Это должно быть небольшое предприятие с небольшой численностью наемных работников. Этот критерий уже можно было не использовать. Но те страны, которые не использовали этот критерий, они должны были предоставлять данные на международный уровень отдельно по предприятиям с численностью менее пяти наемных работников. И сейчас те опросники МОТ, которые приходят в Росстат для заполнения, мы заполняем по общей численности занятых в неформальном секторе, а также по численности занятых в неформальном секторе, на предприятиях с численностью менее пяти наемных работников. Если страны использовали критерий оценки занятости, то они должны были для международных сопоставлений предоставлять данные отдельно по предприятиям, которые зарегистрированы и не зарегистрированы. Но мы не используем критерий занятости и в своей статистике мы такие данные в МОТ не предоставляем.

    Следующая рекомендация: страны, использующие критерий отсутствия регистрации, должны разрабатывать отдельно данные по предприятиям с численностью менее пяти наемных работников, а также предприятий с численностью пять и более наемных работников. Такие данные Россия тоже предоставляет, поскольку у нас используется критерий отсутствия регистрации в качестве юридического лица. И в анкете обследования занятости у нас присутствует вопрос для самостоятельно занятых и лиц, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, о численности наемных работников, которых они привлекают в своей деятельности.



    Следующее правило: страны, которые включают сельскохозяйственную деятельность, должны разрабатывать отдельно данные по сельскохозяйственной и не сельскохозяйственной деятельности. Почему это правило было выработано? В Резолюции XV конференции о статистике занятости в неформальном секторе не было рекомендаций относительно обследований сельскохозяйственных предприятий относительно деятельности в неформальном секторе, поскольку у них деятельность несколько отличается от других производственных видов деятельности, и она должна была как-то рассматриваться отдельно. Но если рассматривается то, что касается формирования данных на основе обследования рабочей силы то, поскольку обследования рабочей силы распространяется и на сельскую местность и обследуются все виды экономической деятельности, поэтому страны, которые включают, должны были отдельно разрабатывать сельскохозяйственную и не сельскохозяйственную деятельности. Предоставляя данные в МОТ, Россия тоже предоставляет данные отдельно по сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности.
    Еще одно правило: страны должны включать занятых профессиональной или технической деятельностью, если они отвечают критериям опреления неформального сектора. Это в методологии, применяемой в России, тоже присутствует. Такой отдельный пункт.
    Седьмое правило: страны должны включать платные бытовые услуги, если они только не предоставляются наемными работниками. Вот это несколько странный пункт, который, не зная внутреннего содержания самой этой резолюции XV конференции, неизвестно как трактовать. То, что касается рекомендаций XV конференции, там не упоминается о бытовых услугах, которые выполняются оплачиваемой домашней прислугой. И даже в рекомендациях, которые были приняты относительно неформальной занятости, то там предприятия делятся на три группы: это предприятия реальной экономики или формального сектора, предприятия неформального сектора и домашние хозяйства. Именно вот это деятельность наемных работников, которые оказывают платные бытовые услуги, это домашние услуги по найму, она включается в деятельность домашних хозяйств. Поскольку эти наемные работники, кто их нанимает, само домашнее хозяйство? У них нет как такового работодателя, у них работодатель само домашнее хозяйство, не конкретное лицо, а само домашнее хозяйство.
    Еще есть три правила. Это восьмое: страны должны следовать параграфу 18 в отношении трактовки надомников. Страны должны разрабатывать информацию отдельно по надомникам, включаемым в неформальный сектор. В международных рекомендациях трактовка надомников несколько отличается от трактовки надомников, которая действует в нашем трудовом законодательстве. У нас надомный труд в Трудовом кодексе, у нас есть такая статья по надомному труду, но с сотрудниками по нашему трудовому кодексу, обязательно должны заключаться договора о работе на дому. Поэтому здесь не учитывать этих лиц работающих и не включать их в неформальный сектор, если они работают именно в незарегистрированных единицах, мы тоже не можем. Страны, охватывающие городские и сельские районы, должны разрабатывать отдельно по городским и сельским районами. И страны должны использовать обследование домашних хозяйств или другие смешанные обследования. Они должны охватывать не только лиц, чья основная работа относится к неформальному сектору, но также вторичную занятость. Что касается вот этого правила, оно выполняется и у нас в России. Оценка занятости в неформальном секторе производится как по основной работе, так и по дополнительной работе. И эти соответствующие данные мы также предоставляем в МОТ.

    В последствии при применении вот этих критериев определения единиц неформального сектора и, вообще, неформальной занятости было принято решение о том, что необходимо еще принять какие-то определения для того, чтобы включать и отдельно рассматривать ту занятость, которая подходит под неформальную занятость на предприятиях формального сектора. И была принята на XVII конференции рекомендация, касающаяся статистического определения неформальной занятости. Эти рекомендации дополняют собой резолюцию XV конференции, они содержат в себе концептуальные основы определения измерения неформальной занятости. Там также приводятся различия между этими понятиями, неформальной занятостью и занятостью в неформальном секторе, а также приводится примерный перечень видов работ, которые можно было бы включать в неформальную занятость.


    Как определяется неформальная занятость в этих рекомендациях? И какие различия между термином «неформальная занятость» и термином «занятость в неформальном секторе»? Если понятие «неформальный сектор», оно относится к производственной единице, и в качестве единицы наблюдения выступает предприятие, то в понятии «неформальной занятости» оно относится к выполняемой работе. И в качестве единицы наблюдения здесь выступает рабочее место или, так называемая, выполняемая работа. И неформальная занятость составляет, как определено в этой рекомендации, численность неформальных рабочих мест независимо от того, где выполняется данная работа. То ли в формальном секторе, на предприятиях неформального сектора или это выполняется в домашних хозяйствах. Вот перечень видов работ и категорий работников, которые приводится в этой рекомендации. Это лица, работающие за свой счет и на своем собственном предприятии неформального сектора. Это работодатели, работающие на своих собственных предприятиях. Там приписано по найму, но считается, в соответствии с международными стандартами, что работодатель, который работает сам на своем собственном предприятии. Он, в принципе, себя нанимает, и считается для данного предприятия как наемный работник. Хотя когда мы классифицируем все занятое население по статусу, не применительно к неформальному сектору, либо к оценке трудовых затрат в экономике, то мы их оцениваем как работодателей. Но это такие тонкости, которые, в соответствии с определенными задачами, трактуются несколько по-разному. Значит, это наемные работники предприятий неформального сектора, члены неформальных производственных кооперативов, это помогающие члены семьи, занятые на предприятиях неформального сектора. То есть, практически, все лица, которых мы включаем в занятых в неформальном секторе, входят в понятие «неформальной занятости». Дополнительно включаются в понятие «неформальной занятости» наемные работники, которые занимают неформальные рабочие места на предприятии формального сектора, помогающие члены семьи, работающие на предприятии формального сектора, наемные работники, занятые на предприятии в качестве оплачиваемых надомных работников, а также лица, работающие за свой счет, занимающиеся производством товаров, исключительно, для собственного потребления. Но только в том случае если они, при классификации по экономической активности относятся к занятому населению. Мы в понятие, в соответствии с разработанной методологией в России, не включаем лиц, которые заняты в домашнем хозяйстве производством продуктов для собственного конечного потребления. Они у нас не классифицируются как занятое население, хотя в соответствии с рекомендациями международными их можно включать в занятое население, но там присутствует один такой критерий, если производимая ими продукция вносит существенный вклад в домашнее потребление. Поскольку определение существенного вклада это достаточно сложное. И для того, чтобы его однозначно всем определить, надо ставить какие-то определенные критерии. Но некоторые страны, в частности Украина, первое время, когда они разработали понятие определения по неформальному сектору, а также когда стали проводить обследования рабочей силы, то на первом этапе они включали занятых производством для собственного потребления в число занятого населения и ставили им предел отработанного времени - 15 часов. Но в последствие они отказались от этого критерия и сейчас, так же как и в России, они не включают занятых в личном подсобном хозяйстве производством продуктов для собственного потребления в занятое население.

    Киргизия включает всех тех, кто производит в личном хозяйстве для собственного потребления, в занятое население. В свое время, когда Киргизия разрабатывала свои методологические подходы к проведению обследования рабочей силы. Ой, я уже лишнее время.


    Я.И. Кузьминов: Минут пять еще можно.
    З.А. Рыжикова: Сейчас я буду завершать. Они приняли такое решение для того, чтобы повысить уровень занятости в стране, поскольку аграрная страна, много занятых в личном подсобном хозяйстве, многие производят продукцию и обеспечивают себя, своих детей и много кого: родственников и знакомых. И если бы они пошли на исключение этой категории из состава занятого населения, то у них был бы очень низкий уровень занятости.

    Так, что у нас здесь? Здесь то, как рассматриваются производственные кооперативы, это можно пройти мимо. Значит, кто из наемных работников занимает неформальные рабочие места в формальном секторе. Это те, чьи трудовые отношения по закону и на практике не регулируются трудовым законодательством, доходы не облагаются налогом и они лишены социальной защиты.


    То, что касается измерения занятости в неформальном секторе в России. Мы осуществляем это измерение, начиная с 2001 года. На основе информационной базы обследования населения по проблемам занятости или обследования рабочей силы.

    Какая нормативная база? В 2001 году были приняты методологические положения по измерению занятости в неформальном секторе. Они утверждены постановлением Госкомстата России, когда еще мы были Госкомстатом.

    Какие подходы к определению неформального сектора мы применили? Это отсутствие государственной регистрации в качестве юридического лица и рыночный характер деятельности. Вот эти критерии у нас согласованы с принципами формирования сектора домашних хозяйств в системе национальных счетов. Предприятия неформального сектора – это предприятия домашних хозяйств, которые производят товары и услуги для реализации на рынке и не имеет правового статус юридического лица. Исключаются домашние и личные услуги, оказываемые членами домашнего хозяйства, а также производство продукции для собственного конечного использования. Население, занятое в неформальном секторе – это тоже самое определение, как и МОТовское определение, поэтому пройдем мимо.

    Какие категории при оценке данных на основе ОНПЗ включаются в численность занятых в неформальном секторе экономики? Это граждане, занятые предпринимательской деятельностью без образования юридического лица или работающие на индивидуальной основе, а также занятые оказанием профессиональных или технических услуг в частном порядке, независимо от того, имеют ли они государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Лица, занятые в крестьянских фермерских хозяйствах, главы которых зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Но в настоящее время, уже в соответствии с законом о крестьянских хозяйствах, все должны регистрироваться как индивидуальный предприниматель. То есть, у нас сейчас, по идее, не должно быть крестьянских хозяйств юридических лиц. Лица, занятые оказанием платных услуг по дому, независимо от того, как они рассматриваются: или как самостоятельно занятые, или как наемные работники; лица, работающие по найму у индивидуальных предпринимателей или у отдельных граждан, а также лица, занятые производством в домашнем хозяйстве продукции для продажи или обмена.


    После того, как была принята резолюция об определении неформальной занятости, мы также разработали алгоритмы для формирования данных на основании данных обследования рабочей силы о неформальной занятости. Кого мы дополнительно к занятым в неформальном секторе включили в неформальную занятость? Это владельцы предприятий. Так, неформальная занятость. Ну, это неформальный сектор, дополнительно то, что не включается. Это помогающие члены семьи, которые работают на предприятиях, зарегистрированных как юридические лица. Эта категория у нас может быть выделена в обследовании. Это наемные работники, которые работали на предприятиях юридических лицах по устной договоренности и по договору гражданско-правового характера. И все, это дополнительно к занятым в неформальном секторе.

    То что касается работающих по договорам гражданско-правового характера, сразу как только мы опубликовали эти данные очень было много нареканий на то, что это все-таки договор официально оформленный и платятся определенные взносы с суммы этого договора. Но, тем не менее, лица, которые работают в соответствии с таким договором, они не защищены, они не имеют социальных гарантий, они не имеют права на отпуск, они не имеют права на страхование по случаю увечья. То есть это достаточно спорная категория, которую можно включать, можно не включать.

    В последнее время мы не стали уже даже эти данные публиковать. Анализ информации показал, что численность лиц, которые работают на основе устной договоренности, фиксируемая при проведении опросов населения, очень маленькая и она не превышает 300 тыс. человек. Хотя, если сравнивать данные, полученные по обследованию рабочей силы о занятых по различным формам занятости, а потом их сравнить с данными предприятий о численности работников, которые они декларируют в своих отчетах, то там получается огромное количество лиц, которые якобы работают неофициально на предприятиях. Почему они при опросах не декларируют эту свою занятость? Вполне возможно, что они не совсем точно могут идентифицировать те предприятия, на которых они работают. А потом, наверное, кто-то и скрывает неформальный характер своей работы на предприятиях.

      1   2   3   4   5

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    По- моему то, что Гимпельсон показал, то в точности и показывает, это в большинстве и показывают, ничего удивительного в этом нет