• Волжская Булгария и Бибарсово-Чадукасы
  • Годы правления царей Волжской Булгарии
  • Караево
  • Субары
  • Яманаки
  • Янмурзино



  • страница1/3
    Дата05.11.2017
    Размер0.52 Mb.

    По Березовому тракту


      1   2   3

    По Березовому тракту

    Знаешь ли ты свой край?

    Знаем ли мы свой край,

    Речки и овраги, по которым в детстве бегали босиком,

    название озера, на которое ходили рыбачить?
    Недавно ветеран труда А.В.Валентинов из села Красноармейское принес в редакцию газеты большую статью об «Арестантской дороге» (Березовом тракте). Начиная с этого номера, будем знакомить читателя с ней.

    Какое только название не получила эта дорога в народе: Екатерининский тракт, Березовый тракт, Арестантский тракт, Почтовый тракт, Кандальная дорога, Большой (Великий) Сибирский тракт… И в каждом названии кроется истина.

    В 1733 г. в разгар периода развития Российского государства, Сенат издал указ об организации на основе имевшейся уже дороги Большого Сибирского тракта. Согласно указу, тракт должен был, начавшись в Санкт-Петербурге, протянуться мимо Москвы, Мурома, Казани, Перми, Екатеринбурга, Тюмени, Тобольска, Иркутска. Этот шаг был вызван в первую очередь «продвижением» Русского государства на Восток, с присоединением Перми (1472), Вятки (1489), Казани (1552), с дальнейшей колонизацией великих земель Сибири.

    Следующий этап строительства тракта начался с указа Екатерины II от 7 ноября 1775 г. об учреждении в России губерний.

    Обустройство Сибирского тракта было завершено в первой половине XIX в. Так называемый Арестантский тракт был полностью перестроен и стал намного длиннее прежнего, он проходил мимо Омска, Томска, Красноярска и Иркутска, пролег через земли Монголии, протянулся почти до Пекина.

    Первоначально тракт представлял собой дорогу с поставленными по краю в большом количестве верстовыми столбами, проходившими через реки и леса, переправы и мосты (Сибирский тракт. Историческая справка). Позже по распоряжению Екатерины II вдоль тракта были высажены два ряда берез. Расстояние между деревьями составляло 4 аршина (1 аршин равен 0,711 м), то есть 2,84 м. Белые березы не давали путнику заблудиться в метель и в снегопад, предохраняли дорогу от снежных заносов. Известно, что в процессе роста березы забирают очень много влаги, поэтому дорога была всегда сухая, пыльная. На всей протяженности для Большого Сибирского тракта была выделена территория шириной 30 саженей (1 сажень равна 2,134 м). 10 из них отводилось непосредственно на дорогу, по 5 саженей – на сточные канавы. Каждое крестьянское хозяйство из ближайших деревень должно было высадить вдоль дороги 30-50 берез. За состоянием дороги приходилось следить общине.

    Согласно указу Александра I, подписанному в 1817 г., на почтовых станциях вдоль тракта были устроены специальные пункты для ночевок арестантов войсковых команд. Расстояние между почтовыми станциями и соответственно, между специальными пунктами составляло от 20 до 30 верст. На почтовых станциях царили чистота и порядок, на них содержалось как минимум по 10-16 лошадей, на некоторых и больше. Была определена и скорость продвижения почтовых экипажей. Летом и зимой она должна была равняться 10 верстам в час, осенью и весной – 8. При нарушении указанного регламента проверяющий отмечал это в специальной книге. Проезжающие имели возможность покупать на каждой станции молоко, яйца, хлеб, приготовленное мясо, могли пользоваться самоваром.

    Участок Большого Сибирского тракта Москва – Муром – Казань проходил вблизи селений Дворики, Кюль-Сирма, Чадукасы, Ванюшкасы (ныне они входят в Красноармейский район), Богатырево, Староселка (ныне в составе Цивильского района). Около Чадукасов дорога делилась на две ветки (Чадукасы – Унгасемы, Чадукасы – Таныши – Ванюшкасы), соединявшиеся около Верхние Шорсирмы.

    Часть Большого Сибирского тракта сохранилась на территории нашего района до 60-х г.г. XX в. Мы, дети Чадукасов, родившиеся во время войны и в послевоенные годы, под березами вдоль этого тракта пасли коров, бегали по канавам рядом с ним. Тогда между Чадукасами и Танышами на границе земель хозяйств «Герой» и «Богатырь» (Цивильский район) имелись два кургана высотой 2,5 м, диаметром 6-8 м. В то время дорога еще использовалась: по ней ввозили сырье на Унгасемский крахмальный завод и вывозили из него готовую продукцию.

    В 60-е гг. прошлого века Центральным Комитетом партии и Советом Министров СССР было принято специальное постановление. В нем было предложено ввести в оборот все неиспользуемые земли. В то время земли Большого Сибирского тракта на территории нашего района были полностью распаханы. Их засеяли сельскохозяйственными культурами, постепенно исчезли курганы. На сегодняшний день на территории бывших во владении хозяйств «Герой» и «Большевик» земель недалеко от кладбища деревни Вурманкасы сохранился участок этого тракта длиной 150-200 м. На мой взляд, этот участок надо сохранить и обновить, так как он представляет собой историческую ценность. Такая работа дала бы возможность подрастающим поколениям прикоснуться к прошлому.

    Известно, что по Большому Сибирскому тракту прошли тысячи арестантов, различные войска, повстанческая армия Е. Пугачева, проезжали император Александр I, великий русский поэт А. С. Пушкин (его встреча с жителями с. Кугеево Мариинско-Посадского района) и другие.

    Эта дорога существовала задолго до постройки Большого Сибирского тракта. В средние века она соединяла Волжскую Булгарию с Муромом, Суздалем, Владимиром, Москвой. Волжская Булгария возникла в 922 г. и просуществовала до разгрома татаро-монголами в 1236 г. (Р.Г.Фахрутдинов, Г.И.Тафаев, Н.М. Карамзин). В первые булгары появились в Поволжье в VIII в., тогда они представляли собой отдельные разрозненные группы племен. С течением времени булгары расселились на обширной территории, включающей земли современных республик Татарстан, Башкортостан, Чувашии, а также нынешних Удмуртской Республики, Марий Эл, Саратовской и Ульяновской областей. Западная граница государства пролегала по реке Суре (В. Дмитриев. Чуваши. Этническая история).

    В X в. хан (Правитель) Волжской Булгарии обратился в Багдад за военной помощью для противостояния хазарам (чьи правители придерживались иудаизма), пригласил из Багдада послов и заявил, что государство официально перешло в ислам, после чего правитель Волжской Булгарии принял титул эмира. Но сувары – предки нынешних чувашей – ислам не приняли. После распада Хазарского каганата в 960-е гг. Волжская Булгария получила независимость. На рубеже X-XI вв. для защиты земель и развития торговли в государстве были основаны военно-административные пункты. Сувар, не принявших ислам, вытеснили на окраины страны. В XI в. Волжская Булгария процветала, появились новые города и деревни, на высокий уровень поднялось сельское хозяйство, сооружались многочисленные здания, обустраивались дороги… Наиболее важной была дорога Биляр-Казань-Муром, пролегавшая через Чувашский край. На ее основе в XVIII в. был устроен Большой Сибирский тракт, эксплуатировавшийся в свое время в полной мере.

    В начале XI в. Волжская Булгария была вовлечена в ряд военных действий с северо-восточной Русью (Н.М. Карамзин. История Государства Российского). Вот какую информацию предоставляют историки.

    в 1088 г. Волжская Булгария ненадолго захватила Муром;

    в 1107 г. был осажден и взят г. Суздаль;

    в 1120 г. Юрий Долгорукий организовал военный поход на Волжскую Булгарию;

    в 1164 г. Андрей Боголюбский вместе с муромским князем напал на Волжскую Булгарию;

    в 1184 г. на Волжскую Булгарию напал Всеволод Большое Гнездо;

    в 1217-1219 гг. Волжская Булгария захватила Унжу и Устюг;

    в 1221 г. Городце между Владимирским княжеством и Волжской Булгарией было заключено мирное соглашение на 12 лет.

    Но это перемирие продлилось недолго в 1229 г. на реке Яик (Урал) татаро-монгольские войска под предводительством хана Батыя разгромили войска Волжской Булгарии (Н.М. Карамзин. История Государства Российского). В 1236-1239 гг. татаро-монголы захватили государство полностью. Несмотря на то, что после двух восстаний подряд территория Волжской Булгарии в 1240 г. вошла в состав Золотой Орды, волнения в крае продолжались еще долго, особенно на Горной стороне (территория нынешней Чувшии и Горномарийского района Республики Марий Эл).

    Часть татаро-монгольского войска в поход на Московское княжество в сторону современного Нижнего Новгорода отправилась по старой дороге Казань-Муром. Наш земляк краевед Ю.А.Львов нашел в окресностях Чадукасов монету именно татаро-монгольского периода.

    Покорив большинство русских княжеств, татары-монголы не стремились сохранить эти земли за собой в полной мере. Начиная с 1370 г. все их силы были напрвлены на сбор налога (ясака). Русские войска вновь начали совершать военные походы на земли Волжской Булгарии. Такие походы были в 1376, 1379, 1391, 1396, 1409 гг. (Н.М. Карамзин. История Государства Российского).

    Частые войны ослабили Золотую Орду, она начала распадаться на мелкие государства и княжества. Так, Улу-Муххамед основал Казанское ханство, предпринявшее против Русского государства настоящие войны. До разгрома Казанского ханства и завоевания Иваном IV в 1552 г. в Казани военные действия совершались регулярно раз в каждые 5-8 лет. Войска, в том числе конные, шли все по той же старой дороге. Жители деревень, расположенных поблизости, должны были обеспечивать воинов питанием, следовательно, приходилось расширять угодья под посевы, чтобы получить большой урожай, содержать дополнительное поголовье скота. Кроме того, приходилось следить за состоянием Большого тракта, ситуацией вокруг которого правители Волжской Булгарии интересовались постоянно. Для защиты границ и для укрепления боеспособности войск при военно-административных пунктах содержались отряды из 100-150 человек.

    Судя по историческим источникам, на территории деревни Чадукасы был сформирован отряд под предводительством князя Бибарса. Из документов следует, что Чадукасы возникли во времена, когда Волжская Булгария стала мусульманским государством. Несколько семей племени сувар, не принявших ислам, после долгих скитаний около 1114 г. обосновались на окраине страны – на развилке Большой дороги (дорога Волжская Булгария – Муром). Так началась история Чадукасов. Название деревни возникло от слов «чатак» (место слияния двух дорог) и «кас» (деревня, улица) (В.В.Радлов. Словарь древнетюркских слов). Позже местное население переиначило его, превратив в «Чадок», «Чадук». И нынче на вопрос «Куда идешь?» следует ответ «В Чадок» или «В Чадук».

    Отряд князя Бибарса из 60-80 человек обосновался в окрестностях Чадукасов в начале XII века. В действительности же род князей Бибарсов в Волжской Булгарии существовал очень долго – со времени формирования этого государства до исчезновения Казанского ханства. Вот как сказано в книге «Зафар наме вилайет Казань», вышедшей в свет в XV в.: «Бибарс – бек города, хаким Булгарского вийалета, зеница ока султанов, жемчужина раковины величия могущества, отпиратель дверей сокровищниц ханских, принадлежащих к роду эмиров». Историк-этнограф профессор В. Дмитриев пишет: «В ноябре 1551 г. хан Шах-Али раскрыл заговор Бибарса князя, Кадыша богатыря, Карамыш улана и других, задумавших отстранить его от престола и пригласить хана с Ногайской стороны. Все они были казнены. Имя Бибарс означает – князь, сильный как барс: би – князь, повелитель, господин, барс – символ государства Волжской Булгарии».

    В последствии слово «Бибарс» появилось в названии деревни «Бибарсово-Чадукасы». Таковым оно было до 1918 г. (Государственный исторический архив Чувашской Республики). После революции 1917 г. слово «Бибарс» из названия деревни исчезло: посчитали, что оно «напоминает старый режим». Деревня стала называться «Чадукасы».

    В средние века деревня Бибарсово-Чадукасы расширилась. Возникла необходимость обеспечить войска, проходившие по Большому тракту, питанием, для чего вводились в севооборот пустовавшие ранее земли, увеличивалось поголовье скота. В это же время несколько семей из Бибарсово-Чадукасов переселились к реке. Там же обосновался помощник предводителя отряда воинов. Деревню назвали Эткенево-Полайкасы. Произошло это в период существования Казанского ханства, примерно в 1416 г. Название деревни состояло из слов «эткен» (большой палец, помощник) и «полай» (защита от ветра). Раньше на холме около деревни Бибарсово-Чадукасы были леса, защищавшие ее от северо-восточных ветров. Полное название деревни сохранялось до 1918 г. (Государственный исторический архив Чувашской Республики).

    В 1600-1650 гг. жители Бибарсово-Чадукасов стали основателями еще двух селений. Одно из них Шинарпоси (так называется с 1918 г.), второе – Бибарсово околодок Шинеры, с 1918 г. Шинары (Государственный исторический архив Чувашской Республики).

    Все названные населенные пункты, в том числе и Бибарсово-Чадукасы, получили хорошее развитие благодаря Большому Сибирскому тракту. В 1834-1850 гг. деревня Бибарсово-Чадукасы была волостным центром. Позже она вошла в состав Чубаевской волости Цивильского района. После 1918 г. перестала упоминаться первая часть названия (Бибарсово). Ныне эта деревня является центром Чадукасинского сельского поселения. За время своего существования деревня пережила всякое. С учетом всего этого и в связи с 900-летием со дня основания хорошо бы вернуть деревне первоначальное название – Бибарсово-Чадукасы. Надеюсь, что, если мы все будем едины в своих помыслах и мечтах, это воплотится в жизнь.
    А.Валентинов.

    Перевод на русский язык сделан

    сотрудником Чувашского государственного

    института гуманитарных наук А. Долговой.
    Волжская Булгария и

    Бибарсово-Чадукасы
    Свой путь в большую жизнь мы начинаем со своей «маленькой Родины»- деревни, села, района. Именно поэтому знать историю своего происхождения является не только обязательным знанием, но и священным долгом. Исходя из этого решил по мере возможности изучить историю возникновения родной деревни Бибарсово-Чадукасы Красноармейского района Чувашской Республики. История возникновения связано с историей Великой Волжской Булгарией.

    Волжская Булгария образовалась в VII-VIII в.в. в районе среднего и Нижнего Поволжья из переселившихся суваро-булгарских племён из местностей северного Кавказа под натиском арабов, хазаров. В Поволжье эти племена оказались в среде финно-угорских племен. Где в силу своей многочисленности и воинственности заняли главенствующее положение (В. Алматай. «Сувары-предки чувашей»).

    Опираясь на письменные и археологические источники, разные авторы определяют границы Волжской Булгарии с востока и юга - рекой Урал, с севера по реке Кама, западная и северо- западная – по реке Сура. Основу населения составили тюркоязычные племена: барсилы, сувары, эсегель, баранджары, булгары.

    Со второй половины Х века из этих племён продолжают фигурировать только три - булгары, барсилы, сувары являются прямыми потомками современных чуваш.

    В 922 году эльтебер (царь) Алмуш (Алмыш) в поисках военной поддержки против хазар, правители которых исповедовали иудаизм, приглашает посольство из Багдада для принятия ислама. С этого года ислам объявляется государственной религией и Алмыш (Алмуш) принимает титул «Эмира». Однако племена Сувар выразили недовольство по этому поводу и отказались принять ислам. Но после угроз со стороны эмира Алмыша меньше половины, 15-20 % принимает ислам. Указанные события изложены в записях участника Болгарского посольства-Ибн Фадлана.

    С 922 года Волжская Булгария стала независимым, сильным государством.




    Годы правления царей

    Волжской Булгарии
    Габдулла Джилки, сын Урус-Айдара (865-882)

    Бат-Угор Мумин, сын Джилки (882-895)

    Алмыш Джафар, сын Джилки (895-925)

    Хасан Газан (Казан, Азан) Мумин, сын Алмыша (925-930)

    Микаиль Ялкау Балтавар, сын Алмыша (930-943)

    Мохаммед, сын Ялкау (943-976).

    Талиб Мумин, сын Хасана (976-981, фактически правил в качестве везира с 960 года)

    Тимар Мумин Баджанак, сын Мохаммеда (981-1004)

    Масгут, сын Мохаммеда (1004—1006)

    Ибрагим, сын Мохаммеда (1006-1025)

    Азгар, сын Масгута (1025-1028, 1062)

    Ашраф (Шараф)- кан Балук, сын Тимара (1025, 1028-1061)

    Ахад Мосха, сын Азгара (1061-1076)

    Адам, сын Балука (1076-1118)

    Шамгун Шам - Саин, сын Адама (1118-1135)

    Хисам Анбал, внук Ахада, сын Колына (1135-1164)

    Улуг-Мохаммед Отяк Джанги, сын Шамгуна (1164-1178)

    Габдулла Чельбир, сын Отяка (1178-1225)

    Мир-Гази, сын Отяка (1225-1229)

    Джелал-эд-Дин Алтынбек Алан, сын Отяка (1229, 1230-1236)

    Гази-Барадж Бурундай, правнук Шамгуна, внук Арбата, сын Азана (1236- 1242)

    Хисам, сын Гази-Бараджа (1242-1262)

    Тухчи–Исмаил, внук Чельбира, сын Ильяса-Ялдау (1262-1267)

    Галим-бек, сын Гази-Бараджа (1267-1293)

    Моххамед-Алам, сын Тухчи-Исмаила (1293-1307)

    Касим Булак, сын Галимбека (1307-1323)

    Булюм-Орду Мугаллим, внук Мухаммед-Алама, сын Исмаил-Галима (1323-1340)
    Булгарское государство стало общим для всех населяющих народов, хотя господствующей религией был ислам, но язычники, ни христиане в стране не подвергались гонениям со стороны государства ( Бариев Р.Х.).

    В ХI-XII веках создаётся и укрепляется булгарское государство феодального типа с довольно четкими границами, с соответствующей структурой власти, чиновничеством, судопроизводством, налогами, довольно сильным войском. Во главе государства стоял царь, в народе его величали - патша, хан, эмир. Булгарское государство достигло своего расцвета. Ремесленное производство, земледелие, скотоводство находились на высоком уровне развития, государство имело широкие международные связи. Развивалась торговля соседними и восточными государствами, вплоть до Китая и Индии.

    В процессе культурного и экономического развития государства активизируется процесс и ассимиляции суварами и булгарами местного финно-угорского населения, небольшие племена сливаются с более крупными. В этом этногеническом процессе вверх берёт суваро-булгарский язык. Завершается процесс формирования суваро-булгарской народности, начавшийся в Х веке в составе Булгарского государства. (В. Алмантай: «Кто мы-суваро булгары или чуваши»).

    Точные данные о численности населения Волжской Булгарии отсутствуют, но некоторые исследователи, Ал-Балхи и Закиев М.З. считали, что количество населения могло достичь до 2-х млн. человек.

    Основу населения Булгарии составляли тюркоязычные племена, исповедующие ислам. По мере развития экономики государства, развитием ремесленничества, земледелия, скотоводства, торговли начались притязания соседних государств. Так, в 965-969 годах Киевская Русь организовала военный поход и разграбила западную часть государства. В 985 году поход повторился, но потерпев жестокое поражение от войск Волжской Булгарии заключили мирный договор.

    В эти же времена активизировалась со своими набегами Муромская Русь. С 988 по 1005 год было организовано несколько набегов на земли Булгарии с целью грабежа зерна, скота и другого имущества.

    После похода воинов Волжской Булгарии в 1006 году в Муромскую Русь и взятия Мурома, между Муромской Русью и Булгарией был заключен мирный договор. С этого дня Муромская Русь отказывается от набегов на Булгарию, Булгарским купцам даётся свобода передвижения, разрешается торговля на всей территории Руси.

    К 1070 году о договоре забыли, снова начались военные набеги Муромской Руси на Булгарию. В 1076 году в Волжской Булгарии к власти пришёл царь Адам (1076-1118). Это был человек властный, не терпящий никакого противоречия себе. В свое правление он разбил кипчакского хана Шама и укрепил южные границы. Вёл несколько успешных войн для расширения границ на восток и запад.

    Придя к власти он поставил цель заставить Русь выплачивать дань и открыть торговый путь в Прибалтику. (Мифтахов З.З.). К осуществлению этой задачи царь приступил очень рано, но задуманное оказалось не выполнимой. После Муромской Руси усилились Владимиро-Суздальское княжество, Новгород, Псков.

    В 1107 году, после образования Владимиро-Суздальской Руси, Волжские Булгары организовали военный поход, осадили и взяли Суздаль.

    К этому времени Булгарское войско было достаточно многочисленной и боеспособной. Основу войска составляла конница. Воины носили кольчугу и шлем. Комплект вооружения состоял из копья длиной от 2 до 3 метров, длинного меча, узкого клинка, кинжала и топора.

    Каменные ядра метали с помощью камнеметательной машины «Яутаган». Каждый отряд имел знамя, которое именовали «Корык» (Мифтахов З.З.). Перед боем Булгарские воины строились в три шеренги. Первую линию занимали тяжеловооруженные воины, их называли уланами (угланами). Во второй линии были средневооружённые воины, третью линию составляли легковооружённые воины, их называли (гузарами). Наемных воинов, которых было не много, называли солдат (юлдаш).

    Примерно в 1110 годах царь Адам ставит новую задачу, освоить пространство, расположенное от реки Свияга до Суры, заселив новыми поселениями. Создать на главной дороге Волжская Булгария - Муромская Русь, воинские посты для раннего оповещения о передвижениях вражеских войск при малочисленности их-истребить. Выполняя эти задачи, предположительно в 1114-1116 годах, несколько семей переселяются из Волжской Булгарии на территорию современной Чувашии в придорожье Волжская Булгария- Муромская Русь. Переселением данной группы занимается князь Бибарс, как будущий руководитель воинского поста, так как в дальнейшем обеспечение продуктами питания поста будет зависеть от этой группы, согласившихся на переселение. Возможно, князь во время походов на Русь, облюбовал место поселения. Переселяться согласились булгары из племени Сувар, не принявшие ислам. Переселение было организовано государством. Им помогали скотом, семенным зерном, лошадьми и инвентарем для обработки земель. Весной 1114 года переселенцы в количестве 10-12 семей добираются до развилки дороги, Волжская Булгария – Муромская Русь, с дорогой, ведущей к месту ночлега проходящих войск булгарии.

    Поселение назвали – Чатакасси.

    Чатак – перекресток, развилка дорог (тюрк).

    Касс – деревня, улица (тюрк).

    Деревня расположилась на западной стороне нынешней д. Чадукасы. Для проживания место хорошее – с севера речка с крутыми берегами, с запада овраг. Вырыли два колодца для питьевой воды в овраге. Для других нужд использовали речную воду, так как речка не высыхала круглый год. От дороги Волжская Булгария – Муромская Русь деревня была не видима. К дороге поход осуществлялся по двум оврагам и отход по этим же оврагам. Это было важно при прохождении вражеских войск по данной дороге. Дома строились полууглубленные в землю на половину высоты для сохранения тепла в зимний период времени.

    Через несколько лет, когда деревня окрепла, количество жильцов увеличилось, научились получать достаточное количество зерна, увеличилось количество животных, в деревне появляется воинский отряд в количестве примерно в 60-80 всадников под командованием князя Бибарса.

    Воинский отряд вскоре приступает к сторожевым действиям на дороге. Волжская Булгария-Муромская Русь. Кроме сторожевых действий отряд должен был помогать населению деревни по выращиванию зерновых, овощей, содержанию скота. Отряд так же был ответственен по ремонту и строительству мостов на дороге. Изыскивал и организовывал места ночлегов для проходящих войск Булгарии. При походах пополнял и участвовал в них своими воинами.

    Воинский отряд расположился на западной стороне деревни на возвышенном месте, окружённое с трёх сторон крутыми оврагами. Это место в настоящее время называется «большой пригорок» (м¸н-ту).

    С четвертой стороны огородились деревянным частоколом и впереди земляным валом. Для жилья были построены углубленные в землю дома из брёвен, использовались и «шатры». Даже в 1950 годах на этом месте можно было различать не глубокие приямки. Но в начале 1960 годах, во время строительства земляной плотины для пруда в овраге, было срезано бульдозером.

    Воинский отряд Бибарса не сидел на «шее» жителей деревни. Разводили скот, сеяли, убирали зерновые-содержали себя сами.

    На зиму оставался малочисленный отряд из 8-10 воинов в основном для сообщения о внезапных набегах со стороны Руси. В зимний период набеги были редкостью, и то малочисленными отрядами с целью грабежа.

    С приходом воинского отряда князя Бибарса деревня Чадукасы начала называться Бибарсово-Чадукасы. Отряд оказал большую помощь для развития деревни. Для проходящих войск покупали продукты питания, зерно, скот.

    Боеспособные мужчины участвовали в составе войск Волжской Булгарии в войнах - набегах против Руси.

    Появлению поселения Бибарсово-Чадукасы в 1114 году в домонгольский период свидетельствуют:

    1). Целенаправленное переселение ограниченного количества переселенцев для оповещения о передвижениях по дороге вражеских войск;

    2). Создание воинского поста на путях передвижения неприятеля. Помощь в организации питания, мест ночлегов для войск Волжской Булгарии при походах на Муромскую и Владимиро-Суздальские княжества;

    3). Наличие в окрестностях д. Бибарсово-Чадукасы надмогильных холмов в количестве 7 шт. Но к сожалению они в 1960-1970 годах были вспаханы, срезаны бульдозерами при возведении земляных тамб для прокладки асфальтовых дорог;

    4). Так же в окрестностях д. Чадукасы в 1950-1966 годах найдены золотые, серебряные, медные украшения Х-ХШ веков;

    5). Найдены монеты до монгольского и монгольского периодов. (Историк-этнограф Львов Ю.А.).



    Род семейства князей Бибарсов происходил из племени барсилов. Тюркское имя Бибарс означает:

    Би-князь, повелитель

    Барс-зверь, семейства кошачьих.

    Бибарс-князь, сильный как Барс (словарь древнетюркских слов).

    Род князей Бибарсов в Волжской Булгарии существовал с самого начала возникновения государства и до падения Казанского ханства. Они были влиятельными вельможами, занимали высокие посты в государстве. В их среде были военоначальники, эмиры, муфтии. На гербе Волжской Булгарии - барс. Один из Бибарсов был султаном Египта. В 1276 году с армией разбил армию Судана (Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства). Один из них состоял на службе у Бату хана во время похода на Русь.

    Вот что пишется про них в книге: «Зафар наме-и вилайет Казань»: Бибарс–бек города, хаким Булгарского Вилайета, зеница ока султанов, жемчужина раковины величия и могущества, принадлежащий к роду эмиров».

    И в русских источниках упоминаются Бибарс Растов-князь Сибирский (Карамзин Н. М. История Государства Российского).

    В период с 1120 по 1164 год между Волжской Булгарией и Русью больших войн не было. Но к неожиданному нашествию врага нужно всегда готовиться. Помня это, князь Бибарс с отрядом укрепили место расположения отряда. Для ночлега и отдыха проходящих войск Волжской Булгарии, на некотором расстоянии от основной дороги, определили место отдыха и ночлега. В те тревожные времена организовать ночлеги и строить деревни старались на некотором расстоянии от дороги, на укрытых, не видимых с дороги местах. Так как в войсках преобладала конница, нужен был корм для коней, наличие пойменных лугов, травостоя.

    Это место ночлега нашли около полноводной, не широкой реки без названия. На обширных пойменных лугах в обе стороны реки и на не тронутых полях много травы. Для размещения войска на ночлег есть место защищённое с трёх сторон реками и оврагом с крутыми берегами. Место возвышенное безопасное от внезапного нападения врага . Это место-западная часть современной деревни Унгасёмы Цивильского района. Через несколько лет, примерно в 1136-1140 годах, по инициативе князя Бибарса, на это место переселяются 7-8 семей из племени Сувар. Поселение получило название деревня Шаксубино.

    Шех, Шак - скала, возвышенное место (тюрк).

    Субин - тропа, сукмак (тюрк).

    При подъезде к д. Унгасёмы со стороны д. Чадукасы и в настоящее время есть возвышенное место, пригорок, где долгое время добывали строительный песок. Две тропы-одна со стороны Верхней Шорсирмы, вторая со стороны д. Чадукасы, соединяющиеся с основной дорогой Волжская Булгария-Муромская Русь, образуют замкнутый круг, кольцо, крюк, унга.

    Этимологический словарь Фасмера: Унга-большой крюк, кольцо, круг.

    Жители деревни Унгасёмы, родившиеся до 1960 г., до сих пор помнят эту дорогу, как «березовую дорогу», «Сибирский тракт» проходящую около деревни. В дальнейшем деревню Шаксубино начали называть Шаксубин-Унгасёмы (д.Шаксубино, которая находится рядом дорожного круга, крюка, унги). Вскоре безымянная река у деревни получила своё название-Унга (Унк¸. чув.). В те времена на всем протяжении реки Унга не было постоянных поселений, кроме Шаксубино-Унгасёмы.

    Во всех справочниках пишут, что река Унга длиной 66 км. в своём течении образует кольцо и получила название от этого - Унга (Унка).

    Но по карте можно определить, что река в своем протяжении, с начала и конца не образует кольца, круга, а течёт по немного изогнутой линии. Из этого можно делать вывод, что не деревня получила название от реки, а река – от дорожного «круга». В дальнейшем из деревни «Шаксубино-Унгасёмы» переселились и образовали новые поселения - Н. Шорсирма; Верхняя Шорсирма, Хорнзор, примерно во времена покорения русскими Казанского ханства, 1500-1550 годы.
    Схема реки Унга


    Шли годы - Волжская Булгария развивалась и крепла. Несколько лет мирного существования прервалось. В 1184 году Всеволод Большое гнездо - князь Владимиро-Суздальский и Великий князь Киевский Святослав Всеволодович воевали с Волжской Булгарией, но без больших успехов (Карамзин Н. М.).

    В 1217 году Булгары захватили Унжу и Устюг. В ответ Ростовские, Муромские, Владимиро-Суздальские полки в 1219 году взяли и разграбили крупный город Волжской Булгарии - Ошель. В 1221 году в Городце между Владимиро-Суздальским княжеством и Волжской Булгарией подписан мирный договор на 6 лет, потом ещё на 6 лет.

    Но мирная жизнь не получилась. На горизонте появился опасный и сильный враг – татаро-монголы. В 1223 году после битвы на Калке, где татаро- монгольские войска разбили объединённое войско южно-русских князей во главе с Киевским князем, монгольские войска ушли на восток через земли Волжских Булгар.



    И в битве около Самарской Луки были наголову разбиты. Это поражение, вместе с поражением при Перване в 1221 году, и при Айн-Джалуте в 1260 году, являются исключением на фоне успехов Монгольских войск в период захватнических войн. Монгольское войско после усиления в количественном и качественном составе вновь вторгся в Волжскую Булгарию в 1229 году, разбил и рассеял объединённое войско В.Булгарии и половцев на реке Яик (Урал). В 1932 году монголы дошли до р. Кама. Всевозможные военные действия, стычки, бои продолжались до 1239 года, когда монгольское войско полностью завоевало Булгарию и она вошла в состав Улуса Джуги, позже ставшего известным как Золотая Орда. Она была разделена на различные княжества, затем каждое стало вассалом Золотой Орды и получило некоторую автономию. Основная часть булгарского населения была вынуждена перемещаться на севро-запад, северо-восток, концентрируясь на территории северных районов современных Чувашии и Татарстана.

    Беженцы из племени Сувар в большинстве случаев уходили на правый берег Волги, заселялись на пространстве от нынешних реки Свияга до реки Сура.

    Предположительно, расселение населения Волжской Булгарией было осуществлено в несколько этапов. На первом этапе, с 1110 по 1120 год, ограниченное количество населения для помощи проходящим войскам Булгарии и для организации воинских постов на дорогах. Второй этап с 1226 по 1260 год под натиском татаро- монгольских войск и по религиозным соображениям. Третий этап, с 1280 по 1800 год, администрация «Золотой Орды» целенаправленно переселяло для увеличения количества населения для увеличения количества населения для увеличения ясака (налога). Четвёртый этап расселения приходится на период господства царской Руси с 1560-1700 года с целью увеличения своего влияния.

    За все времена переселения из Волжской Булгарии и «Золотой Орды» на территорию нынешней Чувашии преимущественно переселялись люди из племени Сувар. Чувашами их назвали русские после «добровольно-принудительного» вхождения в состав царской России. Несколько новых поселений появились и на территории нынешнего Красноармейского района Чувашской Республики. Первые поселения появились в 1230-1280 годах. Их можно различать по названиям деревень. В те времена название деревень, поселений давали от названий местностей, рек, взятых из тюркского языка. Топонимы, гидронимы, этнонимы.

    Убеево-от тюркского слова «Уба». Означает два холма, возвышенность. Если смотреть со стороны д. Байсубино, то можно увидеть, что это название имеет место. Возможно, первое название – «Убакасы». «Уба» - два холма; «касс» - деревня (тюркское).

    Именево - от тюркского слова «Имень» - водяной сверчок. По реке Цивиль были болота, в болотах-сверчки. Именкасы – «кас» - деревня (тюрк.).

    Сверчки бывают запечные, полевые, лесные, водяные (словарь Даля).



    Караево - от тюркского слова чёрный, тёмный лес. «Каракасы» - деревня у тёмного густого леса.

    Чаганары - от тюркского слова «Чаканак», извилина реки. Около деревни река Цивиль образовала петлю.

    Субары - Предположительно, от названия племени Сувар.

    Яншихово - от тюркских слов «Ян», «Ени» - новый, «шех», «ших» - возвышенность. Предположительно, новая деревня на возвышенности.

    Яманаки - В словаре топонимов тюркских слов есть слово «Яманюль» - плохая дорога. Возможно от этого слова ассимилировалось слово «Яманак».

    Янкасы - от тюркского слова «Ян» - новый, кас-деревня.

    Во времена господства татаро-монгольской Золотой Орды, которые поощряли расселение на не усвоенные места для увеличения собираемости налогов «ясака» на территории района примерно, в 1320 - 1400 годах появляются новые поселения:



    Янмурзино - «мурза» - дворянин, служивый (тюрк). Возможно руководил собирателями налогов и поселился в деревне. «Ян» - новый (тюрк.).

    Байсубино - «Бай» - освобождённый от налогов человек (тюрк). «Субин» - сукмак, тропа. Возможно в деревне жил освобождённый от налогов человек.

    Енешкасы - «Ян», «Ени» - новый (топонимы тюркских слов). «Кас» - деревня.

    Точных данных, основания вышеназванных деревень, поселений отсутствует. Жители сами могут принять дни основания деревень в пределах вышеназванных периодов расселения.

    Во время похода на Русь в 1237 -1238 годах на стороне татаро-монгольских войск под предводительством хана Батыя участвовал и отряд князя Бибарса (кига «Батый»).

    Возможно, это был внук того князя Бибарса, который первым привёл отряд и основал деревню Бибарсово-Чадукасы. Из истории похода татаро-монголов на Русь можно определить, что один из туменов проходил около деревень Шаксубино-Унгасёмы и Бибарсово-Чадукасы и переночевали около этих деревень. В те времена других населенных поселений поблизости не было.

    Татаро-монголы после порабощения русских княжеств в управление завоеванными землями не вмешивались, ограничившись собиранием налогов (ясака). Отряд, расположенный в деревне Бибарсово-Чадукасы в летнее время так же выполнял свои обязанности, но уже другими начальниками. Возобновились набеги Московской Руси на земли Волжской Булгарии и наоборот. Со стороны Московской Руси, силами княжества или ушкуйниками были организованы набеги в 1376, 1379, 1391, 1396, 1407 годах (Худяков М.Г. История Волжской Булгарии).

    Воинский отряд и население снабжали проходящие войска Волжской Булгарии продуктами питания, скотом и по мере надобности пополняя войска. Уже поблизости появились несколько поселений. Спросы на продовольствие и скот увеличились. Нужно было обрабатывать новые участки земель для посевов зерновых, увеличить количество скота. В этих целях по уточненным данным в 1416 году из деревни Бибарсово-Чадукасы отделились несколько семей и обосновались у близлежащей речки. Туда же переселился часть воинского отряда во главе с помощником начальника отряда. Деревню назвали Эткенево-Полайкасы. Название деревни образовалось из тюркских слов. Эткен-большой палец; помощник;

    Полай-защита от ветров.

    Предположительно, в те времена на пригорке около деревни была лесополоса, которая защищала от северных ветров деревню Бибарсово-Чадукасы. Название деревни Эткенево-Полайкасы просуществовало до 1917 года. После этого слово «Эткенево» из названия деревни исчезло.

    Так же позднее из деревни Бибарсово-Чадукасы переселились две группы семей и образовали новые поселения: д. Шинарпоси (Ш¸нарпоси) в 1468 году и Бибарсово околодок Шинеры (Ш¸нары) в 1560 году.

    После 1917 года, по каким-то соображениям, д. «Шинарпоси» начали называть-Ш¸нарпоси, а деревню «Бибарсово околодок Шинеры» - Ш¸нары.

    С 1431 года перестало существовать государство Волжская Булгария. Этому способствовало разгром правобережных Булгар Булак Тимуром (Тамерлан) в 1361 году и в 1431 году разграбление русским князем и Фёдором Пестрым столицу Булгарии - Ошель.

    На северных областях бывшей Волжской Булгарии возникло Казанское Ханство в 1438 году. Первым ханом стал Улу-Мухаммед. С этого года начались интенсивные противостояния с русскими княжествами. Московское государство не раз пыталось подчинить Казань своему влиянию. Ещё в 1467 году русские войска совершили поход на Казань, чтобы посадить на Казанский престол царевича Касима.

    В третьей четверти XV века имели место ярко выраженные противоречие между государствами, выраженные в столкновении и интересов Москвы и Казани в землях Верхнего Поволжья. 1480 годах Московское правительство активно вмешивалось в борьбу за Казанский престол и часто посылало войска на Казань с целью посадить на казанский трон своего ставленника. Результатом долгой борьбы стало взятие Московскими войсками Казани в 1487 году и утверждение на казанском престоле лояльного хана Мохаммед-Амина. За весь относительно мирный период правления хана в ханстве неоднократно имели место выступления знати, поддержанной ногайскими мурзами, с целью посадить на трон тюменского царевича. Московский царь Иван III вынужден был пойти на уступки казанской знати и разрешил сместить Мохаммед-Амина и посадить на престол его брата-Абдул-Латифа.

      1   2   3

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    По Березовому тракту