страница1/2
Дата21.06.2018
Размер1.86 Mb.

По благословению Митрополита Омского и Тарского Феодосия


  1   2

По благословению Митрополита Омского и Тарского Феодосия
Представитель казачества,

начальник штаба Омской областной общины казаков

Союза Казаков России Геннадий Алексеевич Туленцев вручает грамоты отважным бойцам.




ПРОЕКТ

военно-патриотического воспитания

детей и молодежи

на основе православных ценностей

и традиций Российской армии

в г. Омске и Омской области


Проект разработан под руководством

настоятеля Свято – Никольского мужского монастыря

отца Савватия (Загребельного).

Автор проекта: Лидия Васильевна Скорьева.

Консультанты: Елена Михайловна Колодина.

Антоний Сергеевич Ашихмин,

Свято – Никольский мужской монастырь

С. Большекулачье.

15 Март 2009 года.
ПРОЕКТ

военно-патриотического воспитания детей

и молодежи на основе православных ценностей

и традиций Российской армии

в г. Омске и Омской области
Цель проекта:
Формирование и закрепление у детей патриотиче­ских и духовно-нравственных ориентиров посредством проведения Детских военно – патриотических сборов.
Задачи проекта:
Изучение и анализ современного православного опыта военно-патриоти­ческого воспитания.

Разработка адаптированных программ и их практическое воплощение в базовых школах.

Распространение лучшего опыта военно-патриоти­ческого воспитания в школах г. Омска и Омской об­ласти

Руководитель проекта: отец Савватий (Загребельный),

настоятель Свято – Никольского монастыря


Ведущие специалисты:

Лидия Васильевна Скорьева, автор проекта, православный педагог, бакалавр теологии, имеющая опыт адаптации к местным условиям методических разработок по духовно-нравственному воспитанию.
Елена Михайловна Колодина православный педагог, имеющая практический опыт организации православно – просветительской работы.
Антоний Сергеевич Ашихмин, православный педагог, учитель истории, имеющий опыт практического воплощения проекта детского учения-игры «Горлица»;
Основные помощники:
Православная молодежь, студенты Омских ВУЗов, студенты Педагогического колледжа № 1.

Педагоги и воспитатели образовательных учреждений



Актуальность проекта
Православная педагогика утверждает, что там, где в воспитании участвуют трое (ребенок – Бог – педагог) все возможно. И даже кратковременные впечатления способны пробуждать в детях естественные потребности в духовно – нравственных ценностях.

1000 лет назад православие стало государствообразующей религией для России. И сегодня около 70 % населения России признают себя православными. Также и в нашей Российской армии.

Поэтому, изучив лучший опыт духовно – нравственного воспитания на основе традиционных для России православных ценностей, педагоги Православно – педагогической площадки (Приложение 4) при Свято – Никольском мужском монастыре остановились на методике Детского ролевого учения – игры «Горлица», разработанной Волгоградским духовным училищем (Приложение 1).

Настоятель Свято – Никольского монастыря иеромонах Савватий (Загребельный) поддержал эту инициативу и под его руководством предварительно разработанная программа проведения учения – игры «Горлица» была реализована в профильной казачьей смене в летнем детском лагере «Березка» (Приложение 2).

В учении приняли участие:

- учащиеся казачьих классов МОУ «Таврическая гимназия» Таврического района;

- учащиеся детского дома с. Екатерининское Тарского района;

- учащиеся казачьего класса МОУ «Шипицынская СОШ» Большереченского района;

- учащиеся школ г. Калачинска;

- учащиеся казачьих классов МОУ «Генераловская СОШ» Одесского района;

- участники фольклорного ансамбля «Жемчужинка» из г. Омска.
Построение армий перед началом игры

- учащиеся Санаторной Красноярской Лесной школы.

Среди наблюдателей была Елена Владимировна Шпак, заместитель директора государственного учреждения Министерства по делам молодежи Омской области. Она дала положительную оценку этому мероприятию и выразила надежду, что идея Детских военно – патриотических сборов будет воплощена в жизнь (Приложение 3).

Елена Фёдоровна Мокрозуб, классный руководитель казачьих классов МОУ «Таврическая гимназия» и руководитель профильной смены также дала положительную оценку и методике и организации учения – игры «Горлица» (Приложение 3). Она отметила, что это событие было самым значимым во всей смене и запомнилось детям.

В Областном конкурсе научно-методических разработок, в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, объявленном осенью 2008 года Институтом Развития Образования Омской области, авторская научно-методическая разработка программы «Школа молодого казака», представленная Еленой Федоровной Мокрозуб, стержнем которой является детское военно-патриотическое учение-игра «Горлица» заняла призовое третье место.

Представитель казачества: Геннадий Алексеевич Туленцев, вице президент ОООО «Омский областной центр казачьей культуры», принявший активное участие в организации этого педагогического события и в этом году обратился к руководителю проекта с просьбой оказать помощь в проведении учения – игры «Горлица» и изъявил желание участвовать в представленном проекте.

9 июня 2008 года за ходом учения – игры «Горлица» наблюдали представители Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Роман Викторович Руцких также дал положительную оценку этому мероприятию.

Программа подготовки к областным Детским военно – патриотическим сборам включает в себя занятия с детьми отвращению их от вредных привычек и зависимостей в том числе и от наркотической зависимости. Кроме того, сама по себе такая работа с детьми отвращает их от увлечения растлевающими занятиями и формирует у них устойчивый стержень личности.

Стоит отметить, что проект сориентирован на мальчиков в возрасте от 9 до 15 лет, которые без особой мотивации в общественных мероприятиях участвуют неохотно.

Учение – игра «Горлица» взрослому поколению может напомнить игру «Зарница», в которую в свое время играли все дети. Различаются эти игры по глубине проработки духовно – нравственных моментов. В учении – игре «Горлица» победа одерживается не только над противоположной армией, но и над самим собой (Приложение 5). И это детям нравится.

Для проведения Детских военно – патриотических сборов в областном масштабе предполагается отбор участников из школ, интернатов и детских домов города и области, таким образом в сферу действия проекта будут входить многие образовательные учреждения.

С идеями и методикой Детских военно – патриотических сборов познакомятся сотни детей и десятки педагогов и воспитателей.



Механизм реализации и ожидаемые результаты
Стержневая идея данного проекта – это проведение в течение 2 – 3 недель областных летних Детских военно – патриотических сборов ежегодно и вовлечение в работу по их подготовке как можно больше детей и педагогов, посредством организации отборочных учений- игр «Горлица».

Можно считать законченным этап по выбору методики их проведения. Волгоградское учение - игра «Горлица» опробована и получены хорошие результаты. Заканчивается разработки адаптированной методики их проведения.

Получены положительные оценки Института Развития Образования Омской области и государственного учреждения Министерства по делам молодежи Омской области (см. раздел «Актуальность проекта»).

На сегодняшнем этапе предстоит провести еще ряд учений – игр «Горлица» для накопления практического опыта и подготовке, как детей, так и взрослых участников к предстоящим сборам. Есть еще ряд организационных и психологических моментов, которые предстоит отработать, прежде чем проводить такое мероприятие в полевых условиях.

В течение учебного года желающих участвовать в сборах будут готовить педагоги инструкторы и воспитатели, прошедшие обучающие семинары или имеющие практический опыт проведения учений.

В проекте участвуют студенты Педагогического колледжа. Им понравилось играть с ребятами по таким правилам. По их же признанию они даже не ожидали, что это может быть так интересно.

На сегодня результаты нашей работы по проекту мы оцениваем как положительные. Основанием для этого являются отзывы взрослых участников и устные опросы детей.

В дальнейшем планируется проводить анкетирование и до учения, и после учения через некоторые промежутки времени и обрабатывать результаты по специальным диагностическим методикам.

Наиболее желаемым результатом для нас является распространение практики проведения учения – игры «Горлица» по всей России, тем более, что прецедент такого широкого распространения с аналогичной игрой «Зарница» уже был.

План реализации проекта

военно-патриотического воспитания детей и молодежи на основе православных ценностей и традиций Российской армии в г. Омске и Омской области
2009 год
1 ЭТАП
1.1. МАРТ – АПРЕЛЬ. Разработка адаптированной методики детского ролевого учения «Горлица»:

- для профильной смены «Школа казаков» в детском лагере «Березка»;

- для образовательных учреждений, в которых ведется предмет «Истоки»:

- интернат № 19 (администрация школы заключила договор о сотрудничестве со Свято – Никольским монастырем и дала согласие на участие в проекте);

- Красноярская санаторная Лесная школа (представители школы участвовали в «Горлице - 2008»);

- Детский дом №1;



- для других образовательных учреждений, заявивших о участии в проекте.
1.2. МАРТ – МАЙ - ИЮНЬ. Организация детского ролевого учения «Горлица» для вышеперечисленных и других образовательных учреждений.

1. 3. ИЮНЬ. Участие в качестве наблюдателей в Детских военно- патриотических сборах в городе – герое Волгограде.
2 ЭТАП
2. 1. ИЮЛЬ – АВГУСТ. Консультирование педагогов детских летних лагерей, по практическим вопросам проведения детского ролевого учения «Горлица».
2. 2. СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ - НОЯБРЬ. Обработка материалов. Создание методической разработки Детских военно - патриотических сборов с ролевым учением «Горлица» в основе для распространения опыта их проведения в г. Омске и Омской области.
2. 3. НОЯБРЬ. Решение организационных вопросов и поиск финансирования реализации Детских военно - патриотических сборов с ролевым учением «Горлица» в основе.
2. 4. ДЕКАБРЬ. Организация семинаров для педагогов, воспитателей и вожатых, подавших заявку на участие в Детских военно - патриотических сборов с ролевым учением «Горлица».

2. 5. ДЕКАБРЬ. Организация занятий с детьми подавшими заявку на участие в Детских военно - патриотических сборов с ролевым учением «Горлица». Тематика занятий:

- история Российской армии;

- история жизненного подвига знаменитых Российских полководцев;

- вопросы духовно-нравственного воспитания;

- вопросы здорового образа жизни;

- вопросы, связанные с отвращением детей от вредных привычек: сквернословия, курения, винопития, наркомании;

- правила учения «Горлица».
2010 год
3 ЭТАП
3. 1. ЯНВАРЬ. Организация и проведение зимнего варианта детского ролевого учения «Горлица» в течение одного дня.
3. 2. ФЕВРАЛЬ - МАЙ. Решение организационных вопросов и поиск финансирования реализации Детских военно - патриотических сборов с ролевым учением «Горлица» в основе.
3. 3. ФЕВРАЛЬ - МАЙ. Организация семинаров для педагогов, воспитателей и вожатых, подавших заявку на участие в Детских военно - патриотических сборов с ролевым учением «Горлица».
3. 4. ФЕВРАЛЬ - МАЙ. Организация занятий с детьми
3. 5. ИЮНЬ. Организация и проведение Детских военно - патриотических сборов с ролевым учением «Горлица» в течение двух недель.
3. 6. АВГУСТ - СЕНТЯБРЬ. Подведение итогов и разработка новых планов.
Приложение 1
«Горлица» – это встреча с самим собой
Доклад (в сокращении), прочитанный на XIII Международных Образовательных Рождественских Чтениях на секции «Воскресная школа»

А.Б. Аликбаевым одним из авторов учения-игры «Горлица».

История рождения


В 1997 году в одну из смен православного детского лагеря нам было предложено провести с подростками военно-патриотическую ролевую игру-учение типа «Зарница». Добрые плоды от игры были получены, но в то же время проявилось много того, что на прочь запрещало их проведение. В правилах и в процессе игр было очень много страстного, а по их окончании у некоторых ребят долго жили в душе чувства: отомстить, уязвить, уколоть воинов другой армии. Это заставило, в конечном итоге, от «Зарниц» отказаться.

Стали детские лагеря проводить без ролевых игр. Педагоги старались своим мастерством достучаться до детей и помочь им реально изменяться к лучшему. В результате увиделась такая картина - все вроде бы в детях пригнано, причесано, аккуратно, а динамики жизни нет, нет живых глаз, нет самой жизни.


Иерей Сергий Попов

Такими статичными оказа­лись смены детских лагерей в 1999 и 2000 годах, поэтому в 2001 году на педсовете было принято решение изменить игру-учение, оставив сущест­венное – военно-патриотиче­ское направление, но изменить ее прежние смыслы, подходы, плоды. Для этого ре­шено было поменять правила, сделав их щадящими по отношению к младшим бойцам, храня­щими нравственное и физиче­ское достоинство, упреждаю­щими злое, скверное, подлое.

Поскольку изменились смыслы игры, прежнее название нужно было менять тоже. Решили назвать игру «Горлица».

Горлица – дикий голубь, не имеющий ни длинных когтей, ни больших зубов, а Бог горлицу хранит.

Когда все согласились с новым названием учения - игры, в знак какого-то окончательного свидетельства, на окно комнаты, в которой сидели педагоги, прилетела и села горлинка…

Основные смыслы

В педагогике из­вестно, как важно, чтобы произволь­ное детское внимание совпа­дало с его интересом. Тогда его возможно и образовы­вать, и воспитывать, и преоб­ражать. «Гор­лица» – это иг­ровое уче­ние, а какой ребе­нок не любит поиграть?

Очень важным смыслом учения-игры «Горлица» явля­ется нравст­венный смысл. То есть, участвуя в учении, дети всерьез ищут как поступать по совести. Ибо если ты будешь идти не по совести, в об­ход пра­вил, ты все равно ничего не добьешься.



Еще очень важный смысл «Горлицы» – она воспитывает патриотов. Патриотическое чувство, к сожалению, сейчас очень в детях слабо.

Другой важный смысл «Горлицы» касается уже не детей, а воспитателей и устроителей игры: воевод и командиров.


Красный Крест


Этот смысл – профессиональный, педагогический. Воспитатель попадает с детьми в узкие обстоятельства, где он должен оперативно решать, как быть с тем или другим ребенком: то ли он пойдет в разведку, где нужна ловкость, отвага, творческий подход - то ли останется в лагере караульным – охранять знамя и палатки.

Следующий смысл учения – военно-тактический. Ребята становятся действительно воинами. Они решают тактические задачи – ищут правильные подходы в тех или иных действиях.

И наконец, есть еще смысл спортивный, укрепляющий физически. Ребята через учение-игру «Горлица» становятся физически выносливее, суворовские “натиск и быстрота” переживаются реально.



И все же нужно подчеркнуть особый смысл «Горлицы» - детях и взрослых обретаются добродетели.
Причины благотворного преображения

душ детей и взрослых
Главная причина изменения детей к лучшему - это то, что по свидетельству его участников, во время игры Промыслом Божиим, для каждого участника «Горлицы», по его силам, создаются такие условия, при которых он должен быть предельно собранным, бодрым, внимательным к себе и обстоятельствам. Если он этого не делает – Господь его с любовью через людей и обстоятельства вразумляет.

Второй причиной, заставляющей детей быть собранными, внимательными к себе и сдержанными в проявлении негативных эмоций и действий, являются сами правила учения. Сейчас дети во множестве своем даже не ведают, что творят. Вольно и невольно, чтобы не навредить своей армии, ребята на учениях стремятся не обзываться, не говорить плохих слов, подтягиваются, следят за своим поведением. Ведь все, что нечестно и нечестиво, вредит не только самому участнику «Горлицы», но и армии, в которой он находится - за нечестие бойца начисляются штрафные очки.
«Горлица» родилась в городе-герое Волгограде. Мамаев курган.


Третья причина, приводящая к преображению ребят – сами устроители учения: воеводы армий, командиры и хранители. Они сами должны являться для детей теми воинами, с которых можно и нужно брать пример. Глядя на воеводу и командиров, подростку хочется быть таким же, как и они, ловким, сильным, быстрым, отважным. Но не только этому у старших учатся ребята. Честность, благородство, веру в Бога и упование на Него видят дети, и юным воинам тоже хочется поступать также.
Учебно-боевое построение


Четвертая причина. Дети тянутся друг за другом. И таким образом дети сами являются примером друг для друга. Следует отметить, что для того, чтобы изменить человека, нужно, прежде всего, согласие са­мого че­ловека на это изменение. В «Гор­лицу» детей насильно никто не за­писывает, решение принять не за­ставляет. Но сразу оговари­вается: «Будешь участвовать в «Горлице» - будет трудно. Но знай, что не по­жалеешь…».

Основные события

Рассмотрим, каким образом последовательность событий в «Горлице» и ее правила помогают внутренним обретениям.



Разведка. Подростку нужно идти в разведку. Кто поможет победить страх? Только Бог. И ребенок понимает, – если Бог не поможет – никто не поможет, и потому просит Бога помочь. Что происходит в душах детей, знает один Господь, но то, что в это время просветляются их лица и в них появля­ется то, чего раньше не было видно всем - появляется какая-то недетская мудрость и тишина.
Хранители учения – судят единоборства


Единоборства – это то событие, которое ярко показывает индивидуаль­ные качества ребят на Поле чести. На нем совершаются состязания – боец одной армии вызывает из другой армии соперника на поединок. Поединком может быть любое состязание на испытание физической силы, ловкости, борцовских качеств и т.д. Требование к самому состязанию такое – оно не может быть продолжительным по времени. На состязание выходят бойцы поодиночке, обычно одинаковых возрастных категорий. Боец, проигравший состязание, выбывает из игры.

Учебно-боевые действия по за­хвату флага. Армии разводятся на ука­занные судьями места для отра­ботки тактического замысла – по­строения в боевой порядок, для по­следних указаний воевод своим по­допечным. По сиг­налу, армии начи­нают сходиться, одна навстречу дру­гой в боевых порядках.
Хранители судят единоборство

Цель армий в этом, последнем этапе учений, – овладеть флагом другой армии и удержать его в течении оп­ределенного времени (2-3 часа).

Если за это время соединить флаги не удалось ни одной из армий, побеж­дает та армия, которая наберет большое количество положительных очков.
Красный крест

Положительные очки зараба­тывает армия за снятие погон с бой­цов другой армии, а отрицательные за нарушение правил.

По правилам игры боец старший категории с бойца младшей категории срывать погон не имеет права. А младший со старших может.

Воевода может срывать погоны с бойцов всех категорий. И с него могут срывать погоны все. У воеводы есть еще личная охрана. Это те бойцы, 3 метров от воеводы также могут срывать погоны с бойцов всех категорий.



Боец, потерявший оба погона выбывает из игры.

Боец с одним погоном – еще боец, он может продолжать игру. Но поло­жение его опасно. Он ранен (всего один погон) – и «подлечиться» он может в медпункте, - специальном месте, где медсестра его «вылечит» – быстро пришьет погон к его одежде.
Радость победы

Добытые погоны сдаются судьям, которые ведут подсчет плюсов и мину­сов обеих армий.

Но вот – флаг од­ной из армий захва­чен. Флаги соединены. Окончилось время, от­веденное на учение. Радость победы в од­ной из армий. А в дру­гой армии – состояние слез.

После небольшого перерыва, когда эмоции схлынули, армии стро­ятся опять друг против друга.

Сейчас задача у армий такова – одна армия должна опреде­лить пятерку отважных в другой армии. Это те ребята, которые действительно показали храбрость, мужество, благородство во время всех 3-х этапов «Горлицы».

После того, как в армии определили отважных бойцов, этой армии да­ется время на окончательный окончательное решение. Действительно ли эти пятеро наших бойцов отважные. А может быть, среди них есть трус, сквернослов, нечестный? Но вот армии определились, да, эти пятеро от одной армии и пятеро от другой – действительно сейчас, здесь, в учениях - лучшие из лучших.



Это значит – все, наступает состояние мира и в знак этого, объявляется примирение – братание.

Отважные делают круг почета со знаменем лагеря и флагами армий.

Москва. 2005 год.

Приложение 2
«Горлица» – это учение-игра,
Мамаев курган

Представитель казачества,

начальник штаба Омской областной общины казаков

Союза Казаков России Геннадий Алексеевич Туленцев вручает грамоты отважным бойцам.



где все по настоящему
Не дав человеку встретиться с собой,

не возможно говорить к чему он должен стремиться.

Считают авторы «Горлицы»
9 июня 2008 года, по благословению Митрополита Омского и Тарского Феодосия, в профильной Ка­зачьей смене летнего лагеря «Березка» проводилось детское ролевое военно-патриотическое учение-игра «Горлица».
Цель учения-игры «Горлица» – приобщение детей к отечественным православ­ным традициям и пробуждения в них естественных потребностей в духовно-нравственных ценностях.
Главнокомандующий учения - настоятель Свято - Никольского мужского монастыря офицер запаса отец Савватий (Загребельный).
Еди

перед учением

Главный хранитель – отец Вячеслав Суховетский, настоятель храма в честь Пророка Илии в поселке Красноярка.

Войсковые священники:

- отец Иоанн Костюк, настоятель храма в честь святого праведного Симеона Верхотурского в поселке Розовка.

- отец Дионисий Гришин, настоятель храма в честь Пресвятой Троицы в поселке Светлый.

В проведении учения также участвовали:

Представитель казаков - начальник штаба Омской областной общины казаков Союза Казаков России Геннадий Алексеевич Туленцев.

Воевода ар­мии крас­ных и руководитель под­го­товки детей к учению - Антоний Сер­гее­вич Ашихмин, управляющий делами общественной организации «Омское родительское собрание», православный педа­гог.

Воевода армии си­них – Николай Вла­димиро­вич Лопко, ру­ководитель во­енно-патриоти­ческого клуба «Витязь», педагог Красноярской санатор­ной Лес­ной школы.


Главнокомандующий учением-игрой «Горлца» -

настоятель Свято-Никольского мужского монастыря

игумен Савватий (Загребельный)

и воевода педагог- инструктор Антоний Ашихмин

16 хранителей учения из числа студентов Омских ВУЗов и Педагогиче­ского колледжа №1 следили за исполнением правил и подсчитывали штрафные очки.




Среди наблюдателей присутствовали:

Елена Владимировна Шпак, заместитель директора государственного учреждения Министерства по делам молодежи Омской области. По окончанию учения она дала положительную оценку этому мероприятию и конструктивные советы на будущее.

Представитель ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ по Омской области: Рудских Роман Викторович.
В учении участвовало 66 юных бойцов и 12 сестер милосердия в возрасте от 9 до 16 лет.

В учении приняли участие:

- учащиеся казачьих классов МОУ «Таврическая гимназия» Таврического района;

- учащиеся детского дома с. Екатерининское Тарского района;

- учащиеся казачьего класса МОУ «Шипицынская СОШ» Большереченского района;

- учащиеся школ г. Калачинска;

- учащиеся казачьих классов МОУ «Генераловская СОШ» Одесского района;

- участники фольклорного ансамбля «Жемчужинка» из г. Омска.


Построение армий перед началом игры

Как это было…
Практическое осуществление проекта стало возможным, благодаря тому, что Государственное учреждение Министерства по делам молодежи Омской области выделило путевки для проведения профильной казачьей смены в детском лагере «Березка».

Геннадий Алексеевич Туленцев, начальник штаба Омской областной общины казаков Союза Казаков России, разрабатывая программу «Школы молодого казака», обратился за помощью к отцу Савватию (Загребельному). Случилось так, что в это время методическая основа проекта учения-игры «Горлица» разработанная прихожанкой монастыря была готова, а вот практическое воплощение встретило ряд почти не преодолимых препятствий, которые в случае проведения учения в летнем лагере «Березка» полностью снимались.



Руководитель профильной казачьей смены Елена Фёдоровна Мокрозуб, учитель, классный руководитель казачьих классов МОУ «Таврическая гимназия» помогла организовать в течение недели занятия Антония Сер­гее­вича Ашихмина с бедующими юными бойцами.

Работа проводилась под руководством отца Савватия (Загребельного) в рамках изучения и распространения лучшего православно - педагогического опыта в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи города Омска и Омской области по проекту Лидии Скорьевой.


8 июня в 17 часов Главнокомандующий отец Савватий и воеводы прибыли в лагерь для генеральной тренировки перед предстоящим учением.

Дети построились и рассчитались на первый – второй. Так они были разделены на две армии (красных и синих). Воеводы провели тренировочные занятия и обсудили план действий.


9 июня в 9 часов все участники собрались на Поле Чести и отслужили молебен.

Перед началом учебно-боевых действий Главнокомандующий учением обратился со следующей речью:

«…Нам нужно научиться следить за собой не только в классах, не только на молитве в церкви, но и на поле брани. Чтобы, если надо мы были готовы воинствовать и защищать Родину и, в тоже время, не пускать врага внутрь себя. Чтобы воевать, но не озлобляться. Чтобы побеждать врага, но не ненавидеть самого человека. Поэтому, когда вы будете вести борьбу, смотрите за своим сердцем, за своим умом, чтобы внутри вас не возникло ненависти, раздражения, злобы, ропота, обиды, а чтобы помнили вы о дисциплине, о послушании, о верности долгу, о братстве. В этом есть победа, в этом - главная цель нашей с вами учебы. Пусть победит дружба. «Казак не разбойник», - говорил Александр Васильевич Суворов, поэтому казаки побеждали, прежде всего, духом. Когда брали город Измаил, он отдал приказ: «Сегодня - поститься, завтра - молиться, послезавтра – победа или смерть».

Так-то и мы с вами, по традиции русской армии, совершили молитву, чтобы водворить в сердца наши тот дух Отечества, которым строилось Государство Российское».


Армии разошлись. Воеводы дали последние указания. Войсковые свя­щенники благословили своих юных бойцов и нача­лись единобор­ства.

В единоборствах уча­ствовало по четыре чело­века из каждой армии. Вы­ходили на состязания по оче­реди. Победители воз­вращались в строй, а по­бежденные отправ­лялись на площадку выбывших из игры. По результатам еди­но­борств суммарная по­беда была за синими. По правилам учения они должны были начать с чис­ленным перевесом. Но, воевода синих, посо­вещавшись с ребятами, к неописуемой радости выбыв­ших, предложил вер­нуть их в строй. После короткого перерыва начались учебно-боевые дейст­вия.

Каждая армия выстроилась боевым порядком, в соответствие с вы­бранной тактикой действий по захвату флага и сохранению «боеспособно­сти» до конца учения.

Основной задачей было вывести из игры как можно больше воинов про­тивника. По правилам, участник, у которого сорваны оба погона, удалялся на площадку для выбывших. Если был сорван один погон, второй можно было восстановить, - его пришивали медсестры в двух пунктах Красного креста.

За нарушение правил армии получали штрафные очки, которые по окон­чании отведенного времени, имели бы решающее значение, в случае если ни одна из сторон не захватила бы флага противника.

В этом учении события развивались так, что в первом бою армия красных захватила флаг синих, а во втором наоборот - армия синих захватила флаг красных.

После окончания учебно-боевых действий ребята выбрали по пять отважных бойцов в противоположной армии.

Начальник штаба Омской областной общины казаков Союза Казаков России Геннадий Алексеевич Туленцев вручил каждому, отличившемуся на Поле Чести, Почетную грамоту.

Отважные со знаменем Союза казаков и с флагами обеих армий сделали круг почета. Началось братание. Оно было искренним.

Братия Свято - Никольского монастыря приготовили юным бойцам легкую трапезу. Помолившись, все подкрепились телесно, и учение считалось законченым.



17 июня 2008 года всем ребятам в торжественной обстановке были вручены иллюстрированные фотографиями «Свидетельства о участии в военно-патриотическом учении-игре «Горлица»».

Каждый, от главнокомандующего, до бойца младшей категории получил свой практический опыт переживания и принятия решений, хотя и в условных, но весьма узких обстоятельствах.



Организаторам еще предстоит большая работа по анализу плодов мероприятия, по окончанию которого никто не остался равнодушным.

Приложение 3
Отзывы участников и наблюдателей

учения – игры «Горлица»
Отзыв Главнокомандующего учением-игрой «Горлица»,

настоятеля Свято - Никольского мужского монастыря

отца Савватия (Загребельного).
9 июня 2009 года
Ценность этой игры заключается в том что, вот собрались незнакомые люди: педа­гоги представители образования, казачества, незнакомые дети, но чувство­вался некий дух, некое единство способность к послушанию, способность стать одним телом, одной волей. Мне, как священнику и офицеру запаса, это показало то, что в России в трудную минуту, по крайней мере мужская часть православного населения будет способна объединиться в единую волю и в единую силу. Это и сейчас проявляется в горячих точ­ках и показывает, что жив дух православ­ный, живы традиции рус­ского воина, защитника благородного и самоот­верженного. Поэтому не стоит бояться за нашу Родину, есть, кому ее за­щи­щать, если в простых детях проявляются такие способ­ности. Ведь они, в единую цель объединен­ные, были послушны, по­нимали задачи учения, которые состояли не в том, чтобы победить сопер­ника любой ценой, а в том, чтобы победить себя, проявить дух самоотвер­женности и послужить армии.

Это учение отличается от иных игр тем, что оно объединяет не наи­гранно, ни в культурологическом срезе, а в действии духа, души и тела.

Во время единоборств дети искренне шли за благословением к священнику, чтобы от него почерпнуть силы, то есть, они у Бога искали помощи и утверждения. Мы видели и слышали, с какою верою они творили молитвы. Живая вера объединяла их в этом учении. Тому, что победила именно дружба, дети больше всего были рады.

Конечно, в эту игру можно играть и часто и один раз в год. Она настраивает человека на каждодневную тренировку воли, послушания, трудолюбия, смелости, мужества, для того, чтобы все эти качества проявились в следующем учении.


Учебно-боевые действия по захвату флага

Федор Михайлович Достаевский в своем романе «Братья Карамазовы», от лица Алексея Карамазова говорит: «Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение».



Отзыв наблюдателя Елены Владимировны Шпак, заместителя директора государственного учреждения

Министерства по делам молодежи Омской области

.

9 июня 2009 года.


Я отвечаю за содержание воспитательной работы в детских оздоровительных лагерях Омской области. Сегодня изучала опыт проведения военно-патриотического учения-игры «Горлица».

Игра очень понравилась. Хочется сказать, что те взрослые, которые организовали игру, вместе с детьми ее прожили. Наверное, именно эта идея практического совместного проживания и общения одна из наиболее ценных идей, которые заложены в игру. Идея, когда ребята отдают честь и выбирают лучших бойцов в другой армии, очень хорошая. Замечательная и идея братания.

Ноябрь 2008 года.


Во-первых, игра, которую я увидела в Казачьей смене, имеет авторов. Она ими хорошо разработана и апробирована. Мы же сделали попытку адаптировать ее и реализовать в своих условиях. Могу сказать, что не все нам удалось. Может быть, в связи с тем, что мы несколько нарушили технологию и не выполнили все условия подготовки и организации. Но, тем не менее, в том виде, как мы ее готовили, и тот результат, который получили, нас удовлетворил.
Мамаев курган

Отважные делают круг почета.

Скульптурная группа. Мамаев курган.

Мы взяли содержательную часть игры и сделали, по крайней мере, попытку вместе с детьми и взрослыми ее реализовать. Самое главное в ней, это действительно те кадры, которые готовят и погружают ребятишек.

У нас погружение было не в полной мере, поэтому рекомендовать ту игру, которая разработана это одно, а говорить о рекомендации нашего опыта, я считаю, еще рано. Мне кажется, ее надо еще один или два раза повторить и посмотреть в действии.

Во-вторых, я хочу сказать, что она очень серьезно затрагивает духовную сферу и в ней могут участвовать дети, которые уже открыты на православие. Если выхолостить духовную составляющую из игры, мы получим обыкновенную военно-спортивную игру «Зарница», которая в основном ставит задачу дать детям возможность подвигаться и на основе соревнования сформировать в них, может быть, потребность в защите своей Родины и дать определенные знания. В «Горлице» совсем другое. Здесь требуется закрепить и удержать эту самую духовную составляющую ребенка.

Несомненно, нужно написать статью и обобщить опыт сделанного в этой казачьей смене. Если бы мы сегодня говорили о том, что у нас будет две казачьих смены или пять казачьих смен, им рекомендовать «Горлицу» надо однозначно. Рекомендовать же эту игру в стационарные лагеря преждевременно. У них нет соответствующих кадров. Они, как бы, не выдержат то, что нужно выдержать….

Я считаю то, что мы их в монастырь не свозили - это не правильно. «Горлица» должна была проводиться в монастыре.

Эту игру однозначно можно рекомендовать приходам и воскресным школам. Как форма работы воскресных школ, она замечательна и у них получится. Можно даже построить такую модель: когда она по приходам пройдет организовать итоговую областную. Это было бы здорово.

Почему я не могу взять ее на вооружение? В ней прописаны такие задания, такие элементы, которые должен нести священник и их надо соблюсти, чтобы дети понимали во славу чего и почему и как они идут друг на друга. В ней есть очень интересные приемы.
Награждение отважных

Мне, например, понравилась одна технологичность по ходу игры, когда дети выходили на поединок не по указке вожатого «Вот, ты иди, ты иди…». Здесь же каждый мог выйти и проверить себя. Хотя в результате поражения он выходил из игры, и неизвестно могли ли в дальнейшем спасти его товарищи. Дети выходили. Для меня это было открытие.



Отзыв полевого хранителя,

студента Педагогического колледжа №1 Вадима Пушкова.
9 июня 2009 года
Самое главное, мы увидели, какие сейчас дети. Нас когда учат, говорят, что с детьми работать очень сложно. Мы увидели, что дети не такой уж «страх». Не будем теперь так бояться. Дети хорошие и с ними интересно. Мы увидели много воспитательных моментов. Игра очень интересная. Ее хочется продолжать. Хотелось бы участвовать в такой игре еще.
Отзыв Елены Фёдоровны Мокрозуб,

классного руководителя казачьих классов

МОУ «Таврическая гимназия».
10 июня 2008 года.
Обыкновенно, после подобных игр, дети даже из одного класса какое-то время чувствуют себя, как бы, врагами. Ведь как обычно бывает – победители веселые и радостные, а побежденные грустные и поникшие. А после этой игры этого не чувствовалось. Все ребятишки довольные и радостные. В корпус пришли на тихий час, а мы их уложить не можем. Эмоции перехлестывают. Каждому хочется поделиться своими впечатлениями.

Игра хорошая, тем, что мы, обычно, так как вы, детей к играм, не готовим. А здесь к ним приезжал опытный педагог проводил беседы и тренировки, каждому были даны правила. Дети имели представление о том, что их ждет в игре. Самый большой плюс, по моему мнению, в том, что мы возвратились к своим истокам. Дети не просто познакомились с такими понятиями, как воевода, свой флаг, честь, молитва, а в действительности пережили их.

Было очень заметно, как в первом наступлении они пели молитву тихими неуверенными голосами, а во втором и третьем – голоса стали звонкие и уверенные, и пели они с чувством. У нас дети разные и не все воцерковленные, а здесь их это всех захватило. Они поняли, что так нужно, что это поможет, и когда говорили: «С нами Бог!», было видно, что каждый из них чувствует прилив сил.

Думаю, все хорошо получилось, благодаря, тому, что священники отслужили молебен и настроили ребят на душевный покой. У авторов и организаторов игры есть чему поучиться.



Октябрь 2008 года.

«Горлица» явилась одним из значимых мероприятий смены. Сейчас мы вспоминаем ее и чаще всего в случаях, когда «страсти накаляются» и, кажется примирение уже не возможно. Тут я говорю ребятам: «А помните, как в «Горлице»?», - и они вспоминают, как после игры братались и вместе трапезничали и остались друзьями, а вспомнив меняются и дела с примирением идут на лад. Мы вам очень благодарны.

В Областном конкурсе научно-методических разработок, в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, объявленном Институтом Развития Образования Омской области, авторская научно-методическая разработка программы «Школа молодого казака», представленная Еленой Федоровной Мокрозуб, и стержнем которой является детское военно-патриотическое учение-игра «Горлица» заняла призовое третье место.

  1   2

Коьрта
Контакты

    Главная страница


По благословению Митрополита Омского и Тарского Феодосия