Скачать 209.47 Kb.


Дата02.09.2018
Размер209.47 Kb.

Скачать 209.47 Kb.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия, особенности жанра, основные образы. Чтение наизусть отрывка. Общие черты сказок С. Щедрина. Проанализировать одну сказку. 10. Роман «История одного города»



Вопросы к зачету по литературе в 10—м классе.

1.Современны ли пьесы Островского? Обосновать ответ, опираясь на проблематику одной из них.

2.Жанровое своеобразие, композиция пьесы «Гроза». Катерина в оценке Добролюбова.

3.Роман «Обломов» И.А. Гончарова. Образ главного героя. Понятие «Обломовщина».

4. Какую роль играет глава «Сон Обломова» во всем романе?

5.Роман «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Смысл названия, художественное своеобразие романа.

6.Какие вечные ценности жизни утверждает Тургенев в романе «Отцы и дети»? Е. Базаров в оценке Добролюбова.

7.Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова. Чтение наизусть одного из стихов.

8.Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия, особенности жанра, основные образы. Чтение наизусть отрывка.

9.Общие черты сказок С.—Щедрина. Проанализировать одну сказку.

10.Роман «История одного города». Смысл названия, особенности жанра, композиции, своеобразие художественных образов(на примере 2-3).

11.Ф.И.Тютчев и А.А.Фет как последние романтики уходящего века. Главные темы лирики(анализ стихов, чтение наизусть).

12.Ф.М.Достоевский. Мировоззрение писателя, и связь его творчества с русской действительностью.

13.Роман «Преступление и наказание». Особенности жанра, смысл названия.

14.Двойники Раскольникова в Романе.

15.Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». История создания, особенности жанра. В чем трагедия Катерины Измайловой?

16.Роман Толстого «Война и мир». История создания, особенности жанра, смысл названия.

17.Поиск подлинного места в жизни Андрея Болконского и Пьера Безухова.

18.Как доказывает Толстой свою мысль: нет нравственного стержня в родителях--- не будет его и в детях?

19.Период в творчестве Л.Н.Толстого(проанализировать).



  1. Да, актуальны, и это примета истинно народного писателя. В пьесах Островского вместилась вся Россия - ее быт, ее нравы, ее история, ее сказки, ее поэзия и наконец извечные проблемы её людей. Время идёт, меняется мода, меняется мировоззрение, меняются людские ценности, но проблемы обыгранные в пьесах Островского и по сей день актуальны, поэтому интерес к произведениям этого великого драматурга не угаснет ещё не один век. По моему мнению, любой современный человек должен познакомиться с этими великолепными ними. В наши дни очень популярна «Гроза», (так же, как и 150 лет назад) которую можно назвать вершиной зрелого творчества драматурга, психологическая драма «Бесприданница», которая наряду с «Грозой» занимает одно из центральных мест в творчестве А. Н. Островского. Начать же разговор о творчестве драматурга лучше всего с пьесы, которая принесла ему первый литературный успех. Речь идет о комедии «Свои люди — сочтемся». Таким образом, мы прослеживаем творческий путь драматурга в разные периоды его творчества. Пьесой «Свои люди — сочтемся» А. Н. Островский выводит на русскую сцену новый социальный тип, еще неизвестный в русской драматургии. Это купец-самодур. Комедия носит резко обличительный, в духе гоголевской традиции, характер и относится к раннему периоду творчества А. Н. Островского, когда тот только искал свой путь в литературе.
          Трагедия «Гроза» написана в предреформенный период, когда драматург был тесно связан с редакцией журнала «Современник», представлявший лагерь революционеров-демократов. В этой пьесе А. Н. Островский также во многом является первооткрывателем. Во-первых, он показывает героиню из народной среды, глубоко раскрывая основы ее характера; во-вторых, драматург стремится передать атмосферу той среды, в которой разворачивается действие; в-третьих, он вводит в свою пьесу пейзаж, который является живым действующим лицом.
          Психологическая драма «Бесприданница» написана уже в пореформенный период, когда в жизнь вошли новые общественные явления. Уходит в прошлое мир «Грозы», мир патриархальных нравов, домостроя и самодуров, на пороге стоит мир чистогана, мир холодных дельцов, в котором все продается и покупается.
          Драматургическая деятельность А. Н. Островского, продолжавшаяся более сорока лет, заложила основы русского национального театра. И. А. Гончаров в своем письме Островскому говорит: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: „У нас есть свой русский, национальный театр“. Он по справедливости должен называться: „Театр Островского“».
          Особенностью таланта А. Н. Островского является сочетание в нем дарований литератора и театрального деятеля. Он не только создал русский национальный репертуар, но и сформировал нового актера. В театре Островского особое внимание уделяется тексту, в котором заложено все. На основе драматургии А. Н. Островского сложилась школа Малого театра.



  1. Жанр - драма, композиция кольцевая: предвестие грозы - гроза разразилась (причём, во всех смыслах: в прямом и переносном). Трагедия «Гроза» написана в предреформенный период, когда драматург был тесно связан с редакцией журнала «Современник», представлявший лагерь революционеров-демократов. В этой пьесе А. Н. Островский также во многом является первооткрывателем. Во-первых, он показывает героиню из народной среды, глубоко раскрывая основы ее характера; во-вторых, драматург стремится передать атмосферу той среды, в которой разворачивается действие; в-третьих, он вводит в свою пьесу пейзаж, который является живым действующим лицом. Островский создал в России жанр драмы("пьесы в жизни").ДЛЯ ДРАМЫ ХАРАКТЕРЕН ИНТЕРЕС К КОНФЛИКТАМ повседневной действительности, за которым зритель улавливает 
    глубокие противоречия эпохи. Художественная мысль Островского обнаруживает в обыденной жизни причудливое сочетание трагического и комического, и это тоже стало одним из признаков русской драмы, который получил развитие в творчестве Чехова. 
    Композиция (построение ) его пьес тоже новаторская и непривычная. 
    В Грозе отразились впечатления от путешествия по Волге Островского летом 1856 года в составе экспедиции, изучавшей быт жителей Поволжья. Всё увиденное и услышанное от волжан было переработано талантом писателя и превратилось в глубоко типичные картины русской жизни. 
    Некоторые критики усматривали в пьесе много лишних действующих лиц: зачем здесь Кулагин, странная Феклуша, зачем беседы Кулагина с Диким и другие сцены, не связанные с развитием сюжета пьесы? 
    Защищая Островского от подобных нападок, Добролюбов говорит о НОВАТОРСТВЕ драматурга:..."у него на первом плане является всегда ОБЩАЯ, не зависящая ни от кого из действующих лиц ОБСТАНОВКА ЖИЗНИ". 




Само понятие «Обломовщина» определяет явление жизни и состояние души. Впервые само слово «Обломовщина» появилось в романе.

— Ты любишь эту арию? Я очень рад, ее прекрасно поет Ольга Ильинская. Я познакомлю тебя — вот голос, вот пение! Да и сама она, что за очаровательное дитя! Впрочем, может быть я пристрастно сужу: у меня к ней слабость. Однако ж не отвлекайся, не отвлекайся, — прибавил Штольц, — рассказывай!

— Ну, — продолжал Обломов. — что еще?.. Да тут и все!.. Гости расходятся по флигелям, по павильонам, а завтра разбрелись: кто удить, кто с ружьем, а кто так, просто, сидит себе…

— Просто, ничего в руках? — спросил Штольц.

— Чего тебе надо? Ну, носовой платок, пожалуй. Что ж, тебе не хотелось бы так пожить? — спросил Обломов. — А? Это не жизнь?

— И весь век так? — спросил Штольц.

— До седых волос, до гробовой доски. Это жизнь!

— Нет, это не жизнь!

— Как не жизнь? Чего тут нет? Ты подумай, что ты не увидал бы ни одного бледного, страдальческого лица, никакой заботы, ни одного вопроса о сенате, о бирже, об акциях, о докладах, о приеме у министра, о чинах, о прибавке столовых денег. А всё разговоры по душе! Тебе никогда не понадобилось бы переезжать с квартиры — уж это одно чего стоит! И это не жизнь?

— Это не жизнь! — упрямо повторил Штольц.

— Что ж это, по-твоему?

— Это… (Штольц задумался и искал, как назвать эту жизнь.) Какая-то… обломовщина, — сказал он наконец.

— О-бло-мовщина! — медленно произнес Илья Ильич, удивляясь этому странному слову и разбирая его по складам. — Об-ло-мов-щина!

Он странно и пристально глядел на Штольца.

— Где же идеал жизни, по-твоему? Что ж не обломовщина? — без увлечения, робко спросил он. — Разве не все добиваются того же, о чем я мечтаю? Помилуй! — прибавил он смелее. — Да цель всей вашей беготни, страстей, войн, торговли и политики разве не выделка покоя, не стремление к этому идеалу утраченного рая?

— И утопия-то у тебя обломовская, — возразил Штольц.

Обломовщину как социальное явление исследовал критик Добролюбов в своей статье «Что такое Обловщина?». Он писал что в русской литературе сказалось новое слово, и слово это – «Обломовщина». Оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни и является приговором всей крепостнической системе. По мнению Добролюбова, порождена порядком, узаконивающим право помещика пользоваться трудом 300 Захаров. Добролюбов сводит емкое понятие «Обломовщина» сводит, в основном, к порокам крепостничества. В самом романе понятие вмещает в себя больше смысла и раскрывается в более философском плане. Сон Обломова, «Обломовка» - все это тоже входит в понятие «Обломовщина».

Жанр – монологический роман (в центре романа судьба одного героя). Весь роман своим содержанием, композицией проясняет, как в образе Обломова, русского потомственного барина, изображено социальное явление русской жизни.


  1.  «Сон Обломова» - это особая глава романа. «Сон Обломова» повествует о детстве Ильи Ильича, о его влиянии на характер Обломова. Во «Сне Обломова» показана его родная деревня Обломовка, его семья, уклад по которому жили в обломовском имении. Обломовка – это название двух деревень, которыми владеют Обломовы. Люди в этих деревнях жили так же, как жили их прадеды. Они старались жить замкнуто, изолировать себя от всего мира, боялись людей из других деревень. Люди Обломовки верили в сказки, предания и приметы. В Обломовке не было воров, не было разрушений и бурь все было сонно и тихо. Вся жизнь этих людей была однообразна. Обломовци считали, что иначе жить грех. Так же жили и помещики Обломовы.

Отец Обломова был ленив и апатичен, он весь день сидел у окна или прогуливался по дому.

Мать Обломова была деятельнее мужа, она наблюдала за слугами, гуляла по саду со своей свитой, задавала разные работы дворне. Все это отразилось в характере Ильи Ильича. С самого детства его растили, как экзотический цветок, поэтому он рос медленно и привыкал лениться. Его попытки что-то делать самому постоянно пресекались. Единственное время, когда Обломов был свободен и мог делать, что ему было угодно, было время всеобщего сна. В это время Обломов бегал по двору, лазил на голубятню и галерею, наблюдал за разными явлениями и изучал их, исследовал окружающий мир. Если бы эта начальная деятельность стала развиваться, то, может быть, Обломов стал бы деятельным человеком. Но запреты родителей что-либо делать самому привели к тому, что позже обломов стал ленивым и апатичным, он не мог съездить в Обломовку, сменить квартиру, жил в запыленной, не мытой комнате и полностью зависел от слуги Захара.

В Обломовке няня рассказывала Илье Ильичу сказки, в которые он верил на протяжении всей жизни. Сказки сформировали поэтический характер русского человека. Этот характер проявился во взаимоотношениях с Ольгой. Он на некоторое время смог заглушить обломовскую лень и апатию, вернуть Обломова к деятельной жизни. Но через некоторое время из-за житейских мелочей поэтический дух снова стал ослабевать и уступил место обломовской лени.

Обломовы не любили книг и считали, что чтение это не необходимость, а роскошь и развлечение. Учение Обломовы тоже не любили. И поэтому Илья Ильич посещал школу кое-как. Обломовы находили всякие отговорки, чтобы не водить Илью Ильича в школу и из-за этого ругались с учителем Штольцем. Его сын Андрей Штольц подружился с Обломовым, ставшим его другом на всю жизнь. В школе Андрей помогал Обломову делать уроки, но этим развивал в Обломове лень. Впоследствии с этой ленью Штольц боролся долго и упорно, но безуспешно.


Я считаю, что роль этого эпизода, показать, как формируется у Обломова русский поэтический характер, причины появления обломовской лени и апатии, среду в которой воспитывался Илья Ильич, появление многостороннего образа Обломова. Обломова не могли «поднять с дивана» потому что деньги и благополучие у Обломова были с рождения и деятельность Штольца ему была не нужна. Обломову нужен был поэтический идеал, который на некоторое время дала ему Ольга Ильинская. Но после того как Обломов порвал с ней отношения вернулся к своей обычной апатии и лень. С которыми через несколько лет умер.

  1. В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» очень ярко и достоверно отразились харак­тер эпохи, те значительные изменения в русской об­щественной жизни, которые произошли в начале ше­стидесятых годов прошлого века, когда на смену дво­рянской идеологии и культуре прокладывала себе дорогу идеология революционно-демократическая, или разночинная.

Тургенев показал борьбу двух общественных групп: старой либеральной дворянской интеллиген­ции и разночинной интеллигенции. Причем роман имеет ярко выраженную антидворянскую направленность, на что указывал и сам автор: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса... Это торжество демократизма над аристократией».

Основной принцип построения романа - антитеза. Это заявлено уже в его названии, которое противопоставляет отца и детей, два поколения людей. Противопоставление в семье порождает общечеловеческий конфликт - семейный. Но в романе Тургенева непонимание между отцами и детьми основано не на различии характеров. Их несовместимость происходит по причине идейных расхождений. При таком положении может произойти нарушение преемственности поколений, а это грозит, по мнению затора, гибелью человечеству.

Как антиподы воспринимаются в романе Евгений Базаров, выразитель идей революционно-демократической интеллигенции, и Павел Петрович Кирсанов, главный защитник либерального дворянства. Их столкновения и споры, которые составляют основу сюжета романа, рождают еще один конфликт - социально-политический.

Пути спасения России - вот главный вопрос, вокруг которого ведут яростные споры нигилист Базаров и либерал Кирсанов. Отрицания разночинца основываются на общественных интересах, продиктованы временем и имеют целенаправленный характер. По его собственному признанию, «в теперешнее время» полезнее всего отрицать, разрушать. Для чего? Ответ Базарова звучит как аксиома, не требующая доказательств: «Нужно место расчистить, чтобы потом строить». Беспощадному отрицанию подвергаются все устои самодержавно-дворянской России: самодержавие и церковь, дворянская культура. Увлечение нигилизмом доводит Базарова до крайности: он пытается выбросить из жизни то, без чего не сможет обойтись: искусство и литературу, любовь, красоту природы. Для него «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша медного не стоит», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Естественно, что Павлу Петровичу, воспитанному на идеалах высоких и благородных, жизнь которого не мыслится без таких понятий, как достоинство и права личности, самоуважение, честь, свобода, христианская мораль и смирение, который в романе выступает как хранитель и накопитель всех культурных ценностей. Нигилизм Базарова чужд, абсурден, неприемлем.

Как антиподы показаны в романе и два друга - Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Базаров-убежденный нигилист, Аркадий же, находясь под влиянием друга, лишь увлечен идеей отрицания. Но ему чужды те крайности нигилизма, до которых дошел Базаров. Дружба двух по-своему прекрасных людей заканчивается крахом, и вина в этом лежит не только на совести Аркадия.

Автор противопоставил своего главного героя и самой жизни, которую, по его мнению, нельзя свести к какой-либо теоретической формуле. Он показывает готовность Базарова действовать в духе своих демократических убеждений, то есть разрушать, чтобы расчистить место для тех, кто будет строить. Но Тургенев не дает ему возможности действовать потому что, с его точки зрения, Россия в таких разрушениях не нуждается. Симпатизируя своему герою, он не признаёт того дела, для которого готовил себя Базаров, поэтому заставляет его умереть.

Показав картину трагического противостояния русского общества, Тургенев надеялся своим произведением положить начало сплочению и объединению лучших сил России ради спасительного обнуления Родины, которую он так страстно любил.



  1. Добролюбов в своей статье находит такие вечные ценности как любовь, красота, искусство, природа.

7.

Любовная лирика ("Панаевский цикл", "Мы с тобой бестолковые люди")

Любовь в стихах Некрасова согревает человека, помогает выжить в жестоком мире. Драматичной была и любовь самого поэта, связавшая его с Авдотьей Панаевой. Она была его счастьем и мукой. Вызвала целую серию любовных стихов под названием "Панаевский цикл". Влюбленные встречаются, сорятся, мирятся и в этом романе утверждается идеал заботливой, ласковой женщины, подруги, как опоры в трудной, жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные муки.

Мы с тобой бестолковые люди: 


Что минута, то вспышка готова! 
Облегченье взволнованной груди, 
Неразумное, резкое слово.

Говори же, когда ты сердита, 


Всё, что душу волнует и мучит! 
Будем, друг мой, сердиться открыто: 
Легче мир — и скорее наскучит.

Если проза в любви неизбежна, 


Так возьмем и с нее долю счастья: 
После ссоры так полно, так нежно 
Возвращенье любви и участья...

8. Смысл названия :

Загадка, заветный вопрос. Несмотря на поиск среди конкретных людей, мужики углубляются в народ. Главная тема - народ.

Жанровое своеобразие : Эпопея современной крестьянской жизни,

1)повествование, показывающее жизнь широко, разнообразно, со всеми проблемами

2)Большое кол-во героев (крестьянские персонажи)

Основные образы :

Поп, Помещик, Сельская яромонка (счастливая крестьянская жизнь, Яким Нагой (портрет : в деревне Босово, Яким Нагой живет,

до смерти работает, до полусмерти пьет) (собирал картинки, объяснение пьянства, народный заступник, в основном на словах),

(Ярмила Гирин, народный герой, грамотный, честный, справедливый, образ народного заступника, грех(переживание)),

крестьянка (Матрена Тимофеевна, собирательный образ русской женщины-крестьянки).

9. В каждом порядочном человеке русской земли Щедрин имеет глубокого почитателя.

Н. Г. Чернышевский

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин является прямым последователем литературных традиций Н. В. Гоголя. Сатира великого писателя нашла продолжение в произведениях Салтыкова-Щедрина, она обрела новую форму, но не потеряла своей остроты и актуальности.

В «Сказках для детей изрядного возраста» писатель бичует беспорядки, мешающие развитию России. И главное зло, которое осуждает автор,— это крепостное право, губящее как рабов, так и господ. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» сарказм писателя достигает вершины.

Читатель смеется над беспомощными генералами, способными умереть от голода среди обилия пищи, и лишь появившийся невесть откуда «лежебока-мужик» спасает их от неминуемой гибели. Наивность генералов фантастична. «Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? — сказал один генерал». Мужик же ловок и сноровист, достиг того, что варит суп в пригоршне. Он способен к любому делу, но не одно восхищение автора и читателей вызывает этот персонаж.

Вместе с Салтыковым-Щедриным мы печалимся о горькой судьбе народа, вынужденного взваливать на свои плечи заботу о дармоедах-помещицах, лодырях и бездельниках, способных лишь помыкать другими, заставлять работать на себя.

Писатель постепенно подводит своих читателей к мысли о необходимости решительных перемен в обществе. Уничтожение крепостного права Салтыков-Щедрин ставил основным условием нормальной жизни общества. Конец «Повести...» удивительно созвучен некрасовской «Железной дороге», когда вместо благодарности герою высылают «рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!». По свидетельству современников, Салтыков-Щедрин ненавидел самодовольных и равнодушных, основным злом считал насилие и грубость. Всем своим творчеством писатель бескомпромиссно боролся против названных пороков, стараясь искоренить их в России.

10. Смысл названия : Пародия на Карамзина "История гос-ва российского"

Жанр : Политическая сатира. Роман-хроника. Летопись. Особые литературные приемы.

Композиция : Наличие предисловия. Приложение (письмо в редакцию) (оправдание – не глумится)

своеобразие художественных образов : собирательные образы, все характеристики в гротеске, гиперболе, сатире.

Пример сатиры на Угрюм-Бурчееве и Органчик (Брудастый)

11.   Ф. М. Достоевский, как писатель, придавал большое значение занимательности повествования, был непревзойденным мастером острой, авантюрной фабулы, захватывающей читателя, держащей его в напряжении от первых до последних страниц романа. Никому прежде не удавалось соединить детективный сюжет с тончайшим психологизмом и глубиной философского смысла. 

    «Преступление и наказание» - роман о преступлении, но отнести его к «криминальному, детективному» жанру нельзя, его называют романом-исповедью, романом-трагедией, одним из величайших философско-психологических романов. В романе для читателя нет загадки в том, кто убийца, сюжет развивается вокруг другого: повествование построено так, что на всем его протяжении мы напряженно следим за каждым движением воспаленной мысли Раскольникова, за одинокими блужданиями его души, за лихорадочной сменой решений и противоречивых поступков. 

    Другие персонажи романа обрисованы таким образом, чтобы, не утрачивая большого самостоятельного значения, они, каждый по-своему, «разъясняли» ту драму, которая развертывается в сознании Раскольникова между помыслами и душой. «...Раскольников - единственный герой книги. Все остальные - проекции его души. Тут-то и находит объяснение феномен двойников. Каждый персонаж, вплоть до случайных прохожих, вплоть до забитой насмерть лошади из сна Раскольникова, отражает частичку его личности» (П. Вайль, А. Генис. «Страшный суд»). В «Преступлении и наказании» история главного героя тесно переплетается с двумя сюжетными линиями: историей семьи Мармеладовых и судьбой Дунечки и Пульхерии Александровны, а также связанными с ними историями Свидригайлова и Лужина. Эти две параллельно развивающиеся фабулы теснейшим образом связаны с Раскольниковым и его теорией. 

    Но не только композиционным центром является Раскольников. Трагические метания его духа вовлекают в свою орбиту всех действующих лиц, каждый по-своему пытается объяснить противоречия его личности, отгадать тайну его роковой раздвоенности. С ними он ведет страстный спор в своих внутренних монологах. «Каждое лицо входит... в его внутреннюю речь не как характер или тип, не как фабульное лицо его жизненного сюжета (сестра, жених сестры и т. п.), а как символ некоторой жизненной установки и идеологической позиции, как символ определенного жизненного решения тех самых идеологических вопросов, которые его мучают» (М. М. Бахтин). Разумихин, Свидригайлов, Лужин, Мармеладов, Соня, Порфирий Петрович становятся для Раскольникова как бы воплощенным разрешением его собственного вопроса, «разрешением, не согласным с тем, к которому пришел он сам, поэтому каждый задевает его за живое и получает твердую роль в его внутренней речи». Таким образом, Раскольников становится духовным и идейным центром романа. 

    Совершенство композиции «Преступления и наказания» не имеет себе равных у Ф. М. Достоевского. Состоящий из шести частей и эпилога роман, «построенный на искусной оркестровке напряжений, проходит через две кульминации, после которых наступает катарсис. Первая такая точка - преступление. Вторая – «наказание» (П. Вайль, А. Генис. «Страшный суд»). Причем Достоевский пишет больше о наказании, чем преступлении Раскольникова: из шести частей описанию преступления посвящена лишь одна, все же остальные представляют собой своеобразный анализ психологического состояния личности, душевной жизни героя, мотивов его преступления. Но даже и не наказание, а «восстановление погибшего человека» более всего волнует Достоевского как художника и мыслителя, поэтому, сменяя друг друга, в романе звучат мотивы осуждения и защиты Раскольникова, нарастая к эпилогу, где намечен путь к возрождению героя и его постепенному обновлению, за которое необходимо «заплатить... великим, будущим подвигом». Вся поэтика романа подчиняется основной цели - воскресению, преображению героя. Особую роль в эпилоге играет пейзаж. Из мрачного, душного, давящего Петербурга действие переносится на берега широкой и пустынной реки: «С высокого берега открывалась широкая окрестность... Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода, и жили другие люди...» В гармонии с миром и с самим собой изображен Раскольников в эпилоге, «он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим...». Отказ Раскольникова от бесчеловечной «недоконченной теории» и возвращение к вечным ценностям происходит только в эпилоге и подчеркивается многократно повторенным эпитетом: «бесконечное счастье», «бесконечные источники жизни», «бесконечно любит», «бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания». На страницах эпилога в третий раз в романе упоминается Евангелие и воскресение Лазаря (впервые - в разговоре с Порфирием Петровичем о статье Раскольникова, второй раз - когда Соня читает ему эту легенду), возвращая читателя к главной, глубинной мысли Достоевского - к его надежде на «восстановление падшего человека» через приобщение к христианскому идеалу «великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех... по Христову евангельскому закону»

12. См. предыдущий вопрос + Лужин и Свидригайлов

13. Достоевский – это тот, кто пережил смерть (Голгофу) – и воскресение. Ему выпало посреди жизни это пройти – умереть в прежнем миропонимании: он по делу Петрашевского был выведен на Семеновский плац для казни – и пострадал, как никто; еще и на каторге в "Мертвом доме" – в казни принудительной соборности (никогда человек тут не один!); и можно сказать, что все его последующее творчество – это уникальнейший в мире феномен: посмертного, воскрешенного человека, спустившегося к нам оттуда, откуда никто не приходил, и вот он стал вещать то, что там узнал, и нам сообщать.

Поэтому все в нем сверх: и человек, и требования его к себе и миру и любви. Поэтому священным трепетом овевает при соприкосновении с его миром, и понятия его выражены с нечеловеческой энергией.

Достоевский передает нам "умение" христианского опыта жизни, сострадания и взгляда на все: и на мелкое бытовое, и на историю. Он все предусмотрел: у него не "добро" и "зло", а "святость" и "грех".

Во-первых, категорически заявил: человек и его жизнь – путь есть Абсолютная ценность. Ни История, ни Общество, ни какое учение, ни Россия, ни Бог даже сам – не могут решать за него, даже имея самые благие и разумные для человека идеи. Он – не объект приложения внешних ему сил, а все в нем: "Христос, и бес".

Свобода воли – первоначало. Даже если ты добр по натуре и живешь, как положено обычаем и законом – ты менее человек, чем тот, кто даже зло выбрал и преступление, но на свою ответственность – и потом поплатился и пострадал (Раскольников).

В ответ непрошенным благодетелям, кто стремится построить хрустальный дворец будущего счастья, герой Достоевского не хочет в тот принудительный рай, а "лишь бы по своей по глупой воле пожить".

Но эта обреченность человека на самоподвиг, равный Божьему, - делает его жизнь ареной страшно напряженных борений: в ней Бог с дьяволом дерутся, а поприще – душа человека.

Невыносима свобода воли, когда человек блуждает в критериях, идеях и ценностях мира. Единственно проясняется горизонт души, когда выходит на Любовь (которая не ищет своего и долго терпит) и на сострадание, как князь Мышкин, и Алеша, и Соня. И тут компас-Христос. И потому: если бы так случилось, что Истина разошлась с Христом, герой Достоевского предпочел бы остаться с Христом, нежели с Истиной.

В Достоевском во всем сверхмерность и отрицание мер.

Вот, например, Время. У Гоголя – Русь – бесконечный простор, пространство, которое делает незначимой категорию времени.

Кода же душа человека принимается за систему отсчета, то тут незначимо становится пространство, зато чувствительно Время. В те пять минут, в какие человека ведут на казнь (рассказ-размышления князя Мышкина) равномощны длительности целой жизни.

Каждый персонаж Достоевского – это автор целого миропонимания, сознания, субъект и голос (так его поняв, Бахтин глубоко проникает в мир Достоевского).

Роман и его сюжет – целая философская система: мировоззрение в динамике. Все пути Истории мировой и судьбы России не только обсуждаются в диалогах героев, но и прямо разыгрываются, как на картинах.

Женские образы Достоевского, женский характер, являются движущей энергией действия его романов. Любовь правит миром, а Красота и мир спасает.

В "Идиоте" Настасья ("Анастасия"="Воскресение", по-гречески: ею главная суть и опыт Достоевского выражены) Филипповна, как живая Душа России, ее Психея, из глубинки: там выросшая и в Питер сорванная, - тут она что ведьма-шаманка: всех вихрить и сбивать с "твердых" понятий и рассудка лишать.

На поверхности русской истории все пласты и действующие силы только и делают, что переворачиваются и только начинают укладываться (как в 60-х годах XIX века).

Что же остается абсолютно неизменным? А вот что у меня одна жизнь и я должен за нее все главное, что положено человеку в его идее и идеале (что реализуется человечеством за всю его историю) постичь и осуществить.

Все Бытие сосредотачивается в сроке твоей жизни, поэтому человек должен определить себя к добру или к гибели.

Поиск ответов на вопросы: Зачем мы? Куда идем? Кто мы? – в условиях ломки привычных взглядов, крушения авторитетов, переоценки ценностей приводят нас к Достоевскому.

14. Тютчев, Фет

Не рассуждай, не хлопочи! 


Безумство ищет, глупость судит... 
Дневные раны сном лечи, 
а дальше быть чему- то будет... 
Живя, умей все пережить: 
печаль, и радость, и тревогу... 
Чего желать? О чем тужить? 
День пролетел и, СЛАВА БОГУ! 
Ф. Тютчев

В этом стихотворении Федор Тютчев передает нам свое отношение к жизни, хочет дать разумный совет о том, как стоит жить и переживать проблемы. Перекрестная рифма, обращение, создают эффект спокойствия и приобщения к природе самого стихотворения. Автор пытается избавить читателя от его постоянных чересчур завышенных требований от жизни, вернуть его на землю и показать насколько ничтожны все его проблемы на фоне уже обретенного благополучия.

Если радует утро тебя,
Если в пышную веришь примету,—
Хоть на время, на миг полюбя,
Подари эту розу поэту.

Хоть полюбишь кого, хоть снесешь


Не одну ты житейскую грозу,—
Но в стихе умиленном найдешь
Эту вечно душистую розу.

А. Фет


В этом стихотворении особенно выразителен и впечатляющ мотив победы поэзии над временем, мотив бессмертия мгновения, если оно запечатлено поэтом.

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия, особенности жанра, основные образы. Чтение наизусть отрывка. Общие черты сказок С. Щедрина. Проанализировать одну сказку. 10. Роман «История одного города»

Скачать 209.47 Kb.