• Предварительная работа
  • Ход урока: 1.Оргмомент.
  • (учитель читает рассказ)
  • (о дружбе)
  • (ответы детей)
  • (детям раздаются листочки с пословицами)
  • Учитель
  • МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА Л.Толстой (Басня)
  • (ответы детей)
  • (Мальчик читает стихотворение)
  • - Послушайте рассказ В.Осеевой «Долг» ( учитель читает рассказ)
  • (Мальчик читает стихотворение) «Друг напомнил мне вчера» А. Барто
  • (обсуждение правил)
  • Автор слов: Танич М., автор музыки: Шаинский В
  • Припев: Что мне снег, что мне зной Что мне дождик проливной, Когда мои друзья со мной (2р) 2
  • Припев: Что мне снег что мне зной Что мне дождик проливной, Когда мои друзья со мной (2 р) 3.
  • Припев: Что мне снег что мне зной Что мне дождик проливной, Когда мои друзья со мной. (2 р) 4

  • Скачать 86.51 Kb.


    Дата08.11.2018
    Размер86.51 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 86.51 Kb.

    «Поговорим о дружбе»



    Урок по светской этике в 4 классе.

    Проведён с использованием личностно-ориентированной технологии обучения и развивающей технологии.
    Тема: «Поговорим о дружбе»

    Цели:

    • способствовать углубленному осмыслению понятия “дружба”, “друг”,

    • осознанию своих обязанностей перед друзьями;

    • учить уважительно относиться к людям;

    • формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения;

    • формировать нравственные качества учащихся: дружелюбие, желание помочь товарищу, доброжелательность.

    Предварительная работа: подготовка выразительного чтения стихов, разучивание песни «Вместе весело шагать».

    Оборудование: тексты стихов: «Помню: с дерева в бору», «Требуется друг» А.Барто, «Друг напомнил мне вчера» А. Барто; памятка «Правила Дружбы»; пословицы о дружбе, фонограмма песни «Вместе весело шагать» (сл. И.Танича, муз. М.Шаинского), магнитофон.
    Ход урока:

    1.Оргмомент.

    - Подравняйтесь, садитесь.



    2.Введение в тему урока.

    Учитель:

    – Послушайте рассказ И.Туричина и подумайте, о чём мы сегодня будем говорить.



    (учитель читает рассказ)

    Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа:


    - Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных!
    - Давай! – согласился Вася
    Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой
    на веревочке машину
    - Пожар! Пожар! – кричит.
    Подбежали другие ребята:
    Сережа заслонил машину от
    ребят.
    - Я – Васин друг! И я один буду в его машину играть! Обиделись
    ребята и ушли.
    На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками.
    Подбежал к нему Сережа.
    - Я – твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов.
    - Давай, – согласился Боря.
    Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.
    - И меня примите.
    - Не примем, – сказал Сережа.
    - Почему? – удивился Вася. Ты же мой друг. Ты же сам вчера
    говорил.
    - То – вчера, – сказал Сережа. – Вчера у тебя пожарная машина
    была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!

    - Так о чём у нас пойдёт разговор на уроке? (о дружбе)

    - Давайте немного обсудим содержание рассказа.

    - Почему один день Серёжа дружил с Васей, а на другой стал дружить с Борей? (ответы детей)

    - Правильно ли Серёжа представлял дружбу? (ответы детей)

    - Что такое дружба? (ответы детей)



    Учитель:

    - Дружба – это уважительное отношение между людьми, взаимопомощь и взаимопонимание.

    - Люди придумали очень много пословиц о дружбе. Давайте их прочитаем и объясним, как вы их понимаете (детям раздаются листочки с пословицами)


    • Старый друг – лучше новых двух.

    • Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

    • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    • Новых друзей наживай, а старых – не забывай.

    • Друзья познаются в беде.

    • Легко найти друзей, да трудно сохранить.

    Учитель:

    - Послушайте две басни и подумайте, в какой из них говорится о настоящей дружбе.



    ЧИЖ И ГОЛУБЬ И.Крылов

    Чижа захлопнула злодейка-западня:


    Бедняжка в ней и рвался, и метался,
    А голубь молодой над ним же издевался.

    «Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня


    Попался!
    Не провели бы так меня:
    За это я ручаюсь смело».
    Ан смотришь, тут же сам запутался в силок.
    И дело!

    Вперед чужой беде не смейся, Голубок.



    МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА Л.Толстой
    (Басня)

    Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

    - В какой басне говорится о настоящей дружбе? (ответы детей)

    - Почему? (ответы детей)



    Учитель:

    - Дружба – это взаимопомощь. Ни в коем случае нельзя обижать друзей, особенно словом.



    (Мальчик читает стихотворение)

    Помню: с дерева в бору

    Я упал однажды летом

    Было больно, но к утру

    Я забыл уже об этом.

    Помню: руку в мастерской

    Я пилой поранил в школе,

    Час прошёл или другой,

    Я пилил, забыв о боли.

    Помню: с братом как – то раз

    Лбами мы в игре столкнулись.

    Искры брызнули из глаз…

    Боль прошла – мы улыбнулись.

    Но обидным словом друг

    Рану мне нанёс когда-то

    Стало очень больно вдруг…

    Больно и сейчас, ребята.

    - Какая боль оказалась настоящей болью? (ответы детей)



    Учитель:

    - Иногда дружба рушится из-за пустяков, недоговорённости или непонимания того, что дружба – это бескорыстие.



    - Послушайте рассказ В.Осеевой «Долг» (учитель читает рассказ)

    Принес Ваня в класс коллекцию марок.

    — Хорошая коллекция! — одобрил Петя и тут же сказал: — Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе.

    — Бери, конечно! — согласился Ваня.

    Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Пете стало жаль своих марок.

    — Я тебе потом отдам, — сказал он Ване.

    — Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в перышки сыграем!

    Стали играть. Не повезло Пете — проиграл он десять перьев. Насупился.

    — Кругом я у тебя в долгу!

    — Какой это долг, — говорит Ваня, — я с тобой в шутку играл.

    Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые...

    «И чего это я с ним дружу? — подумал Петя. — Только долги набираю». И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида на Ваню.

    Ляжет он спать и мечтает:

    «Накоплю еще марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев — пятнадцать...»

    А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это такое с товарищем случилось?

    Подходит как-то к нему и спрашивает:

    — За что косишься на меня, Петя?

    Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей:

    Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел?

    Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать и не смог.

    Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.

    — Получай все долги сполна! — Сам радостный, глаза блестят. — Ничего за мной не пропало!

    — Нет, пропало! — говорит Ваня. — И того, что пропало, не вернешь ты уже никогда!

    - Почему Петя начал сторониться Вани? (ответы детей)

    - Почему распалась дружба у мальчиков? (ответы детей)

    - Что ещё может разрушить дружбу? (ответы детей)



    Учитель:

    - Бывает иногда так, что у человека нет друзей.



    (Девочка читает стихотворение)

    «Требуется друг» А.Барто

    Все живут – не тужат,

    А со мной не дружат!

    Бант у Кати расписной,

    Красные колготки

    И характер кроткий.

    Я шепчу: «Дружи со мной…

    Мы же одногодки,

    Как сестрички мы почти,

    Мы как две голубки

    Из одной скорлупки»

    Я шепчу: «Но ты учти –

    Ты во всём должна идти

    Другу на уступки».

    Предлагаю Ильиной:

    «Ты дружи со мной одной!»

    Есть разряд у Ильиной,

    И спортивный свитер,

    И девчонок свита.

    Подружусь я с Ильиной,

    Стану знаменитой.

    Все пятёрки до одной

    У Смирновой Нади.

    Я прошу: «А ты со мной

    Подружись хоть на день!

    Мы с тобой поладим!

    Будешь ты меня спасать –

    Дашь контрольную списать».

    А девчонки на дыбы!

    Говорят: «Молчала бы!»

    Не вставать же на колени

    Уговаривать подруг…

    Напишу я объявленье:

    Срочно требуется друг!

    - Как вы думаете, почему у девочки не было друзей? (ответы детей)

    - А вы бы стали дружить с такой? (ответы детей)



    Учитель:

    - Дружат не потому, что человек что-то имеет. Если он надёжный, верный, то у него обязательно много друзей.

    - А если друг такой, как в стихотворении, то, скорее всего он будет одинок.

    (Мальчик читает стихотворение)

    «Друг напомнил мне вчера» А. Барто

    Друг напомнил мне вчера,

    Сколько сделал мне добра:

    Карандаш мне дал однажды

    (Я в тот день забыл пенал),

    В стенгазете, чуть не в каждой,

    Обо мне упоминал.

    Я упал и весь промок,

    Он мне высохнуть помог.

    Он для милого дружка

    Не жалел и пирожка —

    Откусить мне дал когда-то,

    А теперь поставил в счет.

    Не влечет меня, ребята,

    Больше к другу. Не влечет.

    - Почему не хотят дружить дети? (ответы детей)



    Учитель:

    - А теперь поработаем в парах. Составим правила дружбы. Каждая пара составит свои правила дружбы (дети работают)

    - Какие правила составили вы? (обсуждение правил)

    - А вот какие правила хочу предложить я вам. Если вы будете их соблюдать, то друзей вы никогда не потеряете.



    Памятка «Правила Дружбы».

    • Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.

    • Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет. Играй и работай с друзьями так, чтобы не брать себе все самое лучшее.

    • Останови товарища, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то неправ, скажи ему об этом.

    • Не ссорься с друзьями; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй товарищам - надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

    • Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.

    Учитель:

    Давайте будем дружить друг с другом,


    Как птица — с небом, как поле — с плугом,
    Как ветер — с морем, трава — с дождями,
    Как кружит солнце со всеми нами!...

    - Наш урок я хочу закончить песней, которую мы споём все вместе «Если с другом вышел в путь» Автор слов: Танич М., автор музыки: Шаинский В



    1.Если с другом вышел в путь ( 2р)




    Веселей дорога.
    Без друзей меня чуть – чуть (2 р)

    А с друзьями много.



    Припев:_Что_мне_снег_что_мне_зной_Что_мне_дождик_проливной,_Когда_мои_друзья_со_мной_(2_р)_3.'>Припев:_Что_мне_снег,_что_мне_зной_Что_мне_дождик_проливной,_Когда_мои_друзья_со_мной_(2р)__2'>Припев:
    Что мне снег, что мне зной
    Что мне дождик проливной,
    Когда мои друзья со мной (2р)
    2. Там где трудно одному (2 р)
    Справлюсь вместе с вами.

    Где чего то не пойму (2р)


    Разберем с друзьями.

    Припев:
    Что мне снег что мне зной
    Что мне дождик проливной,
    Когда мои друзья со мной (2 р)
    3. На медведя я друзья (2р)
    Выйду без испуга.
    Если с другом буду я (2р)
    А медведь без друга.

    Припев:
    Что мне снег что мне зной
    Что мне дождик проливной,
    Когда мои друзья со мной. (2 р)
    4. Если с другом вышел в путь (2р)
    Веселей дорога.
    Без друзей меня чуть –чуть (2 р)
    А с друзьями много.

    Припев:
    Что мне снег что мне зной
    Что мне дождик проливной
    Когда мои друзья со мной (3р)

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «Поговорим о дружбе»

    Скачать 86.51 Kb.