Дата08.04.2019
Размер1.14 Mb.
ТипУрок

Понятие добра и зла в сказке Вильгельма Гауфа «Карлик Нос»



Тема урока: Понятие добра и зла в сказке Вильгельма Гауфа «Карлик Нос»

Цель: развивать навыки анализа прозаического текста

Задачи: учиться определять основные качества героев;участвовать в диалоге;

сопоставлять авторские произведения с народными;пользоваться разными источниками информации;воспитывать интерес к литературным произведениям;



Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

Методы: частично- поисковый, сравнение, беседа

Ход урока

1.Организационный момент. Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

-В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Поэтому и символ нашего урока тоже солнце.

-А вы какими мечтаете стать?

Мы мечтаем стать сильными, умными, смелыми, добрыми, отзывчивыми…

. А кто вас учит быть такими?

-Учителя, родители, герои книг, сказок.
Давайте обратимся к теме нашего урока и поразмышляем над понятиями добра и зла.

-Добро - это мамина песенка, под которую легко засыпается ночью; бабушкины пироги; субботний вечер; пятерка по математике; улыбка младшего братика...

-А еще ласковое солнышко.



-Зло- это когда родители ругаются после родительского собрания; дождь на улице; поездка на дачу; дежурство по школе...

-И темная туча на небе, закрывшая солнце.

-Итак, как мы видим, что у каждого человека свое понятие добра и зла.

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-А вы любите читать сказки?

-Назовите свою любимую сказку.

-Я предлагаю пройтись сегодня еще раз по страничкам сказок, изученных на уроках.

-Что такое сказка? 



Дайте определение.

-СКАЗКА- повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях.

-С какими видами сказок мы знакомились на уроках?



-Народные и авторские.

-Какую сказку вы дома читали?

-Кто назовет тему нашего урока?

(Добро и зло в сказке Вильгельма Гауфа «Карлик Нос»)

 -Карлик Нос.

- Почему  Карлик?        (Он  был  маленьким)

-Где еще мы применяем слова в значении « карлик»?

1.Карлик-это маленький человек(90-100 см, вес 10-15 кг)

2.Гном. - Чем гном отличается от карлика? ( Гномы живут под землей- «Белоснежка и семь гномов»)

3.Карликовое растение (карликовая береза в тундре 20-80 см)


- Почему  главным  героем  Гауф  делает  не  обычного  человека,  а  карлика?

-Люди  всегда  замечают  тех,  кто  не  похож  на  них.

- Особенно  бывают  нетерпимы  и  жестоки  к  человеческому  уродству.

 Такому  человеку  очень  тяжело  приходится  в  жизни.  Наверное,  Гауф  как  раз  и  

хотел  показать,  как  трудно  быть  не  таким,  как  все,  но  ещё  хуже,  когда  тебя  за  это  ненавидят.

-Хотел  показать  и  осудить  жестокость  людей,  неприглядность  их  поведения.

4.Обобщение и систематизация знаний

(доклады детей)


-Вильгельм Гауф- немецкий сказочник.-

Гауф  прожил  очень  короткую  жизнь,  всего  25 лет   (1802 –

1827),  но  не  потерял  даром  ни  часа.  Он  был  стройный,  красивый,  с  тёмно-синими  глазами  на  бледном  лице,  весёлый,  остроумный,  общительный,  скромный,  добрый.  Родился  он  в  Германии  в  семье  со  средним  достатком.  Когда  ему  исполнилось  7лет,  умер  отец,  и  мать  с  детьми  переехала  к  деду,  в  доме  которого  бы

ла  богатая  библиотека.  Мальчик  отдавал  предпочтение  запутанным  историям  и  рассказам  о  старине,  которые  по  вечерам  пересказывал  сестрёнкам,  переиначивая  посвоему  и  добавляя  красочные  подробности.  В  18лет  он  поступил  на  богословский  факультет  одного  из  крупнейших  в  Германии  университета.  Окончив  его  в  1824году,  стал  домашним  учителем  в  семье  барона  и  баронессы  Хюгель.  Маленькие  воспитанники  Гауфа  стали  первыми  слушателями  его  первых  сказок.

        Обучаясь  в  университете,  Гауф  был  предводителем  студенческих  компаний   Его  любили  за  красноречие  и  остроумие.  Студенты  устраивали  весёлые  пирушки,  пели  громко  песни  и  мешали  спать  горожанам,  перевешивали(меняли)  вывески  на  лавках.  Ни  одно  из  развлечений  не  обходилось  без  Гауфа.  Но  эти  развлечения  Гауф  както  резко  оборвал.  Он  как  будто  чувствовал,  что  жить  ему  недолго,  и  полностью  погрузился  в  мир  литературного  творчества.  Уже  в  1826году  выходит  1ый  «Альманах  сказок»  и  два  романа,  которые  принесли  ему  известность. Успех  книг  позволил  осуществить  давнюю  мечту:  Гауф  отправился в  путешествие.  Исколесил  всю  Германию,  побывал  за  границей.  Но  прошёл  год и  Гауф,  один  из  самых  молодых  и  прославленных  писателей  Германии,  умирает  в  25-летнем  возрасте  от  нервной  горячки.

 Его  литературная  деятельностьтри  года,  но  написал  он  не  только  три  «Альманаха  сказок» (Караван»,«Александрийский  шейх»,Харчевня  в  Шпессарте»).  Его  перу  принадлеж ат  любовные  стихотворения,  баллады,  песни,  романы.  Он  редактировал  журнал,  писал  статьи.  Он  автор  многих  рассказов(новелл),  даже  написал  мемуары.  Удивительно,  сколь  много  Гауф  успел  всего  за  три  года  творчества.  Лучшие  сказки  его  вошли   вЗолотой  фонд  мировой  литературы.  Хотя  он  писал  сказки  для  детей,  многие  из  них  входят  в  круг  взрослого  чтения.


        - Вот  мы  и  подошли   к  главному  вопросу.   О  чём  заставляет  задуматься сказка Гауфа «Карлик Нос»?

  эта  сказка  поднимает  вопросы  об  уважении  к  человеку.  Любого  человека  нужно  уважать,  независимо  от  того,  как  он  выглядит.

  - Она  о  жестокости  и  доброте,  вероломстве,  зависти  и  жадности.

  Она  заставляет  людей  задуматься  о  том,  какие  они  на  самом  деле.  Прочитав эту  сказку,  люди,  наверное,  захотят  быть  лучше  и  добрее.

    -Ещё  она  поднимает  вопрос  о  внешней  и  внутренней  красоте  человека.  

-Нужно  ценить  людей  за  их  духовный  мир,  а  не  за  то,  красивы  они  или уродливы  внешне.

   -Это  сказка  и  для  взрослых:  в  ней  говорится,  что  мы, взрослые, должны  учить вас,  детей,   разбираться  в  людях  и  своим  поведением  подавать положительный пример.  

Действительно,  сказка  Гауфа  намного  серьёзнее,  чем  думается  сначала.  Она ставит  вопросы,  которые  должны  волновать  прежде  всего  взрослого  человека, т. к.  именноон  является  воспитателем   детей.  Это  вопросы  о  внутренней  и  внешней  красоте,  об  уважении  к  людям,  о  терпимости,  о  защите  человеческого  достоинства,  о  благородстве,  о  желании  сделать  мир  и  людей  в  нём  добрее  и  красивее  душой.   Сказка  поднимает  важные  нравственные  проблемы.


5.Физкульпауза. Встанем, раскроем наши ладошки, глубоко вздохнем и представим, что мы с вами оказались в волшебном мире сказки Гауфа «Карлик Нос».
-А начиналось все так…(Учитель зачитывает отрывок )
6.Инсценирование эпизода «На рынке».
- Однажды привычное течение жизни этой семьи нарушает одно событие.

- Какое?


Появление на рынке старухи-волшебницы.

Вот как это было.
(Инсценировка фрагмента сказки.)

Участники: автор, Хана , Якоб, волшебница. Сценка со слов “Однажды Хана , как всегда , торговала на базаре” до слов “Якоб... пошел следом за старухой. Они направились на окраину города, где жила старуха” ).

-И тут начинаются чудеса и волшебные превращения.
-Почему ведьма на рынке обращается именно к Ханне, матери Якоба, а не к другим торговкам? (Она могла слышать о ней как о лучшей торговке, у которой есть качественный и разнообразный товар, завидует, что Ханна имеет красивого бойкого помощника или просто желает испытать мальчика.)

-Что говорит автор о мальчике до встречи с ведьмой?

-Как реагирует на ворчание старухи Якоб, оцените его поведение. (Мы видим героя в разных жизненных ситуациях: положительных и отрицательных.)

-Как вы думаете, если бы Якоб сдержался и не нагрубил Травнице, оставила ли она его у себя на службе? (Сколько читателей, столько и мнений: возможно, оставила бы его у себя, так как ей нужны хорошие помощники, наверное, не оставила бы, потому что он не сделал ей ничего плохого.)



..." В том городе, как, впрочем, и везде, жило мало сердобольных людей, способных посочувствовать несчастному человеку".

-Почему на грубость и ехидство цирюльника Якоб не отвечает злобой? (Лучше проявить терпение, на зло не отвечать злом.)

-Кого винит мальчик в своем уродстве? (Он ругал себя за то, что порицал внешность колдуньи и поэтому получил по заслугам.)

-Какие испытания приготовила ему судьба, когда карлик был на службе у герцога?

-Как произошло знакомство с гусыней? Почему она оказалась на рынке?

-Как удалось Карлику снова стать Якобом и кто ему помогает в этом?

-Как заканчивается сказка?

5. Определение главной идеи урока

Давайте обратимся к теме нашего урока и поразмышляем над понятиями добра и зла.

Мы с вами некоторое время путешествовали по сказке, просматривая яркие эпизоды, проигрывая самое интересное, и повторяли важные фрагменты, а теперь настало время подумать об «уроках», которые подарила нам эта встреча.

Проблема выбора между добром и злом стара как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять жизнь.



7.Контрольная ситуация и коррекция

-Сейчас проверим, как вы внимательно читали сказку.

На столах конверты. В них пазлы. Соберите и перескажите по картинке
Литературная викторина по сказке “Карлик Нос”

1. Кем был отец Якоба?


  1. Садовником

  2. Поваром

  3. Сапожником

2. Овощи которые купила колдунья у Ханны, матери Якоба

  1. Арбузы

  2. Капуста

  3. Морковь

3. Зверёк, в которого превратила колдунья Якоба

  1. Белка

Кошка

  1. Хомяк

4. Что было вместо башмачков у морских свинок колдуньи ?

  1. Скорлупки

  2. Тапочки

  3. Хрустальные башмачки

5. То, чем колдунья заколдовала Якоба?

  1. Кольцо

  2. Иголка

  3. Травка

6. Одна из профессий, которую освоил Карлик Нос в доме колдуньи

  1. Водонос

  2. Охотник

  3. Плотник

7. Сколько лет провёл Якоб в доме колдуньи?

  1. 5 лет

  2. 3 года

  3. 7 лет

- За что и как наказывает Якоба старуха и как награждает?

-За резкость и непочтительность к старухе, за дерзкое и вызывающее обращение Якоб

на долгие годы лишается своих родителей.

-Теряет свой облик и становится карликом со смешной в даже немного пугающей внешностью.

-Но в награду за послушание старуха угощает Якоба супом, который сама приготовила.

-Прочитайте отрывок.



- Кушай, сынок, - сказала она.- Поешь этого супу и будешь такой же красивый, как я. И поваром хорошим сделаешься — надо же тебе знать какое-нибудь ремесло.
-Но Якоб на это смотрел иначе. У него прямо сердце разрывалось с досады. Семь лет жизни у него украла старуха, а что он за это получил?

-Он не только научился готовить разные кушанья, чистить кокосовые скорлупки ,натирать стеклянные полы, он приобрел богатый жизненный опыт.

-Он приобрел друга в лице Мими и способность чутко и внимательно относиться к окружающим его людям.

-Якоб сожалел не о том, что он лишился своей привлекательной внешности, а о том, что родители прогнали его прочь, как собаку.

А что же помогло Якобу уйти от старой волшебницы?

-Он обнаружил в кладовке диковинные травы, какие ему еще никогда не попадались.

Прочитайте об этом.

Стебли у них были зеленоватые, а на каждом стебельке — ярко-красный цветочек с желтым ободком. Якоб поднес один цветок к носу... несколько раз чихнул и проснулся.
- Ну и сон же это был! Прямо будто наяву! — подумал Якоб. — То-то матушка посмеется, но и попадет же мне.
-Для Якоба время остановилось. Остановившееся время освобождает от проблем, лишает возможности испытать истинную радость и узнать жизнь во всей ее полноте. Но не только травка помогла ему вспомнить все, что с ним произошло. А что именно?

-Любовь к родителям и ответственность перед ними заставляет Якоба как можно быстрее покинуть дом старой волшебницы, несмотря на жалобный писк морских свинок и белок .


- Почему автор не оставляет своего героя навсегда у злой колдуньи?

-Таков закон любой сказки, герой обязательно должен пройти через испытания, преодолеть препятствия и обязательно получить какое-либо вознаграждение.

-Где идет борьба добра и зла?

-Добро и зло борются не во внешнем мире, а в душе человека и победа добра или победа над злыми чарами может состояться , если герой сможет совершить необычайное усилие, обрести в самом себе силы, способные противостоять злу.

-Став карликом, Якоб испытал унижения, гонения, насмешки, но приобрел способность чуткого и внимательного отношения к окружающим. За это он снискал уважение подданных герцога и дружбу Мими.

-Ведь и от колдовских чар Якоб избавился только с помощью Мими. Благодаря состраданию, доброте и участию к судьбе Мими, которые, безусловно, жили в его сердце.



Гусыня Мими — тоже очень важный персонаж сказки. Что вы можете о ней сказать?

-Итак, чудесный помощник—это традиционный элемент как народной, так и литературной сказки.


-Меняется ли ваше отношение к Якобу в начале сказки и в конце?

- В начале сказки мы испытываем интерес, в конце - симпатию и большое уважение.



- В какой момент вы особенно сильно сочувствуете Якобу? Почему?

-Когда отец побил и выгнал его.

— Когда сказку читать было страшно?

-Когда кочаны превратились в головы.


- Что вызвало ваше негодование и возмущение?

-Несправедливость родителей, жестокость старухи, обжорство герцога.


-Ваши ответы свидетельствуют о том, что вы все добрые и отзывчивые дети, думаю, что этому в значительной степени способствовало чтение сказок как народных, так и литературных. И я надеюсь, что вы снова и снова будете брать в руки книги сказок, знакомиться с новыми героями и их чудесными приключениями, потому что, говоря словами Гауфа,

сказка творит добро, радует сердце, веселит взоры; она старается доставить веселый часок, но развлекая, учит..., представляя жизнь как чудо”.


8. Аналитическая работа с философскими понятиями.

-Давайте обратимся к теме нашего урока и поразмышляем над понятиями добра и зла.

-Мы с вами путешествовали по сказке, просматривая яркие эпизоды, проигрывая самое интересное, и повторяли важные фрагменты, а теперь настало время подумать об «уроках», которые подарила нам эта встреча.

-Проблема выбора между добром и злом стара как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять жизнь.

-Я предлагаю обратиться к конкретным фактам и совместно решить для себя, что есть зло и добро в сказке «Карлик Нос». И мы сейчас вместе обсудим, что же больше совершил Якоб- добра или зла.



Работа в группах

Зло (минус)

Добро (плюс)

1. Служба у ведьмы

минус: жил без родителей 7 лет в изгнании.

плюс: научился натирать полы, печь солнечный хлеб, замечательно готовить.

2. Превращение в карлика

минус: страдал от насмешек и оскорблений окружающих; потерял привлекательную внешность, которой хвастала перед торговками мать.

плюс: сохранил душу, спас гусыню, стал терпимее.

3. Встреча с разгневанными родителями

минус: получил сильный удар от самых близких и дорогих ему людей, которые не признали в нем собственного сына.

плюс: понял и осознал причину своего превращения, но не обиделся на родителей, а стал мудрее и терпимее.

4. Служба у герцога

минус: опасения за свою жизнь.

плюс: знакомство с гусыней, проверка поварских умений.

5. Избавление от чародейства

минус и плюс: знакомство и прощание со сказочным миром.

плюс: стал милым и привлекательным юношей, получил "уроки жизни" и запомнил их, стал ценить жизнь как таковую, научился быть благодарным за многие испытания, которые подарила судьба.

6. Вывод

- Какой вывод можно сделать из всего сказанного? 

-Якоб справился с теми испытаниями, которые выпали на его долю.

- Из испытания, посланного судьбой, наш герой вернулся умным, терпимым, стойким и благородным юношей.

Внешнюю красоту потерять не страшно, главное - остаться Человеком.



9.Рефлексия деятельности

- Чему учит автор данной сказки?

-Автор данной сказки учит нас терпению и житейской мудрости, которая приходит только к тем, кто может понять и осознать свои просчеты и ошибки.

-Автор учит на зло не отвечать злом и чувствовать боль и страдание родных и близких.

10.Самооценка. Составить синквейн



Ведьма 
Дряхлая, скупая 
Знает, помнит, угрожает.
Малышу, что варит каши, будет служба на века
Вот тоска
.
Оценки детей за работу.

11. Итог урока.

Кроссворд -Ребята, а вы любите получать подарки? А дарить? Давайте вместе с литературными героями подарим нашим гостям песню «Дорогою добра», а я желаю вам и в жизни идти по пути добра и дарить людям только радость.

12.Домашнее задание.

-Сравнить две сказки и найти сходство в сказке Гауфа «Карлик Нос» и «Снежная королева» Г.Х.Андерсена.




















 1

 

 

 



















 2

 

 

 

























 3

 

 

 

 

 

 

 

 













 4

 

 

























 5

 

 

 

 

 

 













 6

 

 

 

 

 













 7

 

 

 

 

 


















Тема: Разнообразие растений.

Цель: Познакомить учащихся с разнообразием растительного мира и его эволюционным развитием;

Задачи:


  • расширить и углубить знания детей о растениях, встречающихся в нашей местности; раскрыть важное значение растительного мира в жизни человека;

  • развивать любознательность, кругозор учащихся, интерес к предмету;

  • воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: плакат с надписью темы урока, иллюстративный материал, презентация «Разнообразие растений

Ход урока



  1. Организация класса. Класс разделён на три исследовательские группы: Деревья, Кустарники, Травы.

  2. Работа с календарём наблюдений.

- Какая сегодня дата?

-Какая погода стоит на улице?

-Что обещают синоптики в ближайшее время?

Отметьте состояние погоды в своих тетрадях наблюдений.



  1. Сегодня мы отправимся с вами в небольшое заочное путешествие , а вот куда – вы узнаете отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём (Лес)



  1. Посмотрите на эти фотографии, вспомните нашу экскурсию в лес. Какие растения вы встречали в лесу?

На какие группы можно разделить все растения? По каким признакам?

Деревья – это крупные растения с сильно развитыми многолетними стеблями. Все деревья имеют одеревеневший главный стебель – ствол.

Кустарники отличаются от деревьев тем, что главный стебель у них отсутствуют или развит слабо , ветвление начинается почти у самой поверхности почвы.

Травянистые растения почти всегда ниже деревьев и кустарников. Стебли их сочные, зелёные и никогда не одревесневают полностью. К зиме, а иногда и раньше, после созревания семян, надземные стебли большинства травянистых растений отмирают.



  1. Работа по теме урока.

Слайд №1 Презентация «Разнообразие растений»

Слайд №2


Простейшие растения:

Первая жизнь на земле зародилась в морских глубинах и была похожа на бактерии и сине-зелёные водоросли. Они не имеют ни корней, ни стеблей, ни цветков. Большинство из водорослей живут в воде, но их нетрудно найти на сыром месте на суше в виде зеленоватого налёта на отсыревшей стене или цветочных горшках.

Слайд №3

Во многих озёрах и реках развитие растительности ограничено нехваткой неорганических питательных веществ. При попадании в реку минеральных удобрений начинается бурный род водорослей.

Слайд №4

Мхи. Растения с листьями и стеблями, но без настоящих корней и без цветков. Произрастают в тундре, в горах, в тропических лесах, на болоте. В сыром лесу.


Слайд №5

Мхи растут на стенах зданий и на горных породах. Они растут на болоте за счёт накопившейся воды. Есть торфяные мхи.

Слайд №6

Лишайники вырастают на коре деревьев в северных территориях. Применяются в медицине. Они являются главной частью рациона северных оленей

Слайд №7.

Папоротники – это растения с корнями, стеблями, листьями.

Много миллионов лет назад на земле господствовали папоротники. Но тогда они были деревьями. Сейчас растут только травянистые папоротники.

Слайд №8


(Иллюстрации папоротников)

Слайд №9


Хвойные растения имеют корни, стебли, семена, которые расположены на чешуйках шишек.

Слайд № 10.

Фотографии с видами города и реки, где растут ели.

Слайд №11

Вывод:

Водоросли, мхи, папоротники, хвойные не имеют цветков



Слайд №12

Цветковые растения самые распространённые на земле. Они имеют цветки, из которых образуются плоды и семена. Растут повсюду: на лугах, в горах, в водоёмах, в степи, в лесах.

Слайд № 13

Фотографии с изображением цветковых растений: маки, эдельвейс, жарки.

Слайд №14

Цветковые растения: водяная лилия и белая кубышка занесена в Красную книгу, растёт на территории ВКО.

Слайд №15

Цветковые растения: ромашка, роза, анютины глазки.

Слайд № 16

Деревья. Многолетние растения с одним стволом (утолщённым стеблем), который

наверху разветвлён на множество ветвей. Разные деревья различаются высотой и продолжительностью жизни. Возраст деревьев тоже неодинаков: от нескольких десятков до сотен и тысяч лет. Фото тополя.

Слайд №17

Фотографии с изображением деревьев – берёзы и осины.

Слайд № 18

Фотографии с изображением деревьев: пальма и сосна (имеет продолжительность жизни до тысячи лет)

Слайд №19

Фото: Виды Усть-Каменогорска.

Слайд №20

Кустарники. Многолетние деревянистые растения. Имеют несколько стеблей, разных по длине, толщине, возрасту. Когда стебли отмирают, им на смену вырастают новые побеги. Так что кустарники могут жить сотни лет. Высота кустарников достигает от 1 до 6 метров.

Слайд №21

Фотографии с изображением кустарников: шиповник, можжевельник, акация.

Слайд № 22

Травы. Стебли мягкие и сочные, высота до одного метра. Бывают однолетние и многолетние. Фотографии ковыля и лугового разнотравья.


  1. Физминутка

Мы сегодня входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

А в обед совсем теплынь-

Пахнет горькая полынь,

Тянет мёдом, мятой

И травой примятой.

Мы по лесу погуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И нас лучики согрели!

7. Работа с учебником с 72 – 74

Чтение и анализ статьи «Разнообразие растений»

- Каковы главные условия для расселения растений по земному шару?

-Сколько видов растений произрастает на территории Казахстана.?

8. Представление работы групп. Рассказы учащихся о растениях.

Слайд № 23

Фотография сирени.

Слайд № 24

Фотография рябины.

Слайд № 25

Рисунок облепихи.

Слайд № 26

Рисунок берёзы.

Слайд № 27

Рисунок одуванчика.

Слайд № 28

Рисунок подорожника.

9. Задания группам:

1. Какие пословицы и поговорки о растениях знаете.

Растение – земли украшение. Рощи да леса – всему леса краса. Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба. Сажай леса в поле – будет хлеба боле. Зелёная ограда – живая отрада. Растение – берегам спасение. Зелёный наряд радует глаз. Дорого дерево не только плодами, но и листами. На сосне яблоки не растут. Сломить дерево – секунда, а вырастить – года. Лес и вода – брат и сестра. Дерево водой живёт, дерево и воду бережёт. Оберегая саженцы, оберегаешь жизнь. Ветви, что дают прохладу, не рубят. Срубили деревья – прощайте птицы. Как наступит весна, так и дерево начнёт пускать почки. Срубленное дерево начинает пускать почки. Срубленное дерево вновь не вырастет. Дерево гнётся пока молодо.

2. Загадки:

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (берёза)


Веной зеленела,

Летом загорела.

Осенью надела

Красные кораллы. (рябина)


Никто не пугает,

А она всё дрожит (осина)


Кудри в речку опустила,

И о чём – то загрустила.

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (ива)


Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (ель)


Был цветочек золотой,

За неделю стал седой,

А денёчка через два

Облысела голова. (одуванчик)


Шёл я лугом по тропинке,

Видел солнца на травинке,

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи.. (ромашки)


Кто ни прикасается.

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки. (репейник)


Только тронь – отдёрнешь ладонь:

Обжигает трава как огонь. (крапива)


Колосится в поле рожь.

Там во ржи цветок найдёшь,

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (василёк)


Горьку ягоду в мороз

Сладкой-сладкой в дом принёс (калина)

Слайд № 29

Ответьте на вопросы:



  1. Почему водоросли относятся к простейшим растениям ?

  2. Назовите растения, у которых не бывает цветков.

  3. Каково назначение цветка?

  4. Чем отличаются травы от деревьев и кустарников?

  5. Можно ли садовые цветы назвать травами?

10. Обобщение и итог урока.



11. Рефлексия
Тема: «Растения – живой организм» 

Цель: показать разнообразие растений, изучить сходство и различие групп растений 
Задачи: 
1) углубить и расширить знания детей о растениях, о живой природе, об особенностях появления растений из семени, познакомить учащихся с группами растений и их признаками; 
2) развивать наблюдательность младших школьников, логическое мышление, учить анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас; 
3) воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение работать в коллективе, в группах; 
Оборудование: компьютер с программой Power Point, интерактивная доска, индивидуальные карточки учащихся, бочонки из игры «Лото». 
Ход урока: 
I Организационный момент. Психологический настрой. 
- Сегодня у нас необычный урок, т.к. к нам приехали учителя нашего региона, посмотреть, как вы работаете, чему научились. Необычен ещё тем, что в гости пришли сказочные герои, которые хотят проверить ваши знания и рассказать много интересного. Все готовы к уроку? Проверьте свои рабочие места. Сядьте красиво. (1-2 слайды) 
Громко прозвенел звонок- 
Начинается урок. 
Слушайте, запоминайте 
Ни минуты не теряйте. 
Постарайтесь всё понять 
Будет всё у вас на 5! 
II РАЗМИНКА 
1) ЗАГАДКИ 
- В некотором царстве. В некотором государстве жили-были 3 друга. Они жили дружно, делали всё сообща, делили всё поровну. А как их звали, узнаете из загадок. (3 слайд) 
Его мы изредка встречаем на дороге. 
Без палки ходит он, безглазый и безногий. 
Боится не собак, не кошек, ни коров, а кур и петухов. (Червячок) – (4 слайд) 
* * * 
Без рук, без ног по полю рыщет, 
Поёт да свищет. 
Деревья ломает, 
К земле траву приклоняет. (Ветерок) – (5 слайд) 
* * * 
Мною можно умываться. 
Я умею проливаться. 
В кранах я живу всегда. 
Ну конечно, я - ... (Капитошка) – (6 слайд) 
2) ИГРА «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ». 
- Друзья приготовили для вас разминку. Хотят проверить вашу память, внимание, мышление. 
Червячок везде ползает, много знает, а теперь хочет проверить, как вы познаёте мир. (7 слайд) 
3) Викторина «Узнай флаг». 
- Ветерок везде летает, знает всё о странах и их символике. Он тоже придумал для вас интересное задание. Узнайте страны по данным флагам. (8 слайд) 
- Запомните, где какой флаг находится, а теперь скажите что изменилось. 
(9 слайд) 
- Капитошка очень любит игру «Найди пару» и часто играет со своими друзьями. Вот решил и вам её предложить. (10 слайд). 
III АКТИВИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. 
- Настроились на рабочий лад. Выполнили гимнастику для ума. А теперь вспомним и закрепим полученные знания из раздела «Природа». 
1) Состав воздуха. 
- Как вы уже догадались, что о воздухе нас будет тестировать Ветерок. 
(11 слайд) 
2) Свойства воды. 
- Как вы думаете, кто приготовил вопросы о воде? (Капитошка) (12 слайд) 
3) Состав почвы. 
- И, конечно же, о почве спросит нас Червячок. (13 слайд) 
IV ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. 
1) Ребус. 
- Разгадав ребус, вы узнаете тему, которую подготовили для вас наши гости (растения) – (14 слайд) 
2) Что узнаем? 
- Рассмотрим основные вопросы, которые касаются данной темы. (15 слайд) 
Что такое растения? 
Какие бывают растения? 
Части растений? 
Как растения развиваются? 
Это интересно! 
Зачем нужны растения? 
Охрана растений? 
А) Что такое растения? 
- Самостоятельно сформулируйте, что такое растения? Сегодня на уроке вы будете учеными – исследователями. Узнаете всё о растениях 
К какой природе они относятся? 
Как развиваются? Какие необходимые условия нужны растениям для развития? (16-17 слайды) 
• Игра «Найди свою группу». 
- Работаем в группах. Определите название каждой группы. 
1 ряд – находят деревья; 
2 ряд – находят кустарники; 
3 ряд - травы. (18-19 (проверка) слайды) 
Б) Какие бывают растения? Расскажите о каждой группе. (20 слайд) 
В) Кроссворд «Органы растений». (21-22 слайды). 
Г) Как развивается растение? (23-25 слайды) 
• ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ 
Д) Это интересно. 
- Друзья предлагают вам поближе познакомиться с растениями. (хвойные, лиственные деревья) (26-47 слайды) 
• ФИЗМИНУТКА 
(НА КАЗАХСКОМ ЯЗЫКЕ) 
• Игра «Заморочки из бочки». 
- Вы все очень любите игру «Лото». Вот сейчас и поиграем в неё. Достаёте бочонок, называете цифру и смотрим какой кустарник нам нужно угадать. 
(48-55 слайды) 
• Дикорастущие и культурные растения. (58-85 Слайды) 
- Как понимаете понятия – дикорастущие и культурные растения? 
(За дикорастущими растениями никто не ухаживает. Они приспособились к природным условиям. Культурные растения требуют внимания и заботы человека) 
- Назовите виды культурных растений (зерновые, прядильные, плодовые, комнатные, декоративные, овощные. 
• Тест «Найди лишнее растение» (86 слайд) 
Закрепление знаний 
- Ну что же, теперь вы сами сможете различать растения разных групп. Давайте посмотрим, как у вас это получится. Выберите лишнее растение и объясните, по каким признакам оно отличается. 
Е) Зачем нужны растения? 
- Для каких целей людям нужны растения? (Мебель, еда, лекарство, одежда) 
Ж) Охрана растений. 
- Назовите правила поведения в природе. 
1. Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком. 
2. Собирать лекарственные растения можно только там, где их много. Часть растений нужно оставлять в природе . 
3. В природе, особенно в лесу, нужно ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания. 
- Назовите причины исчезновения растений. 
1. Вытаптывание. 
2. Загрязнение почвы, водоёмов, воздуха. 
3. Люди и их хозяйственная деятельность. 
V РЕФЛЕКСИЯ 
- А теперь скажите, вам понравилось быть учеными, исследователями? 
- Что было самым трудным? 
- А что больше всего понравилось делать? 
- Что помогало вам справиться с заданиями? 
- Что было самым интересным? Что нового для себя вы узнали? 
- К какой природе мы относим растения – живой или не живой? Почему? (они дышат, размножаются, питаются, умирают). 
VI ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (слайд 21). 
- Ну, а дома вы еще раз повторите пройденную тему по учебнику и выполните задания в тетради. Ну, а для тех, кто хочет знать еще больше – дополнительное задание – подготовить сообщение о каком-либо виде растений, пользуясь справочником или энциклопедией. 
VII СЮРПРИЗ (КЛИП О ЦВЕТАХ + ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Л. ЧАРСКОЙ « НЕ РВИ ЦВЕТЫ - НЕ НАДО»)

Цель урока: выявить имеющиеся у детей представления о разнообразии растительного мира.

Задачи: систематизировать имеющиеся у детей представления о разнообразии растительного мира; учить сравнивать и выявлять существенные признаки отдельных групп растений, классифицировать их; развивать воображение, мышление, связную речь, умение работать с книгой. познавательные процессы (восприятие, осмысление, запоминание.); формировать самостоятельную познавательную деятельность; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

Организационно-психологический момент начала урока.



Проверка домашней работы: Тест по теме: «Почва. Состав почвы».

1.Верхний плодородный слой земли — это...

а) глина б) почва в) дренаж

2. Цвет почвы зависит от количества в ней...

а) перегноя б) удобрений в) влаги

3. Перегной — это...

а) перепревшие листья, погибшие растения и животные
б) растения и животные
в) корни растений

4. Основное свойство почвы — это...

а) солончак б) водопроницаемость в) плодородие

5. Состав почвы:

а) песок, микроорганизмы, перегной
б) воздух, песок, вода, глина, перегной
в) песок, глина, перегной

Горячий стул.

Кто сегодня всех счастливей? Кто сегодня всех мудрей? Поскорее появись! На волшебный стул садись!



Актуализация знаний и постановка проблемы.

На доске (слайд )

— Что общего у предметов, изображённых на этих картинках? (живые существа)

— Докажите. (Они дышат, питаются, растут, размножаются, стареют и погибают.)

— Какая картинка лишняя? (лиса) — Почему? — Докажите. (лиса относится к царству животных)

— К какой группе вы отнесете остальные картинки. — Предположите, какие новые знания мы будем добывать сегодня на уроке?

— Какова же тема нашего урока? (Разнообразие растений.)

— Вспомните, что вы знаете о растениях.

— Докажите, что растение живой организм.

— Назовите, из каких частей состоит растение?

Внимательно посмотрите на эти картинки скажите, чем различаются растения друг от друга. Растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат, более 300 тысяч видов растений населяют Землю. С глубокой древности человек собирая, а затем возделывая растения познавал их полезные и вредные свойства. Так появилась наука о растениях. Наука о растениях, получившая название от греческого слова БОТАНЕ — трава.

— Как называются ученые, которые занимаются изучением растений? (ученые-биологи) — Учёные-биологи делят царство растений на несколько групп.



Работа по теме урока. Классификация растений.

— Отгадайте загадку:

Дышит, растет,
А ходить не может (растение)

Составим кластер. Что отнесёте к растениям?

                    Растения


деревья       кустарники       травы

— Будем рассматривать каждую группу — Определите, о каком растении идёт речь:

— У него зелёные листья. Что это может быть? — У него зелёные листья и корень. О чём речь сейчас? — У него зелёные листья, корень и большой ствол, покрытый корой. Что же это такое? (Дерево).

Загадка
Клейкие почки
Зелёные листочки
С белой корой
Стоит под горой
(берёза)

Как называется эта группа растений? Первая группа — деревья

— Назовите известные вам деревья. Береза, осина, липа, клен, ель.....


Какое строение у дерева? Какие корни имеют деревья? Какой ствол? Как называют ветки с листьями? (кроной дерева) Как они называются? (лиственные) Назовите дерево по плодам (слайд яблоко, слива, жёлудь, груша) Как называют эту группу растений?(хвойные деревья) Какие растения вы еще можете назвать, которые относятся к этим видам? (сосна, ель, пихта, кедр,)

Назови дерево по листу. Слайд



Вывод: Деревья лиственные и хвойные. Деревья — это обычно крупные растения с многолетними деревянистыми стволами. Ветки деревьев образуют крону.

«Лесенка». Мы построим лесенку и начнём с верхней ступеньки. Учитель крепит карточку «дерево» на доске.

Загадка
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет.
(Красная и чёрная смородина.)

Как называется эта группа растений? Кустарники.

— Знаете ли вы кустарники? Назовите их. Орешник-лещина, сирень, малина, можжевельник, шиповник, смородина, малина, сирень, облепиха. (слайд)

— Назовите главные существенные признаки, которые помогут вам определить кустарник.

Кустарник имеет не один ствол, а много стволиков. Они разной толщины и высоты. Один стволик кустарника живёт в среднем 20-50 лет. Но постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволики.



Чем отличается и что общего у кустарника и дерева?

Построй диаграмму Вена

Деревья кустарники (ствол, высота, несколько стволиков, общее корень, ветви, листья)



Вывод: кустарники отличаются от деревьев тем, что имеют не один ствол, а несколько стволиков, отходящих от основания, но они намного тоньше, покрыты корой, прочные и твёрдые.

Физминутка

Загадка Ах, не трогайте меня! Обожгу и без огня. (Крапива.)



Как будет называться третья группа? Травы.

— Какие травы вы знаете? Колокольчики, крапива, лопух, подорожник, пырей, одуванчик, ромашка) (слайд)

Чем отличаются травы от дерева и кустарника? Какой стебель у травянистых растений? Стебель мягкий и сочный. Какие стебли имеют травы? (Прямые, вьющиеся, ползущие по земле.)

Вывод: Травы, или травянистые растения, имеют, как правило, зелёные сочные стебли, они почти всегда ниже деревьев и кустарников.

Интересные факты.

* Почему подорожник так назван? (растёт у дороги, распространяется, прилипая к обуви человека)



Синквейн
Трава
Зелёная, сочная
Растёт, колышется, пахнет
Сочная, мягкая трава растёт на лугу.
Радость!

Где ещё растут растения? Какие растения живут в воде? Назовите их (Морская капуста, ульва, красные водоросли).

— Как называется группа этих растений?

Четвёртая группа. Водоросли (слайд водоросли)

— Что вы можете рассказать о водорослях?



Водоросли: водные растения. Их тело называется таллом. Нет корней, стебля, не имеют цветов и плодов. Размножаются спорами. Ко дну прикрепляются с помощью ризоидов. Они бывают: зелёные, бурые, красные.

Все необходимое они поглощают всей поверхностью своего тела. Они могут быть совсем малыми, в виде шариков. Это хлорелла. Но и достаточно, большими, похожими на длинные нити или ленты, например


«морская капуста» — ламинария.

Некоторые водоросли выживают и в очень горячей воде /+80/, а есть и такие, которые вмерзают в лед, а при оттаивании начинают двигаться. Водоросль хлорелла даже побывала в космосе на космическом корабле. Она выделяет кислород больше, чем другие растения.

Наука, изучающая водоросли — фитология.

Разнообразие растений. Прочитаем, что нам предлагает учебник с 80-82.



Групповая работа. Игра «Найди своё царство»

По картинкам определить группу растений и прочитать текст.

Учащиеся 1 группы «Трава», 2 группы «Кустарник», 3 группы «Дерево», 4 группы «Водоросли» получают следующее задание: прочитать информацию о растениях, выслушать ответы одноклассников, обсудить, сделать обобщение.

Картинку помести на ступеньки «Лестницы». Вывод: деревья, кустарники, водоросли — это растения.

Дети делают вывод: все растения делятся на 4 группы — водоросли, травы, кустарники, деревья. Дерево имеет один ствол, много толстых и тонких ветвей, высокое. Кустарник — средней высоты, имеет много тонких стволов и ветвей. Трава — низкая, имеет много мягких стеблей. Водоросли — живут в воде.



Обобщение знаний

Игра «Деревья, кустарники, травы»

Правила: исходное положение — стоя у парты. Я называю вам разные жизненные формы растений, а вы, услышав название дерева, поднимаете руки вверх, встаёте на носочки, чтобы показать, какие деревья высокие. Если я называю кустарник — руки разводите в стороны (кусты широкие). Если я называю травы — присаживаетесь на корточки (травы низкие). Если же услышите названия водорослей, тогда вы не должны выполнять никаких действий, стоять свободно в исходном положении. (одуванчик, дуб, лопух, малина, морская капуста, сорняк пырей, берёза, ульва, сирень, лебеда, красные водоросли, крапива, осина, хлорелла.)



Групповая работа.

Детям предлагаются два слайда, на которых предложены пронумерованные фотографии представителей деревьев, кустарников, трав, водорослей. По команде, выписать номера тех фото, на которых изображены представители именно их группы.



 

номера

корень

ствол

несколько стволиков

стебель

лист

цветок

плод

семена

деревья

1,5,9

 

 

 

 

 

 

 

 

кустарники

2,6,10

 

 

 

 

 

 

 

 

травы

3,7,11

 

 

 

 

 

 

 

 

водоросли

4,8,12

 

 

 

 

 

 

 

 

Эссе. «Роль зелёного цвета растений для человека».

Итог.

— Что интересного вы узнали на уроке? О чём вам хотелось бы рассказать, когда вы придете домой после уроков?



Домашнее задание. С 80-82 пересказ. Дополнительный материал. Растения рекордсмены

Рефлексия. Дерево успеха. Оцени свою работу на уроке. Поставь оценку на листике берёзы. Украсим берёзу этими листиками. Звучит песня " То берёзка, то рябина"

Литература
Понятие добра и зла в сказке В.Гауфа "Карлик Нос"

Задачи:

Образовательные: развивать навыки анализа прозаического текста;
Воспитательные: повысить интерес учащихся к изучаемому предмету;
Развивающие: развивать творческое видение учащихся, воображение, память;

Ход урока:

  1. Орг.момент

2. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

- Сегодня мы с вами на уроке литературы вместе с героями сказки Гауфа " Карлик Нос" окунемся в волшебный мир сказочного королевства; попробуем понять смысл данного произведения и для себя ответить на извечный вопрос бытия: что есть зло и добро в нашей жизни и литературной сказке.

А сказка великого немецкого писателя начиналась так:

«Господа! Думаю, неправы те, кто считает, что времена фей и волшебников давно прошли, а в историях, рассказанных на базаре, нет правды

4. Аналитическая беседа по сказке В.Гауфа "Карлик Нос"

-Почему ведьма на рынке обращается именно к Ханне, матери Якоба, а не к другим торговкам? (Она могла слышать о ней как о лучшей торговке, у которой есть качественный и разнообразный товар, завидует, что Ханна имеет красивого бойкого помощника или просто желает испытать мальчика.)

-Что говорит автор о мальчике до встречи с ведьмой?

-Как реагирует на ворчание старухи Якоб, оцените его поведение. (Мы видим героя в разных жизненных ситуациях: положительных и отрицательных.)

-Как вы думаете, если бы Якоб сдержался и не нагрубил Травнице, оставила ли она его у себя на службе? (Сколько читателей, столько и мнений: возможно, оставила бы его у себя, так как ей нужны хорошие помощники, наверное, не оставила бы, потому что он не сделал ей ничего плохого.)

- Сколько лет был на службе Якоб и чему там научился?

-Как удалось Якобу бежать с плена?

-Что о себе узнал Якоб, глядя в зеркало и слушая прохожих?

-Что хотел сказать автор, показывая грубость и нетерпимость родителей при встрече с сыном? Может этот кусочек текста лишний? (Судьба посылает ему очередное испытание, которое идет от близких людей, и из него надо выйти с честью и достоинством; зло везде, поэтому с Якобом случилась данная история.)

..." В том городе, как, впрочем, и везде, жило мало сердобольных людей, способных посочувствовать несчастному человеку".

-Почему на грубость и ехидство цирюльника Якоб не отвечает злобой? (Лучше проявить терпение, на зло не отвечать злом.)

-Кого винит мальчик в своем уродстве? (Он ругал себя за то, что порицал внешность колдуньи и поэтому получил по заслугам.)

-Какие испытания приготовила ему судьба, когда карлик был на службе у герцога?

-Как произошло знакомство с гусыней? Почему она оказалась на рынке?

-Как удалось Карлику снова стать Якобом и кто ему помогает в этом?

-Как заканчивается сказка?

5. Определение главной идеи урока

Давайте обратимся к теме нашего урока и поразмышляем над понятиями добра и зла.

Мы с вами некоторое время путешествовали по сказке, просматривая яркие эпизоды, проигрывая самое интересное, и повторяли важные фрагменты, а теперь настало время подумать об «уроках», которые подарила нам эта встреча.

Проблема выбора между добром и злом стара как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять жизнь. Ребята, разделите тетрадь на две половины и запишите слова или словосочетания, которые у вас ассоциируются с понятием зла и добра.



Добро - это мамина песенка, под которую легко засыпается ночью; бабушкины пироги; субботний вечер; пятерка по математике; улыбка младшего братика...

Злоэто когда родители ругаются после родительского собрания; дождь на улице; поездка на дачу; дежурство по школе...

-Итак, как мы видим, что у каждого человека свое понятие добра и зла. Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова, который нам даст точное определение этих слов.



Добро - слово многозначное - означает все положительное, хорошее, полезное.

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Как вы видите, что значения этих слов несколько неопределенные, туманные... Один из героев фильма сказал: "Что для русского хорошо, то для немца - смерть". Я предлагаю обратиться к конкретным фактам и совместно решить для себя, что есть зло и добро.

Для своего доказательства подберите яркие цитаты из текста.

"Да, милая матушка, ты не могла узнать своего сына - он не был таким. Когда ты им хвасталась перед людьми!

"Глаза у него сделались маленькими, как у свиньи, нос чудовищно вытянулся и нависал надо ртом и подбородком, шеи не было видно".

"Хотя злобная старуха испортила его внешность, но изменить его душу не могла... Его не печалила утраченная красота".

"Он вспомнил, как белкой прослужил семь лет у колдуньи, в кого она его превратила за то, что он порицал ее».

- Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Как справился Якоб с теми испытаниями, которые выпали на его долю? Н.А. Заболоцкий в своем стихотворении "Некрасивая девочка", размышляя о красоте души, красоте внешней и внутренней, писал:

А если это так, то, что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

(Из испытания, посланного судьбой, наш герой вернулся умным, терпимым, стойким и благородным юношей; внешнюю красоту потерять не страшно, главное - остаться Человеком.)

6. Рефлексия. Обратимся еще раз к эпиграфам, прочитаем их…

Какие пословицы, отражающие тему урока, вы бы выбрали и почему? Какие «уроки жизни» вы для себя извлекли?

Чья душа в грехе, та и в ответе.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Самолюб никому не люб.

Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.

За каждым вечером следует утро.

Не бранись ни с кем, так хорош будешь всем.

Язык человека может принести ему славу, и позор.

Жить прожить - не поле перейти.

Один битый двух небитых стоит.

Грамоте учиться - вперед пригодиться.



(Автор данной сказки учит нас терпению и житейской мудрости, которая приходит только к тем, кто может понять и осознать свои просчеты и ошибки, научится на зло не отвечать злом и чувствовать боль и страдание чужих и близких.)

7. Сочини свой «синквейн» на тему урока.

(Стихотворение состоит из пяти строк, за каждой строчкой закрепляются определенные правила: необходимо соблюдать нужное количество слов при использовании определенной части речи. Говорят, что в вольном переводе с французского языка это слово означает «пять вдохновений». Данная работа требует синтеза информаций и материала в кратких выражениях и позволяет рефлектировать по какому – либо поводу.)



Ведьма 
Дряхлая, скупая 
Знает, помнит, угрожает.
Малышу, что варит каши, будет служба на века
Вот тоска
.

8. Подведение итогов. Выставление оценок.

9. Домашнее задание. Написать ответное письмо Травницы Якобу или послание Якобу, пересказ сказки.

В. Гауф «Карлик Нос»



10. Тест (закрепление)

1. В какой стране происходит действие сказки? (Германия)


2. Сколько лет было Якобу? (12 лет)

3. К кому обращается старуха в следующей фразе? «Куда вы девали мои туфли, негодницы?» (К свинкам).

4.Сон Якоба. Где работал Якоб на пятый год? (На кухне).

5. Что предложил отец взять Карлику для носа? (Футляр).

6. Куда поступил работать Карлик Нос? (На кухню к герцогу).

7. Как появилась Мими у Карлика Носа? (Купил на рынке с другими гусями).

8. Название пирога, которого попросил испечь князь, гостивший у герцога?

(«Пирог королевы»).

9. Где растёт трава «Чихай на здоровье»? (Под старыми каштанами).

10. Рассказать конец произведения: что стало с Якобом и Мими.


Нет сказки причудливей. чем сама жизнь

Г. Х. Андерсен

Слово учителя:

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной замечательной литературной сказкой «Карлик-Нос”, автором которой является В. Гауф — величайший немецкий писатель-сказочник.

Давайте послушаем. что это был за человек. Он прожил всего 25 лет,но вошел в историю мировой литературы как величайший писатель-сказочник.



Выступление 3—х ребят:

Родился Вильгельм Гауф в немецком городе Штутгарде в начале ХIХ века. В 1802 году семья господина Гауфа , министерского чиновника, была большой и очень дружной. Все особенно любили маленького выдумщика и проказника Вильгельма. Мама читала ему на ночь самые интересные книги, какие только можно было купить в книжных лавках , и мечтала увидеть сына в будущем известным ученым или писателем.

В гимназии и университете Вильгельм был лидером в среде своих одноклассников. Все любили его за красноречие и остроумие. Неистощимый выдумщик. он затевает проказы ,которые никому не приходят в голову, кроме него.

Рано потеряв отца, Вильгельм понял, что в дальнейшей жизни он должен рассчитывать только на себя.

Еще в ранней юности , будучи студентом ,он... пишет. Сочиняет стихи , повести , романы и даже мемуары . И в 20 лет он уже признанный писатель.

Закончив семинарию. оп становится домашним учителем в одной дворянской семье. И. обучая детей разным наукам , сочиняет для них сказки. А скоро и взрослые с увлечением слушают волшебные истории Гауфа и советуют выпустить сказки отдельными сборниками, которые и увидели свет в 1825 году.

Три тома сказок Гауфа объединены общим заглавием «Сказки для сыновей и дочерей знатных сословий». Открываются они программной статьей «Сказка под видом альманаха” , в которой Гауф дает свое понимание сказки , ее назначения.

Понятие о литературном герое. Он обладает своими индивидуальными чертами. Характер его раскрывается в его облике, поступках, словах и даже жестах, то есть он более психологичен , чем герой народной сказки.
-Меняется ли ваше отношение к Якобу в начале сказки и в конце?

( В начале сказки мы испытываем интерес , в конце- симпатию и большое уважение)
- В какой момент вы особенно сильно сочувствуете Якобу? Почему?

(Когда отец побил и выгнал его.)


— Когда сказку читать было страшно ?

(Когда кочаны превратились в головы).
- Что вызвало ваше негодование и возмущение?

(Несправедливость родителей. жестокость старухи, обжорство герцога).
Ваши ответы свидетельствуют о том, что вы все добрые и отзывчивые дети, думаю, что этому в значительной степени способствовало чтение сказок как народных, так и литературных. И я надеюсь, что вы снова и снова будете брать в руки книги сказок , знакомиться с новыми героями и их чудесными приключениями, потому что, говоря словами Гауфа,

“сказка творит добро, радует сердце, веселит взоры; она старается доставить веселый часок , но развлекая, учит..., представляя жизнь как чудо”.


Вопросы к уроку:

- Как вы хотели бы закончить сказку?

- Обозначьте ключевые сцены.
(Ключевые сцены:

1 Встреча со старухой на рынке.

2.Превращение в доме колдуньи.

3.Возвращение Якоба в город в образе карлика.

4.Изгнание из дома.

5.У герцога на службе.

6.Вызволение Мими.

7.Поиск травки и избавление.)


- Выявите особенности литературной сказки Гауфа.


2015 -2016 учебный год

Тема.  Разнообразие растений.  



Цели урока

1. Личностные:

- проявлять интерес к изучаемому материалу;

- проявлять активность и умение прислушиваться к мнению одноклассников;

2. Регулятивные:

- называть тему урока и определять цель с помощью учителя, соотносить свои действия с поставленной целью;

- осуществлять самопроверку  ответов и взаимопроверку работ;

- оценивать правильность выполненного задания;

3. Познавательные:

а) общеучебные:

 - ориентироваться в системе знаний (тема «Разнообразие растений), отличать полученные знания от новых;

-работать с информационным материалом – учебником , тетрадью , дополнительной литературой (самостоятельно находить материал и задания);

б) логические:

- анализировать, сравнивать растения, устанавливать причинно – следственные связи (на доступном уровне), выделять их характерные особенности ;

в) воспитательные:

- формирование бережного отношения к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать

4. Коммуникативные:

- читать вслух и про себя текст учебника и текст на экране;

- умение высказать свою точку зрения;

- умение договариваться и приходить к общему решению (работа в группе);

- соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения;

Оборудование. Мультимедийный проектор, экран, учебник Г.Г.Ивченко «Окружающий мир», карточки-кроссворды, презентация «Разнообразие растений»

 

I.Организационный момент.



II.Проверка домашнего задания. (Слайд 2)

   


1. Вопросы и задания.

  • Что такое почва?

  • Как проверить , что в почве есть воздух?

  • Какие живые существа есть в почве?

  • Как они влияют на плодородие?

  • Что нужно делать для сохранения почвы ?

  1. Итог по проверке домашнего задания. Работа в парах.

      Кроссворд.     ( Слайд 3)

  • Слой земли, на котором растут растения.        

  • Одна из составных частей почвы  

  • Вещество, повышающее плодородие почвы.

  • Основное свойство почвы.

V.Распознавание частей растений. (Слайд 4)

Какие части растения вы знаете? (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)



Корень находится в земле, его почти никогда не видно. Корень удерживает растение. Корень находит в земле влагу и питательные вещества и передаёт их верхним частям растений.

Стебель придаёт форму растению. Он держит листья и цветы. Он переносит к ним соки от корня.

Листья есть у каждого растения. Любой лист состоит из черешка, с помощью которого лист прикрепляется к стеблю, и листовой пластинки.

Цветок тоже нужен растениям. У цветка красивые лепестки и приятный аромат. Но это придумано для того, чтобы привлекать не нас, людей, а насекомых. Насекомые слетают на сладкий нектар и при этом переносят с одних цветов на другие пыльцу. То есть опыляют растения. После этого на месте опылённых цветов образуются плоды с семенами.

Плод – это то, что люди ценят больше всего в растениях,  внутри плода есть семена. Из них потом вырастают новые растения.

III. Подготовка к восприятию новой темы.

-На какие две группы можно разделить всю природу? (живую и неживую)   (слайд 4)

-На какие царства можно разделить всю живую природу?   (слайд 5)

-А какое царство мы будем  сегодня изучать, вы узнаете, когда отгадаете загадку. ( Слайд 6)



IV.  Сообщение темы и цели урока.

Учитель. – Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой     классификацией растений. (Слайд 7)

           Давайте подумаем, почему так говорят?  Растения – зелёная одежда Земли.( Слайд 8).

Давайте вспомним,  как называется наука, которая изучает природу?  ( Биология).

От каких слов произошло это название? ( «Биос» - жизнь , «логос» -наука )

     

Учитель.  - Наука, которая изучает только растения, называется БОТАНИКОЙ. Ботаника – один из разделов биологии.

Проблема. Сегодня мы узнаем, на какие группы делят ученые – ботаники всё царство растений.

VI. Объяснение нового  материала.

1.О цветковых растениях расскажет  …...

Те растения, у которых есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами называются цветковыми растениями.

Цветковые растения встречались на Земле ещё  со времён динозавров. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. 250 тысяч видов растений насчитывают учёные – ботаники. Эти растения населяют практически современную сушу от Арктики до Антарктиды. Значение цветковых растений для человека исключительно велико. Все культурные растения,  которые выведены человеком,  представители этого отдела. ( Слайд 10)

Работа со слайдом.

Как вы думаете, можно ли дерево назвать цветковым растением?

2.Хвойные растения.

Учитель.Другая группа растений – хвойные растения.

Какие растения относятся к этой группе? (слайд 11, 12 ,13)

Что общего между цветковыми растениями и хвойными? (слайд 15)

Чем они различаются? (слайд 16)



Учитель. – Семена хвойных растений находятся в защищающих их шишках. В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена.

3. О папоротниках расскажет …....   (Слайды 17, 18 )

          



Папоротник.

Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Оно распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники  растут высоко в горах. Другие цепляются за трещины в скалах. Даже в пустынях встречаются папоротники.

Слово «порть» означало в старославянском языке «крыло», отсюда и название, напоминающее крылья диковинных птиц.

По размерам папоротник может быть от крошечных растеньиц до 25 метровых древовидных форм.

Листья папоротников рассечены на маленькие, как перья птицы. Молодые листья папоротников скручены в форме улитки.

Папоротники никогда не цветут. У папоротников нет семян. Если взглянуть на нижнюю часть папоротника, то можно увидеть рядами тёмные бугорки. В них находятся споры. С их помощью папоротник размножается.

Вырасти папоротник можно и домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение.

 4. О мхах расскажет …...( Слайды 19, 20)

            Мхи

               Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад – намного раньше динозавров.

Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту. У них маленькие корнеподобные окончания (не настоящие корни), которые стелются по поверхности, а не растут в земле.

На первый взгляд, мхи могут показаться нежными и слабыми. В действительности, они весьма выносливы. Некоторые виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. В лесах они образуют мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев.

Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Вытягивать воду из почвы не надо, поэтому у мхов нет корней.

Если внимательно рассмотреть растение, то на верхушке растения можно увидеть невзрачные коричневые или блестящие, как медная проволока, ниточки со вздутиями на конце. Эти вздутия называются коробочками, внутри них развиваются споры. Высыпавшись из коробочки, споры дают начало новым слоям мха.

Герои народных сказок, заблудившихся в лесу, находят путь к спасению, используя мох в качестве природного компаса. В самом деле, мох обычно лучше растёт на северной стороне древесных стволов, поскольку, она, как правило, более влажная и тёмная.

Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо.

Мхи выделяют в отдельную группу , т. к. у них есть стебли и листья , но нет корней , цветов и плодов с семенами.

5. О водорослях расскажет …...(слайд 21)

Водоросли.

Вы, наверное, замечали, что летом вода в реке или в пруду становится зелёной. «Вода зацвела», - говорят в таком случае. А знаете  ли вы, что произошло? В тёплой воде стали быстро размножаться особые растения – водоросли. Они и окрасили воду в зелёный цвет. Если вы рассмотрите воду под микроскопом, то увидите много маленьких зелёных шариков. Это и есть колонии водорослей.

У водорослей отсутствуют основные части растений. Весь их организм состоит из клеток, собранных в слоевище (тело водоросли)

Слово « водоросли» произошло от двух слов: вода и расти. Значит, водоросли, в основном это водные растения. Водоросли – простейшие растения.

Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они  в океанах.

По цвету водоросли бывают зеленые, сине- зелёные, бурые и красные.

Зелёные водоросли могут жить на поверхности почвы, но чаще всего в воде. Маленькие водоросли свободно плавают на поверхности воды, а крупные – они прикрепляются ко дну и образуют подводные заросли – настоящие джунгли.

         Мелкие водоросли, плавающие у поверхности воды, - пища рачков и других небольших морских животных. Среди водорослей нет ядовитых, поэтому многие животные не прочь полакомиться легко доступной пищей. Они обогащают воду кислородом и очищают её от  гнилостных бактерий. Некоторые водоросли, в основном морские, человек использует в пищу, например, морская капуста.

Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, калий, выпускают таблетки.

VII. Рубрика «Это интересно!      

         Кувшинка - одно из интереснейших растений Ставропольского края, встретить которое можно в Монастырском озере возле горы Бештау. Кирказон (кувшинка) цветёт в начале мая. Под небольшими округлыми листочками, похожими на листья настурции, появляются небольшие и порой незаметные, но удивительные по своей красоте цветы.



Растения – хищники.( Слайд 23) Кувшинчик. Причудливо изогнутый, будто волшебный кувшинчик с нектаром, цветок кажется сотканным из драгоценного бархата - тёмно-красного, почти чёрного в обрамлении (такими бывают чёрные розы) и яркого, золотисто-жёлтого к центру. Доверчивое насекомое, привлечённое яркими красками и тонким ароматом, попадает в ловушку из тончайших, но жёстких ворсинок, направленных так, что, попав в горлышко "кувшинчика", есть только один путь - всё дальше и дальше вглубь - и невозможно выбраться обратно. Каждый кувшинчик наполнен жидкостью, и насекомое попадает в жидкость и тонет.

   Растение - паразит.       (Слайд 24)

        Омела – вечнозелёный шарообразный ветвистый кустарник, растущих на ветвях многих лиственных растений (дуб, тополь, бук, яблоня). Она питается соком дерева. На котором растёт.Паразитирует высоко в кронах деревьях.

        Опасные растения. ( Слайд 25)

     Борщевик – гигантское растение, высотой 2 метра. Растёт преимущественно по берегам рек. Встречается на территории Ставропольского края. Это растение очень опасное. Его листья могут обжечь кожу человека. Ожог заживает очень долго. Поэтому, это растение трогать нельзя.

VIII. Растения – рекордсмены.

  Водоросли:  ( Слайд 27)



  • Самые древние растения на Земле.

  • Учёные утверждают, что водоросли появились более  500 миллионов лет тому назад.

 Эвкалипт:  ( Слайд 28)

       •     Одно из самых высоких деревьев.



       •     Высота дерева достигает 100 метров.

Ряска: ( Слайд 29)

  •  Одно из самых маленьких растений.

  •  На ногте ребёнка может поместиться  1-2 таких растений.

Самшит: (Слайд 30)

  • Самое твёрдое дерево на Земле.

  • Его древесина столь прочна, что может сравниться с железом. Топор при ударе о такое дерево тупится, отскакивая от ствола.

  • Выращивается в большом количестве в городе Лермонтове для озеленения  .

  Бамбук: ( Слайд 31)

  • Самая высокая трава. Произрастает в Краснодарском крае(в ботаническом саду) и в   дендрарии г. Сочи.

  • За каждый день она прибавляет в росте на полметра. Растёт только 40 дней, а иначе бы дотянулась  до облаков.

 Тыква: (Слайд 32)

  • Самый крупный плод.

  • Вес достигает более 90 килограммов.

  1. Итог урока. Так на какие же группы делится Царство растений?

Откройте тетради на с.36 и выполните задание №85.Заполните схему «Какие бывают растения».

Х. Домашнее задание .Для самых любознательных подготовить сообщение об одном из видов растений любой группы, используя дополнительные источники.

Тема урока: Разнообразие растений

Цель: выделение отделов (групп) из разнообразия растений по их характерным признакам

Образовательные задачи:

  • Выявить из многообразия растений группы растений;

  • Раскрыть особенности каждой группы;

  • Показать виды каждой группы растений.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать любознательность;

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие задачи:

  • Развивать умение вести диалог;

  • Совершенствовать навыки работы с рисунками, иллюстрациями на слайдах, тетрадью;

  • Развивать навыки аналитической деятельности.


Оборудование: иллюстрации слайдов, текст, рисунок учебника «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова 1 часть, рабочие тетради.

Термины и понятия: биология, цветковые, водоросли, мхи, хвойные, папоротники.

Тип урока: изучение нового материала.

Знать: 
• что изучают ботаники; 
• названия групп живых участников круговорота веществ и их роль в природе; 
• из чего состоят живые организмы, строение клетки; 
• что необходимо растениям для жизни; 
• в чем заключаются сходства и отличия растений и животных; 
• знать основные группы растений; 
• знать характерные особенности строения растений, назначение органов растений, способы размножения. 
Уметь: 
• классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ; 
• определять принадлежность растений к основным изученным систематическим группам; 
• проводить наблюдения за растениями; 
• объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к растениям; 
• работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком; 
• пользоваться различными способами систематизации и обобщения информации; 
• задавать вопросы, самостоятельно формулировать цель, задачи, гипотезу; 
• сотрудничать, работать в парах и группах; 
• решать проблемы; 
• высказывать собственное мнение, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; 
• аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; 
• участвовать в совместном принятии решений; 
• самостоятельно использовать различные источники информации для получения новых знаний.

Ход урока:




  1. Организационный момент

Я рада нашей новой встрече,

Вас всех приветствую, друзья!

Добрый день дорогие ребята,

Добрый день уважаемые гости.

- Ребята, прошу Вас, очень тихо сядьте.
II. Сообщение темы и цели урока

- Отгадайте загадку:

Дышит, растет,

А ходить не может. (Растение) СЛАЙД 1


- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

III. Проверка домашнего задания

- Друзья, вы знаете, что повторение – мать учения. Для проверки ваших знаний мы используем тестовые задания. СЛАЙД 2,3

- Ответьте на вопросы и выпишите буквы правильных ответов.



Тест на компьютере.

  1. Выберите правильное определение почвы:

Я) верхний слой земли, где есть песок и глина;

Е) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода.

О) верхний плодородный слой земли.

2) Какая главная часть почвы?

Т) перегной;

Д) песок;

Б) глина.

3) Что образуется из перегноя под действием микробов?

М) вода;

Н) воздух;

Л) соли.

4) Что используют растения для питания?

Е) микробы;

И) соли;

Ю) перегной.

5) Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?

Ш) песок;

Щ) глина;

Ч) перегной.

6) Слой почвы в 18 см вода сможет смыть за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений – всего за 15 лет! О чем говорят эти расчеты ученых?

М) Чем больше слой почвы, тем он быстрее смывается водой, какие бы растения на этой почве не росли.

Н) Чем больше и разветвлённее корневая система растений, тем сильнее они удерживают почву.

Л) Чем меньше корни растений, тем сильнее они удерживают почву.

7) Какое утверждение верно?

А) Там, где нет растений, ветер и вода не могут развеять и смыть всю почву или ее часть.

О) Если употреблять ядохимикатов больше нормы, почва потеряет свое плодородие.

Я) При внесении большого количества удобрений в почву, в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности.

У того, кто правильно ответил на все вопросы, должно получиться слово «ОТЛИЧНО».

IV. Работа по теме урока


  1. Повторение

- Как называется наука, которая изучает живую природу?

(Биология) СЛАЙД4

- На какие царства ученые – биологи делят живую природу? СЛАЙД 5

Живая природа

Бактерии грибы животные растения люди

- Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием царства растений.СЛАЙД 6

2. Новая тема

-Вы наверное слышали такое выражение: « Растения – зелёная одежда Земли».

Действительно на Земле почти повсюду есть представители царства растений.

Где вы их встречали? (ответы детей)

Зелёный наряд делает нашу планету красивой и привлекательной.
Обратите внимание на эти две таблицы:

- На какие группы можно разделить эти растения? (Деревья, кустарники и травы).

1. Чтение стихотворения со слайда 4.

Одуванчик у дорожки

В пышной шапке,

С длинной ножкой.

Я нашла его в лесу,

Но с собой не унесу:

Лишь возьму его в букет,

Дунет ветер – шапки нет.

Л. Аграчева

Рассмотрите данное растение и назовите его части.(корень, стебель, лист, цветок, плод).

-Чем одуванчик привлекает к себе внимание? (ответы детей) СЛАЙД 7

3. Работа по учебнику с. 71

-Откройте, пожалуйста, учебники на стр.71, рассмотрите рисунок и докажите, что растения очень разнообразны. (На рисунке мы видим смешанный лес, это хвойные и лиственные деревья, также мы видим кустарники: калину, шиповник. А еще великое разнообразие цветов: клевер, одуванчик, колокольчик и другие.)

4. Новая классификация растений

Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии. Ученые – ботаники делят царство растений на несколько групп. СЛАЙД 8

Растения


Низшие растения Высшие растения

водоросли мхи

лишайники

папоротники

цветковые

- К низшим растениям относятся представители воды. СЛАЙДЫ 9-15

Это – водоросли.

- Где растут водоросли? (ответы детей)



Ученик: ввВВодоросли бывают разных размеров. Одни можно рассмотреть только под микроскопом, другие имеют вид шелковистых нитей, третьи- похожи на ленты. слайды

Из красных водорослей получают плотный студень, который используют на изготовления мармелада, добавляют в мороженое, в хлеб, чтобы меньше черствел.

Водоросли могут расти при разной температуре воды +85 С, а также вмерзают в лёд, а потом оттаивают и продолжают расти.

- Давайте о группе этих растений прочитаем на странице учебника 72.

На этой же странице внизу найдите рисунок. В морской капусте находится большое количество йода, который необходим нашему организму.

Морская капуста – лучшее средство лечения и профилактики йододефицита и связанных с ним заболеваний щитовидной железы. Морская капуста полезна для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения, сахарного диабета, общей ослабленности организма, малокровия. Я знаю, что некоторые дома пьют для профилактики йодомарин.

- К высшим растениям ученые – ботаники относят: мхи. СЛАЙДЫ 16-21

- Давайте о группе этих растений прочитаем на странице учебника 72.

- Следующая группа – папоротники (чтение текста). СЛАЙДЫ 22-28

- Мы с вами прочитали, что у этих растений нет цветков, плодов, семян, но ведь они как – то размножаются.

- Еще одна группа, очень нам знакомая – это хвойные растения. СЛАЙДЫ 29-37

(чтение текста)

- И последняя самая большая группа цветковые растения СЛАЙДЫ 39-46

V. Физкультминутка (комплекс упражнений)

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

VI. Продолжение работы над темой урока


  1. Работа в рабочей тетради.

- Откройте рабочую тетрадь на странице 29 задание 1 и прочитайте его.

- Рассмотрите рисунки. На каждом рисунке изображены представители разных групп царства растений. Пронумеруйте рисунки.

- Давайте проверим 2, 4, 5, 1, 3.


  1. Игра «Кто самый внимательный?»

- Где растут водоросли? (Жители воды)

- Где можно встретить мхи? (Во влажных местах)

- Бывают ли у них корни? (Нет)

- А что они имеют? (Стебли и листья)

- Как узнать папоротники? (По красивым листьям, похожим на перья)

- Кроме листьев, что у них есть еще? (Корни и стебли)

- Назовите представителей хвойных растений?

- Какая из групп наиболее разнообразна?
3. – Молодцы! Продолжим работу в тетради, задание 2.

- Прочитайте и выполните, потом проверим.

- Какое растение оказалось лишнем в каждом ряду?

- Докажите. (а) морская капуста. Она относится к группе водоросли, все остальные – цветковые. б) липа. Это цветковое растение. Остальное – хвойные растения.)

4. Работа по учебнику страница 74, и по тетради задание 3.

В каждой группе растений много видов. Посмотрите на растения, изображенные в учебнике на стр. 74

- Какие растения вы видите? (Одуванчик, подорожник, клевер)

- Хорошо, вот это и будут виды растений.

- А к какой группе растений они относятся? (Цветковые)

5. Чтение сообщений об этих растениях (заранее подготовленные учащиеся)

СЛАЙД

1. Одуванчик лекарственный 



, около дорог. С лечебной целью используют корни, листья, траву, сок. Ранней весной листья одуванчика используют для приготовления салатов. Народная примета гласит: «Одуванчик сжимает шар — к дождю».

2. Подорожник большой.

Не зря это растение называют подорожником, а в народе еще и путником - дороги и обочины его излюбленные места. Семена подорожника, цепляясь и прилипая к обуви пешеходов, путешествуют во всех направлениях по странам и даже континентам. Так, на подошвах переселенцев семена подорожника из Европы были завезены в Северную Америку, где аборигены-индейцы это невиданное растение окрестили "следом бледнолицых". Как лекарственное растение подорожник был хорошо известен еще древним грекам и римлянам, а в десятом веке его весьма ценили и с успехом применяли для лечения многих хворей и недугов персидские и арабские врачи.

3. Клевер луговой (красный)


Многолетнее травянистое растение из семейства бобовых, высотой до 50 см. С древних времен клевер служит составной частью ароматических целебных ванн и лечебных чаев.


Растет на умеренно влажных лугах, в светлых лесах, по лесным опушкам, часто по окраинам полей и полевым дорогам.

От простуды можно приготовить настой клевера красного (лугового): 


В эмалированную посуду засыпать 2 стакана сухого сырья, залить 1 литром кипятка, настоять, процедить. Принимать 2-3 раза в день для профилактики и лечения простуды.

Будьте здоровы!
6. Работа в тетради на стр. 29 задание 3, а на стр. 30 задание 5

VII. Итог урока

Давайте подведем итог урока и воспользуемся заданием «Проверь себя» на экране.

Если вы считаете, что сегодняшний урок провели с пользой, то я предлагаю вам украсить нашу планету пёстрым ковром из цветов (учащиеся приклеивают цветы на глобус).



Есть одна планета – сад.
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

VIII. Домашнее задание

  1. Прочитать в учебнике стр. 71-75; ответить на вопросы «Проверь себя»

  2. Выполнить задание в рабочей тетради на стр. 30 №4, 31 №7,8.

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Понятие добра и зла в сказке Вильгельма Гауфа «Карлик Нос»