• «запугивание» сексом

  • Скачать 44.17 Kb.


    Дата13.11.2017
    Размер44.17 Kb.

    Скачать 44.17 Kb.

    Посредническая функция сми



    АКОПЯНЦ Анатолий Юрьевич

    зав. каф. социальной психологии НГУР,

    СПб., профессор, д. психол. н.



    Посредническая функция СМИ

    В наше время, в условиях технократической цивилизации одной из главных социальных проблем выступает избыточность. На первое место претендует информационная избыточность, затем – избыточность производства, товаров, услуг, развлечений. Это привело к резкому изменению соотношения трёх главных социальных ролевых функций в жизни всего общества и каждого индивида: функции производства, посреднической функции и функции потребления. Изменяется не только количественное соотношение групп типичных представителей (носителей) каждой из этих трёх функций (~7-10% от всего взрослого трудоспособного населения – это производители, 60% - посредники и 100% - потребители), но и структура и содержание каждой из этих социальных функций и характер их взаимодействия. Уменьшается кол-во производителей при продолжающемся росте экономики (производства) и резко увеличиваются значения и роль (она неадекватно раздута) посреднической функции в обществе и число её адептов. На наших глазах за какие-то 30-50 лет значимо изменился характер потребления и содержание потребляемого нами. Человечество всё больше отходит от естественного потребления натуральных (в широком смысле) продуктов, от реальных жизненных ценностей, радостей, удовольствий, мотивов поведения и всей деятельности, приходя к искусственному, суррогатно-виртуальному потреблению ложных идей, фальшивых ценностей, заменителей натуральных пищевых продуктов, подделок в искусстве (часто под видом, маркой модерна, реформ, инноваций, усовершенствования технологий и т.д.), понимаемых в широком смысле наркотиков (т.е. любых источников запредельных удовольствий) и гламура, скатывающихся в балаганное шутовство, пустозвонство, демагогию и – в конечном счёте – в обман и криминализацию всех участников.

    Мы всё чаще довольствуемся копиями, подделкой, суррогатом, заменителями, фальшаком вместо подлинника. Всё это, несомненно, приводит к различным социально-психологическим болезням всего мирового сообщества и прежде всего к различного рода зависимостям. Человек фактически (а не на словах) становится всё больше не свободным от общества, власти, государства.

    Так как информационная избыточность – ведущая в современном мире и учитывая всё возрастающую роль информации в наше время, резко возрастает и объективное значение СМИ – этих приводных ремней от власти, государства к населению. Посредническая функция СМИ при их качественной работе и полном соответствии своим задачам определяет первостепенную важность не только и не столько быстрого информирования населения о событиях в мире, но и прежде всего точности, полноты, доступности в получении и достоверности переданной СМИ и потреблённой людьми информации. Для этого она должна быть многократно верифицироваться (проверяться) на достоверность её и её источников (кто сказал, откуда информация), дублироваться (должна быть получена из разных источников) и уже после её проверки на достоверность многократно повторяться в целях её доступности для потребителя. Именно это сделает информацию, идущую от СМИ, доверительной, ей будут доверять люди. А пока результаты опросов населения показывают, что только 6% населения считают информацию от СМИ достоверной. Т.е., подавляющее большинство потребителей считает информацию не заслуживающей доверия, воспринимают её как дезинформацию. Причём, в наибольшей мере не доверяют именно печатным СМИ. Это тем более показательно, что раньше люди в России всегда безусловно доверяли печатному слову. Очевидно, кредит доверия к СМИ у нас уже исчерпан или близок к тому. Конечно, вопрос о свободе СМИ всегда относителен и сложен, как и вообще понятие «свобода». Но о каком доверии к информации от СМИ и её достоверности можно говорить, если сами представители СМИ во всеуслышание трубят о том, что они работают на того «дядю», который им платит? Если всё уже заранее оплачено, то потребителей заставляют питаться некачественным, рафинированным, вторичным информационным продуктом. И подключаясь к тому или иному СМИ, сейчас сначала необходимо выяснить для себя, кто является тем «дядей», т.е. владельцем этого СМИ.

    Но наибольшие претензии у потребителей к качеству самой информации. Информация – это новые сведения (проблема новизны информации), переданные кем-то и полученные. Если сведения не новы или они не дошли до потребителя, не получены им, то эти сведения, это сообщение не информация, а информационный шум, загрязняющий информационное пространство планеты (как это часто бывает с Интернетом). В отношении качества информации выделяются два аспекта. Во-первых, СМИ часто выпячивают, сосредоточиваются на несущественных, мелких, неглавных событиях, совершенно не интересных большинству пользователей. При этом многократное тиражирование, бесконечное повторение этих мелочей через короткие промежутки времени просто раздражают людей, т.к. возникает впечатление, что говорят бесконечно о какой-то ерунде. Это действует на пользователей хуже, чем реклама (её можно не воспринимать). И, конечно, если информация некачественная, то сразу отпадает как неактуальный вопрос об её достоверности и доверии к ней.

    Вторая большая претензия к качеству современного процесса информирования заключается в фиксации внимания СМИ на определённых, излюбленных ими темах: это прежде всего криминализация информации (сюда относится и выпячивание методов борьбы с преступностью, в частности, бесконечные «милицейские» сериалы) и «запугивание» сексом и надуманными сексуальными проблемами (например, могут ли балерины обнажать грудь). Это создаёт резко негативный образ нашей страны в глазах и наших граждан, и иностранцев. Тем более, что эти «страшилки» не соответствуют действительности. Встаёт вопрос: зачем СМИ это делают? Кто заказчик? Какие цели при этом преследуются? А расхождение образов бравых полицейских – защитников капиталистической законности с их реальными прототипами лишь усиливает недоверие к ним (и тем, и тем) и к СМИ. Кроме того, часто это всё подаётся примитивно, просто глупо. Что не украшает ни СМИ, ни их информацию. Ф.М. Достоевский черпал сюжеты многих своих гениальных произведений из уголовной хроники в газетах и из жизни («Кроткая», «Преступление и наказание»). Почему не выделить сейчас уголовную хронику в отдельную рубрику на некоторых специальных каналах телевидения, радио, в газетах? Кто интересуется ею, посмотрит. А иначе получается, что запугивают народ. Зачем?



    В заключение поставим вопрос: выполняют ли СМИ возложенную на них обществом и государством посредническую функцию? – Да . Но как? – Плохо. В настоящее время СМИ более или менее успешно реализуют пожелания властей, но при этом посылая потребителю (народу) информацию некачественную, которой люди в массе своей не доверяют. До сих пор СМИ не осуществляют обратной связи от народа к властям, голос людей остаётся не услышанным властями. И это имеет свои последствия.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Посредническая функция сми

    Скачать 44.17 Kb.