• Реализуемые методики и технологии
  • Почему передал авторство вымышленному лицу
  • Коммуникативно-языковые качества личности

  • Скачать 103.38 Kb.


    Дата17.01.2018
    Размер103.38 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 103.38 Kb.

    «Повестей Белкина»



    Метод проекта

    как технология формирования ключевых компетентностей при изучении пушкинского цикла «Повести покойного Иван Петровича Белкина» (6 класс)

    Бургундасова Н.С., учитель русского языка

    и литературы МОУ «СОШ № 76»

    г.Северск Томской области

    Цели урока:



    образовательная: постичь тайну пушкинского цикла «Повести Белкина», расширить и углубить знания о проблемах, поставленных в произведении, актуализировать и систематизировать их, выявить позицию автора в решении нравственных проблем;

    воспитательная: содействовать становлению человека как духовно-нравственной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; поддержать у школьников процесс формирования позитивной самооценки, дать возможность осознать свои способности, личностные черты:

    развивающая: развивать личностное взаимодействие, умение оценивать развитие компетентностей у себя и своих одноклассников: создать условия для реализации собственного проекта, анализа литературного произведения.

    Реализуемые методики и технологии:

    • Метод проекта как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Данный метод позволит создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным, для формирования компетентностей учащихся, выдвигающий на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, проектировать и оценивать свой опыт, проводить рефлексию и контроль эффективности собственных решений.

    • Технология развивающего обучения. Обеспечение совместной деятельности учителя и учащихся, учащиеся сами «додумываются» до решения ключевой проблемы, сами решают, как действовать в новых условиях.

    • Технология критического мышления. Основана на творческом сотрудничестве учителя и учащихся, на развитии у ребят аналитического подхода к анализу темы; рассчитана на постановку проблемы и поиск её решения.

    • Коммуникативные технологии: открытые вопросы, закрытые и альтернативные, элементы дискуссии.

    • Игровые технологии, сценическое искусство.

    • Групповые технологии.

    • Информационные технологии.

    Ожидаемые результаты:

    • расширение границ литературоведческой и языковой компетенции,

    • развитие навыков составления текстов разных жанров,

    • умение публично выступать, делать презентацию,

    • умение выстраивать и реализовывать собственные исследования и проекты (овладение методом проектирования),

    • умение работать с различными источниками,

    • умение работать в группе и толерантно выстраивать свои отношения с одноклассниками, педагогами.

    Формы контроля:

    • создание презентаций, текстов разных жанров,

    • презентация,

    • защита своих проектов,

    • диагностика ключевых коммуникативных качеств.

    Оборудование: иллюстрации к «Повестям Белкина», компьютер, проектор, мультимедийное сопровождение, аудио проигрыватель, музыка Свиридова к повести «Метель», фрагменты фильма, иллюстрации к произведению, рисунки учащихся.
    Этапы работы над проектом.

    Этапы

    Направления работы:

    1. Поисковый

    Создание проблемно – мотивационной среды урока. Определение тематического поля и темы проекта.Поиск и анализ проблемы.

    Постановка цели проекта. Помочь учащимся постичь основную проблему повестей и её решение автором, увидеть роль автора, рассказчика



    2. Аналитический

    Поиск информации. Сбор, изучение информации. Исследование литературы, Интернет – ресурсов, подбор иллюстративного материала. Поиск оптимального способа достижения цели, построение ориентировочной схемы действий, алгоритма деятельности, вариантов решения, составление плана реализации проекта, способов и средств деятельности.

    3.Практический

    Выполнение запланированных технологических операций. Объединение и систематизация собранного материала. Интерпретация результатов

    4. Презентационный

    Подготовка презентационных материалов.

    Презентация проекта.

    Изучение возможностей использования результатов проекта


    5. Контрольный

    Анализ результатов, уровня сформированности коммуникативно-языковых компетенций.

    Оценка качества выполнения проекта.




    Предварительная работа.

    • Задание учащимся – прочитать «Повести Белкина», подумать над идейным содержанием, нравственными проблемами, поставленными А.С.Пушкиным. Заполнить таблицу (дата написания повести, тема, основные эпизоды, кто является рассказчиком).

    • Выбор учащимися повести для более глубокого изучения и литературоведческого анализа; представления её в классе.

    • Комплектование творческих групп.

    • Установочное занятие. Информирование учащихся о методике работы над проектом.

    • Собеседование с каждой группой, отдельными учащимися по ходу реализации проектной работы.

    • Демонстрация результатов своей работы над проектом, цель которого – помочь учащимся глубже проникнуть в те нравственные проблемы, которые поставлены автором в данной повести.


    Ход урока.

    Вступительное слово о Пушкине учащихся.

    Слово учителя о порядке работы, о формировании групп (историки, филологи, лингвисты), об оценке уровня сформированности коммуникативно-языковых компетенций. Переход к реализации домашнего задания.

    Уточнение некоторых литературоведческих понятий (род, жанр, литературные направления) – фронтальный опрос.

    Выступления творческих групп.
    Выступление первой творческой группы – группы историков.

    Группа работала над историей создания произведения А.С.Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», образом автора и рассказчиков (выступление сопровождается презентацией).

    Выступления ребят:

    - Прежде всего, мы обратили внимание на время создания повестей. Оказалось, что они созданы за очень короткое время – с 9 сентября по 20 октября. «Повести Белкина А.С.Пушкин писал в селе Болдино в самое любимое своё время года – осенью.

    - Удивило нас расположение повестей в окончательном варианте: они оказались расположены не в том порядке, как были написаны.

    - В чём же дело? Прочитав повести, мы решили, что это намеренное чередование повестей с «неблагополучным» и «благополучным» концом. Вероятно, это композиционный расчёт, отражающий взгляд писателя на жизнь – оптимистический взгляд, т.к. последняя повесть «Барышня-крестьянка» - самая весёлая, светлая повесть.





    - Познакомившись со вступительной статьёй «От издателя», прочитав все повести, мы заинтересовались, почему, как мы узнали из источников, первое законченное прозаическое произведение А.С.Пушкин приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину?

    Почему передал авторство вымышленному лицу?

    - Вчитываясь в текст, мы увидели и то, что сюжеты историй передаются разными лицами. Вначале были различные версии... Мы остановились на следующей:

    - выделили три уровня повествования:


    • на поверхности – «анекдот» - сюжетная история, сообщённая рассказчиком Белкину,узнали, кто они рассказчики;

    • белкинская версия и трактовка услышанной истории. Авторство повестей приписано Ивану Петровичу Белкину, вымышленному лицу. Это придавало внешне не связанным между собой историям цельность и впечатление полной достоверности, так как образ Белкина духовно близок тем рассказчикам, которые поделились с Белкиным известными им необычными событиями. Пушкин задумал представить истории в таком свете, в каком их увидели все рассказчики, а Белкин в том числе.

    • Пушкинская концепция, внутренне связанная с событиями анекдотов.

    - Привлёк наше внимание и эпиграф ко всей повести, он взят из комедии Фонвизина «Недоросль» и задаёт иронический тон всему повествованию.

    - Всё это нас заинтересовало и легло в основу нашего проекта, результатом которого стала наша совместная творческая работа.


    Вопросы группе. Оценка деятельности группы учащимися класса.
    Следующее выступление - интерпретация художественного текста, основных проблем повести «Выстрел ». Ребята раскрывают этапы работы над проектом, содержание каждого этапа и представляют результат своей исследовательской работы.

    В результате ребята увидели противоречие - занимательность сюжета и глубокие философские выводы автора о том, что нельзя жить местью, надо жизнь посвятить делу, любви и чему-то полезному. Составлен алгоритм работы над текстом, который поможет более глубоко разобраться в идейно-тематическом содержании повести, авторской позиции в ней. Подготовлен глоссарий, толковый словарь трудных для восприятия слов, поставлены 2 инсценировки эпизодов, наиболее важных для восприятия и раскрытия проблемы, созданы тексты - сочинения- размышления, проведена связь проблем произведения с сегодняшним днём:

    «Размышляя над содержанием повести, характерами её героев, я вижу, что эта повесть тесно связана с проблемами сегодняшней молодёжи. Сергей Юрский в аудиотеатральной версии говорил: «В наше время главное- успех, выигрыш, страховка от неожиданностей, но природа человека требует чего-то ещё, жажда, тайный порыв рискнуть всем застрахованным. Это желание постоять на краю пропасти странным образом соединяет нас с людьми пушкинских времён. Дуэль была экстримом тех людей». Попробовать себя в экстремальных ситуациях– занятие и нашей молодёжи. А повесть учит: жизнь надо прожить достойно, посвятить себя более высокой цели. Поэтому и приводит А.С.Пушкин своего героя в ряды восставших».
    В ходе дальнейших уроков творческие группы представляют работу над проектами других повестей, отвечают на обобщающие вопросы, делают общий вывод.

    Примерные вопросы для обобщения:

    Какой мир вокруг открыли нам «Повести Белкина»?

    Что такое благородство в понимании пушкинских героев?



    Какое представление о характере А.С.Пушкина, его отношении к жизни, взглядах сложилось у вас после чтения повестей?
    Вывод: Размышляя над произведением, мы видим, что «Повести Белкина» были совершенно новым явлением в русской литературе потому, что новыми были проблематика, герои, принципы построения характеров, стиль. Это первые реалистические повести. Пушкин изображал в них обыкновенное в жизни – обыкновенных героев с их ничем не примечательной судьбой, обыкновенные события, обыкновенный быт русских бедных чиновников, армейских офицеров, ремесленников и провинциальных помещиков. Но из этого обыкновенного он умел извлечь поэзию жизни, заставить читателя или иронически улыбаться, или сочувствовать героям, или задумываться над важными нравственными проблемами. В заключение проводится рефлексия, определение самими учащимися уровня сформированности следующих коммуникативно-языковых компетенций у себя и своих одноклассников:



    №п


    Коммуникативно-языковые качества личности

    1

    умение работать с различными источниками информации;

    2

    владение основами компьютерной грамотности

    3

    умение вести диалог, дискуссию

    4

    умение публично выступать, делать доклад, презентацию;

    5

    умение обосновывать свою точку зрения;

    6

    умение кооперироваться, налаживать партнёрские отношения;

    7

    умение действовать в конфликтных ситуациях;

    8

    умение отстаивать свои права;

    9

    умение анализировать и планировать собственную деятельность;

    10

    умение выстраивать и реализовать собственные исследования и проекты;

    11

    терпимость, дипломатичность;

    12

    способность к творческому самовыражению, к постоянному развитию и самосовершенствованию;

    13

    Умение составлять письменный текст.

    Проектная деятельность, систематически организованная с учащимися, помогает не только более глубоко изучать то или иное произведение, но и регулярно отслеживать развитие у учащихся важных коммуникативно-языковых качеств, которые они смогут активно использовать в жизни.



    Литература:

    1. А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

    2. Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы.Л., 1974г.

    3. Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров. Москва «Русское слово», 2004г.

    4. Смирнова Н.Е, Ципенко Н.Н. Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. Москва. «Издательство НЦ ЭНАС», 2002г.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «Повестей Белкина»

    Скачать 103.38 Kb.