• Пояснительная записка 1.1Актуальность и практическая значимость программы
  • Важность данной проблемы отражена в ряде документов
  • 1.2 Цели и задачи программы Цель программы
  • Развивающие задачи
  • 1.3. Основные идеи, принципы программы
  • Социальными партнёрами детского сада
  • Методы и приёмы Наглядные
  • Словесные
  • Игровые
  • Предметно-развивающая среда по краеведению
  • 1.5. Ожидаемые результаты
  • 2. Учебно-тематический план

  • Скачать 448.88 Kb.


    страница1/3
    Дата19.01.2019
    Размер448.88 Kb.
    ТипПояснительная записка

    Скачать 448.88 Kb.

    Пояснительная записка 1Актуальность и практическая значимость программы


      1   2   3


    «Краеведение учит людей любить не только свои родные места,

    но и знать о них, приучает их интересоваться историей,

    искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

    Это -самый массовый вид науки»

    Д. С.Лихачёв

    Пояснительная записка
    1.1Актуальность и практическая значимость программы
    Родина, Отечество... В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Посеять, взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны,созданнойтрудамиродныхиблизкихлюдей,тех, когозовут соотечественниками. К.Ушинский в концепции «народного воспитания» писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

    Председатель Союза краеведов России С.О. Шмидт утверждает, что «интерес к тому, что ближе всего,- основа интереса ко всему остальному и путь к пониманию этого «остального», к развитию общих представлений о мире и обществе».

    Наследование нравственных и этических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ воспитания чувства любви к Отечеству. Наследовать – значитделать своим, осваивать то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

    В настоящее время, на территории нашей страны катастрофически исчезают с лица земли деревни, села и даже маленькие города, останавливается промышленность и разрушается сельское хозяйство. Люди уезжают из родных мест в поисках работы и лучшей жизни в большие города. Уезжают иногда с радостью, а иногда и в силу необходимости. Дети, вырастая, для продолжения учебы тоже уезжают и часто не возвращаются на свою малую родину. Но ведь даже вынужденно уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, гордится красотой и богатством, историей родного края. В этом и заключается выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

    Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной город, красота его природы, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям. Как же сделать так, чтобы люди захотели вернуться, возродить свою малую родину, не забывали о ней и гордились ею? Проблема духовно-патриотического воспитания встала остро, и её необходимо решать. Вот поэтому в нашем детском саду уже более семнадцати лет работает кружок краеведения "Родничок". Ведь "Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку", - писал Н.В.Шелгунов. А А.С.Струве писал так: "Не имеет будущего тот народ, который забывает свои исторические корни".
    На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным как ведущий фактор воспитания патриотизма.

    Важность данной проблемы отражена в ряде документов:


    • Закон Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

    • В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчёркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

    • Программа дошкольного образования «От рождения до школы» -Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.

    Программа призвана обогатить знания детей об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать детей на примерах мужества, героизма и мудрости ветлужан, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма не на отвлеченных понятиях, а на конкретных фактах и событиях родной земли, через новые разработки экскурсионных и экспедиционных программ.



    1.2 Цели и задачи программы

    Цель программы:

    Воспитание любви к родному городу, его истории, культуре.



    Задачи программы:

    Обучающие задачи способствуют развитию качественного дошкольного, вариативного образования, позитивной социализации ребёнка в современном обществе:

    -учат замечать, понимать и беречь красоту окружающих мест;

    -способствуют развитию интереса и потребности в изучении истории родного города;

    - знакомят детей с прошлым и настоящим края, составляют представление об историко-культурном наследии;

    -знакомят с творчеством и свершениями выдающихся земляков;

    -знакомят детей с гербом города, объясняют значение его символов, с гербом Нижнего Новгорода, г.Москвы, государственными символами России.
    Развивающие задачи способствуют сохранению и поддержке индивидуальности ребёнка, развитию его индивидуальных способностей и творческого потенциала в процессе:

    - развития этнокультурных представлений;

    -расширения представления об окружающем мире, развития памяти, воображения;

    -активизации словарного запаса детей, развития мышлениякак умения анализировать, сравнивать, обобщать факты;

    - развития эстетических чувств в процессе знакомства с творчеством ветлужских художников и поэтов.



    Воспитательные задачи направлены на формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственностипосредством:

    - воспитания любви к родному городу, краю;

    - воспитания уважения к людям, живущим на родной земле;

    - воспитания творческой личности в процессе трудовой, речевой и эстетической деятельности;

    - формирования бережного отношения к памятникам прошлого;

    - воспитания чуткого, бережного отношения к природе родного края.



    1.3. Основные идеи, принципы программы

    В процессе реализации программы осуществляются идеи формирования патриотического воспитания дошкольников через образ малой родины, на основе познавательного интереса к изучению того, что их окружает. Важно, что разнообразные факты жизни малой родины пополняют культурный багаж ребёнка и служат основой к дальнейшему обучению в школе.


    Предлагаемый курс краеведения строится с учётом дидактических принципов:


    • Единство и целостность образовательного процесса проявляется в форми-

    ровании у детей устойчивого интереса к изучению истории родного края,

    города, людям, прославившим его, формировании патриотических чувств

    и гордости за свою малую родину.


    • Гуманизация образовательного процесса.

    Гуманизация знаний и представлений об истории и культуре, природе

    родного города, края. Гуманизация форм и методов содержания воспи-

    тательно-образовательного процесса.


    • Систематичность: «От известного к неизвестному, от близкого к далёкому»(дидактическое правило).

    • Доступность: содержание курса построено с учётом познавательных возможностей детей.

    • Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при разработке

    занятий: содержание, формы и методы работы должны соответствовать психофизиологическим возможностям детей данного возраста. Знакомство с родным краем осуществляется с помощью того, что ребёнок видит или может увидеть вокруг себя.


    • Наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего района. Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые дети могут увидеть в музее, на экскурсии, в ходе просмотра видеофильмов, с помощью мультимедийных средств, просто на прогулке.

    • Научность: при подаче материала не допускать ошибок, неточностей (название города, улиц, площадей, экспонатов музея и т.д.) Раскрывать смысл даваемых понятий: традиции, фамилия, герб, война, медали, памятник и т.д.

    • Интеграция: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у детей представления о взаимосвязи, взаимозависимости, взаимовлиянии природы, культуры и этнокультуры.

    • Краеведческий принцип: способствует развитию познавательного интереса, любознательности у детей дошкольного возраста к тому, что их окружает, к своей малой родине.

    • Принцип сотрудничества воспитателя и родителей; родителей и ребенка.



    Социальными партнёрами детского сада выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музей, ДДТ, детская библиотека, театр «Балаганчик»), спорта, центры социальной защиты населения.

    Методы и приёмы
    Наглядные:Группа наглядных методов и приёмов(показ,обследование, наблюдения, рассматривание картин, экспонатов, использование ТСО)

    направлена на создание точных представлений об окружающем мире и художественных образах и представлена:

    натуральными объектами природы и человеческой деятельности;

    мультимедийными материалами;

    драматизацией;

    экскурсиями;

    наблюдениями;

    средствами музыкальной выразительности.


    Словесные: объяснения, пояснения, рассказы, вопросы, чтение стихов, художественной литературы, песни, беседы.
    Практические: Исследовательские методы и приёмы реализуются через личностно-деятельный подход, который предполагает активное, заинтересованное отношение детей к малой родине, обследование, экспериментирование, выполнение работ детьми (лепка, рисование, природный материал)
    Игровые:дидактические игры соответствующей тематики, подвижные игры.

    1.4. Особенности возрастной группы, режим непосредственной образовательной деятельности

    Программа рассчитана на один год. В старшем дошкольном возрасте у ребёнка активно продолжают формироваться многие личностные качества. Но развитие личности – процесс длительный, и детский сад вносит в этот процесс существенный вклад. Поэтому в этот период особенно важна грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности. В этом возрасте идёт активный процесс формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются отличительной особенностью дошколят. Поэтому, чем раньше мы начинаем знакомить детей с историей своего города, края, тем больше дети осознают свою привязанность к нему.

    Занятия краеведческого кружка "Родничок" проводятся 4 раза в месяц, по пятницам, с детьми старших групп.

    Длительность занятий 25 минут. Общее количество часов-65, из них 29 выносятся в свободную деятельность, как часть прогулки, и в домашние задания.

    Занятия строятся соответственно возрастным особенностям детей. Каждое занятие включает элементы теории (знакомство и демонстрация), практики (исследования).

    Большое воспитательное значение имеют подведение итогов работы, анализ, оценка. В заключение каждого занятия наиболее отличившиеся «знайки» получают «лапоточки», и в конце года подводится общий итог. Самые активные дети получают почётный знак «Знаток своего города». Ещё одной формой оценки является выступление перед зрителями, среди которых дети младших групп, родители, бабушки и дедушки.

    В конце учебного года мною проводится анализ профессиональной деятельности в рамках работы кружка «Родничок». Критерии педагогического обследования (приложение 7) направлены на совершенствование программы, взаимодействие с семьями воспитанников, поиск новых форм и методов работы по данному направлению.

    Предметно-развивающая среда по краеведению
    Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, учитывает национально-культурные условия.
    В группе оформлен уголок краеведения в виде крестьянской избы. Альбомы с видами города и природы в разное время года. Альбомы с фотографиями: «Ветлуга в начале ХХ века», «Деревянная Ветлуга», «Ветлуга сегодня», «Памятные места г. Ветлуги». Сборники стихов ветлужских поэтов. Картины В.Н.Куранова. Дидактические игры: «Карта города», «Кроссворды и ребусы о растительном и животном мире края», «Расскажи, что это» (иллюстрации экспонатов музея), «Времена года»,«Из чего состоит пейзаж», «Найди недостаток в портрете», «Узнай по профилю», «Силуэт», «Натюрморт».

    В уголке природы дети занимаются наблюдениями, исследованиями, опытами. Занятия кружка проходят в форме бесед, совместных праздников, экскурсий, целевых прогулок. Организуются выставки, участие в районных мероприятиях, сотрудничество с ДДТ, музеем, детской библиотекой.




    1.5. Ожидаемые результаты

    На основании целевых ориентиров дошкольного образования, прописанных в ФГОС, программой предусмотрены характеристики возрастных достижений ребёнка к окончанию курса программы «Родничок».

    К концу года у детей должны быть сформированы следующие интегративные качества:

    -уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, умение положительно относиться к себе и к другим;

    - устойчивый интерес к истории родного города, к природе родного края;

    - любознательность, активность, наблюдательность;

    - способность решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту;

    - способность аргументировать свои действия, уметь выражать своё мнениев диалоге, беседе;

    - способность расширять свойкругозор, используя различные источники информации.
    Знать:

    - достопримечательности и памятные места г. Ветлуги;

    - важнейшие события в истории становления и развития г.Ветлуги;

    - хорошо ориентироваться в музее, его залах;

    - экспонаты;

    - названия улиц и площадей города;

    - названия храмов г. Ветлуги;

    - людей, которые своим трудом и достижениями прославили свою Родину - г. Ветлугу;

    -растительный и животный мир Поветлужья;

    -некоторые виды народных промыслов в г. Ветлуге и Ветлужском районе;

    - народные игры, праздники, обычаи, легенду о городе и реке Ветлуге.

    Уметь:


    - находить на карте города расположение знакомых улиц, зданий;

    - объяснять, как появился г. Ветлуга, что этому предшествовало;

    - объяснять значение символов на гербе г. Ветлуги;

    - ориентироваться в городе;

    - самостоятельно посадить дерево, цветок, ухаживать за ними;

    -передавать своё отношение к увиденному и услышанному через рисунок, драматизацию;

    -соблюдать социальные нормы поведения в общественных местах.

    В ходе занятий краеведческого кружка дети выполняют разнообразные задания совместно с родителями:

    - подготовка и проведение народных праздников;

    -рисование по результатам экскурсий, наблюдений.


    В качестве способов учёта знаний, умений детей используются выставки (рисунков, поделок), ребусы, кроссворды, дидактические игры.
    1.6 Работа с родителями

    В соответствии с требованиями ФГОС программа носит открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников, непосредственно вовлекая их в образовательный процесс.



    1. Акции - развешиваем скворечники, кормушки, убираем мусор на улице у

    своего дома, участвуем в оформлении участка к новому году, сажаем деревья и цветы.

    2.Родительские собрания.

    3.Анкетирование родителей.

    4.Совместные: досуг, праздники, выставки, походы, экскурсии, экологические викторины.

    5.Консультации, беседы.

    6.Совместное посещение музея.



    7. Совместные выставки

    2. Учебно-тематический план



    Название раздела и тем

    Общее количество часов

    Теоретические

    Практические

    I Музей

    1.1

    Знакомство с музеем


    1

    1




    1.2

    Зал "Археология"

    1

    1




    1.3

    Зал "Крестьянский быт"


    5

    4

    1

    1.4

    Художественный зал


    7

    7




    1.5

    Зал "Наши земляки"


    4

    4




    1.6

    Зал "Воинская слава"


    2

    2




    1.7

    Зал "Природа"

    3

    2

    1

    1.8

    Зал "Ветлуга православная»

    1

    1




    II Город

    2.1

    Экскурсия на набережную


    2

    1

    1

    2.2

    Легенда о реке

    1

    1




    2.3

    Рассказ о д.Шулепниково - с. В.Воскресенское


    2

    1

    1

    2.4

    Город Ветлуга

    1

    1




    2.5

    Герб города Ветлуги

    1

    1




    2.6

    Знакомство с улицами города. Рассматривание старинных зданий


    4

    4




    2.7

    Ветлуга - купеческий город. Торговые площади, ярмарки



    4

    4




    2.8

    "Карта города"

    5




    5

    2.9

    "Колесо истории" – КВН

    1




    1

    III Природа



    3.1

    Экскурсия в парк, на набережную, на водоемы, в лес, по городу, экспедиция в ООПТ «Парк Беляевка», памятник археологии «Чертово городище»


    5

    3

    2

    3.2

    Экологическая викторина (с родителями)

    1




    1

    3.3

    Посадка деревьев

    1




    1

    IV Интересные люди




    4.1

    И.И.Разумов-основатель Ветлужского краеведческого музея


    1

    1




    4.2

    П.Ф.Гусев-доктор уездной больницы

    1

    1




    4.3

    Н.Л.Шевяков-архитектор

    1

    1




    V Фольклорные праздники

    5.1

    « Посиделки»

    1




    1

    5.2

    « Масленица»

    1




    1

    VI Художественное творчество




    6.1

    Рисование "Легенда о городе"


    1




    1

    6.2

    Рисование «Золотая осень» «Листопад»

    2




    2

    6.3

    Рисование «Зимний пейзаж»

    1




    1

    6.4

    Рисование «Яблони в цвету»

    1




    1

    6.5

    Рисование «День Победы»

    1




    1

    6.6

    Рисование «Лето»

    1




    1

    6.7

    Рисование «Русский костюм»

    1




    1

    6.8

    Лепка игрушек и посуды из глины с последующим украшением их росписью

    3




    3



















    Итого часов

    65 часов






      1   2   3

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Пояснительная записка 1Актуальность и практическая значимость программы

    Скачать 448.88 Kb.