• ПРОГРАММА ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (ШУС)
  • Цель программы
  • Этапы реализации программы
  • Приоритетные принципы самоуправления
  • Принцип гуманизма.
  • Принцип выборности.
  • Принцип открытости и гласности.
  • Принцип целесообразности.
  • Принцип функционального самоопределения.
  • Принцип системного взаимодействия
  • Принцип представительства.
  • Методы реализации программы
  • Данная программа может быть реализована при наличии



  • страница1/3
    Дата29.07.2018
    Размер1.5 Mb.
    ТипПояснительная записка

    Пояснительная записка Что такое самоуправление? Понятие «самоуправление»


      1   2   3

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Байкаловская средняя общеобразовательная школа

    Рассмотрена на педагогическом совете Утверждаю

    МАУ ДОД «Центр детского творчества» Директор МАУ ДОД «ЦДТ»

    Протокол № _________Т.А.Голяшкова

    От « » __________ 2013 г. « » ___________ 2013 г.

    ПРОГРАММА

    ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (ШУС)

    Педагог дополнительного образования:

    Писарева Галина Ивановна

    Год разработки программы: 2013

    Срок реализации программы: 3 года

    Возраст обучающихся: 5-11 кл.



    с. Байкалово 2013г.

    Пояснительная записка

    Что такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя  и означает, что та область, на которую  оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой  самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными  кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта.

    Это понятие наиболее близко примыкает к понятию «Автономия», что очень тесно перекликается с положениями Федерального закона РФ «Об образовании». Этимологический термин «автономия» происходит от греческих слов «autos» - «сам» и «nomos» - «закон», что означает «самоуправляемый», который сам  детерминирует, а не является проводником чужой воли или не выполняет чужие приказы.

     Самоуправление - это демократичный способ организации коллективной  (общественной) жизни.

     Школьное самоуправление – это режим протекания совместной  и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и потребности.

    Программа деятельности школьного ученического самоуправления (ШУС) «Продвижение» (для подростков 12-17 лет) разработана в соответствии с действующим уставом школы и законодательством РФ. В своей деятельности школьное самоуправление руководствуется Конституцией РФ, законом об образовании, конвенцией прав ребенка, уставом средней общеобразовательной школы. Школьное ученическое самоуправление «Продвижение» Байкаловской средней общеобразовательной школы является действительным юридическим лицом детского движения, имеет устав, свою символику (герб, гимн), программу деятельности.

    Заложенная в системе деятельности ученического объединения возможность использования различных социальных ролей (лидер, организатор, исполнитель, участник, наблюдатель) позволяет подросткам развивать способности, находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в социально-политической обстановке, делать адекватный выбор.

    Иными словами, общественная организация создает реальные условия для практического включения и адаптации детей и молодежи в постоянно изменяющейся среде, т.е. для активной социальной личности.


    Программа ШУС «Продвижение» предоставляет не только различные методы и формы работы детского коллектива, но и новую технологию ее реализации.
    Работая по данной программе, члены ШУС «Продвижение» получают:

    • интересную жизнь, наполненную делами, с участием в них самих ребят;

    • возможность проявить себя, показать свои способности и таланты;

    • выполнение реальных дел, имеющих большое значение для окружающих;

    • участие в планировании работы детской организации, в выборах органов самоуправления и возможность быть избранными в них;

    • возникновение таких отношений с учителями и родителями, которые строились бы на принципах доверия, дружбы, взаимопонимания, взаимоуважения, равноправия.

    В процессе реализации программы ребенок участвует в самых различных аспектах взаимоотношений с окружающим миром: эстетических, этических, экономических, правовых и т.д.



    Цель программы:

    -создать условия для самовыражения, самоутверждения и реализации каждого ученика через представление направлений и видов деятельности.



    Задачи программы:

    - развитие творчества, инициативы, формирование активной преобразующей гражданской позиции школьников;

    - создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважения детей и взрослых.

    - привлечение учащихся к активному участию в организации и управлении жизнедеятельстью школы;

    - обучение учащихся навыкам организации деятельности школьного самоуправления;

    - охрана прав учащихся и сотрудников школы, содействие учащимся и учителям исполнению обязанностей.



    Содержание:

    Членами ШУС «Продвижение» могут стать учащиеся школы от 12 до 17 лет (5-11классы), исполняющими устав школьного самоуправления ученический, педагогический, родительский коллективы средней общеобразовательной школы.



    Этапы реализации программы:

    Программа деятельности детского учебного объединения « Продвижение» строится на двух уровнях:

    Первый уровень – базисный – ученическое самоуправление в классных коллективах.

    Второй уровень – общешкольное самоуправление в коллективе школы.



    Приоритетные принципы самоуправления:

    При организации самоуправления и реализации программы ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях рекомендуется опираться на следующие приоритетные принципы:



    Принцип гуманизма. Органы ученического самоуправления строят свою работу на основе уважения человеческого достоинства и интересов личности.

    Принцип демократичности. Деятельность органов ученического самоуправления основывается на коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов, коллегиальности, гласности, постоянном учете общественного мнения.

    Принцип законности.  Необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, уставу учебного заведения и ее локальным нормативным документам;

    Принцип равноправия. Все участники ученического самоуправления должны иметь равные права субъектов учебной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации;

    Принцип выборности. Органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов;

    Принцип обновляемости и преемственности. Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей, определенного в нормативных документах учебного заведения. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и последующим составом того или иного органа самоуправления;

    Принцип открытости и гласности. Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива (ассоциации) и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации;

    Принцип целесообразности. Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов;

    Принцип объединения. Орган ученического самоуправления – это добровольное объединение учащихся с целью совместного решения вопросов по повышению качества учебной жизни. Объединение дает право принимать участие в управлении учебной жизнью города и использовать возможности органа для самореализации и развития.

    Принцип функционального самоопределения. В деятельности органа ученического самоуправления могут принимать участие не только его постоянные члены. Участники деятельности органа ученического самоуправления добровольно определяют степень своего участия.

    Принцип системного взаимодействия. Структуры ученического самоуправления, независимо от их уровня системной организации, наиболее эффективно функционируют при максимальной консолидации и взаимодействии.

    Принцип представительства. Избранные в руководящие органы ученического самоуправления члены органа, выполняя свои функции, действуют от имени, по поручению и в интересах учащихся.

    Принцип самоуправления. Орган ученического самоуправления самостоятельно определяет порядок своего функционирования, за исключением ключевых вопросов жизнедеятельности учащихся, решение по которым принимается совместно с администрацией учебных заведений, а также органами муниципальной власти.

    Перечисленные принципы составляют основу организации самоуправления общеобразовательного учреждения, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция всех участников образовательного процесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.

     Методы реализации программы:

    - анкетирование, диагностики;

    - беседы, интервью;

    - наблюдение;

    - интерактивные методики;

    - обучающие семинары;

    - практические занятия, тренинги;

    - коллективные творческие дела и акции;

    - игры и игровые программы.
    Данная программа может быть реализована при наличии:


    • работоспособного ШУС «Продвижение»;

    • освобожденного педагога-организатора, занимающегося проблемами организации;

    • финансирования организации заинтересованными учреждениями, организациями, предприятиями;

    • помещения для работы ШУС «Продвижение»;

    • создание методической базы для работы организаций;

    • необходимого оборудования и инвентаря.

    Кадровое обеспечение:

    Руководитель ШУС «Продвижение» - педагог-организатор, осуществляющий организационную, методическую и координационную функции.

    Для успешной организации деятельности ШУС планируется привлечь в качестве консультантов-помощников классных руководителей, учителей-предметников школы, педагогов-психологов, родителей.

    Ожидаемые результаты:

    В процессе реализации программы члены ШУС «Продвижение» должны:



    • приобрести социально-значимый опыт, повысить уровень развития всей интеллектуально-эмоциональной сферы,

    • повысить свою социальную активность;

    • расширить сферы деятельности и освоить новые виды деятельности

    • развить свои организаторские способности, творческий потенциал и лидерские качества каждого участника.

    Механизм оценки:

    Изменение уровня нравственных ценностных ориентаций, качества знаний, умений и навыков, а также результаты социально-значимой деятельности позволят оценить следующие мероприятия:



    • анкетирование, проведение диагностик ценностных ориентаций членов ШУС «Продвижение» (в ходе программы и по окончании);

    • беседы, интервью с членами ШУС «Продвижение», педагогами, родителями, представителями партнерских организаций и учреждений, которые принимают участие в реализации программы;

    • социологический опрос и беседы с теми людьми, которым оказывалась социальная помощь и поддержка (в течение и в конце реализации программы);

    • включение педагогов, психологов в анализ и проектирование хода мероприятий;

    • включенное и не включенное наблюдение за ходом деятельности в рамках программы, анализ общей атмосферы в процессе участия в мероприятиях;

    • метод творческих сочинений и репортажей по вопросам реализации программы;

    • проведение итоговых мероприятий, фестивалей, конкурсов;

    • рефлексия;

    • анализ документации по проекту, программных документов детского объединен
      1   2   3

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Пояснительная записка Что такое самоуправление? Понятие «самоуправление»