Дата01.09.2018
Размер0.94 Mb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка Образовательная программа ансамбля русской народной песни «Аюшка» Дворца творчества детей и молодежи разработана в соответствии с Законом РФ об образовании (проект) 011 года гл ст



КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА


дополнительного образования детей
художественно-эстетической направленности
Народное пение
для детей 5-18 лет
срок реализации: 5 лет

Программу составила:

Г.П. Мельник,

педагог дополнительного

образования
Рассмотрена и

рекомендована к

реализации решением

методического совета МАОУ

ДОД ДТД и М

«27» 09 2012 г.
Протокол № 1

Калининград

2012

Пояснительная записка

Образовательная программа ансамбля русской народной песни «Аюшка» Дворца творчества детей и молодежи разработана в соответствии с Законом РФ Об образовании (проект) 2011 года гл.2 ст.12, гл.3 ст.21, гл.10 ст.79; «Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей 2012 года», Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 года и Уставом МОУ ДОД Дворца творчества детей и молодежи г. Калининграда от 22.12.2011 года.

Типовая программа, утвержденная Министерством СССР в 1986 г. уже не соответствовала требованиям времени, так как она не давала полного комплексного воспитания, необходимого в изучении русского народного творчества.

Дополнительное образование тесно связано с общим образованием, но подход к решению всех проблем иной. Руководители народных коллектив имеют возможность более творчески подходить к разработке своих авторских программ, которые дают большой простор развитию творческих способностей детей не только музыкальных, но и обще-эстетических, закладывают основы профессиональных навыков.



Новизна данной программы - в комплексном подходе к процессу обучения: это единство разных жанров фольклора – песенного и танцевального, устного народного творчества, декоративно-прикладного искусства, слушания музыки и курса расшифровки русских народных песен, введение элементов интеграции, объединение учебной и воспитательной деятельности.

В основу данной программы были положены принципы:

  • народной педагогики;

  • педагогики сотрудничества;

  • гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили;

  • музейной педагогики.

Это предполагает:

  1. Целенаправленность педагогического процесса (от простых детских игр и

песен к большим обрядовым спектаклям).

  1. Связь обучения и воспитания с жизнью (умение применять полученные

знания обычаев, традиций и обрядов в повседневной жизни).

  1. Научность и доступность содержания воспитания и обучения (применение

современных методов тестирования, психологические практикумы и т.д.).

  1. Простота и доступность материала, учет возрастных и индивидуальных

особенностей детей.

  1. Сознательность, активность и творчество детей (ребенок – наш

добровольный и заинтересованный соратник, сотрудник, единомышленник в своем же воспитании, образовании, становлении, равноправный участник педагогического процесса).

  1. Наглядность (создание этнографического музея в кабинете, пошив

костюмов, использование аудио- и видеоматериалов).

  1. Коллективный характер обучения и воспитания (фольклор – это результат

соборного коллективного, творческого гения народа, помогающий ребенку войти в мир общечеловеческой культуры).

  1. Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к

нему.

  1. Комплексный подход к воспитанию и обучению по основным видам

народного творчества.

  1. Прочность и осознанность результатов образования и воспитания, которые

дают стимул для дальнейшего профессионально образования.

  1. Социализация детей, дающая возможность получения профессии.

В настоящее время очень актуален вопрос социального партнёрства. Его возможности строятся на следующих принципах: открытость и сотрудничество, упор на развитие, общение и обмен идеями, опытом, предоставление родителям и людям старшего возраста возможности быть активными участниками этого процесса. Поэтому совершенно закономерным становится социальное партнёрство ансамбля русской народной песни «Аюшка» со школами, библиотеками, ДЮЦами, Домами ветеранов и инвалидов, фольклорными и народными танцевальными коллективами.

Исторический и духовный опыт поколений накапливается при сохранении традиций, а их изучение и является одной из наших основных задач.

Художественное творчество народа, который обобщил в нем свой исторический, трудовой и социальный опыт, заложил основу для последующего развития всех областей профессионального искусства. Эту роль народа как художника, творца и мыслителя высокого ценил А.М. Горький. Он писал: «Народ – не только сила, создающая все материальные ценности, он – единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества, философ и поэт, создавший все великие поэмы, все трагедии земли и величайшую из них – историю всемирной культуры».1

Русский фольклор – кладезь народной мудрости. Его притягательную, магическую силу чувствует каждый, кто с ним соприкасается.

«Человек без духовной жизни не существует…«Без духовной жизни не было бы той человеческой культуры, которая создается веками… Источник духовной жизни человек несет в себе от рождения, как главное качество духа, однако это качество может быть более или менее совершенным. Отсюда исключительная необходимость развивать, воспитывать, образовывать духовную жизнь ребенка… В душе и сердце ребенка должны быть посеяны светлые образы, чувство красоты, мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения».2

И сейчас на рубеже веков большое значение имеет опыт предшествующих поколений. Дошедший до нас из глубины веков «Домострой» не только регламентирует семейно-бытовые отношения, но и дает наставления по воспитанию лучших черт русского национального характера. В нем содержатся интересные игры, загадки, пословицы и поговорки, наставляющие детей в нравственности, развивающие ум ребенка.

Академик Д.Лихачев писал, что «Домострой» - идеал чистоты, порядка и взаимного уважения.

Все нравственные и моральные устои находили отражение в народной песне. С песней человек рождался и его появление встречали родильными песнями – начинался родильный обряд, с песней крестили – устраивали праздничный крестинный стол. Под колыбельные песни ребенок засыпал, затем ребенка пестовали, потешали, наставляли – тем самым давая установку на всю дальнейшую жизнь:

«… Когда вырастешь большой

Будешь рыбку ловить

Тятьку с матушкой кормить».

Колыбельные песни, пестушки, потешки, попевки, игры, забавы – это клад народной педагогики, они имеют четко выраженную воспитательную направленность. Подрастая и общаясь со сверстниками, дети пели игровые припевы, заклички солнцу, дождю, радуге, приговоры птицам и насекомым, считалки и дразнилки.

Подростки тоже участвовали в играх и хороводах, на вечерках пели новые для себя песни: семейные, любовные, шуточные и плясовые.

Когда наступало время свадьбы, исполнялись традиционные свадебные песни. Песней провожали весну, с песней убирали урожай (жнивые песни). А во время зимних посиделок и вечерок исполнялись различные протяжные лирические песни. Человек веками жил в тесном единении с природой, а так как исстари основным занятием русских крестьян было земледелие, то и культура в целом, как и основная масса праздников носила земледельческий характер.

Календарь русского крестьянина представлял собой сложное явление, включающее в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, произведения устного народного творчества, установившиеся веками нормы общественной жизни, это энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями. Жизненный уклад земледельца определяется в первую очередь сменой времени года: особо выделялось 4 момента:


  • зимний и летний солнцевороты;

  • весеннее и осеннее равноденствия,

т.к. календарь зависел от носителя жизни – Солнца.

Язычество было необходимо земледельцу, оно соответствовало его практическим и духовным потребностям. С принятием христианства образовалось новое бытовое крестьянское православие со своими святцами, праздниками, произошло облагораживание языческих ритуалов. Праздники и обряды, связанные с солнцем и именами святых, стали чередоваться с подвижными праздниками по лунному календарю, например Пасха. От Пасхи, соответственно, высчитывались сроки Великого Поста, затем Масленицы и т.д.

Знание природы и жизненный опыт сказывались в устном творчестве народа: «Что посеешь, то и пожнешь», «Всякое семя знает свое время», «Всяк Еремей про себя разумеет: когда сеять, когда жать, когда в скирды метать».

Труд и природа, быт и праздник органично вплелись в жизнь человека, порождая огромное количество высокохудожественных произведений народного творчества: устных (пословицы, поговорки, загадки), песенных, настоящих шедевров декоративно-прикладного искусства, без которых жизнь человека была бы лишена смысла и духовности.

Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания ребенка, начиная с первых дней его жизни. Именно младший возраст является наиболее сенситивным, благоприятным для общего и музыкального развития ребенка.

Основной вид деятельности детей – это игра. Главная ее цель – художественная выразительность создаваемых образов. Игра – это воспитание ума, характера, воли, развитие нравственных качеств. Именно по этой причине игре отводится в программе такое значительное место. Музыкальные игры – это мини-спектакли, где каждый приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятого условия. В этом и состоит общественная и педагогическая ценность народных игр.

Народная песня – основа русской музыкальной культуры. Правдивость и поэтичность, богатство мелодий и разнообразие ритма, простота формы делают народную песню особо привлекательной для ребенка.

Учитывая огромное жанровое разнообразие – пестушки, потешки, прибаутки, считалки, заклички, приговорки, дразнилки и их яркое нравственное начало можно утверждать, что эти малые жанры фольклора способствуют эстетическому развитию ребенка, создают вокруг него положительный эмоциональный фон, а колыбельная песня оказывает на ребенка поистине терапевтическое воздействие.

Аутентичный (подлинный) фольклор несет в себе огромный потенциал, позволяющий решать целый ряд проблем: педагогических, воспитательных, специально-музыкальных, психологических. Само обращение к подлинному фольклору создает возможность для возникновения доверительного эмоционального общения детей и взрослых, что очень важно в педагогике, опирающейся на гуманистические принципы. Ребенок воспринимает мир чувственно, в его мыслительном процессе подсознание доминирует над сознанием. Вот почему в работе с детьми нужна особая система методов и принципов, основанных именно на образном языке, который характерен для произведений фольклорного творчества. Образные ассоциации, «предлагаемые обстоятельства» сюжетов и текстов песен – самый благодатный материал для работы с детьми.

Программа рассчитана на 5 лет обучения детей в возрасте от 5-х до 18-ти лет. Она предусматривает экспериментальные варианты пополнения учебных групп разного года обучения воспитанниками, ранее не занимавшихся в фольклорных коллективах, но имеющих музыкальные способности.

Цель и задачи программы.

Цель программы – интеграция ребенка в общенациональную культуру средствами этнофольклора, формирование творческой позиции к миру, содействие качественному преобразованию природных данностей личности, сохранение культурной непрерывности страны.

Задачи:


  • сохранить и изучить традиционные русские обряды и обычаи;

  • изучить русские народные песни, танцы, традиционные ремесла, игры;

  • развить музыкальный слух, певческий голос детей в народной

исполнительской манере;

  • сформировать художественный вкус и авторскую позицию к своей

национальной культуре;

  • воспитать патриота своей страны.

Главный результат образования – формирование мировоззрения ребенка, ценностных и нравственных ориентиров. В результате учебной деятельности ребенок должен приобрести социальный опыт, социальные компетенции. Этому способствует музейная педагогика.

Важнейшее значение в воспитании и образовании детей ансамбля «Аюшка» имеет собственный музей-кабинет и музей Дворца творчества детей и молодёжи, с которыми дети знакомятся уже на первом занятии.

Музейные предметы – это подлинники, окружающие детей, обладают большой научной, художественной значимостью. Они сохраняют знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры.

Основные принципы музейной педагогики:


  • интерактивность;

  • комплексность (включение всех типов восприятия);

  • программность, которая обеспечивает усвоение информации, приобретение умений и навыков.

  • Итог музейных занятий – создание русских народных костюмов и

элементов к ним, интегрированные уроки в школах, занятия в форме викторин, соревнований, конкурсов. Музей становится живым организмом в процессе познания.

Инновационные технологии образовательного процесса.

  • интернет-ресурсы;

  • музейная педагогика (занятия в собственном этнографическом музее);

  • интегрированные занятия;

  • проектная деятельность;

  • консультация «30 вопросов педагогу» (дети – педагогу);

  • индивидуальные образовательные маршруты;

  • фестиваль творческих идей;

  • технология проблемного обучения – активизация самостоятельной

деятельности учащихся для лучшего овладения знаниями, умениями и навыками;

  • активизация учебного процесса – включение каждого ребенка в

образовательную деятельность;

  • совместные занятия с библиотекой и игротекой Дворца творчества детей

и молодежи.

Формы подведения итогового контроля:

  • мониторинг результативности образовательного процесса через диагностику и зачетную систему (знание хоровых партий, теоретический и практических основ обрядов, музыкальных терминов, фигур хороводов);

  • концертные выступления;

  • творческие отчеты;

  • смотр знаний, умений, навыков (индивидуальные выступления);

  • тестирование;

  • наблюдение.

Ожидаемый результат

Сформированность у обучающихся способностей:

  • к самообразованию;

  • к социальному взаимодействию;

  • коммуникационных способностей;

  • креативных способностей;

  • рефлексивных способностей.

Формирование:

  • базовой культуры и базового образования (дети 5-ти - 9-ти лет);

  • способности ребенка к определенной деятельности (9-14 лет);

  • развитие общих компетенций через реализацию конкретных видов

деятельности в детских объединениях (14-16 лет);

  • овладение культурой, интеграция в социум, самореализация личности (16-18

лет).

Ожидаемый результат

I-го года обучения:

Сформированность базовой культуры и базового образования на основе традиционного детского фольклора, обогащение словарного запаса ребенка, помощь в овладении родным языком, усвоение основных музыкальных и ритмических формул. За учебный год ребенок должен выучить не менее 15-ти песен и 10-ти игр.

Дети должны знать детские песни традиционного русского фольклора, включая потешки, пестушки и колыбельные.

Уметь анализировать характер исполняемой песни или движения, сочетать несколько видов художественной деятельности.

Дети должны научиться слышать вступление, правильно брать дыхание, чувствовать метричность исполняемых произведений.

Список репертуара:


  1. Пестушки («Ты коток», «Наташка», «Васенька-василек», «Божья коровка»).

  2. Потешки («Лиса лычки драла», «Из-за леса, из-за гор»).

  3. Дразнилки («Толстая Матрешка», «Петька вредный», «Улитка», «Федя

медя»).

  1. Колыбельные песни («Уж ты котенька, коток», «Баюшки-баю», «Не

скребутся паучки»).

  1. Детские песни («Заинька», «Ай, дуду», «Как у наших у ворот», «Серенькая

кошечка», «Савка и Гришка», «Во кузнице», «Летал, летал воробей», «Мы – уточки», «Аюшки»).

  1. Детский обрядовый фольклор («Коляда ты, коляда», «Наша масленица

годовая», «Широкая масленица», «Кулик-весна», «Что в лесу осинок»).

  1. Музыкальные игры («Этот пальчик хочет спать», «Сорока-ворона»,

«Дроздок», «Я считаю до пяти», «Кот и мыши», «Баба Яга», «У медведя во бору», «Шла коза по лесу», Катай каравай», «Летели две птички»).

II-го года обучения:

Сформированность способностей ребенка к определенной деятельности:

Развитие музыкальных способностей: мелодического слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма; воображения (воссоздающего и творческого); улучшение дикции и моторики. Дети должны: выработать правильную посадку и стойку; дыхание – спокойный вдох и выдох на небольшие музыкальные фразы, овладеть самым простым видом «цепного» дыхания – пением выдержанного звука в конце песни и правильным звукообразованием – открытым, естественным звуком; чистым пением в унисон, ритмической устойчивостью в умеренных темпах, выучить не менее 18-ти песен и 10-ти игр.

Дети должны знать считалки, скороговорки, заклички; основные обряды, ориентироваться в календарном годе, знать простые фигуры хоровода, русские народные игры и сказки.

Дети должны научиться выразительно и ритмично двигаться под музыку, создавать яркий образ в игре.

Список репертуара:


  1. Прибаутки («Как у нашего овса», «Как у наших у ворот», «Как у нашего

то Вани», «А качи, качи, качи»).

  1. Считалки («Баба сеяла горох», «Ехала белка на тележке», «Шла кукушка

мимо сада», «Раз, два, три, четыре, пять»).

  1. Скороговорки («Бык тупогуб», «Коса в покосы», «Бежит боровок»).

  2. Заклички («Солнышко», «Жучик-крючик, паучок», «Земелюшка добра»,

«Дождик лей!», «Чувиль»).

  1. Детские песни («Ой, сад во дворе», «Ежик», «Зайка во поле», «В огороде

бел козел», «Мы – уточки», «Долговязый журавель», «Разнесчастный воробей»).

  1. Обрядовые песни («Наша масленица годовая», «Уж и ходим мы», «Жил

на свете комарочек», «Сеем, веем, повеваем»).

  1. Игровые песни («Сова и воробей», «Тик-так, стучат часы», «А мы просо

сеяли»).

  1. Музыкальные игры («Курочки и петушки», «Утка и волк», «В коршуна»,

«В волка», «Кривой петух», «Гуси и волк», «В медведя», «Лень», «Маки», «Пень»).

III-го года обучения:

Развитие общих компетенций через реализацию конкретных видов деятельности в детском объединении. Дети должны выучить не менее 10-ти распевок, 15-ти песен, 10-ти игр.

Дети должны знать обрядовые и семейно-бытовые песни, более детально изучить масленичный, рождественский и троицкий обряды, различать жанры русских народных сказок, пословицы и поговорки, декоративно-прикладное искусство Хохломы и Палеха.

Уметь чисто исполнять вокальную партию, четко воспроизводить фигуры хоровода.



Научиться правильному звукообразованию, уметь применять пословицы и поговорки, вышивать простые узоры гладью и крестиком.

Список репертуара:

  1. Распевки («Ехали по реке», «Светит солнышко», «Зелено вино в кармашке»,

«Ехали бояре», «Гуси прилетели», «Ой, дай, да», «Как по горкой», «Зайчик ты, зайчик», «Соловей»).

  1. Русские народные песни («Сею-вею снежок», «Как вставала я ранешенько»,

«Пошла коляда», «Березка», «Заинька, выйди в сад», «Как у нашей Дуни», «В хороводе были мы», «Ах, вы сени», «Был у бабушки коток», «Жил я у бабушки», «Тетушка-деленка», «Сеяли девушки яровой хмель», «Ах, улица широкая», «Посеяли девки лен», «А мы просо сеяли». Песня «Ах, вы сени» в эстрадной обработке.

  1. Музыкальные игры («Шла тетера», «Чижик», «Ворон», «Заинька, где твой

дом?», «Вор-воробей», «Колечко», «Венок», «Маковочек», «Золотые ворота», «Капуста»).

Дети должны знать:

  • основы масленичного и рождественского обрядов и необходимые для этого

произведения устного народного творчества – пословицы, поговорки, сказки, загадки;

  • искусство сел Хохлома и Палех;

  • основные приемы вышивки;

  • четко и метрично водить круговые и шеренговые хороводы, уметь танцевать

парные танцы («Яблочко», «Полька», «Краковяк»).

IV – го года обучения.

Дети должны:

  • знать гостевые, семейно-бытовые и хороводные песни, ориентироваться в

жанрах;

  • знать дробушки, пляску в «две ноги», «три ноги»;

  • изучить обряды (Святки, Осенины, Троица) и музыкальные игры для

среднего возраста («Растяпа», «Заря-заряница», «Селезень и утка»);

  • уметь водить фигурные хороводы;

  • владеть культурой многоголосного пения, «цепным» дыханием, четкой

дикцией и артикуляцией;

  • различать местные разговорные диалекты;

  • расширить свои познания в русском народном творчестве;

  • изучить региональные особенности русского национального костюма, уметь

изготовить косник, отдельные элементы повязки.

  • научиться применять свои познания в постановке обрядовых сцен.

Список репертуара:

  1. Распевки («Сорока», «Ульянушка», «Ой, ты роща», «Что не зелено вино»,

«Шли три попа», «Зеленая рощица», «Зелены луга», «Белый снег выпадал», «Хоть и шла стрела», «Вы уты, уты», «Ходил комар по лугу», «Белый снег выпадал», «На угоре цвела вишня», «Сторона ль моя», «Уж вы ветры», «На калине белый цвет», «Ой, черемушка»).

  1. Русские народные песни («Здравствуйте, добрые люди», «Гостюшки»,

«Посылала меня мать», «Ты куда, голубь ходил», «Утка луговая», «Как за нашим за двором», Уж ты сад», «Как задумал да пошел», «Как по мостику тесовому», «У голубя золотая голова», «Выходили красные девицы», «Ой, во поле травушка», «Ой, коляда», «Ай, спасибо хозяюшке», «Масленая», «А мы масленицу дожидаем», «А мы масленицу провожаем», «Кони у нас обряжены», «Как у чарочки», «Заболела Дунина головка», «Там на горке цыгане стояли», «Верба», «Виноград во саду», «Как по морю», «Ой, где был сокол», «Как в лесу, лесочке», «Как во поле белый лен», «Земляничка-ягодка», «В хороводе были мы», «По зеленой роще поехал зять к теще», «Здравствуй, гостья зима», «Не было ветру», «Паранюшка», «Пора гостям с двора»). Песня «Сапожки русские» (муз. А.Кудрина, сл. А.Щербаня) в эстрадной обработке.

V – го года обучения:

  • знать и уметь водить все виды хороводов – круговой, шеренговый,

фигурный, смешанный;

  • знать капустинские обряды, «Пасху», гадания, «поцелуйные игры»

(«Подушечка», «Я сижу, горю, пылаю», «Дрема», «Заинька»);

  • знать наборные игры («Заинька белая», «Ручеек», «Подойду во Царь –

город», «Ой, сад во дворе»);

  • уметь чисто интонировать в многоголосии, «огласовывать» согласные, петь

любую партию;

варианты разводок;

  • изучить возрастные особенности русского национального костюма, уметь

изготовить к нему отдельные детали.

Народное искусство – это исторически сложившееся национальное достояние. Дети, воспитанные на лучших образцах фольклора обладают следующими ключевыми компетенциями:



  • коммуникативными;

  • креативными;

  • социальными.

Список репертуара:

  1. Распевки («Вылетала лебедь белая», «»Лебедин мой», «Е-е-е, ой, да», «Ой,

ты калина», «У Варвары плетень», «На угоре цвела вишня», «Вы уты, уты», «Ходил комар по лугу», «Калина моя», «Вырастала трава», «У меня лебеда», «Уж вы, ветры»).

  1. Русские народные песни («Ельник да березник», «По улице, улице», «На

горе-то калина», «Молодая молода», «Пряла белый лень на ниточки», «Во горнице», «Не было ветру», «Пора, пора гостям с двора», «Посидите, мои гости», «Варенька», «Земляничка-ягодка», «Паранюшка», «Вот дома, дома», «Добрый вечер тоби», «Каляда», «Вейся, вейся капустка моя», «Ты капуста», «Бог-создатель», «Рано-рано солнце встало», «Радуются все ангелы», «Эта ночь святая», «Казали масленки не будя», «Блины», «Кони у нас обряжены», «Порушка-Параня», «Во лузях», «На горе, горе», «Цветики цветочки», «По-над горочкой). Песни «Купола Ивана Купала», «Девка по саду ходила», «Не ходите девки замуж» в эстрадной обработке.

  1. Музыкальные «поцелуйные» игры («Я сижу, горю, пылаю», «Подушечка»,

«Дружка хорошенький»).

Данный репертуар является базовым, но возможна его корректировка.

Начиная с 3-го года обучения вводится изучение русских народных песен в эстрадной обработке.

Учебно-тематический план

I-го года обучения

Дети 5-ти лет. Обучение идет по трем модулям:



  • Детский музыкальный фольклор – 72 часа;

  • Ритмика – 36 часов;

  • Музыкальные игры – 36 часов.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.


Раздел. Тема.

Общее количество часов

Теория

Практика

I.Вводное занятие:

знакомство с детьми;

знакомство с Дворцом творчества детей и молодежи;

экскурсия в музей Дворца и этнографический музей ансамбля «Аюшка»;

ознакомление с правилами поведения во Дворце и техникой безопасности;

рассказ о традициях ансамбля русской народной песни «Аюшка».


2

-

2


II.Фольклор.

Вокально-хоровая работа.

1.Пестушки:

«Ты коток»,

«Наташка»,

«Васенька-василек».

«Божья коровка».


4



0,5


3,5


2.Потешки:

«Лиса лычки драла»,

«Из-за леса, из-за гор».

3

3


-

-


3

3



3.Дразнилки:

«Толстая Матрешка»,

«Петька вредный»,

«Улитка»,

«Федя-медя»

2

2



2

2

-

-

-



-

2

2



2

2


4.Колыбельные песни:

«Уж ты котенька, коток»,

«Баюшки-баю»,

«Не скребутся паучки».


2

2



2

0,5


-

-

1,5

2

2



Итоговое занятие по детскому игровому фольклору-музыкальная викторина «Отгадай мелодию».

2

-

2


5.Детские песни:

«Заинька»,

«Ай, дуду»,

«Как у наших у ворот»,

«Серенькая кошечка»,

«Савка и Гришка»,

«Во кузнице»,

«Летал, летал воробей».


2

2



4

4

4



2

2

-

-

-



-

-

-



-

2

2



4

4

4



2

2


Итоговое открытое занятие для родителей «Музыкальный калейлоскоп»

2

-

2

6.Детский обрядовый фольклор:

«Коляда ты, коляда»,

«Наша масленица годовая»,

«Широкая масленица»,

«Кулик-весна»,

«Что в лесу осинок».


4

4



4

4

4


1

1



-

-

-


3

3



4

4

4



Итоговое занятие по детскому обрядовому фольклору «От Рождества до Масленицы».

2

-

2


Всего часов:

70

3

67

III.Ритмика.

1.Ритмопластика:

танцевальная зарядка (упражнения для рук, ног, ритмическая игра – повторить мелодию хлопками, притопами),

синхронность и координация движений, правильная осанка,

игры «Часики», «Качели», «Мельница».



4

4



0,5


-

3,5


4

2.Музкальная фраза – длительность в музыке и танце.

2

0,5

1,5

3.Фигуры танца:

квадрат, круг, линия, звездочка, ворота, «змейка».



4

-

4

Итоговое занятие - хороводная игра «По-за городу гуляет».

2

-

2

4.Танцевальные шаги:

простой бытовой,

переменный,

шаг на каблук,

приставной,

с приседанием,

с притопом.

2

2



2

2

2



2

-

-



-

-

-



-

2

2



2

2

2



2

5.Танцы:

«Аюшки» (песня сочинена участника ансамбля),

«Мы – уточки»

2

2


-

-


2

2



6.Интегрированное занятие с ансамблем русского народного танца «Сударушка» - русская народная песня с танцем «Как на тоненький ледок».

2

-

2


Итоговое занятие-игра «Мишка с куклой».

2

-

2

Всего часов:

36

1

35

IV. Игровые технологии:

1.пальчиковые игры:

«Этот пальчик хочет спать»,

«Сорока – ворона»,

«Дроздок»,

«Я считаю до пяти».


1

1



2

2


-

-



0,5

0,5


1

1



1,5

1,5


Итоговое занятие-соревнование на чёткость исполнения игры «Самый ловкий».

2

-

2

2.Игры-догонялки:

«Кот и мыши»,

«Баба Яга»,

«У медведя во бору».


2

6



6

-

0,5



-

2

5,5



6

3.Выборные игры:

«Шла коза по лесу»,

«Катай каравай»,

«Летели две птички».


4

4



4

-

0,5



0,5

4

3,5



3,5

Итоговое игровое занятие «Театр зверей»

2

-

2

Всего часов:

36

2

34

Итого:

144

6

138


Учебно-тематический план

II-го года обучения

Дети 6-ти лет.

Обучение идет по трем модулям:


  • Детский музыкальный фольклор – 72 часа;

  • Основы народной хореографии – 36 часов;

  • Музыкальные игры – 36 часов.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.


Раздел. Тема.

Общее количество часов

Теория

Практика

I.Вокально-хоровая работа.

1.Прибаутки:

«Как у нашего овса»,

«Как у наших у ворот»,

«Как у нашего-то Вани»,

«А качи, качи, качи».


2

2



2

2


-

-



-

-


2

2



2

2


2.Считалки:

«Баба сеяла горох»,

«Ехала белка на тележке»,

«Шла кукушка мимо сада»,

«Раз, два, три, четыре, пять».

1

1



1

1

-

-

-



-

1

1



1

1


3.Скороговорки:

«Бык тупогуб»,

«Коса в покосы»,

«Бежит боровок».


2

2



2

-

-



-

2

2



2

4.Заклички:

«Солнышко»,

«Жучик-крючик, паучок»,

«Земелюшка добра»,

«Дождик лей!»,

«Чувиль».


1

1



2

2

2


-

-



-

-

-


1

1



2

2

2



Итоговое занятие-викторина «Угадай жанр».

2

-

2

5.Детские песни.

Семейно-бытовые:

«Ой, сад во дворе»,

«Ежик»,


«Зайка во поле»,

«В огороде бел козел»,

«Мы – уточки»,

«Долговязый журавель,

«Разнесчастный воробей».


2

2



4

4

2



4

4


-

-



-

-

-



-

-


2

2



4

4

2



4

4


Итоговое занятие «Моя любимая песня» (сольные выступления).

2

-

2

6.Обрядовые песни:

«Наша масленица годовая»,

«Уж и ходим мы»,

«Жил на свете комарочек»,

«Сеем, веем, повеваем».

2

4



4

2

-

-

-



-

2

4



4

2


7.Игровые песни:

«Сова и воробей»,

«Тик-так, стучат часы»

4

2


-

-


4

2



Итоговое театрализованное занятие «От Рождества до Масленицы».

2

-

2

Всего часов:

72

-

72

II. Основы народной хореографии.

1.Изучение строения музыкальной речи – музыкальная фраза, период, предложение.

2

-

2


2.Понятие о ритмическом рисунке: ритмические упражнения для рук и ног, передача длительности движениями.

2

-

2


3.Основные танцевальные фигуры: посторенние в колонну, перестроение в звездочки и кружочки, круги, построение в парах (танец «Яблочко»).

6

1

5


4.Танцевальные движения:

переменный шаг,

шаг на каблук,

подскоки,

«ковырялочка»,

шаг польки.


1

1



2

2

2


-

-



-

-

-


1

1



2

2

2



Итоговое занятие-игра «Танец кукол».

2

-

2

5.Жанры: песня, танец, марш («Краковяк», «Полька», П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»).

6

1

5


6.Хоровод – один из основных жанров русского народного танца. Основные фигуры и рисунки хоровода. Линейные, фигурные, смешанные хороводы («А мы просо сеяли»).

8

1

7


Итоговое интегрированное занятие с ансамблем русского народного танца «Сударушка» - «Как задумал да пошел».

2

-

2


Всего часов:

36

3

33

III. Игровые технологии

Народные музыкальные игры (животные и птицы):

«Курочки и петушки»,

«Утка и волк»,

«В коршуна»,

«В волка»,

«Кривой петух»,

«Гуси и волк»,

«В медведя».

Бытовые игры:

«Лень»,

«Маки»,


«Пень».

2

4



4

4

4



2

4
4


4

2


-

-



-

-

-



-

-
-


-

-


2

4



4

4

4



2

4
4


4

2


Итоговое занятие «Игровой калейдоскоп».

2

-

2

Всего часов:

36

-

36

Итого:

144

3

141


Учебно-тематический план

III-го года обучения

Дети 7 – 8 лет обучаются в комплексе по следующим модулям:



  • Музыкальный фольклор – 90 часов;

  • Устное народное творчество – 36 часов;

  • Народная хореография – 36 часов;

  • Декоративно – прикладное искусство – 18 часов;

  • Театрализованная игра и обрядовые сцены – 36 часов.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа.


Раздел. Тема.

Общее количество часов

Теория

Практика

I.Вокально-хоровая работа.

1.Распевки (с дикционной и ритмической сложностью):

«Зелено вино в кармашке»,

«Ехали бояре»,

«Ой, дай, да»,

«Как под горкой»,

«Зайчик ты, зайчик»,



Распевки (с интонационной сложностью):

«Ехали по реке»,

«Светит солнышко»,

«Гуси прилетели»,

«По дороге Петя шел»,

«Соловей».


9

9



1

1



8

8





Итоговое занятие-викторина «Ритмическая загадка»

2

-

2

2.Русские народные песни.

Обрядовые:

«Сею-вею снежок»,

«Как вставала я ранешенько»,

«Пошла коляда»,

«Березка».


8

6



6

6


0,5


0,5

0,5


0,5

7,5


5,5

5,5


5,5

Итоговое занятие «Мои любимые обряды – Коляда и Масленица».

2

-

2

3.Семейно-бытовые песни:

«Заинька, выйди в сад»,

«Как у нашей Дуни»,

«В хороводе были мы»,

«Ах, вы сени»,

«Был у бабушки коток»,

«Жил я у бабушки»,

«Тетушка-деленка»,

«Сеяли девушки яровой хмель».

2

4



4

2

4



4

6

4


-

0,5



0,5

-

0,5



0,5

-

-


2

3,5



3,5

2

3,5



3,5

6

4



Итоговое занятие-конкурс на лучшее исполнение песни.

2

-

2

4.Концертная деятельность


10

-

10

Всего часов:


90

6

84

II.Устное народное творчество.

1.«Путешествие в мир сказок»

О животных и птицах:

«Ворон»,


«Хитер бобер»,

«Мизгирь»,

«Лиса-исповедница»,

«Волк-дурень»,

«Сказка о козе лупленой»,

«Кочет и курица»,

«Журавль и цапля»,

«Терем мухи»,

«Свинья и волк»,

«Медведь»


0,5


0,5

1

1



1

1

1



1

1

1



1

-

-



-

-

-



-

-

-



-

-

-


0,5


0,5

1

1



1

1

1



1

1

1



1

Волшебные сказки:

«Три царства»,

«Хрустальная гора»,

«Чудесная рубашка»,

«Клад»,

«Царевна-змея».


1

2



2

2

2


-

0,5



-

-

-


1

1,5



2

2

2



Семейно-бытовые:

«Дочь и падчерица»,

«Королевич и его дядька»,

«Фролка-сидень»,

«Охотник и его жена»,

«Белая уточка»,

«Сосватанные дети».

1,5


1,5

1,5


1,5

1,5


1,5

-

-



0,5

-

-



-

1,5


1,5

1

1,5



1,5

1,5


Итоговое интегрированное занятие-викторина «Любимая сказка» совместно с игротекой Дворца творчества детей и молодежи.

2

-

2

2.Загадки о труде, семье, временах года, урожае, человеке.

2

-

2

3.Пословицы и поговорки о дружбе, добре, зле, истории Родины, любви, песнях.

2

-

2

Итоговое занятие-конкурс «Делу время, а потехе-час».

2

-

2

Всего часов:

36

1

35

III.Народная хореография.

1.Введение (особенности формирования русского народного танца и его элементы).

2

1

1


2.Поклон (простой, праздничный).

2

-

2

3.Шаги:

Шаркающий-скользящий,

девичий,

шаг, притоп.


2

2



2

-

-



-

2

2



2

4.Фигуры:

«Змейка»,

2 круга рядом,

4 круга рядом,

круг в круге.

2

1



1

2

-

-

-



-

2

1



1

2


5.Дроби:

дробные выстукивания,

двойные удары,

одинарные дроби.


3

3



2

-

-



-

3

3



2

Итоговое занятие-конкурс «Расплясались красны девицы».

2

-

2

6.Фигурные хороводы:

«Ах, улица широкая»,

«Посеяли девки лен».

3

3


1

-


2

3



7.Шеренговый хоровод:

«А мы просо сеяли».



2

-

2

Итоговое занятие-соревнование «В хороводе были мы».

2

-

2

Всего часов:

36

2

34

IV.Декоративно-прикладное искусство.

Технология самопрезентаций по темам:

«Вышивка гладью», «Вышивка крестиком», «Бисероплетение».

Изготовление кукол-оберегов.

12

3

9


2.Искусство Хохломы, Палеха, Гжели (посуда, шкатулки, игрушки).

4

4

-

Итоговое занятие-викторина «Отгадай-ка».

2

-

2

Всего часов:

18

7

11

V.Театрализованная игра и обрядовые сцены.

1.Сцены из обрядов Масленица (встреча, лакомка, проводы). Песня «Как вставала я ранешенько».

8

1

7


2.Рождество – обход дворов, колядование. Колядки:

«Пошла коляда»

«Ой, коляда, коляда».


4

4



1

1



3

3



Итоговое театрализованное занятие по обрядовому репертуару «Мы ходили, мы искали».

2

-

2

3.Игровые технологии.

Игры о животных и птицах:

«Шла тетера»,

«Чижик»,

«Ворон»,


«Заинька, где твой дом»,

«Вор-воробей».



1

1



2

2

2



-

-



-

-

-



1

1



2

2

2



Бытовые игры:

«Колечко»,

«Венок»,

«Маковочек»,

«Золотые ворота»,

«Капуста».


1

1



2

2

2


-

-



-

-

-


1

1



2

2

2



Итоговое занятие-викторина «В веселой игре я друзей нахожу».

2

-

2

Всего часов:

36

3

33

Итого:

216

19

197


Учебно-тематический план

III-го года обучения

Дети 7 – 8 лет обучаются в комплексе по следующим модулям:



  • Музыкальный фольклор – 90 часов;

  • Декоративно – прикладное искусство – 18 часов;

  • Театрализованная игра и обрядовые сцены – 36 часов.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.


Раздел. Тема.

Общее количество часов

Теория

Практика

I.Вокально-хоровая работа.

1.Распевки (с дикционной и ритмической сложностью):

«Зелено вино в кармашке»,

«Ехали бояре»,

«Ой, дай, да»,

«Как под горкой»,

«Зайчик ты, зайчик»,



Распевки (с интонационной сложностью):

«Ехали по реке»,

«Светит солнышко»,

«Гуси прилетели»,

«По дороге Петя шел»,

«Соловей».


9

9



1

1



8

8





Итоговое занятие-викторина «Ритмическая загадка»

2

-

2

2.Русские народные песни.

Обрядовые:

«Сею-вею снежок»,

«Как вставала я ранешенько»,

«Пошла коляда»,

«Березка».


8

6



6

6


0,5


0,5

0,5


0,5

7,5


5,5

5,5


5,5

Итоговое занятие «Мои любимые обряды – Коляда и Масленица».

2

-

2

3.Семейно-бытовые песни:

«Заинька, выйди в сад»,

«Как у нашей Дуни»,

«В хороводе были мы»,

«Ах, вы сени»,

«Был у бабушки коток»,

«Жил я у бабушки»,

«Тетушка-деленка»,

«Сеяли девушки яровой хмель».

2

4



4

2

4



4

6

4


-

0,5



0,5

-

0,5



0,5

-

-


2

3,5



3,5

2

3,5



3,5

6

4



Итоговое занятие-конкурс на лучшее исполнение песни.

2

-

2

4.Концертная деятельность

10

-

10

Всего часов:

90

6

84

II.Декоративно-прикладное искусство.

Технология самопрезентаций по темам:

«Вышивка гладью», «Вышивка крестиком», «Бисероплетение».

Изготовление кукол-оберегов.

12

3

9


2.Искусство Хохломы, Палеха, Гжели (посуда, шкатулки, игрушки).

4

4

-

Итоговое занятие-викторина «Отгадай-ка».

2

-

2

Всего часов:

18

7

11

III.Театрализованная игра и обрядовые сцены.

1.Сцены из обрядов Масленица (встреча, лакомка, проводы). Песня «Как вставала я ранешенько».

8

1

7


2.Рождество – обход дворов, колядование. Колядки:

«Пошла коляда»

«Ой, коляда, коляда».


4

4



1

1



3

3



Итоговое театрализованное занятие по обрядовому репертуару «Мы ходили, мы искали».

2

-

2

3.Игровые технологии.

Игры о животных и птицах:

«Шла тетера»,

«Чижик»,

«Ворон»,


«Заинька, где твой дом»,

«Вор-воробей».



1

1



2

2

2



-

-



-

-

-



1

1



2

2

2



Бытовые игры:

«Колечко»,

«Венок»,

«Маковочек»,

«Золотые ворота»,

«Капуста».


1

1



2

2

2


-

-



-

-

-


1

1



2

2

2



Итоговое занятие-викторина «В веселой игре я друзей нахожу».

2

-

2

Всего часов:

36

3

33

Итого:

144

16

128

Учебно-тематический план

IV-го года обучения

Дети 9 – 11 лет обучаются по следующим модулям:



  • Музыкальный фольклор – 216 часов;

  • Устное народное творчество – 18 часов;

  • Народная хореография – 36 часов;

  • Обрядовые действа и музыкальная игра – 36 часов;

  • Декоративно-прикладное искусство 18 часов;

  • Слушание музыки – 18 часов.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 академических часа.


Раздел. Тема.

Общее количество часов

Теория

Практика

I.Вокально–хоровая работа.

1.Распевки (с дикционной сложностью):

«Сорока»,

«Что не зелено вино»,

«Шли три попа»,

«У меня лебеда»,

«Вы уты, уты»,

«Ходил комар по лугу»,

«Зеленая рощица»,

«Зелены луга».

Распевки (с интонационной сложностью):

«Ульянушка»,

«Ой, ты роща»,

«Белый снег выпадал»,

«На угоре цвела вишня»,

«Сторона ль моя»,

«Уж вы, ветры»,

«На калине белый цвет»,

«Ой, черемушка»,

«Хоть и шла стрела».


13

13



1

1


12

12



Итоговое занятие-игра «Ритмическая загадка»

1

-

1

2.Песни.

Гостевые:

«Здравствуйте, добрые люди»,

«Гостюшки»,

«Пора гостям с двора».



4

2



2

-

-



4

2



2

Семейно-бытовые:

«Посылала меня мать»,

«Ты куда, голубь ходил»

«Утка луговая»,

«Как за нашим за двором»,

«Уж ты сад»,

«Как у чарочки»,

«Заболела Дунина головка»,

«Там на горке цыгане стояли»,

«Земляничка-ягодка»,

«По зеленой роще поехал зять к теще»,

«Паранюшка».


2

4



4

4

4



4

4

4



4

4

2


-

-



-

-

-



-

-

-



-

-

-


2

4



4

4

4



4

4

4



4

4

2



Свадебные песни:

«Верба»,


«Виноград во саду»,

«Как по морю»,

«Ой, где был сокол».

6

4



4

5

-

-

-



-

6

4



4

5


Итоговое занятие-конкурс «У наших ворот всегда хоровод».

2

-

2

Хороводные песни (с круговым хороводом):

«Как задумал, да пошел»,

«Ой, во поле травушка».

Хороводные песни (с фигурным хороводом):

«Как в лесу, лесочке»,

«Как во поле белый лен»,

«Как по мостику тесовому»,

«В хороводе были мы»

Хороводные песни (со смешанным хороводом):

«У голубя золотая голова»,

«Выходили красны девицы».

6

6


4

4

4



6

6

6


-

-


-

-

-



-

-

-


6

6


4

4

4



6

6

6



Итоговое занятие-викторина «При народе в хороводе».

2

-

2

Обрядовые песни:

Рождественские:

«Ой, коляда»,

«Ай, спасибо хозяюшке».

Масленичные:

«Масленая»,

«А мы масленицу дожидаем»,

«А мы масленицу провожаем»,

«Кони у нас обряжены».


8

8


8

6

6



8

1

-


1

-

-



-

7

8


7

6

6



8

Итоговое занятие-конкурс «Мой любимый обряд».

2

-

2

Концертная деятельность.

12

-

12

Всего часов:

198

4

194

II.Устное народное творчество.

Докучная сказка («Про белого бычка»).

Страшилки («В черном доме», «Кровавая рука»).

Байки («Жена-спорщица», «Мужья да жены»).

Заговоры («Месяц ты мой ясный», «Навести красоту», «От зубной боли», «На здоровье ребенка», «Свадебный оберег», «По зеркалу»).

0,5


1,5

4

10




-

-



-

2


0,5


1,5

4

8



Итоговое интегрированное занятие-викторина «Сочини сказку» совместно с игротекой Дворца творчества детей и молодежи.

2

-

2

Всего часов:

18

2

16

III.Народная хореография.

1.Шаги:

простой,


переменный,

переменный с каблука,

«девичий».

Шаги с притопом:

притопы двойные, тройные,

переменный с притопом.

4

6



-

-


4

6





2.Каблучные упражнения:

проскальзывание рабочей ноги на пятку,

удар всей ступней,

переступание.


2

2



2

-

-



-

2

2



2

3.Дробные выстукивания:

всей ступней,

двойные удары одной ногой,

каблучная дробь,

подготовка к «ключу»,

простой и дробный «ключ».


1

1



2

2

2


-

-



-

-

-


1

1



2

2

2



Итоговое занятие-соревнование «Лучший танцор».

2

-

2

4.Танцы:

круговой хоровод («Ах, улица широкая»),

фигурный хоровод («Калинка»),

линейный хоровод («Бояре, а мы к вам пришли»).


2

2



4

-

-



1

2

2



3

Итоговое занятие-конкурс «Во саду ли, в огороде».

2

-

2

Всего часов:

36

1

35

IV.Обрядовые действа и игровые технологии.

1.Изучение обрядов:

«Троица» (завивание березки), семицкий обряд,

«Осенины» (песня «Вейся ты, мой хмелю»),

«Святки» (ряжение, символика, песня «Ай, спасибо хозяюшке»),

«Покров» (песня «Шла Матрешка по лесочку»).

2. Музыкальные игры:

«Растяпа», «Заря-заряница», «Селезень и утка»



10

6



8
8
2

3

2



4
2
-

7

4



4
6
2

Итоговое занятие-викторина «Древние праздники Руси».

2

-

2

Всего часов:

36

11

25

V.Декоративно-прикладное творчество.

Частично-поисковая и проектно-образовательная технологии.

1.Групповой проект.

Тема: «Русские женские головные уборы».



2. Сообщение по теме:

«Возрастные особенности женских головных уборов» (индивидуальная работа).



3. Публичные слушания и защиты проектов по темам:

«Кика», «Венец», «Кокошник», «Повойник», «Борушка»


8

8

-


4.Изготовление отдельных деталей к своему головному убору.

8

-

8

Итоговое занятие-викторина «Я знаю!».

2

-

2

Всего часов:

18

8

10

VI.Слушание музыки.

Прослушивание и анализ региональных особенностей казачьих песен ансамбля «Казачок» города Урюпинска,

обрядовых песен в исполнении ансамбля «Русь».


8
8


2
2


6
6


Итоговое занятие-конкурс «Поем с казаками».


2

-

2

Всего часов:

18

4

14

Итого:

324

30

294


Учебно-тематический план

V-го года обучения
Дети 12 – 13 лет изучают следующие модули:

  • Фольклорное пение – 216 часов;

  • Обряды и музыкальные игры – 36 часов;

  • Народная хореография – 36 часов;

  • Декоративно – прикладное искусство – 18 часов;

  • Расшифровка русских народных песен – 18 часов.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 академических часа.

Раздел. Тема

Общее количество часов

Теория

Практика

I.Вокально-хоровая работа.

1.Распевки (сложность интонирования и звукообразования):

«Вылетала лебедь белая»,

«Калина моя»,

«Лебедин мой»,

«Е-е-е, ой, да»,

«Ой, ты калина»,

«У Варвары плетень»,

«По – над лесом туман»,

«Вырастала трава»,

«У меня лебеда»,

«Уж вы, ветры».

2

2



2

2

2



2

2

2



2

2

-

-

-



-

-

-



-

-

-



-

2

2



2

2

2



2

2

2



2

2


2.Русские народные песни.

Хороводные:

«Ельник да березник»,

«По улице, улице»,

«Порушка-Параня»,

«Во лузях»

«На горе, горе»,

«На горе-то калина».

Лирические:

«Цветики-цветочки»,

«По-над горочкой».

Плясовые:

«Молодая молода»,

«Пряла белый лен на ниточки»,

«Во горнице»,

«Посидите, мои гости»,

«Варенька» – с платками;

«Земляничка – ягодка»,

«Паранюшка» – с сольным выходом;



Гостевые:

«Не было ветру»,

«Пора, пора гостям с двора».


8

8



8

8

8



8
8

8
8


8

8

8



8

8

8


8

8


-

-



-

-

-



-
-

-
-


-

-

-



-

-

-


-

-


8

8



8

8

8



8
8

8
8


8

8

8



8

8

8


8

8


Итоговое занятие-конкурс «За околицей» – фигурные хороводы.

2

-

2


3.Колядки:

«Вот дома, дома»,

«Добрый вечер тоби»,

«Коляда».


8

8



8

-

-



-

8

8



8

4.Фигурные хороводы:

«Вейся, вейся капустка моя»,

«Ты капуста».

8

8


-

-


8

8



Итоговое занятие «Веселые святки».

2

-

2

5.Концертная деятельность:

16

-

16

Всего часов:

216

-

216

II.Обряды и игровые технологии:

1.Рождественские и пасхальные:

«Бог-создатель»,

«Рано-рано солнце встало»,

«Радуются все ангелы»,

«Эта ночь святая».


4

4



4

4


1

1



1

1


3

3



3

3


2. Гадания и подблюдные песни:

«Сидит кошечка на печурочке».


2

-

2


3.Масленичные песни:

«Казали масленки не будя».


6

-

6


4.Музыкальные «поцелуйные» игры:

«Я сижу, горю, пылаю»,

«Подушечка».

3

3


-

-


3

3



5.Свадебная шуточная песня-игра «Дружка хорошенький».

4

1

3


Итоговое занятие «Русский обряд».

2

-

2

Всего часов:

36

5

31

III.Хореография:

1.Изучение пересеков

2.сочинение и постановка разводок к изучаемым песням:

«Посидите, мои гости»,

«Варенька»,

«Ельник да березник»,

«Во горнице»,

«Порушка-Параня».

6

4



6

6

6



6

-

-



-

-

-



-

6

4



6

6

6



6

Итоговое интегрированное занятие с ансамблем русского народного танца «Сударушка» - «Пойду плясать».

2

-

2

Всего часов:

36

-

36

IV.Декоративно-прикладное творчество.

1.Частично-поисковый метод.

Применение информационных технологий и создание портфолио по темам:

«Северный русский народный костюм», «Южный народный костюм», «Среднерусский народный костюм».


4

4

-


2.Региональные особенности женских головных уборов.

2

2

-

3. Практикум.

Изготовление косника, повязки.

10

1

9

Итоговое занятие-демонстрация «Мой костюм».

2

2

-

Всего часов:

18

9

9

V.Расшифровка русских народных песен:

1.прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей ансамбля донских казаков «Вольница» и ансамбля «Веретенце» города Москвы;

2. анализ нового материала;

3.составление текста песен, разучивание мелодий «с голоса».


10

2


4

-

2


-

10

-


4

Итоговое занятие «»Моя любимая песня».

2

-

2

Всего часов:

18

2

16

Итого:

324

16

308


Учебно-тематический план

V-го года обучения

Дети 12 – 13 лет изучают следующие модули:



  • Фольклорное пение – 120 часов;

  • Обряды и музыкальные игры – 32 часа;

  • Вокально-хореографическая постановка и народная хореография – 36 часов;

  • Декоративно – прикладное искусство – 14 часов;

  • Расшифровка русских народных песен – 14 часов.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа.


Раздел. Тема

Общее количество часов

Теория

Практика

I.Вокально-хоровая работа.

1.Распевки (сложность интонирования и звукообразования):

«Вылетала лебедь белая»,

«Калина моя»,

«Лебедин мой»,

«Е-е-е, ой, да»,

«Ой, ты калина»,

«У Варвары плетень»,

«По – над лесом туман»,

«Вырастала трава»,

«У меня лебеда»,

«Уж вы, ветры».

1

1



1

1

1



1

1

1



1

1

-

-

-



-

-

-



-

-

-



-

1

1



1

1

1



1

1

1



1

1


2.Русские народные песни.

Хороводные:

«Ельник да березник»,

«По улице, улице»,

«Порушка-Параня»,

«Во лузях»

«На горе, горе»,

«На горе-то калина».

Лирические:

«Цветики-цветочки»,

«По-над горочкой».

Плясовые:

«Молодая молода»,

«Пряла белый лен на ниточки»,

«Во горнице»,

«Посидите, мои гости»,

«Варенька» – с платками;

«Земляничка – ягодка»,

«Паранюшка» – с сольным выходом;



Гостевые:

«Не было ветру»,

«Пора, пора гостям с двора».


4

4



4

4

4



4
4

4
4


4

4

4



4

4

4


4

4


-

-



-

-

-



-
-

-
-


-

-

-



-

-

-


-

-


4

4



4

4

4



4
4

4
4


4

4

4



4

4

4


4

4


Итоговое занятие-конкурс «За околицей» – фигурные хороводы.

2

-

2


3.Колядки:

«Вот дома, дома»,

«Добрый вечер тоби»,

«Коляда».


4

4



4

-

-



-

4

4



4

4.Фигурные хороводы:

«Вейся, вейся капустка моя»,

«Ты капуста».

8

8


-

-


8

8



Итоговое занятие «Веселые святки».

2

-

2

5.Концертная деятельность:

10

-

10

Всего часов:

120

-

120

II.Обряды и игровые технологии:

1.Рождественские и пасхальные:

«Бог-создатель»,

«Рано-рано солнце встало»,

«Радуются все ангелы»,

«Эта ночь святая».


4

4



4

4


1

1



1

1


3

3



3

3


2. Гадания и подблюдные песни:

«Сидит кошечка на печурочке».


2

-

2


3.Масленичные песни:

«Казали масленки не будя».


2

-

2


4.Музыкальные «поцелуйные» игры:

«Я сижу, горю, пылаю»,

«Подушечка».

3

3


-

-


3

3



5.Свадебная шуточная песня-игра «Дружка хорошенький».

4

1

3


Итоговое занятие «Русский обряд».

2

-

2

Всего часов:

32

5

27

III.Вокально-хореографическая постановка:

1.Изучение пересеков

2.сочинение и постановка разводок к изучаемым песням:

«Посидите, мои гости»,

«Варенька»,

«Ельник да березник»,

«Во горнице»,

«Порушка-Параня».

6

4



6

6

6



6

-

-



-

-

-



-

6

4



6

6

6



6

Итоговое интегрированное занятие с ансамблем русского народного танца «Сударушка» - «Пойду плясать».

2

-

2

Всего часов:

36

-

36

IV.Декоративно-прикладное творчество.

1.Частично-поисковый метод.

Применение информационных технологий и создание портфолио по темам:

«Северный русский народный костюм», «Южный народный костюм», «Среднерусский народный костюм».


4

4

-


2.Региональные особенности женских головных уборов.

2

2

-

3. Практикум.

Изготовление косника, повязки.

6

1

5

Итоговое занятие-демонстрация «Мой костюм».

2

2

-

Всего часов:

14

9

5

V.Расшифровка русских народных песен:

1.прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей ансамбля донских казаков «Вольница» и ансамбля «Веретенце» города Москвы;

2. анализ нового материала;

3.составление текста песен, разучивание мелодий «с голоса».


6

2


4

-

2


-

6

-


4

Итоговое занятие «»Моя любимая песня».

2

-

2

Всего часов:

14

2

12

Итого:

216

16

200


Модуль «Народная хореография»

III.Хореография:

1.Изучение пересеков

2.сочинение и постановка разводок к изучаемым песням:

«Посидите, мои гости»,

«Варенька»,

«Ельник да березник»,

«Во горнице»,

«Порушка-Параня».

6

4



6

6

6



6

-

-



-

-

-



-

6

4



6

6

6



6

Итоговое интегрированное занятие с ансамблем русского народного танца «Сударушка» - «Пойду плясать».

2

-

2

Всего часов:

36

-

36

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I ГОД ОБУЧЕНИЯ:

Цель этого учебного курса – изучение детского фольклора во всем его многообразии, развитие познавательной активности детей.



Содержание

Теоретическое обоснование жанрового выбора репертуара с учетом возрастных психологических особенностей детей.

В пятилетнем возрасте складываются познавательные и личностные особенности ребенка, которые еще не являются жестко фиксированными и завершенными. Идет становление внутренней психической жизни, начинают преобладать «Действия от мысли, а не от вещи». Эти изменения находят свое отражение во всех сферах психического развития ребенка: коммуникативной, познавательной, волевой, мотивационной. Детский фольклор (пестушки, потешки, дразнилки, игры) создают у детей бодрое, радостное настроение, то есть вызывают ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в различных видах деятельности.



Вокально-хоровая работа: в течение учебного года должно быть выучено не менее 15 песен куплетного или строфического строения, основанных на многократных повторах секундовых, терцовых попевок. Усваивая их с самого раннего возраста, дети постигают народный попевочный словарь, лежащий в основе всего народного творчества. Колыбельные песни успокаивают ребенка, потешки, прибаутки и дразнилки развлекают его, пестушки дают ласковые наставления, заклички (в древности несли заклинательную функцию) – это общение детей с природой, считалки помогают организовать игру. Благодаря этому у детей развиваются не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат, то есть то, что лежит в основе здоровьесберегающей технологии.

Русская народная песня неразрывно связана с движением, поэтому возникает необходимость изучения ритмики, формирующей начальную координацию пения и движения.



Ритмика – это обучение умению выразительного исполнения ритмических движений. Она укрепляет здоровье ребенка, улучшает координацию движений, развивает артистически, является профилактикой плоскостопия.

Используя многообразие жанров и красочную поэтичность фольклора надо помочь детям лучше овладеть родным языком, обогатить словарный запас.



Игра – ведущая деятельность ребенка, сначала должны быть сформирована игровая деятельность, а затем обучающая. За учебный год требуется выучить не менее 10 игр.

Игры должны выработать у ребенка следующие навыки:



  • Начальное развитие чувства ритма, темпа, метра;

  • Умение анализировать форму игры - чаще всего 2-х частную;

  • Умение создавать художественный образ (сочетая пение, декламацию

и элементы хореографии).

Все это направлено на развитие эмоций, восприимчивости детей, ощущение чувства формы, на накопление слухового опыта.

Первое знакомство с детским обрядовым фольклором – простые колядки к Рождеству («Коляда ты, коляда») и масленичные песни («Наша масленица годовая»).

На занятиях используются игрушки, шумовые инструменты.

На вводном занятии происходит знакомство с детьми («Спой свое имя»), проводится экскурсия по Дворцу творчества и этнографическому музею ансамбля «Аюшка», рассказываются правила поведения во Дворце, традиции коллектива, техника безопасности.

Выучивается музыкальная игра «Дроздок», на примере которой дети знакомятся с музыкальной фразой, ее началом и окончанием; выявляется степень координации пения и движения, уровень эмоционального восприятия, психологический настрой детей, зона примарного звучания и диапазон детского голоса.



II ГОД ОБУЧЕНИЯ

Вокально-хоровая работа с детьми включает в себя изучение прибауток, считалок, скороговорок, закличек. Ребенок должен понимать смысл слов и отдельных выражений, четко их пропевать, научиться вступать с началом музыкальной фразы, слышать и подчеркивать движением ее окончание.

Формирование музыкальных способностей детей:



  • Музыкального слуха (мелодического, тембрового, звуковысотного);

  • Музыкальной памяти;

  • Чувства метроритма;

  • Воображения (воссоздающего и творческого);

  • Формирование нравственных черт: добра, отзывчивости, эмоциональности в музыкальной игре – синтетическом виде музыкального творчества, координации пения и движения, развитие моторики, артикуляции.

Вокально-хоровая работа: выработать правильную посадку и стойку, дыхание – спокойный вдох и выдох на небольшие музыкальные фразы, овладеть самым простым видом «цепного» дыхания – пением выдержанного звука в конце песни, правильным звукообразованием – открытым, естественным звуком, чистым пением в унисон, ритмической устойчивостью в умеренных темпах.

Изучить отдельные эпизоды в обрядах:



  • Масленица – песня «Наша масленица годовая»;

  • Троица – закличка березке «Береза моя, березонька»;

  • Козьма-Демьян – похороны мух и комаров, песня «Жил на свете комарочек»;

  • Рождество – колядка «Уж и ходим мы»;

  • Новый год – колядка «Сеем, веем, повеваем».

Сформировать осознание, что народный обряд – это неразрывное, целостное, содержательное действо.

В разделе основ народной хореографии должны быть изучены основные ритмические рисунки, фигуры и танцевальные движения, которые лежат в основе русских народных плясовых и хороводных песен.

Музыкальная игра – это стирание границы между фантазией и действительностью, она учит детей общаться, понимать других людей, это диалог между внутренним миром ребенка и внешним. Отрицательные эмоции, страхи высвобождаются в игровой ситуации, таким образом игра является и мощным психотерапевтическим инструментом, она формируют воображение детей, мироосвоение и активизирует творческие способности.

Дети должны выучить не менее 15 песен и 10 музыкальных игр из репертуара детского фольклора.

В течение учебного года проводятся открытые занятия и собрания для родителей (окончание I, II полугодия).

Занятия с детьми проводятся в игровой форме. Педагог использует игрушки, дудочки, мяч, ложки, бубен, трещотки.



III ГОД ОБУЧЕНИЯ

В основе работы с детьми младшего школьного возраста лежит концентрация внимания на малейших достижениях ребенка, снижения уровня его тревожности, что способствует успешному выполнению поставленных задач.



Вокально-хоровая работа построена: на освоении обрядовых и семейно-бытовых песен, которые несут в себе огромную положительную энергию.

Особое внимание требуется уделить изучению круговых, шеренговых и фигурных хороводов.

Русские хороводы имеют глубокий сакральный смысл. Зная магию хоровода, древние славяне умели менять погоду, излечивать болезни. Хороводные песни полностью производили весь трудовой процесс (от посадки до уборки урожая) жизненно важных для крестьянина растений – капусты, гороха, льна, репы, мака и т.д.

Круговые хороводы – пение и действие идет по кругу. Круг всегда имел у русских магическое значение. Круг – это солнце, движение времен года.

Круглыми пеклись блины на масленицу, катались на санях вокруг деревни, устанавливали и сжигали старые колеса, водили хороводы. Всеми этими действиями люди помогали солнцу в его продвижении по кругу.

Шеренговые (линейные) хороводы были не менее распространены, обычно пелись в виде диалогов в вопросно-ответной форме. Мужчины и женщины разделялись на две шеренги, которые то расходились, то сближались – это изображало сватовство или женитьбу.

Фигурные и завивательные хороводы сочетали в себе все разнообразие элементов хоровода.

Хореографический рисунок хороводов обусловливается текстом. Исполнители создают узорный хореографический рисунок, используя элементы: «шен», «прочес», «змейка» и разнообразные круги.

Хоровод выполняет функцию единения народа.

В ансамбле – пение на 2 голоса (один выдержанный), чистый унисон. Звукообразование – пение, близкое к разговорной речи, открытый, «плоский» звук.

Параллельно с этим познаются шедевры устного народного творчества – сказки, загадки, пословицы и поговорки, необходимые для лучшего усвоения родного языка и его выразительных средств (эпитетов, сравнений, гипербол, олицетворений).

Дальнейшее изучение русских обрядов, основанных на земледельческом календаре (Масленица – встреча, лакомка, проводы, масленичная символика, чествование молодоженов; Рождество – колядование ряженых, рождественская символика, ритуальная еда).



Хореография – круговой и шеренговый хоровод, четкая метричность, акцентирование сильных долей, освоение и отработка основных шагов, дробных выстукиваний, каблучных упражнений; фигур – «змейка», «круг», «круг в круге»; парные танцы – полька и краковяк.

Первое знакомство с декоративно-прикладным творчеством происходит на примере рушников, игрушек и посуды, представленных в нашем кабинете и этнографическом музее; повязок, выполненных руками самих детей и родителей, декоративной посуды Хохломы и Гжели, Палехских шкатулок, что вызывает у детей большой эмоционально-положительный отклик, а изготовление кукол-оберегов приобщает их к древней магической культуре предков.



Музыкальная игра – синтетический вид творчества детей, обучение проводится в комплексе: музыкального и поэтического начала, хореографического и артистического, таким образом игра становится мини-спектаклем. Ролевые игры подготавливают детей к участию в обрядовых спектаклях – «Масленица» и «Рождество».

В течение учебного года дважды проводятся родительские собрания и открытые занятия (окончание I-го и II-го полугодия).

Итогом учебной работы является участие в концертах, фестивалях и в общих мероприятий во Дворце творчества.

IV ГОД ОБУЧЕНИЯ:

Вокально-хоровая работа.

Особое внимание уделяется распевкам – это отработка навыков дыхания (используя в том числе дыхательную гимнастику А.Н.Стрельковой), звуковедения, ансамбля, строя, выработка единой манеры звукообразования. Распевки на легато являются основой для выработки кантилены – основы пения.

Техника народного пения предполагает владение:


  • певческим дыханием и опорой звука, регулирующих плавность и

  • ровность звуковедения;

  • навыками естественного «открытого» способа пения от «слова». Они

  • подразумевают отчетливый распев открытых (как в разговорной речи) гласных звуков;

  • навыками координации словозвука с мелодией и темпоритмом песни;

  • навыком высокой позиции звука и точности музыкального

  • интонирования, легкого вибрато и мягкой атаки звука.

Расширение песенного репертуара и жанров изучаемых песен, закрепление навыков «цепного» дыхания, четкой артикуляции, дикции.

Устное народное творчество – дальнейшее изучение пословиц, поговорок, заговоров – освоение красоты родного языка и народной мудрости; баек и страшилок, коллективное сочинение музыкальных сказок.

Хореография – круговой, шеренговый, фигурный хороводы, пляска в «две ноги», в «три ноги». Отработка основных шагов и их усложнение, уделение особого внимания каблучным упражнениям и дробным выстукиваниям, изучение «русского ключа».

Дальнейшее изучение обрядов – Троица, семицкого, Осенины, Святки, Покров, особенностей символики обрядов (ряжение куклы, приготовление ритуальной еды, переодевание девушек в мужские костюмы, завивание березки, покровские свадьбы).

Музыкальные игры для среднего возраста – «Растяпа», «Заря-заряница», «Селезень и утка». Обязательно присутствие элемента интерактивности – игра, загадка, пение, заведение хоровода, ритмическое действо.

Декоративно-прикладное искусство – изучение русских народных головных уборов: кика, венец, повойник, кокошник, борушка и их возрастных особенностей, изготовление отдельных деталей к своему головному убору.

Слушание музыки – прослушивание записей известных исполнителей и коллективов, анализ местных особенностей мотивов и разговорных диалектов.

В течение учебного года проводятся 2 собрания и 2 открытых занятия для родителей (окончание I–го и II–го полугодия).

Итог учебной работы – участие в концерте, фестивале и общих мероприятиях Дворца творчества.

V ГОД ОБУЧЕНИЯ:

Вокально-хоровая работазакрепление и развитие навыков, полученных на предыдущих этапах обучения: гармонического и мелодического слуха, умения петь любую хоровую партию, владение «цепным» дыханием, сочетание пения с движением, чистота интонирования 2-х и 3-х – голосии, умение «огласовывать» согласные. Расширение жанрового круга изучаемых песен, анализ поэтического текста, средств музыкальной выразительности, сочинение вариантов мелодий, подголосков, овладение динамическими оттенками – форте, пиано, меццо форте, меццо пиано, крещендо, диминуэндо и понятием «кульминация».

Знакомство с фольклором различных областей России, участие в фольклорных праздниках и фестивалях.



Дальнейшее изучение обрядов: Осенины (капустные хороводы), Святки (гадания на зеркале, воде, с петухом, колодцем и подблюдные песни «Сидит кошечка на печурочке»), Пасха (духовные стихи) и «поцелуйных» игр – «Подушечка», «Я сижу, горю, пылаю».

Хореография – повторение и закрепление основных шагов, каблучных упражнений, дробушек, «пересеков», самостоятельная постановка разводок к изучаемым песням.

Декоративно-прикладное искусство – изучение народных костюмов (северного, южного, средне-русского), их региональных особенностей, изготовление косника и повязки к своему костюму.

Расшифровка русских народных песен – прослушивание и просмотр аудио- и видеозаписей известных фольклорных коллективов ансамбля донских казаков «Вольница» и фольклорного ансамбля «Веретёнце» г. Москвы, анализ, запись и разучивание песен.

В конце I - го и II - го полугодия проводятся родительские собрания и открытые занятия для родителей.



Итог учебной работы – участие в концерте, фестивале, общих мероприятиях Дворца творчества, благотворительных марафонах для ветеранов и инвалидов.
Методика

Методика музыкально-образовательной работы с детьми должна основываться на следующих принципах:

  • систематичность музыкального образования: от простого к сложному;

  • тесная взаимосвязь теоретических сведений с конкретным репертуаром;

  • опора на многожанровость фольклора, которая дает разносторонность музыкального образования;

  • передача информации «из уст в уста»;

  • сотрудничество и взаимопомощь между детьми;

  • коллективное познавательное творчество на занятиях;

  • обеспечение условий эмоционального благополучия;

  • формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия;

  • ориентация на высокие конечные результаты.

Главные приемы и методы:

  • опора на аутентичные образцы фольклорного материала;

  • наблюдение и подражание («делай как я», «делай со мной»);

  • пояснительно-иллюстративный метод;

  • беседа и диалог с детьми;

  • свободная творческая дискуссия;

  • словесно-объяснительный метод;

  • частично-поисковый;

  • метод наглядности и практичности;

  • авансирование успеха;

  • направленность на развитие, самовыражение, самоутверждение,

самореализацию.

Тематический план

традиционных календарных праздников и обрядов.

Сентябрь

Новолетие. Рождество Пресвятой Богородицы (21.09). Жнивные обряды: Оспожинки (завивание бороды), овсяницы, (величание последнего снопа). Пословицы, поговорки, загадки о хлебе, урожае. Народные игры и хороводы, песни-прибаутки. Сказки о животных. Обряд: похороны мух. История народной вышивки.

Октябрь

Илья Муромец (11.10): богатырские сказки. Покров день (14.10): посиделки. Ерофей – мученик (17.10): посиделки лешего – сказки и поверья. Праздник урожая «Осенины» - обрядовое действие, лакомый стол (чаепитие с медом и фруктами).

Ноябрь

Кузьминки – встреча зимы (14.11), пословицы, поговорки про зиму, снег, вьюгу, метель. Святочные обряды колядования. Зимние и святочные игры, колядки, колядки, овсени, виноградья, игровые, плясовые песни. Зимние сказки про зверей.

Декабрь

Катерина – санница (07.12). Введенская ярмарка – покупка и продажа саней. Спиридон – солнцеворот (25.12) – заклички солнца.

Январь

«Рождество» (07 12), «Святки» - гадание, «Крещение» (19.12), посиделки. Докучные сказочки, присказки, небылицы, скороговорки. Празднование «Святок». Подготовка к масленице. Зимние рассказы о праздничных масленичных обрядах. Выпечка пряников «Козуль».

Февраль

Сретенье (15.02). Встреча зимы с летом. Масленичные игры, песни, пляски. Праздники «Сударыня – Масленица». Театрализованное обрядовое действие. «Лакомка» - чаепитие с блинами да пирогами.

Март

«Масленица». Грачевники (17.03). рассказы о кикиморах. Весеннее равноденствие (22.03). Обычаи и поверья. Поговорки, приметы, загадки о весне. Весенние игры, песни, хороводы.

Апрель

«1 апреля – никому не верь»: дразнилки, мирилки, перевертыши, скороговорки. Благовещение (07.04). Обряд освобождение птиц. Встреча солнца с месяцем (21.04). Весенние хороводы, игры, песни. «Вербное воскресенье». «Пасха» - куличи и художественное раскрашивание яиц. «Красная горка» - обрядовое действие.

Май

Подготовка и изучение Троицкого обряда (конец мая – начало июня). «Батюшка Егорий» (06.05) весенние хороводы на природе. Знакомство с летними обрядами «русальная неделя» - обряд, поверья, волшебные сказки. «Ивана Купала» (07.07) – обряд, поверья.

Посты:

  • Рождественский (28.11 – 06 01);

  • Великий (49 дней после масленицы до Пасхи);

  • Петровский (после Троицы);

  • Успенский (14.08 – 27.08).

Устойчивые традиции национальной культуры являются одним из стабилизирующих факторов общественной жизни.

Отражая жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, фольклор является ярким выражением художественно – эстетической памяти нации, важным фактором социальной экологии.


Источники:

1. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. М., 1996 г.

2. Зуева Т.В. Русский фольклор. М.: «Просвещение», 2002г.

3. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. М.: Изд. «Флинта», «Наука», 2003г.

4. Исенко С.П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение. М., «Профиздат», 1999г.

5. Мешко Н.К. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Часть 2 – М., 2000г.

6. Минаева А.П. Живая старина. М.: 2007г.

7. Народное искусство в воспитании детей, М., 1997г.

8. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. М., «Академия», 1996г.

9. Пикулева Н.В. Слово на ладошке. Челябинск.: Изд. Марины Волковой, 2006г.

10. Пикулева Н.В. Игры с пальчиками. М.: «Планета детства», 2000г.

11. Пикулева Н.В. Кто в загадке прячется? Челябинск.: «Взгляд», 2000г.

12. Семенова Мария Мы – славяне. СПб., «Азбука», 1998г.

13. http://www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=22&0a1=591&0o1=2&0s1=1



14. http://www.detskiysad.ru/psih/611.html


1 А.М.Горький, Избранные литературно – критические произведения, 1954, стр.48

2 Ш.А. Амонашвили «Уроки духовной жизни», С.-Петербург, 1998, Три ключа. Педагогический вестник, стр.54

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Пояснительная записка Образовательная программа ансамбля русской народной песни «Аюшка» Дворца творчества детей и молодежи разработана в соответствии с Законом РФ об образовании (проект) 011 года гл ст