Дата12.03.2019
Размер0.63 Mb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии





Пояснительная записка
Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Дронова В.П. по географии, а также методического пособия, которое является частью учебно-методического комплекса к учебнику Дронова В.П. под редакцией Савельевой Л.Е. – М.: Дрофа, 2009. – 93с. Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6 – 11 классы / сост. Е.В.Овсянникова. – М.: Дрофа, 2009 г.,

Рабочая программа ориентирована на учащихся 6-9 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Шебекино Белгородской области».

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю; в VII, VIII и IX классах — по 68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.


Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по географии

В результате изучения географии ученик должен



знать/понимать

• основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

• географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

• географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

• специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;



уметь

• выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

• приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

• составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

• определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

• учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

• наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


Тематическое планирование


№п/п


Наименование раздела


Года обучения, количество часов








6


7


8


9


1.


Введение

Земля во вселенной









3

1

1

1

2

Накопление знаний о Земле




4










3

Земля во Вселенной




7










4

Географические модели Земли




9










5

Земная кора




14










6

Атмосфера




11










7

Гидросфера




12










8

Биосфера




7










9

Географическая оболочка




3










10

Природа Земли и человек

Тема 1. Литосфера и рельеф Земли

Тема 2. Атмосфера и климаты Земли

Тема 3. Гидросфера. Мировой океан

Тема 4. Географическая оболочка








9







11

Население Земли







2







12

Материки и океаны, народы и страны

Тема 1. Океаны

Тема 2. Африка

Тема 3.Австралия и Океания

Тема 4. Южная Америка

Тема 5. Антарктида

Тема 6. Северная Америка

Тема 7. Евразия









51







13

Земля – наш дом







3







14

Россия на карте мира

  1. Географическое положение России

  2. Границы и административно-территориальное устройство России










11




15

Природа России

  1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

  2. Климат и климатические ресурсы

  3. Внутренние воды и водные ресурсы

  4. Почва и почвенные ресурсы

  5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

  6. Природное районирование

  7. География Белгородской области. Природа










40




16

Население России

  1. Численность населения

  2. Национальный состав

  3. Городское и сельское население страны

  4. Миграция населения

  5. Трудовые ресурсы










8




17

Хозяйство России

Первичный сектор экономики – отрасли эксплуатирующие природу












8

17

18

География крупных регионов

Тема 1. Районирование России

Тема 2. Европейская Россия (Западный макрорегион)

Тема 3. Азиатская Россия (Восточный макрорегион)

Тема 4. Россия в современном мире














50




ИТОГО




68

68

68

68

В 6 классе на изучение темы «Земная кора» добавлены резервные часы, так как данная тема вызывает затруднения у учащихся при ее изучении. Тема «Атмосфера» увеличена на 2 часа (из резервного времени), т.к. тема достаточно трудно осваивается учащимися. Тема «Географическая оболочка» сокращена на 1 час, так как тема является достаточно легкой для изучения. Данный час выделен на заключение.

В 7 классе введение увеличено на 1 час, за счет сокращение темы «Население Земли». За счет резервного времени увеличено количество часов на изучение такой важной темы как «Материки и океаны, народы и страны», так как эта тема вызывает наибольшие затруднения при ее изучении. Также увеличена тема «Земля – наш дом» за счет резервного времени.

В 8 классе большая часть резервного времени добавлена на изучение географии Белгородской области и ее природы. Кроме этого добавлено резервное время на изучение темы «Россия на карте мира» (за счет резервного времени), для более детального изучения географического положения России.

В 9 классе за счет резервных часов увеличены темы «Хозяйство России» и «География крупных регионов», так данные темы вызывают наибольшие затруднения у учащихся.
Содержание учебного курса по географии

Содержание программы учебного курса по географии 6 класс

Введение (1ч.). География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний о Земле.

Раздел 1. Земля во Вселенной (7ч.).

Земля и космос. Земля – часть Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Движения Земли. Форма и размеры Земли.



Раздел 2. Географические модели Земли (10ч.)

Глобус. Градусная сеть. Географические координаты. Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. Географические планы и карты.



Раздел 3. Земная кора (15ч.)

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Разнообразие горных пород. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Разнообразие форм рельефа. Движения земной коры. Землетрясения. Вулканизм. Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра. Главные формы рельефа суши. Рельеф дна океанов. Человек и земная кора.



Раздел 4. Атмосфера (12ч.)

Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Нагревание воздуха и его температура. Зависимость температуры воздуха от географической широты. Влага в атмосфере. Атмосферные осадки. Давление атмосферы. Ветры. Погода. Климат. Человек и атмосфера.



Раздел 5. Гидросфера. (12ч.)

Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Мировой океан – основная часть гидросферы. Свойства океанических вод. Движения воды в океане. Волны. Течения. Реки. Озёра и болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Человек и гидросфера.



Раздел 6. Биосфера (6ч.)Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе. Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане. Жизнь на поверхности суши. Почва. Человек и Биосфера.

Раздел 7. Географическая оболочка (5ч.)

Состав географической оболочки. Особенности географической оболочки. Территориальные комплексы.


Содержание программы учебного курса по географии 7 класс

Ведение. Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятель­ности человека. Практическое значение географиче­ских знаний. Многообразие источников географиче­ской информации. Общие сведения о материках и океанах. «Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Знания о Земле в древнем мире. Первые путешест­вия, расширяющие представления европейцев о Ста­ром Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройст­ве поверхности Земли. Современные географические исследования: Меж­дународный геофизический год, исследования Миро­вого океана, изучение Земли из космоса. Междуна­родное сотрудничество в изучении Земли. Географическая карта — основной источник информации. Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использо­ванием карты.



Природа Земли и человек

Тема 1. Литосфера и рельеф Земли

Гипотезы происхождения и теории эволюции ли­тосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.

Рельеф земной поверхности. Закономерности раз­мещения крупных форм рельефа. Природные катаст­рофы, происходящие в литосфере.

Тема 2.Атмосфера и климаты Земли

Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса осве­щенности и тепловые пояса. Распределение темпера­туры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. От­крытие общей циркуляции атмосферы (А. И. Воей­ков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в ат­мосфере.



Тема 3. Гидросфера и Мировой океан

Мировой океан — главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы, Система поверхностных течений в океане. Льды.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши: поверхностные (великие речные систе­мы мира, ледники на Земле, многообразие озер); под­земные воды.



Тема 4. Географическая оболочка

Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплек­сы, их строение и разнообразие. Природная зона. Гео­графическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.



Тема 5.Население Земли

Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Мигра­ции населения. Основные этносы. Основные религии.

Основные виды хозяйственной деятельности. Стра­ны мира, их группировка по различным признакам. Комплексные карты.

Материки и океаны

Тема 1. Океаны

Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый океаны. Гео­графическое положение. Краткая история исследова­ния каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.



Тема 2. Африка

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История ис­следования материка.

Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение место­рождений полезных ископаемых. Факторы формиро­вания климата материка. Климатические пояса и ти­пичные для них погоды. Внутренние воды, их зави­симость от рельефа и климата, природные зоны. Ха­рактерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.

Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.

Народы и страны. Гипотеза об африканском проис­хождении человека. Разнообразие расового и этниче­ского состава населения материка. Размещение насе­ления в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыс­лы; религия.

Основные виды хозяйственной деятельности по ис­пользованию природных богатств суши и прилегаю­щих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под вли­янием человека.

Крупные города, столицы, культурно-историче­ские центры стран региона.

Тема 3. Австралия и Океания

Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.

Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их раз­мещение в зависимости от климата. Природные бо­гатства. Изменения природы человеком и современ­ные ландшафты. Меры по охране природы на конти­ненте.

Население Австралии. Особенности духовной и ма­териальной культуры аборигенов и англо-австралийцев. Австралия — страна, занимающая весь конти­нент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.

Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности при­роды в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании че­ловеком и изменение им природы островов. Совре­менные народы и страны Океании.

Тема 4. Южная Америка

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История от­крытия и исследования материка.

Особенности природы: строение поверхности, зако­номерности размещения крупных форм рельефа в за­висимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.

Своеобразие органического мира континента. Про­явление на материке широтной зональности. Природ­ные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы че­ловеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богат­ства и их использование в хозяйственной деятельнос­ти населения.

Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы ― Восточную часть и Андийскую область.

Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры насе­ления стран, основных видов хозяйственной деятель­ности. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города, столицы, культурно-историче­ские центры стран Южной Америки.

Тема 5. Антарктида

Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континен­та. Современные исследования материка. Человек в Антарктике.



Тема 6.Северная Америка

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследо­вание материка.

Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности разме­щения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.

Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйст­венной деятельности.

Народы и страны. Этапы заселения континента, основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.

Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столицы.



Тема 7. Евразия

Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.

Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины; размещение месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.

Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате хозяйственна деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.

Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения населения исторические и природные причины, обусловливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.

Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт. Ценности духовной культуры. Основные виды хозяйственной деятельности по ис­пользованию природных богатств суши и прилегаю­щих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние живот­ные.

Крупные города, их географическое положение.

Зарубежная Европа. Северная Европа. Харак­теристика одной из стран. Западная Европа. Ве­ликобритания, Франция, Германия.

Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Бе­лоруссия, Молдавия.

Южная Европа. Италия, Испания, Греция.

Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны ре­гиона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.

Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.

Восточная Азия. Китай, Япония. Южная Азия. Индия. Юго-Восточная Азия. Индонезия.

Земля — наш дом

Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природ ее охране.

Географическая номенклатура

Тема «Африка»:

– Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;

– Нил, Конго, Нигер, Замбези;

– Виктория, Танганьика, Чад;

– Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).

Тема «Австралия и Океания»:

– Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;

– Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность;

– Муррей, Эйр;

– Сидней, Мельбурн, Канберра.

Тема «Южная Америка»:

– Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;

– горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла-Платская низменности;

– Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;

– Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).

Тема «Северная Америка»:

– полуострова Флорида, Калифорния, Аляска;

– Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы;

– Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;

– горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;

– Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;

– Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое;

– Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).



Тема «Евразия»:

– полуострова Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корея;

– моря Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;

– Финский, Ботнический, Персидский заливы;

– проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;

– острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские;

– равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья Восточно-Сибирское, Декан;

– горы Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья: Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;

– реки Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;

– озера Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.


Содержание программы учебного курса по географии за 8 класс

Введение. Что изучает география России.

Часть I. Россия на карте мира

Тема 1. Географическое положение России

Виды географического положения России: физи­ко-географическое, математико-географическое, эко­номико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое. Уровни (масштабы) географического поло­жения. Сравнение географического положения Рос­сии и других государств.



Тема 2. Границы и административно-территориальное устройство России

Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Эко­номически эффективная территория.

Государственные границы России, их типы и ви­ды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, его роль в хозяйстве и жизни людей.

Этапы и методы географического изучения терри­тории России.

Административно-территориальное устройство Рос­сии. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

Часть II. Природа России

Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участ­ки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории стра­ны. Основные тектонические структуры.

Рельеф России: основные формы, их связь со стро­ением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутрен­них и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горо­образования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные при­родные явления. Древнее и современное оледенение. Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минераль­ные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Влия­ние литосферы на жизнь и хозяйственную деятель­ность человека.

Тема 2 . Климат и климатические ресурсы

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхнос­ти, циркуляции воздушных масс. Циклоны и анти­циклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, ко­эффициент увлажнения). Сезонность климата.

Типы климатов России. Комфортность (диском­фортность) климатических условий. Изменение кли­мата под влиянием естественных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт чело­века, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатиче­ские явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.



Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы

Особая роль воды в природе и хозяйственной деятельности человека. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономки России.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.



Тема 4 . Почвы и почвенные ресурсы

Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образования почв,

основные типы, свойства, различия в плодородии, разнообразие и закономерности распространения почв.

Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Из­менение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба с эрозией и загрязнением.



Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира при­родных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное исполь­зование. Меры по охране растительного и животного мира.

Тема 6. Природное районирование

Формирование природно-территориальных комп­лексов (ПТК) — результат длительного развития гео­графической оболочки Земли. Локальный, регио­нальный и глобальный уровни ПТК. Физико-геогра­фическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

Природно-хозяйственные зоны России. Природ зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

Характеристика арктических пустынь, тундр, лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы, заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.



Тема 7. География Белгородской области. Природа

Территория, границы, географическое положение области. Его влияние на особенности природы области.

Особенности геологического строения. Рельеф и полезные ископаемые.

Общая характеристика климата. Особенности основных элементов климата. Агроклиматические ресурсы.

Поверхностные и подземные воды. Гидрографическая сеть. Водохранилища и пруды. Экологические проблемы водных объектов.

Почвы и почвенный покров области. Земельные ресурсы и их использование. Проблемы деградации почв области. Растительность и ботанико-географическое районирование. Животный мир области. Природные районы.

Хозяйственная деятельность человека и природная среда. Экологическая обстановка в области. Особо охраняемые природные территории.

Часть III. Население России

Тема 1. Численность населения

Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.

Своеобразие половозрастной пирамиды в России определяющие его факторы. Сокращение средне продолжительности жизни россиян.

Тема 2. Национальный состав

Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География рели­гий.



Тема 3. Городское и сельское население страны

Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы сёл.

Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

Тема 4. Миграции населения

Внешние и внутренние миграции: причины, по­рождающие их. Основные направления миграцион­ных потоков на разных этапах развития страны.



Тема 5. Трудовые ресурсы.

Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудо­способного населения по территории страны. Заня­тость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

Географические различия в уровне жизни населе­ния России, факторы, их определяющие. Повышение качества жизни населения страны — важнейшая со­циально-экономическая проблема.

Часть IV. Хозяйство России

Что такое хозяйство страны? Уровень развития хо­зяйства. Предприятие — первичная основа хозяйст­ва. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые



Тема 1. Первичный сектор экономики – отрасли эксплуатирующие природу

Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.



Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля — главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны.

Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.

Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйств География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.

Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.



Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения.

Охота. Заготовка пушнины — традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.

Географическая номенклатура

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Кунаширская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Фраца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория  (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).

Содержание программы учебного курса по географии в 9 классе

Введение. Что изучают в курсе «География России. Хозяйство. Крупные регионы»? Экономическая география как наука.

Часть 1. Хозяйство России

Тема 1.Вторичный сектор экономики – отрасли перерабатывающие сырьё

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные про­блемы и развитие ТЭК. Охрана окружающей среды. Нефтяная промышленность. Газовая промышленность. Угольная промышленность. Электроэнергетика.

Тема 2. Отрасли производящие конструкционные материалы и химические вещества

Классификация конструкционных материалов проблемы производящих их отраслей.



Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географически следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству продукции металлургии.

Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размеще­ния. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.



Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль хими­зации хозяйства. Главные факторы размещения пред­приятий химической промышленности. Группиров­ка отраслей химической промышленности, особен­ности их географии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Проблемы раз­вития отрасли. Химическая промышленность и охра­на окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав и значение в хо­зяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышлен­ности. Группировка отраслей лесной промышленнос­ти, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лес­ная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструк­ций и деталей.

Машиностроение, его значение и отраслевой со­став связь с другими отраслями. Факторы размеще­ния машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-про­мышленного комплекса и его конверсии.

Пищевая промышленность, ее значение и отрасле­вой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, геогра­фия важнейших отраслей. Проблемы пищевой про­мышленности в России.

Легкая промышленность, ее значение и отрасле­вой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности.

Тема 3.Третичный сектор экономики – отрасли производящие разнообразные услуги

Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда.



Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транс­порт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, круп­нейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инф­раструктура: ее состав и роль в современном общест­ве. Важнейшие проблемы развития в условиях пере­хода к рыночной экономике. Перспективы развития комплекса.

Наука, ее значение, состав, роль в жизни со­временного общества. География российской науки. Наукограды.

Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье — одна из главных потребностей человека. Низкий уро­вень обеспеченности жильем и низкие показатели его благоустроенности в России. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Часть 2. География крупных регионов России

Тема 1. Районирование России

Районирование — важнейший метод изучения географии. Как можно районировать территорию: физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, эколого-экономическое и др. Виды районирования: сплошное узловое, частное и комплексное и т. д. Соподчинённость различных видов районирования России.



Тема 2. Европейская Россия (Западный макрорегион)

Особенности природы, истории и географии хозяйства. Запад России. Разнообразие рельефа в связи особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в Росси набор природных зон. Природные ресурсы. Европейская Россия — основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселённая часть страны. Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.



Европейский Север. Состав района. Географическое положение на севере Восточно-Европейской равнины с выходом к Северному Ледовитому океану. Особенности экономико-географического, геополитического и эколого-географического положения. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории и жизнь людей. Особенности природы. Природные ресурсы: минеральные, топливные, лесные и водные. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.

Население: национальный состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины.

Хозяйство района.

Северо-Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах разви­тия: путь «из варяг в греки», «окно в Европу», совре­менные особенности географического положения.

Природная специфика: сочетание возвышеннос­тей и низменностей, влияние моря на климат, гус­тая озерно-речная сеть.

Население и хозяйство района. Экономические, социальные и экологические пробле­мы. Свободная экономическая зона «Янтарь».

Центральная Россия. Преимущества географиче­ского положения и состав территории. Факторы фор­мирования района. Природные условия и ресурсы территории.

Население и хозяйственное освоение района



География Белгородской области. Территория, границы, экономико-географическое положение, административно-территориальное деление Белгородской области. Природные ресурсы как фактор формирования хозяйства. История освоения территории Белгородской области. Изменение численности, естественное и механическое движение населения. Половозрастная структура населения и трудовые ресурсы. Размещение населения. Общая характеристика промышленности. Ведущие отрасли промышленности. Другие отрасли промышленности. Растениеводство. Животноводство. Транспорт. Историко-культурный потенциал области. Внешние экономические связи.

Европейский Юг. Состав района. Особенности географического положения: самый южный регион России ограниченный с трех сторон природными рубежами. Геополитическое положение района. Особенности природы и природные ресурсы.

Народы гор и предгорий: традиции, куль­тура, промыслы. Многонациональность и межнацио­нальные проблемы. Очаги концентрации населения.

Особенности развития экономики района.

Поволжье. Состав района. Географическое поло­жение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Внутренние воды.

Население и хозяйство района.



Урал. Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географическое положение Урала на стыке разнообразных границ. Разделяющая и связующая роль Урала в природе и хозяйстве.

Особенности природы, населения и территории Урала.



Тема 3. Азиатская Россия (Восточный макрорегион)

Географическое положение. Большая площадь тер­ритории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.

Разнообразие природных условий. Богатство при­родными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Труд­ности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.

Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем.

Западно-Сибирская равнина одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Климат и внутренние воды.. Оценка природных условий для жизни и быта человека.

Население Западной Сибири.

Хозяйство района. Нефтегазохимический комплекс — основа хозяйства района.



Север Восточной Сибири. Состав района. Геогра­фическое положение к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Русские исследовате­ли северных морей.

Особенности природы. Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, алмазы, каменный и бурый уголь, химическое сырье. Лесные ресурсы. Великие сибирские реки: их питание, режим, энергетические и водные ресурсы.

Население и хозяйство района

Южная Сибирь. Состав района. Географическое положение: в полосе гор Южной Сибири, вдоль Транссибирской магистрали. Транспортные связи с приграничными государствами — Китаем, Монголией и Казахстаном. Связь с Севером по Енисею и Лене. Байкало-Амурская магистраль (БАМ).

Особенности рельефа, климата, поверхностных вод.

Природные ресурсы: минеральные, лесные. Внутренние различия: Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны.

Основные экономические, социальные и экологи­ческие проблемы региона.

Дальний Восток. Состав района. Особенности гео­графического и геополитического положения: силь­ная меридиональная вытянутость, наличие материко­вой, полуостровной и островной частей.

Этапы освоения территории, русские землепроход­цы в XVII в., установление русско-китайской и рус­ско-японской границ.

Разнообразие природы территории. Население и хозяйство района

Тема 4. Россия в современном мире

Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира.



Географическая номенклатура

Тема «Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырьё».

Машиностроительный комп­лекс. Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красно­ярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск. Центры трудоемкого машиностроения: Санкт-Петер­бург, Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск. Центры металлоемкого машиностро­ения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екате­ринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новоси­бирск, Барнаул, Красноярск.

Топливно-энергетический комплекс. Мес­торождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астра­ханское. Система трубопроводов с Тюменского севера на запад. ТЭС: Сургутская, Костромская, Рефтинская. ГЭС: Волжский каскад, Краснояр­ская, Саянская, Братская, Усть-Илимская. АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская.

Металлургический и химико-лесной комплексы. Центры черной металлургии: Чере­повец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк. Цент­ры передельной металлургии: Москва, Санкт-Пе­тербург, Ижевск, Златоуст, Комсомольск-на-Амуре. Центры цветной металлургии: Монче­горск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, Орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск. Центры химико-лесного комплекса: Архан­гельск, Сыктывкар, Соликамск, Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсо­мольск-на-Амуре.

Инфраструктурный комплекс. Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петро­павловск-Камчатский. Железнодорожные маги­страли: Транссибирская, БАМ.

Тема «География крупных регионов России»

Европейский Север. Зали­вы: Кандалакшский, Онежская губа. Полуостро­ва: Рыбачий, Канин, Кольский. Острова: Соло­вецкие, Кижи, Валаам, Колгуев, Вайгач. Возвы­шенности: Тиманский кряж, Северные Увалы. Горы: Хибины. Низменность: Печорская. Реки: Северная Двина, Печора, Онега, Мезень. Озера: Имандра. Беломорско-Балтийский канал. Запо­ведники: Кандалакшский, Лапландский. Печор­ский угольный бассейн. Месторождения: апати­тов, руд черных и цветных металлов Кольского полуострова и Карелии. Города: Мурманск, Ар­хангельск, Мончегорск, Кандалакша, Черепо­вец, Воркута; Кислогубская ПЭС, Кольская АЭС.

Центральная Россия. Заливы: Финский. Окско-Донская равнина. Возвышенности: Сред­нерусская, Валдайская. Низменности: Окско-Донская, Мещерская. Реки: Дон, Ока, Вятка, Кама, Нева. Озера: Ладожское, Онежское, Чуд­ское, Псковское, Ильмень, Селигер. Водохрани­лища: Рыбинское, Горьковское. Каналы: Волго-Балтийский, им. Москвы (Москва — Волга). За­поведники: Дарвинский, Приокско-Террасный. КМА. Города: Москва и подмосковные города науки (Пущино, Дубна, Троицк), Санкт-Петер­бург, Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк.

Поволжье. Возвышенности: Приволжская. Низменности: Прикаспийская. Реки: Волга, Дон. Озера: Эльтон, Баскунчак. Водохранилища: Куйбышевское, Волгоградское, Цимлянское. Ка­нал: Волго-Донской. Заповедники и националь­ные парки: Астраханский, национальный парк Самарская Лука. Месторождения солей: Баскун­чак. Города: Казань, Самара, Ульяновск, Сара­тов, Волгоград, Астрахань, Пенза.

Юг европейской части России. Проливы: Керченский. Полуострова: Таманский. Возвы­шенности: Ставропольская. Горы: Большой Кав­каз, гора Казбек, гора Эльбрус. Низменности: Прикубанская, Терско-Кумская, Кумо-Маныч-ская впадина. Реки: Кубань, Кума, Терек. Запо­ведники: Тебердинский. Месторождения цвет­ных металлов Большого Кавказа. Города: Рос­тов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Красно­дар, Сочи, Анапа, Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск.

Урал. Пай-Хой, Полярный Урал, Приполяр­ный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Юж­ный Урал. Горы: Народная, Ямантау, Магнит­ная, Качканар. Реки: Печора, Кама, Урал, Бе­лая, Чусовая, Северная Сосьва, Тура, Исеть. Заповедники: Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский. Города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Магнитогорск, Соли­камск, Березники, Краснотурьинск, Салават, Орск, Медногорск, Златоуст, Миасс, Соль-Илецк.

Западная Сибирь. Заливы: Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский. Полуострова: Ямал, Гыданский. Горы: Алтай (гора Белуха), Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный Саян. Возвышенности: Сибирские Увалы. Равни­ны: Ишимская, Барабинская. Котловины: Куз­нецкая. Реки: Обь, Бия, Катунь, Иртыш, Тобол, Ишим, Пур, Таз. Озера: Кулундинское, Телец-кое. Месторождения: Западно-Сибирский нефте­газоносный бассейн, Кузнецкий каменноуголь­ный бассейн; железные руды Горной Шории, цветные и редкие металлы Алтая. Заповедники: Алтайский. Сургутская ТЭС. Города: Новоси­бирск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Нижневар­товск, Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Барнаул. Технополисы: Томск, Новосибирск, Омск. Нефтяные концерны: «Лукойл», «Сургут­нефтегаз».

Восточная Сибирь. Енисейский залив. По­луостров Таймыр. Острова: Северная Земля. Воз­вышенности: Среднесибирское плоскогорье, пла­то Путорана. Горы: Бырранга, Енисейский Восточный Саян, Становое нагорье, Ал­данское нагорье, Витимское плоскогорье, Стано­вой хребет. Низменности: Северо-Сибирская. Котловины: Минусинская, Тувинская. Реки: Енисей, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгу­ска, Хатанга, Ангара, Селенга, Алдан, Шилка, Аргунь. Озера: Байкал, Таймыр. Заповедники: Таймырский, Баргузинский, Кодаро-Чарский. Месторождения: Тунгусский, Таймырский, Ми­нусинский, Южно-Якутский каменноугольные бассейны; железные руды Хакасии, Забайкалья; Удоканское месторождение меди, цветные и ред­кие металлы Путорана и гор Забайкалья. Транс­сибирская магистраль, БАМ (Большой и Ма­лый). Города: Диксон, Дудинка, Норильск, Ха­танга, Красноярск, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск, Ангарск.

Дальний Восток. Проливы: Берингов, Та­тарский, Лаперуза, Кунаширский. Заливы: Пен-жинская губа, Петра Великого. Острова: Новоси­бирские, Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин. Полуострова: Чукотский, Камчатка. Горы: Верхоянский хребет, хребет Черского, Яно-Оймяконское нагорье, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, вулкан Ключевская Сопка, вулкан Авачинская Сопка. Равнины: Зей-ско-Буреинская, Центральноякутская; Яно-Ин-дигирская, Колымская, Среднеамурская низмен­ности. Реки: Вилюй, Алдан, Оленек, Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Амур, Зея, Уссури, Кам­чатка, Анадырь. Водохранилища: Вилюйское, Зейское. Озера: Ханка. Заповедники: Усть-Лен-ский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневос­точный морской, Кедровая Падь. Бассейны буро-и каменноугольные: Ленский, Зырянский, Ниж-незейский. Нефтегазоносные бассейны: Охот­ский (остров Сахалин и шельф). Месторождения цветных металлов: Северо-Восток Сибири, золо­тые прииски: Алдан и Бодайбо. Амуро-Якутская магистраль. Города: Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск, Анадырь, Магадан, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчат­ский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хаба­ровск, Уссурийск.
Формы и средства контроля
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по географии являются устный опрос, практические работы, тематические зачеты. К письменным формам контроля относятся: топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая, тематическая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, тематическая по завершении темы (раздела) в форме зачета или тестирования. Проверочные работы выполняются в тетради для практических работ. Для тематической проверки знаний учащиеся готовят сообщения, презентации, творческие работы или наглядные пособия по изученной теме. Итоговая проверка знаний возможна в форме промежуточной аттестации по предмету (экзамен по биологии) в случае выбора учащимися класса. В течение учебного года для наблюдения за динамикой запланированы следующие виды контроля: стартовый, промежуточный и итоговый.
Учебно – методические средства
«География. Землеведение. 6 класс»

1. В. П. Дронов. География. Землеведение 6 класс – М.: Дрофа, 2008.

2. В. П. Дронов. География. Землеведение. Рабочая тетрадь к учебнику Землеведение 6 класс – М.: Дрофа, 2008.

3. Атлас. Землеведение. 6 класс.

4. Контурные карты. 6 класс – М.: Дрофа, 2008.

«География материков и океанов. 7 класс»

1. География материков и океанов. 7 класс. Учебник (авторы В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев).

2. География материков и океанов. 7 класс. Методическое пособие (авторы В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев).

3. География материков и океанов. 7 класс. Рабочая тетрадь (автор И.В. Душина).



«География России. Природа. 8 класс»

1. География России. Природа. 8 класс. Учебник (автор И.И. Баринова).

2. География России. Природа. 8 - 9 классы. Методическое пособие (авторы И.И. Баринова, В.Я. Ром).

3. География России. Природа. 8 класс. Рабочая тетрадь (автор И.И. Баринова).



«География России. Население и хозяйство. 9 класс»

1. География России. Население и хозяйство. 9 класс. Учебник (авторы В.П. Дронов, В.Я. Ром).

2. География России. Население и хозяйство. 8 - 9 классы. Методическое пособие (авторы И.И. Баринова, В.Я. Ром).

3. География России. Население и хозяйство. 9 класс. Рабочая тетрадь (автор В.П. Дронов).





Коьрта
Контакты

    Главная страница


Пояснительная записка Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии