• Пояснительная записка
  • П ланируемые результаты освоения учебного предмета
  • Содержание учебного предмета



  • страница1/2
    Дата29.01.2019
    Размер1.29 Mb.
    ТипПояснительная записка

    Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Литературное чтение»


      1   2



    Пояснительная записка
    Рабочая программа предмета «Литературное чтение», разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и является частью основной общеобразовательной программы начального общего образования МКОУ Витинская ОШ (далее ООП НОО МКОУ Витинская ОШ). Содержание рабочей программы разработано так же с учетом примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования (fgosreestr.ru), содержания учебников УМК «Школа России» В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, Л.А. Виноградской «Литературное чтение».

    В соответствии с учебным планом ООП НОО МКОУ Витинская ОШ учебный предмет «Литературное чтение» реализуется по 4 часа в неделю в 1-4 классах, за счет часов обязательной предметной области «Русский язык и литературное чтение». Общий объём учебного времени в 1 классе - 132 ч (из них: на обучение грамоте: 92 часа, литературное чтение- 40 часов), в 2-4 классах по 136 ч. Всего на изучение литературного чтения отводится 540 ч.

    Предмет «Литературное чтение» в начальном общем образовании изучается с целью:

    — овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

    — развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

    — обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.


    Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

    • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоциональ­но откликаться на прочитанное;

    • учить детей чувствовать и понимать образный язык худо­жественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

    • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздаю­щее воображение учащихся, и особенно — ассоциативное мыш­ление;

    • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетиче­ский опыт слушания произведений изящной словесности, воспи­тывать художественный вкус;

    • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

    • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

    • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

    • обеспечивать развитие речи школьников и активно фор­мировать навык чтения и речевые умения;

    • работать с различными типами текстов;

    • создавать условия для формирования потребности в само­стоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность.

    «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

    Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения; произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные).

    Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений; включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов

    Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

    Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

    Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

    Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

    Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

    Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произ­ведения и сопереживать ему.

    Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выра­жений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
    Планируемые результаты освоения учебного предмета


    1 класс

    Личностные результаты

    У обучающегося будут сформированы:



    • внутренняя позиция школьника на уровне положитель­ного отношения к школе, ориентации на содержательные мо­менты школьной действительности и принятия образца «хо­рошего ученика»;

    • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

    • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

    • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения.

    Обучающийся получит возможность для формирования:

    • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.

    Метапредметные результаты:

    Познавательные

    Обучающийся научится:



    • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

    • осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

    • осуществлять синтез как составление целого из частей;

    • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • создавать и преобразовывать модели и схемы для ре­шения задач.

    Регулятивные

    Обучающийся научится:



    • принимать и сохранять учебную задачу;

    • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

    • осуществлять пошаговый контроль по ре­зультату (в случае работы в интерактивной среде пользовать­ся реакцией среды решения задачи).

    Обучающийся получит возможность научиться

    • адекватно воспринимать предложения и оценку учите­лей, товарищей, родителей и других людей.

    Коммуникативные

    Обучающийся научится:



    • использовать адекватно коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

    • договариваться и приходить к общему решению в со­вместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    • задавать вопросы;

    • использовать речь для регуляции своего действия.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

    • использовать адекватно речь для планирования и ре­гуляции своей деятельности.

    Предметные результаты

    Обучающийся научится:



    • читать дидактический текст, учитывая особенности «взрослого» чтения: выделение голосом ключевых слов и соблюдение пауз между смысловыми отрезками речи;

    • передавать при чтении интонационные особенности произведения: тон, темп, ритм, определяющие особенности его настроения при передаче чувств автора;

    • читать выразительно небольшие по объему художественные тексты, интонировать наизусть игровые стихи;

    • определять настроение (тональность) художественного произведения;

    • отличать прямое и переносное значение слова;

    • отвечать на вопросы к текстам;

    • читать вслух незнакомый несложный текст целыми словами, ориентируясь на ключевые слова, знаки препинания (темп чтения на конец 1 класса – не менее 40 слов в минуту).

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • формулировать тему и главную мысль прочитанного текста;

    • высказывать гипотезы при исследовании «смыслов» текста;

    • оценивать чтение других и собственное чтение в соответствии с критериями выразительного чтения;

    • соблюдать законы русской речи и этикетные нормы в ситуации общения между собеседниками.

    • выполнять творческие задания по тексту литературного произведения: придумать продолжение истории, подобрать или создать самому иллюстрацию по произведению.

    • различать поэтическую и прозаическую формы текста.

    2 класс
    Личностные результаты

    У обучающегося будут сформированы:


    • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

    • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

    • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

    • установка на здоровый образ жизни;

    • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения.

    Обучающийся получит возможность для формирования:

    • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия .

    Метапредметные результаты:

    Познавательные

    Обучающийся научится:



    • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

    • осуществлять синтез как составление целого из частей;

    • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

    • устанавливать причинно-следственные связи в изучае­мом круге явлений;

    • владеть рядом общих приёмов решения задач.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

    произвольно владеть общими приёмами решения задач.

    Регулятивные

    Обучающийся научится:



    • принимать и сохранять учебную задачу;

    • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

    • осуществлять пошаговый контроль по ре­зультату (в случае работы в интерактивной среде пользовать­ся реакцией среды решения задачи);

    • адекватно воспринимать предложения и оценку учите­лей, товарищей, родителей и других людей.

    Обучающийся получит возможность научиться

    • планировать свои действия в соответствии с поставлен­ной задачей и условиями её реализации, в том числе во внут­реннем плане;

    • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

    • осуществлять итоговый контроль по ре­зультату (в случае работы в интерактивной среде пользовать­ся реакцией среды решения задачи);

    • оценивать правильность выполнения действия на уров­не адекватной ретроспективной оценки соответствия резуль­татов требованиям данной задачи и задачной области;

    • различать способ и результат действия.

    Коммуникативные

    Обучающийся научится:



    • договариваться и приходить к общему решению в со­вместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    • использовать адекватно коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,

    • строить понятные для партнёра высказывания, учитыва­ющие, что партнёр знает и видит, а что нет;

    • допускать возможность существования у людей различ­ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

    • формулировать собственное мнение и позицию;

    • контролировать действия партнёра.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

    • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

    • использовать адекватно речь для планирования и ре­гуляции своей деятельности.

    Предметные результаты

    Обучающийся научится:



    • формулировать тему и главную мысль прочитанного текста;

    • пояснять смысл прочитанного текста согласно тем учебным задачам, которые ставятся на уроке;

    • читать выразительно поэтические тексты (лирические и игровые диалогового характера) и сказки;

    • рассказывать сказку близко к тексту, выражать в рассказе свою читательскую позицию по отношению к ее героям и событиям;

    • читать вслух незнакомый текст целыми словами, ориентируясь на ключевые слова, знаки препинания (темп чтения на конец 2 класса – не менее 65 слов в минуту);

    • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.

    • выделять особенности игрового, юмористического текста;

    • различать виды сказок: русские народные (волшебные, о животных, бытовые) и авторские;

    • выделять особенности сюжета русских народных сказок; особенности построения русской народной волшебной сказки.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • выявлять и понимать иносказание в сказке и притче;

    • оценивать критически свое чтение и чтение других в соответствии с выбранными критериями выразительного чтения;

    • находить книгу по библиографическим данным (автор, заглавие, титульный лист);

    • понимать и составлять «партитуру» поэтического текста.

    • сочинять сказку по составленной модели;

    • создавать иллюстрации к литературному произведению;

    • читать произведение по ролям;

    • работать в группе, создавая инсценировки небольших произведений;

    • придумывать продолжение истории.

    • различать жанры: сказки, притчи, волшебной истории, пословицы;

    • выявлять общие и отличительные черты между жанрами.

    3 класс

    Личностные результаты

    У обучающегося будут сформированы:



    • ориентация на понимание причин успеха в учебной де­ятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль ре­зультата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

    • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастнос­ти и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

    • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной куль­турой.

    • установка на здоровый образ жизни;

    • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения.

    Обучающийся получит возможность для формирования:

    • положительной адекватной дифференцированной са­мооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

    Метапредметные результаты:

    Познавательные

    Обучающийся научится:



    • выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов), основам смыслового восприятия художественных и по­знавательных текстов;

    • осуществлять синтез как составление целого из частей;

    • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

    • устанавливать причинно-следственные связи в изучае­мом круге явлений;

    • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

    • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведе­ние общности для целого ряда или класса единичных объек­тов на основе выделения сущностной связи;

    • осуществлять подведение пол понятие на основе распо­знавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

    • устанавливать аналогии.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • создавать и преобразовывать модели и схемы для ре­шения задач;

    • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    • осуществлять синтез как составление целого из час­тей, самостоятельно достраивая и восполняя недостаю­щие компоненты;

    • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для ука­занных логических операций;

    • строить логическое рассуждение, включающее уста­новление причинно-следственных связей;

    • владеть общими приёмами решения задач произвольно и осознанно.

    Регулятивные

    Обучающийся научится:



    • принимать и сохранять учебную задачу;

    • планировать свои действия в соответствии с поставлен­ной задачей и условиями её реализации, в том числе во внут­реннем плане;

    • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

    • осуществлять итоговый контроль по ре­зультату (в случае работы в интерактивной среде пользовать­ся реакцией среды решения задачи);

    • оценивать правильность выполнения действия на уров­не адекватной ретроспективной оценки соответствия резуль­татов требованиям данной задачи и задачной области;

    • различать способ и результат действия;

    • воспринимать адекватно предложения и оценку учите­лей, товарищей, родителей и других людей.

    Обучающийся получит возможность научиться

    • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

    • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

    Коммуникативные

    Обучающийся научится:



    • договариваться и приходить к общему решению в со­вместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    • строить понятные для партнёра высказывания, учитыва­ющие, что партнёр знает и видит, а что нет;

    • использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой,

    • ориентироваться на позицию партнёра в об­щении и взаимодействии;

    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    • формулировать собственное мнение и позицию;

    • использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • учитывать и координировать в сотрудничестве по­зиции других людей, отличные от собственной;

    • учитывать разные мнения и интересы и обосновы­вать собственную позицию;

    • понимать относительность мнений и подходов к ре­шению проблемы;

    • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

    • использовать речь для планирования и ре­гуляции своей деятельности;

    • использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

    Предметные результаты

    Обучающийся научится:



    • читать выразительно эпическое и лирическое художественное произведения, предъявляя в чтении читательскую и авторскую позиции;

    • выявлять внутренний мир героев в оценке рассказчика в эпическом произведении, настроение лирического героя в лирическом произведении;

    • выявлять роль заглавия произведения, портрета, пейзажа, интерьера в выражении авторской позиции;

    • читать вслух незнакомый текст (художественный и нехудожественный, поэтический и прозаический) целыми словами, опираясь на ключевые слова, знаки препинания (темп чтения на конец 3 класса – не менее 75 слов в минуту);

    • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

    • выявлять в тексте изобразительные средства выражения авторской позиции в тексте (сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, звукопись).

    • читать по ролям литературное произведение;

    • создавать текст собственного сочинения (в жанре послания, миниатюры, рассуждения, текста-описания) согласно авторскому замыслу с использованием выразительных средств;

    • подбирать заголовок к тексту;

    • определять жанры: рассказ, повесть, миниатюра, сказка, басня, стихотворение, послание;

    • различать в тексте изобразительные средства выражения авторской позиции в тексте (сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, звукопись);

    • различать художественные и нехудожественные тексты, эпические и прозаические, тексты описательного и повествовательного характера.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • оценивать свое чтение и чтение других по критериям;

    • составлять план текста;

    • выбирать тексты для самостоятельного чтения согласно своим читательским интересам;

    • определять выбор изобразительных средств в зависимости от замысла создаваемого текста;

    • различать виды и особенности детских периодических изданий (газета, журнал).

    • ставить перед собой творческие задачи перед созданием текста собственного сочинения;

    • определять критерии творческих работ.

    • различать способы построения текста (рассказ от имени героя-рассказчика, от имени героя-повествователя, диалог);

    • выявлять тексты одной тематики; одинаковой (различной) жанровой специфики; одинаковой (различной) авторской принадлежности;

    • создавать модели жанров послания, сказки и изобразительных средств.

    4 класс


    Личностные результаты

    У выпускника будут сформированы:



    • способность к самооценке на основе критериев успеш­ности учебной деятельности;

    • дифференциация моральных и конвенциональ­ных норм,

    • установка на здоровый образ жизни;

    • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения.

    Выпускник получит возможность для формирования:

    • внутренней позиции обучающегося на уровне положи­тельного отношения к образовательному учреждению;

    • по­нимания необходимости учения, выраженной устойчивой учебно-познавательной мо­тивации учения;

    • устойчивого учебно-познавательного интереса к но­вым общим способам решения задач;

    • адекватного понимания причин успешности и неуспешности учебной деятельности;

    • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

    • морального сознания ;

    • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу челове­ческой жизни.


    Метапредметные результаты:

    Познавательные

    Выпускник научится:



    • осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной лите­ратуры, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

    • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информа­ции об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по­мощью инструментов ИКТ;

    • готовить сообщения в устной и письменной форме;

    • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

    • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

    • устанавливать причинно-следственные связи в изучае­мом круге явлений;

    • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

    • осуществлять подведение пол понятие на основе распо­знавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

    • устанавливать аналогии.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • по­нимать необходимость учения, внутреннюю позицию обучающегося на уровне положи­тельного отношения к образовательному учреждению;

    • проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к но­вым общим способам решения задач;

    • понимать адекватно причины успешности и неуспешности учебной деятельности;

    • осуществлять компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

    • быть способным к решению моральных дилемм на основе учё­та позиций партнёров в общении, ориентации на их мо­тивы и чувства, устойчивое следование в поведении мо­ральным нормам и этическим требованиям;

    • осознавать устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу челове­ческой жизни.

    Регулятивные

    Выпускник научится:



    • принимать и сохранять учебную задачу;

    • планировать свои действия в соответствии с поставлен­ной задачей и условиями её реализации, в том числе во внут­реннем плане;

    • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

    • осуществлять итоговый контроль по ре­зультату (в случае работы в интерактивной среде пользовать­ся реакцией среды решения задачи);

    • оценивать правильность выполнения действия на уров­не адекватной ретроспективной оценки соответствия резуль­татов требованиям данной задачи и задачной области;

    • воспринимать адекватно предложения и оценку учите­лей, товарищей, родителей и других людей;

    • различать способ и результат действия;

    • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделан­ных ошибок, использовать предложения и оценки для созда­ния нового, более совершенного результата, использовать за­пись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов ре­шения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

    • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

    Выпускник получит возможность научиться

    • преобразовывать практическую задачу в познава­тельную;

    • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

    • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуаль­ный контроль на уровне произвольного внимания;

    • оценивать самостоятельно адекватно правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

    Коммуникативные

    Выпускник научится:



    • договариваться и приходить к общему решению в со­вместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    • владеть диа­логической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

    • строить понятные для партнёра высказывания, учитыва­ющие, что партнёр знает и видит, а что нет;

    • использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    • формулировать собственное мнение и позицию.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

    • учитывать и координировать в сотрудничестве по­зиции других людей, отличные от собственной;

    • учитывать разные мнения и интересы и обосновы­вать собственную позицию;

    • передавать партнёру необходи­мую информацию как ориентир для построения действия с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно;

    • использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

    • понимать относительность мнений и подходов к ре­шению проблемы;

    • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.


    Предметные результаты

    Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

    Выпускник научится:



    • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

    • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно- популярный, учебный справочный), определять главную мысль и героев произведения; основные события и устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);

    • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

    • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт;

    • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

    • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

    • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

    • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

    • ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

    • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно- следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора (без использования терминологии)), определяющие отношение автора к герою, событию;

    • использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую; объяснять их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;

    • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно- популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);

    • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение;

    • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

    • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, словарями и справочной литературой.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • воспринимать художественную литературу как вид искусства;

    • предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

    • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

    • выделять не только главную, но и избыточную информацию;

    • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

    • определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;

    • отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;

    • доказывать и подтверждать фактами собственное суждение;

    • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

    • высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста;

    • делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования;

    • писать отзыв о прочитанной книге;

    • работать с тематическим каталогом;

    • работать с детской периодикой.

    Раздел «Творческая деятельность»

    Выпускник научится:


    • читать по ролям литературное произведение;

    • использовать различные способы работы с деформированным текстом (восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи, этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);

    • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

    • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

    • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

    • создавать собственный текст.

    Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

    Выпускник научится:


    • сравнивать, сопоставлять делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два‑три существенных признака;

    • отличать прозаический текст от поэтического;

    • распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

    Выпускник получит возможность научиться:

    • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных видов текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора (без использования терминологии));

    • определять позиции героев и автора художественного текста;

    • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).


    Содержание учебного предмета
    1 класс

    Виды речевой и читательской деятельности

    Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по художественному произведению.



    Чтение

    Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей текстов, передача их с помощью интонирования.

    Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Умение находить в тексте необходимую информацию.

    Работа с разными видами текста. Особенности фольклорного текста.

    Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

    Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение иллюстративно­изобразительных материалов.

    Библиографическая культура. Книга как особый вид
    искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, иллюстрации. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями.

    Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.



    Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Самостоятельное воспроизведение текста, рассказ по иллюстрациям, пересказ.

    Характеристика героя произведения с использованием художественно­выразительных средств данного текста. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.



    Работа с учебными, научно­популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

    Говорение (культура речевого общения)

    Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Использование норм речевого этикета


    в условиях внеучебного общения.

    Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности).

    Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.



    Круг детского чтения

    Произведения устного народного творчества. Произведения классиков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

    Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

    Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

    Прозаическая и стихотворная речь. Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

    Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение
    основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Литературная (авторская) сказка.

    Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.



    Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

    Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; устное словесное рисование, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий).

    2 класс

    Виды речевой и читательской деятельности

    Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.



    Чтение

    Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

    Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Умение находить в тексте необходимую информацию.

    Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественный, учебный, научно­популярный — и их сравнение.

    Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

    Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

    Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно­изобразительных материалов.

    Библиографическая культура. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно­иллюстративный материал).
    Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

    Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.



    Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

    Характеристика героя произведения с использованием художественно­выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

    Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

    Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).



    Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

    Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).

    Работа с учебными, научно­популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно­популярного текстов (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

    Говорение (культура речевого общения)

    Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно­познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.



    Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

    Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно­популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из


    повседневной жизни, от художественного произведения, произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).

    Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.



    Письмо (культура письменной речи)

    Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини­сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.



    Круг детского чтения

    Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

    Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно­популярная, справочно­энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

    Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.



    Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

    Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений.

    Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

    Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

    Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

    Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

    Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

    Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

    Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно­следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.


    3 класс

    Виды речевой и читательской деятельности

    Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.



    Чтение

    Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

    Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

    Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественный, учебный, научно­популярный — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

    Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

    Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

    Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно­изобразительных материалов.

    Библиографическая культура. Книга как особый вид
    искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно­иллюстративный материал).

    Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

    Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

    Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.



    Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

    Характеристика героя произведения с использованием художественно­выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

    Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

    Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).



    Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

    Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

    Работа с учебными, научно­популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно­популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно­следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

    Говорение (культура речевого общения)

    Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно­познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.



    Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

    Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно­популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из


    повседневной жизни, от художественного произведения, произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания.

    Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.



    Письмо (культура письменной речи)

    Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини­сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.



    Круг детского чтения

    Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

    Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно­популярная, справочно­энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

    Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.



    Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

    Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

    Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

    Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

    Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

    Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

    Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

    Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

    Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

    Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно­следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.


    4 класс

    Виды речевой и читательской деятельности

    Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.



    Чтение

    Чтение вслух. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

    Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

    Работа с разными видами текста.



    Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

    Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно­изобразительных материалов.

    Библиографическая культура. Книга как особый вид
    искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно­иллюстративный материал).

    Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

    Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

    Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.



    Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

    Характеристика героя произведения с использованием художественно­выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

    Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

    Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).



    Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

    Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

    Работа с учебными, научно­популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно­популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно­следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

    Говорение (культура речевого общения)

    Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно­познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.



    Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

    Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно­популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из


    повседневной жизни, от художественного произведения, произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания.

    Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.



    Письмо (культура письменной речи)

    Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини­сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.



    Круг детского чтения

    Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

    Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно­популярная, справочно­энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

    Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.



    Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

    Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

    Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

    Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

    Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

    Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

    Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.



    Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

    Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно­следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.


      1   2

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Литературное чтение»