• Учебно – тематический план
  • Программа курса: Введение: 1 час
  • Тема 2. Свободомыслие и атеизм: критика религии. 2 часа
  • Тема3. Свобода совести: история становления. 2 ч
  • Древние и современные национально-государственные религии Тема 4. Религии Древнего Египта. 1 час
  • Тема 5. Зороастризм – религия Древнего Ирана.
  • Тема 6. Религия Древней Греции.
  • Тема 7. Религия Древнего Рима
  • Тема 9. Конфуцианство- религия Китая. 2 часа.
  • Тема 10. Синтоизм – религия Японии. 1 час
  • Тема 12. Религия древних славян. 2 часа
  • Мировые религии Тема 13. Буддизм. 2 часа
  • Тема 14. Христианство.3 часа
  • Тема 16. История церкви в России.
  • Заключительное занятие. 2 часа
  • Календарно – тематический план
  • Используемая литература для учителя
  • Используемая литература для учащихся

  • Скачать 139.93 Kb.


    Дата30.09.2017
    Размер139.93 Kb.
    ТипПояснительная записка

    Скачать 139.93 Kb.

    Пояснительная записка Стремление человека к познанию Вселенной, общества, самого себя, отдельных явлений неиссякаемо и вечно



    c:\users\b215~1\appdata\local\temp\rar.593\история религий.jpg

    Пояснительная записка

    Стремление человека к познанию Вселенной, общества, самого себя, отдельных явлений неиссякаемо и вечно.

    Есть знания, которые необходимы специалисту для успешной деятельности в своей области. Но есть и такие, освоение которых важно для становления каждого человека как личности для формирования его духовой культуры. К таким отраслям знания относится и религоведение.

    С перестроечных годов в СССР, а затем в РФ после долгих лет преследования религии в политике государства и общественном сознании происходит перехлест в сторону возвеличивания роли религии в жизни общества. Тому есть причины: падение авторитета атеистической идеологии марксизма-ленинизма; возвращение религиозных традиций в повседневную жизнь общества; стремление человека найти себе духовный компас в этом бурно меняющемся мире, и, действительно, выросшая роль религии в современном непредсказуемом мире с его глобальными проблемами.

    Поэтому курс призван помочь учащимся разобраться в перипетиях религиозно-атеистических отношений и в сложностях их учений в исторической перспективе.



    Цель курса – расширить содержание базисного курса истории, т.к изучение религии по основной программе дается на минимальном образовательном уровне.

    Курс носит информативно-познавательный характер, способствует удовлетворению познавательных интересов учащихся в области религоведения.



    Задачи учителя истории, читающего элективный курс по религоведению:

    • Создать у учащихся знания об истории развития религиозных представлений и учений разных народов с древности до настоящего времени, а также о существующих мировоззренческих представлениях, основанных на неверии в Бога, которые в науке называются свободомыслием и атеизмом;

    • Ученики должны знать, что РФ – светское государство, значит государство и школа отделены от религии. А права верующих и неверующих в нашей стране гарантируются Конституцией.

    • Подача материала должна быт максимально объективна, никакой пропаганды;

    • Знания актуализируются, должна быть представлена картина современного многоконфессионального мира с особенностями взаимоотношений государства и религиозными организациями в них.

    • Курс должен способствовать свободному самоопределению молодежи в мировоззренческих позициях;

    Элективный курс рассчитан на 34 часа.

    Задачи курса:

    • Способствовать воспитанию уважения ко всем религиозным вероучениям, признанию права человека быть верующим или атеистом;

    • Способствовать формированию знаний как об истории развития религиозных представлений и учений разных народов с древности до настоящего времени, так и знаний, основанных на неверии в Бога, которые в науке называются свободомыслием и атеизмом;

    • Способствовать формированию культуры работы с историческим материалом, выступлений на семинарах и диспутах;

    • Формировать умения обобщать, делать выводы, аргументировать выбранные позиции и отстаивать их;

    • Формировать умения временного и пространственного анализа, их актуализации;

    • Формировать навыки развития общеучебных умений: писать эссе, составлять тексты.

    В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

    • Самостоятельный поиск информации п предложенной тематике, ее анализ и отбор необходимых текстов;

    • Представление своих выступлений на семинарах, диспутах, в виде эссе;

    • Анализ, сравнительный анализ вероучений, точек зрения на религию и атеизм


    Учебно – тематический план


    Наименование тем

    Всего часов

    В том числе

    Формы контроля

    лекции

    практика

    семинары

    Введение

    1

    1







    Конспект план

    Тема1. Религия как божественное явление и общественный феномен

    2

    0,5

    0,5

    1

    Эссе, проблемные задания

    Тема2. Свободомыслие, атеизм: критика религии

    2

    0,5

    0,5

    1

    Эссе, проблемные задания

    Тема3. Свобода совести: история становления

    2

    0,5

    0,5

    1

    Эссе, проблемные задания

    Древние и современные национально-государственные религии

    Тема 4. Религия Древнего Египта

    1

    0.5

    0,5




    Проблемные задания, тесты, анализ

    Тема 5. Зороастризм – религия Древнего Ирана

    2

    0,5




    1,5

    Выступление на семинаре, анализ, обобщение

    Тема 6.

    Религия Древней Греции



    1

    0.5

    0,5




    Проблемные задания, тесты, анализ

    Тема 7.

    Религия Древнего Рима



    1

    0,5

    0,5




    Сравнительный анализ религий Д.Греции и Д.Рима

    Тема 8.

    Индуизм- религия Индии



    2

    0,5

    0,5

    1

    Проблемные задания. Анализ

    Тема 9.

    Конфуцианство



    2

    0,5

    0.5

    1

    Выступления на семинаре, сравнительный анализ вероучений (индуизм)

    Тема 10. Синтоизм- религия Японии

    1

    0,5

    0,5




    Проблемные задания. сравнительный анализ вероучений (конфуцианство)

    Тема 11. Иудаизм – религия евреев

    2

    0,5

    0,5

    1

    Выступление на семинаре, анализ вероучений

    Тема 12. Религия древних славян

    2

    0,5




    1,5

    Выступление на семинаре, анализ. обобщение

    Мировые религии

    Тема13. Буддизм

    2

    0.5

    0.5

    1

    Выступление на семинаре, анализ.

    Тема 14. Христианство

    3

    1

    1

    1

    Научно-исследовательская работа

    Тема 15. Ислам

    3

    1

    1

    1

    Сравнительный анализ

    Тема 16. История церкви в России

    3

    0,5

    2

    1,5

    Составление хронологии, проблемные задания.

    Заключительное занятие

    2




    1

    1

    Выступление на семинаре, анализ, диспут, обобщение

    Итого:

    34

    9,5

    9,5

    15






    Программа курса:

    Введение: 1 час – Обзор программы курса. Цели, задачи, краткое содержание

    Тема 1. Религия как божественное явление и общественный феномен. 2 часа – религия с точки зрения богословия и науки. Причины возникновения религии. Формы религиозных верований. Религия как общественный феномен

    Тема 2. Свободомыслие и атеизм: критика религии. 2 часа – История свободомыслия в Древнем Египте, в Древней Греции и Рима, в Новое время. Марксистко-ленинский атеизм, в России.

    Тема3. Свобода совести: история становления. 2 ч

    Этапы становления свободы совести. Формирование представлений о свободе совести. Свобода совести в истории Отечества. Свобода совести в СССР и в современной России.


    Древние и современные национально-государственные религии

    Тема 4. Религии Древнего Египта. 1 час - Древнейшие местные культы и следы тотемизма. Объединение страны и общеегипетские боги. Земледельческие культы. Обожествление фараона. Погребальный культ. Пантеон. Магия. Жречество.

    Тема 5. Зороастризм – религия Древнего Ирана. 2 часа – Проблемы изучения зороастризма. Авеста – священная книга огнепоклонников. Боги зороастризма. Вероучение и культы зороастризма. Этическая сторона вероучения. Религия – философия-политика: их связь на примере зороастризма, философии Ницше и арийской теории Гитлера.

    Тема 6. Религия Древней Греции. 1 час. Следы тотемизма. Культы: промысловые. Погребальный, и семейно-родовой, аристократический культ героев, земледельческий, полисный. Прохождение общегреческого пантеона, элементы культа.

    Тема 7. Религия Древнего Рима. 1 час.

    Своеобразие религии Следы тотемизма. Культы: семейно-родовой, погребальный. Аграрные. Формы культа. Римский пантеон. Гадания. Храмы, жрецы. Заимствования. Культ императоров.



    Тема 8. Индуизм . 2часа. Возникновение индуизма. Религия единожды рожденных. Аккомодативный характер религии. Вера в перевоплощение. Карма. Учение о кастах. Современное состояние индуизма.

    Тема 9. Конфуцианство- религия Китая. 2 часа. – Кун-цзы и его учение. Конфуцианство как религия. Культ предков и отношение Конфуция к культу предков. Сущность конфуцианства. Китайский пантеон. Общая характеристика религии китайцев. Религия в современном Ките.

    Тема 10. Синтоизм – религия Японии. 1 час. – Древняя мифология. Синтоизм и буддизм. Синтоизм и буддизм после 1867 г. сущность синтоизма. Синтоистский культ.

    Тема 11. Иудаизм – религия еврее. 2 часа – Формирование религии древних евреев, ее особенности. Библия: Ветхий завет (Пятикнижие Моисея. Пророки, Писание). Принципы иудаизма. Синагога. Праздники. Течения в иудаизме. Еврейская вера и Холокост. Иудаизм и политика.

    Тема 12. Религия древних славян. 2 часа – особенность религии древних славян. Погребальный культ и семейно-родовой культ предков. Нечистые мертвецы. Древнеславянский пантеон. «Бог», «бес», «черт». Христианство и перерастание племенных культов в государственные. Знахарство и лечебная магия. Древнеславянский культ и его служители.

    Мировые религии

    Тема 13. Буддизм. 2 часа. – Вопрос о происхождения буддизма. Предания об основателях религии. Вероучение. Течения. Распространение буддизма. Современный буддизм-ламаизм. Буддизм в России.

    Тема 14. Христианство.3 часа - Исторические условия возникновения христианства. Евангелия как источники изучения образа Христа. Вопрос об историчности Иисуса Христа: точки зрения. Развитие культа. Таинства. Превращение христианства в господствующую религию Разделение на западную и восточную церкви (католицизм и православие). Особенности католического культа и православного. Церковная реформация, протестантизм. Особенности протестантского культа. Католицизм, православие. Протестантизм в современном мире. Критика христианства.

    Тема 15. Ислам. 3 часа. – Понятие «ислам» Мухаммед-основатель ислама и мусульманской общины. Мекка и Медина – святые места ислама. Коран и Сунна – священные книги мусульман. Догматика: основы веры, культы (5 столпов ислама) Молитвенное здание мусульман. Кааба - главное святилище ислама. Мусульманские праздники. Религиозно-нравственные установления ислама. Направления ислама. Ислам в современном мире. Панисламизм

    Тема 16. История церкви в России. 3 часа. Византия и Русь, ее крещение. Церковь в годы монголо-татарского ига. Образование патриаршества. Святейшего Синода. Миссионерская деятельность русской церкви за рубежом. Христианские секты в России. Церковь в СССР. Церковь в РФ.

    Заключительное занятие. 2 часа- 1. Семинар. Модели осуществления свободы совести в современном мире на примерах отдельных государств. 2. Диспут: «Возможно ли существование безрелигиозного общества»

    Календарно – тематический план



    Тема занятия

    Кол-во

    часов


    Дата

    По плану

    По факту

    1

    Введение

    1

    02.09




    2

    Религия как общественный феномен

    1

    09.09




    3

    Семинар «Современное религиоведение о причинах возникновения религии. Формы религиозных верований»

    1

    16.09




    4

    Обзор развития свободомыслия с древности до наших дней

    1

    23.09




    5

    От скептицизма к атеизму

    1

    30.09




    6

    Формирование и развитие представлений о свободе совести

    1

    07.10




    7

    Свобода совести в России

    1

    14.10




    8

    Религия Древнего Египта

    1

    21.10




    9

    Вероучение и культы зороастризма

    1

    28.10




    10

    Религия зороастризма, философия Ницше и арийская теория Гитлера – их связь.

    1

    12.11




    11

    Религия Древней Греции

    1

    19.11




    12

    Религия Древнего Рима

    1

    26.11




    13

    Историческое время и историческое пространство возникновения индуизма

    1

    03.12




    14

    Аккомодативный характер религии – особенность индуизма.

    1

    10.12




    15

    Историческое время и историческое пространство возникновения конфуцианства

    1

    15.12




    16

    Особенность и этическая сторона конфуцианства. Причины сохранения его влияния до сих пор

    1

    22.12




    17

    Синтоизм –религия Японии

    1

    14.01




    18

    Историческое время и историческое пространство возникновения иудаизма.

    1

    21.01




    19

    Иудаизм и политика: Холокост. Проблемы Палестины и Израиля.

    1

    28.01




    20

    Язычество древних славян

    1

    04.02




    21

    Пережитки язычества в современной России

    1

    11.02




    22

    Историческое время и историческое пространство возникновения буддизма

    1

    18.02




    23

    Особенности вероучения буддизма

    1

    25.02




    24

    Историческое время и историческое пространство возникновения христианства

    1

    03.03




    25

    Формирование догматики. Расколы в христианстве, его направления.

    1

    10.03




    26

    Христианство в современном мире

    1

    17.03




    27

    Историческое время и историческое пространство возникновения ислама

    1

    31.03




    28

    Особенности ислама. Культ. Расколы и секты в исламе.

    1

    07.04




    29

    Ислам в современном мире. Исламский фундаментализм: что он несет миру?

    1

    14.04




    30

    Русская церковь в X – XVIвв(от византийского подчинения к самостоятельности)

    1

    21.04




    31

    Огосударствление церкви (от Петра 1 до 1917)

    1

    28.04




    32

    Церковь в СССР и в РФ

    1

    05.05




    33

    Взаимоотношения церкви и государства в современном мире

    1

    12.05




    34

    Модели осуществления свободы совести в отдельных государствах в современном мире

    1

    19.05






    Используемая литература для учителя

    1. Конституция Российской Федерации.

    2. Конституция Республики Татарстан.

    3. Сальникова. И.В. «Свой» - «Чужой». А стоит ли делить?: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /И.В.Сальникова.- М.: Просвещение, 2010

    4. История религии./А.Ельчанинов, В.Эрн, П.Флоренский, С.Булгаков. – М.: Центр «Руник», 1991

    5. О предупреждении внедрения нетрадиционных религиозных объединений и культов деструктивной направленности в учебные заведения: Казань: РИЦ «Школа», 2000

    6. Из истории гуманистической мысли Востока: Хрестоматия для учащихся ст. кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1997

    7. Харисова Л.А. религия мира и добра: школьникам об исламе: Учеб. Пособие для факультативных занятий. – Казань: Магариф, 1999

    Используемая литература для учащихся

    1. Конституция Российской Федерации.

    2. Конституция Республики Татарстан.

    3. Сальникова. И.В. «Свой» - «Чужой». А стоит ли делить?: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /И.В.Сальникова.- М.: Просвещение, 2010

    4. Из истории гуманистической мысли Востока: Хрестоматия для учащихся ст. кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1997

    5. Харисова Л.А. религия мира и добра: школьникам об исламе: Учеб. Пособие для факультативных занятий. – Казань: Магариф, 1999

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Пояснительная записка Стремление человека к познанию Вселенной, общества, самого себя, отдельных явлений неиссякаемо и вечно

    Скачать 139.93 Kb.