• Записи фольклора «Предания старины родной»
  • Список литературы
  • СБОРНИК малых фольклорных жанров д. Минеево Уренского района Нижегородской области «Предания старины родной»
  • Составитель Ершова Александра 2017 г. д. Минеево Семейно-обрядовая поэзия. Песни



  • страница1/12
    Дата27.08.2018
    Размер5.28 Mb.
    ТипКонкурс

    Предания старины родной


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Минеевская основная общеобразовательная школа»

    Уренского муниципального района Нижегородской области

    Международный некоммерческий конкурс просветительно-творческих проектов учащихся

    «Жар-птица знаний - 2018»

    Предметная область: Русский язык



    Записи фольклора

    «Предания старины родной»

    Выполнила: Ершова Александра, ученица 6 класса

    МБОУ «Минеевская ООШ»

    Адрес школы:

    606800 Нижегородская обл,

    Уренский р-он, д.Минеево,

    ул. Школьная 10.

    Телефон школы 2-63-23

    Руководитель: Брыкова

    Людмила Николаевна,

    учитель русского языка и литературы

    МБОУ «Минеевской ООШ»

    Содержание

    Введение ……………………………………………………………..3-4

    1. «Своя земля и в горсти мила»: прошлое деревни Минеево ….4-5

    2. «Кто говорит, тот сеет; кто слушает, тот собирает»: встречи с жителями деревни …………………………………………………………..5-8

    Заключение ………………………………………………………….8-9

    Список литературы …………………………………………………10-10

    Приложение………………………………………………………….11- 47

    Введение


    Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего.

    М. Горький.

    Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думаю, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это взрослые должны передавать своим детям. Я считаю, что сейчас люди больше интересуются культурой Запада, думая, что своё родное изучено давным – давно и ничего интересного в этом нет. Может это и так. Но я считаю, что народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания человека. Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре, художественных промыслах, декоративно-прикладном искусстве. Я очень люблю родной Уренский край, свою деревню Минеево. Хочу, чтобы творчество моих земляков осталось в памяти людей, чтобы каждый молодой человек гордился тем, что он родился именно здесь. Актуальным, на мой взгляд, является вопрос о жанровом своеобразии фольклора деревни Минеево.

    Поэтому я поставила перед собой цель: поиск, запись и сохранение жанров устного народного творчества малой родины.

    Задачи:

    1. Познакомиться с прошлым деревни Минеево.



    2. Изучить жанры основных форм фольклора.

    3. Систематизировать собранный материал по устному народному творчеству жителей деревни.

    Я хочу привлечь внимание моих сверстников к людям старшего поколения, которые живут в нашей деревне. Эти мудрые люди могут многое рассказать молодёжи, поделиться жизненным опытом, знаниями, в том числе и фольклорными, поскольку многие из них являются «носителями» живой фольклорной традиции.

    Материалы своей фольклорной экспедиции я использовала при составлении сборника малых фольклорных жанров д. Минеево Уренского района Нижегородской области.



    1. «Своя земля и в горсти мила»: прошлое деревни Минеево

    Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой- славен своими памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря. В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие или колхозники.

    Меня давно интересовало прошлое моей деревни. В сельской и районной библиотеках я обнаружила любопытные сведения.

    Моя деревня Минеево появилась в середине XIX века. На этом месте были четыре помещичьи дачи. Первые поселенцы рубили лес, а когда от вырубки образовались поляны, занялись земледелием. Л. Половинкин в газете «Уренские вести» 1993 г. пишет: «Деревня Минеево образована в 1820-1825 годах крестьянами-переселенцами из варнавинских деревень вотчины помещицы Демидовой. В течение первого года переехали не менее семи-десяти крестьянских хозяйств. В архивных документах починок Минеево впервые упоминается в 1856 году, когда в нём насчитывалось уже 14 хозяйств (назван по имени старейшего из переселенцев деда Минея), 107 жителей. В конце 19 века построена часовня. «Станция Минеевка» появилась в 1914 году. В начале здесь была только будка мастера-обходчика железнодорожных путей, а затем построили две казармы.


    1. «Кто говорит, тот сеет; кто слушает, тот собирает»: встречи с жителями деревни

    С самых ранних лет я очень любила слушать и читать русские народные сказки. Я часто слышала, как говорили, что сказки, загадки, пословицы, поговорки передаются из «уст в уста». Они родились, и многие века существовали как устные произведения. Сочинялись они в народе и передавались устно, от человека к человеку. Обаяние народного творчества очень велико. Многие великие люди – замечательные писатели, поэты, художники, композиторы – находились под этим обаянием. Прикоснувшись к поэтическому творчеству народа в детстве, они на всю жизнь сохранили воспоминания о материнских песнях и бабушкиных сказках, страшных рассказах про лешего и домового, смешных небылицах и весёлых прибаутках. Впечатления от народного творчества они выразили в своих произведениях: стихах, романах, повестях, картинах, музыке. В чём же сила народного искусства? В чём секрет его обаяния?

    Я прочитала много различных сборников о фольклоре. Это «Русское народное поэтическое творчество» Т. М. Акимовой, «Русский фольклор» под редакцией В. П. Аникина, «Русские обрядовые песни» Ю. Г. Круглова, «Струны рокотаху: очерки о русском фольклоре» В. И. Калугина, «Русский советский фольклор» под редакцией К. Н. Феменкова, «О русском фольклоре» Э. В. Померанцевой, «Народные русские легенды» и «Народ–художник: миф, фольклор, литература» А. Н. Афанасьева, «Славянская мифология» Н. И. Костомарова, «Мифы и предания» К. А. Зурабова.

    Родное слово – это наш родной язык, великолепный, богатый, выразительный русский язык.

    Следующим моим шагом стали встречи с жителями деревни Минеево.

    Итак, в путь! Вперёд за новыми знаниями впечатлениями! Я посетила некоторых жителей деревни, которые, по моему мнению, знают много из народного творчества. Это Смирнова Елена Алексеевна, библиотекарь сельской библиотеки, Терехова Татьяна Александровна, социальный педагог, ныне - пенсионер, Новикова Татьяна Леонидовна, учитель математики, Ястребова Анна Александровна, пенсионер.

    Какая же деревня без частушек! Очень много частушек мне напели Смирнова Е.А. и Новикова Т.Л. Елена Алексеевна – это не только наш сельский библиотекарь, но собиратель и хранитель народного творчества. С её помощью я нашла так много интересного о своём родном крае, о мастерах, о творческих людях! Я записала около 40 частушек.

    Частушка – это песенный жанр, отклик на жизнь. Она всегда актуальна, состоит из 4 строк, написана хореем. Бывают разновидности частушек: лирические припевки, припляски, нескладухи, двустрочные страдания. Художественный принцип – весёлая игра со словом.

    Затем Новикова Т.Л. познакомила меня с семейно-обрядовой поэзией. Особенно понравилась песня «Ах, Урень, Урень!»


    Кто сочинил её – неизвестно, но Татьяна Леонидовна знает эту песенку от Ястребовой А.А. - своей мамы. Семейно-обрядовые песни относятся к лирическим песням. В них раскрывается внутренний мир человека: трагические и весёлые стороны жизни, проблемы семьи.

    Ястребова А.А. рассказала мне интересную сказку «Как прогнали нужду» и бывальщину «Кое-что про чёрта». Композиция сказки такова: присказка, зачин, основная часть, концовка. Сказки бывают бытовые, волшебные, о животных. Бывальщина- это небольшие рассказики о нечистой силе. Люди не понимали многого, мир для них был страшен.

    Главными героями были духи природы (леший, полевик, полудница, водяной, русалка), домашние силы (домовой, банник, овинник), злые духи (лихорадка, злыдни, кикимора, черти, колдуны, ведьма, покойник, вампир). Мне захотелось побольше узнать об этих духах. Я составила небольшой словарь.

    Самыми загадочными стали для меня заговоры, с которыми меня познакомила Терехова Т.А. она так много их знает! - Хорошо сдать экзамены, От страха, Чтобы быть с ягодой, От испуга, В дорогу, Перед ссорой или скандалом, От змей в лесу, От зубной боли, От кровотечения, Ото отёков, От сглаза, При рождении ребёнка, От ячменя, От грома и молнии, От семейной порчи, В гололёд, От страха, Чтобы муж не пил, Хорошо продать товар, Чтобы быть с ягодой.

    Я постаралась найти о заговорах как можно больше. Вот что я узнала. Заговоры – это очень древний архаический жанр. Значение имеет практическое. Самые древние – мерзебургские. Заговоры состоят из двух частей: эпического рассказа и магической формулы. Построены на аллитерации, связаны с колдовством. Произносились в определённой обстановке, особым голосом, требовали отсутствия посторонних. Структура заговоров – путешествие, центром этого путешествия был остров Буян. Болезни – это женщины (12 сестёр-лихорадок). Заканчиваются заговоры всегда закрепкой (Аминь).

    В заговорах и народной медицине видят не только проявление темных суеверий, с которыми необходимо вести борьбу, но и народные знания, народные философские воззрения, мифологические представления, поэтическое искусство.

    В настоящее время заговоры интересны в научном и художественном отношении как древнейший вид поэзии, поэтический памятник борьбы человека со всем враждебным и непонятным, что его окружало, и веры в то, что злые силы и недуги можно победить. В заговорах отражены представления о них как о необходимости в повседневной жизни: «против болезней», «чтобы муж жену любил», «от грому», «от порчи пищали», «о ворожбе для успешного торга» и т. д. Наиболее распространены и поныне заговоры «на любовь».

    Заключение

    Я рассмотрела лишь некоторые жанры русского фольклора, собрала материал у небольшой части жителей деревни, но и этого оказалось достаточно, чтобы создать небольшой сборник и сделать его доступным для всех жителей нашей деревни. Проведя большую работу, я пришла к выводу, что мне посчастливилось жить в замечательном уголке России, который называется деревня Минеево. Это щедрый край с богатой и интересной историей, изумительно-загадочной природой, давними народными традициями и замечательными людьми. Я совершила настоящее путешествие в прошлое моего края и убедилась в том, что мне действительно есть, чем гордиться, есть, что беречь и приумножать. Целью моей работы были поиск, запись и сохранение жанров устного народного творчества моей малой родины. Цель достигнута. Результаты работы показывают, что это тема довольно обширна, и я пришла к выводу, что в дальнейшем нужно продолжить работу по изучению и сохранению культурного наследия родного края, но желательно с командой единомышленников, которые, убеждена, найдутся.

    Произведения устного народного творчества являются великолепными образцами народной речи. Изучая фольклорные произведения, мы обогащаем своё знание родного языка, стараемся понять секреты словесной выразительности художественных произведений. Фольклорные произведения несут нам из глубины веков сведения о народной жизни: о том, что ели и пили наши предки, во что одевались, а также о том, как общались друг с другом, что ценили. Через фольклор и родное слово человек приобщается к истокам культуры, к её основам.

    Я искренне люблю свою малую родину – самую лучшую на свете!

    Список литературы

    1. Акимова Т. М. Русское народное поэтическое творчество.

    2. Аникина В. П. Русский фольклор.

    3. Афанасьев А. Н. Народные русские легенды. Народ–художник: миф, фольклор, литература.

    4. Грехнева Г.М. Фольклор и родное слово.

    5. Жуковская Р.И. Родной край.

    6. Зурабова К. А. Мифы и предания.

    7. Костомарова Н. И. Славянская мифология.

    8. Калугина В. И. Струны рокотаху: очерки о русском фольклоре.

    9. Круглова Ю. Г. Русские обрядовые песни.

    10. Померанцева Э. В. О русском фольклоре.

    11. Толстой Л. Н. Былины.

    12. Феменкова К. Н. Русский советский фольклор.

    13. Энциклопедия Урень-края. Сост. Киселёв В.М.



    Интернет – ресурсы

    1. http://dic.academic.ru/

    2. http://edu.convdocs.org/

    3. http://istorik.ucoz.com/

    4. http://knowledge.allbest.ru/

    5. http://www.licey.net/

    6. http://www.rosdiplom.ru/

    СБОРНИК

    малых фольклорных жанров д. Минеево

    Уренского района Нижегородской области

    «Предания старины родной»



    Составитель Ершова Александра

    2017 г.

    д. Минеево

    Семейно-обрядовая поэзия.

    Песни

    Ах, Урень, Урень, Урень, 48 деревень!

    Урень, Терсень, Веденино,

    Арья, Темта, Буренино,

    Щелочиха, Копылиха,

    Камешки да Рамешки,

    Семёново – Шурань.

    А лошадь была сивая,

    Сивая, красивая

    Стоит у кабака -

    Позолочена сбруя, да болит у ней нога.

    А лошадка -то немытая, неглаженная,

    Неутюженная, белая в крапинку.

    Ай да усы

    Собиралися ребята все усатые.

    Право!


    Молодецкие усы!

    Что на печке усы,

    Кругом печки усы,

    На полатях усы,

    Под полатями усы,

    Пресно!


    Ай да усы! Ой да усы,

    Молодецкие усы!

    За столом сидит усище-

    Атаманище,

    Он сидит себе, сидит,

    Ничего не говорит.



    Смирно!

    Ай да усы, ой да усы,



    Молодецкие усы!
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Предания старины родной