• Планируемые образовательные результаты Предметные
  • Словарь урока
  • ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА Этап урока
  • 2 этап. Мотивация
  • «Бежин мальчиков. рассказы, Образы портреты, мир детей: луг» духовный
  • 3 этап. Актуализация знаний
  • 4 этап. Целеполагание и планирование
  • 5 этап. «Открытие» нового знания Портреты мальчиков
  • Павлуша
  • Россказни
  • Поверье
  • Изобразительно-выразительные средства языка
  • 6 этап. Включение нового знания в систему знаний
  • 7 этап. Рефлексия и оценивание
  • Ты молодец. Я доволен твоей работой на уроке. Ты мог бы поработать лучше.
  • 8 этап. Домашнее задание

  • Скачать 134.49 Kb.


    Дата23.12.2017
    Размер134.49 Kb.
    ТипЛитература

    Скачать 134.49 Kb.

    Предмет литература Класс 6 Тема урока «Бежин луг». Образы детей: портреты, рассказы, духовный мир мальчиков



    ОБЩАЯ ЧАСТЬ

    Предметлитература

    Класс - 6

    Тема урока – «Бежин луг». Образы детей: портреты, рассказы, духовный мир мальчиков.

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    - владеть навыками составления устной и письменной характеристики героя, находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка; создавать иллюстрации и проводить их защиту; составлять словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;

    - давать оценку выразительного чтения одноклассников; формировать собственное отношение к рассказу Тургенева;

    - владеть навыками пересказа.


    - отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;

    - овладеть способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

    - владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать соё мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.


    - осознавать личностный смысл учения;

    - проявлять готовность к саморазвитию.



    Словарь урока: портрет в литературе.

    Ресурсы урока: учебник «Литература. 6 класс» авт. Коровин В.Я. и др; мультимедийная презентация в формате .pptx, проектор, ноутбук, иллюстрации А.Ф. Пахомова к рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг»; график самооценки, таблица «Образы мальчиков в рассказе «Бежин луг»» (незаполненная), таблички с чертами характера, таблички с характеристиками мира крестьянских мальчиков, карточки с заданиями для определения изобразительно-выразительных средств языка.




    ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1 этап. Организационный момент

    Проверяет готовность класса к уроку, мобилизует внимание учащихся.

    Осознание включения в учебную деятельность

    2 этап.

    Мотивация

    • Послушайте стихотворение:

      Летний вечер.

      За лесами

      Солнышко уж село;

      На краю далеком неба

      Зорька заалела;

      Но и та потухла.

      Топот

      В поле раздается.



      То табун коней в ночное

      По лугам несется.

      Ухватя коней за гриву,

      Скачут дети в поле.

      То-то радость и веселье,

      То-то детям воля!

      По траве высокой кони

      На просторе бродят;




      Собралися дети в кучку,

      Разговор заводят…

      И на ум приходят детям

      Бабушкины сказки:

      Вот с метлой несётся ведьма

      На ночные пляски;

      Вот над лесом мчится леший

      С головой косматой,

      А по небу, сыпля искры,

      Змей летит крылатый;

      И какие – то все в белом

      Тени в поле ходят…

      Детям боязно – и дети

      Огонёк разводят.



    • Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).

    • Что значит, «выйти в ночное»? (пасти лошадей ночью)

    • Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? (О мальчиках из рассказа Тургенева «Бежин луг»)

    • Сформулируем тему урока. А для этого соберем перепутанные слова в предложение.

    «Бежин мальчиков. рассказы, Образы портреты, мир детей: луг» духовный

    Слушают стихотворение, проводят параллель с темой урока.

    Формулируют тему урока, собирая слова в предложение.

    Записывают тему в тетради.





    Итог:

    Учащимися совместно с учителем сформулирована тема:

    «Бежин луг». Образы детей: портреты, рассказы, духовный мир мальчиков. (Записывается на доске)


    3 этап. Актуализация знаний

    • Назовите героев рассказа «Бежин луг»? Сколько их? (Пятеро: Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня)

    • Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем? (Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания их внешности)

    • Каким термином можно назвать изображение внешности героя в литературном произведении? (Портрет)

    Отвечают на вопросы.

    4 этап.

    Целеполагание

    и планирование

    • Сформулируем цель нашей деятельности на уроке.

    • Что мы должны сделать для достижения поставленной цели?

    Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Обсуждают с учителем план урока.




    Цель:

    1. Найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков.

    2. Показать, как автор относится к своим героям.

    3. Рассказать об историях, рассказанных мальчиками; выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков.

    4. Научиться художественному пересказу текста.

    5. Научиться оценивать пересказ и выразительное чтение одноклассников.

    6. Научиться работать в группе и самостоятельно.

    План:

    1. Анализ портретных описаний мальчиков.

    2. Художественный пересказ и анализ рассказов мальчиков.

    3. Поиск изобразительно-выразительные средства языка, используемых для создания образа мальчиков.

    4. Знакомство с иллюстрациями художника к рассказу.

    5. Защита собственных иллюстраций.

    Физкульминутка

    Кому принадлежат эти слова?

    Феде – поднимаем руки вверх

    Павлуше – три хлопка в ладоши

    Илюше – топаем три раза

    Косте – руки на пояс

    Ванне – приседаем.


    Да как же это может этакая лесная нечисть христианскую душу спортить?..

    (Феде)


    Вишь плеснула, должно быть щука. А вон звездочка покатилась…

    (Павлуше)

    А ведь вот и здесь должны быть русалки.

    (Феде)


    Эх, вы, вороны! Чего всполохнулись? Посмотрите – ка, картошки сварились.

    (Павлу)


    С нами крестная сила.

    (Илье)


    Знать от дому отбился, теперь будет лететь, покуда на что наткнется, и где ткнет, там и ночует до зари.

    (Павлу)


    Сидни же у вас в деревне сидят, вот уж сидни.

    (Илюше)


    Леший не кричит, он немой. Он только в ладоши хлопает да трещит.

    (Илюше)


    И зачем эта погань на свете развелась? Право!

    (Павлу)


    Гляньте – ка, гляньте – ка, ребятишки, гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся!

    (Ване)


    Ну, ничего, пущай! Своей судьбы не минуешь.

    (Павлуше)



    Выполняют элементарные физические упражнения

    5 этап.

    «Открытие» нового знания

    Портреты мальчиков

    На доске прикреплены портреты мальчиков, но их имена не соответствуют портретам. Узнайте своего героя и найдите соответствие между портретом художественным и портретом литературным. По очереди подходите к доске и выполняйте задание.



    • Согласны ли вы, что правильно определили героя?

    • А теперь скажите, что нам даёт описание внешности, о чём мы можем судить? (О том, какой достаток в семье мальчиков, об их характерах)

    Поработайте с текстом рассказа и заполните предложенную таблицу «Образы мальчиков в рассказе «Бежин луг». (первые 3 колонки)

    Имя мальчика

    Возраст

    Важные детали портрета

    Достаток семьи

    Рассказ мальчика

    Авторское отношение

    Федя
















    Павлуша
















    Илюша
















    Костя
















    Ваня
















    • Что общего у этих мальчиков? (Мальчики очень дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать. Они – деревенские дети, многие из них бедны, учиться они не могут, потому что они – дети крепостных крестьян и для них не существует школ)

    • В чём состоит отличие этих мальчиков? (У них разные характеры)

    • Что же можно сказать о характерах мальчиков? Поработайте у доски с табличками. Под портретами мальчиков прикрепите таблички с чертами характера, которые им свойственны.

    Павлуша – смелый, уверенный, умный.

    Костя – задумчивый, печальный, любопытный.

    Федя – гордый, любопытный.

    Илюша – смирный, спокойный, пугливый, заботливый.

    Ваня – тихий.

    Рассказы мальчиков

    • Как можно назвать истории, которые рассказывают мальчики? (И.С.Тургенев назвал сначала их « россказнями», затем «преданиями», потом «поверьями»).

    • Поработайте в группах. Прочитайте, запомните значение каждого слова и объясните другой группе.

    Россказни – измышления, выдумки.

    Предание – устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических событиях , о событиях прошлых лет.

    Поверьесуеверное предание, убеждение, основанное на таком предании или приметах). Современные ученые называют их БЫЛИЧКАМИ.

    Былички – народные произведения суеверного характера, повествующие о встречах со сверхъестественными силами.

    • Какое из этих понятий точнее передаёт особенности рассказов мальчиков? (Былички)

    • Заполните 5-ю колонку цитатной таблицы.

    • Почему в рассказе нет истории, рассказанной Федей? (Он самый старший, поэтом выражает сомнение по поводу рассказанных историй, говорил мало, как бы пытаясь не уронить своё достоинство)

    • О чём рассказывают Илюша и Костя? (Илюша – про домового, про псаря Ермилу и барашка, про покойников; Костя – про Гаврилу и Русалку, про бучило, про Акулину и Васю)

    • Как их характеризует вера в нечистую силу? (В их вере прослеживается стремление людей к таинственности, к непознанным вещам, необъяснимым явлениям)

    • Какое впечатление производят их рассказы? (Завораживают и пугают)

    • Почему они повествуют о тёмных силах, необъяснимых явлениях, негативных случаях из жизни, покойниках, сумасшедших? (Вера в чудо, призраков, добрых и злых духов сохранилась в народе еще с древних времен, поэтому в рассказываемых мальчиками историях множество фольклорных образов: домовые, русалки, нечистая сила. Огромна сила сельских поверий. Мальчики говорят о людях, умерших не собственной смертью, эти рассказы одновременно завораживают и пугают детей.)

    • Какие ночные звуки слышат мальчики? (Протяжный, звенящий, почти стенящий звук, как будто кто-то долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой отозвался в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке. Странный, резкий болезненный крик. Стон жалостливый, жалостливый. Васин голос. Посвистывание.)

    • Какое объяснение даёт им Павлуша? (Вороны. Цапля кричит. Лягушки маленькие жалобно кричат. Ничего, пущай, своей судьбы не минуешь. Куличики летят. Даёт звукам рациональное объяснение)

    • Как это его характеризует? (Он смелый, наблюдательный мальчик. Он ничего не боится и всему старается найти разумное объяснение)

    • Чем Павлуша отличается от других мальчиков? (Он больше делает, чем говорит. Он гораздо взрослее своих друзей. Его вопросы всегда конкретны, иногда ироничны.)

    • Расскажите о светопреставлении от лица Павлуши и от лица Илюши, показывая разницу их характеров.

    • Чем отличаются их рассказы? (Солнечное затмение и бочар Вавила, купивший новый жбан и одевший его на голову, в рассказе Илюши выглядели бы иначе. Даже часть рассказа, связанную с Тришкой, за которого приняли Вавилу односельчане, рассказывает Илюша, а не Павел.)

    • Выберите из рассказа цитаты, где автор восхищается Павлушей. Что вызывает его восхищение? (Смелость мальчика, его удаль, решимость, умный и прямой взгляд, сила в голосе)

    • Как понять слова мальчика «Своей судьбы не минуешь»? (Павел не боится примет и верит в судьбу)

    • Почему именно он погибает в конце рассказа? (Таким финалом писатель дает понять, что жизнь крестьянских детей полна опасностей, что, вынужденные трудиться, помо­гая родителям с малых лет, они нередко гибнут. А наибольше­му риску, естественно, подвергаются самые смелые, решитель­ные, активные, то есть именно такие, как Павлуша.)

    • Перечитайте диалог Феди и Вани. Как Ваню характеризует отказ от гостинца в пользу сестры? (Ваня с любовью говорит о сестре, он очень добрый мальчик)

    • Заполните 4-ю колонку таблицы. Что можно сказать о достатке семей, в которых живут мальчики? (Это семьи с разным достатком).

    • Мешает ли им это дружить? (Нет)

    • Заполните 6-ю колонку таблицы. Каково авторское отношение к каждому из детей? Почему оно такое?

    Изобразительно-выразительные средства языка

    • Создавая образы мальчиков, автор использует различные изобразительно-выразительные средства языка.

    • Поработайте в группах. Определите выразительные средства языка.

    1. «… стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица»

    «…сдвинуты брови не расходились – он словно всё щурился от огня»

    «Его некрасивое лицо…, горело смелой удалью и твёрдой решимостью»



    1. «волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое…»

    «Всё лицо его было …, книзу заострено, как у белки»

    «Что за славный мальчик!»



    Выполняют задание у доски. Находят соответствия, зачитывают описание героя. Оценивают ответы.

    Работают с текстом, заполняют цитатную таблицу.

    Анализируют и обобщают информацию. Отвечают на вопросы.

    Работают у доски с табличками.


    Отвечают на вопросы. Работают в группе с понятиями.


    Отвечают на вопросы. Характеризуют мальчиков по их рассказам.

    Пересказывают истории, рассказанные мальчиками.

    Заполняют цитатную таблицу.

    Определяют изобразительно-выразительные средства языка.


    6 этап.

    Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

    Иллюстрации

    • Ребята, кто из мальчиков вам больше всего понравился?

    • Почему выбрали этого героя?

    • На доске представлены иллюстрации художника А.Ф. Пахомова. Дома вы тоже подготовили рисунки. Прикрепите их на доску рядом с иллюстрациями художника.

    • Какие индивидуальные черты внешности, характера героя, вы старались изобразить?

    • Совпали ли ваши представления о мальчиках с изображениями художника?

    Вывод

    • Какими же предстают дети в рассказе Тургенева? Выберите из предложенных определений подходящие и прикрепите на доску.

    Доброта, озлобленность, богатство духовного мира, впечатлительность, пытливость, впечатлительность, любознательность, агрессивность, смелость, отзывчивость, необразованность, суеверность.

    Отвечают на вопросы. Представляют свои рисунки, сравнивают их с иллюстрациями художника.

    Обобщают материал урока и делают вывод.


    7 этап.

    Рефлексия и оценивание

    • Начертите график, где отразите изменение в течение урока вашего

    -------- интереса;

    -------- уровня познания,

    -------- личной активности.


    • Продолжите предложения:

    Сегодня на уроке я узнал …

    Я научился …

    Мне было трудно …

    Я понял, что…

    Теперь я смогу …


    • Выберите одну фразу для соседа по парте

    Ты молодец.

    Я доволен твоей работой на уроке.

    Ты мог бы поработать лучше.

    Определяет степень соответствия поставленной цели и достигнутых результатов, отмечает наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывает оценочные суждения.

    Самооценка, взаимооценка



    Определяет свое эмоциональное состояние на уроке.

    8 этап. Домашнее задание

    Письменная характеристика одного из мальчиков.

    Записываю Д/З в дневники



    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Предмет литература Класс 6 Тема урока «Бежин луг». Образы детей: портреты, рассказы, духовный мир мальчиков

    Скачать 134.49 Kb.