• Актуальность темы.
  • Цель
  • РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ
  • Предметное обучение в начальной школе поможет легко

  • Скачать 70.46 Kb.


    Дата28.11.2017
    Размер70.46 Kb.

    Скачать 70.46 Kb.

    Предметное обучение в начальной школе как инновационная система, соответствующая требованиям фгос



    Предметное обучение в начальной школе как инновационная система, соответствующая требованиям ФГОС

    Бардина Любовь Валентиновна,

    учитель начальных классов

    МАОУ Гимназия, г. Чайковский


    Сегодня мир не только стал другим – открытым,

    где масса людей свободно перемещается,

    а живущие за десятки тысяч километров

    друг от друга находятся в едином

    информационном пространстве,

    но, главное, современный человек по- новому

    понимает, осмысливает и этот мир,

    и себя в нем.


    Актуальность темы.

    Школьное образование определяет всю последующую жизнь обучающихся. Следовательно, чтобы вся последующая жизнь ребёнка была успешна, необходимо, чтобы он учился в хорошей школе. Понятие «школа» сцеплено с понятием «школьное образование», далее следуют «школьные знания», «обучение», «урок», «учитель» … Рядом находятся обычно ассоциирующиеся с «обучением» понятия: «воспитание», «личностное развитие».

    Качество образования в современной школе во многом определяется умелой организацией образовательного процесса. Школа 21 века призвана ориентировать не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Начальная школа как базовое звено образования должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, следовательно, - опыт самостоятельной деятельности обучающихся.

    В начальной школе главной задачей педагогов является формирование мотивации к учебной деятельности. «Научить детей учиться» — это сложная задача. Именно от сформированности универсальных учебных действий в начальной школе зависит успешное обучение детей в старших классах. Ребенок должен учиться с радостью, получать удовольствие от познания, стремиться в школу. Конечно, от учителя, который проведёт в учебном классе первые школьные годы ученика, зависит очень многое. Но не менее важным является и подход (или метод) обучения, применяемый педагогическим коллективом начальной школы.

    На протяжении многих лет в школе существовала традиционная система обучения, многие учителя десятилетиями «шлифовали» свое мастерство и чувствовали себя в этой системе комфортно. Стало очевидным нежелание учителя менять что-либо в самом процессе преподавания, в форме организации учебно-воспитательного процесса. Пришло время стандартов нового поколения, и теперь мы знаем вполне достаточно о том, какие требования предъявляются сегодня к учителю начальных классов, но мало знаем о том, какие трудности он испытывает в условиях инновационных процессов.

    Преемственность между начальной и основной школами является еще одной проблемой, причем федерального уровня: мало сквозных учебников, а учителю сложно простроить программу самому; авторы учебников не учитывают также уровень сложности изучения материала на предыдущем этапе. Развивается проблема преемственности на школьном и личностном уровне. В пятом классе ребенок переживает острый кризисный период, на подходе подростковый возраст. В то же время он попадает в непривычную среду, когда появляется много учителей, которые считают свой предмет главным и нередко предъявляют высокие требования. Ребенок не выдерживает давления, у него резко падает интерес к учебе.

    Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы выделили основные проблемы, назревшие в организации образовательного процесса начальной школы:

    1. Недостаточный профессиональный рост учителя.

    2. Слабое мотивационное обеспечение урока: недостаточное стимулирование любознательности, познавательных интересов и способностей обучающихся.

    3. Отсутствие предметной ориентации обучающихся.

    Основные, на наш взгляд, причины появления данных проблем заключаются в следующем:

    1. Недостаточный профессиональный рост учителя заключается в следующем:

    - неспособность некоторых учителей к интуитивному постижению нового и к педагогическим импровизациям;

    - не созданы условия мотивационной готовности учителя к росту, к поиску, как следствие, отсутствие внутренней мотивации к росту профессионального мастерства;

    - социально-психологические особенности учителей начальных классов.

    2. Большую роль в успешном освоении знаний, адаптации ребенка играет личность учителя. Не секрет, что у учителя есть «любимые» и нелюбимые» предметы, что личные склонности учителя, его отношение к своему предмету сказываются на качестве и результатах обучения.

    3. Преподавание нескольких предметов разной направленности одним учителем на высоком профессиональном уровне невозможно, как и ведение внеурочной и исследовательской деятельности по всем предметам.

    3. Отсутствие индивидуальной образовательной траектории и индивидуального развития каждого обучающегося.

    Традиционно в начальных классах все занятия ведет один учитель. В случае, если по каким-то причинам ребенок не смог раскрыться, то ярлык «слабого» ученика сопровождает его на протяжении всего периода обучения у этого учителя. Неуспехи в одном предмете он не может компенсировать успехами в другом.

    Без преодоления указанных проблем невозможно обеспечить высокий уровень преподавания в начальной школе и подготовить учащихся к обучению на второй ступени основной школы, максимально развить и реализовать способности и склонности каждого учащегося.

    Таким образом, переход из начальной школы на вторую ступень обучения влияет на всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов.

    Поиски путей решения этих важных проблем привели к возникновению идеи инновационной деятельности: введения предметного преподавания в начальных классах.



    Цель: создание условий для успешности обучения через предметное преподавание в начальной школе и в классах II ступени.

    Гипотеза: если в школе будет разработаны соответствующие условия, в том числе и кадровые, для модернизации организационных форм учебно-воспитательного процесса, введены инновационные способы мотивации и обеспечения деятельности ученика и учителя, которые позволят обеспечить высокий уровень преподавания, подготовить учащихся к обучению на первой и второй ступени основной школы через предметное преподавание, то это позволит повысить качество организации учебно-воспитательного процесса, решить проблему повышения качества образования, преемственности и адаптации в школе.

    Задачи:

    1. Создать мотивационное поле для профессионального роста учителя и эффективности его деятельности.

    2. Перейти на новую систему обучения, соответствующую требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (научить обучающихся самим добывать знания).

    3. Способствовать сотрудничеству учителя и ученика в процессе совместной познавательной и практической деятельности.

    4. Развить устойчивую мотивацию к учению, способствующую успешности обучения.

    5. Обеспечить овладение каждым обучающимся желаемого уровня развития универсальных учебных действий, уровня развития в соответствии с его возможностями.


    РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ:

    Введение предметного обучения в начальных классах позволило:



    Учителю.

    1. Выполнить полностью по всем учебным предметам государственную программу (практическую и теоретическую части).

    2. Появилась возможность более качественно готовиться к уроку.

    3. Более тщательнее проводить сравнительный анализ эффективности уроков и успешности обучения. (т.к.ведет свой курс сразу на начальной ступени обучения, следовательно, учитель может провести быструю корректировку урока).

    4. Высвободить больше времени для дополнительной работы с учениками. (учителя имели возможность вести предметный кружок, а также проводить образовательные события с параллелью).

    5. Отследить одаренных учащихся (участие в различных викторинах, интеллектуальных играх, тем самым мотивируя учеников к обучению).

    6. Использовать новые современные технологии в обучении.

    7. Повысилось качество обучения (русский язык более 70%, математика более 80%, литературное чтение 90%), т.к. учитель начальных классов специализировался на преподавании одного учебного предмета.

    8. Участвовать на конференциях разного уровня. (учителя поделились опытом своей работы на школьном ШМО, городских проблемных группах, школьной, муниципальной методической конференции , педсоветах).

    9. Пополнить портфолио учителя.

    10. Сплотить учащихся всей параллели для проведения различных внеурочных мероприятий.

    11. Также такая форма обучения помогла совершенствовать воспитательную работу, проводимую во внеурочное время, так как учитель-предметник имеет возможность более квалифицированно и содержательно готовить внеурочные мероприятия.


    Ученику.

      1. Адаптироваться ко всем инновационным и традиционным формам организации учебно-воспитательного процесса.

      2. Изменить в лучшую сторону отношение к учебе.

      3. Повысить ответственность, самостоятельность и поднять собственную самооценку.

      4. Предметное обучение способствует возникновению нового характера взаимоотношений учителя и ученика.

      5. Расширить кругозор учащихся, т.к. он не ограничен общением только с одним учителем.

      6. Расширить границы участия в интеллектуальных играх, проектных и исследовательских работах разного уровня (дети в течение года занимали призовые места в интеллектуальных играх, марафонах, олимпиадах).

      7. К концу первого полугодия у многих учеников произошла дифференциация предметов.

      8. Повысить успеваемость по предметам( увеличилось количество отличников 7отличников из 67, 54 ученика закончили год на «4» и «5»).


    Родителям:

    1. Как известно, для младшеклассников родители часто подбирают не «школу», а учителя, теперь они получили возможность работать с несколькими учителями.

    2. Расширить кругозор, т.к. родитель не ограничен общением только с одним учителем", а также имеет возможность участвовать вместе с детьми в мероприятиях различного уровня.

    3. Увидеть в своём ребенке изменения в развитии личности, отношении к учёбе.


    Предметное обучение в начальной школе поможет легко адаптироваться ко всем инновационным и традиционным формам организации учебно-воспитательного процесса, создаст щадящие условия при переходе на вторую ступень обучения. Надеемся, что введение предметного обучения в начальной школе – станет важным условием в освоении новых технологий обучения.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Предметное обучение в начальной школе как инновационная система, соответствующая требованиям фгос

    Скачать 70.46 Kb.