• PERCEPTIONS OF WORLD ORDER AND LIFE IN HINDUISM M. Zaitseva, O. Goroschionova
  • Библиографический список

  • Скачать 121.47 Kb.


    Дата08.11.2018
    Размер121.47 Kb.

    Скачать 121.47 Kb.

    Представления о Мировом порядке и жизни человека в индуизме



    УДК 233

    Представления о Мировом порядке и жизни человека в индуизме
    М.А. Зайцева1, О.А. Горощенова2

    Иркутский государственный технический университет,

    664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

    Раскрываются ключевые понятия древнейшей мировой религии – индуизма. Даются представления о Мировом порядке, Боге и его многообразии, ведах, сансаре, дхарме, карме, мокше, йоге и мн. других проявлениях глубокой и всеобъемлющей философии индуизма.

    Библиогр. 5 назв.

    Ключевые слова: мировое культурное наследие; история; религия; индуизм; Индия; Мировой порядок; Бог; человек.
    PERCEPTIONS OF WORLD ORDER AND LIFE IN HINDUISM

    M. Zaitseva, O. Goroschionova

    Irkutsk State Technical University,

    83 Lermontov St., Irkutsk, 664074

    This article reveals the key concepts of Hinduism, the ancient world religion. It examines the ideas of world order, God and his diversity, the Vedas, samsara, dharma, karma, moksha, yoga, and more other manifestations of the deep and comprehensive philosophical tradition of Hinduism.

    References: 5 sources.

    Keywords: world cultural heritage; history; religion; Hinduism; India; world order; God; human.
    Индуизм – третья по числу последователей религия мира, его исповедует более миллиарда человек, живущих в Индии, Непале, Бангладеше, Шри-Ланке, Пакистане, Индонезии, Сингапуре и др.

    Особенностью этой религии является то, что у неё нет основателя, общей доктрины, и отсутствует единая система верований. Это, скорее, система философских и религиозных знаний, уходящих корнями в ведийскую, хараппскую и дравидийскую цивилизации. Именно поэтому индуизм – это одна из древнейших религий мира.

    В индуизме сохранилось много элементов первобытных верований, таких как поклонение священным животным, явлениям природы, культ предков. Большинство индуистов верят во Вселенского Бога, частью которого являются все живые существа на Земле, к нему же разными путями может прийти любой человек, совершая добрые поступки и творя добро. Индуисты верят, что Бог многообразен и проявляет себя в разных формах, поэтому с уважением и терпимостью относятся ко всем религиям мира. В конституции Индии в индуизм включаются буддизм, джайнизм и сикхизм, хотя эти религии принято считать самостоятельными учениями.

    Индуизм является религией, породившей кастовую систему Индии, и строго регламентирует все права и обязанности человека на протяжении всей его жизни. Центральным учением в индуизме является учение о перевоплощении душ (реинкарнация), происходящим по закону воздаяния за добрые и злые поступки в течение жизни (карма). Для индуизма характерно представление об универсальности и всеобщности верховного божества. Каждый из многочисленных индуистских богов несет в себе одну из граней вездесущего Бога. Например, Брахма – творец мира, Вишну – его хранитель, а Шива – разрушитель и одновременно созидатель мира.

    Индуистские боги имеют по нескольку воплощений. А те воплощения, которые происходят в мире людей, называются «аватары». В настоящее время в индуизме существует два основных течения: вишнуизм и шиванизм.

    Священные книги индуистов содержат несколько разных описаний происхождения и устройства Вселенной. Согласно одной теории, вначале Бог – демиург Брахма – образовал мир из первичной материи. Согласно другой – мир явился готовым из золотого зародыша. Согласно третьей – все в мире создано из сущности духа – Брахмана.

    Наименьшей единицей индуистского космического цикла является юга, или мировой век. Существует четыре юги, каждая из которых короче предыдущей, что соответствует убыванию дхармы морального порядка во Вселенной. Крита юга, эра совершенства, длится 1 728 000 лет; трета юга, в которой дхарма уменьшается на четверть, по длительности составляет три четверти предыдущей – 1 296 000 лет; двапара юга, где от дхармы остается только половина, длительность 864 000 лет; последняя эра, кали юга, в которой только четверть начальной дхармы, продолжается 432 000 лет. Завершение кали юги ознаменуется распадом социальных классов, прекращением богопочитания, распространением неуважительного отношения к священному писанию, мудрецам и моральным принципам. После завершения этих юг начнется новый цикл из четырех юг, именуемый махаюга, или великая юга, который продлится следующие 4 320 000 лет.

    Тысяча махаюг составляют одну кальпу – один день жизни бога Брахмы. В конце каждого такого дня вся материя Вселенной поглощается универсальным духом – Брахмой, ночь которой длится одну кальпу, и материя имеет возможность восстанавливаться. На заре каждого дня Брахма является из лотоса, растущего из пупа бога Вишну, и материя формируется вновь. Живет Брахма сто лет, после этого Вселенная полностью распадается. Затем Брахма возрождается и начинается новый цикл.

    В этом постоянно эволюционирующем, вечно повторяющем себя индуистском космосе имеется лишь одна постоянная сущность, Брахман, универсальный дух, заполняющий пространство и время. Все другие сущности, такие как материя и ум, суть Брахмана, а потому и представляют собой иллюзию.

    Священные книги индуизма указывают четыре цели, к достижению которых должна быть направлена жизнь человека. Это артха – богатство и власть; кама – наслаждение и удовлетворение желаний, прежде всего любовных. Артха и кама являются законными целями и считаются важными составляющими потребностей всякого человека, однако оно уступает по значимости двум другим целям жизни: дхарме – правильному поведению, и мокше – освобождению от цикла нескончаемых перерождений. Основополагающей среди этих целей жизни, с которой координируются остальные, является дхарма. Наряду с нравственностью и правильным поведением это понятие означает также качество и долг. Все сущее – как одушевленная природа, так и неодушевленная – с начала миросозидания получает свою дхарму. Дхарма золота – это желтый цвет и блеск, дхарма тигра – его свирепость и плотоядность, дхарма человека – соответствует правилам поведения. Сюда входит уважение к священнослужителям и священным текстам, правдивость, отказ от насильственного лишения свободы, совершение добродетельных поступков и почитание богов. В зависимости от своего положения в жизни человек обязан следовать также и другим дхармам. Он обязан соблюдать нормы, признанные его страной, племенем, кастой, кланом или семьей. По распространенному убеждению, неукоснительное следование дхарме есть наилучший способ улучшить свое положение в грядущих жизнях.

    Индуисты видят будущее своих душ только в повышении статуса их последующих воплощений, однако чрезвычайно влиятельная прослойка представителей «философского индуизма» рассматривает будущее в контексте мокши – полного освобождения души от череды перевоплощений.

    В разные периоды своей истории философский индуизм предлагал различные методы достижения мокши. Все они рассматриваются как равноценные пути к спасению.

    Карма-марга ведет к спасению через поступки и деяния, соответствующие положению, которое человек занимает в жизни. Но все поступки должны совершаться бескорыстно, без стремления к удовлетворению личных желаний. Путь любви приводит к спасению через безграничную преданность богу. В качестве объекта этой преданности часто выступает бог Вишну или Кришна – это одно из его воплощений. Путь знания – самый утонченный и трудный путь к спасению. Он требует непосредственного прозревания наивысшей истины Вселенной – единства Брахмана и атмана.

    Важное место среди таких упражнений занимает йога. Цель занимающегося йогой – достижение состояния самадхи, или растворения личности в Брахмане как способа его постижения. Основная форма йоги, предусматривающая эти методики, известна под названием – раджа йоги.

    Согласно индуистским верованиям, божественность есть продолжение Брахмана, универсального духа. Таким образом, хотя богов и индуистов много, все они едины в Брахмане и являются единой божественностью. В индуистских семьях предпочитают молиться либо Вишну и Шиве, либо одной из Шакти, супруге или женскому началу бога.

    Вишну чаще всего предстает в роли охранителя, в отличие от творца – Брахмы и от разрушителя Шивы. По верованиям своих почитателей, вайшнавов, Вишну неоднократно принимал земные воплощения – аватары, всякий раз ради того, чтобы спасти Вселенную от катастрофы. Аватары Вишну – это Кришна, Будда, рыба, черепаха, карлик и др. Включение Будды в число аватар Вишну типично для индуизма с его тенденцией к ассимиляции всех религий. Самыми почитаемыми аватарами Вишну, особенно в северной Индии, являются Рама и Кришна. Шива являет единство многих аспектов. Его почитатели, шиваиты, считают, что разрушение должно обязательно предшествовать сотворению, следовательно, Шива участвует в мироздании и переменах. Изображается Шива по-разному – иногда в образе аскета, тело которого натерто белым пеплом, сидящим в Гималаях на тигровой шкуре в постоянной медитации. Иногда – Натарадж в грациозном кружении, поддерживающий Вселенную своим нескончаемым танцем.

    Шакти представляют женское божественное начало, кроме того, так называют супругов богов Вишну и Шивы. Для поклоняющихся Шакти – их называют шактами, эти богини представляют активную силу своих супругов.

    В индуизме существует и целый ряд других богов, которым поклоняются в особых случаях или с особыми целями. Самый популярный из них – Ганеша, слоноголовый сын Шивы. Другой сын Шивы – Сканда или Картикейя пользуется особой популярностью в южной Индии. Многие почитают Ханумана с обезьяньей головой. Всеобщей любовью пользуется Сарасвати, его супруга – богиня музыки, изящных искусств и знания. Помимо этого, существует великое множество второстепенных местных богов.

    Хотя индуисты собираются на храмовые моления, индуизм не является общинной религией. Религиозные обряды выполняются дома, либо в одиночестве, либо при участии немногочисленных друзей или родни.

    Наиболее распространенный тип религиозного обряда – пуджа или богопочитание. Почти в каждом индуистском доме имеются священные изображения или статуи любимых богов, перед которыми читают молитвы, поют гимны и возлагают приношения. Мать семейства на рассвете читает молитвы и звонит колокольчиком перед цветными картинками богов, развешанными в уголке ее комнаты. Религиозные службы такого рода больше всего распространены среди последователей культа бхакти. Последователи различных индуистских культов часто демонстрируют свою принадлежность к ним через цветные знаки на лбу, а иногда и на теле.

    Многие семейные обряды связаны с основными событиями в жизни семьи. Обряд совершает семейный жрец, в семьях высоких каст это, как правило, брахман, который нараспев читает священные тексты и возлагает приношения перед статуями богов.

    Обряд в честь рождения ребенка совершается до обрезания пуповины, примерно через десять дней за ним следует обряд наделения новорожденного именем. В высших кастах по достижении мальчиком половой зрелости совершается важный обряд упанаяна – на мальчика надевают священный шнур, который он будет носить всю жизнь. Во время продолжительного и сложного обряда бракосочетания новобрачные, связав края своих одежд, должны обойти вокруг священного огня. Молодожены дают обед вечного единения.

    Повсеместно считаются священными два дерева: баньян и пипал – разновидность фигового дерева. Индуисты почитают и ряд животных, например обезьян, которые ассоциируются с культом Рамы, и змей, в первую очередь кобр, связанных с культом Шивы. Однако с наивысшим почтением относятся индуисты к быкам, тоже связанны с культом Шивы, и коровам, символизирующим землю. Крупный рогатый скот не забивают, и только немногие индуисты употребляют в пищу говядину. В особых случаях коров и быков украшают яркими лентами и вешают им на шею бубенчики. Верующие собираются для совместного пения гимнов, для чтения вместе со жрецами отрывков из Рамаяны и другой традиционной литературы. На храмовые праздники приходят паломники, часто из отдаленных мест. В храме устраиваются шествия, иногда служители с флейтами, барабанами и факелами торжественно сопровождают бога в святилище богини, где они вместе проводят ночь. Храмовые праздники включают в себя пение, танцы и театрализованные эпизоды из эпосов. По словам индийского мыслителя – гуманиста Свами Вивекананда, индуизм основывается на «сокровищнице духовных законов, установленных разными людьми в разные времена», поэтому первостепенной задачей древних являлась правильная передача информации потомкам, для чего применялось своеобразное «шифрование», облегчающее запоминание. Одной из множества его разновидностей является самхита – единый стихотворный текст, не разделенный на отдельные слова, в котором главным является ритм песнопений. Обучение первоначально велось в устной форме, а знания передавались непосредственно от учителя ученикам, поэтому их объединяют общим термином шрути («слов»). Эта группа священных книг включает четыре веды: «Ригведа» (Веда гимнов), «Яджурведа» (Веда жертвоприношений), «Самаведа» (Веда мелодий), «Атхарведа» (Веда заклинаний).

    Второй группой, представляющей дальнейшее развитие священных книг, являются Брахманы – комментарии к Ведам, появившиеся в то время, когда века стали скрывать изначальный смысл божественных текстов. Они положили начало обрядам в индуизме, поскольку их содержание, через служителей культа, передал сам Бог Брахма.

    Третья группа – Араньяки («для чтения в лесу») и Сутры («правило»), составляющие несколько десятков книг. Араньяки регламентируют уклад отшельнической жизни, а Сутры являются сборниками афористических философских высказываний.

    Упанишады («сокровенные знания») представляют собой четвертую группу священных писаний и завершают собой Веды, по этой причине их еще называют Ведантами («конец Вед»).

    Эпос «Рамаяна» («путешествие Рамы»), мифическим автором которого принято считать божественного Вальмики, повествует историю седьмой аватары Вишну Рамы, приключившуюся в эпоху Трета – юга.

    Одно из главных учений индуизма – это учение о карме. Его суть в том, что у любого поступка есть последствия, как хорошие, так и плохие. Бессмертная душа – вот что лежит в основе учения о карме. Индуистское представление о душе отличается от понятия о душе в христианском мире. У индусов душа человека проходит через множество реинкарнаций, в некоторых случаях через ад. Душа должна стараться воссоединиться с «Высшей реальностью». У христиан же душа попадает либо на небеса, либо в ад, пройдя перед этим чистилище.

    Индусы фаталисты. Они считают, что жизнь, которая сейчас у человека, это последствия его прошлой жизни, а значит, он ее заслужил. Поэтому индусы стремятся жить правильно, чтобы в следующей жизни не пожалеть об этом. Конечной целью индусов является достижение мокши, то есть освобождения. Они ищут освобождения от тягостного цикла перерождений.

    Главная цель – освободиться от материального тела. Здесь можно увидеть поразительное сходство с древневавилонским учением о бессмертной душе. Это учение в корне противоположно учению Библии. Там, наоборот сказано, что Бог создал человека для прекрасной жизни на земле. Там же предсказано, что на земле наступит эра справедливости и мира, когда у каждого будет здоровье и вечная жизнь.

    Индусы признают одного единственного Бога, который может принимать множество видов. Именно поэтому многие ученые считают, что индуизм не политеистическая религия, а монотеистическая.

    Учителя, выполняющие функции жрецов: Ачарья – ученый, духовный или религиозный учитель и наставник. Он посвящает и наставляет учеников в Ведах; Гуру – учитель и духовный наставник; Свами – духовный учитель и святой, принадлежащий какому-либо индуистскому монашескому ордену; Бхатта – человек великой мудрости, часто религиозный учитель; Шастри – человек, сведущий в священных текстах и др.

    Индуизм включает в себя много течений и философских школ, которые принято относить к одному из направлений индуизма.

    Индуизм является разнообразной и сложной религией. Каждому направлению в индуизме присущ набор богатых религиозных практик. В индуизме можно выделить четыре основных направления: Вайшнавизм, Шиваизм, Шактизм и Смартизм. Все эти четыре направления имеют общие ритуальные практики, верования, традиции и концепции личностного Бога, но каждое из них исповедует свою собственную философию, разные способы достижения конечной цели жизни – мокши (освобождения) и имеет разные взгляды на Бога. Каждое направление следует разным методам самосознания и поклоняется разным аспектам или ипостасям Верховной Личности Бога. Среди последователей индуизма, существует сильная вера в то, что есть много путей, ведущих к единому Богу или источнику, не зависимо от того, каким именем его называют.

    Присутствие различных направлений и школ в индуизме не должно рассматриваться как схизма. Наоборот, между разными направлениями индуизма не существует вражды или противостояния. Между ними преобладает здоровый обмен идеями и философское обсуждение, которые служили и служат для оттачивания философии каждой школы.

    Итак, согласно индуизму, все общество разделено на касты, что создавало не только неравенство между людьми, которое никто не смог нарушить, но и тормозило развитие науки и культуры, ибо интеллектуальный потенциал, которым располагали низшие касты, не мог быть реализован. Далее, чтение священных Вед было запрещено низшими кастами, ибо считалось, что все мудрое может исходить только от Брахманов. Воспитание и образование могли также получить только представители высших каст.



    Жизнь со всеми ее проявлениями была объявлена тем, от чего необходимо избавиться для того, чтобы освободиться и слиться с мировой душой, пути для этого – йога, истязание плоти и самый суровый аскетизм, а также не сопротивление злу и насилию. Благодаря таким действиям можно было улучшить свою дальнейшую жизнь, и, возможно, вообще выйти из «сансары» – круга человеческих перерождений.
    Библиографический список


    1. Альбедиль М.Ф. Индуизм: Творящие ритмы. - СПб: Азбука, 2004.

    2. Иваненко С.И. Вайшнавская традиция в России: история и современное состояние. Учение и практика. Социальное служение, благотворительность, культурно-просветительская деятельность. – М.: Философская книга, 2008.

    3. Иванова Л.В., Индуизм, М., 2003.

    4. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм / под общ. ред. М.Ф. Альбедильи, А.М. Дубянского. – М.: Республика, 1996.

    5. Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. – М.: Наука, 1994.




    1Зайцева Марина Алексеевна, студентка гр. СМз-12-1 заочно-вечернего факультета, e-mail: marina_zayc_1977@list.ruZaitseva Marina, a student of group SMz-12-1, Extramural Faculty of IrGTU; workplace: IAP Corporation "Irkut"; e-mail: marina_zayc_1977@list.ru

    2 Горощенова Ольга Анатольевна, канд. истор. наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, профессор РАЕ, директор музея истории ИрГТУ, e-mail: goroshionov@mail.ruGoroschionova Olga, Candidate of History, Associate Professor of General Studies of Extramural Faculty of Irkutsk Technical University, Professor of the Russian Academy of Natural Sciences, Director of the Museum of History, e-mail: goroshionov@mail.ru



    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Представления о Мировом порядке и жизни человека в индуизме

    Скачать 121.47 Kb.