• Валентин Дмитриевич Востриков
  • Малый Конып 2016 год

  • Скачать 92.15 Kb.


    Дата28.08.2018
    Размер92.15 Kb.

    Скачать 92.15 Kb.

    Прежде чем говорить о задачах крае



    Краеведческая работа в школьном и сельском музеях Коныпского сельского поселения
    «Живой музей» – место самодеятельного творчества школьников

    Русь деревенская, где ты?

    Что ж ты, откликнись! Ау!

    Господи! Батюшки-светы

    Тихо зову – не зову. Эхом плывет по планете

    Эта печальная весть.


    Кто же ну кто мне ответит:

    Где она, милая, есть?…

    Но, доверяясь надежде,

    Светит в душе огонек:

    Выплывешь ты, как и прежде

    Строго в назначенный срок.

    Валентин Дмитриевич Востриков,

    уроженец деревни Бондя, Коныпского

    сельского округа.


    Что такое музей? По толковому словарю Ожегова – учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой памятников искусства, старины, предметов техники, научных коллекций и т.д.

    Прежде чем говорить о задачах краеведческой работы школьных музеев, следует заглянуть ретроспективно в прошлое и попытаться проанализировать отечественный опыт последнего столетия. Начало ХХ века и первые послереволюционные годы (советский период) показывают, что музеи в образовательных заведениях создавались, прежде всего, для более эффективного использования краеведческих материалов в учебных целях. Школьный музей должен быть не складом вещей, но постоянно растущим живым кабинетом, органически связанным со школьной жизнью, с изучением всего курса истории.

    В 1920-х годах в России пропагандируется идея «живого музея» как места самодеятельного творчества масс. Это касалось, прежде всего, школьных музеев и музеев местного края, которые противопоставлялись суховато-академичным центральным музеям. Иными словами, передовые педагоги видели в краеведении средства развития самодеятельности школьников.

    Позднее, когда на музеи была возложена функция «проводника политического

    просвещения», инициатива по созданию самобытных музеев, основанных на самых разнообразных местных материалах, была сведена к минимуму. Не были также реализованы идеи организации целого учебного дня в музее, музейных уроков, экскурсий уроков. Не наладив прочных творческих контактов со «взрослыми» музеями, которые все больше становились учебниками политической истории, школа принялась на свой манер заниматься музейной деятельностью.

    Великая Отечественная война всколыхнула интерес к военной истории. В результате этого в послевоенное время в течение нескольких десятилетий, в первую очередь, стараниями ветеранов, в школах возникли многочисленные музеи «боевой славы». В процентном отношении их число было чрезвычайно велико. Практически каждый третий музей в школах был посвящен теме Великой Отечественной войны. Это движение наряду с положительными имело и негативные результаты: недостаточно внимания уделялось местной истории, подобные музеи трудно было полноценно использовать в учебном процессе.

    В последние годы, благодаря отсутствию идеологического диктата, происходит значительное оживление краеведческой работы. Появились направления краеведческих исследований, новые темы.

    Наблюдается повышенный интерес к краеведению и в Малоконыпской школе, с помощью которого поддерживается живая связь времен, поколений, их преемственность в родном крае, городе, селе.

    Выделим три главных направления краеведческой работы в музее Малоконыпской школы и в сельском краеведческом музее Малого Коныпа:

    - семья;

    - школа;


    - окрестности школы (родной край).

    Независимо от профиля музея тема семьи должна стать главной в краеведческой работе школы, учитывая, что многие годы это направление в деятельности находилось в основательном пренебрежении. В силу разных причин во многих семьях практически не сохранились архивы предков (письма, документы, личные дела, награды и т.п.). Сегодня чрезвычайно актуально внедрить в жизнь семьи элементы музейной культуры, основы архивного дела, оказать помощь в организации семейных коллекций, домашних архивов, благодаря чему школа может воспитывать «любовь к отеческим гробам».

    На базе музея легче развивать в детях творческие способности и навыки исследовательской работы. Здесь основными направлениями являются:


    • создание родословного древа;

    • выявление семейных реликвий, преданий;

    • изучение судьбы семьи в судьбе родного села, страны;

    • формирование семейного (домашнего) архива, мини музея.

    Познание истории своего родного края, отчего дома позволяет понять, кто мы есть, кто наши предки, что они нам завещали. Все это способствует духовному возрождению народа.

    В Малоконыпской школе сильны краеведческие традиции. Изучая историю школы, мы установили, что на протяжение всего существования (с 1913 года), учителя прививали детям любовь к истории своего края, его природным особенностям, его культурному наследию.

    Доказательством этого являются документы пионерской и комсомольской организаций, многочисленные альбомы и отчеты, сохранившиеся благодаря учителям и учащимся-краеведам.

    "Большой вклад в развитие краеведческой работы в школе внесла Ворончихина (Глызина) Нина Николаевна. С ее помощью была составлена первоначальная летопись деревни, были собраны первые экспонаты для школьного музея.

    При создании музея Нине Николаевне пришел на помощь учитель истории Шарыгин Алексей Васильевич. Во внеурочное время он вел фотокружок, поэтому появилась возможность оформлять фотоальбомы и фотовыставки. Ребята ходили в походы, ездили по городам России, привозили оттуда сувениры и экскурсионные буклеты и все это бережно хранилось в музее. А из походов приносили предметы крестьянского быта. К концу 70-х годов начался распад малых деревень в окрестностях Коныпа. Появились разрушенные и заброшенные дома, в которых ребята находили различную домашнюю утварь, старые альбомы и письма".

    Сорок лет проработала в Малоконыпской школе ее же выпускница САИТОВА МАРГАРИТА АЛЕКСЕЕВНА. Под ее руководством собирали сведения и составляли раскладушки о ветеранах Великой Отечественной войны, устраивали встречи, дарили им подарки, изготовленные своими руками. Это сейчас появились различные направления: народная культура, экология, валеология, а раньше все это считалось краеведческой работой, ведь нельзя прививать любовь к родному дому только на словах, нужно наводить и поддерживать в нем порядок, тогда и портить ничего не захочется.

    К сожалению, в середине 80-х в краеведческой работе школы наметился спад. Этому есть объяснение. В 1984 году началось строительство нового здания школы. Светлое, красивое, оно было пущено в эксплуатацию в 1986 году, и школа получила статус "средней общеобразовательной". Но для музея поначалу в школе места не нашлось, и перекочевали экспонаты музея в сарай, а часть из них и вовсе была утеряна.

    С 1995 года в школе вновь приоритетным направлением воспитательной работы стало краеведение. Прежде всего, в школе был восстановлен туристско-краеведческий кружок. В нем ребята подразделялись на две группы: поисковый отряд краеведов и туристы.

    Планируя работу кружка на перспективу, было выбрано два основных направления: исследование истории и культуры деревни Малый Конып и окрестных исчезающих деревень и создание школьного краеведческого музея.

    Помогали туристы. За один учебный год (1996/1997) было совершено 2 похода: по заброшенным деревням и в село Рябово Зуевского района. Первый поход по маршруту Малый Конып – Поляны – Кабаново – Прокудино – Исаковцы позволил пополнить коллекцию экспонатов домашней утвари в школьный музей (см. приложение). Особенно нам повезло в деревне Кабаново. Там в трех заброшенных домах мы обнаружили детали ткацкого стана, чугунки, обувные колодки, кружева и др. Ребята с интересом рассматривали учебники 50-ых годов по разным дисциплинам. Предметов было так много, что мы не смогли их унести, попросили школьного тракториста съездить за ними. Встал вопрос и о помещении.

    Обновленный музей вначале разместился в детском саду "Родничок". Руками воспитателей под руководством заведующей Прозоровой Галины Ивановны была оборудована "горенка", комната, где все напоминало старую избу: высокая железная кровать с подзорами и вышитым покрывалом, макет русской печи, возле которой ухват, чугунки и старое корыто, в переднем углу стол с самоваром и над ним божница со старинной иконой. А рядом с "горенкой" пустая группа – довольно просторная комната. Ее-то и отдала нам под школьный музей Галина Ивановна. Предметы быта мы присоединили к их экспонатам, а в пустующем помещении оборудовали уголок под названием "История пионерской и комсомольской организации" и уголок славы.

    Второй поход по маршруту Полом – Филиппово – Рябово познакомил нас с двумя прекрасными музеями. Нам было необходимо поучиться, как более правильно оформлять свой музей, как вести документацию, ведь у нас все только начиналось. В Поломском школьном музее три комнаты. В первой – история Поломского совхоза. Более всего ребят поразили миниатюрные макеты всех совхозных производств, ну и конечно оформление фотовыставок и уголка славы. Во второй мы окунулись в первое десятилетие ХХ века – там были собраны старые вещи. В третьей – история школы. И вновь макеты, но уже большие, сделанные руками школьников разных лет. В основном сельскохозяйственная техника, машины. Заместитель директора по воспитательной работе Поломской средней школы Ковальногова Татьяна Ивановна рассказала нам, как они вели поисковую работу, как оформляются документы. В Рябово совсем другое дело – там музей государственный и никто нас к документам не подпустил, но зато мы многое узнали о знаменитых земляках братьях Васнецовых. Долго наблюдали за директором музея-мемориала Востриковым В.Н., когда он рисовал знаменитую липу Васнецовых. В 1996 году село Рябово тоже постепенно возрождалось. Завершалось строительство деревянной часовни, начиналась реставрация сельской школы, пополнялись фонды дома с мезонином.

    В 1996 году Малоконыпская средняя школа отметила свой первый десятилетний юбилей, точнее 10 лет работы в новом здании. К этой дате была проведена большая поисковая работа по составлению летописи Малоконыпской школы. Это было только начало работы, которая продолжалась в течение трех лет и была завершена к другому юбилею – 90-летию школы в Малом Коныпе. В результате поиска были собраны сведения обо всех директорах школы и учителях, работавших в школе. Были составлены списки выпускников школы, начиная с 1947 года. Многие из выпускников присутствовали на вечерах встречи. Они оставили свои воспоминания о школьной жизни, дарили подарки. Отрадно отметить, что среди выпускников есть люди, достигшие в жизни немалых высот – ученые, учителя, врачи, руководители крупных предприятий. В музее появилась новая экспозиция " История школы в фотографиях и документах. Появились такие экспонаты, как пионерская и ученическая форма, галстук, старая парта, чернильница-непроливайка и др.

    Музей был открыт для свободного посещения. В нем проводили экскурсии члены музейного актива во главе с директором Коротких Оксаной. Кроме того, зачастую в музее организовывались фольклорные праздники, классные часы, другие мероприятия.

    В октябре 1997 года была набрана первая группа ребят для обучения в Кировской областной очно-заочной краеведческой школе при областном центре детского и юношеского туризма и экскурсий. Школа с двухступенчатым обучением. Двух и трехгодичным курсом.

    В результате обучения ребята приобретают профессиональные навыки по специальностям: библиотекарь-краевед, работник архива, делопроизводитель или экскурсовод. С первого курса выбирается тема исследовательской работы, над которой работают два или три года.

    На сегодняшний день полный курс данной школы окончили семь человек. Их творческие работы заняли почетное место в музее школы. Они используются на уроках краеведения, истории, классных часах.

    В 1999 году работа "Жила была Здравница", по истории детского санатория заняла 1 место в районном конкурсе исследовательских работ учащихся и стала лауреатом ХХII конкурса научно-исследовательских работ в г. Кирове (автор Радина Анастасия). В 2000 году эта работа заявлена о/з школой на региональный конгресс "Шаг в будущее", затем была направлена на всероссийский конкурс исследовательских работ «Отечество», где Радина Анастасия стала первым лауреатом диплома 1 степени. За ней следом в этом конкурсе участвовали еще две выпускницы Малоконыпской школы: Кувшинова Олеся «Война глазами женщин Малого Коныпа» и Коротаева Светлана «Фамилия Ворончихины в становлении деревни Малый Конып». Обе также стали лауреатами диплома 1 степени.

    Не остается без внимания и экскурсионная работа. Посещая Просницкий гончарный цех, для музея были привезены образцы гончарных изделий. С фабрики дымковской игрушки к празднику "Свистунья" – всем участникам экскурсии подарили по свистульке, они тоже остались в музее.

    В 1999 году школьный краеведческий музей приобрел постоянное помещение в здании школы. Оборудованы две комнаты, созданы постоянные и сменные экспозиции по истории школы. Музей функционирует и пополняется новыми материалами. Постепенно составляются карточки и регистрационные книги.

    В школе стало тесно и собранным материалам, и экспонатам, и краеведам. В 2002 году краеведческий кружок был преобразован в клуб «Поиск». Принят устав, который предусматривает членство в клубе не только школьников и учителей, но и всех жителей, желающих помочь в работе музея и сбора краеведческой информации. Штаб клуба разместился в сельской библиотеке и ее заведующая, Шубникова Н.В. возглавила работу.

    В 2004 году к 375-летию Малого Коныпа был открыт постоянный сельский музей в здании Детского сада. В нем разместились экспозиции по истории Малого Коныпа, совхоза "Коныпский", уголок крестьянского быта, уголок боевой Славы. Открытие музея было настоящей сенсацией для коныпчан. Теперь его посещают жители в любое рабочее время сельской библиотеки.

    Ежегодно проводится конкурс на лучший экспонат музея, конкурс на лучшую исследовательскую работу.

    В 2014 году сельский музей отметил свое десятилетие. Это был праздник с гостями и чаепитием, подарками и подведением итогов первого десятилетия.

    В заключении хочется надеяться, что интерес к краеведению не угаснет. Работы предстоит много.
    руководитель работы школьного музея Радина Надежда Петровна

    руководители работы сельского музея-библиотеки им. Шубниковой Н.В., Кожановская Наталья Сергеевна




    Малый Конып 2016 год


    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Прежде чем говорить о задачах крае

    Скачать 92.15 Kb.