• Петуховский М.А.

  • Скачать 10.34 Mb.


    страница1/13
    Дата14.01.2018
    Размер10.34 Mb.

    Скачать 10.34 Mb.

    Причины мировых войн XX века


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    М.А. Петуховский

    к.т.н., лауреат Государственной премии

    Причины мировых войн

    в XX веке.

    Терроризм.

    Деньги, как товар.

    Меты памяти

    (Воспоминания о детстве и войне).

    Москва 2011




    Петуховский М.А.

    П 31

    Причины мировых войн в XX веке.

    Терроризм. Деньги, как товар.

    Меты памяти.




    М., Издательство “Спутник +”, 2011, 137 с.

    В предлагаемой книге автор рассматривает ряд важнейших мировых событий и проблем XX и начала XXI века, опираясь в своих исследованиях на фундаментальные законы природы:

    1. Войны, как проявление острейшего кризиса капиталистической системы, свойственные её экономике и сегодня;

    2. Идеологический терроризм, как борьба нарождающихся цивилизаций, за свое место в мировом человеческом обществе;

    3. Разрушительная энергетика денег в современной структуре всеобщего мирового рынка.

    Книга написана для широкого круга читателей, но может оказаться полезной и для специалистов.

    Благодарим читателя за внимание.

    Вопросы автору и отзывы на книгу просим направлять

    по электронной почте: Petuk24m@mail.ru



    Отпечатано с готового оригинал-макета автора.


    Моим внукам Дмитрию и Юрию посвящается.
    Дай Бог, чтобы им не пришлось воевать.
    Дед, ветеран Великой Отечественной войны.

    ВВЕДЕНИЕ
    В начале XXI века заметно обострился идеологический спор между США и странами Западной Европы, с одной стороны, и Россией, с другой, о причинах и виновниках II–ой Мировой войны, а также о роли этих стран в победе над фашистской Германией. По существу, это продолжение исторического спора между двумя цивилизациями – западной, англо–саксонской, опирающейся, в основном, на протестантскую религию и русской, основанной на православии.

    Этот спор проходил и проходит, как в материалистическом, так и в идеологическом поле. Об этом свидетельствуют неоднократные военные походы Запада на Россию и в обратном направлении, практически на протяжении всей истории. С Запада это были походы тевтонов, поляков, литовцев, шведов, и всей Европы во главе с Наполеоном, немцев в I–й и ll–й Мировых войнах.

    Со стороны России войны с Польшей, Литвой, Швецией, Пруссией и Францией.

    Ярчайшим примером идеологической борьбы между ними является так называемая холодная война, которую организовали США и Великобритания после окончания II–й Мировой войны против своего союзника Советской России. Началохолодной войны провозгласил Черчилль в известной речи в Фултоне, призывая весь свободный мир сплотиться в борьбе против коммунистической России. Позже американский президент Рейган назвал нашу страну исчадием зла.

    Результаты этой войны известны. Россия её проиграла. Социалистический строй был разрушен, и страна возвратилась к капитализму середины XIX века. Полное подчинение идеологии США, копирование её структур в экономике и власти при Ельцине и Козыреве; беззастенчивый грабеж ресурсов и богатства страны, как внутренними, так и внешними частными собственниками, устраивали США и западные страны. Лейтмотивом отношений между Западом и поверженной Россией стали демагогические речи политиков о взаимопонимании и взаимодоверии, о ельцинской России перестали на Западе говорить как источнике зла.

    Но стоило России при президентах Путине и Медведеве обозначить свои национальные государственные интересы, и открыто заявлять об этом на высшем государственном уровне, как снова со стороны Запада стали набирать силу элементы старой, идеологическойхолодной войны против нашей страны.

    Объединение русского народа на идеях патриотизма, признание Дня Победы, как государственного праздника, вызывают острую негативную реакцию на Западе, призывающего забыть ll–ю Мировую войну и её итоги, как далекое и кошмарное прошлое. Тем более, что поведение правительств Франции и Англии в предвоенный период, да и во время нападения немцев на Польшу, было таковым, что им хотелось бы поскорее стереть воспоминания об этом из истории и памяти народов. Да и для немцев день 9–е мая – это соль на рану. Поэтому Запад мобилизует все свои идеологические центры и СМИ, чтобы принизить ту роль, которую сыграла Советская Россия в разгроме Германии и спасении народов Европы от фашистской чумы. Они бьют сразу по двум целям: по социалистическому прошлому России и её революционным идеям интернационализма и коллективизма, так опасных для них, а также по России начала XXI века, начинающей отстаивать свои государственные интересы.

    Таковы современные факты.

    Думается, что корневые причины двух страшных Мировых войн XX века, начавшихся в центре Европы, самой развитой и культурной части света, лежат в исторических особенностях развития экономики и государственных идеологий воевавших стран. Поэтому совершенно необходим экскурс в их историю для объективной оценки причин, приведших к этим ужасным войнам.
    О ПРИЧИНАХ МИРОВЫХ ВОЙН
    Как общественная система, человечество функционирует и развивается в двух ипостасях: в материальной – это физиология, производство, торговля, потребление; и идеальной, духовной, мыслительной – религия, культура, СМИ, идеология, государство и власть.

    Каждая из них представляет собой самостоятельную систему и вместе они сосуществуют как единое целое, в виде социально–общественного, экономического строя.

    Общественные системы являются аналогами природных энергетических систем. В тех и других действуют только две силы. В природных системах это силы притяжения (центростремительные) и отталкивания (центробежные, кинетические) и их производные, а в общественных они присутствуют в виде идей коллективизма и индивидуализма.

    Первые – объединяющие. Они строят внутренние системные связи вокруг материальных или виртуальных центров в природе и государствах, в человеческом обществе, обеспечивая их устойчивость. Вторые – кинетические, центробежные – в природе, в обществе в виде идей индивидуализма и частной собственности на средства производства, а также нерегулируемой свободы в поведении отдельных индивидов. Такие проявления кинетических сил стремятся ослабить внутренние связи и в пределе разрушить сами системы.

    Построить систему на одной из этих сил невозможно. Но постоянное динамическое равновесие между этими силами и идеями представляют суть устойчивой системы.

    Человек – часть природы и учится только у неё. Свои общественные системы он строит по аналогии с системами природными, на основе двух противоположных сил.

    В религии это бог и сатана.

    В искусстве и воспитании – добро и зло.

    В экономике, государственно–кооперативная и частная формы собственности на средства производства.

    В государстве и праве обязанности отдельного человека перед обществом и государством, с одной стороны и обеспечение своих личных, корыстных интересов, с другой.

    В идеологии объединяющий коллективизм и разъединяющий индивидуализм.

    Постоянное взаимодействие этих сил и идей определяет развитие природных и общественных систем. Подробно эти взаимодействия в истории ранее рассмотрены автором в книгах: Поиск устойчивости в общественных системах, Энергетика общественных систем, Кризисы общественных систем, Цивилизации, Концептуальные основы общественных наук, Законы термодинамики и Вселенная, более подробная информация об их содержании приведена в конце книги.

    Все природные системы, в том числе и живые, развиваются строго в соответствии с фундаментальными законами природы, называемыми термодинамическими началами.

    В общественных системах, кроме них, действуют личные желания и цели отдельных людей и классов. Они выступают в общественных системах в виде классовой идеологии, облеченной в форму государственных законов.

    Идеология людей, как программа их жизнедеятельности, является основной системой, определяющей взаимодействие между ними и направление развития общественных систем в истории. Поэтому поиск причин, породивших две Мировых войны в XX веке, надо начинать с изучения и анализа государственных идеологий, а также экономики европейских стран, между которыми эти войны разразились. Без знания фундаментальных законов природы, управляющих, в конечном итоге, всеми процессами в мире, невозможно их анализировать. Пренебрежение ими при анализе общественных процессов неизбежно ведет к принципиальным ошибкам. Поэтому автор был вынужден напомнить читателям о главных из них.
    РАЗВИТИЕ ИДЕОЛОГИИ
    Попробуем проследить исторические особенности развития государственных идеологий в европейских странах.

    В основе их лежат идеи доминирования индивидуализма и его производной – принципа частной собственности на средства производства. На эти идеи накладывались религиозные догматы, которые освящали их божественным провидением. Религия составляла основу ряда государственных идеологий. До XVI века в Европе определяющими государственными религиями были католицизм в большинстве западных стран; православие в России; и ислам, насаждаемый турками в захваченных ими странах юго–восточной Европы.

    Набирающий силу торгово–промышленный класс, в германских землях, а также в Голландии, Англии и Швеции, был недоволен распространением идей католицизма в общественной жизни и порядками, установленными Папой Римским в этой религии. Один из важных её догматов о греховности богатства и накопительства, как цели жизни, связывал инициативу этого нового класса. Торгово–промышленная буржуазия, располагая огромными материальными средствами, рвалась к власти. Для этого ей нужна была своя идеология, оправдывающая накопление богатств. В те времена такой идеологией могла стать только новая религия. И она появилась в середине XVI века в Германии и Швейцарии. Её пророками были Лютер, и Кальвин, выступавшие с острой критикой ряда догматов католицизма и против безраздельного влияния духовной власти Папы Римского и католической церкви на сознание людей.

    Новая религия, родившаяся в недрах католицизма, как ересь, получила название ПРОТЕСТАНСТВО, РЕФОРМАЦИЯ. Она признавала Иисуса Христа как единого Бога и была в этом смысле христианской. Но её догматы в корне отличались от идей католической религии. Она не признавала Папу Римского, в качестве наместника Бога на земле и непогрешимость его суждений и действий; отвергала католическую церковь и её священнослужителей, назначаемых Ватиканом, через которых, как трактовалось, миряне только и могли обращаться к Богу в костёлах.
    Протестанты провозгласили:

    • каждый мирянин сам может обращаться напрямую к Богу в своей домашней молельне;

    • пастыри должны выбираться верующими из своей среды;

    • накопительство богатств является богоугодным деянием;

    • люди, исповедующие эту религию, являются особыми, Богом избранными, имеющими превосходство над другими народами [1] .


    Эти догматы новой протестантской религии стали основой идеологии торгово–промышленного класса, по определению его историка и идеолога Макса Вебера [2] .В протестантстве появилось несколько религиозно–идеологических направлений, конфессий, немногим отличавшихся друг от друга. Это лютеранство и кальвинизм в странах центральной и северной Европы, англиканство в Англии, гугеноты во Франции, чешские братья в Чехии.

    Догматы новой религии отвечали интересам, быстро набирающего силу торгово–промышленного класса.

    Они освящали его буржуазную деятельность, сплачивали торговцев и промышленников в борьбе против власти королей и крупных земельных собственников, опиравшихся на католическую религию.

    Буржуазные революции в Голландии и Англии прошли под лозунгами борьбы новых протестантских религий против католицизма. Гражданские войны за власть между буржуазией и крупными землевладельцами носили ярко выраженный идеологический, религиозный характер. Во Франции это были войны между католиками и гугенотами–протестантами, в Австрии и Чехии–войны протестантов–гуситов против католиков, 30–летняя крестьянская война в германских землях также шла под лозунгами религиозных разногласий.
    КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРЕДЕЛ
    Протестантство, ставшее государственной религией, превратилось в идеологическую основу быстрого развития капитализма в этих странах. После победы буржуазных революций в Голландии и Англии протестантская религия идеологически обосновала колониальную агрессию этих стран по всему миру, начиная с XVII века. Английские и голландские протестанты уничтожали краснокожих аборигенов в захваченных землях Северной Америки и Австралии, как не людей, не упоминавшихся в Библии.

    Католические страны Испания, Португалия и Франция вели захватнические войны во вновь открытых европейскими мореплавателями землях, но их колониальная идеология опиралась на допустимость Единым Богом всех людей, в том числе, с разным цветом кожи. Поэтому они целенаправленно не уничтожали аборигенов, а ассимилировались с ними.

    Австрия, континентальная страна без выхода к морю, как и Россия, расширяла свои границы на юг и восток. Австрия – в сторону Балканского полуострова, северной Италии и юго–восточной Польши. Россия – в сторону Сибири, на юг в Причерноморье, за счёт отторжения земель от Турции, а также колонизации Кавказа и в XIX веке Средней Азии. Турция с трудом сдерживала натиск Запада в Северной Африке и России в Причерноморье. Но все эти страны – Австрия, Россия и Турция – не имели возможностей и сил для захватов колоний на других континентах.

    Для этого нужно было иметь мощный флот и хорошо развитую промышленность, которых у этих стран не было.

    В начале XIX века Германия и Италия находились в раздробленном состоянии, в виде средневековых феодальных княжеств и свободных городов–республик. Так, на территории современной Германии было около тридцати отдельных княжеств, герцогств и свободных городов [3]. Они были заняты внутренними распрями между собой и сопротивлением государственному объединению вокруг сильного центра. Длительное время объединить разрозненные земли в государства пытались Пруссия в Германии и Ватикан в Италии.

    Унитарные, централизованные государства – Англия, Голландия, Франция, Австрия, Испания и Россия – были против объединения этих стран и появления в центре Европы сильных государств, новых конкурентов. Россия и Австрия вели войны в первой половине XVIII века против Пруссии, стремившейся силой создать единое германское государство. То же делали они в Италии, поддерживая против Рима Неаполитанское королевство и свободные города–республики: Геную. Флоренцию, Венецию, Сардинию и Сицилию. Этим двум раздробленным странам и их правящим классам пока было не до колониальных военных захватов на стороне. Объединиться и создать единое государство здесь долго не удавалось. Для этого было необходимо силовое объединение сверху, со стороны сильнейшего, или снизу, в виде народного движения.

    В Германии такое объединение произошло в начале 1871 года в результате победы Пруссии над Францией. Это удалось сделать прусскому канцлеру Отто Бисмарку, выдающемуся организатору, политику и военному деятелю. Прусский король стал императором новой Германской империи. В нее вошли 25 бывших самостоятельных княжеств и герцогств, а также области Эльзас и Лотарингия, располагавшие огромными запасами железной руды и каменного угля. Последние были отторгнуты от Франции, в результате её поражения в войне с Пруссией [4] .

    За счёт огромной контрибуции, полученной с Франции, германская промышленность начала быстро развиваться. В период 1870–1873 годов выплавка чугуна выросла на 40%, а стали – на 80% [5]. Протестантская религия, ставшая государственной, способствовала бурному развитию капиталистических отношений в империи.

    В Италии объединяющей силой было народно–освободительное движение во главе с Джузеппе Гарибальди. Оно закончилось походом в 1860 году на Рим и созданием монархического единого государства [6].

    Но католическая религия мешала развитию в странах капиталистических отношений. Капитализм в них установился лишь в начале XX века.

    Идеологической основой объединительных процессов в Германии и Италии были идеи национализма, объединения народа в единую нацию на базе центральной государственной власти. Они превратились в сильные единые государства лишь в середине XIX века, опоздав к дележу колониального пирога, который, в виде колониальных владений, разделили между собой Англия, Голландия, Бельгия и Франция, получавшие огромные прибыли от эксплуатации дешевого труда туземцев и вывоза из колоний продуктов питания, особенно полезных ископаемых для своей промышленности.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Причины мировых войн XX века

    Скачать 10.34 Mb.