• Микросреда
  • Жизненные циклы организации
  • Ключевые показатели взвешенной финансовой политики по Р.Маррису



  • страница1/3
    Дата21.10.2017
    Размер0.53 Mb.
    ТипДоклад

    Приемы моделирования экономического роста предприятия


      1   2   3

    РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

    Уральское отделение

    Институт экономики

    Научные доклады

    Тонких А.С.

    Остальцев А.С.

    Остальцев И.С.

    пРИЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ПРЕДПРИЯТИЯ

    Екатеринбург-Ижевск

    2012

    УДК 330.35:330.46:519.86



    ББК 65.050+65.290-2

    Тонких А.С., Остальцев А.С., Остальцев И.С. Приемы моделирования экономического роста предприятия. – Екатеринбург – Ижевск, 2012 – Издательство ИЭ УрО РАН – 50 с.


    В работе представлен обзор приемов моделирования экономического роста предприятия. Приведено обоснование необходимости разработки альтернативных моделей роста.

    Публикация представляет интерес специалистов по вопросам управления, системного анализа, экономического роста.


    Ответственный редактор:


    доктор экономических наук О.И. Боткин

    Рецензенты:


    доктор экономических наук В.И. Некрасов

    доктор экономических наук А.М. Макаров


    © Тонких А.С., Остальцев А.С., Остальцев И.С. 2012.

    © Институт экономики УрО РАН, 2012.



    ВВЕДЕНИЕ

    Экономический рост организации является неизбежным этапом ее развития. Более того, экономический рост является одной из приоритетных целей бизнеса. Под экономическим ростом в микроэкономическом смысле, как правило, понимают увеличение во времени объемных показателей деятельности, таких как выручка от реализации продукции, совокупные активы, прибыль, собственный капитал и т.д.

    Экономический рост делает предприятие инвестиционно привлекательным, позволяет ему удовлетворять возрастающий спрос на продукцию, является одним из ключевых факторов изменения рыночной стоимости фирмы. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость разработки хозяйствующими субъектами собственных моделей экономического роста, адекватных современным условиям и способных обеспечивать позитивную экономическую динамику.

    Эта задача в теоретическом аспекте требует: рассмотреть основные приемы моделирования экономического роста предприятия и оценить возможность разработки альтернативных вариантов.


    1. Экономический рост предприятия: ключевые понятия
    Хозяйственная деятельность фирм сопровождается, как правило, изменением объемных характеристик. Таких как, выручка от реализации продукции, объемы производства, размер активов, сумма накопленной прибыли, численность работающих и других показателей. Этому есть несколько причин.

    1. Изменение хозяйственной конъюнктуры.

    Деловая активность рыночных субъектов подвержена регулярным колебаниям, называемым экономическими циклами [1,2,3]. Фазы, которые проходит экономика в результате циклической динамики: пик, соответствующий периоду, в течение которого реальный выпуск достигает своего максимального значения; кризис (сокращение), в течение которого наблюдается снижение реального объема производства; дно («подошва») - точка, в которой реальный выпуск доходит до своего минимального значения; подъем - период, характеризующийся ростом реального валового национального продукта. Сокращение общего объема производства называют также спадом или рецессией; термин депрессия используется по отношению к длительным спадам [4].

    Не претендуя на точность, экономический цикл схематично можно изобразить следующим образом (Рисунок 1).

    Экономические циклы неизбежны. Предвидя наступление очередной фазы экономического цикла субъекты рынка (фирмы и домашние хозяйства) начинают либо усиленно экономить, либо увеличивают расходы. В результате сокращается или возрастает совокупный спрос. Фирмы получают меньше или больше заказов на изготовление продукции, соответственно меняется объем производства и реализации. Меняется деловая активность: фирмы начинают сокращать ассортимент выпускаемой продукции или наоборот запускают новые проекты, берут кредиты на их осуществление.


    Рисунок 1. Фазы экономического цикла.

    2. Адаптация к изменениям внешней среды.

    Согласно концепции стратегического менеджмента [5] деятельность предприятия осуществляется в условиях изменения внешней среды, и которым фирма вынуждена приспосабливаться. Внешняя среда организации включает все факторы, воздействующие на деятельность организации и находящиеся вне сферы ее прямого влияния [6] (Рисунок 2).

    Микросреда

    Акционеры

    Поставщики

    Профсоюзы

    Покупатели

    Кредиторы

    Конкуренты

    Предприятие



    Микросреда

    Политико-правовые факторы

    Социально-демографическая среда

    Научно-технический прогресс

    Природные факторы

    Экономика



    Рисунок 2. Внешняя среда предприятия.
    Внешняя среда подвержена постоянным изменениям, которые с каждым годом происходят все быстрее. Изменения предпочтений потребителей, усиление роли информационных технологий и Интернета, научно-технический прогресс, процессы глобализации, появление новых рыночных институтов, изменение законодательства, экологические требования и т.п. – все это оказывает непосредственное влияние на объемы производства и реализации продукции и другие количественные характеристики предприятия. При этом, как уже было отмечено, фирмы не могут прямо влиять на эти изменения.

    3. Усиление конкуренции.

    Уровень конкуренции определяет размеры прибыли и выручки предприятия. Чем выше конкуренция, тем, соответственно, меньше возможностей у предприятия обеспечить высокий рост прибыли и выручки. Более того, возможна ситуация, когда в условиях значительной конкуренции объемные показатели снижаются.

    Конкурентное давление может быть комбинацией различных факторов. Один из главных теоретиков конкуренции М.Портер выделил пять таких факторов [7] (Рисунок 3).

    Конкуренция между продавцами внутри отрасли
    Конкурентное давление, создаваемое борьбой за конкурентное преимущество и улучшение рыночного положения

    Поставщики ресурсов

    Конкурентное давление со стороны поставщиков, вызванное необходимостью взаимодействия

    с ними и обязательствами перед ними

    Покупатели

    Конкурентное давление со стороны потребителей, вызванное необходимостью взаимодействия

    с ними и обязательствами перед ними

    Компании из других отраслей, предлагающих товары-заменители

    Конкурентное давление со стороны представителей других отраслей, пытающихся переманить покупателей

    Потенциальные новые конкуренты

    Конкурентное давление, создаваемое угрозой появления на рынке новых соперников

    Рисунок 3. Пятифакторная модель конкуренции Портера.

    Чем сильнее общее воздействие факторов конкуренции, те большее снижение претерпят такие объемные показатели, как прибыль и выручка от продаж, а также производные от них показатели объемов производства, численности персонала, суммы активов и т.д. Наиболее опасна ситуация, когда все пять факторов создают на рынке жесткую конкуренцию.

    4. Закон онтогенеза организации.

    Если рассматривать фирму как организационную систему, то она за время жизни имеет возможность совершенствовать и подбирать новые элементы, изменять внутриструктурные связи, внутриорганизационные пропорции между частями, смещать центры устойчивости динамического равновесия и функции прежних составных компонентов, изменять их природу [8]. То есть фирма, как и живое существо, подчиняется закону онтогенеза, который заключается в том, что любая организация проходит определенные этапы развития, такие как становление, развитие и угасание. При этом желательно ускорение первой фазы, продление второй и отсрочивание во времени третьей.

    Закон онтогенеза носит объективный, независящий от организации характер. Однако продолжительность фаз в экономических системах может сознательно регулироваться. Тем не менее, жизненный цикл организации имеет как стадии роста, так и стадии кризиса (Рисунок 4).

    В зависимости от стадии жизненного цикла изменяются ключевые характеристики деятельности. Например, на стадии роста растет показатель объемов реализации, на стадии стабилизации растет прибыль, в кризис падает и выручка и прибыль и т.д.

    Можно сказать, что деятельность фирмы сопровождается постоянными изменениями объемных показателей, которые являются следствием не только субъективных, но и, как было показано выше, объективных причин.
    Жизненные циклы организации

    11

    2



    3

    4

    2



    3

    4

    2



    3

    4

    2



    3

    4

    Время



    Эффективность организации

    1-формирование организации, 2-интенсивный рост, 3-стабилизация, 4-кризис




    Рисунок 4. Жизненные циклы организации.

    Увеличение объемных показателей во времени характеризует экономический рост фирмы. Изначально, экономический рост рассматривался как макроэкономическая категория, однако впоследствии данный термин нашел адекватное отражение в теориях менеджмента. В большинстве случаев экономический рост предприятия трактуется как расширение масштабов деятельности. Так, например, в [10] под экономическим ростом понимается постоянное увеличение объемов товаров и услуг, произведенных за определенный период времени. Однако в силу цикличности экономики подобный рост не может быть постоянным. В [11] уточняется, что экономическим ростом будет являться долговременные изменения естественного уровня реального объема производства, связанное с развитием производительных сил на долгосрочном интервале времени. Здесь уже допускается краткосрочное снижение ключевых объемных характеристик; главное, чтобы по истечении достаточно продолжительного периода времени объемы производства увеличивались.

    В американских университетских учебниках (см. например [12,13,14]) под экономическим ростом понимается способность наращивать объемы продаж, или по-другому, оборот фирмы. В частности, в [12] под экономическим ростом компании понимается показатель того максимума роста в продажах, которого может достичь компания при сохранении пропорций своего финансового состояния. Это дополнение хорошо иллюстрируется так называемым «золотым правилом» экономики предприятия [14], выраженное неравенством (1):




    (1)

    где





    темп роста показателя a;




    СА



    сумма совокупных активов;




    ВР



    выручка от реализации продукции;




    П



    прибыль.

    Неравенство имеет очевидную интерпретацию. Требование роста активов вызвано необходимостью роста производственных мощностей и других видов ресурсов под планируемый рост продаж. При этом объем продаж (выручка от реализации) должен расти быстрее суммарных активов, что обусловлено ростом отдачи вложений в активы фирмы – одни и те же активы производят больше выручки от продаж. Больший рост прибыли по сравнению с выручкой от реализации вызван снижением удельных постоянных расходов при росте объемов производства и продаж. Хотя это неравенство критикуется многими исследователями, в частности тем, что не всегда удается достичь экономии на масштабах производства (далее мы еще вернемся к этому вопросу), тем не менее, оно содержит очень рациональное зерно – показатели, характеризующий экономический рост, должны быть взаимоупорядочены в динамике.

    По мнению сторонников «золотого правила», экономический рост фирмы имеет место только тогда, когда будет соблюдаться взаимосвязанный и взаимоувязанный рост различных объемных показателей, аналогичный представленному.

    Таким образом, экономический рост – это интегральная характеристика деятельности предприятия, которая должна оцениваться адекватной системой взаимосвязанных показателей.

    Обеспечение подобной взаимосвязи показателей достигается в рамках моделирования экономического роста, в ходе которого решается вопрос: каковы должны быть темпы роста ключевых показателей, откуда их взять? В одних случаях руководствуются разработанными планами, в других – данными маркетинговых исследований и существующими производственными мощностями, в третьих – имеющимися на сегодня заказами, в четвертых – указаниями вышестоящих или материнских компаний. Вопрос о реалистичности подобных планов остается открытым, тем не менее, моделирование должно быть направлено на достижение целей, стоящих перед предприятием, среди которых могут быть конкурирующие между собой, например, такие как максимизация прибыли и обеспечение долгосрочного существования (оптимизация соотношения рентабельности и ликвидности). Отсюда, работа над моделями, помимо возможности получения более эффективного инструмента управления, должна балансировать цели предприятия в части продаж, производства, издержек, инвестиций, источников и объемов финансировании и т.д.



    Модель – это отражение реального объекта [38]. В экономике такое отражение может быть представлено моделью описательного характера (в виде графиков и таблиц) или математической (в виде системы математических уравнений, неравенств, формул, описывающих характеристики и взаимосвязи экономических показателей деятельности реального предприятия). Процесс построения математической модели экономического процесса (то есть описание характеристик и взаимосвязей экономических показателей) и составляет суть моделирования, позволяющего свести экономический анализ к математическому анализу и обосновать принятие эффективных решений. Описание экономических условий математическими соотношениями – результат того, что модель устанавливает связи и зависимости между экономическими параметрами или величинами.

    Методика построения экономической модели состоит в том, чтобы экономическую сущность задачи представить математически, используя различные символы, переменные и постоянные величины, индексы и другие обозначения. Поэтому в первую очередь необходимо определить систему переменных величин, которые для решения задачи могут обозначить искомый объем производства продукции на предприятии, допустимый экономический рост и т.д.

     Таким образом, экономические модели включают:

    - выбор некоторого числа переменных величин для формализации модели объекта;

    - информационную базу данных объекта;

    - выражение взаимосвязей, характеризующих объект, в виде уравнений и неравенств;

    - выбор критерия эффективности и выражение его в виде математического соотношения – целевой функции.



    2. Классические модели экономического роста фирмы
    Рассмотрим, какие переменные могут входить в состав модели экономического роста предприятия.

    В основе классической экономической теории в качестве основного показателя роста рассматривается максимизация прибыли предприятия. Предполагается, что максимизация прибыли отдельных хозяйствующих субъектов ведет к максимизации всего общественного благосостояния. Максимизация прибыли возможна, так как с ростом объемов производства снижаются удельные издержки, что приводит росту прибыли. В этом случае важен «эффект масштаба». Однако полученная (пусть даже максимально возможная) прибыль может быть израсходована на текущие нужды предприятия, что лишит фирму возможностей формировать ресурсы, достаточные для поддержания долгосрочного развития, и, как следствие, приведет к утрате конкурентных преимуществ. Не следует забывать также: получение максимальной прибыли сопровождается максимальным риском, в случае реализации которого неизбежно ухудшение результатов деятельности предприятия вплоть до крайней формы его проявления – банкротства. Поэтому максимизация прибыли не может рассматриваться в качестве единственной главной цели предприятия.

    Впоследствии было замечено, что в реальности изменение расходов фирмы отличается от классического представления. Экономически рост стали связывать с понятием «оптимального» размера предприятия [15].

    Поначалу, рост предприятия действительно сопровождается снижением удельных общих затрат, поэтому крупные предприятия являются более предпочтительными по сравнению с малыми и средними фирмами. При всем притом экономические преимущества крупных предприятий не безграничны. С ростом размеров предприятий, с увеличением масштабов производства прогрессирующе возрастают затраты, связанные с реализацией продукции. В частности, возрастают транспортные расходы: расширяется география продаж, растет потребление сырья от территориально удаленных поставщиков. Также существенно растут затраты на сбыт продукции, продавать дополнительные объемы все сложнее и сложнее. Как следствие, скидки покупателям увеличиваются, рекламные и маркетинговые расходы растут. На графике данную ситуацию можно представить следующим образом (Рисунок 5).

    Отсюда, существует оптимальный размер предприятия – тот масштаб производства, при котором достигаются наименьшие суммарные затраты, а любые отклонения – это потеря для предприятия, отрасли и национальной экономики в целом.


    Оптимальный размер предприятия




    Рисунок 5. Зависимость удельных затрат от объема продаж фирмы.

    Однако с развитием стратегической теории фирмы, появилось понимание того, что классический подход к определению «оптимального» размера фирмы не имеет под собой ни теоретической, ни эмпирической основы [16]. А именно: применительно к многопродуктовой фирме нет оснований предполагать убывания прибыльности компании с увеличением ее размеров и, особенно, с изменением ассортимента производимой продукции.

    Встал вопрос об экономических границах роста фирмы.

    Одним из первых в решении данного вопроса стали работы Э.Пенроуз, в частности [17]. Она рассматривала фирму как пучок производственных, материальных, информационных, человеческих ресурсов, сбалансированный набор которых и обеспечивает ее уникальность. Умелая координация этих ресурсов обеспечивает фирме конкурентные преимущества, способствующие росту компании.

    Идеи ресурсного подхода в управлении развивает Р.Маррис [19]. Он исходит из того, что главной целью деятельности фирмы является максимизация темпов роста фирмы. При этом главным оцениваемым показателем выступают темпы роста объемов продаж. Более высокие темпы роста, как показывает Маррис, достигаются менеджерами за счет и в ущерб совокупной прибыли. Менеджеры гораздо лучше достигают цели роста объема продаж, чем роста прибыли, так как они отождествляют свое «я» с организацией, и чем крупнее по размерам фирма, тем больше жалованье, власть и престиж. Поэтому менеджеров, прежде всего, волнует объем продаж, а не размер прибыли.

    Однако если изменить исходный набор предпосылок (источники финансирования роста, целевая прибыль, соответствие структуры предложения структуре спроса), то становится менее очевидным, почему фирма, нацеленная на максимизацию прибыли, должна расти меньшими темпами.

    У. Баумоль [20] также ассоциируют рост фирмы с ростом объемов продаж. Это обусловлено разделением функций владения и управления в современных корпорациях. Полномочия менеджеров позволяют им преследовать, прежде всего, свои личные цели, а не цели собственников фирмы. Им достаточно обеспечить минимально приемлемый уровень прибыли, который бы удовлетворял акционеров. При этом важно показывать не высокий уровень прибыли в отдельные годы, а стабильную (пусть даже и невысокую) сумму прибыли на продолжительном периоде времени, так как это в большей степени устраивает акционеров.

    Еще один довод в пользу максимизации объемов продаж состоит в том, что банки и финансовые институты рассматривают его как хороший индикатор эффективности работы фирмы. Поэтому основным критерием роста фирмы является рост выручки.

    Маррис [19] выдвинул другую версию реализации целей менеджеров.

    Исходная предпосылка та же самая: владельцы хотят, чтобы максимизировали их выгоды, а менеджеры пытаются максимизировать свои. Однако эти выгоды не обязательно противоречат друг другу, так как большая часть переменных, на основе которых оцениваются выгоды, тесно связаны с одним показателем – размером фирмы. Логично предположить, что долгосрочный максимальный рост любой из переменных эквивалентен максимизации долгосрочного роста других.

    Рост ограничивается двумя факторами:


    1. Управленческая команда.

    Менеджмент – это командный вид деятельности и наем новых менеджеров не расширяет немедленно управленческих возможностей, новым руководителям требуется время, чтобы интегрироваться в команду.

    1. Гарантия занятости.

    Менеджеры предпочитают работать долго на одном месте. Гарантия занятости достигается за счет проведения взвешенной финансовой политики. Взвешенная финансовая политика требует поддержки значений трех ключевых показателей на оптимальном уровне (Таблица 1).

    Таблица 1



    Ключевые показатели взвешенной финансовой политики по Р.Маррису

    Наименование

    Наименование (англ.)

    Расчет показателя

    Требования к показателю

    Коэффициент текущей ликвидности

    Current ratio



    Снижение увеличивает риск неплатежеспособности

    Коэффициент задолженности

    Debt-Equity ratio



    Высокое значение ведет к банкротству

    Коэффициент сохранения прибыли

    Profit Retention ratio

    Часть прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после выплаты дивидендов

    Высокое значение увеличивает капитал фирмы

    Сочетание этих параметров обеспечивает фирме сбалансированный рост. Данная модель называется моделью сбалансированного роста Марриса. Сбалансированный рост, по его мнению, достигается за счет диверсификации деятельности, а не за счет слияний и поглощений, то есть простым укрупнением фирмы добиться ее роста невозможно, нужны структурные изменения. Следовательно, для оценки экономического роста фирмы нужны структурные измерители [21].

    Итак, Маррис полагал, во-первых, что рост продаж и прибыль – это конкурирующие цели, фирмы не могут добиться максимального роста и максимальной прибыли одновременно. Во-вторых, рост фирмы осуществляется в основном через внедрение новых продуктов.

    Действительно, в рамках традиционных оптимальных моделей управления невозможно добиться максимизации одновременно двух параметров. Однако если «смягчить» требования оптимизации, то есть не требовать достижения максимумов по различным параметрам, а обеспечить их взаимосвязанный рост, как, например, в «золотом правиле» (1) (1 < Темп роста объемов продаж < Темп роста прибыли), то такое требование представляется вполне достижимым, по крайней мере, на ограниченном периоде времени.

    Кроме того, расти только за счет новой продукции невозможно, рано или поздно, конкуренты будут выпускать аналогичную продукцию. Предприятия сырьевых отраслей и предприятия, выпускающие стандартизированную продукцию (цемент, спички, соль, бензин и т.п.), также не могут расти за счет диверсификации, так как возможности выпускать новую продукцию у подобных предприятий ограничены. Предметом нашего рассмотрения являются предприятия ТЭК, поэтому требуется иная модель экономического роста, основанная на структурном измерителе.

    Нобелевский лауреат О.Уильямсон [23] развивает мысль, что менеджеры фирмы преследуют цели альтернативные максимизации прибыли, будучи заинтересованными в статусе власти, престиже и денежном вознаграждении. Он утверждает, что с подачи менеджеров фирма стремиться максимизировать дискреционные расходы, то есть расходы, превышающие "нормальные" расходы, необходимые для поддержания минимально допустимого для акционеров уровня прибыли (см. рисунок 6).
    π максимальная

    πmax


    Избыточные расходы на персонал (S)
    π реальная

    πА

    +
    π объявленная

    πR


    Управленческая слабина (привилегии) (S)

    +

    +


    Дивиденды
    «Нормальные» инвестиции
    π минимальная

    πmin


    Налоги (T)
    Дискреционные расходы (I)

    +

    +



    Рисунок 6. Модель Уильямсона.

    π - прибыль. К дискреционным расходам относятся S,M.I. Стремления менеджеров сводятся к максимизации функции полезности, зависящей от этих трех параметров.



    где



    Поэтому экономический рост зависит не только от объемов выпуска, но и S, которые определяют цену и реальную прибыль; M, которая определяет отчетную и объявленную прибыль; а также I. При этом максимизация каждого параметра в отдельности сдерживается необходимостью сохранения приемлемого для акционеров уровня прибыли.

    Однако применение данной модели в хозяйственной практике содержит ряд ограничений.

    Во-первых, сам термин максимизация подразумевает, что будет достигнуто максимальное значение на определенном интервале времени. Но это не означает, что данный максимум будет достигнут и на другом временном промежутке.

    Во-вторых, максимум достигается при существующих ограничениях параметров функции, которые могут изменяться в динамике, что приведет к изменению функции полезности и, следовательно, максимального его значения. Так как параметры функции не статичны во времени в силу изменчивости внешней и внутренней бизнес-среды, то нет смысла говорить о возможности достижения максимумов, если их значения постоянно меняются.

    В-третьих, получение максимальной выгоды сопровождается высоким уровнем риска, в силу реализации которого неизбежно ухудшение результатов деятельности фирмы. Часть акционеров, вероятно, не захотят принять на себя высокие риски и, тем более, не согласятся принимать высокий уровень дискреционных расходов, которые ухудшают отдачу от вложенных акционерами ресурсов.

    В-четвертых, как определить минимальный уровень прибыли, который устраивает акционеров? Данная проблема осложняется тем, что у разных акционеров различные взгляды на минимальный уровень прибыли. За рамками данной модели остается вопрос согласования интересов акционеров, касаемых минимального уровня прибыли. Да, предполагается, что недовольные прибылью акционеры начнут продавать принадлежащие им акции, и это вынуждает менеджеров обеспечивать более высокий уровень минимальной прибыли. Однако целесообразнее для всех заинтересованных сторон договориться о приемлемом для них уровне прибыли, что возможно в рамках иных моделей.

    Рассмотрим еще одну теорию, почему менеджеров заботит, прежде всего, рост объемов продаж.



    Термин «техноструктура» предложен Джоном Гэлбрейтом [37]. Это управляющие, специалисты, ученые, технологи, конструкторы, фактически обеспечивающие функционирование крупных корпораций. Подлинная экономическая власть принадлежит им, а не собственникам, не акционерам. Реальную силу в крупных фирмах представляет группа высококвалифицированных, обладающих необходимой информацией и знаниями менеджеров-технологов.

    Основной положительной целью техноструктуры является рост фирмы. Затем этот рост становится важнейшей целью планирующей системы и, как следствие, общества, в котором доминируют крупные фирмы.

    Прежде всего, рост направлен на то, чтобы обеспечить достижение защитных целей техноструктуры. Крупная фирма может лучше, чем небольшая фирма, контролировать свои цены и издержки, убеждать своих потребителей и управлять ими. В силу этих обстоятельств она способна ограждать себя от снижения прибылей в результате конкуренции и, таким образом, ограждать свои доходы, а вместе с ними и свой источник капитала. Она имеет больше возможностей избавиться от тех затрат на рабочую силу, которые она не в состоянии регулировать, а также обеспечить себе соответствующее мнение среди общественности и добиться необходимых действий со стороны государства. Это значит, что крупная фирма способна более надежно оградить себя от нежелательных для нее изменений в уровне доходов, что могло бы вызвать вмешательство в ее дела акционеров или кредиторов, а также в связи с неблагоприятной реакцией со стороны общественности повлечь за собой вмешательство профсоюзов, потребителей или правительства.

    Далее, рост фирмы служит также, как ничто другое, обеспечению непосредственных финансовых интересов техноструктуры. В фирме, размеры которой неизменны, продвижение отдельного сотрудника по служебной лестнице зависит от смерти, потери трудоспособности или отставки тех, кто находится выше его в служебной иерархии. Напротив, в растущей фирме сам процесс роста создает новые должности. Каждый получает возможность выдвинуться. Преуспеть могут все. Отношения рабочего сотрудничества не омрачаются надеждой на то, что кто-то станет неспособным выполнять свои служебные обязанности. А по мере того как растут объем продаж, численность, занятых или же величина контролируемых активов, возрастает и жалованье, количество счетов, которые фирма оплачивает за своих сотрудников, право на получение премий и привилегий.

    Значение роста в качестве цели увеличивается и потому, что существует тесная связь между конечным вознаграждением и действиями, которые обеспечили такой рост. В крупной организации доходы обычно рассчитывают лишь для «центров, обеспечивающих прибыль», обладающих значительными размерами. Вклад любого отдельного служащего или группы в дело извлечения доходов переплетается с вкладом многих других. При всех обстоятельствах оценка этого вклада субъективна и является предметом споров и обсуждений. Когда же имеет место рост, то, напротив, вклад каждого сотрудника или небольшой группы непосредствен и заметен. Показатели объема продаж нового изделия, новое приспособление или технологическая линия – это конкретная реальность, даже если ее роль в получении доходов и не столь уж заметна, однако все имеющие к ней отношение точно известны. Действительно, рост зачастую приводит непосредственно к вознаграждению тех, кто его обеспечил.

    Если вся экономическая система в целом растет, то, как правило, будут расширяться и отдельные фирмы. К возможностям продвижения внутри данной фирмы добавятся возможности, связанные с возможностью получения высоких постов в других фирмах.

    Поэтому экономический рост рассматривают как первейшую из целей общества.

    3. Модели достижимого роста предприятия
    Рассмотренные выше модели в конечном итоге трансформировались в зависимость между мерой роста и различными характеристиками финансовой деятельности [16], такими как: прибыль, объем инвестиций и дивидендов, левериджем, объемов продаж и т.д. Здесь следует отметить работу Р. С. Хиггинса [24]. Он показал, что достижения желаемого темпа роста зависит от применяемой финансовой политики. Более того, правильно скорректировав финансовую политику, можно добиться требуемого темпа роста. Данная концепция получила название «A Model Of Optimal Growth Strategy» («Модель обеспечения устойчивого роста фирмы»). Классический вариант модели устойчивого роста Хиггинса выглядит следующим образом [25].

    ,

    где





    возможный темп прироста объемов продаж продукции, не нарушающий финансового равновесия предприятия, %;








    сумма чистой прибыли предприятия;








    коэффициент капитализации чистой прибыли;








    чистая рентабельность;








    стоимость активов предприятия;








    коэффициент оборачиваемости активов, в оборотах;








    объем продаж продукции (выручка);








    сумма собственного капитала предприятия.

    Достигнутые в предшествующем периоде значения основных параметров модели выступают в качестве базисного варианта, соответствующего финансовому равновесию. Далее, подбирая различные значений этих параметров, определяется оптимальное значение возможного прироста выручки. Отклонение от этого оптимального значения будет или требовать дополнительного привлечения финансовых ресурсов, или создавать избыточный объем этих ресурсов, нарушая тем самым финансовое равновесие.

    На основе данной модели можно регулировать темпы развития предприятия или основные показатели финансовой деятельности [25] (см. таблицу 2).



    Таблица 2
      1   2   3

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Приемы моделирования экономического роста предприятия